Реферат: Система образования Великобритании
Название: Система образования Великобритании Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
Система образования Великобритании. В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления парламентом, правительством. · сокращение объема обязательного образования; · совершенствование системы повышения квалификации преподавателей; · сосредоточение управления образованием и подготовки кадров преподавателей в руках одного органа; · увеличение инвестиций в образование; · расширение участия общественности в деятельности школы · начальное образование; для детей до 11 лет; · среднее образование; для детей до 16 лет; · высшее или дальнейшее образование; для детей после 16 лет. Статистика. В Англии и Уэльсе находится около 30 тысяч государственных школ, в которых учатся 8,5 миллионов детей. В Шотландии школ всего 2741, а в Северной Ирландии - 1300. В Англии около миллиона детей до четырех лет (около 50%) перед поступлением в школу посещают детские сады, в Уэльсе - более 70%, в Шотландии - 38, а в Северной Ирландии - 15% детей. В частных школах Великобритании обучается более полумиллиона детей. Дошкольное и среднее образование. Система бесплатного общего образования для всех детей, независимо от социального положения, национального происхождения и т.п. действует по всей стране. Существуют школы муниципальные и частные. В муниципальных школах обучение бесплатное, в частных - платное. В Великобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в детских садах или так называемых малышовых центрах. Кроме этого, многие дети посещают игровые группы дошкольной подготовки, учреждаемые добровольными организациями и родителями. С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей. Англия и Уэльс. Образование в Англии и Уэльсе начинается с 5 лет. До 11 лет они обучаются в начальных школах, где упор делается на базовые навыки чтения, письма и арифметики. С 11 до 16 лет школьники учатся в средних школах, которые бывают общеобразовательными (comprehensive schools), с углубленным изучением предметов (grammar schools) и средними специальными (secondary modern schools). По достижении шестнадцатилетнего возраста школьники могут продолжить образование для получения знаний, необходимых для поступления в Вузы и университеты в своей школе, в колледжах шестого класса (sixth form colleges) или в tertiary colleges. Шотландия. В начальных школах Шотландии дети учатся от 4 до 12 лет. Средние школы практически все - общеобразовательные (comprehensive), где полный курс длится шесть лет, но в некоторых горных районах, где из-за нехватки учителей или по другим причинам невозможно обучить детей всему, курс общеобразовательной школы длится четыре года, при этом учащиеся могут перевестись в другую школу для продолжения обучения. Подавляющее большинство шотландских школ принадлежат совету по образованию и финансируются непосредственно своим советом. Однако, существуют также несколько школ (19), которые финансируются грантами Шотландского департамента образования и управляются организациями добровольцев. Родители учеников могут решить голосованием о переведении школы из-под контроля местного совета по образованию под прямое финансирование Департамента. Северная Ирландия. В начальную школу в Северной Ирландии ходят с 4 до 11 лет. Среднее образование организовано как по способностям учеников, так и по их религиозной принадлежности. Controlled schools целиком и полностью финансируются правительством. Voluntary schools принадлежат добровольным организациям, большинство из них принадлежит католической церкви, но получают финансовую помощь из общественных фондов. Voluntary grammar schools и некоторые католические школы получают прямые субсидии из Департамента образования Северной Ирландии. Школа-пансион. Помимо обычных средних школ, куда ученики приходят учиться днем (Day Schools), а вечером возвращаются домой, в Великобритании получила широкое распространение система школ-пансионов (Boarding Schools). В таких школах дети живут и учатся весь год, возвращаясь домой только на каникулы. Англичане, чья работа связана с частыми разъездами, - военные, дипломаты, бизнесмены, коммивояжеры и многие другие лица, которые по тем или иным причинам не могут уделять своим детям достаточное количество времени, охотно отдают детей в частные школы-пансионы. Даже очень состоятельные родители, имеющие возможность нанять гувернеров и учителей для своего ребенка, предпочитают пользоваться услугами привилегированных пансионов. Обширная сеть пансионов существует очень давно и является столь же традиционной, как и сеть обычных школ. Английские пансионы - это система, главной целью которой является всестороннее гармоничное развитие детей. Школьные предметы, спорт и искусство органично объединены здесь в единую программу воспитания и образования детей, которая сформировывалась на протяжении десятков лет, прошла испытание временем и продолжает непрерывно совершенствоваться. В Великобритании сосуществуют два типа пансионов: независимые/частные (Independent/Private Boarding Schools) и государственные (State Boarding School). Воспитанием и образованием детей с 5 до 11 лет занимаются, главным образом, частные школы-пансионы. Государственных школ-пансионов для детей в возрасте 5 - 11 лет очень мало. Такие школы, как правило, имеют свои библиотеки, компьютерные классы, спортивные залы и площадки для игр, мастерские и лаборатории, комнаты для самостоятельных занятий и отдыха. В свободное от школьных занятий время ученики объединяются в различные спортивные секции и клубы по интересам. Опытные преподаватели координируют их деятельность и используют их возможности при подготовке к общешкольным вечерам, праздникам и спортивным соревнованиям. Преподаватели отвечают за все аспекты внешкольной жизни учеников, их здоровье, психологическое состояние. При школах-пансионах обязательно имеется круглосуточный медицинский кабинет с квалифицированными медсестрами. Школы обычно имеют договоренности с местными докторами, которые регулярно проводят медицинские осмотры детей, могут прибыть по вызову и оказать необходимую медицинскую помощь в любое время суток. Цель школ-пансионов для детей старше 11 - 12 лет - дать среднее образование и подготовить выпускников к получению сертификата GCSE (General Certificate of Secondary Education), аналога нашего аттестата о неполном среднем образовании. Обучение в средней школе для детей старше 12 лет длится пять лет. На этом обучение в школе либо заканчивается, либо дети поступают в "шестой класс" средней школы (Sixth Form), который заканчивают в 18 лет - начиная именно с этого возраста возможно поступление в британские университеты. Цель "шестого класса" - дать школьникам знания по дополнительным общеобразовательным предметам и подготовить их к учебе в колледже (College) или университете (University). По окончании "шестого класса" выпускники школы-пансиона сдают экзамен на соответствие уровню GCE/A Level. Сертификат GCE/A Level является необходимым условием для продолжения обучения, ведущего к получению степени бакалавра. Частные школы. В Англии, Уэльсе и Шотландии насчитывается около 2500 частных школ. В Северной Ирландии независимые школы (voluntary grammar schools) являются частью государственной системы образования. В частных школах учатся около 7% британских детей. Плата за обучение зависит от типа школы и возраста ученика. Так, например, первый год обучения в дневной школе может стоить около 400 фунтов стерлингов, а за обучение в одном из старших классов школы-пансиона придется заплатить до 9000 фунтов стерлингов. Обучение особо одаренных детей в частных школах оплачивает государство. Так называемые public schools - это 200 лучших школ-пансионов для мальчиков, многие из которых были основаны очень давно (около трети - до 1600 года, из которых четыре школы были основаны более чем тысячу лет назад). Есть и немного женских школ, а около четверти мужских школ теперь принимают на обучение и девочек. Ученики, которые собираются поступать в частную школу, посещают подготовительную школу (preparatory school), обычно с 7 до 12 лет. Эти подготовительные школы также делятся на мужские и женские. Частные школы (Independent Schools) - более престижная форма обучения в основном для английских детей (85%), а также иностранных студентов от 8 до 18 лет. Хорошие частные школы - это независимые учебные комплексы, имеющие в собственности около 100 - 150 га, на территории которых расположены учебные корпуса, спортивные сооружения, плавательный бассейн, резиденции для проживания (Kingham Hill School, Pangbourne, Beechwood). Проживание, в основном, в резиденции, но некоторые школы предлагают проживание в местных семьях. Стоимость академического года от $23000. Государственные школы. Государственные школы (State Schools) - бесплатные, предназначены для обучения английских детей, а также для иностранцев от 8 до 18 лет, родители которых имеют право на постоянное проживание в Великобритании. Международные колледжи. Международные колледжи (International Colleges) - небольшие среднеобразовательные школы, которые принимают только иностранных студентов от 14 до 18 лет. Проживание предлагается как в студенческих общежитиях (на территории школы), так и в семьях. Стоимостьакадемическогогода - от $18000 (Stafford House Tutorial College, Saint Michael's College). В международных колледжах обучение ведется по английской программе средней школы. Преподаются следующие предметы: математика, физика, алгебра и геометрия, химия, биология, география, анатомия человека, социология, политология, основы законодательства, статистика, история, музыка, изобразительное искусство, компьютеры и программирование, английский язык, английская литература, основы религии, один или несколько иностранных языков (французский, немецкий, испанский и др.). Помимо основных предметов, в каждой школе есть дополнительные: латынь, бухгалтерское дело, основы бизнеса, экономика и некоторые другие. Во многих международных колледжах существуют также одно/двухгодичные подготовительные программы (Foundation Courses) для поступающих в университеты. После успешного окончания выпускники зачисляются в университеты, с которыми есть соглашение о признании статуса этих курсов. Для иностранцев, желающих получить высшее образование в Великобритании, это очень удобная возможность. Без сертификата о достаточном уровне знания английского языка ни один университет или институт не примет на учебу иностранца. Год обучения на базовых вступительных курсах - это большая практика и подготовка к самостоятельной учебе на английском языке в университете, и кроме того - возможность подготовиться и сдать необходимый языковой экзамен. Как среди государственных, так и среди частных пансионов есть множество школ с очень хорошей репутацией, давней историей и традициями. Правительством Великобритании принято решение ввести в государственных школах преподавание русского языка. Правда, не в обязательном порядке, а на правах предмета по выбору. The National Curriculum (Государственный учебный план). Государственный учебный план был принят по закону о государственном образовании в 1988 году и впервые применен в школах Англии и Уэльса в сентябре 1989 года. Предпринимаются попытки ввести в действие эту же систему в школах Северной Ирландии, но не Шотландии, где действует собственная система среднего образования. Этот учебный план распространяется только на государственные школы. Государственный учебный план устанавливает перечень и объем предметов, которые должен изучить каждый школьник. Тремя важнейшими предметами являются английский язык, наука и математика. Основные предметы - искусство, география, история, музыка, физическая культура, иностранный язык (только в средней школе) и важнейшие предметы. Все государственные школы обязаны преподавать по основному учебному плану (basic curriculum), который включает основные предметы и религиозное образование. Школы также обязаны придерживаться учебных планов для каждой из учебных стадий школьников : с 5 до 7, с 7 до 11, с 11 до 14 и с 14 до 16 лет. По окончании каждой из учебных стадий проводится серия экзаменов по основным предметам, где знания каждого ученика оцениваются по десятибалльной шкале. Школы обязаны публиковать статистические данные о сдаче экзаменов для всех возрастов школьников, начиная с 11 лет. Контроль за результатами обучения включает три равнозначных элемента: проверку, учет, диагностику. Контроль ориентирован на стандартную номенклатуру знаний, навыков, умений. В соответствии со стандартами выделяются три уровня достижений школьника: запоминание, умение пользоваться знаниями в нештатной ситуации, умение применить знания в реальной жизни. Система аттестации и экзаменов . Англия, Уэльс и Северная Ирландия . General Certificate of Secondary Education (GCSE). Это система экзаменов по отдельным предметам, которая заменяет бывшую ранее в действии двухуровневую систему аттестации выпускников школ. По каждому из выбранных предметов ученик сдает экзамен, в результате которого он может получить одну из семи оценок : A, B, C, D, E, F или G. Если же ученик не показывает знаний, достаточных для получения низшей отметки, G, то сертификат ему не выдается. A-level (Advanced) Этот экзамен обычно сдается через два года обучения после получения GCSE. НА сдачу этого экзамена готовятся в шестых классах обычных школ, в колледжах шестого класса или в колледжах дальнейшего образования. Традиционно студенты выбирают изучение двух или трех предметов, лежащих в одной области наук, например, языки, технические или гуманитарные дисциплины. Однако, в последнее время появилась тенденция готовиться к разным по природе своей предметам. Проходных баллов пять: от A (отлично) до E (удовлетворительно). Не показавшим достаточных знаний выставляется оценка N. Недавно была введена оценка 'super-A' для особо одаренных учеников. AS-levels (Advanced Supplementary) Эти курсы направлены на получение тех же знаний, что и A-level. Но курс подготовки разработан так, чтобы занимать вдвое меньше времени, затрачиваемого на учебу, хотя при этом и остается двухгодичный срок подготовки. Таким образом, два сертификата AS-level могут быть приняты университетом как один сертификат A-level. Система оценки одинакова с A-level, но отсутствует 'super-A' . Шотландия . Scottish Certificate of Education (SCE) Это аналог экзаменов GCSE в Шотландии. Там школьники сдают экзамены в шестнадцать лет на основном уровне (Standard Grade) и в семнадцать на высоком уровне (Higher Grade). Способности и знания учеников на экзамене основного уровня оцениваются по семибалльной шкале, где 1 - самая высокая оценка, а 7 - самая низкая. Оценка 7 равносильна справке о прослушивании курса. Подготовка к экзаменам высокого уровня занимает один год, в течение которого студенты углубленно изучают четыре или пять предметов. Проходных баллов три: А - выше 70% правильных ответов, В - 60-69% и С - 50-59%. Сдача этого экзамена необходима для поступления в университеты и профессиональные училища. Certificate of Sixth Year Studies (CSYS) На этот сертификат могут готовиться ученики, которые уже сдали экзамены высокого уровня. К экзамену готовятся в основном самостоятельно, и по большинству предметов надо написать письменную исследовательскую работу или отчет. Результаты экзамена выражаются в оценках от А (наивысшая) до Е (низшая). Обычно сдают не более трех предметов. Дальнейшее образование. Система дальнейшего образования (в нашем понимании «среднее профессиональное образование») представляет собой конгломерат большого количества разнообразных колледжей, учебных центров, институтов, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях от профессионально-технического до высшего. Всего в системе дальнейшего образования насчитывается около 700 специализированных учебных заведений от местных колледжей, в которых обучается без отрыва от работы на производстве молодежь в возрасте 16-18 лет, до политехнических, комплексных учебных заведений, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях, включая и высший. СЕРТИФИКАТЫ Профессиональное образование. National Vocational Qualifications (NVQs) квалификации, основанные на требованиях для той или иной профессиональной деятельности. Экзамены разделены на пять уровней (от 1 - простейшего до 5 - профессионального), которые позволяют легче понимать систему квалификации и видеть прогресс студента. Экзамен представляет собой проверку фактических навыков и умений в той или иной профессиональной деятельности, а не теоретический письменный тест. Оценка основывается на результатах практической работы студента. Эти квалификации присуждаются большим количеством образовательных учреждений, таких, как BTEC-EdExcel, City and Guilds, RSA и другие. General National Vocational Qualifications (GNVQs) — эти квалификации относятся более к сфере деятельности, а не определенной профессии. Как и NVQs, они разделены на уровни: основной (foundation), средний (intermediate) и продвинутый (advanced). Изучаемые предметы включают предпринимательство, здравоохранение и социальные услуги, информационные технологии, туризм и отдых, строительство и машиностроение и др. Все GNVQs включают три общих предмета, которые изучаются всеми студентами уровня вне зависимости от выбранной сферы деятельности. Квалификации присуждаются BTEC-EdExcel, City and Guilds и RSA. В Шотландии аналогами этих квалификаций являются Scottish Vocational Qualifications (SVQs) и General Scottish Vocational Qualifications (GSVQs) соответственно. Высшее образование. К системе высшего образования в Великобритании относятся традиционно академические университеты и профессионально-ориентированные политехнические колледжи. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Основными источниками финансирования университетов и Вузов Великобритании являются: правительственные субсидии, плата за обучение, вносимая студентами или местными советами по образованию, гранты от исследовательских организаций, которые спонсируют индивидуальные исследовательские проекты и частные пожертвования от благотворительных или промышленных организаций, которые финансируют определенные исследовательские программы. Денежные средства, поступающие из бюджета, распределяются между университетами согласно количеству обучающихся в них студентов. Предметы распределены на четыре больших группы по затратам на обучение. Например, курсы, для которых необходимо использование только библиотеки, будут помещены в менее дорогую группу, чем те, для которых необходимо использовать лаборатории и сложное оборудование. Некоторая часть правительственных субсидий распределяется между университетами согласно качеству научных исследований. Факультеты университета, получившие высший балл 5, получат максимальную сумму субсидий, а те, что получили 1, не получат ничего. Подготовка педагогических кадров В британском правительственном документе "Образование и профессиональная подготовка к ХХI-му веку", предваряющем закон 1992 года о полном общем и специальном среднем образовании, определяются три уровня обеспечения высокого качества: контроль качества (внутренние механизмы для поддержания и повышения качества преподавания); экзамены и официально признанные оценки как гарантированный уровень качества выдаваемых дипломов, ответственность за которые несет независимая комиссия; независимая внешняя оценка качества преподавания и обучения и достигнутых студентами результатов. Одним из наиболее значительных моментов в реформе британского образования 1988 года являлось положение о том, чтобы поставить под постоянный государственный контроль учебные планы всех уровней образования, а также оценку деятельности всего корпуса преподавателей. Тем самым правительство взяло на себя ответственность за анализ научной базы образовательной системы и определения стратегических целей в рамках государственной идеологии. Выполнение этой задачи оно гарантировало созданием комитетов на постоянной основе, в чью обязанность входило проведение мониторинга и проверки надлежащего выполнения указаний правительства. Таков был ответ бюрократической структуры на создавшийся кризис в британском образовании. Подобное бюрократическое управление изначально ставило себе целью добиться успеха с помощью жестких мер, исходящих сверху. Однако когда речь касается морально-нравственной стороны системы образования, таких ее сторон, как профессиональная мотивация личности (в данном случае педагога), служебного роста, - все это относится к прерогативе отдельного человека или группы людей, находящихся в нижней части вертикали власти, в силу их конкретного познания и восприятия действительности. По отношению к Великобритании можно использовать термин "оценивающее государство" (Evaluative State), которое рассматривается в качестве альтернативы традиционному бюрократическому контролю со стороны государства. При таком подходе основное внимание уделяется не столько качеству знаний поступающих в учебное заведение, сколько результатам на выходе из него. Соответственно меняются и механизмы, технологии оценки качества в процессе обучения. Все три сектора образования в Великобритании - школы, высшая школа и профессиональное образование имеют свои традиции в оценке качества. Школы проводят экзамены и подлежат инспектированию, организуемому Управлением по стандартам в образовании (Office for Standards in Education - OfSTED), которое занимается подготовкой инспекторов и разрабатывает рекомендации. Органы высшего образования проводят аудит качества, его оценку с помощью внешней системы экзаменов, которые должны подтвердить достижение стандартов разными учебными заведениями. В профессиональном образовании используется многосторонний подход к оценке качества и подъему стандартов, основанный на особенностях финансирования, оценке качества инспекторами, показателях деятельности, уставах колледжа и стратегическом планировании. Управление подготовкой педагогических кадров в Великобритании контролируется Государственным департаментом образования и занятости, в структуре которого есть особая служба, занимающаяся непосредственно педагогическим образованием - Агентство по подготовке учителей (Teacher Training Agency). Управление по стандартам в сфере образования (OFSTED), возникшее в 1992 году в результате преобразования Королевского инспектората по проверке учебных заведений, осуществляет проверку и оценку качества подготовки педагогических кадров. Инспекция учебного заведения, реализующего программы подготовки учителей, включает в себя анализ трех основных аспектов его деятельности: 1) управление; 2) подготовка студентов по каждому предмету; 3) соблюдение стандартов - также в рамках каждой дисциплины. Все учебные заведения, обеспечивающие Начальное педагогическое образование (ITT) и последипломное педагогическое образование (INSET) в Великобритании должны быть аккредитованы Госсекретарем по образованию и занятости через Агентство по подготовке учителей (ТTA). Для получения аккредитации они должны выполнить определенные требования, которые с течением времени подвергаются изменениям. Все дисциплины должны соответствовать Циркулярам (9/92; 14/93; 10/97), замененные сегодня Циркуляром 4/98, в котором изложено какие курсы и в течение какого времени должны изучаться, а также раскрываются требования при поступлении в вузы, критерии оценки и задания и т.д. Если в Циркуляре 10/97 был представлен Национальный план по некоторым предметам для Начального педагогического образования. Циркуляр 4/98 обобщает и развивает его дальше, вводя Стандарты по присуждению статуса QTS (Standards for the Award of QTS). В период между сентябрем 1998 и 2000 гг. были введены в действие: · Учебный план Начального педагогического образования для использования · Информационно-коммуникационных технологий в преподавании; · Учебный план по английскому языку (уровень начальной школы); · Учебный план по математике (уровень начальной школы); · Учебный план по естественным наукам (уровень начальной школы); · Учебный план по английскому языку (уровень средней школы); · Учебный план по математике (уровень средней школы); · Учебный план по естественным наукам (уровень средней школы); · Требования по всем курсам Начального педагогического образования. Вузы, которые не подтвердили свое соответствие стандартам, могут быть лишены аккредитации. Проверка ОFSTED может быть назначена немедленно или спустя некоторое время, отведенное на "улучшение" и повторную проверку, которая подтверждает, были ли внесены требуемые изменения. Поступление в вузы для получения Начального педагогического образования строго контролируется центральными органами образования; существуют взыскания за нарушение квоты распределения. Качество обучения оценивается через инспекторскую проверку OFSTED и самооценку учреждений (включая детали набора студентов). На основании этой оценки решается план приема студентов и их плата за обучение. По завершении подготовки к профессии учителя для всех видов школ и возрастных групп государственного сектора образования, студенты получают официальный документ, свидетельствующий о завершении курса с указанием даты начала и окончания обучения. Это, так называемая Career Entry Profile, который подготавливает их к карьере в школе и намечает необходимое руководство в течении пробного года. Этот год вступления, который предоставляет дипломированным учителям (Newly Qualified Teachers) возможность и право дальнейшего профессионального развития, и через несколько лет становится формой непрерывного профессионального развития (CDP - Continuous Professional Development) для всех учителей. Сначала она была предназначена для директоров школ и тех, кто стремится к продвижению, но эта форма развивалась медленнее, чем предполагалось. Прежние "компетенции" были замещены "Стандартами" и включены в Структуру оценивания качеств и стандартов Начального педагогического образования. В Великобритании создан Совет по качеству высшего образования (Higher Education Quality Council - HEQC), который финансируется из взносов университетов. Он оказывает услуги по аудиту направлений, обеспечивающих высокие стандарты подготовки и качества специалистов, распространению положительного опыта. Оценка успеваемости студентов осуществляется по трехбалльной системе: отлично, удовлетворительно и неудовлетворительно. Научно-исследовательская деятельность университетов оценивается по пятибалльной шкале. Инспектирование проводится один раз в четыре года группой независимых экспертов, включающей специалистов по отдельным предметам. Группу возглавляет зарегистрированный инспектор (Registered Inspector). Инспекция университета проводится на контрактной основе, при которой инспекторские группы соревнуются друг с другом в процессе торгов за контракт. От вузов требуется, чтобы они проводили самооценку своей деятельности и определяли свой рейтинг. Вузы, которые присудили себе рейтинг "отлично", автоматически подлежат инспектированию. Оценка качества Начального педагогического образования в Великобритании сложна и многогранна. Она подразумевает внутренние и внешние методы оценивания, самооценку (оценка курса, оценивание знаний студентов, срез знаний по курсам, система независимых экзаменов и т.д.), некоторые из которых предложены OFSTED. Структура инспектората на примере такого звена высшего педагогического образования Великобритании как колледжи такова: инспекция профессионального образования состоит из главного инспектора, 12 старших инспекторов, 60 инспекторов на полной ставке и 600 инспекторов на неполной ставке. Инспектора на полной ставке входят в состав 9 региональных команд и 10 команд по учебным планам, соответствующим 10 программным областям. Работа инспектората направляется Советом по качеству высшего образования (HEQC) в следующих направлениях: - давать указания Совету о качестве образования в учреждениях сектора; - рекомендовать Совету и держать под контролем методы оценки качества; - получать оценочные доклады о качестве обучения и давать необходимые советы; - ежегодно сообщать Совету об общем качестве обучения в секторе; - консультировать Совет по другим вопросам. Важно отметить, что в Великобритании создана эффективная система национального тестирования. Она широко используется для оценки качества образования и уровня знаний студентов. Система оценки результатов обучения является сбалансированной, так как состоит из 2 составляющих: внешнего контроля с помощью тестирования и внутреннего контроля, осуществляемого педагогом. Результаты педагогического контроля сообщаются студенту одновременно с результатами тестирования. Публикация результатов тестирования является открытой и наиболее доступной для общественности формой оценки качества в том или ином вузе. При этом ключевым показателем качества образования являются не абсолютные результаты тестирования, а индивидуальный прогресс каждого студента, так называемая "добавленная стоимость образования". |