Реферат: Совершенствование финансового планирования на предприятии в МУП ЖКХ Грачёвского района
Название: Совершенствование финансового планирования на предприятии в МУП ЖКХ Грачёвского района Раздел: Рефераты по банковскому делу Тип: реферат | |
Содержание Введение …………………………………………………………………………. 3 1 Теоретические аспекты планирования финансовой деятельности на современном предприятии ………………………………………………………. 6 1.1 Сущность и методы финансового планирования на предприятии ………..6 1.2 Виды финансового планирования …………………………………………..14 1.3 Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики предприятия ……………………………………………….16 1.4 Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии …………………………………………………………………………25 2 Организация финансового планирования в системе управления МУП ЖКХ Грачёвского района ……………………………………………………………….32 2.1 Организационно-экономическая характеристика МУП ЖКХ Грачёвского района ……………………………………………………………………………..32 2.2 Анализ планирования финансовой деятельности предприятия 2.3 Достоинства и недостатки действующей системы финансового планирования на предприятии 3 Совершенствование финансового планирования на предприятии в МУП ЖКХ Грачёвского района 3.1 Проблемы организации финансового планирования и контроля на отечественных предприятиях 3.2. Стратегическое планирование деятельности предприятия в условиях Заключение Список используемых источников Приложения Введение Финансы предприятия занимают ведущее место в воспроизводственном процессе и формировании собственных денежных средств и централизованных финансовых ресурсов государства. Осуществляемые в стране реформы привели к увеличению объёмов и потоков социально-экономических связей, повышению роли распределительных отношений. Появились и продолжают развиваться негосударственный сектор экономики, современная банковская система, рынки товаров, услуг, капитала. Предприятия перешли к широкому использованию рыночных методов регулирования своей деловой активности. Основной целью предпринимательской деятельности предприятий стало получение прибыли, которая служит важнейшим источником и предпосылкой приращения капитала, роста доходов предприятия и его собственников. Этой цели можно достигнуть лишь при оптимальной организации финансов на предприятиях, позволяющей не только укрепить их финансовое положение и конкурентоспособность, но и обеспечить финансовую стабилизацию в стране. Финансы предприятий являются основой финансовой системы государства, поскольку предприятия представляют собой главное звено народнохозяйственного комплекса. Состояние финансов предприятия оказывает влияние на обеспеченность общегосударственных и региональных денежных фондов финансовыми ресурсами. Зависимость здесь прямая: чем крепче и устойчивее финансовое положение предприятий, тем обеспеченнее общегосударственные и региональные денежные фонды, более полно удовлетворяются социальные, культурные потребности и др. В условиях рынка особую актуальность приобретает финансовое планирование как одна из главных функций финансового менеджмента на предприятии. Ее можно определить как умение предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и то, какие ресурсы необходимы для достижения определенных целей. Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния предприятия. В нашей стране сложилось двоякое отношение к финансовому планированию на предприятии. Директивное планирование, присущее командно-административной экономике, выработало достаточно негативное отношение к процессу планирования. Преобразования в экономике и построение рыночных отношений, нестабильность экономической конъюнктуры не позволяли оценить значимость и необходимость финансового планирования для деятельности любого хозяйствующего субъекта. Вместе с тем именно неопределенность усиливает риск предпринимательской деятельности и, следовательно, необходимость планирования и прогнозирования в условиях рынка возрастают. Главной целью финансового планирования на предприятии является обоснование стратегии его развития с позиции компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а также определение необходимого объема финансовых ресурсов для реализации данной стратегии. Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей выработки и принятие решений в сфере финансового планирования на конкретном предприятии. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:- раскрыты теоретические аспекты планирования финансовой деятельности на современном предприятии; - дана организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия; - указан процесс разработки финансового плана на данном предприятии; - приведены рекомендации по совершенствованию процесса разработки финансового плана и улучшения результатов деятельности исследуемого предприятия. Объектом исследования является МУП ЖКХ Грачёвского района. Предметом исследования представляет собой обобщение практики планирования и организации финансовой деятельности в МУП ЖКХ Грачёвского района. При этом поставлена задача отразить не только положительный опыт работы, но и, главным образом вскрыть причины имеющихся недостатков в организации финансовой деятельности на данном предприятии, а также наметить пути их устранения. В работе использовались экономико-статистический, монографический, расчётный и другие методы экономического исследования. 1. Теоретические аспекты планирования финансовой деятельности на современном предприятии 1.1 Сущность и методы финансового планирования на предприятии В условиях рыночной экономики искусство управления всё в большей мере сосредоточивается на использовании внутреннего потенциала предприятия, на экономическом обосновании принимаемых управленческих решений, что в свою очередь требует совершенствования приёмов и методов финансового управления предприятием. Управление финансами представляет собой процесс, цель которого – улучшение финансового состояния предприятия и получение определённых финансовых результатов. С формированием в России рынка средств производства, капиталов и труда, становлением многоукладной экономики и рыночного ценообразования коренным образом изменяется механизм управления финансами на предприятии. Организация эффективного управления финансовыми ресурсами с учётом методов, адекватных рыночной экономике, осуществляется в рамках финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой систему рационального управления движением денежных потоков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия в целях достижения текущих и стратегических целей. Другими словами, он связан с оптимизацией финансовых средств предприятия для достижения собственниками максимального дохода [12, C.124]. Как любая система управления, финансовый менеджмент состоит из двух подсистем: управляемой (объекта управления) и управляющей (субъекта управления), представленные на рис. 1 [18, C.290]. Рис. 1 - Общая схема финансового менеджмента Объектом исследования в финансовом менеджменте являются финансовые ресурсы в виде денежного оборота хозяйствующего субъекта, представляющего собой постоянный поток денежных поступлений и выплат. Каждому направлению расходования денежных фондов должны соответствовать определённые источники: на предприятии к источникам можно отнести собственный капитал и пассивы, которые инвестируются в производство и приобретают форму активов. На действующем предприятии невозможно определить исходную и конечную точки денежного оборота. Объём денежных средств, которым располагает предприятие, изменяется во времени и зависит от характера производственного процесса, объёма продаж, погашения дебиторской задолженности и др. Величина запасов сырья, незавершённого производства готовой продукции на складе, дебиторская задолженность и подлежащий оплате коммерческий кредит также колеблются в зависимости от реализации, производственного процесса и финансовой политики предприятия в отношении кредиторской и дебиторской задолженности, формирования запасов. Процесс управления денежным оборотом в значительной мере состоит в прогнозировании на длительную перспективу движения денежных средств и оценке его влияния на финансовое состояние предприятия. Управлять денежным оборотом – значит на основе анализа всех сторон денежного оборота предприятия, кругооборота всего капитала, движения финансовых ресурсов, состояния финансовых отношений предприятия с другими участниками экономического процесса верно рассчитать объём и интенсивность потоков денежных средств на ближайшее время и перспективу. В условиях рыночной экономики в процессе управления финансами любой хозяйствующий субъект выступает на финансовых рынках в различных ролях: инвестора и эмитента ценных бумаг, заёмщика и кредитора. Все возникающие при этом связи обслуживаются с помощью различных финансовых инструментов, к числу которых относятся акции, облигации, фьючерсы и т.п. [20, C.199]. Воздействие на объект управления осуществляется с помощью многочисленных методов и приёмов. Основную группу составляют методы, посредством которых государство централизовано проводит управление экономикой. Эти методы носят общеэкономический характер, к ним относятся следующие системы: налогообложения, кредитования, амортизационных отчислений, кассовых и расчётных операций, страхования и др. На применении современных методов анализа и синтеза сложных систем и процессов основываются финансовое и налоговое планирование, прогнозирование деятельности коммерческой организации. Эти методы позволяют адекватно отразить основные характеристики и тенденции реальных рыночных процессов в математических моделях. В настоящее время на большинстве российских предприятий финансовая служба либо растворена внутри других служб, либо вообще отсутствует. Часто встречается и другая крайность, когда главный бухгалтер совмещает обязанности и финансового менеджера. Здесь необходимо отметить, что отдавая должное большой и сложной работе главного бухгалтера и руководимой им службе, следует помнить, что совместить в одном лице эти две должности: одновременно быть опытным бухгалтером и квалифицированным финансовым менеджером невозможно. Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективного достижения. Эти цели разрабатываются в виде «дерева целей» и отражают желаемое будущее, выраженное стоимостными или количественными показателями, ключевыми для данного уровня управления. Планирование финансов на предприятии осуществлялось и в прежние годы. В условиях административно-командной экономики пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся заданиями отраслевого министерства, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных цифр, которые доводились до предприятий вышестоящими организациями. Утверждаемые самим предприятием годовые финансовые планы тем не менее были регламентированы «сверху» по важнейшим показателям: объёму реализуемой продукции, номенклатуре выпускаемых изделий, сумме прибыли, рентабельности, платежам в бюджет. Планы получались громоздкие, трудноприменимые для управления. В этих условиях предприятию, его финансовой службе отводилась роль простых исполнителей, а потребность в финансовом планировании на низовом уровне при директивном управлении утрачивалась [10, C.152]. Рыночная экономика как более сложная и организационная социально-экономическая система требует качественно иного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчёты планов, ответственность несёт само предприятие ухудшением своего финансового состояния. Сложившаяся уже за последнее десятилетие система финансового планирования в организациях имеет целый ряд серьёзных недостатков. Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции. Планирование сегодня – процесс очень трудоёмкий. Существующие планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное число документов, большинство из которых не пригодны для использования финансовой службой в целях анализа и корректировки действий. Процесс финансового планирования затянут во времени, что не позволяет использовать плановые показатели для принятия оперативных управленческих решений, так как они больше отражают историю. При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: оптовая цена предприятия формируется без учёта рыночной конъюнктуры. На предприятиях, как правило, отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные, не используется понятие маржинальной прибыли, не всегда проводится анализ безубыточности продаж. В процессе финансового планирования не оценивается эффект операционного рычага, не ведётся расчёт запаса финансовой прочности. Существующая система планирования не позволяет проводить достоверный анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности на рынке. Однако наряду с осознанной необходимостью широкого применения современного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях. Основные из них [16, C. 189]: - высокая степень неопределённости на российском ранке, связанная с продолжавшимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование); - незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьёзных финансовых разработок; - отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса. Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно: - воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; - обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития; - предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции; - служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов. Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой – с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определённые подходы к планированию развития отдельного предприятия в интересах её владельцев и с учётом реальной обстановки на рынке. Основными задачами финансового планирования на предприятии являются [13, C. 311]: - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; - определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования; - выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счёт экономного использования денежных средств; - установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами; - соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; - контроль за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия. В практике финансового планирования применяются следующие методы: - экономического анализа; - нормативный; - балансовых расчётов; - денежных потоков; - многовариантности; - экономико-математического моделирования. Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют и нормативы хозяйствующего субъекта, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Современные методы калькулирования затрат, такие, как стандарт-кост и маржинал-костинг, основаны на использовании внутрихозяйственных норм. Использование метода балансовых счетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определённую дату в перспективе. Причём большое влияние должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия. Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определённую дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объёмную информацию, чем метод балансовой сметы. Метод многовариантности расчётов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчётов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные. Так, например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом – рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижении цен на продукцию. Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими. Процесс финансового планирования включает несколько этапов. На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёт о движении денежных средств. Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких, как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия. На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов. На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование. Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением. Финансовое планирование (в зависимости от содержания, назначения и задач) можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное. 1.2 Виды финансового планирования Финансовое планирование (в зависимости от содержания, назначения и задач) можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное. Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Данное планирование в современных условиях охватывает период от одного года до трёх лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объёмов финансовых ресурсов и направлений их использования. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития, она должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке влечёт за собой корректировку финансовой, а затем и общей стратегии развития хозяйствующего субъекта. Другими словами, в рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. В ходе стратегического планирования ведётся активный поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего из них и построение на этой основе стратегии развития предприятия. Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии компании на рынке. Прогнозирование (от греч. prognosis – предвидение) состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. Результатом перспективного финансового планирования является разработка трёх основных финансовых документов [17, C.217]: - прогноза отчёта о прибылях и убытках; - прогноза движения денежных средств; - прогноза бухгалтерского баланса. Текущее финансовое планирование является планированием осуществления; оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации (предприятия). Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом. Документы текущего финансового плана составляются на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчётному периоду. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал. В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчётный счёт и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счёт заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха организации (предприятия). Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях в технологии и организации процесса производства. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платёжного календаря, кассового плана и кредитного плана. 1.3 Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики предприятия Построение эффективной системы управления финансами является главной целью финансовой политики, проводимой на предприятии приятии. Разработка финансовой политики предприятия должна быть подчинена как стратегическим, так и тактическим целям. Стратегическими целями финансовой политики являются: - максимизация прибыли; - оптимизация структуры источников финансирования; - обеспечение финансовой устойчивости; - повышение инвестиционной привлекательности. Решение краткосрочных и текущих задач требует разработки учетной, налоговой и кредитной политики предприятия, а также политики управления оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностями, издержками предприятия, включая выбор способов амортизации. Совмещение интересов развития предприятия, наличие достаточного уровня денежных средств для этих целей и сохранение его платежеспособности возможно только при согласованности стратегических и тактических задач, которые формализуются в процессе финансового планирования. Финансовый план формулирует цели и критерии оценки деятельности предприятия, дает обоснование выбранной стратегии и показывает, как достичь поставленных целей. В зависимости от целей можно выделить стратегический, краткосрочный и оперативный виды финансового планирования. Стратегическое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. В широком смысле его можно назвать планированием роста и развития предприятия. Оно носит долгосрочный характер и связано с принятием основополагающих финансовых и инвестиционных решений. Финансовые планы должны быть тесно связаны с бизнес-планами предприятия. Финансовые прогнозы только тогда приобретают практическую ценность, когда проработаны производственные и маркетинговые решения, которые требуются для воплощения прогноза в жизнь. В мировой практике финансовый план является важнейшим элементом бизнес-планов. Текущее краткосрочное планирование необходимо для достижения конкретных целей. Этот вид планирования обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и представляет собой конкретизацию и детализацию перспективных планов. С его помощью осуществляется процесс распределения и использования финансовых ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей. Оперативное планирование заключается в управлении денежными потоками с целью поддержания устойчивой платежеспособности предприятия. Оперативное планирование дает возможность отслеживать состояние оборотных средств предприятия, маневрировать источниками финансирования. Финансовая часть бизнес-плана разрабатывается в виде прогнозных финансовых документов, которые призваны обобщить материалы предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении. В этом разделе должны быть подготовлены прогнозы доходов, движения денежных средств и баланса. Прогнозы и планы могут быть выполнены с любым уровнем детализации. Составление комплекса этих документов - один из наиболее широко используемых подходов в практике финансового прогнозирования. Финансовый прогноз представляет собой расчет будущего уровня финансовой переменной: величины денежных средств, размера фондов или их источников. Деятельность предприятия принято разделять на три основные функциональные области: текущую, инвестиционную и финансовую. Под текущей подразумевается деятельность, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели (либо не имеющая такой цели) в соответствии с предметом и целями деятельности - производством промышленной продукции, выполнением строительных работ, занятием сельским хозяйством, торговлей, общественным питанием, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и другими аналогичными видами деятельности. Под инвестиционной понимается деятельность, связанная с капитальными вложениями предприятия в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие предприятия, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п. Под финансовой подразумевается деятельность, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п. Составление прогнозных финансовых документов обычно начинают с составления прогноза доходов (прогнозного отчета о прибылях и убытках). Именно в этом документе отражается текущая деятельность предприятия. Прогноз прибыли и убытков отражает производственную деятельность предприятия, поэтому его называют прогнозом результатов производственной деятельности. Иногда процесс производства и сбыта продукции или услуг называют операционной деятельностью. Прогноз финансовых результатов только тогда будет достоверным, когда достоверны сведения о перспективах роста основных производственных показателей, динамика которых была обоснована в других разделах бизнес-плана. Составление прогноза прибыли и убытков следует начинать с построения прогноза объема продаж. Информацию по объему продаж можно получить из соответствующего раздела бизнес-плана. Этот прогноз призван дать представление о той доле рынка, которую предприятие собирается завоевать. Построение прогноза объема продаж начинают с анализа продукции или товаров, услуг, существующих потребителей. При этом необходимо ответить на следующие вопросы [8, C.66]. Каким был уровень сбыта за прошлый год? Каким образом сложатся отношения с покупателями продукции по ее оплате? Можно ли прогнозировать такой же уровень реализации продукции, как и в отчетном периоде? Очень важно проанализировать именно базовый период, так как именно он дает ответы на целый ряд вопросов и позволяет спрогнозировать влияние отдельных факторов на объем продаж в предстоящем периоде. Можно оценить, каким образом на объемные показатели повлияют изменения качества продукции, уровня цен и спроса, а следовательно, более точно определить величину выручки от реализации продукции исходя из прогнозных объемов продаж и цен на планируемый год, а также наметить предполагаемые изменения в уровне затрат и будущую прибыль предприятия. Важнейшей задачей каждого хозяйствующего субъекта является получение большей прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования. Затраты на производство и реализацию продукции - один из важнейших качественных показателей деятельности предприятий. Состав затрат по производству и реализации продукции регламентируется Налоговым кодексом РФ (гл.25) [7, C.176]. В представленном расчете прибылей и убытков не все элементы затрат предприятия отражаются на порядке осуществления платежей. Многие элементы затрат, показанные в прогнозе прибылей и убытков, никак не отражаются на осуществлении платежей предприятия. Так, материалы, используемые в процессе производства, могли быть приобретены и оплачены за много месяцев до того, как эти затраты отразятся в расчете прибылей и убытков. Вместе с тем может быть и обратная ситуация, когда материалы использованы в процессе производства, учтены в прогнозе прибылей и убытков, но не оплачены. Такие элементы затрат, как аренда, оплата коммунальных услуг, проценты за кредит и т.п., происходят постепенно, в течение года, и поэтому показаны в расчете прибылей и убытков как равные суммы. В действительности такие платежи производятся поквартально, в полугодовой период или ежегодно, и поэтому данные для тех месяцев, в которые они действительно производятся, могут быть значительно выше. По этим и другим причинам получение предприятием прибыли не обязательно означает, что денежные средства увеличились, а увеличение денежных средств не означает, что предприятие получает прибыль. Следовательно, необходимо планировать и контролировать оба параметра. Часто могут существовать большие различия между наличностью и прибылью. Планировать поступление наличности можно путем составления прогноза движения денежных средств (плана денежных потоков). В основе построения этого документа лежит метод анализа денежных потоков cash-flow (поток наличности или денежный поток). Управление денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств. Финансовый цикл или цикл обращения денежной наличности представляет собой время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота. Продолжительность финансового цикла в днях оборота можно рассчитать как разницу между продолжительностью операционного цикла и временем обращения кредиторской задолженности. В свою очередь продолжительность операционного цикла равна сумме времени обращения производственных запасов, затрат и дебиторской задолженности. Время обращения производственных запасов и затрат можно определить как отношение средних остатков производственных запасов и затрат к затратам на производство продукции, умноженным на длину периода. Время обращения дебиторской задолженности определяется как отношение средней дебиторской задолженности к выручке от продаж в кредит, умноженное на длину периода. Время обращения кредиторской задолженности определяется как отношение средней кредиторской задолженности к затратам на производство продукции, умноженным на длину периода. Анализ движения потока денежных средств производится, как правило, по трем основным направлениям: текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В основе анализа лежат данные отчета о движении денежных средств (форма № 4 финансовой отчетности). В нем отражаются поступления, расход и изменения денежных средств в ходе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия за определенный период. Основной задачей этого отчета является предоставление пользователям необходимой информации о получении и расходовании денежных средств за отчетный период. Отчет о движении денежных средств - важный аналитический инструмент, который может быть использован менеджерами, инвесторами и кредиторами для определения [21, C. 201]: - увеличения денежных средств в результате производственно- - способности предприятия оплатить свои обязательства по мере - способности предприятия выплачивать дивиденды в денежной - величины капитальных вложений в основные фонды и прочие - размеров финансирования, необходимых для увеличения инвестиций в долгосрочные активы или поддержания производственно-хозяйственной деятельности на данном уровне; - способности предприятия получать положительные денежные Отчет о движении денежных средств дает возможность пользователям проанализировать текущие потоки денежных средств, оценить будущие их поступления, а также способность предприятия погасить свою задолженность и выплатить дивиденды, определить необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов. При прогнозировании потоков денежных средств необходимо учитывать все возможные источники их поступления, а также направления их оттока. Прогноз разрабатывается по подпериодам в такой последовательности: - прогноз денежных поступлений; - прогноз оттока денежных средств; - расчет чистого денежного потока (излишек или недостаток); - определение совокупной потребности в краткосрочном финансировании. Все поступления и платежи отражаются в плане денежных потоков в периоды времени, соответствующие фактическим датам осуществления этих платежей, с учетом задержки оплаты за реализованную продукцию, услуги или поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции, а также формирования производственных запасов. Прогнозирование денежных поступлений предполагает расчет их возможного объема. Основным источником поступления денежных средств является реализация товаров. На практике большинство предприятий отслеживает средний период времени, который требуется покупателям для того, чтобы оплатить счета, т.е. определяет средний срок документооборота. Прогнозирование оттока денежных средств определяет погашение кредиторской задолженности. Считается, что предприятие оплачивает свои счета в срок. Если же кредиторская задолженность не погашается своевременно, то отсроченная кредиторская задолженность становится дополнительным источником краткосрочного финансирования. Расчет чистого денежного потока осуществляется путем сопоставления прогнозируемых денежных поступлений и выплат. Данные об избытке или дефиците показывают, в каком месяце можно ожидать поступления наличности, а в каком - нельзя, поэтому эти два параметра исключительно важны. Они отражают, быстро или медленно бизнес приносит денежные средства. Конечное сальдо банковского счета ежемесячно показывает состояние ликвидности. Отрицательная цифра не только означает, что предприятию потребуются дополнительные финансовые ресурсы, но и показывает необходимую для этого сумму, которая может быть получена за счет использования различных финансовых методов. Прогноз движения денежных средств содержит три основных раздела, отражающих движение денежных средств в результате текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Прогноз движения денежных средств принципиально отличается от прогноза прибыли и показывает движение денежных средств, а не заработанную прибыль. В прогнозе прибыли отражается операционная деятельность предприятия, определяется эффективность с точки зрения покрытия производственных затрат доходами от реализации производственной продукции или услуг. В отличие от него прогноз движения денежных средств содержит два дополнительных раздела: чистый денежный поток от инвестиционной деятельности и чистый денежный поток от финансовой деятельности. Существуют несколько параметров, которые появляются в прогнозе прибыли и отсутствуют в прогнозе движения денежных средств, и наоборот. В прогнозе прибыли нет данных о капитальных платежах, дотациях, НДС, а в прогнозе движения денежных средств нет сведений об амортизации. Амортизационные отчисления относятся к разряду калькуляционных издержек, которые рассчитываются в соответствии с установленными нормами и относятся в процессе расчета прибыли к затратам. Реально же начисленная сумма амортизационных отчислений никуда не направляется, а остается на счете предприятия, пополняя остаток ликвидных средств. Поэтому в прогнозе движения денежных средств отсутствует статья «Амортизационные отчисления». Таким образом, амортизационные отчисления играют особую и очень важную роль в системе учета и планирования деятельности предприятия, являясь внутренним источником финансирования, фактором, стимулирующим инвестиционную деятельность. Чем больше остаточная стоимость активов предприятия и выше нормы амортизации, тем меньше налогооблагаемая прибыль и соответственно больше чистый денежный поток от производственной деятельности предприятия [20, C.185]. Для проверки правильности составления прогноза прибыли и движения денежных средств целесообразно разработать прогнозный баланс. С этой целью используют баланс, составленный на последнюю отчетную дату либо на конец финансового года. Такой метод финансового прогнозирования называют методом формальных финансовых документов. В его основе лежит прямая пропорциональная зависимость практически всех переменных издержек и большей части текущих активов и обязательств от объема продаж, поэтому этот метод иногда называют прогнозированием на основе процента от продаж. В соответствии с ним осуществляется расчет потребности предприятия в активах с целью обеспечения увеличения объема реализации продукции и прибыли. Этот расчет базируется на условии, что активы предприятия возрастают прямо пропорционально росту объема продаж, а, следовательно, для прироста активов предприятию необходимы дополнительные источники финансирования. Задачей прогнозного баланса является расчет структуры источников финансирования, так как возникшую разницу между активом и пассивом прогнозного баланса необходимо перекрыть за счет дополнительных источников внешнего финансирования. Процесс составления прогнозов прибыли и баланса завершается выбором путей привлечения дополнительных финансовых ресурсов и анализом последствий такого выбора. Выбор источников финансирования одновременно является и коррекцией баланса. Составление этих документов не дает полной картины о финансовой устойчивости предприятия. Для того чтобы оценить платежеспособность и ликвидность прогнозируемого баланса, кроме прогноза прибыли и баланса обязательно составляется прогноз движения денежных средств. 1.4 Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии Современная система управления финансами требует координации принимаемых решений путем разработки и контроля исполнения системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволяет установить жесткий текущий контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии. Посредством бюджетирования реализуются текущее и оперативное финансовое планирование, обеспечивается их взаимосвязь и подчиненность финансовой стратегии предприятия. Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Процесс бюджетирования - это целостная система планирования, учета и контроля на уровне предприятия в рамках принятой финансовой стратегии. Бюджет - это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый для определенного периода времени, показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели [15, C. 84]. Бюджеты нужны предприятиям для достижения многих целей. Они не только помогают в планировании и координации экономической деятельности, служат основой для оценки эффективности деятельности предприятия, но и используются так же как средства управления и стимулирования. Проводя финансовый анализ составленных бюджетов предприятия, можно еще на стадии планирования оценить финансовую состоятельность отдельных видов его деятельности, а также решить проблему оптимизации денежных потоков, сбалансированности источников поступления денежных средств и их использования, определить объем и формы, условия и сроки внешнего финансирования. В основе построения системы бюджетирования заложены определенные принципы. Принцип согласования целей предусматривает балансирование всех факторов производства для достижения намеченных задач. Осуществляется это путем составления бюджетов снизу вверх, так как нижнее звено руководства более реально оценивает ситуацию и может обеспечить выполнение запланированных показателей бюджета. При этом руководство предприятия следит, чтобы интересы отдельных структурных подразделений не вступали в конфликт с интересами всего предприятия. Для этого проводят согласование бюджетных планов и их корректировку. Принцип ответственности предусматривает передачу ответственности вместе с делегируемыми полномочиями и характеризует роль человеческого фактора в управлении предприятием. Передача ответственности непосредственно увязывается со степенью влияния, которое конкретный руководитель может оказывать на затраты, выручку или другие показатели. Принцип гибкости предусматривает включение в систему как статичных, так и гибких бюджетов, которые помогают выбрать оптимальный объем продаж. Система бюджетного планирования деятельности предприятия включает процесс формирования бюджетов, разработку их структуры, а также ответственность за их формирование и исполнение. Основная цель процесса бюджетирования - разработка определенной финансовой структуры предприятия. В финансовой структуре выделяются центры финансовой ответственности и финансового учета. К центрам финансовой ответственности, как правило, относятся те структурные подразделения, которые реально влияют на общий результат деятельности предприятия. Предпосылками для выделения структурных подразделений в центры финансовой ответственности являются: - региональная или производственная изолированность или - объем производства; - способность структурного подразделения самостоятельно работать на рынке; - возможность нести полную ответственность за затраты, доходы, денежные потоки от своей деятельности. Наиболее распространены центры ответственности затрат, продаж, прибыли и инвестиций. Центры финансового учета - это те структурные подразделения, которые реально не влияют на общий результат деятельности предприятия. Процесс формирования бюджетов включает работу по составлению целого ряда бюджетов предприятия. Для организации бюджетного планирования деятельности предприятия целесообразно создавать на предприятии сквозную систему бюджетов, включающую основные, операционные и вспомогательные группы бюджетов. Основные бюджеты предприятия должны являться неотъемлемой частью его бизнес-планов, а, следовательно, включать в состав три основных документа финансовой отчетности. Такие бюджеты называют также финансовыми. К основным (финансовым) относятся бюджеты финансовых результатов (прибылей и убытков), движения денежных средств (план денежных поступлений и платежей) и бюджетный баланс. Принципы построения основных (финансовых) бюджетов аналогичны порядку формирования прогнозной финансовой отчетности в составе бизнес-плана предприятия. В экономической литературе в состав основных бюджетов часто включают инвестиционный бюджет (бюджет капитальных вложений). Такой подход правомерен, так как составление данных бюджетов является элементом финансового планирования деятельности предприятия, однако эти бюджеты находят косвенное отражение в трех Основных бюджетах предприятия, поэтому, с нашей точки зрения, целесообразнее отнести их к вспомогательным бюджетам предприятия. Особое место в системе бюджетирования занимают операционные или функциональные бюджеты. Именно с операционных бюджетов начинается процесс бюджетирования. В состав операционных входят бюджеты продаж, производства, производственных запасов и целая группа затратных бюджетов. К затратным относятся бюджеты прямых затрат на материалы, прямых затрат на оплату труда, производственных накладных расходов, коммерческих и управленческих расходов. Подход к составлению этих бюджетов базируется на разделении затрат на переменные и постоянные и на понятии области релевантности, в которой сохраняется особая форма запланированных взаимоотношений выручки и затрат. Вспомогательные бюджеты необходимы предприятию для того, чтобы полностью охватить всю базу финансовых расчетов. Состав этих бюджетов формируется предприятием самостоятельно. Перечислим наиболее значимые бюджеты: амортизации, распределения прибыли, налоговый, кредитный и т.д. Разработка системы бюджетов начинается с составления бюджета продаж. Объем продаж в стоимостном выражении рассчитывается методом прямого счета на основе цен, установленных на продукцию и услуги, и натуральных показателей по предполагаемым продажам. Разработанный бюджет продаж используется для достижения определенных целей. Во-первых, для определения величины выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг. Именно данные бюджета продаж служат основанием для подготовки бюджета прибылей и убытков, так как выручка в данном бюджете формируется по принципу передачи права собственности, а не оплаты за приобретенные товары и услуги. Во-вторых, для формирования денежного потока предприятия, т.е. бюджета движения его денежных средств. Чтобы рассчитать будущий приток денежных средств предприятия, необходимо распределить во времени планируемый объем продаж по факту поступления выручки от продаж. С этой целью разрабатывается график погашения дебиторской задолженности предприятия, для построения которого берутся данные о сформировавшемся коэффициенте инкассации выручки. Коэффициент инкассации выручки определяет долю Дебиторской задолженности, оплаченной вконкретный период времени от момента отгрузки продукции. Для расчета коэффициента инкассации необходимо создавать на предприятии реестры старения дебиторской задолженности. Сумма притока денежных средств от продаж (текущей деятельности) найдет отражение в будущем прогнозе движения денежных средств предприятия по строке «Выручка, от продажи товаров, продукции, работ и услуг». В-третьих, для определения остатков дебиторской задолженности предприятия. Расчет этих остатков необходим для того, чтобы сформировать прогнозный баланс предприятия. Будущие остатки дебиторской задолженности можно рассчитать на основе данных объема продаж и графика поступления денежных средств от продаж по следующему алгоритму [16, C.293]: Дебиторская Дебиторская Объём Объём задолженность = задолженность + продаж - поступлений (1) на конец периода на начало периода денежных средств На основе бюджета продаж строится бюджет производства, для чего необходимо объем продаж скорректировать на изменения в остатках нереализованной продукции в течение периода по следующему алгоритму: Объём Объём Остатки Остатки производства = продаж + на конец - на начало (2) периода периода Для определения остатков нереализованной продукции целесообразно рассчитать скорость оборота на основе сложившейся финансовой отчетности. Бюджет производства является основой для составления прямых затратных бюджетов предприятия (прямых материальных затрат и затрат на оплату труда). Бюджет прямых материальных затрат строится на основе либо установленных, либо средних затрат материалов на производство продукции. При составлении бюджета прямых затрат на оплату труда берутся трудозатраты и расценки, установленные на предприятии. Это дает информацию для подготовки следующих бюджетов. Во-первых, бюджета финансовых результатов. Прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда являются элементом себестоимости и включаются в себестоимость проданных товаров продукции, работ, услуг. Во-вторых, бюджета движения денежных средств. Объем материальных затрат служит основой для определения объема закупок материалов в предстоящем периоде. Определяя объем закупок, необходимо учесть и движение остатков материалов на складе предприятия. Для того чтобы правильно спланировать отток денежных средств на приобретение материалов, нужно разработать график погашения кредиторской задолженности поставщикам за приобретаемые материальные ресурсы. Для формирования оттока денежных средств по оплате труда строится график погашения задолженности по оплате труда. На основе подготовленных расчетов можно определить и будущие остатки кредиторской задолженности, данные о которых необходимы, чтобы составить прогнозный баланс предприятия. Расчет остатков кредиторской задолженности осуществляется по следующим алгоритмам: Кредиторская Кредиторская Начисленная Выплаченная задолженность задолженность заработная заработная по оплате труда = по оплате труда + плата - плата (3) на конец периода на начало периода Кредиторская Кредиторская задолженность задолженность Объём Объём по материалам = по материалам + закупок - оплаты (4) на конец периода на начало периода В состав затратных бюджетов предприятия входит и ряд комплексных бюджетов, которые составляются на основе единых методических подходов: все расходы в них группируются на переменные и постоянные, выбирается объемный показатель, в соответствии с которым корректируются переменные затраты. Для формирования денежного потока необходимо из общей суммы, включаемой в эти бюджеты, исключить амортизацию, присутствующую как элемент затрат, поскольку начисление амортизации не приводит к оттоку Денежных средств предприятия. При формировании бюджета финансовых результатов необходимо помнить о том, что проценты за банковский кредит, включаемые в состав себестоимости, не включаются в строку «Управленческие Расходы», а показываются отдельной строкой. Список используемых источников 1 Российская Федерация. Законы. Гражданский Кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. Закон: принят Гос. Думой 21 октября 1994г.]: офиц. текст: по состоянию на 1 янв. 2002г. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. – 424с. – ISBN 5-89123-625-7 2 Российская Федерация. Законы. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Текст]. - Консультант Плюс: Версия Проф. 3 Российская Федерация. Законы. Трудовой Кодекс Российской Федерации [Текст]. – Консультант Плюс: Версия Проф. 4 Абдулов, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст] / М.С. Абдулов. - М.: Дело и сервис, 2008. – 345с. – ISBN 3-23-532134 5 Акулов, В.Б. Финансовый менеджмент [Текст] / В.Б. Акулов. - Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2010. — 136 с. - ISBN 5-8423-532134 6 Бляхман, Л.С. Экономика фирмы [Текст] / Л.С. Бляхман. – СПб.:Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 279 с. - ISBN 6-4253-67-532134 7 Баканов, М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности [Текст] / М.И. Баканов. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 320с. - ISBN 7-223-45999134 8 Белов, М.И. Теория экономического анализа [Текст] / М.И. Белов. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 241с. - ISBN 2-3387-547834 9 Бернстайн, Л.А. Анализ финансовой отчётности [Текст] / Л.А. Бернстайн. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 302с. - ISBN 7-823-5748788 10 Бородина, Е.И. и др. Финансы предприятий [Текст] / Е.И. Бородина. – М.: 2008. - 378с. - ISBN 8-4323-67578134 11 Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование [Текст] / М.И. Бухалков. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 392 с. - ISBN 2-3387-547834 12 Бухгалтерский учёт [Текст]: Учебник / А.С. Бакаев, П.С. Безруких. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учёт, 2009. – 719с. - ISBN 1-56647-53258547 13 Гончарук, В.А. Развитие предприятия [Текст] / В.А. Гончарук. – М.: Дело, 2008. – 208 с. - ISBN 3-3706-5674567 14 Грузинов, В.П. Экономика предприятия и предпринимательства [Текст] / В.П. Грузинов. – М.: СОФИТ, 2009. – 374с. - ISBN 2-449-567877878 15 Ермолович, Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Л.Л. Ермолович. - АМН: БГЭУ, 2010. – 354с. - ISBN 5-112-56476-532134 16 Ефимова, О.В. Финансовый анализ [Текст] / Р.В. Ефимова. – М.: Бухгалтерский учёт, 2009. – 404с. - ISBN 5-343-23-8658768 17 Ильин, А.И. Планирование на предприятии [Текст] / А.И. Ильин. — Мн: ООО «Новое знание», 2008. — 635 с. - ISBN 7-354-245435 18 Ковалёв, А.И. и др. Анализ финансового состояния предприятия [Текст] / А.И. Ковалёв. - М. – 2009. – 412с. - ISBN 2-656467-23-48945343 19 Ковалёв, В.В. Финансовый анализ [Текст] / В.В. Ковалёв. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 510с. - ISBN 6-233-43454-68598989 20 Крейнина, М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле [Текст] / М.Н. Крейнина. – М.: АО «ДИС», МВ-Центр, 2008. – 222с. - ISBN 4-2355-3446-473767 21 Любушин, Н.П. и др. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст]: Учеб. пособие для вузов / Н.П. Любушин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 471с. - ISBN 7-354-245435 22 Раицкий, К.А. Экономика предприятия [Текст]: Учеб. для вузов. К.А. Райцкий. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006. – 612с. - ISBN 6-3477-657787 23 Финансы предприятий [Текст]: Учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 447с. - ISBN 7-3254-564785 24 Шеремет, А.Д. и др. Финансы предприятия [Текст] / А.Д. Шеремет. – М.: Инфра-М, 2010. – 451с. - ISBN 6-4545-55-54532134 25 Экономика предприятия [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 718с. - ISBN 2-5454-6758776 |