Реферат: Контроллинг как система упреждающего контроля и профилактики кризисов в организации
Название: Контроллинг как система упреждающего контроля и профилактики кризисов в организации Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
ФГОУ ВПО “Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств” Факультет менеджмента и экономики Кафедра менеджмента и экономики культуры РЕФЕРАТ по дисциплине “Антикризисное управление” Тема: ““Контроллинг как система упреждающего контроля и профилактики кризисов в организации” Выполнил: Студент__5__ курса _____дневное__ группа ____ (форма обучения) cпециальность __менеджмент организации_________________________________ № зачетной книжки_ Подпись________________ Преподаватель Предварительная оценка: __________ Подпись: __________ Дата: _________ Окончательная оценка: ____________ Подпись: __________ Дата: _________ Санкт-Петербург 2011 Содержание Введение …………………………………………………………………………3 Глава 1. Понятие контроллинга …………………………………………….5 1.1 . Предмет и содержание контроллинга. Его задачи, принципы и функции………………………………………………………………………….5 1.2 Задачи контроллинга……………………………………………………7 2.1 Контроль и контроллинг……………………………………………….11 Заключение …………………………………………………………………….18 Список литературы …………………………………………………………..20 Введение Современная экономика требует новых подходов к управлению. Один из наиболее успешных среди них – контроллинг. Он выступает синтезом таких дисциплин (концепций), как управленческий учет и экономика предприятия, претерпевших изменение из-за включения в их инструментарий новых методов, средств и даже информационных технологий. Считается, что для формирования системы контроллинга необходимо создание независимой службы. Но есть примеры эффективного использования контроллинга различными подразделениями финансово-экономического блока предприятий. Сегодня в России в среде управленцев и предпринимателей слово «контроллинг» входит в моду. Контроллинг начинают преподавать в вузах, подразделения контроллинга открываются в компаниях, специалистов по контроллингу приглашают на работу. Российские предприятия испытывают большие затруднения в заполнении вакансий контроллеров в своем департаменте по причине отсутствия на рынке труда работников, отвечающих выдвигаемым на эту должность требованиям.[1] Сейчас на рынке есть бухгалтера, экономисты и финансисты, которые считают себя контроллерами. К сожалению, у подавляющего большинства таких претендентов весьма далекое представление о контроллинге в общем, о миссии и задачах контроллинга, наконец, о философии контроллинга, в частности. Не лучше, как показывает практика, обстоит дело в понимании сути контроллинга, его места и роли в системе управления и со стороны работодателей, включая тех, кто уже начинает воспринимать контроллинг как инструмент управления. Положение усугубляется созвучием слова «контроллинг» с привычным для всех словом «контроль». Соответственно ассоциативно начинает укореняться заблуждение, что контроллеры – это те, кто контролируют, контролируют все и вся, причем контролируют жестко. Впрочем, об этом много написано и много сказано. Как и о том, что слово контроллинг по-английски означает в первую очередь «управлять», «регулировать», и только в последнюю очередь «контролировать». Цель данной работы рассмотреть контроллинг в системе менеджмента. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач: - рассмотреть сущность и содержание контроллинга; - определить основные концептуальные подходы к контроллингу; - исследовать контроллинг как функцию управления и функцию поддержки управления; - рассмотреть институционализацию контроллинга; Глава 1. Понятие контроллинга. Контроллинг – это концепция, направленная на ликвидацию узких мест и ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определённых результатов Раскрывая понятия контроллинга, который является инструментом управления будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц, я покажу его актуальность в управлении любым предприятием. 1.1. Предмет и содержание контроллинга. Предметом изучения контроллинга является процесс управления предприятием, включающий в себя установление целей, формирования стратегий, разработку стратегических и оперативных планов и бюджетов, мониторинг текущих событий, контроль и анализ отклонений фактических результатов от намеченных целей. Изначально под контроллингом понималась совокупность задач, решаемых в сфере учета и финансов, а контроллером выступал главный бухгалтер, В дальнейшем это понятие стало трактоваться шире. К функциям контроллинга стали относить финансовый контроль и оптимизацию использования финансовых средств и источников для достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия (в экономическом смысле контроллинг — это система управления прибылью предприятия).[2] В немецком издании «Экономический словарь предприятия» понятие контроллинга определено как «концепция информации и управления». Наиболее полно система контроллинга была впервые описана и применена в США, поэтому термин контроллер-руководитель службы контроллинга происходит от английского «controlling». В общем смысле слова, контроллинг — это система управления учетно-аналитическими специалистами. А также этоконцепция, направленнаяналиквидациюузкихместиориентированнаянабудущеевсоответствииспоставленнымицелямиизадачамиполученияопределенныхрезультатов. Слово «контроллинг» ассоциируется со словом «контроль», но это отличное и даже противоположное по смыслу понятие. Контроль направлен в прошлое, на выяснение времени ошибок и просчетов, а контроллинг — это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц. Система контроллинга стремится так управлять процессом текущего анализа плановых и фактических показателей, чтобы исключить ошибки и отклонения как в настоящем, так и в будущем. Отсюда назначение контроллинга — предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды. Другими словами, необходимо предусмотреть, чтобы принимаемое решение не основывалось на ошибочных предпосылках, а это особенно важно, когда принимаемое решение сопряжено с большим риском. В деятельности фирмы контроллинг — это целостная концепция управления предприятием, направленная на выявление шансов и рисков, связанных с получением прибыли. Особенности контроллинга: 1) увязкаоперативныхфинансово-экономическихрасчетов истратегических решений; 2) ориентацияфинансово-экономических расчётов напринятие экономически обоснованных решений; 3) содержание таких традиционных функций управления, какпланирование, контроль, информационноеобеспечение, которые составляют ядро контроллинга; 4) новое психологическое содержание роли планово-экономических служб (служб контроллинга на предприятии). 1.2 Задачи контроллинга Контроллинг — это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Исходя из вышеизложенного основными задачами контроллинга являются: 1. выявление проблем и корректировка деятельности организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Решение этой задачи связано с: · определением фактического состояния организации и его структурных единиц; · прогнозированием состояния и поведения экономики организации на заданный будущий момент времени; · заблаговременным определением места и причин отклонений значений показателей, характеризующих деятельность как организации в целом, так и его структурных единиц; · обеспечением устойчивого производственно-финансового состояния организации при наступлении (достижении) предельных значений показателей; · поиском слабых и узких мест в деятельности предприятия, Результативность решения выявленной проблемы во многом определяется тем, как хорошо скоординированы цели различных уровней управления, средства и методы их реализации.[3] 2. задача контроля и регулирования. Своевременная адаптация организации к быстро меняющимся изменениям внешней среды обусловила необходимость такого управления организацией, при котором основой стратегических решений становится выбор поведения предприятия в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего. Без соответствующей координации, контроля и регулирования обеспечить возможность успешной реакции предприятия на изменения, которые произойдут в середе, не представляется реальным. 3. информационное сопровождение процесса планирования. Решение этой задачи связано с: · разработкой методик планирования; · представлением информации для составления планов; · установлением допустимых границ отклонений; · анализом причин и разработкой предложений для уменьшения отклонений; · учетом и контролем затрат и результатов; · разработкой инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений; · стимулированием планирования. Реализация всех трех задач помогает эффективно функционировать предприятию и его структурным единицам. Реализациядеятельности контроллинга основываетсяначетырехпринципах: 1. Принципдвиженияиторможения. Дляобеспечениядлительногои устойчивогосуществованияорганизациинеобходимыеерост, развитиеи, какследствие, стабильноеполучениеприбыли.Приэтомцель«рост»означаетувеличениепроизводстваипродажиизделийилирасширениеноменклатурыпредоставляемыхуслуг, которыеужеопределенывпланеорганизации. Цель«развитие»означаетновыеизделия, новыеформыихприменения, новыйсервис, новые решенияпроблемклиентов, новыерынкииканалысбыта, новыеметодыпроизводства, новыеорганизационныеструктурыипроцедуры управления, т. е. дляуспешнойдеятельностипредприятияиегодвижениявпереднеобходимы«инновации». Какизвестно, инновационныерешенияобычновстречаютсопротивлениетех, ктопривыкработатьстарымиметодами. Поэтому контроллер обязанактивновоздействоватьнаработников, тормозящихпрогресс, добиватьсяпостоянногообновлениявсейдеятельностифирмы. Принципдвиженияиторможениявконтроллингесоздаетобъективныеусловиядляпостоянноговыявленияивнедрениянового, прогрессивногоиэффективноговпрактикуконкретнойорганизациис учетомспецификиивозможностей. 2. Принципсвоевременности. Вусловияхдинамичноразвивающегося рынкаруководствудляпринятиярешенийнеобходимыпостояннообновляемыеданныекаковнешней, такивнутреннейсреде, результаты иханализа. Поэтомуконтроллерпостояннонаблюдаетзаокружающей средой. Винтересахукрепленияпозицийорганизацииконтроллеробязаноперативноучитыватьвновьвозникающиешансыириски, ихвозможноевлияниенаприбыль. Способностьорганизацииксвоевременномуреагированиюнарыночныеизменениязависитотвременногоинтерваламеждувозникновениемновогошансаилирискаиконкретнымдействиемруководства, атакжеотзатратвременинаизменениепланаивнедрениеновинки. Чемпродолжительнееэтотинтерваливеликизатратывремени, темвероятнеепотериприбыли. 3. Принцип стратегического сознания. Информация, полученная от работников, имеет важное значение для проведения мероприятий, обеспечивающих устойчивое будущее фирмы. Руководители организации, ее подразделения и сотрудники на практике нередко принимают тактические решения, приносящие быстрый экономический эффект и реальные выгоды в текущем плане, но не соответствующие стратегическим задачам предприятия. Принцип стратегического сознания реализуется только тогда, когда любое решение и действие оценивается в первую очередь с позиций его соответствия стратегическим программам. 4. Принцип документирования. Целью этого принципа является создание условий для проверки: соблюдались ли цели и задачи финансового контроллинга в действительности. В финансовом контроллинге информация представляется в виде письменных сообщений с предварительной оценкой их значимости. Письменная форма принуждает информатора к продуманному, полному и точному представлению положения дел. Документирование позволяет в любой момент установить посылающего и принимающего информацию, ее содержание и дату передачи. Необходимо также оценивать достоверность и полноту информации. Благодаря принципу документирования решения по оперативным вопросам принимаются с учетом стратегической позиции фирмы, стимулируя тем самым первоочередную реализацию стратегических целей. Принцип документирования является также инструментом для контроля за соблюдением других принципов контроллинга: движение и торможение, стратегическое сознание и своевременность.[4] 2. Контроль и контроллинг. Контроль—важнаяфункцияменеджмента. Посвоемусодержанию контрольявляетсяуправленческойдеятельностью, задачамикоторой служатколичественнаяикачественнаяоценкаиучетрезультатовработынетольковсейорганизации, ноиееотдельныхструктурныхединиц. Главныеинструментывыполненияэтойдеятельности—наблюдение, проверкавсехсторондеятельности, учетианализ. Впроцессе управленияконтрольвыступаеткакэлементобратнойсвязи, таккак поегоданнымкорректируютсяранеепринятыерешенияипланы. Эффективнопоставленныйконтрольпризванбытьстратегически направленным, своевременнымидостаточнонесложным.[5] В той или иной мере в каждой российской компании проводится внутренний контроль, выступающий как система мер, обеспечивающих ее нормальную работу прежде всего в финансовой области, в частности сохранность активов, достижение плановых показателей, в том числе по прибыли и т.д. Такого рода контроль осуществляется обычно администрацией предприятия. Кроме того, имеет место внутренний бухгалтерский контроль и внешний контроль за результатами деятельности фирмы со стороны аудиторских организаций.[6] Для текущего внутреннего контроля, проводимого руководящими органами фирмы, используются данные анализа, в том числе статистического, материалы оценки качества выполнения планов и т.д. Бухгалтерия, оценивает строгое соблюдение сотрудниками решений руководства, правил отчетности, в частности точное отражение в ней хозяйственных операций. Проверка же итогов работы компании аудиторской фирмой нацелена на определение уровня достоверности показателей, содержащихся в бухгалтерских документах и отчетах. Задача контроля состоит в квалифицированном определении предела допустимых отклонений, все остальные отклонения требуется зафиксировать и принять меры к устранению недостатков. Для того чтобы предприятие имело возможность добиться крупных успехов и признания на рынке, необходимо внедрять в практику наиболее передовые, прогрессивные методы работы. К числу таких инноваций относится практика внедрения контроллинга, В настоящее время система контроля все чаще дополняется системой контроллинга, обеспечивающего более эффективное управление фирмой в целях долговременного существования ее на рынке, представляющего инструмент управления достижением высоких конечных результатов деятельности предприятия. Восновеконтроллинга лежит финансовый контроль, чтопозволяетему либопроизвестикорректировкудействий, либо, еслиоценкарезультатовпоказывает, чторанееопределенныецелинереальны, изменитьих. Такимобразом, смыслконтроля, проводимогоконтроллингом, заключаетсявсозданиигарантийвыполненияплановивповышенииэффективностиуправленческогопроцесса. В функции контроллинга включается финансовый контроль. Финансовый контроль включает три основных направления своей деятельности: •оценку планов на реализуемость; •корректировку планов; •повышение качества планов. Врезультатеможнодатьтакоеопределениеконтроллинга: «Контроллинг—управлениебудущимдляобеспечениядлительногои эффективногофункционированияпредприятияиегоструктурных единиц». Контроль, проводимый контроллингом, в отличие от традиционного контроля не является основной задачей администрации. Он заключается в сопоставлении оценок «план — факт», в объяснении причин, обусловивших появление отклонений, в определении их влияния на перспективные цели, а также в разработке корректирующих мероприятий по устранению отклонений. Отсюда главные задачи контроллера — разработка материалов для принятия управленческих решений и представление их руководству. Он должен также консультировать администрацию по всем вопросам выбора наиболее эффективных вариантов действий и тем самым оказывать влияние на использование всех возможностей достижения предприятием запланированных показателей. Если сравнивать контроллинг и контроль, то в принципе контроллинг ближе к предварительному контролю. Как известно, основными целями любого предприятия являются успешное развитие и высокая прибыль. Поэтому одна из ключевых задач контроллинга заблаговременная подготовка соответствующей основы для процветания в будущем. Контроллинг силен тем, что позволяет установить контроль за достижением как стратегических, так и тактических целей деятельности фирмы. Важнейшие виды деятельности и сферы компетенции службы контроллинга заключаются обычно в следующем: 1. построении системы планирования: · содействие разработчикам при определении общего плана развития фирмы и ее целей; · руководство и координация работами по планированию и составлению бюджета; · согласование промежуточных целей и планов и их сведение в единый общий план; 2. составлении отчетности: · введение современной системы информационного обеспечения и отчетности; · учет специфических потребностей менеджеров в информации и отчетности; · своевременное представление периодической информации об отклонениях между фактическими и плановыми значениями показателей, характеризующих оборот, затраты, прибыль, состояние финансовых средств и инвестиций; · информация руководства фирмы о своих соображениях, связанных с выявленным превышением сметы по определенным, уже введенным в план позициям, контрольным точкам, ориентирам; · анализ отклонений и обсуждение его результатов с ответственными руководителями подразделений фирмы, а также разработка альтернативных решений и рекомендаций по выходу из сложившейся ситуации в качестве контруправления; · координация исчисления ожидаемых результатов деятельности фирмы и составление отчетов для руководства в различные сроки их представления; · расчет эффективности новых проектов; · реакция в виде согласия по определенным в плане позициям и контрольным точкам при осуществлении так называемого менеджмента по отклонениям.[7] По фирме в целом на основании прогнозируемых оборотов, расходов и доходов планируются следующие экономические показатели: объем и структура оборота; структура и величина расходов; отношение прибыли к капиталу; отношение прибыли к нетто-активам; дивиденды; структура и объем программы инвестиций (вложений) и финансирования; объем и структура активов; объем и структура заемных средств, обеспечивающих ликвидность; отношение собственных средств к чистым активам; соотношение сроков активов и пассивов; платежеспособность; налоговые отчисления; отчисления в резервные фонды. Планируемые величины данных показателей очень часто взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому их планирование необходимо с целью превентивной корректировки политики фирмы, ее целей и задач в целом и отдельных подразделений в частности. После такого предварительного контроля в рамках системы контроллинга наряду с текущим контролем выполнения целей и задач по намеченным показателям также осуществляется непрерывная корректировка целей и самой деятельности фирмы, направленной на их достижение. В российских условиях контроллинг все чаще выступает как система обеспечения выживаемости фирмы в краткосрочном плане, нацеленная на оптимизацию прибыли, в долгосрочном - на поддержание гармоничных отношений с окружающей средой. Появление контроллинга было связано с усложнением ориентации предприятия на рынке, усилением конкуренции, необходимостью учета многих социальных и экономических факторов. Уже стало очевидным, что контроллинг имеет огромный потенциал как совокупность методов оперативного, стратегического и финансового менеджментов, учета, планирования, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка, как единая система, направленная на достижение стратегических целей компании. Для внедрения и обеспечения надежного функционирования системы контроллинга, руководству компании особенно нужна постоянная оперативная информация о реальных затратах на производство и реализацию продукции, каждого конкретного ее вида, точные калькуляции товаров, в которые внесены все непосредственные затраты на их производство. Отметим, что традиционное ценообразование, опирающееся на калькуляцию полной фактической себестоимости продукта, сейчас все более отходит на второй план, а преобладает оценка того, сколько клиент может и хочет заплатить за него. Глубокое изучение и внедрение контроллинга сегодня необходимо в России по следующим соображениям: 1) анализ возникающих в других странах проблем управления, их тенденций важен, чтобы исключить ошибки при использовании контроллинга в России, вовремя оценить возникающие трудности и найти пути их устранения; 2) главное в контроллинге - сегодня внедрять то, о чем другие будут думать только завтра, - позволяет применить самые современные методы менеджмента намного раньше конкурентов; 3) использование контроллинга - исключительно эффективный метод рыночного хозяйствования, если его применять с учетом конкретных российских условий; 4) при практической реализации основ контроллинга одинаково важны все его составляющие (учет, анализ, планирование, контроль, маркетинг, информация) и их глубокое знание, чтобы в совокупности, во взаимосвязи получить самый высокий эффект; 5) современному российскому менеджеру, которому для успеха в бизнесе, как воздух, нужны инновации, контроллинг в этом деле всемерно способствует; 6) контроллинг представляет образец мышления менеджера, нацеленного в будущее. Поэтому он выступает одной из основ стратегического менеджмента и позволяет соизмерять любые действия компании сегодня с точки зрения того, к чему это приведет завтра. Контроллинг активно содействует постоянному повышению квалификации менеджеров и всех сотрудников компании.[8] Поскольку контроллинг основывается на данных бухгалтерского и финансового учета, обычно именно сотрудники бухгалтерских служб или служб внутреннего аудита становятся сотрудниками служб контроллинга. Взаимосвязи между различными составными частями бухгалтерского учета весьма многогранны и управление ими нередко имеет важное значение для качества принимаемых решений, для успешного функционирования контроллинга. Заключение. В данной работе были представлены основные направления использования контроллинга, как инструмента управления будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц. В общем смысле слова, контроллинг — это система управления учетно-аналитическими специалистами. А также этоконцепция, направленнаяналиквидациюузкихместиориентированнаянабудущеевсоответствииспоставленнымицелямиизадачамиполученияопределенныхрезультатов. Система контроллинга стремится так управлять процессом текущего анализа плановых и фактических показателей, чтобы исключить ошибки и отклонения как в настоящем, так и в будущем. Отсюда назначение контроллинга — предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий функционирования предприятия. Другими словами, необходимо предусмотреть, чтобы принимаемое решение не основывалось на ошибочных предпосылках, а это особенно важно, когда принимаемое решение сопряжено с большим риском. Контроллинг тесно связан с контролем, под которым понимается неотъемлемая составная часть всего процесса рационализации хозяйственной деятельности фирмы. В его задачу входят предвидение возможных ошибок, нарушений, отклонений и предотвращение их, а также в случае их совершения обеспечение неотвратимости воздействия и пресечения соразмерно выявленному характеру отклонения. В рыночной экономике проблема рационализации контроля решается, прежде всего, в интересах бизнеса. В основе контроллинга лежит финансовый контроллинг. Основная задача финансового контроллинга управления предприятием заключается в поддержании рентабельности и обеспечении ликвидности, а также и другие показатели финансовой устойчивости предприятия, т.е. способности предприятия в любой момент времени выполнять свои платежные обязательства. Основными элементами финансового контроллинга являются кратко-, средне- и долгосрочное планирование. Финансовый контроллинг используется в первую очередь как инструмент анализа баланса и отчета о прибылях и (или) убытках. Здесь применяются: · коэффициенты ликвидности; · временные сравнения балансов, когда сравниваются изменения позиций в стоимостном выражений с выявлением причин; · схема показателей, чаще используется банками для проверки платежеспособности своих клиентов. Такая схема показателей базируется в основном на разбиении позиций, принятом в балансе и в отчете о прибылях и (или) убытках, и концентрируется в первую очередь на анализе временных изменений. Список литературы. 1. Планирование и контроллинг. Анискин Ю.П. М., 2005. 2. Контроллинг Под ред. Карминского А.М., Фалько С.Г. М.: Финансы и статистика, 2006. — 336 с. 3. Контроллинг в бизнесе: методические и практические основы построения контроллинга в организациях. М., 2003. 4. Контроллинг для начинающих: система управления прибылью. Манн.Р. М., 2004. 5. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях./ А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак/2-е изд. М. 2003 - 256 с. 6. Уткин Э.А., Мырынюк И. В. Контроль и контроллинг. Контролинг и планирование: российская практика. М., 1999. [1] Контроль и контроллинг. Контролинг и планирование: российская практика.Уткин Э.А., Мырынюк И. В. М., 1999. С.137 [2] Планирование и контроллинг. Анискин Ю.П. М., 2005. С.47 [3] Контроллинг в бизнесе: методические и практические основы построения контроллинга в организациях. М., 2003. С.45 [4] Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях./ А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак/2-е изд. М. 2003 – с.89 [5] Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях./ А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак/2-е изд. М. 2003 - 56 с [6] Контроль и контроллинг. Контролинг и планирование: российская практика.Уткин Э.А., Мырынюк И. В. М., 1999. С.79 [7] Планирование и контроллинг. Анискин Ю.П. М., 2005. С.74 [8] Контроль и контроллинг. Контролинг и планирование: российская практика.Уткин Э.А., Мырынюк И. В. М., 1999. С.150 |