Реферат: Понятие общения и его виды

Название: Понятие общения и его виды
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Содержание.

Введение …………………………………………………………………………….3

Глава 1. Общение как обмен информацией…………………………………….5 1.1. Понятие и виды общения……………………………………………….5

1.2. Роль общения в психологическом развитии человека……………….11

1.3. Техника и приемы общения……………………………………….......15

Глава 2. Невербальная сторона в общении……………………………………….20

2.1. Невербальное общение………………………………………………...20

2.2. Жесты как средство выражения отношения человека

к своему собеседнику………………………………………………….23

2.3. Мимика как средство выражения эмоций человека …………………28

2.4. Позы в человеческом общении……………………………………......30

Заключение………………………………………………………………………….32

Литература…………………………………………………………………………..34

Введение.

Способность к общению это качество человека, которое делает его, прежде всего homo sapiens. Впрочем, и у животных имеются средства общения: так, в минуты опасности вожак издает условный крик, побуждающий стаю пуститься в бегство. Существует и достаточно сложная система движений, звуков (например, у некоторых видов птиц), к которым прибегают самцы или самки во время брачного периода. Подобные сигналы, несомненно, существуют и в человеческом мире. Но коммуникационная способность человека намного богаче, шире, она включает в себя и разнообразные речевые выражения. Общение играет большую роль в жизни человека. В процессе общения мы передаем большое количество информации. Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Различают вербальное и невербальное общение, использующее различные знаковые системы. Вербальное общение использует в качестве знаковой системы человеческую речь, т.е. систему фонетических знаков. Невербальное общение представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми. Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Прежде всего, с помощью невербального общения мы можем получить информацию о личности собеседника. Можно узнать о его темпераменте, эмоциональное состояние в данный момент. Возможно, с легкостью выяснить его личностные свойства и качества. Узнать о его социальный статус и уровень самооценки. В процессе общения, через невербальные средства мы узнаем об отношении собеседников друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений. К невербальным сообщениям относят – мимику, жесты и позу. Мимика представляет собой все изменения выражения лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения. Жесты – это движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе общения речь человека и выражают отношение к собеседнику. Поза – это положение человеческого тела в пространстве. Все перечисленные невербальные сообщения происходят без использования слов. С их помощью человек передает 65% информации в процессе общения. Проблемой в наше время является не умение правильно донести до собеседника ту или иную нужной информации. Поэтому нужно этому учиться. Без умения общаться вы не сможете добиться поставленной цели. Не сможете наладить взаимоотношения в коллективе. Поэтому эта тема является достаточно актуальной в наше время.

Объектом изучения является общение человека. Предметом изучения является невербальное общение человека. Целью работы - изучение невербального общения как вида коммуникации. Данная цель требовала решения следующих задач: Изучить психологическую литературу по данной теме, раскрыть понятие этой темы, изучить невербальные стороны общения.


Глава 1. Общение как обмен информацией.

1. 1.Понятие и виды общения.

Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребностьчеловека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости.[15, с312]

Нет ни малейшего сомнения в той огромной роли, которую играет общение в жизни и деятельности общества. Уже сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека как «общественного человека», невозможен без общения. Если его роль в этом процессе в нормальных условиях несколько замаскирован, то, скажем при обучении слепоглухонемых она выступает с особенной ясностью. [11, с10] Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, можно заметить, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов - деятельность. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Схематично коммуникация может быть изображена так: SS. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они, как отмечает А.А. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл. [11, с291] Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением. Л.Д.Столяренко и С.И.Самыгин [29] выделяют следующие средства и этапы в процедуре общения. К средствам общения относятся: язык, интонация, эмоциональная выразительность, мимика, поза собеседника, жесты и расстояние на котором общаются собеседники. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику. В процедуре общения Л.Д.Столяренко и С.И.Самыгин [29] выделяют следующие этапы: Первым этапом является потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. Второй этап это - ориентировка в целях общения, в ситуации общения. Третий этап - ориентировка в личности собеседника. Четвертым этапом является планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. На пятом этапе бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести. Шестой этап это - восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. И заключительным этапом является корректировка направления, стиля и методов общения.

Следовательно,если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом", "практически-психологическим умом", "коммуникативной компетентностью", "коммуникабельностью". [29, с106-107]

А.В. Батаршев выделяет, следующие виды общения - деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо продуктивную совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержание является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностноеобщение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п. [2] Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

Л.Д.Столяренко и С.И.Самыгин [29]выделяют несколько другие виды общения: Первым видом общения является "контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника. Следующим видом выделяют примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого. Третий вид - формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Четвертым видом общения является - духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. Пятым видом - манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. Последним видом общения Л.Д.Столяренко и С.И.Самыгин [29] выделяют светское общение. По их словам суть светского общения заключается в его беспредметности. Люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. [29, с.108-109]

В отечественной психологии существует деятельностный подход к пониманию общения, создателем этого подхода является А.А. Леонтьев. С позиции этого подхода, общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. [11] Такое понимание единства деятельности и общения в то же время не предполагает однозначности трактовки характера связи этих явлений. Б.Ф. Ломов считает, что они могут рассматриваться как стороны социального бытия человека, как явления, находящиеся в отношении род – вид, т.е. общение, есть вид деятельности. [14] В трудах А.В. Батаршева, И.Н. Горелова, В.А. Лабунской, А.В. Корнеевой, А. Пиз и А. Гарнера важнейшими видами общения выдвигаются вербальное и невербальное. [2,5,9,23,26]Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

Л.Д.Столяренко и С.И.Самыгин [29] выделяют следующие стратегии общения: открытое – закрытое общение; монологическое – диалогическое; ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение "по душам"). Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности "низкой стороны"; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). "Одностороннее выспрашивание"- полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. "Истерическое предъявление проблемы" – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек "войти в чужие обстоятельства", слушать "излияния". [29, с.108]

Можно сделать вывод, общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией. В большинстве изученных источников, рассматривается вербальное и невербальное общение как его виды. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

1.2. Роль общения в психическом развитии человека.

Проанализировав психологическую литературу на эту тему можно сказать, что общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. По мнению Чуфаровского Ю.В., через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои познавательные высшие способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.[31]

Если бы с рождения человек был лишен, возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее, остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. [13, с.10]

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором, третьем году жизни.[17, с.517] В общении сначала через прямое подражание (викарноенаучение), а затем через словесные инструкции (вербальноенаучение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей. [13]

Выделенные виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организационные качества.

Личностноеобщение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. [31]

Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальноеобщение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые, как мы выяснили в главе, посвященной деятельности, выступает в качестве условия индивидуального развития. Когнитивноеобщение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционноеобщение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному и личностному развитию человека. Мотивационноеобщение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психо-энергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностноеобщение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.[17, с.518]

Биологическоеобщение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальноеобщение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

Непосредственноеобщение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условнорефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованноеобщение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитыванию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальномуобщению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). [31] Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же качается вербальногообщения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.[13]

Следовательно, общение играет достаточно большую роль в психическом развитии человека. Именно общение делает человека цивилизованным, культурно и нравственно развитым. С помощью общения человек формирует черты характера, интересы и склонности.

1.3. Техника и приемы общения

Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы, прежде всего, имеем в виду технику и средства общения.[17, с.519]

Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное. Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение. На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражение лица, позы, выбор начальных слов и тона высказываний, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).[17, с.520]

Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Большинство исследований лица человека изучают выражения разных эмоциональных состояний. Шесть основных эффектов, чаще всего привлекающих внимание исследователей, - гнев, печаль, удивление, счастье, страх и отвращение. Выражение лица может также регулировать ситуацию, предоставлять обратную связь и управлять потоком взаимодействия. Как полагают некоторые ученые, основная функция лица – участвовать в коммуникации, а не выражать эмоции. [18, с16] Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния облегчает общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор, глядя в сторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о недоброжелательном к нему отношении. Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседнику.

Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. Например, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен, устанавливать дружеские личные взаимоотношения. В голосе заключено множество невербальных звуковых сигналов, сопутствующих речи. В целом звуки делятся на два типа. Первый тип – мы произносим различные звуки при помощи голосовых связок, меняем высоту и длительность звука, произносим слова с разной громкостью или просто молчим. Второй вид – Звуки произносятся не только с помощью голосовых связок, но и оформляются при помощи других деталей речевого аппарата, например полости глотки, рта или носа. [18, с17] Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. Примерно о том же свидетельствует присутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки и в начальный момент общения.

Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выражения лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки, речевые ошибки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил Зигмунд Фрейд. Но, по мнению Биркенбил В. сложно "обманывать" с помощью рук. Если некто в состоянии внутреннего возбуждения пытается выглядеть спокойно, руки его обязательно выдадут. [3, с68] В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратнойсвязи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.[17, с.521]

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.

Коммуникативныеспособности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие жизненный различный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. В процессе общения люди обмениваются знаниями и опытом, передают друг другу информацию, добиваются взаимопонимания. [26, с126] Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативных способностей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей(актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.

Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых. Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь. Профессиональность общения проявляется на этапе преднастройки в выборе тона высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению. Актерам свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними, как бы продолжая игру в реальных человеческих взаимоотношениях. Учителям и руководителям в силу сложившихся недемократических традиций в сфере делового и педагогического общения нередко бывает, свойствен высокомерный, менторский тон. У врачей, особенно у психотерапевтов, в общении с людьми обычно проявляется повышенное внимание и сочувствие.[17, с.522] Техники и приемы, которыми пользуется человек при общении, зависят от его культуры, уровня развития и образования. Чтобы процесс общения был интересным необходимо развивать их. В процессе этого развития человек приобретет те необходимые навыки, которые помогут ему в общении с людьми.

Проанализировав психологическую литературу по данной главе можно сделать вывод о том, что общение - это сложный процесс передачи информации, между люди. Информация может быть познавательного или оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Также общение играет большую роль в психическом развитии человека. Повышает его уровень культуры.


Глава 2. Невербальная сторона в общении.

2.1. Невербальное общение.

Специалистами по общению подсчитано, что современный человек произносит за день около 30 тысяч слов или примерно 3 тысячи слов в час. Речевое общение, как правило, сопровождается несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой текст. Эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова и другие элементы вербальной коммуникации, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т.е. взгляд партнера, его мимику и жесты, телодвижения, позу дистанцию, темп и тембр речи. Ведь даже если язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения, все же он не является единственным инструментом. Ученые установили, что с помощью языка мы передаем не более 35% информации своим собеседникам. Наряду с языком существует довольно большое число способов общения, которые также служат средством сообщения информации, и эти формы обучения, ученые объединили понятием «невербальная коммуникация». Жесты, мимика, позы, одежда, прически, окружающие нас предметы, привычные для нашего действия – все они представляют собой определенный вид сообщений без использования слов. На их долю приводят оставшиеся 65% информации, передающейся в процессе коммуникации. Прочтение подобного рода элементов поведения собеседника способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации в ходе любого коммуникативного акта дает нам сведения о морально-личном потенциале партнера, его внутреннем мире, настроении, чувствах и переживаниях, намерениях и ожиданиях, степени решительности или отсутствии таковой.[26, с138] Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определенное значение, понятное окружающим. В случае необходимости им легко придать смысл, понятный лишь нескольким посвященным (обычный кашель может легко стать сигналом, предупреждающим о появлении начальства). Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Прежде всего, это информация о личности коммуникатора. Можно узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о самооценке. Также через невербальные средства можно узнать об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений. Л.Д.Столяренко и С.И.Самыгин [29, с111-112] выделяютследующие науки изучающие невербальные средства общения: кинестика, мимика, жестика, пантомимика, такесика и проксемика. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика – движение мышц лица; жестика – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку. Такесика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и пр. Проксемика – расположение людей в пространстве при общении.

А.В. Батаршев выделяет также такие науки, как паралингвистику и экстралингвистику. Паралингвистика – это система вокализации (тембр голоса, его диапазон, тональность и др.). Экстралингвистика – это система, определяющая темп речи и включающая «добавки» к вербальной информации (темп речи, паузы, покашливание, плач, смех и т.п.). [1, с33]

Л.Д.Столяренко и С.И.Самыгин [29, с111-112] описывают следующие зоны дистанции в человеческом контакте: интимная зона, личная (персональная зона), социальная зона и публичная зона. Интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность. Вера Биркенбил [3, с63] ассоциирует интимную с «пузырем». Она окружает наше тело словно вторая кожа. Внутри нашего "пузыря" мы чувствуем себя в безопасности. Доверие - вот условие, при котором мы добровольно впускаем кого-либо в свою интимную зону.[3]

Личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор. Вера Биркенбил считает: «В нашей личной зоне мы добровольно оставляем тех, с кем наши отношения не столь близки, чтобы позволять им вступать в нашу интимную зону, но с кем мы и не столь чужды, чтобы отправлять их в последующую».[3, с69] Социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают. Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр. [29] М. Нэпп и Д. Холл в книге «Невербальное общение», сделали вывод о роли невербального поведения в общении между людьми. 1) Находясь рядом с другим человеком, мы постоянно подаем сигналы о наших установках, чувствах и личности. 2) Некоторые люди особенно хорошо видят и интерпретируют такие сигналы. [18]

Подведем итог: невербальная коммуникацияпредставляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. К так называемым невербальным сообщениям относятся: жесты, мимика, позы, одежда, прически, окружающие нас предметы, привычные для нашего действия. На их долю приводятся 65% информации, передающейся в процессе коммуникации.

2.2. Жесты как средство выражения отношения человека к своему собеседнику.

Жесты – это различного рода движения тела, рук или кистей рук. Сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику, к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека.[3] Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, культурно обусловленными и физиологическими. Так, зевота или почесывание физиологичны. Это так называемые жесты-адапторы – движения рук, ориентированные на себя или на использование физических объектов. Но большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорной характер. А.В. Корнеева [26, с142] разделяет данные жесты на следующие классы: иллюстраторы, жесты эмблемы, модальные жесты и жесты, используемые в разных ритуалах (христиане крестятся).

Иллюстраторы – опситально-изобразительные и выразительные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста теряющие смысл. С их помощью говорящий старается более глубоко раскрыть смысл высказывания, сопровождая разговор жестами для более подробного раскрытия его содержания. Например, иллюстраторы имеют свойство усиливаться, когда увеличивается энтузиазм говорящего.

Эмблемы используются при приветствии или прощании, приглашении, запрещении, оскорблении и т.п. Они могут быть прямо переведены в слова, употребляются сознательно и являются условными движениями. Часто они используются вместо тех слов, которые неловко высказывать вслух. Поэтому все неприличные жесты попадают в эту категорию.

Модальные жесты – жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удивления. Они выражают эмоциональное состояние человека, его оценку окружающего, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в ходе коммуникации.

А. Пиз выделяет следующие типы жестов: жесты открытости, защиты, оценки, скуки, ухаживания, подозрения и скрытности, доминантности-подчиненности, готовности, перестраховки, фрустрации, доверчивости, авторитарности, нервозности и жесты самоконтроля. [25]

Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: Раскрытые руки ладонями вверх (жест, с вязанный с искренностью и открытостью), пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук (обозначает открытость натуры), расстегивание пиджака (люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашем присутствии). Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты (оборонительные). Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего. [25]

Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Например, жест "рука у щеки" - люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки - подбородок опирается на ладонь. Указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы - ниже рта - позиция "подождем-посмотрим". Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают - позиция "это замечательно!". Наклоненная голова - жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены - значит, группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбородка - жест "хорошо, давайте подумаем" используется, когда человек занят принятием решения. Рассаживание- жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы - жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности напряженной мысли. [24]

Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге.

Жесты ухаживания, "прихорашивания". У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев - "в вашем присутствии я чувствую себя уютно", у мужчин - поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз и др.

Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот - собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону - показатель скрытности. Ноги или все тело обращены к выходу - верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем - знак сомнения.
Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит, он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи - это выражает уверенность человеке в своем превосходстве. [25]

Жесты готовности. Руки на бедрах - первый признак готовности (его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать). Вариация этой позы, в положении сидя - человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени - так сидят непосредственно перед заключением соглашения или, наоборот, перед тем, как встать и уйти.

Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы - переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула, перед тем как сесть, при собрании других людей.

Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п. тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями; тесно оплетенные, напряженные руки - жест недоверия и подозрения (тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха), руки тесно сжимают одна другую - значит человек попал в "переделку" например, должен отвечать на вопрос содержащий серьезное обвинение против него; поглаживание шеи ладонью (во многих случаях, когда человек защищается) - женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу. [24]

Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма (жест "купол"), что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость (очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный).

Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят (так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители). Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом - сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, встать перед ним.

Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла (тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство), локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук, расположенные прямо перед ртом (такие люди играют с партнерами в "кошки-мышки", пока те не дают им возможности "раскрыть карты", указанием, на что служит убирание рук ото рта на стол), позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо - признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза - сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники. Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться с сильными чувствами и эмоциями.

К. Айслер – Мертц соотносит жестикуляцию с типом темперамента. [1, с24-36] Сангвиники – это люди, которые любят активно жестикулировать. Их руки свободно двигаются, а пальцы учувствуют в беседе, подчеркивая сказанное. Во время разговора сангвиники уверенно демонстрируют всем свои ладони, пытаясь таким образом аргументировать свои высказывания. У Холериков богатая и размашистая жестикуляция. В их жестах видна энергия и сила. Они громко выражают свои эмоции. И Сангвиники, и холерики экстраверты. Они настроены на общение и расположены к окружающим. Они часто показывают руки и не прячут их, дополняя речь богатой жестикуляцией. Противоположные типы это меланхолики и флегматики. Люди этого типа во время разговора жестикулируют плавно и сдержанно.

Жесты являются средством выражения отношения человека к своему собеседнику. Интерпретируя их можно узнать большое количество информации, которая не произносится собеседниками в слух.

С. Степанов, А.В. Корнеева, А. Пиз считают, что мимика – это все изменения лица человека, которое можно наблюдать в процессе общения. [28, 26, 23] Она является важнейшим элементом невербальной коммуникации. Лицо партера по общению вольно или невольно приковывает наше внимание, поскольку выражение лица позволяет нам получить обратную связь о том, понимает нас партнер или нет. Ведь человеческое лицо очень пластично и принимает самые разные выражения. Именно мимика позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев, удивление, страх и презрение. Считается, что в выражении лица учувствуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20000 смыслов. Лучше всего исследована улыбка, с помощью которой можно передать симпатию к своему собеседнику или снисхождение к нему, свое хорошее настроение или притворство по отношению к партнеру, а также просто показать хорошее воспитание.[26, с143]

С. Степанов считает, что при искренней, прочувствованной улыбке приходят в движение мышцы, которые заставляют глаза довольно щуриться. [28]

А.В. Корнеева считает, что мимика складывается из спонтанных и произвольных мимических реакций.[26] Развитие мимики стало возможным потому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. В связи с этим осознанный конторой над выражением лица позволяет нам усиливать, сдерживать или скрывать переживаемые эмоции. Поэтому при интерпретации мимики особое внимание следует обращать на ее согласованность со словесными высказываниями. Пока между мимикой и словами есть согласованность, мы обычно не воспринимаем ее отдельно. Как только несогласованность становится достаточно сильной, это сразу же бросается в глаза даже неопытному человеку. Вера Биркенбил считает иначе [3, с48] - управлять мышцами лица почти невозможно. Кто-то вполне может внешне выглядеть совершенно спокойным, научившись контролировать свои руки (например, он может сплести пальцы рук и тем самым унять их нервную дрожь). Несмотря на это, если внутреннее беспокойство есть, оно все равно отразится, и прежде всего - на лице. Мы не настолько хорошо знаем наши лицевые мышцы, чтобы уверенно владеть ими. Вообще говоря, мы не знаем ни как мы выглядим, ни как наш облик воздействует на окружающих. В подтверждение этому, В. Биркенбил предлагает мини-эксперимент: приготовьте маленькое карманное зеркальце и держите его всегда под рукой. Попытайтесь время от времени представлять, какое у вас выражение лица, после чего сверяйтесь со своим отражением в зеркале. Прежде чем посмотреться в него, спросите себя: "Как я сейчас выгляжу? Какое впечатление я произвожу на окружающих?". Вас ждут в высшей степени неожиданные результаты, которые далеко не всегда будут приятными. Некоторые приходят в ужас, когда видят, как часто у них появляются недружелюбные, недовольные складки вокруг рта и глаз, о которых их владелец до сих пор даже не догадывался. Чем меньше вы знаете о выражении своего лица, о том, как вы на самом деле выглядите, тем меньше возможностей манипулировать, руководить своей внешностью.[3, с48]

Подводя итог можно сказать, что мимика является очень важным компонентом невербального общения. З счет нее мы можем выразить наши эмоции, и понять собеседника без слов.

2.4. Позы в человеческом общении.

В. Биркенбил, С. Степанов, А. Пиз, А.В. Корнеева дают следующее определение данному понятию: поза – это положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, поэтому при наблюдении за ней можно получить значимую информацию о состоянии человека. По позе можно судить: напряжен человек или раскован, настроен на беседу или хочет поскорей уйти. Известно около 1000 различных устойчивых положений, которые способно принимать человеческое тело. А.В. Корнеева выделяет три группы поз [26, с145]: включение или исключение из ситуации, доминирование или зависимость, противостояние или гармония. Включение или исключение из ситуации (открытость или закрытость для контакта). Закрытость достигается скрещиванием на груди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими колено в позе «нога на ногу», отклонение спины назад и т.д. При готовности к общению улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед. Доминирование проявляется в «нависании» над партнером, похлопывание его по плечу. Зависимость – взгляд снизу вверх, сутулость. Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках. Гармоничная поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна. С позой связана походка человека. Ее характер указывает как на физическое самочувствие и возраст человека, так и на его эмоциональное состояние. Важнейшими факторами походки человека является ритм, скорость, длина шага, степень напряженности, положение верхней части туловища и головы, сопроводительные движения рук, положение носков ноги. Быстрая или медленная походка зависит от темперамента и силы побуждений беспокойно-нервные – оживленные и активные – спокойные и расслабленные – вяло-ленивые (например при расслабленной, обвисшей осанке и т.д.). [25] Широкие шаги (чаще у мужчин, чем у женщин): часто экстраверсия, целеустремленность, рвение, предприимчивость, деловитость. Скорее всего направлен на далекие цели. Короткие, маленькие шаги (чаще у женщин, чем у мужчин): скорее интроверсия, осторожность, расчет, приспособляемость, быстрое мышление и реакции, сдержанность. Подчеркнуто широкая и медленная походка – желание выставиться напоказ, действия с пафосом. Сильные и тяжелые движения всегда должны демонстрировать окружающим силу и значение личности. Выражено расслабленная походка – отсутствие интереса, безразличие, отвращение к принуждению и ответственности, или у многих молодых людей – незрелость, недостаток самодисциплины, или снобизм. [25] Заметно мелкие и при этом быстрые шаги, нарушенные ритмически: взволнованность, боязливость различных оттенков. (Бессознательная цель: уклониться, уступить дорогу любой опасности). Ритмически сильная походка, немного раскачивающаяся вперед-назад (с усиленными движениями бедер), притязающая на некоторое пространство: наивно-инстинктивные и самоуверенные натуры. Шаркающая «провисающая» походка отказ от волевых усилий и стремлений, вялость, медлительность, леность. Тяжеловесная «гордая» походка, в которой есть что-то театральное, не совсем уместное, когда при медленной ходьбе шаги относительно малы (противоречие), когда верхняя часть тела держится подчеркнуто и слишком прямо, возможно при нарушенном ритме: переоценка себя, высокомерие, самовлюбленность. Твердая, угловатая, ходульная, деревянная походка (неестественное напряжение в ногах, тело не может естественно раскачиваться): зажатость, недостаток контактов, робость – отсюда в виде компенсации излишняя твердость, перенапряженность. Анализируя позу и походку человека, мы можем определить его характер, темперамент, его заинтересованность, в чем - либо. [1]

Проанализировав психологическую литературу по данной главе можно сделать вывод о том, что невербальное общение – это, передача информации путем невербальных сообщений. К ним относят мимику, жесты, позы.

Заключение.

Данная курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе было рассмотрено понятие и виды общения, роль общения в психологическом развитии человека. Техника и приемы общения. Во второй главе была рассмотрена невербальная сторона в общении.

Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личностью своего "Я", межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Для него характерно отсутствие членораздельной звуковой речи - это главное, что подчеркивается в большинстве исследований по проблеме этого общения. Оно играет большую роль в обмене эмоциями, как между людьми, так и между животными. Наблюдения показывают, что в процессах общения 60% — 95% информации передается именно с помощью системы невербалики. Её составляют: тон голоса, тембр, высота, скорость, интонация и другие различные характеристики невербалики, песня, ваш внешний вид, ваша одежда, ваша поза, выражение вашего лица, ваша улыбка или ее отсутствие, ваш взгляд, ваши движения, танцы, ваша походка, глубина и скорость вашего дыхания, ваши жесты во время беседы, кивки, направление рук и ног, аплодисменты, прикосновения во время беседы, рукопожатия и объятия, поведение.
С одной стороны, во время общения, бесед, переговоров необходимо уметь контролировать собственные движения, собственное поведение и мимику, с другой стороны - уметь считывать информацию невербальных средств общения ваших партнеров по беседе, поэтому язык невербального общения необходимо изучать всем, кто заинтересован в позитивном и результативном проведении переговоров, бесед. Однако «считывание информации» жестов, поз и других средств невербального общения не всегда бывает однозначной, в каждой конкретной ситуации требуется конкретный подход к этому процессу. Поэтому попытки составить словари приемов невербального общения и их "считывания", также не приносят ничего хорошего. В процессе общения необходимо учитывать общую атмосферу беседы, ее содержание и общий настрой. Компоненты невербального общения также очень значимы в самые первые секунды знакомства. В момент знакомства не было еще произнесено ни одного слова, а первая оценка собеседника уже получена при помощи «считывания информации» компонентов невербального общения, таких как, ваша походка, ваш общий вид, мимика лица, и в последствии эту оценку невербального общения изменить будет весьма проблематично. Именно поэтому невербальное общение необходимо изучать.

Подводя итог по проделанной работе, можно сказать, что умению общаться нужно учиться, чтобы добиваться поставленных целей в жизни.

Библиографический список.

1. Айслер – Мертц К. Язык жестов – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003-160с.

2 Батаршев А.В. Диагностика способности к общению – СПб: Питер, 2006-176с.

3. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов.

4. Брудный А.А. Понимание и общение. – М., 1989.

5. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: Наука, 1980.

6. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. – 1984. - № 12. – С. 99-106.

7. ИсмагиловаА.Г. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя детского сада: Автореф. канд. дис. М., 1989.

8. ИсмагиловаА.Г. Стиль общения // Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б.А. Вяткина. М., 1999.

9. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 1986.

10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.

11. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997.

12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.Т.2 / . Под ред. В.В. Давыдова и др.- М.: Педагогика, 1983.

13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

14. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975.

15. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.Большой психологический словарь.16. Миникес Л. Искусство делового общения.17. Немов Р.С. Психология 3кн.18. Нэпп М. Невербальное общение: Учебник / М.Нэпп, Д.Холл – М.: ОЛМА – Пресс, 2004-256с.19. Ночевник М. Н. "Человеческое общение", М.,Просвещение,198620. Общение с собой: Начала психологии активности – М.: Политиздат, 1991-320с. 21. Общение и речь : Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной – М.: Педагогика, 1985 – 208с.22. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. – СПб, 1999. 23. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора – М.: Издательство ЭКСМО, 2001- 224с.24. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли окружающих по их жестам – М.: ЭКСМО – Пресс, 2003-272с.25. Пиз А. Новый язык телодвижений: расширенная версия / А. Пиз, Б. Пиз – М.: Эксмо, 2005-416с.26. Психологическая культура личности: учебно-методическое пособие / авт.-сост. А.В. Корнеева. – Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2007. – 206 с. 27. Психологический журнал. – 1984. – Т. 5. - № 5. – С. 52-62.

28. Степанов С. Язык внешности: Жесты, Мимика, черты лица, подчерк и одежда – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002-416с.

29. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. – 100 экзаменационных ответов по психологии.

30. Фаст Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов – М.: ЭКСМО-Пресс, 2004.

31. Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности. – М.: МЗ-Пресс: Воробьев, 2002.