Реферат: Управление капиталом и проблемы привлечения заемных средств

Название: Управление капиталом и проблемы привлечения заемных средств
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра финансов и кредита

КУРСОВАЯ РАБОТА

по«Финансам организации»

на тему: «Управление капиталом и проблемы привлечения заемных средств на предприятии торговли»

Студента группы ФК-22

Шафрая Антона Валерьевича

спец. Финансы и кредит

Руководитель

ст. преподаватель

Грентикова И.Г.

Кемерово 2010


Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты управления капиталом и привлечения заёмных средств на предприятии торговли. 5

1.1Основные понятия и сущность управления капиталом и привлечение заёмных средств. 5

1.2 Принципы управления капиталом и привлечения заёмных средств. 10

Глава 2. Управление капиталом и привлечение заёмных средств на предприятии торговли. 14

2.1 Механизмы и методы у правления капиталом и привлечения заёмных средств14

2.2 Процессный подход к управлению капиталом и привлечению заёмных средств17

Глава 3. Управление капиталом и привлечение заёмных средств на примере ЗАО «КТС». 30

3.1 Общая характеристика ЗАО «КТС». 30

3.2 Опыт управления капиталом и привлечения заёмных средств на примере ЗАО «КТС». 32

Заключение. 34

Список литературы.. 35

Введение

Зачастую, на практике капитал предприятия рассматривается как нечто производ­ное, как показатель, играющий второстепенную роль, при этом на первое место, как правило, выносится непосредственно сам процесс деятельности предпри­ятия. В связи с этим принижается роль капитала, хотя именно капитал и является объектив­ной основой возникновения и дальнейшей деятельности предприятия. Поскольку доход, прибыль, приносит именно использование капитала, а не деятельность предпри­ятия как таковая. Все это обуславливает особую значимость процесса грамот­ного управления капиталом предприятия на различных этапах его существова­ния.

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоян­ного привлечения заемного капитала. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспе­чить более эффективное использование собственных средств, ускорить формирова­ние различных целевых финансовых фондов, а в конечном итоге - повы­сить рыноч­ную стоимость предприятия.

Предмет исследования: управление капиталом.

Объектом исследования являются собственные и заемные средства торгового пред­приятия ЗАО "КТС".

Целью написания курсовой работы является исследование управления капиталом и изучение привлечения заемных средств на предприятиях торговли, на примере ЗАО «КТС»

Исходя из поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие за­дачи:

- изучить теоретические основы управления капиталом на предприятии торговли

- проанализировать особенности управления капиталом на предприятиях тор­говли

- изучить опыт управления капиталом и привлечения заемных средств на исследуе­мом предприятии торговли.

В данной курсовой работы были использованы:

- нормативно-правовые документы предприятия;

- внутренние документы предприятия.

Глава 1. Теоретические аспекты управления капиталом и привлечения заёмных средств на предприятии торговли

1.1 Основные понятия и сущность управления капиталом и привлечение заёмных средств

Рассматривая экономическую сущность капитала предприятия, следует отме­тить такие его характеристики:

1.капиталпредприятия является основным фактором производства. В экономиче­ской теории выделяют три основных фактора производства:

- капитал;

- землю и другие природные ресурсы;

- трудовые ресурсы;

2.капитал характеризует финансовые ресурсы предприятия, приносящие до­ход.В этом своем качестве капитал может выступать изолированно от производствен­ного фактора — в форме ссудного капитала, обеспечивающего формиро­вание доходов предприятия не в производственной (операционной), а в финан­совой (инвестиционной) сфере его деятельности;

3. капитал является главным источником формирования благосостояния его собст­венников. Он обеспечивает необходимый уровень этого благосостояния, как в текущем, так и в перспективном периоде. Потребляемая в текущем периоде часть капитала выходит из его состава, будучи направленной, на удовлетворение текущих потребностей его владельцев (т.е. переставая выполнять функции капитала). Накапливае­мая часть призвана обеспечить удовлетворение потребностей его собственни­ков в перспективном периоде;

4. капитал предприятия является главным измерителем его рыночной стоимо­сти. В этом качестве выступает, прежде всего, собственный капитал предприятия, определяющий объем его чистых активов. Вместе с тем, объем используемого предпри­ятием собственного капитала характеризует одновременно и потенциал привле­чения им заемных финансовых средств, обеспечивающих получение дополнитель­ной прибыли. В совокупности с другими, менее значимыми факторами, это формирует базу оценки рыночной стоимости предприятия;

5. динамика капитала предприятия является важнейшим барометром уровня эффек­тивности его хозяйственной деятельности. Способность собственного капи­тала к самовозрастанию высокими темпами характеризует высокий уровень формирова­ния и эффективное распределение прибыли предприятия, его способ­ность поддерживать финансовое равновесие за счет внутренних источников.

К основным характеристикам структуры капитала относятся его распределе­ние на собственные и заемные средства и на внеоборот­ные и оборотные активы.

Собственные и заемные средства. Капитал предприятий по источникам его форми­рования (пассивам) состоит из собственных и заемных средств.

Собственный капитал– это чистая стоимость имущества, определяемая как раз­ница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами.

Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного ка­питала, фондов специального назначения, накоплений нераспределенной при­были, целевого финансирования и целевых поступлений как показано на рисунке 1.

Уставный капитал – это совокупность в денежном выражении вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) в имущество организа­ции при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учреди­тельными документами, и гарантирует интересы ее кредиторов.

Добавочный капитал – как источник средств предприятия образуется в резуль­тате переоценки имущества или продажи акции выше номинальной их стоимости, а также в результате реинвестирования прибыли на капитальные вложения.

Резервный капитал включает остатки резервного и других аналогичных фон­дов, создаваемых в соответствии с законодательством или в соответствии с учредитель­ными документами.

Фонд социальной сферы – формируется в случае наличия у организации объек­тов жилого фонда и объектов внешнего благоустройства, ранее не учтенных в составе уставного капитала, уставного фонда, добавочного капитала.

К целевому финансированиюотносятся безвозмездного полученные ценности от физических и юридических лиц, а также безвозвратные и возвратные бюджетные ассигнования на содержания объектов соцкультбыта и на восстановление платежеспо­собности предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании.

Чистая (нераспределенная) прибыль – основной источник пополнения собствен­ного капитала, которая остается в обороте предприятия в качестве внутрен­него источника самофинансирования.

Рисунок 1. Состав собственного капитала

Заемные средства представляют собой долгосрочные и кратко­срочные пас­сивы (за вычетом доходовбудущих периодов, фондов потребления и резервов предстоя­щих расходов и платежей). Это ссуды банков, средства, вырученные отпро­дажи облигаций, кредиторская задолженность. Пассивы характеризуют источ­ники и состав заемных средств предприятия.

С позиций более выгодного использования ресурсов владельцев предприятий пред­ставляется предпочтительнее вкладывать в дело меньше собственных средств и привлекать больше заемных. Оборотной стороной такого подхода является повыше­ние риска банкротства, в случае если кредиторы потребуют возврата крупных заем­ных средств в период, когда предприятие испытывает недостаток оборот­ных средств длянеотложных платежей. Поэтому кредиторы предпоч­итают иметь дело с предприятиями, обладающими большей долей собственного капитала. В этой связи важной характеристикой струк­туры капитала и рисков инвестиций является соотноше­ние в нем собственных и заемных средств. Онопоказывает, сколько руб­лей соб­ственного капитала приходится на 1 рубль привлеченных средств. Динамика этого показателя отражает изменение зависимости от внешних инвесторов и кредито­ров. В целях управления этим соотношением используются коэффициенты автономии и финансирования. Коэффициент автономии (коэффициент независимо­сти) характеризует структуру капитала с позиции финансовой независимости предпри­ятия от заемных источников средств. Он определяется как доля собствен­ных источников средств в общей величине всего имущества предприятия. При нормаль­ном ходе дел этот коэффициент должен быть равен или больше 0,5. Иначе говоря, собственные и заемные средства должны быть равны. При этом условии обяза­тельства предприятий могут быть покрыты за счет собственных средств. Чем выше значение коэффициента, тем меньше зависимость от заимствований, выше финан­совая самостоятельность и рейтинг у кредиторов. 3начение коэффициента зави­сит от отраслевой принадлежности предпри­ятий и их специфики.

Аналогичную характеристику дает коэффициент финансирова­ния, определяе­мый как соотношение собственного и заемного капиталов. Он, как и коэффициент автономии, характеризует финансовую самостоятельность (автономность) предпри­ятия и его финансовую устойчивость. Превышение собственных средств над заем­ными свиде­тельствует о запасе финансовой устойчивости, способности покрыть долго­вые обязательства и о достаточной независимости от внешних финансовых источ­ников. Соответственно при нормальном положении дел значение коэффици­ента должно быть равно или больше 1. Зна­чение коэффициента меньше 1 свидетельст­вует о возможной некре­дитоспособности, что затрудняет получение кре­дита.

Различают долгосрочные и краткосрочные заемные средства. К долгосрочным от­носятся заемные средства (в том числе банков­ские кредиты) со сроком погашения 12 месяцев и более. Долгосроч­ными заемными средствами предприятия могут распоря­жаться в те­чение длительного времени. К краткосрочным относятся заемные средства (включая кредиты банков) со сроком погашения менее 12 месяцев и кредитор­ская задолженность, которая включает задолженность перед поставщиками и подрядчиками, задолженность по векселям, перед дочерними и зависимыми общест­вами, по оплате труда, по социальному страхованию, перед бюджетом и получен­ные авансы. Общая величина средств, которыми предприятие может распоря­жаться в течение длительного времени, определяется как сумма собствен­ного капитала, включая резервы, и долгосрочных заемных средств. На этой основе может быть определен коэффициент финансовой устойчивости, показывающий долю средств, которые предприятия могут использовать длительное время, в общей величине имущества предприятий (итоге баланса). Дополнительной характеристи­кой является коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств, позволяю­щий определить (хотя и не совсем точно) долю заемных средств в долгосрочном финан­сировании. Он рассчитывается как отношение величины привлечения долгосроч­ных кредитов и заемных средств к сумме источников собственных средств предприятия и долгосрочных кредитов и займов. Увеличение доли заемных средств может рассматриваться как негативная тенденция, свидетельствующая об усилении зависимости от внешних инвесторов.

1.2 Принципы управления капиталом и привлечения заёмных средств

Управление собственным капиталом состоит в формирова­нии целевых источни­ков финансирования за счет прибыли, взносов учредителей и участников и других доходов, а также их использовании.

Финансовый менеджер определяет состав и структур образуемых в предпри­ятии фондов денежных средств, а также устанавливает целевые направления их расходо­вания.

Ряд фондов денежных средств образуется предприятиями в силу требований зако­нов, другие зависят от решения учредите­лей и учетной политики предприятия.

Уставный капитал. Выступает основным и, как правило, единственным источни­ком финансирования на момент создания коммерческой организации ак­ционер­ного типа; он характеризует долю собственников в активах предприятия. В балансе уставный капитал отражается в сумме, определенной учредительны­ми докумен­тами. Увеличение (уменьшение) уставного капитала допускается по реше­нию собственников организации по итогам собрания за год с обязатель­ным измене­нием учредительных документов. Для хозяйственных обществ зако­нодательством предусматривается необходимость вынужденного изменения ве­личины уставного капитала (в сторону понижения) в том случае, если его ве­личина превосходит стои­мость чистых активов общества.

Добавочный капитал является, по сути, дополнением к уставному капиталу и вклю­чает сумму до оценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества организации со сроком полезного использо­вания свыше 12 месяцев, проводимой в установленном по­рядке, а также сумму, полученную сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссион­ный доход акционерного общества). В части дооценки внеобо­ротных активов добавоч­ный капитал может формироваться весьма искусствен­но. Направления использо­вания этого источника средств, регламентированные бухгалтерскими регуляти­вами, включают:

- погашение снижения стоимости вне­оборотных активов в результате их пере­оценки;

- увеличение уставного капитала;

- распределение между участниками организации.

Резервный капитал. Источники, отражаемые в этом подразделе, могут созда­ваться в организации либо в обязательном порядке, либо в том случае, если это преду­смотрено в учредительных документах. Законодательством РФ предусмотре­но обязательное создание резервных фондов в акционерных обществах открытого типа и организациях с участием иностранных инвестиций. Согласно Федерально­му за­кону «Об акционерных обществах величина резервного фонда (капита­ла) определя­ется в уставе общества и не должна быть менее 5% уставного капита­ла.

Использование заемного капитала для финансирования деятельности предпри­ятия, как правило, выгодно экономически, поскольку плата за этот источник в сред­нем ниже, чем за акционерный капитал (имеется в виду, что проценты по кредитам и займам меньше рентабельности собственного капитала, характеризующей, по сути, уровень стоимости собственного капитала. Иными словами, в нормальных усло­виях заемный капитал является более дешевым источником по сравнению с собст­венным капиталом). Кроме того, привлечение этого источника позволяет собствен­никам и топ-менеджерам существенно увеличить объем контролируемых финансовых ресурсов, т.е. расширить инвестиционные возможности предприятия. Основными видами заемного капитала являются облигационные займы и долгосроч­ные кредиты.

Облигационный заем. Облигации являются долговыми ценными бумагами, Со­гласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 816) облигацией признается ценная бу­мага, удостоверяющая права ее держателя на получение от лица, выпустившего облига­цию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имуще­ственного эквивалента. Эта ценная бумага предоставляет ее держателю права на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимо­сти облигации либо иные имущественные права. Облигации могут выпускаться в обращение:

- государствам и его субъектами;

- корпорациями (акционерными обществами).

В первом случае облигации называются государственными или муниципаль­ными, во втором - долговыми частными ценными бумагами.

Долгосрочный банковский кредит. Банковский кредит предоставляют коммерче­ские банки и другие кредитные организации, получившие в Центральном Банке РФ лицензию на осуществление банковских операций. По сравнению с описан­ными выше способами привлечения финансовых ресурсов получение кредита в банке - гораздо менее трудоемкая (по срокам и условиям мобилиза­ции средств) проце­дура.

В основном банки выдают краткосрочные кредиты (краткосрочность обычно трак­туется как погашаемость в течение двенадцати месяцев с момента получения кредита); эти кредиты используются для финансирования текущих операций и поддержа­ния ликвидности и платежеспособности предприятия. Долгосрочные кре­диты в основном используются для финансирования затрат по капитальному строитель­ству, реконструкции и другим капитальным вложениям, а потому они должны окупиться за счет будущей прибыли, ожидаемой к получению в резуль­тате проводимых мероприятий «капитального» характера. Именно поэтому получение долгосрочного кредита обычно сопровождается предоставлением банку экономиче­ских расчетов, подтверждающих способность заемщика расплатиться в дальнейшем за полученный кредит и погасить его в срок. Кроме того, кредит­ный договор может предусматривать целевое использование кредита.

Глава 2. Управление капиталом и привлечение заёмных средств на предприятии торговли

2.1 Механизмы и методы у правления капиталом и привлечения заёмных средств

С формированием капитала торгового предприятия связано понятие его финансо­вой структуры. Финансовая структура капитала представляет собой соотноше­ние собственного и заемного капитала, используемого торговым предпри­ятием в процессе своей хозяйственной деятельности.

Показатель финансовой структуры капитала определяет многие аспекты хозяйст­венной деятельности торгового предприятия и существенным образом влияет на ее результаты. Он оказывает влияние на уровень рентабельности активов и собственного капитала, уровень издержек обращения, уровень финансовой устойчиво­сти и платежеспособности предприятия, уровень хозяйственных рисков и в конечном счете - на эффективность торгового менеджмент та в целом. Поэтому, формированию оптимальной структуры капитала на каждом торговом предприятии должно быть уделено серьезное внимание.

В процессе развития торгового предприятия возникает потребность в приросте используемого капитала, который, обеспечивается формированием финансовых ресурсов за счет различных источников. С учетом рассмотренной структуры капитала различают источники формирования собственных финансовых ресурсов предприятия и источники привлечения его заемных средств (рисунок 2).

Рисунок 2. Состав источников формирования финансовых структур ресурсов торгового предприятия

Источники формирования собственных финансовых ресурсовторгового предприятия подразделяются на внешние и внутренние.

В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению дополнительного паевого (путем дополнительных взносов в уставный фонд) или акционерного (путем дополнительной эмиссии акций) капитала. Для отдельных торговых предприятий одним из внешних источников : может являться предоставленная ему безвозмездная финансовая помощь. В число прочих внешних источников входят бесплатно полученные материальные и нематериальные активы, включаемые в состав баланса торгового предприятия.

В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия (она формирует преимущественную часть всех собственных его финансовых ресурсов). Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления (особенно на предприятиях торговли с высокой стоимостью собственных основных средств и нематериальных активов). В число прочих внутренних источников входят суммы дооценки основных средств, нематериальных активов, запасов товаров и других материальных ценностей, а также некоторые другие источники, не играющие заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов.

Источники привлечения заемных средств торгового предприятия также подразделяются на внешние и внутренние.

В составе внешних источников привлечения заемных средств основная роль принадлежит финансовому и товарному кредитам, предоставленным торговому предприятию. Первый из них включает предоставление денежных средств на определенный срок под установленные проценты (банковский кредит, налоговой кредит, денежный кредит других субъектов предпринимательской деятельности и т.п.). Второй из них заключается в поставке товаров торговому предприятию на условиях отсрочки платежа за них. В число прочих внешних источников входят выпуск облигаций предприятия; предоставленные на беспроцентной основе средства государственных и негосударственных программ и фондов и некоторые другие.

В составе внутренних источников привлечения заемных средств главное место занимает на предприятии прирост так называемых «устойчивых пассивов». Этот прирост заемных средств состоит из прироста задолженности по оплате труда (если предусмотрено увеличение фонда оплаты труда в плановом периоде); прироста задолженности по расчетам с бюджетом (если в связи с намечаемым ростом объема хозяйственной деятельности планируется увеличение суммы налоговых платежей); прироста задолженности по страхованию (если в плановом периоде возрастает стоимость имущества торгового предприятия, подлежащего обязательному страхованию) и некоторых других видов внутренней задолженности предприятия. Механизм образования устойчивых пассивов основан на том, что начисление соответствующих средств осуществляется ежедневно, а выплаты этих средств - с определенной (установленной) периодичностью.

2.2 Процессный подход к управлению капиталом и привлечению заёмных средств

С учетом изложенного в параграфе 2.1. содержание основных функций торгового менеджмента по управлению капиталом состоит в следующем (рисунок 3).

Рисунок 3. Содержание основных функций торгового менеджмента по управлению капиталом

Оптимизация структуры капитала

Процесс оптимизации финансовой структуры капитала торгового предприятия осуществляется по следующим основным этапам (рисунок 4).

Рисунок 4. Содержание основных этапов процесса оптимизации финансовой структуры капитала торгового предприятия

1. Анализ капитала предприятия. Основной целью этого анализа является выявление тенденций динамики объема и состава капитала в предплановом периоде и их влияния на финансовую устойчивость и эффективность использования капитала.

На первой стадии анализа рассматривается динамика общего объема и основных составных частей капитала в сопоставлении с динамикой объема реализации товаров; определяются соотношение собственного и заемного капитала и его тенденции: в составе заемного капитала изучается соотношение долго- и краткосрочных финансовых обязательств; определяется размер просроченных финансовых обязательств и выясняются причины просрочки.

На второй стадии анализарассматривается финансовая устойчивость предприятия, определяемая структурой его капитала.

Анализ финансовой устойчивости предприятия позволяет оценить степень стабильности финансового развития предприятия и уровень угрозы его банкротства.

Натретьей стадии анализа оценивается эффективность использования капитала в целом и отдельных его составных частей.

2. Определение общей потребности в капитале. Общая потребность в капитале торгового предприятия основывается на определении плановой суммы его оборотных и внеоборотных активов (методы расчета этих показателей рассмотрены ранее). Сумма этих активов будет представлять общую потребность торгового предприятия в капитале в плановом периоде.

3. Оптимизация структуры капитала по критерию политики финансирования активов. Этот способ оптимизации структуры капитала связан с процессом дифференцированного выбора источников финансирования различных составных частей активов предприятия. В этих целях все активы торгового предприятия подразделяются на такие три группы:

а) Внеоборотные активы.

б) Постоянная часть оборотных активов. Она представляет собой неизменную часть их размера, которая не зависит от сезонных и других колебаний товарооборота и не связана с формированием товарных запасов сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения. Иными словами, она рассматривается как неснижаемый минимум оборотных активов, необходимый предприятию для осуществления текущей хозяйственной деятельности.

в) Переменная часть оборотных активов. Она представляет собой варьирующую их часть, которая связана с сезонным возрастанием объема реализации товаров, необходимостью формирования в отдельные периоды деятельности торгового предприятия товарных запасов сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения. В составе этой переменной части оборотных активов выделяют максимальную и среднюю потребность в них.

Существует три принципиальных подхода к финансированию различных групп активов торгового предприятия (рисунок 5).

Рисунок 5. Принципиальные подходы к финансированию активов торгового предприятия

а) Консервативный подход к. финансированию активов предполагает, что за счет собственного и долгосрочного заемного капитала должны финансироваться внеоборотные активы, постоянная часть оборотных активов и половина переменной части оборотных активов. Вторая половина переменной части оборотных активов должна финансироваться за счет краткосрочного заемного капитала. Такая модель финансирования активов обеспечивает высокий уровень финансовой устойчивости предприятия в процессе его развития.

б) Умеренный подход к финансированию активов предполагает, что за счет собственного и долгосрочного заемного капитала должны финансироваться внеоборотные активы и постоянная часть оборотных активов, в то время как за счет краткосрочного заемного капитала - весь объем переменной части оборотных активов. Такая модель финансирования активов обеспечивает приемлемый уровень финансовой устойчивости предприятия.

в) Агрессивный подход к финансированию активов предполагает, что за счет собственного и долгосрочного заемного капитала должны финансироваться только внеоборотные активы, в то время как все оборотные активы должны финансироваться за счет краткосрочного заемного капитала (по принципу: текущие активы должны покрываться текущими обязательствами). Такая модель финансирования активов создает серьезные проблемы в обеспечении платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, хотя позволяет осуществлять торговую деятельность с минимальной потребностью в собственном капитале.

В зависимости от своего отношения к финансовым рискам владельцы или менеджеры торгового предприятия избирают один из рассмотренных вариантов финансирования активов. Учитывая, что на современном этапе долгосрочные займы и ссуды торговым предприятиям практически не предоставляются, избранная модель финансирования активов будет представлять соотношение собственного и заемного (краткосрочного) капитала, т.е. оптимизировать его структуру с этих позиций.

4. Оптимизация структуры капитала по критерию его стоимости. Стоимость капитала представляет собой среднюю цену, которую торговое предприятие платит за его привлечение из различных источников.

Капитал торгового предприятия формируется за счет разных источников. Соответственно дифференцируется и стоимость его привлечения из отдельных источников. Так, стоимость привлечения капитала за счет собственных внутренних источников оценивается отношением суммы чистой прибыли к сумме собственного капитала в процентах;

В процессе оптимизации структуры капитала по этому критерию исходят из возможностей минимизации средневзвешенной стоимости капитала торгового предприятия.

5. Оптимизация структуры капитала по критерию эффективности его использования. В качестве показателя этой эффективности принимается уровень рентабельности собственного капитала.

Управление формированием собственных финансовых ресурсов

Управление формированием собственных финансовых ресурсов представляет собой процесс обеспечения их привлечения из различных источников в соответствии с потребностями развития торгового предприятия в предстоящем периоде. Основная цель этого управления состоит в формировании необходимого уровня самофинансирования производственного развития предприятия.

Процесс управления формированием собственных финансовых ресурсов включает следующие основные этапы (рисунок 7).

1. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов в предплановом периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития торгового предприятия.

Рисунок 7. Содержание основных этапов внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов

2 Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах. С учетом ранее рассчитанных плановых показателей эта потребность определяется по следующей формуле:

, (11)

где Псфр - общая потребность в собственных финансовых ресурсах торгового предприятия в планируемом периоде;

Пк - общая потребность в капитале на конец планируемого периода;

Уск - планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме (в соответствии с оптимизированной финансовой структурой капитала);

СКн - сумма собственного капитала на начало планируемого периода;

Пр - сумма прибыли, направляемая на потребление в плановом периоде.

Рассчитанная общая потребность охватывает необходимую сумму собственных финансовых ресурсов, формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.

3. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их формирования за счет внутренних источников. Так как основными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов торгового предприятия являются суммы чистой прибыли и амортизационных отчислений, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.

4. Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.

Обеспечение удовлетворения потребности в собственных финансовых ресурсах за счет внешних источников планируется за счет привлечения дополнительного паевого капитала (владельцев или других инвесторов), дополнительной эмиссии акций или за счет других источников.

5. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.

Процесс этой оптимизации основывается на следующих двух критериях:

а) обеспечении минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов- Если стоимость привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников превышает планируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться;

б) обеспечение сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями. Рост дополнительного паевого или акционерного капитала за счет средств сторонних инвесторов может привести к потере такой управляемости.

Эффективность разработанного плана формирования собственных финансовых ресурсов оценивается с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем периоде. Его уровень должен соответствовать поставленной цели.

Управление привлечением заемных средств

Эффективная хозяйственная деятельность торгового предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование этих средств позволяет существенно расширить объем реализации товаров и формируемых товарных запасов, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить образование различных целевых фондов, а в конечном счете - повысить рыночную стоимость предприятия.

Управление привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями торгового предприятия на различных этапах его развития. Основная цель этого управления состоит в обеспечении наиболее эффективных условий и форм привлечения этих средств и рационального их использования.

Процесс управления привлечением заемных средств на торговом предприятии как показано на рисунке включает следующие основные этапы (рисунок 8).

Рисунок 8 – Содержание основных этапов процесса управления привлечением заемных средств на торговом предприятии

1. Анализ привлечения и использования заемных средств в плановом периоде. Целью такого анализа является выявление состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также эффективность их использования.

Результаты этого анализа служат для оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.

2. Определение целей привлечения заемных средств в плановом периоде. Заемные средства привлекаются торговым предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств торговыми предприятиями являются:

а) пополнение планируемого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий торговли не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала (т.е. использовать умеренную модель финансирования активов). Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств. В системе целей привлечения заемных средств торговыми предприятиями эта цель на современном этапе является приоритетной;

б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало торговое предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов торгового предприятия (новое строительство, реконструкция). Для этой цели заемные средства привлекаются обычно на долгосрочной основе;

г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;

д) другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется на короткие сроки и в небольшом объеме.

3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем привлечения заемных средств диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа, при котором его эффект будет максимальным. С учетом плановой суммы собственного капитала и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. В рамках предельного объема заемных средств, формирующего наибольший эффект финансового левериджа, определяется соотношение собственного и заемного капитала, обеспечивающее достаточную финансовую устойчивость предприятия в предстоящем периоде не только с позиций самого торгового предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов (что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств).

С учетом этих требований и ранее определенного показателя финансовой структуры капитала торговое предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

4. Определение соотношения заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.

Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения.

5. Определение форм привлечения заемных средств. Заемные средства привлекаются для обслуживания хозяйственной деятельности торгового предприятия в следующих основных формах: а) в форме товарного.кредита; б) в форме финансового кредита; в) в прочих формах.

Выбор форм и видов привлечения заемных средств осуществляется торговым предприятием самостоятельно исходя из целей и специфики его хозяйственной деятельности.

6. Определение состава кредиторов. Состав кредиторов торгового предприятия определяется целями и формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами торгового предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

7. Формирование эффективных условий привлечения кредитов. К числу важнейших из этих условий относятся: а) срок предоставления кредита: б) ставка процента за кредит: в) условия выплаты суммы процента; г) условия выплаты основной суммы долга: г) прочие условия, связанные с получением кредита.

8. Обеспечение эффективного использования кредитов.

Критерием такой эффективности выступает разница между периодом использования кредита и периодом обращения активов, на формирование которых он привлекался. Чем выше положительное значение этой разницы, тем эффективней использование привлеченного кредита и выше возможности ускорения его возврата.

9. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью обеспечения расчетов по наиболее крупным кредитам на торговом предприятии может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов и возврату основной суммы долга включаются в график денежного потока («платежный календарь») и контролируются в процессе текущего мониторинга финансовой деятельности торгового предприятия.

В процессе управления привлечением заемных средств необходимо иметь в виду, что кредит во всех его формах и видах очень опасный финансовый инструмент и пользоваться им нужно очень умело и осторожно. В противном случае это может привести к снижению делового имиджа торгового предприятия, значительным убыткам и даже к банкротству.

Глава 3. Управление капиталом и привлечение заёмных средств на примере ЗАО «КТС»

3.1 Общая характеристика ЗАО «КТС»

ЗАО «КТС» (далее Общество) является коммерческой организацией, предоставляющей услуги связи и передачи данных. Действует на основе Устава, зарегистрировано по адресу 650005, РФ, г. Новосибирск, ул. Писарева, 53.

На данный момент общество имеет два филиала в г. Кемерово и г. Новокузнецке, и общую численность работников 40 человек. В предкризиный период количество филиалов доходило до семи в таких городах как Красноярск, Барнаул, Киселёвск, Прокопьевск, Белово, а численность персонала превышала 100 человек. Организационная структура предприятия представлена на рисунке 9.



Рисунок 9. Организационная структура ЗАО «КТС»

По данной схеме организационной структуры, видно, что она является линейно-функциональной как для всей компании, так и для каждого филиала.

Количество человек в отделах зависит от масштабов деятельности каждого филиала, также в каждом отделе выделен один сотрудник, который является начальником отдела, и вместе с тем, также как и все остальные сотрудники отдела выполняет оперативную деятельность (также является исполнителем).

Стиль управления генерального директора - авторитарный с делегацией полномочий.

В структуре связей присутствуют как вертикальные, так и горизонтальные коммуникации. Корпоративная культура находится на высоком уровне и поддерживается регулярными совместными выездами всех сотрудников на семинары, спортивные мероприятия, туристические походы и т.д.

3.2 Опыт управления капиталом и привлечения заёмных средств на примере ЗАО «КТС»

Согласно Уставу, Общество имеет уставный капитал в размере 10000 рублей, составленный из 100 обыкновенный акций, стоимостью 100 рублей.

На момент регистрации в 2000 году единственным акционером Общества являлось ЗАО «Ходлинговая компания «КТС-группа»». В 2005 году акционер общества сменился, но схема принадлежности акций осталась прежней все 100% акций перешли новому владельцу. Таким образом схема состава капитала и его принадлежности является «вырожденной» из теоретических постулатов и общепринятой международной практики корпоративного управления., но вполне приемлемой в России.

Методы управления капиталом и привлечения заёмных средств на исследуемом предприятии также отличаются от классических в теории.

Так, например, вместо увеличения уставного капитала или выпуска облигаций после создания данной организации и её регистрации уставный капитал не изменялся в размере, а деятельность была обусловлена банковскими займами, один из которых был в размере 90 миллионов рублей, 50 из которых были обеспечены лизинговыми условиями, выдан он был на основе бизнес плана. В течение определённого периода времени эти долговые обязательства были погашены, а оборудование было выкуплено лизингополучателем, и вписано в баланс предприятия как внеоборотные активы. Далее привлечение средств обуславливалось уже имеющимися основными фондами. Методы управления капиталом были определены как «вложение всей имеющейся прибыли в развитие бизнеса», что увеличивало стоимость самого бизнеса как такового и давало возможность в будущем продать предприятие за большую цену. После смены собственника/акционера, в силу того, что он являлся единственным владельцем всех 100% акций, как и предыдущий, методология управления капиталом изменений не потерпела, также как и привлечение заёмных средств: основным источником остались внешние заёмные средства в виде банковских займов и кредитов. Но вот их объёмы и масштабы значительно сократились, ввиду малой информированности и компетентности собственника в сфере услуг связи. После наступления кризисной ситуации в мировой экономике, экономике страны, банковские кредиты и займы более не смогли быть источником привлечения средств, так как снижение спроса и устаревшая бизнес идея вернули предприятие в точку безубыточности, сделав его неприбыльным. В такой ситуации деятельность стала обеспечиваться займами от самого акционера. На данный момент стоимость предприятия оценивается на рынке в 40 миллионов рублей, что в разы меньше, чем в докризисный период. Фактически капиталообладателем были выбраны верные направления в управлении капиталом. Но кризисная ситуация в экономике сыграла свою роль в жизнедеятельности данной организации.

Заключение

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без грамотного управления капиталом и привлечения заёмных средств. Поскольку доход, прибыль, приносит именно использование капитала, а не деятельность предпри­ятия как таковая, а использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспе­чить более эффективное использование собственных средств, ускорить формирова­ние различных целевых финансовых фондов, а в конечном итоге - повы­сить рыноч­ную стоимость предприятия.

В первой главе данной работы даны общие понятия, классификации и принципы формирования капитала, а также зарубежный опыт привлечения заёмных средств в странах с развитой экономикой, его особенности.

Во второй главе пояснены принципы управления капиталом конкретно на предприятии торговли, начиная с его формирования. Рассмотрен сам процесс управления капиталом, включающий в себя анализ капитала, определение общей потребности в капитале, оптимизацию структуры капитала. А также процесс формирования собственных финансовых ресурсов, состоящий из анализа формирования собственных финансовых ресурсов, определения общей потребности в собственных финансовых ресурсах, обеспечения максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов, обеспечение необходимого объема привлечения этих ресурсов. И процесс привлечения заёмных средств, состоящий из 9 этапов.

В третьей главе приведён краткий анализ предприятия ЗАО «КТС», описаны его виды деятельности, организационная структура. Изложены способ формирования капитала исследуемого предприятия, а также способы и принципы управления капиталом и привлечения заёмных средств в процессе существования данной организации.

Список литературы

1. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура / Отв. ред. Г.А. Александров. - М.: БЕК, 2006. - 350 с.

2. Ануфриев В.Е. Учет капитала организации // Бухгалтерский учет. - 2007. - №5. - С. 5-13.

3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 528 с.

4. Бердникова Т.Б. Разбор и диагностика финансово-хозяйственной деятельности: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 215 с.

5. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента Т. 1. - К.: "Ника-Центр", Эльга. - 2008. - 512 с.

6. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента Т. 2. - К.: "Ника-Центр", Эльга - 2007. - 592 с.

7. Бланк И. А. Управление формированием капитала. - К.: "Ника-Центр", 2006. - 545 с.

8. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс. Т. 1 / Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. - СПб.: Экономическая школа, 2007 г. - 497 с.

9. Бригхем Ю.Ф. Энциклопедия финансового менеджмента. - М.: РАГС - Экономика, 2008. - 823 с.

10. Бузгалин А., Колганов А. Человек, рынок и капитал в экономике // Вопросы экономики. - 2006. - №3. - С. 125-141.

11. Ван Хорн Д.К. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 800 с.

12. Вертакова Ю.В., Кузьбожев Э.Н. Упреждающее управление на основе информационных технологий: Учеб. пособие. - Курск.: Изд-во Курск. гос. техн. ун-т., 2007. - 152 с.

13. Гарануха Ю.В. Предприятия и предпринимательство в трансформируемой экономике. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 440 с.

14. Грачев А.В. Рост собственного капитала, финансовый рычаг и платежеспособность организации // Финансовый менеджмент. - 2008. - №2. - С. 21-34.

15. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика организации. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 208 с.

16. Дворецкая А.Е. Организация управления финансами на предприятии // Менеджмент в России и за рубежом, 2007. - №4. - С. 96-103.

17. Ефимова О. В. Разбор собственного капитала // Бухгалтерский учёт. - 2008. - № 1. - С. 95-101.

18. Каратуев А. Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008. - 496 с.

19. Ковалев А.М. Финансы фирмы. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 528 с.

20. Ковалёв В. В. Управление финансами: Учебное пособие. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2008.- 160 с.

21. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 654 с.

22. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Разбор отчетности. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 512 с

23. Крейнина М.Н. Финансовое состояние организации: Методы оценки. - М.: ИКЦ "ДИС", 2007. - 224 с.

24. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 264 с.

25. Лобанов Е.Н., Лимитовский М.А. Управление финансами: 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 14. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 280 с.

26. Мазурина Т.Ю. Об оценке финансовой устойчивости предприятий // Финансы. - 2006. - №10. - С. 70-71.

27. Миронов М.Г., Замедлина Е.А., Жарикова Е.В. Финансовый менеджмент. - М.: Издательство "Экзамен", 2008. - 457 с.

28. Павлова Л. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом организации. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. - 375 с.