Курсовая работа: Развитие конкурентной среды в экономике России

Название: Развитие конкурентной среды в экономике России
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: курсовая работа

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Кафедра «Экономическая теория и национальная экономика»

Развитие конкурентной среды в экономике России

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»

КР. 510179

Выполнил студент группы ЭП-73 Моисеев П. М.

Проверил руководитель, Шалько А. А.

старший преподаватель кафедры

Хабаровск, 2008 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Конкуренция и конкурентная среда……………………………... 4

1.1 Понятие конкуренции в трудах зарубежных и отечественных экономистов. Конкурентная среда ………………............................... 4

1.2 Механизм формирования конкурентной среды в

экономике страны……………………………………………………… 7

1.3 Антимонопольное регулирование………………………………... 10

Глава 2. Статистический анализ конкурентной среды в России

и Хабаровскомкрае………………………………………………………… 14

2.1 Динамика развития малого бизнеса в России ............................... 14

2.2Современное состояние малого бизнеса в Хабаровском крае….. 17

Глава 3. Государственное регулирование конкуренции в России………. 20

3.1 Поиск эффективных направлений антимонопольной

политики России……………………………………………………….. 20

3.2 Пути развития конкурентной политики в России……………….. 24

Заключение……………………………………………………….................. 27

Список использованных источников……………………………………… 29


Введение

Одним из важнейших аспектов полноценного рынка является борьба за покупателя. Она способствует повышению качества продукции, обогащению ассортимента, продвижению научно-технического прогресса. Именно поэтому все страны с развитой рыночной экономической системой способствуют развитию конкуренции.

В конкурентных экономических условиях предприниматели заинтересованы в поиске потребителей, чтобы добиться цели своей деятельности: получение максимальной прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция заставляет производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. Предприниматели самостоятельно принимают решения о перераспределении ресурсов в экономически более привлекательные сферы.

В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Конкуренция представляет собой конкретный действенный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы “что?” “как?” и “для кого?” производить.

В странах трансформирующейся экономики пришлось заново формировать режим конкуренции, что гораздо труднее по сравнению с задачами по его совершенствованию.

Изменение экономической системы, произошедшее в России, формирование рынка и рыночных отношений выявили потребность в законодательстве, обеспечивающем нормальное функционирование рынка, создание благоприятных условий для развития конкуренции.

Целью данной работы является исследование проблем становления, регулирования и развития конкурентной среды в условиях современной российской экономики.


Глава 1. Конкуренция и конкурентная среда

1.1 Понятие конкуренции в трудах зарубежных и отечественных экономистов. Конкурентная среда

В рыночной экономике в условиях частной собственности, свободы,
инициативы и предпринимательства главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция.

Конкуренция – двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и о расширении своего производства, для чего стремится совершенствовать его технику и организацию, повышает качество продуктов, снижает затраты на производство еденицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент, улучшает торговое и послеторговое обслуживание потребителя. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской приемии Ф. фон Хайеку утверждать, что общества, пологающиеся на конкуренцию, успешнее других достигает сових целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. В этом выражается несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии.

Понятие “конкуренция” в экономической литературе имеет множество различных трактовок. Пожалуй, самое простое и самое распространённое определение дал А.Н. Черкасский: “Рынок не может выполнять свою регулирующую функцию без конкуренции, без торгового соперничества товаропроизводителей ради прибыли”.

Однако, определение конкуренции, даваемое Ф. Хайеком сильно отличается от предыдущего: “…я предлагаю рассматривать конкуренцию как процедуру для открытия (discoveryprocedure) таких фактов, которые без обращения к ней оставались бы никому не известными или по меньшей мере не используемыми. …конкуренция важна как исследовательский процесс, в ходе которого первооткрыватели ведут поиск неиспользованных возможностей, доступных в случае успеха и всем остальным людям…”

Поиск универсальной трактовки понятию конкуренции осложняется тем, что во многих трудах экономистов не дается прямых определений. Авторы характеризуют конкуренцию через задачи, которые она выполняет: “Стимулирование НТП, рост качества продукции, ресурсосбережение” и др. Существуют в научных трудах и такие примечательные фразы, как: “Конкуренция – это процесс, в котором участвуют конкуренты”.

Американские экономисты К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю определяют конкуренцию как присутствие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.

Конкуренция как экономическая категория должна определяться с помощью терминов, в свою очередь являющихся экономическими категориями. Такими терминами могут быть борьба (соперничество, состязательность) и прибыль (доход). Например, А.Е. Городецкий и Л.Н. Лыкова дают следующую характеристику конкуренции как “постоянной борьбы за лидерство, за достойное место в производстве и на рынке, а следовательно, и за вытекающие отсюда возможности в распределении и потреблении”.

Вышеописанному требованию также удовлетворяет определение, даваемое И. Стародубровской: “Экономическая конкуренция – это соревнование предприятий на рынке за предпочтения потребителей с целью получения наибольшей прибыли или дохода”.

Конкурентную среда – это условия, в которых производители товаров ведут конкурентную борьбу. Чем более развита конкурентная среда, тем ближе условия этой среды к рыночной ситуации “совершенной конкуренции”. Совершенная конкуренция в свою очередь имеет следующие черты:

1)
огромное множество продавцов (полиполия) и покупателей при ничтожно
малой рыночной квоте каждого экономического субъекта

2) абсолютная
прозрачность (транспарантность) рынка, состоящая в получении каждым его
агентом информации о состоянии всего рынка (прежде всего о ценах);

3) не-
возможность любого отдельно взятого субъекта рынка оказывать влияние на
решения других при исключении из правил рыночной игры каких-либо
предпочтений и льгот;

4) полная мобильность (возможность перемещения)
всех факторов производства;

5) абсолютная однородность (гомогенность)
реализуемых товаров и услуг;

6) отсутствие субъектного контроля (власти)
над ценами со стороны агентов предложения (производителей), когда ценообразование предстает как объективный процесс.

Совершенная конкуренция является лишь абстрактной, теоретической моделью и в реальной практике хозяйствования никогда не существовала.

Таким образом, конкуренция является сложной и многогранной экономической категорией, представляющую собой цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Конкуренцию можно определить как борьбу между субъектами рынка за более выгодные и эко-
номически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за
качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей, за обществен-
ное признание воплощенного в этих благах труда. Условия, в которых субъекты ведут конкурентную борьбу называются конкурентной средой. Чем более развита конкурентная среда, тем более эффективен механизм рыночной экономики.


1.2 Механизм формирования конкурентной среды в экономике страны

Для формирования конкурентной среды в экономике страны необходимо также создать два условия: достаточное количество субъектов борьбы и преобразование этих субъектов в способных или стремящихся бороться за прибыль. Существуют три средства увеличения количества субъектов конкуренции. Первое средство – демонополизация.

Однако, демонополизация за счет разукрупнения предприятий может вести к негативным последстиям.. Д. Львов, В. Пугачев и А. Пителин указывают: “Создавать внутреннюю конкуренцию в стране за счет разукрупнения предприятий может быть и полезно, но главное в наших условиях – это конкуренция со стороны мирового рынка. А если так, то нужно ли идти на очередное снижение эффективности работы технологически связанных предприятий, разрыв хозяйственных связей, утрату условий для научно-технического програсса ради призрачных идей создания внутренней конкуренции? Не стоит ли лучше подумать о кункурентоспособности нашей промышленности на мировом рынке?” (66,с. 4). Кроме того, разукрупнение предприятий может привести к появлению большого числа монополистов “поменьше”.

Другое средство увеличения количества конкурирующих субъектов – прямое создание новых предприятий через приватизацию государственной собственности.

Третье средство – это способствование самостоятельному образованию конкурентов путем диверсификации производств существующих предприятий, то есть процесс достижения мультипродуктового характера деятельности товаропроизводителя. Примером такого явления является интересный опыт диверсификации крупных предприятий в Кузбассе: АО “КМК”, АО “ЗСМК” и др. Например, в АО “ЗСМК” успешно освоено производство хлеба, колбасы, мебели и других товаров народного потребления.

Прямое способствование диверсификации возможно через законодательное ограничение нормы прибыли в отношении всех видов деятельности, что приведет к необходимости увеличивать прибыль за счет расширения выпуска и направлений деятельности.

Следующий этап: образованные субъекты необходимо преобразовать в потенциальных конкурентов. Это возможно, во-первых, за счет изменения форм собственности, во-вторых, за счет стимулирования некоторых форм конкуренции.

Механизм конкуренции будет действовать более эффективно и предприятия станут превращаться в субъекты конкуренции, если предприниматель и собственник будут совмещены.

Как же государство может способствовать изменению форм собственности? Во-первых, таким способом приватизации, при котором директор арендует предприятие с последующим выкупом за счет прибыли. Во-вторых, осложнением развития всех прочих форм собственности.

Для развития конкурентной среды необходимо стимулировать организационную и технологическую формы конкуренции.

При организационной конкуренции рост производительности труда достигается за счет более разумного и соответственно более эффективного использования всеми известной технологии, традиционного сырья, обычной рабочей силы и так далее.

При технологической конкуренции рост производительности труда достигается за счет внедрения, использования новых технологий, применения уникального способа производства, более удачной комбинации известных всем фирмам и обычных по стоимости факторов производства.

Цель этих методов достижения конкурентных преимуществ – рост производительности труда, в чем предприниматель будет заинтересован. Погоня за ростом производительности труда сделает товаропроизводителя субъектом, способным бороться за прибыль.

Стимулировать улучшение внутренней организации государство может путем содействия устранению зависимости директора от коллектива. Государство должно создать механизм трансформации приватизируемых предприятий в частнокапиталистические. В условиях приватизации, направленной на образование коллективной собственности, директора попадают в зависимость от трудового коллектива, что подчас приводит к плачевным результатам: вся прибыль направляется на потребление, заинтересованности в росте производительности труда никто не проявляет, предпринимательская функция не реализуется.

Стимулировать технологическую конкуренцию государство может всеми теми же средствами, что и в отношении конкуренции внутренней организации, то есть за счет содействия приобретения работниками предпринимательской функции.

Таким образом, в условиях становления рыночных отношений конкурентная среда должна формироваться под контролем государства за счет увеличения количества конкурирующих субъектов и создания таких экономических, правовых, социально-политических и организационных условий во всех сферах экономики, которые обеспечили бы создание самовоспроизводящегося механизма конкуренции. Формирование конкурентной среды невозможно также без следующих факторов: наличия законов и нормативов, обеспечивающих свободу ценообразования, внешнеэкономический деятельности, входа на рынок и выхода из него; разгосударствления и приватизации; поддержки налогового бизнеса; формирования рынка труда и ценных бумаг; антимонопольных мер.


1.3 Антимонопольное регулирование

В условиях отсутствия рыночной конкуренции формирование конкурентной среды должно происходить поэтапно:

1) становление конкуренции между отечественными производителями одной отрасли за рынки сбыта и рынки сырья; появление конкуренции между банками за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми организациями - за установление связей с производителями.

2) формирование межотраслевой конкуренции за норму прибыли, становление нетоварных форм конкуренции, за финансовое лидерство между трестами, концернами, холдингами, финансовыми группами.

3) зарождение равнопартнёрских отношений между отечественными и иностранными производителями.

Развитая конкурентная среда имеет следующие отличительные черты:

· Наличие на рынке большого числа независимых друг от друга покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса.

· Свобода покупателей и продавцов выходить на те или иные рынки и покидать их.

Для того чтобы создать данные условия необходимо увеличивать число мелких и средних предприятий, а также пресекать попытки отдельных предприятий устанавливать на рынках монопольную власть.

Понятие “монополия” в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции.

В неоклассическом подходе экономической теории, монополия – один из видов рыночных структур, характеризующих следующие условия конкурентной борьбы между фирмами отрасли в условиях рынка:

· Существует один продавец уникального товара, то есть товар не имеет близких заменителей, и его продажей занимается только одна фирма;

· Существует непреодолимые или труднопреодолимые входные барьеры в данную отрасль (на рынок данного товара), такие как эффект масштаба (необходимость огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли), превосходство монополиста (исключительная собственность на патенты или контроль над сырьём), недобросовестная конкуренция и др.

Во многих государствах занятие одной фирмой 30-70% рынка рассматривается как монопольное положение.

Монополия как таковая не может быть признана незаконной, поскольку
монопольное положение на рынке может быть завоевано легальным путем
на основе повышения производительности труда с использованием нововведений и т.д. В конечном счете, конкуренция в современной рыночной экономике и существует только в форме монополистической конкуренции.

На основе сравнительного анализа различных теорий монополизма
(П. Сраффа, Д. Робинсон, Г. фон Штаккельберг, Э. Чемберлен) экономическая наука признает, что монополизм объективная тенденция в развитии
современного рыночного хозяйства, не исключающая, однако, конкуренции.
Перед экономической наукой и практикой встает задача определения нега-
тивных проявлений в развитии монополий и поддержания условий для раз-
вития конкуренции.

Для того, чтобы предотвратить отрицательное влияние монополий на экономику, государство проводит антимонопольную политику, т.е. деятельность, связанную
с формированием условий функционирования субъектов рыночных отношений, направленная на достижение оптимального для данного места и времени сочетания эффективности и конкуренции.

Важнейшим средством регулирования деятельности монополистических объединений является антимонопольное законодательство. Это законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение или запрещение монополий, препятствуют созданию монопольных структур и объединений, монопольных действий.

Впервые антимонопольные законы были приняты в конце XIX – начале XX века в США, Канаде, Австралии, поскольку монополизация в этих странах происходила более интенсивно. В 1890 году был принят закон Шермана, который ввел запрет на монополизацию рынка и признавал незаконными любые объединения, способствующие ограничению производства и торговли.

Первые антимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства менялась. На протяжении XX века периоды его ужесточения и либерализации чередовались.

Следует выделить общие основы антимонопольного законодательства:

1) Охрана и поощрение конкуренции.

2) Контроль над фирмами, осуществляющими господство на рынке.

3) Защита интересов потребителей

4) Контроль над ценами.

5) Защита и содействие малому и среднему бизнесу.

Основными методами антимонопольной политики являются:

1. Ограничительные меры.

Они применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

2. Контроль за усилением экономической концентрации.

Экономическая концентрация – это сосредоточение производства, капитала в одном месте или в одних руках, это сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на конкуренцию. Усиление концентрации может привести к установлению монополистического господства, против которого должны быть направлены меры антимонопольного регулирования.

3. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию.

Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан

4. Реестр как инструмент антимонопольного контроля.

По результатам анализа состояния торгового рынка и доли предприятий на нём (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Реестр составляется для того, чтоб иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

Таким образом, важнейшим инструментом формирования и развития конкурентной среды является антимонопольное регулирование – комплекс мер, направленных на ограничение концентрации и монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.


Глава 2. Статистический анализ конкурентной среды в России и на Дальнем Востоке

2.1 Динамика развития малого бизнеса в России

Малый бизнес в России был порожден реформами. 18 июля 1991 года Постановление Правительства Российской Федерации № 446 были введены критерии отнесения предприятий к категории малых, определены общие условия и правила их функционирования. На начало реформ пришелся сильный рывок людей в бизнес и, прежде всего в малую его форму. В 1992 году было создано порядка 190 тысяч новых малых предприятий, это примерно в полтора раза больше, чем за 1991 год. В того времени пошло пополнение частного сектора за счет малых предприятий. К 1995 году порядка 65% всех российских предприятий были малыми.

К середине 1990-х годов темпы его развития малого предпринимательства стабилизировались на достаточно низком уровне, а затем наступил застой: ни число официально зарегистрированных малых предприятий, ни количество занятых в них практически не менялись. Сравним некоторые данные о развитии малого бизнеса в России и в ряде стран Запада.

Таблица 2.1.1 Масштабы развития малого предпринимательства в ведущих странах мира и России на конец 1995 года

Страны Число малых и средних предприятий, тыс. Число малых и средних предприятий на 1000 жителей Число занятых, млн. человек Доля малых и средних предприятий в общей численности
занятых, %
Доля малых и средних предприятий в ВВП, %
Великобритания 2630 46 13.6 49 50-53
Германия 2290 37 18.5 46 50-52
Италия 3920 68 16.8 73 57-60
Франция 1980 35 15.2 54 55-62
Страны ЕС 15770 45 68 72 63-67
США 19300 74.2 70.2 54 50-52
Япония 6450 49.6 39.5 78 52-55
Россия 844 5.65 8.3 13 10-11

Из таблицы видно, что Россия отстает от развитых стран Европы, США и Японии по большинству параметров развития малого предпринимательства весьма значительно.

С 1996 года статистика велась в соответствии с новыми критериями отнесения предприятий к малым, введенными Законом РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Закон сократил допустимое число работающих на одном малом предприятии с 200 до 100 человек. С 1996 года наблюдается совокупный прирост числа малых предприятий 5,8%. И хотя этот показатель развития малого бизнеса очень мал, он говорит о поступательном развитии данного сектора экономики России.

Августовский кризис 1998 года привел к заметному ухудшению положения малого бизнеса. Наиболее стабильным показателем оставалась занятость – более чем у 60% опрошенных она не сократилась или даже возросла. По остальным же показателям, таким как оборот, прибыль, инвестиции, динамика имела явно выраженный отрицательный характер.

К началу 2000 года общее число постоянно работающих на малых предприятиях составило порядка 6 млн. 486 тыс. человек или 10% от общего числа работающих на российских предприятиях. Этот показатель сократился на 23,5% по сравнению с 1994 годом. Такой статистический результат явился закономерностью, так как новые критерии численности рабочих на малом предприятии в два раза уменьшили допустимый порог.

Таблица 2.1.2 Малые предприятия РФ

Год 1997 1998 2000 2004 2005 2006
Число малых предприятий, тыс. 841737 861063 879,3 953,1 979,3 1032,8
Оборот малых предприятий, млн. руб. (1995 год – млрд. руб.) 303056,3 261908 423711,6 813651,4 9612570 12099232

В 2005 году число малых предприятий составило 979,3 тыс., а в 2007 году число малых предприятий в России превысило миллион. По данным Минэкономразвития, вклад малого бизнеса в российскую экономику составляет 15-17%. По сравнению с развитыми западными странами, этот показатель в России ниже на 3-3,5 %.

До настоящего времени сохраняется неравномерность распределения малых предприятий по территории России. Так, порядка 30% всех действующих малых предприятий расположены в Центральном районе. Среди городов сохраняют лидерство по числу малых предприятий Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.

В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 7 малых предприятия, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 и 23 предприятия соответственно.

Не менее высок разрыв в уровнях развития малого бизнеса, измеряемых другими показателями. В России доля малых предприятий в общем числе предприятий составляет 21%. В странах ЕС только микропредприятия составляют более 90% от общего числа предприятий.

Таким образом, в целом, уровень развития сектора малого бизнеса в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рынка, потребностей экономики Российской Федерации. Однако тенденция к увеличению предприятий в рамках отдельных отраслей экономики на фоне экономического подъема должна в последствии привести к положительным результатам в развитии конкурентной среды.


2.2 Современное состояние малого бизнеса в Хабаровском крае

В настоящее время в Хабаровском крае осуществляется реализация мероприятий "Основных направлений развития и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2007-2009 годы", утвержденных постановлением Правительства края № 4-пр от 12 января 2007 года.

В 2007 году количество малых предприятий составило 12,4 тыс. единиц, зарегистрированных индивидуальных предпринимателей - 29,8 тысяч человек.

Численность занятых в малом бизнесе возросла на 2,3 процента по сравнению с предыдущим годом и достигла 178 тысяч человек, доля работающих увеличилась до 24,5 процента (2006 г.- 23,9%) в общей численности занятых в экономике края.

Объем оборота малых предприятий в 2007 году составляет 115,0 млрд. рублей с ростом к 2006 году на 45 процентов. Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях увеличилась с 6,9 тыс. рублей в 2006 г. до 11,3 тыс. рублей в 2007 году.

При активном содействии Правительства края привлечено более 430 млн. рублей внебюджетных средств (с ростом на 9 процентов к 2006 г.) на кредитование проектов малого бизнеса за счет развития кредитных кооперативов и лизинга.

Развивается информационная поддержка малого бизнеса, продолжается повышение квалификации кадров в малом бизнесе. Всего в 2007 году проведено около 200 семинаров, на которых прошли обучение около 4,8 тысяч человек.

Развивается социальное партнерство бизнеса и власти, одной из форм которого являются трехсторонние соглашения между краевым объединением профсоюзов, представителями работодателей и Правительством края.

В 2007 году создано региональное объединение работодателей "Союз работодателей Хабаровского края", деятельность которого направлена на развитие эффективной системы социального партнерства, сотрудничество с властными структурами и профсоюзами по вопросам социально-экономического развития края.

Таблица 2.2.1 Отдельные показатели деятельности малого предпринимательства в Хабаровском крае в 2005-2007 гг.

Показатели Ед.изм. годы
2005 2006 2007
1. Количество субъектов малого предпринимательства (по состоянию на конец года) ед. 31 059 35675 42168
1.1 Число малых предприятий ед. 7555 9319 12375
1.2 Кол-во зарегистрированных индивидуальных предпринимателей тыс.чел. 23,5 26,4 29,8
2. Численность работающих в малом бизнесе (на малых предприятиях, зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и по найму) тыс. чел. 168, 0 174,0 178,0
2.1 Средняя численность работающих на малых предприятиях тыс.чел. 93,3 93,7 104,6
3. Доля численности работающих в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике % 23,2 23,9 24,5
4. Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях тыс.руб. 8,0 6,9 11,3
5. Объем оборота произведенной продукции, работ (услуг) малыми предприятиями млн.руб 81886,7 79388,5 115261,8
6 Инвестиции в основной капитал малых предприятий млн.руб 1358,1 1293,8 2582,7
6.1 Доля инвестиций в основной капитал малых предприятий от общих инвестиций в экономику % 3,4 2,9 4,9
7. Доля оборота произведенной продукции, работ (услуг) малыми предприятиями в обороте полного круга организаций по всем видам экономической деятельности % 26,6 23,9 28,1
Налоговые поступления от субъектов малого бизнеса в бюджеты всех уровней млн.руб 4396,2 5980,3 6174,3
Темп роста % 136,0 103,2
в т.ч. в бюджет края млн.руб 2206,5 3286,2 3351,2
Темп роста % 148,9 102,0
Доля налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса в общем объеме уплаченных налогов в бюджеты всех уровней % 10,0 11,5 9,1
Доля налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса в общем объеме уплаченных налогов в бюджет края % 10,2 12,5 10,0

Совет по предпринимательству при Губернаторе Хабаровского края, как совещательный и экспертный орган, активно участвует в поиске новых форм партнерства малого, среднего бизнеса и власти в целях ускорения экономического роста. Аналогичные Советы созданы при главах городских округов

В 2007 году продолжалась работа "телефона доверия" по вопросам устранения административных барьеров во взаимоотношениях предпринимателей с федеральными, краевыми органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. За 2007 год на "телефон доверия" поступило 213 обращений от предпринимателей и жителей края, в т.ч. собственно по административным барьерам – 41, по которым предложены меры по решению конфликтных ситуаций. По остальным вопросам даны необходимые консультации и разъяснения.

На реализацию мероприятий основных направлений поддержки в 2007 году из краевого бюджета было выделено 4,2 млн. рублей, около 50 процентов которых было направлено на содействие производственной и инновационной поддержке малого бизнеса.

Таким образом, в Хабаровском крае наблюдаются положительные результаты деятельности малого бизнеса. Однако его потенциал используется не в полной мере. Ключевыми факторами, негативно влияющими на развитие, по-прежнему являются недостаток собственных финансовых средств и недоступность банковских кредитных ресурсов, особенно для начинающих предпринимателей, слабо развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, особенно в районах.

Глава 3. Государственное регулирование конкуренции в России

3.1 Поиск эффективных направлений антимонопольной политики России

В 1991 г в России был принят закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Его цель – определение организационных и правовых основ, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В 1995 году принят Федеральный закон “О естественных монополиях”, в котором кроме понятия естественной монополии определятся основные сферы государственного регулирования, такие, как:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам,

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии,

- железнодорожные перевозки и др.

В законе также определен один из основных методов регулирования деятельности естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляющееся путем установления ценовых барьеров или их предельного уровня.

В настоящее время, антимонопольная политика России находится в постоянном поиске ее эффективных направлений, адекватных российским условиям.

Преимущественное развитие В России получило направление антимонопольной политики, связанное с регулированием прав собственности, ставящих препятствия появлению новых монополий. Однако
блок ценового регулирования действующих монополий, не относящихся к естественным, представлен недостаточно.

Особенно важно для государства проводить
анализ конъюнктуры рынка с целью выявления монополистического
ценообразования. В развитых странах работа по анализу и выявлению фактов повышения
цен на основе сговора предшествует
применению санкций по отношению к монополистам.

Формально в России существует подобная практика, закрепленная законодательством. Статья пятая Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает использование монопольно высоких цен. По факту же, имеются огромные масштабы их применения. Однако
антимонопольные органы не справились до сих пор с задачей злоупотребляющих монопольной властью, а также выявления монополистов. Потребность в данном направлении ценового регулирования деятельности монополий в России очень высока.

Применение практики жестокого контроля ценообразования
монопольного рынка до периода перестройки привело российское государство к необходимости либерализации ценообразования и сосредоточении усилии на формировании здоровой конкурентной среды. Сейчас сохраняется прямое, но
осторожное ценовое регулирование лишь по продукции естественных монополий, деятельность которых нуждается в постоянном
и непрерывном контроле.

По отношению к естественным монополиям применяются следующие методы регулирования: ценовое, когда осуществляется прямое определение цен (тарифов) или их предельного уровня;
определение потребителей для обязательного обслуживания или
установление минимального уровня их обеспечения.

В обязанность федеральной антимонопольной службы входит контроль над
различными видами деятельности субъектов естественных монополий,
включая сделки по использованию прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу или сдачу в аренду имущества.

Следует отметить, что чрезмерное стремление государства к сдерживанию цен на продукцию естественных монополий может
привести также и к негативным последствиям развития экономики. Известно, что замораживание цен ведет к образованию дефицитов, а недостаточное наполнение производства услугами инфраструктуры ведет
к уменьшению валового национального продукта, что нежелательно.
Это обстоятельство объясняет осторожность, с которой действует
правительство в ценовом регулировании естественных монополий.

Наибольшие усилия в антимонопольной политике России направлены на регулирование естественных монополий. При этом приоритетными считаются следующие направления:

- выделение из субъектов естественных монополий самостоятельных предприятий, оказывающих услуги, прямо связанные с функциями естественных монополий;

- организация контроля над финансовыми потоками естественной
монополии;

- контроль уровня тарифов на имеющихся неконкурентных
рынках;

- совершенствование ценообразования на основе поэтапной либерализации цен на продукцию естественных монополий на конку-
рентных рынках.

Антимонопольное регулирование в России приняло наиболее
развитые формы лишь на рынке товаров. Остальные рынки испытывают более слабую антимонопольную коррекцию, которая строится
на фрагментарной правовой базе.

Антимонопольная политика оказалась малодейственной в результате увеличения масштабов коррупции чиновников. Их интеграция в бизнес сопряжена с захватом ими крупных кусков рынка. Антимонопольная
политика не межет оказывать им должного сопротивления, опасаясь конфликтов с властью.
В данной области должны со временем быть созданы и отлажены механизмы исполнения законов.

Антимонопольное регулирование должно использовать имеющиеся резервы его эффективности. Потребность в этом будет по-
вышаться на стадии экономического роста, в которую вступила рос-
сийская экономика. Именно на стадии роста монопольная власть
обычно усиливается. При растущем рыночном спросе монополии получают
возможность активизировать свои ценовые стратегии, которые акозывают
инфляционное воздействие на экономику.

Таким образом, антимонопольное регулирование не должно сводиться к надзору за соблюдением правил поведения на рынке, а призвано носить созидательный характер. Необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции и взыскивать за его нарушение. Однако все карательные рычаги воздействия бесполезны, если отсутствует должное внимание проблемам развития отечественного производителя, повышение его конкурентоспособности, обеспечения экономической безопасности государства и общества, поощрения добропорядочных, законных методов ведения бизнеса.


3.2 Пути развития конкурентной политики в России

Основной акцент конкурентной политики России в настоящее время продолжает обуславливаться совершенствование антимонопольного законодательства.

В настоящее время органом, осуществляющим надзор и контроль над соблюдением антимонопольного законодательства, является Федеральная антимонопольная служба России. Существенно, что в ее функции не входят формирование и осуществление конкурентной политики в направлении создания и развития конкуренции. В настоящее время ни на один государственный орган не возложены такие функции.

Можно выделить четыре основные группы проблем на современном этапе развития конкурентной среды.

1. Структурные проблемы российской экономики.

2. Несовершенство правого регулирования и правоприменительных механизмов.

3. Низкая правовая культура.

4. Теневая экономика и коррупция.

Выделяют также такие проблемы, как неразвитость малого и среднего бизнеса, недостаточную конкурентоспособность российского бизнеса, недостатки проведенной приватизации.

В настоящее время в один ряд с проблемой высокой монополизации рынков встает еще одна – олигополизация рынков в результате картельных сговоров.

Одним из важнейших направлений развития конкуренции должно быть поддержка малого и среднего бизнеса, который напрямую страдает от высокой монополизации и олигополизации рынка. Предпринимательство постоянно сталкивается с целым рядом проблем. Главные среди них – это административные барьеры, несовершенство кредитной, налоговой, ценовой политики государства в отношении малого и среднего бизнеса.

Актуальной проблемой на сегодня является невыработанность механизмов защиты отечественного производителя, несовершенство таможенно­тарифной политики. В настоящее время предпринимаются попытки изменить ситуацию, курс правительства РФ направлен на применение антидемпинговых механизмов при защите отечественных рынков.

Негативное влияние на развитие конкуренции в РФ оказали и результаты приватизации, явившейся основным следствием износа основных фондов.

В основном Несовершенство правового регулирования заключается в недостатках материальных и процессуальных норм антимонопольного законодательства, а также судебной практики.

Серьезным недостатком материальных норм является исключительно санкционный характер антимонопольного законодательства, который выражается в отсутствии норм по развитию конкуренции, неразвитости и непоследовательности конкурентной политики, отсутст­вии доктринального документа, задающего эту политику, а также превентивных механизмов и механизмов по защите интересов пострадавших субъектов.

В блоке проблем, связанных с процессуальными нормами, следует отметить большую длительность сроков расследования антимонопольных правонарушений, неразвитость механизмов контроля и надзора за исполнением решений, дефицит полномочий антимонопольных органов по расследованию дел, их слабую взаимосвязь с правоохранительными органами.

Проблемы, связанных с низкой правовой культурой, включают низкий уровень культуры рыночных отношений и низкий уровень правосознания потребителя. Отсутствуют системы информирования участников рынка о возможности использования конкурентного законодательства для защиты своих интересов. Отсутствие пропаганда рыночных конкурентных отношений. Необходимо введение специализированных образовательных курсов, осуществление государственной пропаганды в СМИ. В связи с проблемой, особенно важна роль всевозможных союзов и ассоциаций, торгово­промышленных палат и иных общественных организаций. Необходима разработка документа наподобие Кодекса конкурентного поведения, носящего рекомендательных характер.

Теневая экономика и коррупция дают возможность отдельным хозяйствующим субъектам получать преимущества в предпринимательской деятельности не конкурентными методами, а с помощью внеправовых методов, тем самым подрывают нормальную конкуренцию,

Использование коррупционных методов позволяет осуществлять недобросовестную конкуренцию. Например, можно серьезно подорвать его деловую репутацию конкурента, или даже избавиться от него, направив антимонопольные органы.

Таким образом, в настоящее время очевидна необходимость единой последовательной государственной конкурентной политики в России. Во-первых, необходим национальный доктринальный документ, задающий конкурентную политику, определяющий ее основные задачи, цели, конкретные меры и субъекты их реализации.

Во-вторых, необходимо совершенствование антимонопольного законодательства.

В-третьих, необходима дальнейшая работа по разработке пакета подзаконных нормативных правовых актов, позволяющих реализовывать законодательные нормы.


Заключение

Конкуренция является сложной и многогранной экономической категорией, представляющую собой цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Конкуренцию можно определить как борьбу между субъектами рынка за более выгодные и эко-
номически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за
качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей, за обществен-
ное признание воплощенного в этих благах труда. Условия, в которых субъекты ведут конкурентную борьбу называются конкурентной средой. Чем более развита конкурентная среда, тем более эффективен механизм рыночной экономики.

В условиях становления рыночных отношений конкурентная среда должна формироваться под контролем государства за счет увеличения количества конкурирующих субъектов и создания таких экономических, правовых, социально-политических и организационных условий во всех сферах экономики, которые обеспечили бы создание самовоспроизводящегося механизма конкуренции. Формирование конкурентной среды невозможно также без следующих факторов: наличия законов и нормативов, обеспечивающих свободу ценообразования, внешнеэкономический деятельности, входа на рынок и выхода из него; разгосударствления и приватизации; антимонопольных мер; поддержки налогового бизнеса; формирования рынка труда и ценных бумаг.

Важнейшим инструментом формирования и развития конкурентной среды является антимонопольное регулирование – комплекс мер, направленных на ограничение концентрации и монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.

Антимонопольное регулирование не должно сводиться к надзору за соблюдением правил поведения на рынке, а призвано носить созидательный характер. Необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции и взыскивать за его нарушение. Однако все карательные рычаги воздействия бесполезны, если отсутствует должное внимание проблемам развития отечественного производителя, повышение его конкурентоспособности, обеспечения экономической безопасности государства и общества, поощрения добропорядочных, законных методов ведения бизнеса.

В целом, уровень развития сектора малого бизнеса в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рынка, потребностей экономики Российской Федерации. Однако тенденция к увеличению предприятий в рамках отдельных отраслей экономики на фоне экономического подъема должна в последствии привести к положительным результатам в развитии конкурентной среды.

В Хабаровском крае наблюдаются положительные результаты деятельности малого бизнеса. Однако его потенциал используется не в полной мере. Ключевыми факторами, негативно влияющими на развитие, по-прежнему являются недостаток собственных финансовых средств и недоступность банковских кредитных ресурсов, особенно для начинающих предпринимателей, слабо развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, особенно в районах.

В настоящее время очевидна необходимость единой последовательной государственной конкурентной политики в России. Во-первых, необходим национальный доктринальный документ, задающий конкурентную политику, определяющий ее основные задачи, цели, конкретные меры и субъекты их реализации.

Во-вторых, необходимо совершенствование антимонопольного законодательства.

В-третьих, необходима дальнейшая работа по разработке пакета подзаконных нормативных правовых актов, позволяющих реализовывать законодательные нормы.


Список использованных источников

1. Акишин В. В. Конкуренция: современные тенденции, проблемы становления / В. В. Акишин – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. – 154 с.

2. Актуальные проблемы экономики современной России: сборник научных трудов / Под ред. А. А. Оводенко. – СПб.: ГУАП, 2007. – 310 с.: ил.

3. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2002. – 895 с.

4. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

5. Е. Ясин. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ. – М., 2003. – с. 430

6. Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 года № 948-1

7. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов / С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахломов и др.; Под ред. А. Г. Цыганова. – М.: Логос, 1999 – 368с.: ил.

8. Конкурентное право Российской Федерации: Учебное пособие для вузов / Н. В.Васильева, Ю. Ю. Горячева, Н. Г. Доронина и др.; Под ред. И.И. Клейн, Н. В. Фонарёвой. - М.: Логос, 1999. – 432 с.

9. Конкурентная Россия. Метамарфозы конкуренции. Конкурентная политика. Экономический рост – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004 – 416 с.

10. Кудров В.М. Национальная экономика России. Учебник / В.М. Кудров.– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2007.- 544 с.

11. Малое предпринимательство в России. 2007. Стаистический сборник/ Росстат – М., 2007. – 151 с.

12. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. – М.: РАРМП, 1996. с.11

13. Малый бизнес Хабаровского края: Официальный сайт министерства экономического развития и внешних связей. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан - Режим доступа: http:// www.mb.kht.ru.

14. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2-х т. Т.1: Пер. с 13-го англ. изд.-М.: ИНФРА-М, 2000. – 486 с.

15. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.

16. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник /Госкомстат России – М., 1995. – 976 с.

17. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб. /Госкомстат России – М., 1998. – 813 с.

18. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. Сб. / Росстат. – М., 2006. – 806 с.

19. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. Сб. / Росстат. – М., 2007. – 826 с.

20. Словарь терминов рыночной экономики. / Под ред. В. М. Питерского. – М, 1994.

21. Социалистическое соревнование (очерки теории) / Л. А. Бейлин, М. И. Воейков, П. В. Гречишников и др. – М.: Наука, 1989. – 224 с.

22. Стародубровская И. От монополизма к конкуренции. - М. - 1990 с. 34

23. Федеральный закон Российской Федерации "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 года № 135 Ф3

24. Хабаровский край в 2006 году: Стат. сб. / Хабаровскстат – г. Хабаровск, 2007 – 308 с.

25. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: Реориентация теории стоимости. Пер. с англ./ Под ред. Ю. Я. Ольсевича. – М.: Экономика, 1996. – 351 с.

26. Экономическая теория в современной России: Глобальные тенденции и национальные традиции / Под ред. А. А. Пороховского – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003. – 261 с.

27. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачевой. – М., Юрайт–Издат, 2006. - 557 с.

28. Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой – М.: Издательство “Экзамен”, 2004. – 592 с.

29. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Проф. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 447 с.

30. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб. – практ. пособие. – М., 1998.

31. Якунин В. И. Актуальные проблемы формирования государственной конкурентной политики в Российской Федерации / В. И. Якунин // “Власть” [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.]: Издательский дом «Парад», 2004-2005. – Режим доступа: http://www.transpress.ru/index.html