Реферат: SWOT-анализ Новосибирской области
Название: SWOT-анализ Новосибирской области Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление 2.SWOT – анализ Ростовской области в сравнении с Новосибирской областью4 2.1. Маркетинговые стратегии. 7 2.2. Технология по формированию имиджа …... 23 ВведениеВ России уже наступило время, когда регионам приходится конкурировать буквально за все: за инвестиции, информационные, транспортные и туристические потоки, экологические, экономические, социальные и культурные проекты, креативные эксклюзивные идеи и, конечно же, за специалистов, способных всем этим управлять. Причем в дальнейшем межрегиональная конкуренция все жестче, и при этом, в выигрышном положении окажутся те из регионов, кто не только обладает востребованными региональными ресурсами, но и сумеет с выгодой для своего развития воспользоваться ими. В этом заключается актуальность формирования имиджа территории. В условиях жесткой межрегиональной конкуренции возрастает роль позиционирования, позволяющего региону привлекать и наращивать ресурсы для своего развития. Позиционирование в рыночном понимании – это воссоздание привлекательного образа продукта, товара или услуги, повышающего его конкурентоспособность. Любой регион, следует рассматривать, как специфический товар, потребителями полезных свойств которого выступают жители, инвесторы, предприниматели, туристы и т.д. Цель формирования имиджа региона – выделить ключевые характеристики региона, выявить, а и в некоторых случаях, и создать, четкие ориентиры, указывающие на территориальную особенность региона. Иными словами, необходимо выявить главные ценности и приоритеты, которые отличают регион от других территорий, определиться с его перспективными брендами. Позиционировать регион, сделать его узнаваемым можно только путем продвижения его локальных эксклюзивных отличий. Задачи – разработать маркетинговые стратегии формирования имиджа города Иркутска. Объект – маркетинговые стратегии территории. Предмет – маркетинговые стратегии Иркутской области и города Иркутска. 2. SWOT – анализ Иркутской области в сравнении с Новосибирской областью
2.1. Маркетинговые стратегииИсходя из исследуемых проблем, слабыми сторонами являются экологическая ситуация, доходы, здравоохранение (проблемное состояние здоровья населения Иркутской области),повышенный уровень безработицы, для повышения конкурентности нужно развивать следующий набор маркетинговых стратегий: Маркетинг инфраструктуры:Двумя ключевыми направлениями развития инфраструктуры Иркутской области являются развитие электроэнергетики (поскольку целый ряд важнейших производств региона являются энергоемкими и, следовательно, зависящими от цен не электроэнергию) и транспортной инфраструктуры (прежде всего в силу низкой транспортной освоенности территорий, где расположены месторождения полезных ископаемых). Развитие электроэнергетикиВ настоящее время энергосистема "Иркутскэнерго" располагает установленной мощностью в 12,9 ГВт, из которой 70% приходится на каскад Ангарских ГЭС (Иркутская, Братская, Усть-Илимская). В выработке электроэнергии доля гидроэлектростанций превышает 80% (суммарная выработка в 2005 году - 54,7 млрд. кВт-ч, в т.ч. на ГЭС - 47 млрд. кВт-ч, полезный отпуск электроэнергии - 47,9 млрд. кВт-ч). В ближайшей перспективе, в связи с полной "загруженностью" мощностей гидроэлектростанций, вырабатывающих до 1/3 всей гидроэнергии страны, существенно нарастить выработку электроэнергии в Иркутской области будет возможно, только задействовав свободные тепловые мощности, имеющие, однако, существенно большую себестоимость электроэнергии. Так, еще в 2002-2003 годах из-за маловодности Байкала и Ангары резко снизилась выработка электроэнергии на ГЭС (39 млрд. кВт-ч в 2003 году). "Иркутскэнерго" пришлось для выполнения контрактных обязательств по поставкам на ФОРЭМ расконсервировать дополнительные тепловые мощности, прежде всего, на Ангарской ТЭЦ-10, Ново-Иркутской и Усть-Илимской ТЭЦ, в результате чего в 2003 году выработка электроэнергии на 13 тепловых электростанциях Иркутской области достигла рекордных для постсоветского времени 13 млрд. кВт-ч. В 2004-2005 годах выработка снизилась до 9 млрд. кВт-ч, но по плану на 2006 год она опять должна увеличиться почти в 2 раза. Прогноз энергопотребления в Иркутской области, растущего уже сейчас примерно на 1 млрд. кВт-ч в год, на 2010 год составляет около 60 млрд. кВт-ч (выработка - около 69 млрд. кВт-ч) против 47,9 млрд. кВт‑ч в 2005 году. При этом максимальные возможности "Иркутскэнерго" по производству электроэнергии зависят от запасов воды в водохранилищах ГЭС и составляют порядка 70 млрд. кВт-ч (суммарная проектная годовая выработка электроэнергии трех ГЭС - 48,5 млрд. кВт-ч). Соответственно резерва установленной мощности хватит только на покрытие 2-3-летнего роста энергопотребления. С учетом реализации уже стартовавших инвестиционных проектов превращение Иркутской области в энергодефицитный регион возможно и ранее 2010 года. После же 2010 года можно ожидать существенного скачка потребления электроэнергии в связи с реализацией новых крупных инвестиционных проектов на территории Иркутской области. Грубые оценки прироста энергопотребления, причем только по проектам с наиболее высокой степенью определенности (имеющим инвестора, сроки реализации, выбранные площадки и т.п.) дают цифру в 15,2 млрд. кВт-ч, в том числе: - 5-я очередь Иркутского алюминиевого завода - 3 млрд. кВт-ч, - нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" - 1,5 млрд. кВт-ч, - нефтепровод "Талакан - Усть-Кут" - 0,5 млрд. кВт-ч, - новый литейный комплекс Братского алюминиевого завода - 0,5 млрд. кВт-ч, Тайшетский алюминиевый завод - 9,7 млрд. кВт-ч. Реальное же увеличение прироста энергопотребления составит около 20 млрд. кВт-ч. Учитывая, что минимальный срок строительства тепловых электростанции составляет 3-4 года, то можно говорить, что проблема энергоснабжения новых производств уже сейчас является одной из ключевых, а дефицит электроэнергии может стать естественным ограничителем экономического роста. В рамках "Мероприятий по ликвидации дефицита электроэнергетических мощностей на территории Иркутской области до 2020 года" "Иркутскэнерго" рассматривает варианты расширения действующих тепловых станций и строительства новой электростанции. Более "дешевым" по удельным затратам и "быстрореализуемым" вариантом является строительство новых турбин и котлов на действующих угольных станциях. Так, расширение только Ново-Иркутской, Ново-Зиминской и Усть-Илимской ТЭЦ суммарно на 690 МВт дает дополнительные 4 млрд. кВт‑ч при затратах в 664 млн. долл. Всего же промышленные площадки иркутских ТЭЦ дают возможность разместить до 2000 МВт дополнительных мощностей (около 11,4 млрд. кВт-ч выработки в год). Однако расширения мощностей действующих ТЭЦ явно недостаточно, и необходимо строительство новых электростанций. Исходя из стоимости строительства тепловых электростанций в 800-1000 долл. за кВт установленной мощности строительство новой электростанции мощностью 1500 МВт (около 8,6 млрд. кВт-ч выработки в год) требует более 1,2-1,5 млрд. долл. инвестиций. Таким образом, расширение мощностей действующих ТЭЦ и строительство новой топливной электростанции как раз может покрыть возможный дефицит электроэнергии в объединенной Иркутской области к 2010 году. После 2010 года необходимо дальнейшее развитие электроэнергетики и, вполне возможно, строительство еще одной топливной электростанции. Новые электростанции могут работать как на угле, поддерживая эту отрасль и угледобывающие районы Иркутской области, так и на природном газе (благодаря освоению газовых месторождений региона). Необходимо отметить, что за последние 5 лет в Иркутской области произошел значительный рост цен на топливно-энергетические ресурсы (на уголь и тепловую энергию - в 2,2 раза, на мазут и электроэнергию - в 1,8 раза), который повысил привлекательность природного газа как энергоносителя. Однако в настоящее время он конкурентоспособен только в определенных нишах. Так, учитывая сохраняющуюся дешевизну гидроэлектроэнергии (по сравнению с другими регионами) и "традиции" ее применения в городском хозяйстве (электроплиты), эта сфера малопривлекательная для газификации (учитывая значительные затраты на газораспределительные сети). Переоборудование действующих тепловых угольных электростанций на газ в большинстве случаев также экономически неэффективно. Однако эффективный радиус теплоцентралей, особенно в климатических условиях Восточной Сибири, невелик, а тепло, вырабатываемое мазутными и угольными котельными, в разы дороже. В результате, "технологичность" и экологическая чистота природного газа делает его "оптимальным" энергоносителем для муниципальных и промышленных котельных, а в перспективе и для новых тепловых электростанций с парогазовым циклом. Помимо создания генерирующих мощностей для Иркутской области актуален вопрос строительства магистральных сетей для энергоснабжения новых производств и населения. Несмотря на проработку варианта "автономного" энергоснабжения будущих нефтепроводов для надежности и бесперебойности их работы целесообразно строительство следующих объектов: - ЛЭП 500 кВ "Усть-Илимск - Усть-Кут - Северобайкальск", ЛЭП 220 кВ "Северо-байкальск - Таксимо", подстанции на 500 кВ в Усть-Куте, реконструкция подстанции в Тайшете; - ЛЭП 220 кВ "Усть-Кут - Талакан". Построенная в 1962 году для электроснабжения Ленского золотопромышленного и Мамско-Чуйского слюдяного районов и требующая реконструкции Мамаканская ГЭС и сейчас остается основным источником электроэнергии в Бодайбинском районе даже после присоединения его к энергосистеме "Иркутскэнерго" (ЛЭП "Таксимо - Бодайбо" работающая под напряжением 110 кВ). Поэтому, для удовлетворения растущего энергоснабжения Ленского золотопромышленного района необходима модернизация ЛЭП 110 кВ "Таксимо - Бодайдо" путем увеличения ее мощности до 220 кВ и доведение ее до Сухого Лога. Таким образом, планы по реализации крупных инвестиционных проектов на территории Иркутской области требуют синхронизированного развития электроэнергетики и сетевой инфраструктуры. Проектная мощность электростанций позволяет в ближнесрочной перспективе наращивать объемы выработки электроэнергии. Однако без принятия уже сейчас комплексной региональной программы по модернизации и строительству электростанций в среднесрочной перспективе энергетика может стать естественным ограничителем экономического роста, поскольку дешевая электроэнергия - один из ключевых факторов конкурентоспособности Иркутской области ввиду ее <глубинного> положения. В этой связи разработка перспективного топливно-энергетического баланса Иркутской области способна стать ориентиром для местных производителей энергоносителей (прежде всего угля и газа) и стимулировать инвесторов на строительство новых генерирующих мощностей. Вопрос финансирования строительства сетевой инфраструктуры возможно решить "силами" потребителей электроэнергии (в основном для промышленных инвесторов) либо включением процентов по кредитам в тариф на электроэнергию. Транспортная инфраструктура:Автодорожное хозяйствоИркутская область занимает второе место в России после Московской области по протяженности автомобильных дорог, но только треть из них имеет асфальтовое покрытие. Даже федеральная трасса М53 "Байкал" до сих пор имеет гравийный разрыв в 131 км. Плотность дорожной сети довольно низкая, существуют населенные пункты (таковых 185), которые не имеют транспортной связи с дорогами общего пользования, а три административных района не имеют вообще никакого выхода на автодорожную сеть. Учитывая большую площадь территории, а также неравномерную заселенность территории охватить строительством и реконструкцией всю территорию области и округа вряд ли представляется возможным и необходимым. Однако в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов на территории Иркутской области вопрос транспортной доступности отдельных районов становится особенно актуальным. Это, прежде всего, относится к Северным и Внутренним территориям, где расположены основные природные богатства. 1. Рост межрегионального грузопотока и необходимость обеспечения безопасности обуславливают необходимость скорейшего завершения реконструкции федеральной трассы М53-М55 "Байкал". Для этого необходимо ликвидировать 131 км гравийных разрывов, построить обходы городов Иркутска, Нижнеудинска, Куйтуна, Тулуна, Усолье-Сибирского, а также разноуровневые развязки (путепроводы) на железнодорожных переездах (в районе станций Глубокая и др.). 2. Помимо строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", дающего старт развитию нефтедобычи в Иркутской области, вторым инфраструктурным проектом, способным стимулировать развитие Северных территорий, является завершение реконструкции (ликвидация гравийных разрывов) автодороги "Тайшет - Братск - Усть-Кут" (602 км) и строительство круглогодичной автодороги "Усть-Кут - Мирный" (883 км). В настоящее время здесь функционирует автозимник "Усть-Кут - Мирный". Обеспечивая наземную связь с Северными территориями Иркутской области и юго-западными районами Якутии, данный проект позволяет комплексно решить несколько задач. Во-первых, разрабатываемый в настоящее время "Сургутнефтегазом" и "Верхнечонскнефтегазом" проект строительства нефтепровода "Талакан - Усть-Кут" требует для своего обслуживания технологической автодороги. В перспективе вовлечение в разработку Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения в Якутии также потребует строительства газопровода на юг, создание и обслуживание которого целесообразно в едином транспортном коридоре. Во-вторых, наземная связь с Северными территориями Иркутской области и юго-западными районами Якутии позволяет по крайней мере частично решить проблемы "северного завоза" и удешевить товары для жителей севера. В настоящее время северный завоз в Якутию и северные районы Иркутской области (Катангский, Киренский) осуществляется по Лене и Витиму в течение четырех месяцев (июнь-сентябрь) и по Нижней Тунгуске в течение двух недель (июль), а также воздушным транспортом. В-третьих, автодорога в северные районы Иркутской области создаст условия для развития лесозаготовки на прилегающих территориях (прежде всего, в Киренском и Катангском районах). Улучшение транспортной доступности лесных ресурсов позволит существенно увеличить объемы лесозаготовок и укрепить сырьевую базу лесного комплекса. Наконец, создание сухопутного выхода из юго-западных районов Якутии на единую автодорожную сеть (создание круглогодичной межрегиональной автодороги "Магадан - Якутск - Мирный - Усть-Кут - Тайшет - Красноярск", т.н. "Северного автотранспортного коридора"), безусловно, создаст дополнительные стимулы для развития экономики Якутии. "Северный автотранспортный коридор" является частью "Транспортной стратегии России до 2020 года", а также одним из приоритетов Правительства Республики Якутия, которая ведет активные сотрудничество с федеральными органами власти по поводу ее финансирования. Автодорога "Усть-Кут - Мирный" внесена в "Программу развития автодорог Иркутской области на период 2000-2010 годы", однако финансирование по ней не предусмотрено. 3. Разработка Ковыктинского газоконденсатного месторождения требует устойчивой транспортной связи как с южными территориями области, так и выхода на БАМ. В настоящее время за счет инвестиций "РУСИА-Петролеум" построена автодорога, связывающая месторождение с поселком Жигалово, а также содержится технологическая автодорога "Ковыкта - Окунайский", которой помимо газовиков активно пользуются лесозаготовители. В то же время Северные территории области в транспортном отношении "оторваны" от Иркутска. Так, грузы по маршруту "Иркутск - Тулун - Братск - Усть-Кут" находятся в пути до 3 суток. Освоение же нефтегазовых ресурсов неизбежно увеличит грузопоток между северными и южными территориями области. С точки зрения укрепления территориальной целостности Иркутской области и улучшения транспортной доступности вновь осваиваемых районов целесообразно создание на базе автодороги "Иркутск - Усть-Ордынское - Жигалово - Усть-Кут" (847 км) круглогодичного транспортного коридора регионального значения. Неотъемлемой частью данного проекта также является завершение строительства мостового перехода через р. Ангара в Иркутске. Строительство ведется с 1992 года и затягивается ввиду отсутствия федерального финансирования. Основная часть мостового перехода, собственно мост через Ангару, построен на 83%. Затраты на строительство подъездных путей на правом берегу оцениваются в 1,7 млрд. рублей, на левом - 0,4 млрд. рублей. Полная стоимость мостового перехода оценивается в 7,5 млрд. руб., из которых на начало 2006 года освоено 3,5 млрд. руб. (47%). 4. Дальнейшее развитие Ленского золотопромышленного района, включая разработку золоторудного месторождения Сухой Лог, неразрывно связано с завершением строительства круглогодичной автодороги "Таксимо - Бодайбо - Сухой Лог" (356 км) и строительством моста через р. Витим. Строительство этой дороги ведется этапами уже много лет, однако текущее состояние дороги и отсутствие моста через Витим не позволяют обеспечить надежный доступ к месторождениям и заставляют прибегать к завозу по воде в ограниченный период летней навигации. 5. Развитие туризма на Байкале, в частности на территории Прибайкальского национального парка, и обслуживание растущего потока туристов невозможно без строительства современной автодорожной инфраструктуры. Такими объектами, в частности, являются автодороги "Иркутск - Баяндай - Еланцы - МРС" (125 км) и "Иркутск - Малое Голоустное - Большое Голоустное" (108 км), которые призваны разгрузить основную трассу "Иркутск - Листвянка" и открыть сухопутный доступ к перспективным рекреационным территориям. Указанные объекты входят в проект федеральной программы "Рекреационная зона Байкальской природной территории", которая разрабатывалась по инициативе Администрации Иркутской области, но принятие которой пока не согласовано на федеральном уровне. Предлагается три варианта финансирования строительства автодорог: - для дорог межрегионального значения - долевое участие средств федерального и регионального бюджетов; - для главных территориальных дорог - инвестиции бизнеса с привлечением средств регионального бюджета; - для подъездных путей к месторождениям - частные инвестиции; - предоставление концессии на строительство платных автомобильных дорог. Иркутский аэропортДля туристического комплекса Иркутской области аэропорт "Иркутск" является ключевым звеном бизнеса. Ежегодно Иркутскую область посещают примерно 250 тыс. туристов из западных регионов России и около 100 тыс. иностранцев, большинство из которых пребывает в Иркутск на самолетах. По оценкам, развитие туризма и отдыха на Байкале к 2010 году может дать увеличение общего потока пассажиров через Иркутский аэропорт до 1,3 млн. человек в год. Для обслуживания возрастающего пассажиропотока проводится поэтапная реконструкция существующего аэропорта. После падения грузового самолета на жилые кварталы в 2001-2003 годах была проведена реконструкция аэродрома - взлет и посадка самолетов в аэропорту были развернуты в сторону Байкала, а взлетно-посадочная полоса удлинена. В настоящее время в аэропорту Иркутска реализуется очередная инвестиционная программа (2005-2010), предусматривающая дальнейшее удлинение взлетно-посадочной полосы и строительство нового аэровокзала. Всего на нее будет затрачено 929 млн. руб. (33 млн. долл.), в т.ч. 230 млн. руб. (8 млн. долл.) из федерального бюджета. Следующим необходимым этапом развития Иркутского аэропорта является строительство новой взлетно-посадочной полосы класса "А". Проект строительства новой взлетно-посадочной полосы предполагает ее сооружение под углом в 33 градуса к существующей, перенос части (около 7 км) Байкальского тракта ближе к Иркутскому водохранилищу и переселение поселка Новая Лисиха. На строительство новой полосы длиной 4200 и шириной 60 метров потребуется 3 года и инвестиции в размере около 4 млрд. руб. (140 млн. долл.). Железные дорогиНеобходимость строительства на территории Иркутской области новых железнодорожных веток связана с разработкой месторождений полезных ископаемых. Так, полномасштабная разработка расположенных недалеко друг от друга Савинского магнезитового и Вознесенского угольного месторождений (Черемховский район) требует строительства в гористой местности железнодорожной ветки протяженностью около 100 км. Разработка расположенных в 100‑130 км от Усть-Илимска Капаевского и Нерюндинского железорудных месторождений также требует строительства подъездных железнодорожных путей. Однако в настоящее время эти месторождения находятся в нераспределенном фонде, а перспективы их вовлечения в эксплуатацию "туманны". Туристическая инфраструктура:Современное состояние инфраструктуры, степень готовности населения к обслуживанию разнообразных туристских потоков, нерешенность вопросов с отводом земель, непрозрачность туристского бизнеса в целом, несформированный имидж Байкальского региона как территории гостеприимства, состояние подготовки кадров для сферы туризма - это не позволяет ввести в действие одномоментно все территории, обладающие туристскими ресурсами, и одновременно развивать все формы туризма. Поэтому выделяются этапы развития Иркутской области как туристского региона, в рамках которых определяются объекты и цели управляющего воздействия на них со стороны органов власти, общественных организаций и бизнес структур. Некоторые особенности в качестве исходного объекта управляющего воздействия выделяются туристские районы, которые обладают наиболее благоприятными условиями для расширения туристских потоков. Развитие выделенных районов осуществляется с целью получения возрастающих доходов от сферы туризма. На базе этого выделяются приоритетные формы туризма и целевые потребители. Возможности региона как производителя туристских услуг характеризуется тем, насколько он хорошо может приспособить свои туристские ресурсы и услуги под потребности потребителей. Поэтому перед регионом в краткосрочной и среднесрочной перспективе стоит задача формирования инфраструктурных и институциональных условий для создания современных туристских продуктов, удовлетворяющих потребности иностранных туристов. Таким образом, целевыми потребителями туристских услуг в ближайшие годы рассматриваются российские, а за пределами 2005 года зарубежные туристы. Задачей туристских бизнес структур и местных органов власти на всех этапах выступает поддержание приоритетных форм туризма в условиях усиливающейся межрегиональной конкуренции на туристском рынке. Первый этап 2003-2005 гг. На первом этапе в качестве приоритетных районов выделены территория Иркутск-Листвянка (наиболее популярный туристский маршрут среди гостей и жителей Иркутской области на пути их следования к Байкалу) и Ольхонский район. Приоритетными формами туризма в районе Иркутск-Листвянка рассматриваются культурно-познавательный всесезонный, приключенческий зимний и рекреационный всесезонный. Это связано, во-первых, с установкой на формирование условий для сглаживания сезонности, во-вторых, - на эффективное использование введенных в действие туристско-рекреационных ресурсов для сохранения сложившихся туристских потоков, в-третьих, - на создание инфраструктурных и организационных основ для существенного расширения потока иностранных туристов на последующих этапах. Развитие рекреационного, в т.ч. лечебного и оздоровительного туризма в рамках территории, примыкающей к Байкальскому тракту, обусловлено наличием разведанных бальнеологических ресурсов и определенной инфраструктуры. Причем, для преодоления сезонности ориентация здесь должна быть сделана на развитие оздоровительного туризма. На территории Ольхонского района в качестве приоритетной формы туризма выделяется рекреационный всесезонный туризм, что обусловлено туристским потенциалом данного района. В качестве целевых потребителей туристских услуг рассматриваются туристские потоки из Центральных регионов РФ (прежде всего, Москва и Санкт-Петербург), которые отличаются заметной долей туристов с относительно высоким платежеспособным спросом на качественные услуги. Далее - туристские потоки из близлежащих сибирских регионов, которых привлекает относительная доступность районов для летнего отдыха на Байкале, а также возможность получения лечебно-оздоровительных услуг. Цели управляющего воздействия: 1. Формирование условий для сглаживания сезонности. Усилия отдельных бизнес структур по сглаживанию сезонности являются локальными и ограниченными по своим результатам. Целесообразнее планирование, организацию и проведение событийных мероприятий осуществлять в региональном масштабе с привлечением администрации Иркутской области и органов местного самоуправления. Особое место занимает разработка планов мероприятий по развитию социального туризма (спортивного, детского, школьного, юношеского и т.д.) с целью сглаживания сезонности. 2. Эффективное использование имеющихся объектов инфраструктуры. В 2003-2005 гг. реализуются положение о расширении круглосуточного функционирования ряда объектов развлечений и отдыха в летний период на территории Иркутск-Листвянка, подготавливается материально-техническая база для такого режима функционирования в рамках всех сезонов. 3. Создание инфраструктурных и организационных основ для существенного расширения потока иностранных туристов на следующих направлениях: - развитие транспортной и производственной инфраструктуры; - улучшение инвестиционного климата; - отведение земель в установленном законодательстве порядке под туристско-рекреационные цели; - о безопасном пребывании туристов в выделенных туристских районах; - формирование кадровой политики; - продвижение п. Листвянка и Ольхонского р-на как привлекательных для отдыха и туризма; - разработка брэнда Иркутской области как туристского региона (системы графической и концептуальной идентификации Иркутской области как турнаправления); - содействие улучшению обслуживания иностранных туристов. Поскольку в ближайшие три года заметного качественного улучшения всех объектов инфраструктуры туризма, связанных с выделенными приоритетными формами туризма, не произойдет, то целевой установкой для сохранения объемов туристских потоков, особенно иностранных, выступает гостеприимство. Особый интерес для преодоления сезонности и расширения объемов турпотоков представляет, прежде всего, зимний спортивный туризм, являющийся перспективной формой с точки зрения мировых тенденций в сфере туризма. В Иркутской области накоплен определенный опыт проведения различных соревнований ("Зимниада", "Байкальская лыжня", "Весенняя капель", горная и массовая туриады, соревнования на горных велосипедах и т.д.). Расширение объемов турпотоков связано с сотрудничеством Иркутской области с близлежащими территориями (государствами), прежде всего Бурятией и Монголией. В настоящее время Монголия является молодым и довольно привлекательным регионом на мировой карте туристских направлений. Близкое расположение двух регионов создает благоприятные условия для организации существенных транзитных потоков граждан третьих стран из Монголии в Иркутскую область в прямом и обратном направлении. В перспективе расширение деловых связей в сфере туризма между Иркутской области и Монголией приведет к разработке адекватных стандартов обслуживания, формированию условий для разработки совместных туров. Второй этап 2006-2007 гг. На втором этапе в качестве приоритетных районов выделены территория Большого и Малого Голоустных, Слюдянский и Ольхонский районы. Слюдянский район отличается привлекательностью природных условий, удобным географическим положением, транспортной доступностью, наличием средств размещения, которые, однако, не соответствуют современным международным стандартам по условиям проживания, комфорту и обслуживанию. Предполагается, что инфраструктурные вопросы начнут решаться на первом этапе. Особое внимание уделяется использованию КБЖД как объекта интенсивного туристского использования. Принимая во внимание процесс реформирования МПС России, предполагается, что создаваемому ОАО "РЖД" к 2006 г. будет выгодно развивать туристский бизнес как непрофильный с использованием инженерной уникальности КБЖД. Приоритетными формами туризма рассматриваются культурно-познавательный и всесезонный приключенческий, что обусловлено туристским потенциалом данного района. Поселки Большое и Малое Голоустное Иркутского района имеют выгодное транспортно-географическое положение, позволяющее формировать радиальные или круговые туристские маршруты. Данные поселки рассматриваются как направление, снижающее турнагрузку на территории Иркутск-Листвянка, промежуточное звено для организации водного, конного, снегоходного или пешего сообщения между Листвянкой и Большим Голоустным. В рамках третьего этапа Большое Голоустное может явиться стратегическим элементом расширения туристского контура до трех других рекреационно-привлекательных районов (бухты Песчаной, Малого моря и о. Ольхон) вследствие гораздо лучших условий доступности водным транспортом по сравнению с Иркутском и Листвянкой. Культурно-познавательный туризм остается в качестве приоритетной формы туризма и дополняется всесезонным приключенческим (Слюдянский район) и всесезонным рекреационный (преимущественно в Ольхонском районе). Продолжается интенсивное развитие Ольхонского района, но с усиливающейся ориентацией на зарубежных туристов. При формировании благоприятных обстоятельств и учета совместных интересов различных территорий возможна проработка вопросов по использованию потенциала Усть- Ордынского автономного округа в качестве одной из баз для развития этнической формы туризма. В качестве целевых потребителей туристских услуг рассматриваются туристские потоки из Европы, Китая, Японии, являющиеся приоритетными, а также туристские потоки из различных районов РФ. Учитывая современный платежеспособный спрос иностранных туристов и представительность их на российском рынке, развитость сферы услуг к 2005 году, предполагается, что к этому периоду сформируются условия для приема иностранных туристов. Целью управляющего воздействия является увеличение сроков пребывания туристов, особенно зарубежных, в Иркутской области. На втором этапе в выделенных туристских районах предполагается решение следующих вопросов: - содействие вопросам коммуникационного обустройства по заданным стандартам выделенных туристских районов (дорожное строительство, связь, использование традиционного и альтернативного энергоснабжения); - активизация работы совместно с муниципальными образованиями по разработке и утверждению Генеральных планов Большого и Малого Голоустного с целевой ориентацией на создание своеобразного турпродукта; - отведение земель в установленном законодательстве порядке под туристско-рекреационные цели; - разработка событийного календаря для привлечения большего количества туристов (празднование масленицы, Зимниада, фестиваль "Звезды над Байкалом" и др.). 2.2. Технология по формированию имиджа Иркутской областиВ современном мире туризм постепенно становится одной из важнейших сфер экономики, нацеленной на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. Развитие сферы туризма - фактор, способный решить не только многие социально-экономические проблемы, но и обеспечить приоритетное положение региона в ряду наиболее привлекательных для туристов мест России. Основой туристско-рекреационного потенциала Иркутской области являются: 1.Природно-ресурсный потенциал как база развития всесезонного экологического, приключенческого видов туризма и культурно-историческое наследие как основа развития культурно-познавательного туризма. 2.Научно-производственный и ресурсный потенциал как база для развития бизнес-туризма, инсентив-туризма, делового туризма, научно-познавательного туризма. 3.Туристско-рекреационная инфрастуктура. Иркутская область по сравнению с другими регионами страны обладает отличительным конкурентным преимуществом – это геополитическое положение, что проявляется в четырех аспектах:
В качестве основных факторов привлекательности Иркутской области для посещения туристами, являются: · Озеро Байкал как объект мирового наследия. · Природный потенциал для развития различных видов активного отдыха. · Сибирь и ТрансСиб как известные брэнды. · Транспортный коридор Европа-Азия. · Совмещение различных культур и религий. · Развитие проектов разработки месторождений в качестве основы для развития делового туризма. Именно с максимизацией этих факторов связывается стратегия развития региональной индустрии туризма в Иркутской области. Иркутская область, используя преимущества геополитического и природно-ресурсного потенциала, наращивая темпы развития инфраструктуры туризма, активизируя работу по созданию брэнда Иркутской области на международном туристском рынке и разработке креативных турпродуктов, имеет все шансы значительным образом увеличить туристские потоки на территории региона. Условиями для развития туризма в Иркутской области являются: · Новый признанный международным сообществом имидж Байкальского региона, как одного из самых привлекательных туристических регионов мира, который еще предстоит открыть туристам. · Постоянно растущий международный спрос на Байкальский регион как на уникальное туристическое направление. · Быстро растущий отечественный спрос на специально подобранный туристический продукт Байкальского региона в течение всего года. · Круглогодичная операционная деятельность с двумя равномерными сезонами. · Наиболее важные туристические продукты: горы и озера, туры (путешествия), MICE туризм, красота и здоровье (SPA&Wellness), навигационный туризм (круизы, чартер), зимние и летние отпуска и особые интересы (пешие походы, приключенческий туризм, этнографические туры, агротуры, экологический туризм, велотуры и горные велосипеды, парапланеризм, наблюдение за эндемиками, сибирское деревянное зодчество, спелеология и т.д.). · Транссибирская железная дорога, являющаяся достопримечательностью, должна быть модернизирована вместе со строительством железнодорожной магистрали, соединяющей Байкальский регион с трехмиллиардным населением стран на юге — Китая, Индии и Кореи. · Разнообразие средств размещения, достопримечательностей, ресторанов и кафе, которые находятся внутри кластера нескольких туристско-рекреационных зон вдоль побережья озера Байкал. · Менеджмент и качество услуг во всех категориях гостиниц и ресторанов по мировым стандартам. · Несколько тематических парков, подчеркивающих уникальность Байкальского региона (озеро, его эндемики и био-разнообразие, история и культура бурятского народа, шаманизм, остроги казаков и семейских, наследие декабристов). · Несколько горнолыжных курортов (большинство из них имеет региональное значение). Можно рассмотреть поподробней развитие туризма в центре Иркутской области – в городе Иркутске. Город Иркутск является региональным центром со сложившейся экономической, культурной, кадровой и туристской инфраструктурой, он обладает долгосрочным потенциалом для того, чтобы аккумулировать все необходимые ресурсы для экономического развития, в том числе, развития индустрии туризма. В Иркутске сосредоточены органы управления деятельностью учреждений рекреационно-туристского комплекса, крупнейшие туроператоры, образовательные учреждения по подготовке кадров для туристской отрасли. Город имеет очень выгодное для развития туристской отрасли географическое расположение - является воротами в страны Юго-Восточной Азии. Особый интерес Иркутску придает его близость к озеру Байкал, но широкий спектр туристских ресурсов Иркутска (познавательных, культурно-исторических, рекреационных) создает огромные возможности для позиционирования его как города привлекательного для различных групп российских и иностранных туристов, посещающих Иркутск с различными целями. Для структурирования современного состояния и возможностей развития сферы туризма в г. Иркутске целесообразно использовать распространенный маркетинговый инструмент, позволяющий выбирать стратегию деятельности - SWOT-анализ. Анализ сильных сторон, слабостей, возможностей и проблем должен затрагивать природные, инфраструктурные, ресурсные, организационные и другие условия, существующие в г. Иркутске: Оценка современного состояния и возможностей развития сферы туризма в г.Иркутске (SWOT-анализ)
SWOT- анализ туристической деятельности в Иркутской областипозволяет использовать сильные стороны и возможности города в развитии туризма, выделив при этом перспективные приоритеты, сконцентрировав, в то же время, усилия на нивелировании слабых сторон и профилактике внешних и внутренних рисков. Основной поток дипломированных специалистов для сферы туризма выпускают пять высших учебных заведений города: Иркутский государственный университет, Иркутский институт международного туризма, Байкальский государственный университет экономики и права, Иркутский государственный лингвистический университет, Восточно-Сибирский институт экономики и права. Приоритетные виды туристской деятельности в городе Иркутске:
Иркутск, как один из центров Байкальского региона, и как самостоятельный объект развития туризма должен использовать уникальное сочетание множества факторов (геополитическое положение, богатые рекреационные ресурсы, культурно-исторический потенциал, позитивные перемены в области делового климата) для построения эффективной стратегии развития туризма в долгосрочной перспективе. ЗаключениеИтак, на наш взгляд, для формирования имиджа Иркутской области, нужно использовать туристскую деятельность, являющуюся привлекательной по ряду причин: - наблюдается растущий спрос на туристские услуги; - туризм - расширяющийся источник поступлений от прибыли в госбюджет и местные бюджеты; - обслуживание туристов является источником дохода для местного населения; - туризм способствует притоку в страну денежных сумм в иностранной валюте; - туризм позволяет широко использовать природные и культурные достопримечательности территорий; - туризм стимулирует развитие отраслей, связанных с выпуском предметов потребления и предоставлением услуг; - туризм оказывает стимулирующее влияние на формирование эффективной транспортной инфраструктуры и развитие служб и средств традиционной и современной связи; - сравнительно небольшие стартовые капиталы для организации турбизнеса; - в сфере туризма динамика роста объемов разнообразных предоставляемых услуг приводит к увеличению числа новых рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях народного хозяйства; - туризм является экологически безопасной сферой деятельности людей; - туризм способствует совершенствованию системы социального и культурного обслуживания населения, повышению качества жизни, развитию социально-культурной среды в целом. Помимо этого, туризм позволяет совместить отдых с познанием жизни, быта, истории, культуры, традиций, обычаев своего и других народов; способствует развитию мирных, дружественных отношений между отдельными территориями. Возможности и перспективы развития в городе Иркутске различных видов туризма определяются различными факторами макроэкономического и микроэкономического характера. К макроэкономическим факторам можно отнести: · большой интерес иностранцев к истории, культуре, искусству нашей страны, к ее разнообразной природе, национальным особенностям, что является основным мотивом для развития туризма в любой стране (научный, познавательный, образовательный и спортивный виды туризма), растущий интерес международной общественности к озеру Байкал; · наличие в регионе естественных природных условий для развития делового, спортивного, охотничьего и экстремального туризма; · богатый спектр памятников архитектуры, истории, археологии и культуры, находящихся как в г.Иркутске, так и близлежащих городах. К разряду преимуществ микроэкономического характера, которыми располагает Иркутск, можно отнести: · статус областного центра Иркутской области, центра развития академической и отраслевой науки Восточной Сибири, позволяющий городу принимать выставки, конгрессы, конференции, проводить спортивные соревнования, культурные мероприятия, рассчитанные на привлечение участников из различных регионов России и стран мира; · преимущества географического положения региона, являющего транзитным на пути перемещения туристов из Европы в страны Юго-Восточной Азии; · возможности развития различных видов познавательного туризма (например, исторического туризма); · экономическая заинтересованность жителей других регионов России и стран мира в установлении деловых и научных контактов с предприятиями, организациями и учреждениями города (деловой и научный туризм); · наличие транспортной инфраструктуры (аэропорт, железнодорожный вокзал, сеть автомобильных дорог), которая делает город начальным и конечным пунктом туристских маршрутов по Иркутской области, другим регионам России и отдельным странам мира; · возможность обеспечения прямого воздушного сообщения с Китаем, Кореей, Монголией, Турцией; · упорядочение рынка туроператоров; · укрепление сети туристских агентств; · постепенное увеличение количества средств размещения со средним и высоким уровнем обслуживания, в том числе малых гостиниц с высоким уровнем комфорта (в г.Иркутске функционируют 64 гостиницы вместимостью 4276 мест); · развитие сети предприятий общественного питания, торговых и развлекательно-досуговых центров, соответствующих мировым стандартам; · наличие исторических и культурных ресурсов для организации городских туристских и экскурсионных маршрутов и создания комплексных туристских продуктов; · заинтересованность администрации города, представителей туристского бизнеса, выставочного комплекса в продвижении Иркутска на российском и международном туристском рынке; · проведение выставочных и ярмарочных мероприятий, форумов, конференций и семинаров российского и международного масштаба формирующих Иркутску имидж зарождающегося центра делового туризма; · наличие в городе Сибирской Байкальской Ассоциации Туризма (СБАТ) и Байкальской Ассоциации Делового Туризма (БАДТ), рассматривающих одной из своих задач продвижение иркутских туристских продуктов на внешние рынки. Список литературы1. http://atlas.socpol.ru/portraits/irk.shtml (Независимый институт социальной политики) 2. http://www.irkutskobl.ru/ 3. http://www1.irkutsk.ru/ 4. Российский статистический ежегодник. Федеральная Служба Государственной статистики (Росстат), - Москва, 2008 год. 5. Князева И.В. Маркетинг территорий: УМК, - Новосибирск: СибАГС, 2005 – 128 с. 6. Князева И.В. Маркетинг территорий: хрестоматия, - Новосибирск: СибАГС, 2008. – 88с. 7. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник, — 3-е изд. — М.: Оме- га-Л, 2005. - 656 с. 8. Панкрухин А.П., Гапоненко А.Л. Стратегическое управление: учебник, - 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 464 с. 9. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. — М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000. — 640 с. [1] Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2008. – 227-228 с. [2]http://atlas.socpol.ru/portraits/irk.shtml (Независимый институт социальной политики) [3] http://www.guzio.ru/ (Министерство здравоохранения Иркутской области) [4] http://atlas.socpol.ru/portraits/irk.shtml (Независимый институт социальной политики) [5] http://www.irkzan.ru/qa/934.html (Служба занятости населения Иркутской области) [6] http://atlas.socpol.ru/portraits/irk.shtml (Независимый институт социальной политики) |