Шпаргалка: Шпаргалка по Управлению персоналом 5
Название: Шпаргалка по Управлению персоналом 5 Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: шпаргалка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 Понятие, цели, задачи УП. Связь с другими предпетами. 2. Качественная и количественная характеристики потребности в персонале. 3. Эффективность управления персоналом. 4. Принципы УП 6. Структура службы управления персоналом, характеристика её элементов. 5. Методы управления персоналом 7. Персонал и трудовой потенциал организации. 8 Классификация структур персонала организации. 9. Потенциал организации10 Понятие кадровой политики. Типы. 11 Цели, нормы и способы осуществления кадровых мероприятий при реализации кадровой политики 12. Сущность и содержание кадрового планирования 13. Содержание и последовательность действий при определении потребности в персонале 14. Понятие набора и отбора персонала. Источники найма на работу. 17. Методика проведения собеседования. 14-18. Организация отбора персонала 19. Охарактеризовать особенности работы служб управления персоналом при подборе и проверке персонала. 20 Понятие и цели аттестации 22. Управление резервом на выдвижение. 23. Анализ и оценка состояния текучести кадров на предприятиях, содержание и последовательность работы служб управления персоналом 24. Система и форма социального партнерства. 25.Содержание коллективного договора26 Понятие трудового договора. 27 Мотивация трудового поведения 29. Теория потребности по А.маслоу. 30. Теория ожиданий.31 Теория справедливости. 33. Модели мотивации трудовой деятельности. 34. Общая характеристика психологических приёмов, техник, которые используются при подборке и проверке персонала 35. Охарактеризовать основные и дополнительные источники кадрового обеспечения. 36. Содержание и последовательность действий при деловой оценке персоналу. 37. Суть содержания и последовательности действий служб управления персоналом при профориентации. 38. Содержание работы кадровых служб в процессе адаптации персонала. 39 Понятие, виды и методы обучения. 40 Деловая карьера….
Вопросы по дисциплине "Управление персоналом" (у/п) Персонал организации как объект управления. Основные обязанности администрации организации. Место и роль у/п в системе управления организацией. Основные обязанности работников организации. Принципы у/п. Понятие трудового договора. Цели и задачи у/п. Оформление и содержание трудового договора. Концепция организационного развития и проектирования (японский опыт у/п). Социально-экономическая защита персонала. Понятие управления человеческими ресурсами. Психологическая поддержка персонала организации. Характерные черты управления человеческими ресурсами. Структура профсоюзов в РФ. Виды деятельности по управлению человеческими ресурсами. Защита трудовых прав работников профсоюзами. Методы у/п. Сущность и этапы набора персонала. Факторы, воздействующие на персонал организации. Процедура принятия решения о приеме на работу. Функция служб у/п. Понятие адаптации персонала. Понятие профессиональной компетенции. Управление трудовой адаптацией. Ключевые роли менеджера по персоналу. Сущность отбора персонала. Обеспечение реализации функций у/п. Технология найма персонала. Структура служб у/п в крупных организациях. Понятие карьеры работника. Основные подходы к организации службы у/п. Управление карьерой работника. Понятие и виды высвобождения персонала. Понятие и сущность кадровой политики. Мероприятия по высвобождению персонала. Задачи и особенности кадровой политики в современных условиях. Аттестация как метод оценки персонала и организация её проведения. Классификация видов кадровой политики. Управление профессиональной ориентацией и адаптацией персонала. Планирование расходов на персонал организации. Сущность и цели планирования персонала. Методы оценки деятельности работников. Оперативное планирование работы с персоналом. Затраты организации на персонал и их примерная структура. Экзаменационные вопросы по дисциплине «Управление персоналом» Персонал организации как объект управления.Совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация – её главный ресурс – кадры или персонал организации. Кадры организации – это совокупность работников предприятия, характеризуемая профессионально-квалификационной, социально-психологической и половозрастной структурными составляющими. Кадрами являются работники, которые обладают профессиональной способностью к труду, т.е. имеют специальную подготовку. В то же время трудовой потенциал предприятия объединяет всех работников, обладающих способностью к труду, следовательно численность трудового потенциала больше численности кадров на ту часть, которую составляют не квалифицированные и малоквалифицированные работники. Таким образом, персонал – важнейшая часть экономического и инновационного пространства предприятия, это прежде всего люди со сложившимся комплексом индивидуальных качеств, среди которых социально- психологические играют главную роль. Признаками персонала являются: Наличие трудовых взаимоотношений с работодателем, оформленных трудовым договором. Обладание качественными характеристиками, которые определяются уровнем образования, объемом полученных знаний, профессиональными навыками и опытом работы в определенной сфере занятости. Мотивация, которая проявляется в сфере профессиональных и личностных интересов. Интеллектуальные способности, выражаемые в умении воспринимать определенный уровень физических, психических и интеллектуальных нагрузок, а также концентрировать внимание и увеличивать объем памяти. Личностные свойства, необходимые для выполнения конкретной работы. Персонал является более широким понятием, органически включающим понятие – кадры. Поэтому предметом УП выступают работники и их отношения в процессе производства для достижения цели организации. Современная концепция УП ставит в центр деятельность предприятия как социально-экономическую систему конкретного человека и рассматривает работника как ключевой элемент деятельности предприятия. Следовательно УП – функциональная среда деятельности, задачей которой является обеспечение предприятия в нужное время работниками в необходимом количестве и требуемого качества, а также их правильная расстановка и стимулирование. Основные обязанности администрации организации.Администрация предприятия несет следующие обязанности: 1. организовать труд подчиненных, чтобы каждый работник трудился по своей специальности и квалификации, имел закрепленное за ним рабочее место, своевременно был ознакомлен с установленным заданием и обеспечен работой в течение всего рабочего дня 2. обеспечить исправное состояние оборудования , инструмента и оргтехники, нормативные запасы сырья, материалов и других ресурсов, необходимых для бесперебойной работы. 3. соблюдать законодательство о труде и правила охраны труда, в т.ч. в случаях, предусмотренных законодательством, своевременно предоставлять льготы и компенсации в связи с вредными условиями труда, обеспечивать работников различными средствами индивидуальной защиты. 4. своевременно доводить до работников плановые задания, обеспечивать их выполнение с наименьшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. 5. создавать условия для роста производительности труда путем внедрения достижения науки, техники и технологии. 6. постоянно совершенствовать организацию оплаты труда, повышать качество нормирования труда, обеспечивать заинтересованность работников в результатах своего труда и выдавать з/п в установленные сроки. 7. обеспечивать срочное соблюдение трудовой и производственной дисциплины. Место и роль управления персоналом в системе управления организацией.Организация - это саморегулирующаяся социальная система, создаваесая сознательно для достижения общих целей. Признаки организации: - целостность - наличие автономных функциональных подсистем - взаимодействие с внешней средой Любая организация выполняет три основные функции: целевая, связана с достижением результатов функционирования организации социально-интегративная, носителем социального действия в организации являются её элементы – субъекты социального действия, образующие трудовой коллектив. управленческая, обеспечивает создание целостности трудового коллектива, снятие возможной социальной напряженности, удовлетворение потребностей работников, поддержание марально-психологического климата. Совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация – её главный ресурс – кадры или персонал организации. персонал – важнейшая часть экономического и инновационного пространства предприятия, это прежде всего люди со сложившимся комплексом индивидуальных качеств, среди которых социально- психологические играют главную роль. Персонал является более широким понятием, органически включающим понятие – кадры. Поэтому предметом УП выступают работники и их отношения в процессе производства для достижения цели организации. Современная концепция УП ставит в центр деятельность предприятия как социально-экономическую систему конкретного человека и рассматривает работника как ключевой элемент деятельности предприятия. Следовательно УП – функциональная среда деятельности, задачей которой является обеспечение предприятия в нужное время работниками в необходимом количестве и требуемого качества, а также их правильная расстановка и стимулирование. Цель УП – формирование работоспособных коллективов, в которых работники действуют с учетом собственных интересов и во благо организации в целом. Различают следующие аспекты УП: Технико-технологический аспект. Предполагает необходимость учитывать уровень развития конкретного производства, а также особенности используемых в нем техники, и технологий. Организационно-экономический позволяет раскрыть вопросы связанные с планированием численности и состава рабочих, с использованием рабочего времени, а также с моральным и материальным стимулированием. Правовой. Включает в себя вопросы соблюдения трудового законодательства в работе с персоналом. Социально-психологический. Рассматривает вопросы социально-психологического обеспечения УП и внедрения различных социологических и психологических процедур в практику работы. Педагогический. Затрагивает проблемы, связанные с воспитанием и обучением персонала. В системе управления организации особо выделяется кадровая деятельность, т.е. УП. Основные обязанности работников организации.Обязанностью работников является: 1. работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину, своевременно исполнять распоряжения руководства орг-ции и использовать рабочее время для производительного труда 2. повышать производительность труда, своевременно выполнять полученные задания и нормы выработки и творчески относиться к работе 3. улучшать качество работы и выпускаемой продукции и соблюдать технологическую дисциплину. 4. соблюдать требования по охране труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной охране 5. эффективно использовать оборудование и технику, бережно относиться к инструментам, измерительным приборам и спец. одежде, а также экономно расходовать сырье, материалы, энергию и топливо 6. содержать свое рабочее место, оборудование и приспособление в чистоте и исправном состоянии и соблюдать установленный порядок, хранение материальных ценностей и документов. Принципы управления персоналом.Выделяют следующие основные принципы УП: Научность. Использование достижений научных дисциплин имеющих в качестве объекта исследования человека. Системность. В восприятии объектов исследования и факторов, влияющих на поведение объекта. Гуманизм. Основывается на восприятии персонала как главного достояния организации каждого работника, как уникальной личности. Профессионализм. Предполагает наличие у работников служб УП специального образования, опыта и навыков, позволяющих эффективно управлять персоналом. Опора на законодательные и нормативные акты при при УП. Таким образом в системе управления организации особо выделяется кадровая деятельность, т.е. УП. Понятие трудового договора.Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник. Цели и задачи управления персоналом.УП- это целенаправленная деятельность руководящего состава предприятия, а также специалистов по УП, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики. УП является деятельноориентированным процессом, т.е. эффективное управление персоналом в большей степени должно быть направленно на практические действия, чем на канцелярские процедуры. В то же время УП является индивидуальноориентированным, т.к. каждый работник рассматривается как отдельная личность. Также УП ориентировано на будущее в силу того, что оно должно обеспечить предприятие компетентными и заинтересованными работниками. Т.о. в долговременных стратегиях предприятия, обязательно учитывается человеческий фактор. Эффективное УП требует решения следующих задач: - обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах требуемой квалификации, - достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного персонала и структурой трудового потенциала -полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом - обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности и выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству и к самодисциплине - закрепление работника на предприятии и формирование стабильного коллектива - обеспечение реализации потребностей и интересов работника в отношении создания условий труда, а также возможности профессионально квалифицированного и должностного продвижения - согласование производственных и социальных задач Оформление и содержание трудового договора.В трудовом договоре указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор. Существенными условиями трудового договора являются: место работы (с указанием структурного подразделения); дата начала работы; наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; права и обязанности работника; права и обязанности работодателя; характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации); условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью. В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Концепция организационного развития и проектирования (японский опыт управ. персоналом)Специфика японской системы УП – пожизненный найм. Работник принимается с высшим образованием и только на начальную должность, даже если он до этого работал на руководящей должности. Каждые 5 лет пересматривается должность, в течении всего периода работы работник проходит все стадии от подчиненного до руководителя. Продвижение зависит от личных качеств и возраста. При наступлении пенсионного возраста работник уходит на пенсию или остается на работе, но в должности консультанта или куратора. Действует постоянная оценка качества труда и действует подготовка и переподготовка кадров (каждую неделю по 3-6 часов после работы). Главная цель – совершенствование продукции, которую выпускают. Свою работу они построили на лучших образцах. Японская система отлична от всех систем УП во всем мире, она существует только на крупнейших фирмах. Для нашей страны эта система не применима. Американская система противоположна. У них краткосрочный найм (контрактная система). Большое значение имеет уровень образования. Действуют жесткие требования к исполнению законов и положений, жесткое отношение между руководством и подчиненным. В Германии очень похожая на нашу систему. Ни одна корпорация в мире не раскрывает свою систему управления компанией и выплату з/п. Во всем мире существует 2 коммерческие тайны: технологический процесс, система нормирования и оплаты труда. Социально-экономическая защита персонала.Социально-экономическая защита работников орг-ции осуществляется как на уровне гос-ва, так и на уровне трудового коллектива. Соц-эк. защита подразумевает следующее: 1. гарантирование работнику минимального размера оплаты труда 2. гарантирование нормальной продолжительности рабочего времени и сокращенной для отдельной категории, а также компенсация за работу в выходные и праздничные дни 3. предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска, продолжительностью не менее 28 календарных дней 4. возмещение вреда здоровью в связи с исполнением трудовых обязанностей 5. гарантии и компенсации при направлении в командировки при совмещении работы с обучением и в других случаях, предусмотренных законодательством. Понятие управления человеческими ресурсами.Управление человеческими ресурсами – стратегическое и оперативное управление деятельностью, направленное на повышение эффективности использования человеческих ресурсов организации. В отличие от УП УЧР переориентировано с нужд персонала на потребности самой организации в рабочей силе и приоритеты кадрового управления определяются результатами функционального анализа, имеющихся и проектируемых рабочих мест. В системе управления человеческими ресурсами происходит, переориентация на индивидуальную работу с персоналом. Управленческий персонал кадровых служб в системе УЧР нацелен на повышение эффективности долговременных инвестиций в человеческий капитал вместо стремления к экономии на издержках, связанных с воспроизводством рабочей силы. Технология УЧР предусматривает обеспечение постоянного профессионального роста работников и улучшение условий их труда. В то же время, в УЧР акцент переносится на управленческий аппарат, т.к. компетентность руководителей является ключевым элементом кадрового потенциала современной организации. Психологическая поддержка персонала организации.Кроме социально-эк-ких методов защиты, необходима психологическая поддержка персонала, в т.ч.: 1. персонал должен иметь свободный доступ ко всей необходимой информации, связанной с работой 2. работник должен быть обеспечен защитой персональных данных в части оплаты труда, а также политических и религиозных убеждений 3. работнику должна быть обеспечена дополнительная возможность профессиональной подготовки и повышение квалификации в связи с изменениями производства 4. в орг-ции должна быть организованная работа по прогнозированию и предупреждению межличностных и межгрупповых конфликтов 5. в коллективе должна быть атмосфера равенства между работниками. Характерные черты управления человеческими ресурсами.Управление человеческими ресурсами – стратегическое и оперативное управление деятельностью, направленное на повышение эффективности использования человеческих ресурсов организации. В отличие от УП УЧР переориентировано с нужд персонала на потребности самой организации в рабочей силе и приоритеты кадрового управления определяются результатами функционального анализа, имеющихся и проектируемых рабочих мест. В системе управления человеческими ресурсами происходит, переориентация на индивидуальную работу с персоналом. Управленческий персонал кадровых служб в системе УЧР нацелен на повышение эффективности долговременных инвестиций в человеческий капитал вместо стремления к экономии на издержках, связанных с воспроизводством рабочей силы. Технология УЧР предусматривает обеспечение постоянного профессионального роста работников и улучшение условий их труда. В то же время, в УЧР акцент переносится на управленческий аппарат, т.к. компетентность руководителей является ключевым элементом кадрового потенциала современной организации. Структура профсоюзов в РФ.Выделяют 3 группы профсоюзов: 1. состоит из ряда отраслевых профсоюзов и федерации независимых профессиональных орг-ций 2. объединяет работников без представителей администрации (горников, авиадиспетчеров) 3. орг-ции, которые называют себя профсоюзами альтернативного сектора экономики. В масштабе союза независимых гос-в существует международная профсоюзная орг-ция или всеобщая конфедерация профсоюзов, а в мировом масштабе эти вопросы регламентируются международной орг-цией труда. Виды деятельности по управлению человеческими ресурсами.Определение потребности в персонале исходя из стратегии деятельности предприятия. Маркетинг персонала. Отбор, прием и адаптация персонала. Планирование карьеры работников. Обеспечение оптимальных условий труда на каждом рабочем месте. Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Управление эффективностью труда. Разработка системы трудовой мотивации. Проектирование системы оплаты труда. Участие в проведении тарифных переговоров между работодателем и работником. Стимулирование рационализаторской деятельности. Профилактика и ликвидация конфликтов. Разработка и осуществление социальной политики организации. Организационное, правовое и нормативное обеспечение охраны труда. Социально-экономическая и психологическая поддержка персонала. Защита трудовых прав работников профсоюзами.Права и интересы наемных работников представляют профессиональные орг-ции. Выделяют 3 группы профсоюзов: 1. состоит из ряда отраслевых профсоюзов и федерации независимых профессиональных орг-ций 2. объединяет работников без представителей администрации (горников, авиадиспетчеров) 3. орг-ции, которые называют себя профсоюзами альтернативного сектора экономики. В масштабе союза независимых гос-в существует международная профсоюзная орг-ция или всеобщая конфедерация профсоюзов, а в мировом масштабе эти вопросы регламентируются международной орг-цией труда. На конкретном предприятии права и интересы наемных работников представляет первичная профсоюзная орг-ция в лице профсоюзного комитета, избираемого общим собранием. Правовое регулирование трудовых отношений в орг-ции осуществляется на основе трудового кодекса РФ, законах о коллективных договорах и соглашениях, гражданского кодекса РФ и конституции страны. Методы управления персоналом.В соответствии с принципами выделяют административные, экономические и социальные методы УП Для административных метдов характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления. Они включают законодательные, распорядительные и дичциплинарные методы. В свою очередь экономические методы – система мотивов и стимулов побуждающих всех работников плодотворно трудиться для общей цели. А социальные методы связаны с социальными отношениями с моральными психологическими воздействиями. Система УП выполняет определенные функции т.е. должностные обязанности работников подразделений системы УП, связанные с воздействием на персонал. Сущность и этапы набора персонала.Набор персонала – это комплектование необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности из которых организация отбирает подходящих работников. Процесс набора включает следующие этапы: - планирование персонала - разработка требований к соответствующим должностям или видам деятельности, включая деловые и личностные характеристики. - поиск персонала во внутренних и внешних источниках - составление базы данных по кандитам на вакантные должности - отбор персонала – т.е. выявление различий и выбор лучших кандидатов - решение о приеме на работу - введение в должность или адаптация работника Процедура принятия окончательного решения зависит от размеров предприятия, квалификации работников отдела персонала, и от специфики вакансии. Факторы, воздействующие на персонал организации.На поведение человека в процессе труда влияют следующие факторы: - индивидуальные способности человека, дающие возможность выбрать вид деятельности и занять определенную должность в соответствии со своими способностями и уровнем образования - потребности человека (физиологические и психологические) т.е. удовлетворение потребности работника должно вести к реализации цели организации. - ожидание работников от результатов, от этого зависит поведение и результат деятельности работника, т.е. если цель неясна, то может быть низкая трудовая активность - особенности восприятия. Следует иметь ввиду то, что происходит в процессе труда реально преломляется через индивидуальное восприятие, причем любой стимул будет действовать только тогда, когда он будет должным образом воспринят - ценности работника, его жизненные принципы и установки. Наиболее благоприятным считается, когда ценности человека и трудового коллектива совпадают. Процедура принятия решения о приеме на работу.Выделяют следующее наиболее часто встречающиеся варианты принятия решения о приеме: - отдел персонала осуществляет предварительный отбор, итоговое собеседование с претендентом проводит будущий руководитель кандидата, и он принимает окончательное решение - отдел персонала проводит все этапы отбора, готовит информацию по 3-5 кандидатам, а окончательное решение о приеме руководитель принимает без проведения итогового интервью - отдел персонала осуществляет предварительный отбор, кандидаты проходят собеседование со специально созданной комиссией. Окончательное решение принимается коллегиально на основании мнений всех членов комиссии. Таким образом, отбор персонала – выбор людей подлежащих найму из числа представленных кандидатов. Функция служб управления персоналом.Служба персонала является функциональным и не участвует напрямую в управлении основной деятельности персонала, а лишь помогают руководству орг-ции и подразделений решать вопросы, связанные с персоналом. Выделяют следующие функции, которые должна выполнять служба УП: 1. анализ содержания труда персонала как вид деятельности, обеспечивающий получение научно-методической базы для реализации основных элементов системы УП 2. планирование и прогнозирование потребности в персонале и определение источников удовлетворения этих потребностей. Данная функция имеет определенное значение, т.к. потребность в персонале должна быть увязана с перспективами развития орг-ции. 3. подбор персонала – этот процесс предусматривает разработку и реализацию программ приемочных испытаний и проверок в период испытательного срока. 4. адаптация – этот процесс должен восприниматься как многоплановый, т.к затраты на реализацию программ ускорение адаптации окупаются за счет снижения сроков выхода нового работника на уровень полноценного специалиста. 5. профориентация, т.е. работа на внутрифирменном рынке труда предполагает уточнение требований рабочих мест, качеств работников и их пожеланий относительно своих перспектив. 6. Анализ факторов определяющих поведение и корректировку поведения, т.е. урегулирование конфликтов. Эта деятельность связана с мониторингом социально психологического климата коллектива, исследование факторов снижения продуктивности коллектива и заботой о формировании культуры организации. 7. Мотивация и стимулирование труда, т.е. исследование мотивов поведения работников и определения основных направлений стимулирования, вызывающих наибольший отклик у работника. 8. Разработка системы оценки результатов деятельности трудовых коллективов и отдельных работников, проведение оценки и аттестации работников. Перечисленные функции являются основными, но служба управления должна заниматься планированием карьеры работника, организацией обучения и переобучения работников, проведение аттестации рабочих мест, учитывать вопросы охраны труда и его безопасности, контролировать трудовую дисциплину, обеспечивать социальную защиту персонала, участвовать в системе внутрифирменного аудита персонала. Таким образом служба управления – совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием вместе с занятыми в них должностными лицами, призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики. Понятие адаптации персонала.Адаптация – включение личности в новую для нее предметно-вещественную и социальную среду. За период адаптации человек должен освоить условия трудовой деятельности, коллективные нормы и ценности и достигнуть соответствия требований производства и работника. Таким образом, процесс адаптации – взаимодействие работника и организации и их взаимное приспособление. Субъект адаптации – новый работник или новая социальная группа. Объект адаптации – трудовой коллектив, функционирующий в определенных организационно технических условиях. Различают: Первичная адаптация. Происходит при первоначальном вхождении человека в трудовую деятельность. Вторичная адаптация. При переходе работника на другое место работы или при существенных изменениях производственной среды. Виды адаптации: Профессиональная, т.е. уровень овладения профессиональными навыками освоения работником необходимого минимума знаний и формирования профессиональных качеств личности. Психофизиологическая. Социально-психологическая, т.е. приспособление работника к традициям и ценностям коллектива и к нормам межличностных отношений. Общественная, т.е. взаимодействие нового работника с общественными организациями на производстве и включение его в общественную деятельность. Адаптация имеет своей целью быстрое достижение рабочих показателей и вхождение нового сотрудника в коллектив. Выделяют следующие стадии адаптации: Ознакомительная. Работник получает информацию о рабочем месте, условиях и оплате труда. У него возникает установка на работу в данном коллективе. Оценочная. В этот период работник переориентируется на новый коллектив при сохранении прежних установок. На этом этапе важен контроль за процессом адаптации. Заключительная. Полное приспособление и включение работника в трудовой коллектив. Таким образом, заключительным результатом адаптации является идентификация, т.е. отождествление работником целей производства и коллектива со своими. На процесс адаптации влияют личностные и производственные факторы. К личностным относят: - половозрастные характеристики - стаж работы - образование - ценностные ориентации Производственные факторы – все элементы производственной среды, т.е. условия, организация и оплата труда, возможность профессионально-квалификационного роста, взаимоотношения в коллективе, коллективные нормы, ценности и традиции. Таким образом, уровень адаптации к конкретным условиям и к коллективу проявляется в его производственной и общественной активности. Субъективными показателями уровня адаптации является удовлетворенность работника различными сторонами трудовой ситуации. В свою очередь объективные показатели – это выполнение производственных заданий, рост квалификации, участие в общественной жизни, отсутствие конфликтов. Понятие профессиональной компетенции.Выделяют следующие показатели компетентности менеджера по персоналу: Этичность. Уважение прав личности, ответственность, надежность, честность, справедливость. Коммуникабельность. Умение эффективно использовать речевые и другие выразительные средства для достижения взаимопонимания и взаимодействия с партнерами. Умение слушать. Способность адекватно воспринимать, усваивать и использовать информацию, получаемую в процессе устной коммуникации. Контактность. Умение устанавливать и поддерживать деловые и творческие партнерские отношения. Командная ориентация. Понимание необходимости совместной деятельности, а также стремление и умение работать во взаимодействии с другими людьми. Добросовестность. Предъявление высоких требований к себе и результатам своей работы. Уверенность в себе. Устойчивая позитивная самооценка, позволяющая сохранить стабильность и адекватность в сложных обстоятельствах, и умение решать неординарные задачи. Управление трудовой адаптацией.процессом адаптации необходимо управлять. Управление процессом адаптации предполагает измерение, регулирование и контроль уровня адаптации. Причем измерение должно осуществляться с учетом различного контингента новых работников, и источником информации является заводская документация и результаты опроса самих работников. Регулирование адаптации – проведение системы мероприятий направленных на ускорение адаптации новых работников. В частности предоставление новых рабочих мест, совершенствование организации и условий труда, обеспечение новому работнику возможности повышения квалификации. Контроль за процессом адаптации осуществляется путем опросов и определения уровня адаптации, установление причин, мешающих адаптации и определение эффективности принимаемых мер по устранению негативных причин. Следовательно, конечной целью управления трудовой адаптации является создание условий для её ускорения и закрепление кадров. Ключевые роли менеджера по персоналу.Выделяют следующие ключевые роли менеджера по персоналу: Кадровый стратег. Член высшего руководства организации, отвечающий за разработку и реализацию кадровой стратегии, а также за организационные механизмы её обеспечения. Руководитель службы УП. Руководитель, организующий деятельность всех подразделений службы УП и несущий ответственность за эффективность этой деятельности перед руководством организации. Кадровый технолог. Специалист кадровой службы, занимающийся разработкой и внедрением системы мероприятий по основным направлениям деятельности службы УП. Кадровый инноватор. Специалист службы УП, занимающийся разработкой инициативных проектов, требующих специальной подготовки и тщательной проработки прежде чем они будут внедрены в практику кадрового менеджмента (КМ). Исполнитель. Специалист службы УП, осуществляющий оперативную кадровую политику по одному из направлений КМ. Кадровый консультант. Специалист в области УП, имеющий системную компетентность и использующий её для проведения комплексных кадровых консультаций. Сущность отбора персонала.отбор персонала – выбор людей подлежащих найму из числа представленных кандидатов. Обычно процесс отбора включает несколько этапов: Выбор резюме. Резюме – основная составляющая досье претендента на должность. Его изучение соответствует первому этапу отбора, который позволяет работодателю выделить кандидатов, соответствующих требованию рабочего места и должностной инструкции. Оценка кандидата. На данном этапе применимы многие методы, но каждый из них не является универсальным и зачастую используется несколько методов в совокупности. Причем при оценке кандидата следует учитывать и личные качества. Основными методами оценки является: - собеседование - тестирование - проверка рекомендаций - медицинское обследование Собеседование позволяет изучить личность кандидата, его мотивацию и логику профессиональной карьеры. Собеседование может быть индивидуальным и групповым. Групповое собеседование дает возможность оценить поведение индивида в команде, что имеет значение при необходимости выработки коллективного решения поставленных задач. Тестирование – широко распространенная практика оценки кандидата. Тесты подразделяются на несколько категорий в зависимости от оцениваемых свойств: - может быть тестирование интеллекта оценивающее умственные способности, необходимые для выполнения должностных обязанностей - тестирование свойств личности, которое характеризует поведение кандидата - тестирование профессиональных знаний и навыков - тестирование личных интересов кандидата Проверка рекомендаций и наведение справок заключается в опросе людей, имевших профессиональный контакт с кандидатом. Этот метод служит для подтверждения или проверки сведений, сообщенных кандидатом, и зачастую применяется при приеме на должность, предполагающую известность кандидата в профессиональных кругах. Медицинское обследование необходимо для подтверждения того, что работник по медицинским показаниям способен выполнять ту или иную работу. Окончательный выбор кандидата на должность. На данном этапе определяющим является принятие решение о приеме на работу. Причем слишком быстрое решение производит впечатление необдуманности или субъективности, а слишком затянутое решение отпугнет нужных кандидатов, они могут принять другие предложения. Обсуждение условий найма происходит на протяжении всей процедуры отбора, но после его завершения могут быть затронуты такие вопросы как срок найма, денежное вознаграждение, продолжительность испытательного срока, причем финальной стадией найма свидетельствующей о согласии двух сторон, является подписание трудового договора. Обеспечение реализации функций управления персоналом.Реализация основных направлений деятельности службы УП подразумевает следующее обеспечение: - научно-методическое. Разработка и использование имеющихся научных методологий и методов, осуществление процесса подбора персонала, использование зарубежного опыта проведения подбора персонала. - финансовое. Включает обоснование, планирование и получение финансовых средств на проведение работы по подбору также составление системы затрат и контроль за её исполнением. - материально-техническое. Наличие средств, орг.техники для получения, обработки информации о претенденте в процессе подбора и при проведении отбора претендентов. - организационное. Реализация современных принципов разделения и кооперации труда в службе УП и организация информационно-справочной системы по интересующим фирму профессиям на рынке труда. - правовое. Знание законодательства о труде, тарифно-квалификационных и квалификационных справочников и всех возможных нормативных документов по персоналу. - информационное. Получение всей возможной информации о претенденте, сбор информации об особенностях рабочего места и рабочего коллектива, грамотное оформление и ведение необходимых документов. - кадровое. Наличие квалифицированных кадров в самой службе УП. Технология найма персонала. Структура служб управления персоналом в крупных организациях.На основании перечисленных функций структура службы УП может подразумевать следующие подразделения : Подразделение формирования персонала, т.е. комплектование, набор, отбор, обучение, подготовка и увольнение персонала. Подразделение подготовки и перспективного развития персонала, т.е. разработка программ обучения, организация непрерывного обучения и система профессионального и квалификационного продвижения. Подразделение стимулирования и оплаты труда. Сюда входят: анализ и оценка работы, разработка тарифных соглашений и тарифных сеток, анализ и взаимосвязь стимулов со всеми направлениями работы с персоналом и надзор за социальными компенсациями. Подразделение изучения и анализа кадров. Т.е. изучение и анализ качества трудовой жизни, морально психологического климата. Подразделение трудовых отношений. Т. е. разработка и текущий контроль за выполнением положений коллективного договора. Подразделение охраны труда, должно выполнять функции: - разработка медецинских программ - организация курсов по охране труда - улучшение условий труда - проведение спортивной работы Организационная структура службы УП определяется размером предприятия и объемом выполняемой работы по каждой функции и отношением к персоналу руководителя организации. Для крупного современного предприятия численность службы УП можно определить исходя из практики зарубежных стран. В частности в обрабатывающей промышленности США на одного специалиста по УП приходится 100 человек, занятых на предприятии с численностью до 1000 человек. С численностью 1000-5000 – 130 занятых. А свыше 5000 ---350 занятых. Менеджер должен учитывать, что каждый работник – это личность со своими запросами, интересами, эмоциями, уровнем развития. Понятие карьеры работника.карьера – последовательность развития человека в труде, творческой и семейной жизни. Карьера характеризуется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик и форм социальной активности личности. С точки зрения производства выделяют: профессиональную и должностную карьеры. Профессиональную карьеру характеризует уровень развития и степень реализации профессиональных способностей человека и качественное состояние его профессионального опыта. Причем она должна служить основой для должностной карьеры, под которой подразумевают перемещение работника как по вертикали, так и по горизонтали должностной структуры в организации. Основные подходы к организации службы управления персоналом.организации службы УП следует учитывать два основных подхода: 1. Обеспечение организацией производственной сферы, т.е. обечпечение благоприятных условий для эффективного управления персоналом. В данном случае объектом управления служит производственная и организационная среда. При этом подходе основными направлениями организации производственной сферы служат: оптимизация режима труда и отдыха, сохранение благоприятных физиологических условий, грамотная организация рабочего пространства, материально-техническое оснащение производственной деятельности. 2. Функциональный, т.е. организация работы с персоналом по основным функциональным направлениям. В данном случае объектом управления служит персонал на разных стадиях его жизненного цикла в организации. Этими стадиями могут быть: - стадия поиска и привлечения - стадия внедрения в организацию - стадия самой работы персонала - стадия исчерпания возможностей и ухода персонала Управление карьерой работника.Управление профессиональной карьерой – это целенаправленная деятельность кадровой службы по развитию профессиональных способностей человека, накоплению им профессионального опыта и его рациональное исполнение в интересах сотрудника и организации. При управлении карьерой необходимо учитывать следующие моменты: 1. изучение и выявление потребностей организации в персонале 2. оценка способностей и личностных качеств персонала 3. разработка вариантов планирования использования сотрудников 4. индивидуальная беседа с сотрудником и обсуждение его варианта использования 5. разработка и утверждение плана карьеры Т.о. управление карьерой – это помощь персоналу в достижении его целей в профессиональном развитии. Понятие и виды высвобождения персонала.Высвобождение персонала – функция кадровой службы, включающая комплекс мероприятий правового и организационно-психологического характера по поддержке работника со стороны руководства организации, при их увольнении с работы. Согласно трудовому кодексу РФ основными видами высвобождения персонала являются: - увольнение в результате расторжения трудового договора по инициативе работника (статья 80) - увольнение в результате расторжения трудового договора по инициативе работодателя, т.е. увольнение по сокращению численности или штата, или увольнение по результатам аттестации (статья 81,82) - увольнение в результате расторжения трудового договора по соглашению сторон, или в результате истечения срока договора (статья 78,79) Понятие и сущность кадровой политики.КП – генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов и методов по выработке целей и задач, направленных на сохранение и развитие кадрового потенциала и на создание высокопроизводительного сплоченного коллектива. В современных условиях общими требованиями к КП являются: КП должна быть тесно связана со стратегией развития предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии. КП должна быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть с одной стороны стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, а с другой должна быть динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменениями тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. КП должна быть экономически обоснованной, т.е. исходить из реальных финансовых возможностей предприятия, поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связанно с издержками для предприятия. КП должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам. Таким образом, КП в настоящее время направлена на формирование такой системы работы с персоналом, которая должна ориентироваться на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений. Мероприятия по высвобождению персонала.Основные мероприятия в связи с увольнением работника: При увольнении по собственному желанию: проведение заключительного интервью с целью выявления истинных причин ухода с работы при необходимости влияния на пересмотр решения работника, анализ неблагополучной ситуации в организации и выработка мер по заполнению вакансии. При увольнении работника по инициативе работодателя: проведение консультаций по поводу претензий увольняемого, психологическая поддержка при увольнении, помощь в поисках новой работы. Задачи и особенности кадровой политики в современных условиях.КП должна решать следующие задачи: Обеспечивать организацию опытными высококвалифицированными и заинтересованными работниками. Эффективно использовать мастерство и потенциальными возможности каждого работника. Создавать в организации условия для более полного удовлетворения персонала своей работой. Стимулировать и поддерживать стремление каждого работника к сохранению благоприятного климата в коллективе. Поддерживать среди работников интерес к достижению целей организации. Решение данных задач предъявляет высокие требования к профессиональной квалификации работников службы УП и предполагает личное участие руководства организации и руководителей всех производственных подразделений в этой работе. Особое внимание в осуществлении кадровой политики отводится развитию управленческих кадров, основанному на долгосрочном планировании, т.е. на программах управления карьерой руководителя. Аттестация как метод оценки персонала и организация ее проведения.Основной метод оценки – аттестация. Её основными задачами являются: - определение служебного соответствия работника занимаемой должности - выявление перспективы использования потенциальных способностей и возможностей работника - стимулирование роста профессиональной компетенции работника - определение направления повышения квалификации, проф. Подготовки и переподготовки. - внесение предложений о перемещении кадров, об освобождении от деятельности, о переводе на более или менее квалифицированную работу Исходя из этих задач, при проведении аттестации, следует учитывать следующие принципы: Законность проведения аттестации. Профессионализм и компетенция аттестациооной комиссии. Гласность проведения аттестации. Равное право граждан на любую должность в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой либо дискриминации. Ответственность предприятия и работника за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. По результатам аттестации аттестационная комиссия дает одну из следующих рекомендаций: Соответствует занимаемой должности. Соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендации комиссии с повторной аттестацией через год. Не соответствует занимаемой должности. Классификация видов кадровой политики.В настоящее время выделяют два основания для классификации типов или видов КП: Первое основание связано с уровнем непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. Выделяют следующие виды КП: Пассивная. Сводится к ликвидации негативных последствий. Реактивная. Ограничивается оперативным кадровым планированием. Превентивная. КП введется на основе краткосрочного и среднесрочного прогнозирования, однако организация не имеет средств для влияния на нее. Активная. Руководство имеет не только прогноз, но и средства для воздействия на кадровую ситуацию. Второе связано с ориентацией на собственный персонал или на привлечение внешнего персонала. По второму основанию выделяют два вида КП: Открытия. Характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне. Закрытая. Организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит из числа сотрудников организации. Т.о. КП должна стать важным элементом системы УП, интегрированным с управленческой, инвестиционной, финансовой, социальной и производственной политикой предприятия. Управление профессиональной ориентацией и адаптацией персонала. Планирование расходов на персонал организации.При планировании расходов на персонал используют два метода: Метод прямого счета. Он дает возможность рассчитать уменьшение численности персонала под влиянием конкретных организационных мероприятий и включает в себя два этапа: - определение плановой численности персонала по отдельным категориям с учетом её возможного сокращения в результате запланированных мероприятий - на основе рассчитанной плановой численности персонала и планового выпуска продукции определяются уровень производительности труда, темпы её роста по сравнению с базовым периодом и её влияние на численность персонала. Таким образом, данный метод – метод планирования от достигнутого, т.е. численность персонала и производительность труда рассчитывается в зависимости от достигнутого и планируемого объемов производства и испытывают на себе влияние прошлого периода. Пофакторный метод. Предполагает выделение факторов, оказывающих влияние на уровень производительности труда и оценку их воздействия. При этом методе первоначально определяется базовая численность персонала на планируемый период при условии сохранения базовой производительности труда, затем рассчитывается ожидаемые изменения численности под влиянием каждого из выделенных факторов. И в завершении определяют суммарные изменения базовой численности и прироста производительности труда в планируемом периоде. Таким образом, планирование производительности труда и численности становится необходимым инструментом поиска резервов, использование которых позволяет организации снизить расходы на персонал. Следовательно, планирование персонала становится более эффективным, когда оно интегрировано в общий план развития предприятия. Сущность цели планирования персонала.Планирование персонала - кадровая программа, направленная на оценку как количественной, так и качественной потребности в персонале ПП предполагает правильную организацию долгосрочной работы с персоналом. При этом планированию подвергается следующие потребности организации: В замещении персонала по годам в связи с уходом на пенсию, увольнением, переходом на инвалидность и т.п. В снижении численности персонала в следствии внедрения новых технологий, сокращение объемов производства, простоев и т.п. В увеличении численности персонала в связи с расширением производства и развитием предпринимательской деятельности. Методы оценки деятельности работников.Оценку квалификации работника осуществляет комиссия как минимум из трех человек, во главе которой должен быть один из руководителей организации по направлению деятельности аттестуемого работника. Результаты аттестации определяются большинством голосов, а при равенстве голосов аттестуемый работник признается соответствующим занимаемой должности. При оценке деятельности работника используются следующие методы: Метод аналитической оценки, т.е. аттестационная комиссия рассматривает письменную характеристику или отзыв на работника и проводит с ним собеседование. Рейтинговая шкала, т.е. система оценок по различным функциям работника и в результате подсчитывается общее и необходимое число набранных балов. Ранжирование. В результате него аттестационная комиссия сравнивает сотрудников между собой Оценка ситуации. В этом случае в качестве шкалы для оценки используется Оперативное планирование работы с персоналом.ПП реализуется посредством осуществления комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в оперативном плане работы с персоналом. Оперативный план включает в себя: - планирование потребностей в персонале, т.е. поиск, отбор и наем персонала за счет внутренних и внешних источников, - планирование адаптации персонала как вновь принятых, так и сменивших место работы - планирование использования персонала с учетом повышения квалификации, возраста, изменения технологического процесса и условий труда - планирование обучения и повышение квалификации персонала - планирование деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения от момента приема до увольнения - планирование высвобождения или сокращения персонала вследствие рационализации производства или сокращения объемов выпуска продукции - планирование расходов на персонал, в том числе на кадровую службу Затраты организации на персонал и их примерная структура.В настоящее время на первый план выходит величина расходов на персонал, отнесенная к единице изделия. Расходы на персонал интегральный показатель, включающий все расходы, связанные с функционированием кадров предприятия. В эти расходы входят базовые затраты на зарплату, в том числе нормативный фонд зарплаты, поощрительный фонд и резервный фонд, также в затраты включаются расходы по социальному страхованию и на социальные выплаты, т.е. платежи по ЕСН, дотации на оплату жилья, транспорта и оказание единовременной помощи. Кроме этого расходы на персонал – затраты на создание социальной инфраструктуры, на профессиональное обучение и повышение квалификации персонала и выплата дивидендов. |