Реферат: Особенности формирования и основные этапы развития общенациональной культуры Беларуси
Название: Особенности формирования и основные этапы развития общенациональной культуры Беларуси Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра Философии РЕФЕРАТ На тему: «Особенности формирования и основные этапы развития общенациональной культуры Беларуси» Выполнила студентка 2 курса, ФМк, гр.РМЛ Проверила С.Н. Мизякина Минск 2008 Содержание Введение Культура Беларуси Эпохи Средневековья. Культура Беларуси в Эпоху Возрождения и Просвещения (ХVl – XVlll вв.) Культура Беларуси в XlX- начале XX в. Культура Беларуси в советский и постсоветский периоды. Список использованной литературы Введение Культура любого государства - это не только показатель духовного развития и самосознания людей, но и мощный инструмент идеологического воздействия. Любые значительные изменения в политической жизни непременно находят свое отражение в культуре. Чем богаче и насыщеннее общественная жизнь, тем быстрее и органичнее развивается культура. Исторический путь становления и развития белорусской культуры является сложным и противоречивым. Для Беларуси всегда был характерен интенсивный процесс взаимодействия культур. И потому становление, и развитие белорусской культуры невозможно понять вне учета воздействия на неё прогрессивных тенденций русской, украинской, польской, литовской культур. За долгое время своего существования Беларусь прошла исторический путь от подавляющей неграмотности до создания литературно-художественных произведений мирового уровня и научных открытий. И в начале 3-его тысячелетия Беларусь представляет собой сформированное, целостное, своеобразное социокультурное пространство, границы которого приобрели свою определенность в большей степени в 20 веке. Развитие культуры Беларуси можно условно разделить на четыре этапа, характеризующихся попеременным влиянием восточной (российской) и западноевропейской культур. Культура Беларуси Эпохи Средневековья. Появление христианства на территорию Беларуси началось в середине lX в. Принятие христианства послужило мощным стимулом развития белорусской культуры и цивилизации. Новая религия изменила мировоззрение населения. Христианство содействовало становлению государственности (Полоцкое, Туровское княжества). В этот период возникают новые ремесла и искусства, строятся города, храмы, замки, крепости. Монастыри и церкви стали первыми культурными центрами, при них открывались школы, велись летописи, переписывались книги. В XI в. По инициативе князя Всеслава Чародея был построен в Полоцке Софийский собор. По внутреннему убранству храм походил на первый Софийский собор, построенный в Константинополе. В начале XII в. В Бельчицах (под Полоцком) сооружена Борисоглебский монастырь, подобных которому на восточнославянских землях еще не было. Храм украшали фрески и керамическая плитка. В 1161 г. в Сельце Спасо-Преображенский собор, известный также под названием Спасского или Спасо-Ефросиньевского. Для этого собора по заказу Ефросиньи Полоцкой мастер-ювелир Лазарь Богша создал в 1161 г. непревзойденный образец прикладного искусства – крест, обложенный золотыми и серебряными пластинами с миниатюрными изображениями христианских святых, выполненными многоцветной эмалью. Всего в Полоцке известно 10 храмовых сооружений Хll в. В духовно-культурной жизни Беларуси того времени яркой личностью выступает Кирилл Туровский (возможно, 1130 – не позднее 1182 гг.). Он был высокообразованным человеком, блестящим литератором, выдающимся религиозным деятелем. Сохранилось тридцать молитв, восемь «слов», три поучения, два канона, написанных К.Туровским. За выдающееся ораторское искусство современники называли его «Златоустом». По желанию горожан и князя Юрия Кирилл стал туровским епископом. Личностью, оставившей заметный след в культурной жизни Беларуси, была Ефросинья Полоцкая (возможно, 1104 – 1167 гг.), внучка Всеслава Чародея. Вначале переписывала книги, после постриглась в монашки, поселилась в келье Софийской церкви в Полоцке, где продолжала переписывать книги, позже создавала летописи и собственные писания. В дальнейшем стала игуменьей монастыря Св. Спаса в Полоцке, построила мужской монастырь. В конце жизни Ефросинья совершила паломничество в Иерусалим, где и скончалась. Значительный вклад в развитие культуры внес Климент Смолятич (Хllв.) Он создал множество литературно-церковных произведений, к сожалению не сохранившихся. До нашего времени дошло только одно письмо Смолятича, написанное им смоленскому священнику Фоме. Декоративно-прикладное искусство развивалось под влиянием Византии, однако ремесленники вносили в него и местные черты. В Хll – Xll вв. насчитывалось около 60 ремесел. Развивались художественная обработка дерева, ювелирное, литейное, гончарное дело. О высоком художественном мастерстве говорят следующие предметы: каменные иконки, украшенные тончайшей резьбой, фигурки из кости и камня, найденные в Гродно, Волковыске. Самым известным памятником является крест, созданный Лазарем Богшей в 1161 г. по заказу Ефросиньи Полоцкой. Большинство памятников культуры древней Беларуси погибло во времена многочисленных войн. С первой половины Хlll в. Начала формироваться белорусская письменность. Появлялись письменные памятники с характерными признаками старобелорусского языка. К ним, в частности относятся: договорная грамота смоленского князя Мстислава, подписанная им с Ригой и Готландом; грамота полоцкого князя Изяслава. В ХlV в. Старобелорусский язык стал государственным языком канцелярии и делопроизводства в Великом княжестве Литовском. На нем писались законы, проводились заседания сеймов. Таким образом, в lX– XVвв. на белорусских землях вместе со становлением государственности развивалось и распространялось образование, просвещение, книжность. В этот период сформировались основные особенности старобелорусского языка, возникли памятники письменности, появились крупные деятели просвещения, интенсивно развивалась архитектура. Возрастал образовательный и духовный уровень городского населения. Белорусская культура данного периода стала основой для развития отечественной культуры в последующие столетия, содействовала формированию белорусской народности. Культура Беларуси в Эпоху Возрождения и Просвещения (Х Vl – XVlll вв.) На развитие культуры Беларуси в ХVl– XVlll вв. наложили отпечаток идеи европейского Возрождения, Реформации и Просвещения, а также экономические и социально-политические условия общественной жизни. Культурное развитие в Беларуси проходило в условиях усиления борьбы между православием, католицизмом, униатством и протестантизмом. В новую эпоху усиленно развивались образование, литература, искусство и науки. Огромный вклад в развитие литературы, книжности, белорусского языка внес белорусский первопечатник, просветитель и гуманист Франциск Скорина (первая половина ХVl в.). Благодаря ему старобелорусский язык обогатился и претерпел реформирование. В 1517 г. он издал книгу «Псалтырь», на церковнославянском языке старобелорусской редакции. На протяжении 1522-1525 гг. издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол». Скорину можно назвать предвестником Возрождения и Просвещения в Великом княжестве Литовском. Видный деятель Реформации был Сымон Будный (1530-1593). Свою просветительскую деятельность он начал с издания в 1562 г. на белорусском языке «Катехизиса» и «Оправдания грешного человека перед Богом». В дальнейшем он занимался переводом Библии. Существенный вклад в развитие идей гуманизма внес поэт-гуманист, просветитель, основоположник латиноязычной белорусской поэзии - Николай Гусовский (ок.1480- после 1533). Создал реалистическую лирико-эпическую поэму о Беларуси. В 1522 г. написал «Поэму о зубре», которая принесла ему славу выдающегося культурного деятеля славянского мира. В поэме зубр предстает, как символ родины. Происходившие в середине ХVlll в. В Речи Посполитой перемены в экономической жизни обусловили необходимость реорганизации школьного образования. Первая реформа была проведена в 1740-е гг., когда Станислав Канарский – один из прогрессивных деятелей Просвещения – реорганизовал систему образования в школах монашеского ордена пиаров. Сюда стали принимать детей разных сословий, в том числе и крестьянского. Обучение было бесплатным и продолжалось 6 лет. Более глубокая реформа образования происходила в 1770-е гг. По предложению известного деятеля культуры И. Хрептовича была создана государственная Образовательная комиссия (1773-1794), ставшая фактически первым в истории Европы министерством народного образования. Комиссия организовала подготовку светских учителей, открыла на территории Беларуси 20 окружных и подокружных школ. Эти меры были попыткой вывести образование из-под влияния католической церкви. В 1617 г. в Слуцке Радзивиллы открыли первый на восточнославянских землях лицей. Развитие образования стимулировало рост науки. Умелыми мастерами того времени было создано множество приборов и механизмов. Одним из выдающихся представителей науки ХVll в. Являлся Казимир Семенович, он разработал и создал модель многоступенчатой ракеты, изобрел стабилизатор типа «дельта» и другие приспособления в области проторакетной техники и артиллерии. В 1650 г. издалась его книга «Великое искусство артиллерии». Исторической науке известен Альберт Коялович (1609-1677) Среди его работ особенное место занимает «История Литвы» - первое напечатонное исследование о Великом княжестве Литовском, о деятельности литовско-белорусских князей, полководцев, крупных феодалов – Радзивиллов, Сапег и др. В эпоху системного обновления отечественной культуры развивался фольклорный театр, появлялись новые виды самодеятельной и профессиональной драматургии. Первый школьный театр на территории Беларуси появился в 1585 г. в Полоцке при иезуитском коллегиуме. В 1788 г. в Полоцке было построено специальное здание для театра. Всего в ХVlll в. Действовало 22 школьных и 26 музыкально-драматических театров. В праздники население городов и местечек наслаждалось искусством народного кукольного театра батлейки. Белорусская батле йка использовала около 20 постоянных народных сценок и множество сюжетных вариаций на злобу дня. Главным героем выступал весельчак и шутник Нестерка. Школьный театр и народные представления оказали влияние на развитие театрально-музыкальной культуры. С середины ХVlll в. ведет свою историю профессиональный белорусский балет. В 1746 г. в Несвиже появилась любительская труппа, а в 1759 г. – профессиональная. В Несвиже и в Слуцке имелись школы подготовки крепостных балетных артистов. На территории Беларуси действовала, основанная Радзивиллами школа подготовки скоморохов, которая называлась «Сморгонская академия» Успешной деятельности театров содействовало музыкальное искусство. Музыка придавала большую выразительность театральному действу, а театр развиваясь давал возможность проявить себя все новым талантливым композиторам и исполнителям. В XVlll в. получили распостранение крепостные оркестры и капеллы (гродненский, слонимский, слуцкий). Крупнейшим оркестровым коллективом считалась дворцовая капелла Радзивиллов. Всего к концу XVlll в. в Беларуси действовали 30 симфонических капелл. Центром музыкальной жизни этого периода был Несвиж, именно здесь еще в XVl в. действовала музыкальная школа. В этой школе крепостных мальчиков учили играть на скрипке, флейте, валторне. В Несвиже функционировала мастерская по изготовлению музыкальных инструментов – одна из первых в Беларуси. В несвижской музыкальной среде появился первый учебник по хоровому пению, около 1794 г. его написал Антон Воронец, в 1809 г. этот учебник был издан на польском языке. Многие представители театрально-музыкальной культуры Беларуси внесли весомый вклад в развитие музыкального искусства других стран. Композитор и педагог И.Козловский своим творчеством открыл целый этап в музыкальном искусстве России доглинковского периода. Автором первых русских кантов стал уроженец Пинска Епифан Славинецкий. Значительное влияние на развитие и разработку русского музыкознания оказал известный белорусский музыкант-теоретик, специалист в области церковной музыки Мезенец. В Москве успешно выступал известный белорусский певец Иван Коленда. Существует немало фактов, свидетельствующих о высоком уровне театрально-музыкальной культуры Беларуси в XVl-XVlll вв. Особенно динамично она развивалась во второй половине XVlll в. Лучшие ее образцы были близки по стилю и характеру, аналогичным достижениям западноевропейского искусства. С конца XV в. архитектура и искусство белорусских земель испытывали влияние западноевропейского Возрождения. Главными архитектурными стилями в Беларуси стали готический, ренессансный, барокко, часто выступавшие в гибридизированных формах, которые стали характерными для культуры Беларуси. Под влиянием эстетики Ренессанса замковое строительство постепенно трансформировалось в дворцово-замковое. Во второй половине XVl в. в застройке городов стали шире использоваться элементы западноевропейского фортификационного строительства. В частности использовались бастионные системы, впервые появившиеся в Италии на рубеже XV-XVl вв. Их можно обнаружить в архитектурной структуре Несвижа, Быхова, Слуцка. В архитектуре эпохи важную роль играли оборонительные конструкции. Зачастую храмы напоминали собой крепости. В числе первых был преобразован в храм-крепость Софийский собор. Памятником оборонительного зодчества начала XVl в. является церковь-крепость в д. Мурованка Щучинского района. В конце XVl в. под воздействием архитектурных стилей итальянского Ренессанса оборонительные башни уступили место другим формам. Примером этого служит Троиций костел в д. Черновчицы Брестского района. Известным сооружением обнаруживающим выразительные черты белорусского Ренессанса является кальвинистский собор в Сморгони. В XVll- первой половине XVlll в. ведущим направлением в искусстве Беларуси стал стиль барокко, с присущим ему разнообразием архитектурных форм, декоративной перегруженностью интерьеров. Первым зданием, построенным в стиле барокко, является костел в Несвиже (1584-1593). Черты этого стиля появляются и в облике дворцов Сапег в Ружанах, Рададзивиллов в Несвиже, а также проступают в архитектуре культовых зданий – Николаевского собора в Могилеве (конец XVll в.), собора Петра и Павла в Витебске (вторая половина XVlll в.) и др. подобных сооружениях. Таким образом, несмотря на социально-политические и экономические сложности, в XVl– XVlll вв. белорусская культура достигла значительных успехов. Она развивалась в тесной связи с культурами Средней и Западной Европы и в контакте с реформируемой российской культурой. Здесь были восприняты и творчески преобразованы гуманистические идеи и достижения общеевропейского Ренессанса и Просвещения Культура Беларуси в XlX - начале XX в. В результате раздела Речи Посполитой в конце XVlll в.территория Беларуси была присоединена к Российской империи. На развитие белорусской культуры повлияли многие события: Отечественная война 1812 г., первая мировая война, восстания 1794, 1830-1831, 1863-1864 гг., революционные события 1905 и 1907 г., политика полонизации, а позднее – русификации. Однако, несмотря на эти и другие осложняющие обстоятельства и процессы наблюдалась консолидация белорусов, происходило возрождение их языка, росли духовные потребности общества, пробуждался интерес к своей истории и культуре. К концуXVlll в. на территории Беларуси сформировалась своеобразная система образования и просвещения, включавшая в себя школы, приходские училища и другие формы обучения. После присоединения белорусских земель к России царское правительство в 1803-1804 гг. начало реформу образования, которая затянулась на четверть столетия. Было создано Министерство народного образования, которому подчинялись 6 учебных округов. Территория Беларуси вошла в состав Виленского учебного округа. Главным центром учебного и административного управления учебными заведениями округа стал Виленский университет, созданный в 1830 г. Университет имел хорошую по тем временам учебно-материальную базу, здесь работали опытные педагоги-ученые. Все это позволило Виленскому университету сыграть важную роль в развитии образования, науки и культуры Беларуси и Литвы. В ходе образовательной реформы создавались начальные школы разного типа для детей крестьян и ремесленников, неполные средние и средние специальные училища – для детей буржуазии, гимназии – для детей дворян. Основным языком обучения являлся польский. Реформа усилила сословное, образовательное и даже национальное разделение общество. Перемены в общественной жизни требовали развития специального образования. В связи с этим программы учебных заведений перестраивались в интересах подготовки специалистов для торговли, промышленности, сельского хозяйства, а также чиновников для государственного аппарата и административных органов. В 1840 г. была открыта Горы-Горецкая земледельческая школа (в 1848 г. преобразована в земледельческий институт). В 1876 г. в Марьиной Горке появилась еще одна сельскохозяйственная школа. В начале XX в. в Беларуси происходили заметные изменения. С 1900 по 1914 гг. количество начальных и общеобразовательных школ увеличилось.Учительские семинарии работали в Молодечно, Полоцке, Несвиже и Свислочи. В 1909-1915 гг. новые семинарии были открыты в Рогачеве, Гомеле. В Орше и Борисове в это время стали работать женские семинарии. В 1914 г. работало 5 сельскохозяйственных средних школ. Фельдшеров и акушеров готовили Могилевская, Витебская и Гродненская медицинские школы. В Гомеле было открыто железнодорожное училище. В 1912-1914 гг. в Минске, Витебске и Могилеве функционировали учительские институты. Высших учебных заведений в Беларуси не было. Высшее образование молодежь получала в Москве, Петербурге и других городах России. В 1907 г. на съезде учителей в Вильно был создан «Белорусский учительский союз». Он добивался перестройки народного образования на демократических началах, введения преподавания на родном языке. В 1906-1908 гг. были созданы первые учебники на белорусском языке, авторами которых были Я. Колас и Э. Пашкевич (Тетка). В начале века были открыты библиотеки в Минске, Витебске, Орше, Полоцке и Бобруйске. Всего в Беларуси в 1914 г. работала 851 библиотека, а их книжный фонд насчитывал 423 тыс. экземпляров. В устном народном творчестве этого времени нашли отражение события социальной и политической жизни. Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др. Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». Первым классиком белорусской литературы стал Винцент Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»). В начале 60-х гг. он создает свое лучшее произведение «Пинская шляхта». Ведущее место в культуре белорусского народа в начале ХХв. заняла литература. В это время проявился талант Я. Купалы, Я. Коласа, М. Горецкого, Э. Пашкевич (Тетки), А. Гаруна, З. Бядули и др. Главными идеями и образами литературы были идеи социального и национального освобождения, борьба против самодержавия, идеи возрождения. Наиболее известными произведениями этого периода являются сборники стихов «Жалейка», «Гусляр», «Дорогой жизни», поэма «Курган» Я. Купалы, сборники стихотворений «Песни печали» и прозы «Родные образы» Я. Коласа, драматическое произведение «Модны шляхцюк» К. Каганца и др. В культуре Беларуси первой половины XlX века значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство. Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор». В начале XX в. в Беларуси оживилась театральная жизнь. Зритель мог познакомиться с театральным искусством братских славянских народов. Русские, украинские театры и труппы гастролировали в Минске, Витебске и других городах. Любительские театральные кружки работали в Минске, Орше, Могилеве. Получили распространение так называемые «белорусские вечеринки», где выступали хоры, танцевальные группы, декламаторы-чтецы и т.п. Вскоре появилась и «Первая белорусская труппа» под руководством И. Буйницкого , которая в 1910 г. превратилась в профессиональный театр. Труппа гастролировала по Беларуси, выступала в Петербурге и Варшаве. Созданный в Вильно Белорусский музыкально-драматический кружок в 1913 г. осуществил первую постановку «Павлинки» Я. Купалы. Первая половина XlX века явилась началом сбора и публикаций белорусской народной песни, попытки ее композиторской и концертной обработки. Большой интерес представляют произведения А. Абрамовича, В. Стефановича, Ф. Миладовского. В имении Залесье на Сморгонщине писал полонезы Михал Клеофас Огиньски. Глубокий след в белорусской музыкальной культуре оставил классик польской музыки, уроженец Игуменского уезда С. Манюшко. Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм. Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве. Военно-стратегическими нуждами было вызвано строительство крепостей в Бобруйске, Борисове, Бресте. Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи - отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета. Основателем школы был профессор Ф. Смуглевич. За четверть века школа подготовила более двухсот пятидесяти художников, граверов, скульпторов. Член императорской академии искусств Иосиф Олешкевич (1777 - 1830 гг.) написал портрет А. Чарторийского , М.Радзивилла, Л. Сапеги, А. Мицкевича и др. Представитель романтизма В. Ванькович (1800 - 1885 гг.) создал портреты поэтов А. Пушкина, А. Горецкого, пианистки М Шимановской, а также картину «Мицкевич на скале Аю-Даг» и др. Живописец Ян Дамель (1780 - 1840 гг.) создал картины исторического жанра «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.». Хруцкий (1810 - 1883 гг.) работал в жанре классического натюрморта и бытовой живописи. Одним из основателей белорусского реалистического пейзажа был В. Дмоховский (1807 - 1867 гг.). Наиболее известными скульпторами того времени были К. Ельский и его сыновья Ян и Казимир, Р. Слизень и др. Значительным событием в культурной жизни Беларуси в начале XX в. была печать. До 1905 г. в пяти западных губерниях издавалось 15 правительственных газет. Революция 1905-1907 гг. оказала влияние на расширение гласности. В 1913 г. издавалось уже 109 газет и журналов. На белорусском языке - 3. Наиболее популярной была газета «Северо-Западный край». С 1906 г. стали издаваться первые легальные газеты «Наша доля» и «Наша нива». Газете «Наша нива» принадлежит выдающаяся роль в развитии белорусской культуры. На ее страницах публиковались труды всех славных писателей -классиков. Начиная с 1910 г. редакция «Нашей нивы» стала издавать «Белорусский календарь», журналы «Соха», «Крапива», «Лучынка». Возникли белорусские издательства «Заглянет солнце в наше оконце», «Наша нива», «Наша хата». Издавались книги на белорусском языке. Таким образом, в условиях полонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик, формировать и развивать национальную культуру, которая проявилась в становлении белорусского языка, новой белорусской литературы и искусства. Культура Беларуси в советский и постсоветский периоды. В первые годы советской власти на развитие образования и науки, как и всей культуры, накладывали негативный отпечаток последствия немецкой и польской оккупации, гражданской войны, двух революций 1917 г. При этом нельзя не признать, что Октябрьская революция раскрепостила творческие силы народа. Из социальных низов выдвинулись талантливые государственные деятели культуры. Стремление получить поддержку многонационального населения огромной страны подтолкнули партию большевиков в 1920-е гг. начать национально-культурное строительство. В Беларуси первые шаги в реализации этой политики (позже она получила название «белорусизация») были сделаны после окончания гражданской войны: открылись белорусские театры, высшие учебные заведения, издательство «Советская Белоруссия», Государственный музей и Центральный архив. Государственными были объявлены белорусский, русский и польский языки. Официально политика белорусизации стала проводится с июля 1924 г. Под белорусизацией в широком смысле слова подразумевалось развитие белорусской культуры, перевод делопроизводства на белорусский язык. Всего за 5 лет официальной политики белорусизации было опубликовано 875 книг на белорусском языке. К 1927 г. белорусским языком владели 80% служащих республиканских органов. К концу 1920-х гг. политика белорусизации была свернута, ей на смену пришла контрбелорусизация. Важным шагом на пути становления советской культуры стала кампания по ликвидации неграмотности и малограмотности. 52,6% жителей в возрасте от 9 до 49 были неграмотными. С 1926 г. стали создаваться школы для малограмотных, в которых давались знания в объеме начальной школы. В результате принятых мер грамотность Белорусской ССР возросла до 78,9% в 1939 г. Массовая неграмотность была побеждена. Одновременно с решением этой задачи в республике формировалась система образования и воспитания. В нее вошли дошкольные учреждения, массовые четырехлетние трудовые школы, школы фабрично-заводского обучения, профшколы, профессиональные и общеобразовательные курсы, техникумы, средние школы и высшие учебные заведения. На этой основе в октябре 1923 г. начался переход к обязательному школьному обучению. Переход к ускоренной индустриализации, значительные культурные преобразования требовали многочисленных кадров высшей квалификации. Учитывая потребности нового времени, в 1918-1919 гг. Витебский, Гомельский и Могилевский учительские институты были преобразованы в педагогические институты, открылись Белорусский политехнический институт (1920), Белорусский государственный университет (1921) и ряд др.высших учебных заведений. Многие из них неоднократно реорганизовывались. В итоге к 1941 г. в Беларуси насчитывалось 25 вузов. В послевоенные и последующие годы восстанавливалось и развивалось среднее специальное и высшее образование. В суровые годы войны деятели науки не прекращали работу. В советский тыл были эвакуированы 60 научно-исследовательских учреждений и лабораторий. Белорусские ученые разъехались по Советскому Союзу, продолжая свои исследования. После окончания Великой Отечественной войны научные учреждения вернулись в белорусские города и широко развернули исследовательскую деятельность. Их число возросло с 76 в 1956 г. до 167 в 1985 г. Ведущая роль по-прежнему принадлежала академическим институтам. Несмотря на недостаточные объемы финансирования и другие помехи, белорусские ученые добивались весомых результатов. Дальнейшее развитие получила отраслевая и вузовская наука, укреплялась ее интеграция с производством, однако внедрение научно-прикладных достижений в большинстве случаев происходило медленно, что негативно сказывалось на развитии народнохозяйственного комплекса. Первые годы послеоктябрьского периода характеризуются возникновением и идейной борьбой разных течений во всех областях и направлениях художественной культуры. Особенно ярко она проявилась в литературе. Несмотря на многочисленные реорганизации и разногласия 1920-е гг. оказались весьма плодотворными для белорусской советской литературы. Я.Колас закончил работу над эпохальными поэмами «Новая зямля» (1923) и «Сымон-музыка» (1925), начатыми еще в дооктябрьский период. В 1927 г. вышли из печати вторая часть его трилогии «На росстанях». Из-под пера Я.Купалы в эти годы вышел ряд национально-патриотических произведений. В послевоенный период белорусская литература продолжала развиваться, пополняясь новыми талантами. В литературу пришли Я. Брыль, И. Мележа, И. Шамякина, В. Быков, В. Короткевич, Р.Бородулин. В их творчестве тема войны занимала очень важное место. В этот период произошел заметный творческий подъем в области отечественной драматургии. Особую популярность завоевал белорусский драматург Андрей Макаенок. Его комедии ставились в театрах всего Советского Союза. Архитектурные стили в послеоктябрьский период, с одной стороны, предопределялись установками на строительство монументальных знаковых объектов, а с другой – детерминировались потребностями массового градостроительства. В 1930-е гг. появился ряд зданий, которые и сегодня играют важную роль в архитектурном ансамбле Минска. Среди них: минская гостиница «Беларусь», Республиканский дворец пионеров, Дом правительства, Государственный театр оперы и балета и другие здания и сооружения. Реконструкция значительно изменила облик многих городов республики. В строительстве господствовали конструктивизм и функционализм, новаторство соединялось с традициями белорусской архитектурной школы. В 1960-е гг. строились микрорайоны Чижовка, Серебрянка, Куросовщина и др.Здесь, как и в других городах преобладали крупнопанельные дома и квартиры-«хрущевки» После победы Октябрьской революции 1917 начался отчет истории белорусского советского театрально-музыкального искусства. В 1920 г. открылся Белорусский государственный театр. В ноябре 1926 г. в Витебске был создан Второй белорусский государственный театр. В 1930-е гг. сеть театров расширилась: в Минске открылся Театр юного зрителя (1931), в Гомеле – Государственный театр кукол (1938) и Второй русский театр (1939). В советский период широко шагнуло в массы новое для Беларуси искусство кино. Летом 1922 г. было создано управление по делам кинематографии «Киноресбел». Впервые киносъемки в республике состоялись 1 мая 1925 г. в Минске, они носили хроникально-документальный характер. Скульпторы стремились осмыслить исторический подвиг народа. Работают скульпторы З. Азгур, А. Бембель, А. Глебов. Ими созданы скульптурные портреты известных революционных деятелей, героев Великой Отечественной войны, курган Славы, памятники воинам, партизанам, подпольщикам, отважным пионерам и комсомольцам. Самым значительным достижением белорусских архитекторов и скульпторов стал величественный ансамбль площади Победы в Минске. Таким образом, несмотря на экономические трудности, идеологический диктат, в послевоенное десятилетие были восстановлены и получили дальнейшее развитие все направления белорусской культуры. Список использованной литературы: Шершов И.Е. Культурология: теория и история культуры: Учеб. Пособие Мн. БГЭУ 2004 Барышев. Г.И. Театральная культура Белоруссии XVlllвека. Мн. 1992 Смолик А.И. Культура Беларуси Хl- XlX Кацер. Народно-прикладное искусство Белоруссии (от первобытного общества до 1917г.) Мн. 1972г. |