Курсовая работа: Проектирование привода ленточного питателя
Название: Проектирование привода ленточного питателя Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Иркутский Государственный Технический Университет Кафедра конструирования и стандартизации машиностроенияДопускаю к защите Руководитель Тумаш Александр Михайлович Проектирование привода ленточного питателяПояснительная запискак курсовому проекту по дисциплине Детали машин1.024.00.00.ПЗ Выполнил студент группы ХТТ – 04 – 1 Алексеев Николай Александрович Нормоконтролёр Тумаш Александр Михайлович Курсовой проект защищён Иркутск 2005 г. Задание на проектирование Исходные данныеТяговое усиление ленты Fл = 2,7 кН Скорость ленты vл = 1,2 м/с Диаметр барабана DБ = 300 мм Допускаемое отклонение скорости ленты в = 4 % Срок службы привода LГ = 6 лет 1) Двигатель 2) Муфта 3) Редуктор 4) Цепная передача 5) Лента конвейера 1. Выбор электродвигателя и кинематический расчет 1.1. Определим КПД привода Общий КПД привода равен: h = h1 * h2 * h3 2 * h4 2 * h5 (1.1) где h1 – КПД закрытой зубчатой передачи; h1 = 0,98; h2 – КПД открытой цепной передачи, h2 = 0,92; h3 – КПД муфты; h3 = 0,98; h4 – коэффициент, учитывающий потери пары подшипников качения, h4 = 0,99; h5 – коэффициент, учитывающий потери в опорах приводного барабана, h5 = 0,99 Значения КПД принимаем по таб. 1.1 [1, стр.5] h = 0,98 * 0,92 * 0,982 * 0,992 * 0,99 = 0,84 1.2. Определим мощность на валу барабана: Рб = Fл * vл (1.2) где Fл – тяговая сила ленты; vл – скорость ленты Рб = 2,7 * 1,2 = 3,24 кВт 1.3. Требуемая мощность электродвигателя: Ртр = Рб / h (1.3)Ртр = 3,24 / 0,84 = 3,8 кВт 1.4. Угловая скорость барабана: wб = 2 * vл / Dб (1.4) wб = 2 * 1,2 / 0,3 = 8 рад/с 1.5. Частота вращения барабана: nб = 30 * wб / p (1.5) nб = 30 * 8 / 3,14 = 76,4 об/мин 1.6. Выбираем электродвигатель По требуемой мощности Ртр = 3,8 кВт выбираем электродвигатель трехфазный асинхронный короткозамкнутый общего назначения в закрытом обдуваемом исполнении серии 4А с синхронной частотой вращения 1500 об/мин 4А100L4 с параметрами Рдв = 4,0 кВт и скольжением 4,7 %, см. таб. П1 [1, стр. 390] Обозначение: Двигатель 4А 112МВ6 ГОСТ 19523 – 81 Номинальная частота вращения вала двигателя: nдв = 1500 * (1 – 0,047) = 1429,5 об/ мин Угловая скорость вала двигателя: wдв = p · nдв / 30 (1.6) wдв = 3,14 · 1429,5 / 30 = 149,6 рад/с 1.7. Определяем передаточное отношение привода: i = wдв / wб (1.7) i = 149,6 / 8 = 18,7 = u Намечаем для редуктора uР = 5, тогда для цепной передачи: iц = u/ u Р (1.8) i ц = 18,7 / 5 = 3,74 Вычисляем вращающий момент на валу шестерни: Т1 = Ртр * h3 * h4 / w1 (1.9) Т1 = 3,7 * 103 * 0,98 * 0,99 / 149,6 = 24 Нм = 24*103 Нмм 1.8. Вычисляем вращающие моменты на валу колеса: Т2 = Т1 * Uр * h1 * h4 (1.10) Т2 = 24 * 103 * 5 * 0,98 * 0,99 = 116,4 * 103 Нмм 1.9. Частоты вращения и угловые скорости валов Таблица 1 – Частоты вращения и угловые скорости валов
2. Расчет зубчатых колес редуктора 2.1. Выбираем материалы для зубчатых колес Для шестерни выбираем сталь 45, термообработка – улучшение, твердость 230 НВ; для колеса сталь 45, термообработка – улучшение, твердость 200 НВ. 2.2. Допускаемые контактные напряжения: (2.1) где sHlim b – предел контактной выносливости при базовом числе циклов; КHL – коэффициент долговечности, при длительной эксплуатации редуктора КHL = 1; [SH ] – коэффициент безопасности, [SH ] = 1,10 По таб. 3.2 [1, стр. 34] для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее 350 НВ и термообработкой – улучшение: sHlim b = 2 НВ + 70 (2.2) Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение: [sH ] = 0,45 * ([sH 1 ] + [sH 2 ]) (2.3) С учетом формул 3.1 и 3.2 получим: для шестерни: для колеса: Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение: [sH ] = 0,45 * (482 + 427) = 410 МПа Требуемое условие [sH ] <= 1.23 [sH 2 ] выполнено. 2.3. Допускаемое напряжение на изгиб: (2.4) где sFlim b – предел выносливости при отнулевом цикле изгиба; [SF ] – коэффициент безопасности, [SH ] = 1,75 см. таб. 3.9 [1, стр. 44] По таб. 3.9 [1, стр. 44] для стали 45 с твердостью поверхностей зубьев менее 350 НВ и термообработкой – улучшение: sFlim b = 1,8 · НВ (2.5) для шестерни: sFlim b 1 = 1,8 · НВ1 = 1,8 · 230 = 414 МПа для колеса: sFlim b 2 = 1,8 · НВ2 = 1,8 · 200 = 360 МПа Допускаемые напряжения для шестерни: для колеса: 2.4. Коэффициент К H b , учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, выберем по таб. 3.1 [1, стр. 32]. Со стороны цепной передачи на ведущий вал действует сила давления, вызывающая его деформацию и ухудшающая контакт зубьев, поэтому примем КH b = 1,1 как для симметрично расположенных колес. 2.5. Коэффициент ширины венца примем равным y ba = b / aw = 0,5 2.6. Межосевое расстояние из условия контактной выносливости: аw = Ка · (u + 1) (2.6) где Ка = 43 для косозубых колес; u = 5 принятое ранее передаточное число редуктора (см. п. 1.7) аw = 43 * (5 + 1) Стандартное значение по ГОСТ 2185 – 66 [1, стр. 36] аw = 100 мм2.7. Нормальный модуль: mn = (0,01…0,02) · аw (2.7) mn = (0,01…0,02) · 100 = (1,0…2,0) мм Принимаем по ГОСТ 9563 – 60 [1, стр. 36] mn = 2,0 мм 2.8. Определим суммарное число зубьев Из рекомендованных значений b = 8…20° предварительно назначим угол наклона зубьев b = 10°(2.8) Принимаем z1 = 16, тогда z2 = z1 · u = 16 · 5 = 80 Фактическое передаточное число: u = z2 / z1 = 80 / 16 = 5 2.9. Уточняем значение угла наклона зубьев: (2.9) Угол наклона зубьев b = 16,260 = 160 15’ 2.10. Основные размеры шестерни и колеса делительные диаметры: d1 = mn · z1 / cos b d1 = 2 · 16 / 0,96 = 33,3 мм d2 = mn · z2 / cos b d2 = 2 · 80 / 0,96 = 166,7 мм диаметрывершинзубьев: dа 1 = d1 + 2 mn dа 1 = 33,3 + 2 · 2 = 37,3 мм dа 2 = d2 + 2 mn dа 2 = 166,7 + 2 · 2 = 170,7 мм диаметрывпадинзубьев: df 1 = d1 – 2,5 · mn df 1 = 33,3 – 2,5 · 2 = 28,3 мм df 2 = d2 – 2,5 · mn df 2 = 166,7 – 2,5 · 2 = 161,7 мм Проверка: аw = d1 + d2 / 2 = 33,3 + 166,7 / 2 = 100 мм 2.11. Ширина колеса и шестерни: b2 = yba · аw (2.10) b2 = 0,5 · 100 = 50 мм b1 = b2 + 5 мм (2.11) b1 = 50 + 5 мм = 55 мм 2.12. Коэффициент ширины шестерни по диаметру: ybd = b1 / d1 (2.12) ybd = 55/ 33,3 = 1,65 2.13. Окружная скорость колес v = w1 · d1 / 2 (2.13) v = 149,6 · 33,3 / 2 · 103 = 2,49 м/с Степень точности передачи для косозубых колес при скорости до 10 м/с 8-ая 2.14. Коэффициент нагрузки: KH = KH b · KH a · KHv (2.14) KH b = 1,04 таб. 3.5 [1, стр. 39] при твердости НВ < 350, ybd = 1,65 и симметричном расположении колес KH a = 1,073 таб. 3.4 [1, стр. 39] при v = 2,49 м/с и 8-й степени точности KHv = 1,0 таб. 3.6 [1, стр. 40] при скорости менее 5 м/с KH = 1,04 · 1,073 · 1,0 = 1,116 2.15. Проверяем контактные напряжения по формуле: (2,15) что менее [sH ] = 410 МПа. Условие прочности выполняется. 2.16. Силы, действующие в зацеплении: Окружная сила: Ft = 2 · Т2 / d2 (2.16) Ft = 2 · 116,4 · 103 / 166,7 = 1396,5 Н Осевая сила: Fа = Ft · tgb (2.17) Fа = 1396,5 · tg160 15’ = 407,3 Н Радиальная сила: Fr = Ft · tga / cosb (2.18) Fr = 1396,5 · tg 200 / 0,96 = 529,5 Н 2.17. Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба: (2.19) KF b = 1,1 таб. 3.7 [1, стр. 43] при твердости НВ < 350, ybd = 1,65 и симметричном расположении колес KFv = 1,26 таб. 3.8 [1, стр. 43] при скорости менее 3 м/с и 8-й степени точности Тогда: KF = KF b · KFv = 1,1 · 1,26 = 1,386 Коэффициент, учитывающий форму зуба, YF зависит от эквивалентного числа зубьев zv : для шестерни zv 1 = z1 / cos3 b = 16 / 0,963 » 18 для колеса zv 2 = z2 / cos3 b = 80 / 0,963 » 90 Коэффициенты YF 1 = 4,2 и YF 2 = 3,60 см. [1, стр. 42] Допускаемое напряжение: По таблице 3.9 для стали 45 улучшенной при твердости НВ≤350 1.8НВ. Для шестерни 1,8 * 230 = 415 МПа; для колеса 1,8 * 200 =360 МПа. - коэффициент безопасности, где = 1,75 , = 1. Следовательно, = 1,75 Допускаемые напряжения: для шестерни [σF 1 ] = 415 / 1,75 = 237 МПа для колеса [σF 2 ] = 360 / 1,75 = 206 МПа Находим отношения : для шестерни: 237 / 4,2 = 56,4 МПа для колеса: 206 / 3,60 = 57,2 МПа Определяем коэффициенты Yb и KF a : где n = 8 – степень точности; ea = 1,5 – средние значения коэффициента торцового перекрытия Проверку на изгиб проводим для шестерни, т.к. она менее прочная Условие прочности выполняется. Таблица 3 – Параметры зубчатой цилиндрической передачи
3. Предварительный расчет валов редуктора Предварительный расчет проведем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям. 3.1. Определим диаметр выходного конца ведущего вала: (3.1) где [tк ] = 25 МПа допускаемое напряжение на кручение Т1 = Т2 / u = 116,4 / 5 = 23,28 Н·м Так как вал редуктора соединён муфтой с валом электродвигателя, то у подобранного электродвигателя [1. табл. П2] диаметр вала 18 мм. Выбираем МУПВ по ГОСТ 21424-75 с расточками полумуфт под dДВ = 18 мм и dВ1 = 16 мм Длина посадочного места под полумуфту: lМ1 = (1,0…1,5) · dВ1 (3.2) lМ1 = (1,0…1,5) · 16 = 16…24 мм Принимаем значение lМ1 = 18 мм Диаметр вала под уплотнение крышки и подшипник: dП1 = dВ1 + 2 · t (3.3) где t = 2,0 мм - таб. 7.1 [2, стр. 109] dП1 = 16 + 2 · 2,0 = 20 мм Принимаем стандартное значение [1, стр. 161] dП1 = 20 мм Посадочное место под первый подшипник: lП1 = 1,5 · dп1 (3.4) lП1 = 1,5 · 20 = 30 мм Принимаем стандартное значение lП1 = 30 мм Диаметр вала под шестерню: dШ1 = dП1 + 3,2 · r (3.5) где r = 1,6 мм - таб. 7.1 [2, стр. 109] dШ1 = 20 + 3,2 · 1,6 = 25,12 мм Принимаем стандартное значение dШ1 = 25 мм Посадочное место под шестерню не определяется, так как её рекомендуется изготавливать заодно с валом Посадочное место под второй подшипник: lП2 = В или lП2 = Т где В и Т – ширина подшипника в зависимости от типа 3.2. Определим диаметр выходного конца ведомого вала: (3.6) где [tк ] = 25 МПа допускаемое напряжение на кручение Так как ведомый вал редуктора соединён муфтой валом цепной передачи, то у редуктора диаметр вала 28 мм. Выбираем с расточками полумуфт под dВ2 = 28 мм и dЦ = 25 мм Длина посадочного места под полумуфту: lМ2 = (1,0…1,5) · dВ2 (3.7) lМ2 = (1,0…1,5) · 28 = 28…42 мм Принимаем значение lМ2 = 26 мм Диаметр вала под уплотнение крышки и подшипник: dП2 = dВ2 + 2 · t (3.8) где t = 2,2 мм - таб. 7.1 [2, стр. 109] dП2 = 28 + 2 · 2,2 = 32,4 мм Принимаем стандартное значение [1, стр. 161] dП2 = 35 мм Посадочное место под первый подшипник: lП2 = 1,5 · dП2 (3.9) lП2 = 1,5 · 35 = 52,5 мм Принимаем стандартное значение lП2 = 50 мм Диаметр вала под колесо: dК2 = dП2 + 3,2 · r (3.10) где r = 2,5 мм - таб. 7.1 [7, стр. 109] dК2 = 35 + 3,2 · 2,5 = 43,0 мм Принимаем стандартное значение dК2 = 42 мм Посадочное место под второй подшипник: lП3 = В или lП3 = Т где В и Т – ширина подшипника в зависимости от типа Диаметры остальных участков валов назначают исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора. 3.3. Выбираем подшипники Принимаем радиальные шариковые однорядные подшипники лёгкой серии по ГОСТ 8338 – 75, размеры подшипников выбираем по диаметру вала в месте посадки: ведущий вал dП1 = 20 мм и ведомый вал dП2 = 35 мм. По таб. П3 [1, стр. 392] имеем: Таблица 4 – Подшипники (предварительный выбор)
4. Конструктивные размеры шестерни и колеса 4.1. Шестерню выполняем заодно с валом, её размеры определены в пунктах 3.11 – 3.13: d1 = 33,3 мм, dа1 = 37,3 мм, df 1 = 28,3 мм, b1 = 55,0 мм, ybd = 1,65 Таблица 5 – Конструктивные размеры шестерни
4.2. Колесо из поковки кованное, конструкция дисковая, размеры: d2 = 166,7 мм, dа2 = 170,7 мм, df 2 = 161,7 мм, b2 = 50 мм Диаметр ступицы: dСТ = 1,6 · dК2 (4.1) dСТ = 1,6 · 42 = 67,2 мм Принимаем в соответствии с рядом Ra 40 СТ СЭВ 514 – 77 стандартное значение dСТ = 70 мм Длина ступицы: lСТ = (1,2…1,5) · dК2 (4.2) lСТ = (1,0…1,5) · 42 = 42…63 мм Принимаем в соответствии с рядом Ra 40 СТ СЭВ 514 – 77 стандартное значение lСТ = 50 мм, равное ширине венца колеса Толщина обода: d0 = (2,5…4) · mn (4.3) d0 = (2,5…4) · 2 = 5…8 мм принимаем d0 = 8 мм Толщина диска: с = (0,2…0,3) · b2 (4.4) с = (0,2…0,3) · 50 = 10…15 мм принимаем с = 15 мм Диаметр отверстий в диске назначается конструктивно, но не менее 15…20 мм Таблица 6 – Конструктивные размеры колеса
5. Конструктивные размеры корпуса редуктора Корпус и крышку редуктора изготовим литьем из серого чугуна марки СЧ 15. Толщина стенки корпуса: d» 0,025 · аw + 1…5 мм (5.1) d = 0,025 · 100 + 1…5 мм = 3,5…7,5 мм принимаем в = 6 мм Толщина стенки крышки корпуса редуктора: d1 » 0,02 · аw + 1…5 мм (5.2) d1 = 0,02 · 100 + 1…5 мм = 3…7 мм принимаем d1 = 5 мм Толщина верхнего пояса корпуса редуктора: b» 1,5 · в (5.3) b = 1,5 · 6 = 9,0 мм принимаем b = 9 мм Толщина пояса крышки редуктора: b1 » 1,5 · d1 (5.4) b1 = 1,5 · 5 = 7,5 мм принимаем b1 = 7 мм Толщина нижнего пояса корпуса редуктора: p» (2…2,5) · в (5.5) p = (2…2,5) · 6 = 12…15 мм принимаем p = 14 мм Диаметр фундаментных болтов: dФ = (0,03…0,036) · аw + 12; (5.6) dФ = (0,03…0,036) · 100 + 12 = 15,0…15,6 мм принимаем болты с резьбой М16. Диаметр болтов, соединяющих крышку и корпус редуктора около подшипников: dКП = (0,7…0,75) · dФ (5.7) dКП = (0,7…0,75) · 16 = 11,2…12 мм принимаем болты с резьбой М12. Диаметр болтов, соединяющих корпус с крышкой редуктора: dК = (0,5…0,6) · dФ (5.8) dК = (0,5…0,6) · 16 = 8…9,6 мм принимаем болты с резьбой М10. Толщина ребер жесткости корпуса редуктора: С » 0,85 · в (5.9) C = 0,85 · 6 = 5,1 мм принимаем С = 5 мм Ширина нижнего пояса корпуса редуктора (ширина фланца для крепления редуктора к фундаменту): К2 ³ 2,1· dФ (5.10) К2 = 2,1 · 16 = 33,6 мм принимаем К2 = 34 мм Ширина пояса (ширина фланца) соединения корпуса и крышки редуктора около подшипников: К » 3 · dК (5.11) K = 3 · 10 = 30 мм принимаем К = 30 мм Ширину пояса К1 назначают на 2…8 мм меньше К, принимаем К1 = 24 мм Диаметр болтов для крепления крышек подшипников к редуктору: dП » (0,7…1,4) · в (5.12) dП = (0,7…1,4) · 6 = 4,2…11,2 мм принимаем dП1 = 8 мм для быстроходного и dП2 = 12 мм для тихоходного вала Диаметр отжимных болтов можно принимать ориентировочно из диапазона 8…16 мм (большие значения для тяжелых редукторов) Диаметр болтов для крепления крышки смотрового отверстия: dк.с = 6…10 мм (6.13) принимаем dк.с = 8 мм Диаметр резьбы пробки (для слива масла из корпуса редуктора): dП.Р ³ (1,6…2,2) · в (6.14) dП.Р = (1,6…2,2) · 6 = 9,6…13,2 мм принимаем dП.Р = 12 мм 6. Расчет цепной передачи 6.1. Выбираем приводную роликовую однорядную цепь. Вращающий момент на ведущей звездочке Т3 = Т2 = 116,4· 103 Н·мм Передаточное число было принято ранее Uц = 3,8 6.2. Число зубьев: ведущей звездочки z3 = 31 – 2Uц = 31 – 2 * 3,8 ≈ 23 ведомой звездочки z4 = z3 * Uц = 23 * 3,8 = 87,4 Принимаем z3 = 23; z4 = 87 Тогда фактическая Uц = z4 / z3 = 87 / 23 = 3,78 Отклонение (3,8 – 3,78 / 3,8) * 100% = 0,526%, что допустимо. 6.3. Расчетный коэффициент нагрузки Кэ = kд kа kр kн kсм kп =1*1*1*1,25*1*1=1,25, где (6.1) kд = 1 – динамический коэффициент при спокойной нагрузке; kа = 1 – учитывает влияние межосевого расстояния; kн = 1 – учитывает влияние угла наклона линии центров; kр – учитывает способ регулирования натяжения цепи; kр = 1,25 при периодическом регулировании цепи; kсм = 1 при непрерывной смазке; kп = 1 учитывает продолжительность работы в сутки, при односменной работе. 6.4. Ведущая звездочка имеет частоту вращения n2 = ω2 * 30 / π = 30 * 30 / 3,14 ≈ 287 об/мин (6.2) Среднее значение допускаемого давления n2 ≈ 300 об/мин [p] = 20 МПа 6.5. Шаг однорядной цепи (m = 1) (6.3) Подбираем по табл. 7.15 [1, стр. 147] цепь ПР-19,05-31,80 по ГОСТ 13568 – 75, имеющую t = 19,05 мм; разрушающую нагрузку Q ≈ 31,80 кН; массу q = 1,9 кг/м; Аоп = 105,8 мм2 Скорость цепи (6.4) Окружная сила (6.5) Давление в шарнире проверяем по формуле (6.6) Уточняем допускаемое давление [p] = 22[1 + 0,01(22 - 17)] = 23,1МПа. Условие p < [p] выполнено. В этой формуле 22 МПа – табличное значение допускаемого давления по табл. 7.18 [1, стр. 150] при n = 300 об/мин и t = 19,05 мм. 6.6. Определяем число звеньев цепи (6.7) где at = aц / t = 50; zΣ = z3 * z4 = 23 + 87 = 110; Δ = z3 – z4 / 2π = 87 – 23 / 2 * 3,14 = 10,19 Тогда Lt = 2 * 50 + 0,5 * 110 + 10,192 / 50 = 157,076 Округляем до четного числа Lt = 157. Уточняем межосевое расстояние цепной передачи по формуле : (6.8) Для свободного провисания цепи предусматриваем возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,4%, т.е. на 951 * 0,004 ≈ 4 мм. 6.7. Определяем диаметры делительных окружностей звёздочек dд 3 = t / sin (180 / z3 ) = 19,05 / sin (180 / 23) = 139,97 мм; dд 4 = t / sin (180 / z4 ) = 19,05 / sin (180 / 87) = 527,66 мм. 6.8. Определяем диаметры наружных окружностей звёздочек De3 = t (ctg (180 / z3 ) + 0,7) – 0,3d1 = t (ctg (180 / z3 ) + 0,7) – 3,573 где d1 = 11,91 мм – диаметр ролика цепи см. табл. 7.15 [1, стр. 147]; De3 = 19,05 (ctg (180 / 23) + 0,7) – 3,573 = 148,8 мм De3 = 19,05 (ctg (180 / 87) + 0,7) – 3,573 = 537,5 мм 6.9. Силы, действующие на цепь: окружная Ft ц = 1670,8 Н определена выше; от центробежных сил Fv = qv2 = 1,9 * 2,092 ≈ 8 H, где q = 1,9 кг/м по табл. 7.15 [1, стр. 147]; от провисания Fƒ = 9,81kƒ qaц = 9,81 * 1,5 * 1,9 * 0,951 = 54,54 Н, где kƒ = 1,5 при угле наклона передачи 45°; Расчетная нагрузка на валы Fв = Ft ц + 2Fƒ = 1670,8 + 2 * 54,54 = 1779,88 Н. Проверяем коэффициенты запаса прочности цепи (6.9) Это больше, чем нормативный коэффициент запаса [s] ≈ 8,4 (см. табл. 7.19 [1, стр. 151]); следовательно, условие s > [s] выполнено. 7. Эскизная компоновка редуктора Компоновочный чертеж выполняем на миллиметровой бумаге в одной проекции – разрез по осям валов при снятой крышке редуктора, в масштабе 1:1, в тонких линиях. Шестерню и колесо вычерчиваем упрощенно в виде прямоугольников; шестерню выполняем заодно с валом; длину ступицы колеса принимаем равной ширине венца и не выступающей за его пределы. 7.1. Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса: 7.2. Принимаем зазор между торцом шестерни и внутренней стенкой корпуса: А1 = 1, 2 · d; А1 = 1, 2 · 6 = 7,2 мм » 7 мм 7.3. Принимаем зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса: А = d; А = 6 мм 7.4. Принимаем расстояние между наружным кольцом подшипника ведущего вала и внутренней стенкой корпуса: А = d; А = 6 мм 7.5. Наружный диаметр подшипников D = 47 мм больше диаметра окружности вершин зубьев d а1 = 37,3 мм. 7.6. Толщина фланца D крышки подшипника равна диаметру отверстия do в этом фланце. Для подшипника 204 - в = 8 мм, для подшипника 207 - в = 12 мм по рис. 12.7 [1, стр. 303]. Высота головки болта 0,7 · dБ1 = 0,7 · 8 = 5,6 мм. 0,7 · dБ2 = 0,7 ·12 = 8,4 мм. 7.7. Измерим по схеме расстояния l 1 – на ведущем валу и l 2 – на ведомом. l1 = 36,5 мм, l2 = 48 мм Окончательно принимаем для расчета: l1 = 36 мм, l2 = 48 мм. 7.8. Глубина гнезда подшипника: l г ≈ 1,5 В; для подшипника 204, В = 14 мм; lг1 = 1,5 * 14 = 21; примем lг1 = 21 мм; для подшипника 207, В = 17 мм; lг2 = 1,5 * 17 = 25,5; примем lг2 = 25 мм; 7.9. Решаем вопрос о смазывании подшипников. Принимаем для подшипников пластичный смазочный материал. Для предотвращения вытекания смазки внутрь корпуса и вымывания пластичного смазочного материала жидким маслом из зоны зацепления устанавливаем мазеудерживающие кольца. Их ширина определяет размер y = 6 мм. 8. Проверка долговечности подшипников 8.1. Ведущий вал. Из предыдущих расчетов имеем Ft = 1396,5 Н, Fа = 407,3 Н, Fr = 529,5 Н; Из первого этапа компоновки l1 = l2 = 46,5 мм. Реакции опор: в плоскости xz Rx 1 = Rx 2 = Ft / 2 = 1396,5 / 2 = 698,25 H в плоскости yz Ry 1 + Ry 2 - Fr = 337 + 162,5 - 529,5 = 0 Суммарные реакции Подбираем подшипники по более нагруженной опоре 1. 8.2. Определим изгибающие и крутящий моменты и построим эпюры Для построения эпюр определим изгибающие моменты в характерных точках (сечениях) А, В, С и Д. а. Вертикальная плоскость МА = 0 МС Л = Ry 1 · a2 МС Л = 337 · 46,5 · 10-3 = 15,67 Н·м МС П = Ry 2 · a2 МС П = 192,5 · 46,5 · 10-3 = 9 Н·м МВ = 0 МД = 0 б. Горизонтальная плоскость МА = 0 МС Л = Rх1 · a2 МД Л = 698,25 · 46,5 · 10-3 = 32,5 Н·м МД П = Rх2 · a2 МД П = 698,25 · 46,5 · 10-3 = 32,5 Н·м МВ = 0 МД = 0 Крутящий момент: Т = Т = 24 Н·м 8.3. Суммарный изгибающий момент: (8.3) Определим суммарные изгибающие моменты в характерных сечениях Сечение А – А: МИ = 0 Сечение С – С: Н·м Сечение В – В: МИ = 0 Сечение Д – Д: МИ = 0 8.4. Намечаем радиальные шариковые подшипники 204: d = 20 мм, D = 47 мм, B = 14 мм, C = 12,7 кН, С0 = 6,2 кН. Эквивалентная нагрузка: РЭ = (Х · V · Pr 1 + Y · Pa ) · Ks · KТ (8.4) где Pr 1 = 775 H– радиальная нагрузка, Pa – осевая нагрузка, Pa = Fa = 407,3 Н; V = 1, вращается внутренне кольцо подшипника; Ks = 1 – коэффициент безопасности для приводов ленточного конвейера, по таб. 9.19 [1, стр.214]; KТ = 1 – температурный коэффициент по таб. 9.20 [1, стр.214], так как рабочая температура не выше 100 0 С Отношение Fa / C0 = 407,3 / 6200 = 0,066 по таб. 9.18 [1, стр. 212] определяем е ≈ 0,26. Отношение Pa / Pr 1 = 407,3 / 785 = 0,52 > е; Значит, по таб. 9.18 [1, стр. 212]: Х = 1; Y = 0 РЭ = 1 · 1 · 775 · 1 · 1 = 785 Н Расчетная долговечность: (8.5) (8.6) Срок службы привода LГ = 6 лет, тогда: Lh = LГ · 365 · 12 (8.7) Lh = 6 · 365 · 12 = 26280 ч = 26 · 103 ч Расчетная долговечность намного больше, следовательно, подшипник 204 подходит.Окончательно принимаем подшипник легкой серии 204 в = 20 мм ГОСТ 8338 – 75 8.5. Ведомый вал несет такие же нагрузки, как и ведущий: Ft = 1396,5 Н, F а = 407,3 Н, Fr = 529,5 Н; l 1 = l 2 = 48 мм. Реакции опор: в плоскости xz Rx 1 = Rx 2 = Ft / 2 = 1396,5 / 2 = 698,25 H в плоскости yz Ry 1 + Ry 2 - Fr = 406,5 + 123 - 529,5 = 0 8.6. Суммарные реакции Подбираем подшипники по более нагруженной опоре 1. 8.7. Определим изгибающие и крутящий моменты и построим эпюры Для построения эпюр определим изгибающие моменты в характерных точках (сечениях) А, В, С и Д. а. Вертикальная плоскость МА = 0 МС Л = Ry 1 · a2 МС Л = 406,5 · 48 · 10-3 = 19,5 Н·м МС П = Ry 2 · a2 МС П = 123 · 48 · 10-3 = 6 Н·м МВ = 0 МД = 0 б. Горизонтальная плоскость МА = 0 МС Л = Rх1 · a2 МД Л = 698,25 · 48 · 10-3 = 33,5 Н·м МД П = Rх2 · a2 МД П = 698,25 · 48 · 10-3 = 33,5 Н·м МВ = 0 МД = 0 Крутящий момент: Т = Т2 = 116,4 Н·м 8.8. Суммарный изгибающий момент: (8.3) Определим суммарные изгибающие моменты в характерных сечениях Сечение А – А: МИ = 0 Сечение С – С: Н·м Сечение В – В: МИ = 0 Сечение Д – Д: МИ = 0 8.9. Намечаем радиальные шариковые подшипники 207: d = 35 мм, D = 72 мм, B = 17 мм, C = 25,5 кН, С0 = 13,7 кН. Эквивалентная нагрузка: РЭ = (Х · V · Pr 1 + Y · Pa ) · Ks · KТ (8.4) где Pr 1 = 808 H – радиальная нагрузка, Pa – осевая нагрузка, Pa = Fa = 407,3 Н; V = 1, вращается внутренне кольцо подшипника; Ks = 1 – коэффициент безопасности для приводов ленточного конвейера, по таб. 9.19 [1, стр.214]; KТ = 1 – температурный коэффициент по таб. 9.20 [1, стр.214], так как рабочая температура не выше 100 0 С Отношение Fa / C0 = 407,3 / 13700 = 0,0297 по таб. 9.18 [1, стр. 212] определяем е ≈ 0,22. Отношение Pa / Pr 1 = 407,3 / 808 = 0,5 > е; Значит, по таб. 9.18 [1, стр. 212]: Х = 1; Y = 0 РЭ = 1 · 1 · 785 · 1 · 1 = 808 Н Расчетная долговечность: (8.5) (8.6) Срок службы привода LГ = 6 лет, тогда: Lh = LГ · 365 · 12 (8.7) Lh = 6 · 365 · 12 = 26280 ч = 26 · 103 ч Расчетная долговечность намного больше, следовательно, подшипник 207 подходит.Окончательно принимаем подшипник легкой серии 207 в = 35 мм ГОСТ 8338 - 75
9. Расчет шпоночных соединений 9.1. Подбор шпонок для быстроходного вала Для консольной части вала по таб. 8.9 [1, стр. 169] подбираем по диаметру вала dВ1 = 16 мм призматическую шпонку b´h = 5 ´ 5 мм. Длину шпонки принимаем из ряда стандартных длин так, чтобы она была меньше длины посадочного места вала lМ1 = 18 мм на 3…10 мм и находилась в границах предельных размеров длин шпонок. Принимаем l = 14 мм – длина шпонки со скругленными торцами. t1 = 3; момент на ведущем валу Т1 = 24 * 103мм; Допускаемые напряжения смятия определим в предположении посадки шкива ременной передачи изготовленного из чугуна, для которого [sсм ] = 60…90 МПа. Вычисляем расчетное напряжение смятия: (9.2) Окончательно принимаем шпонку 5 ´ 5 ´ 14 Обозначение: Шпонка 5 ´ 5 ´ 14 ГОСТ 23360 - 78 9.2. Подбор шпонок для консольной части тихоходного вала Для консольной части вала по таб. 8.9 [1, стр. 169] подбираем по диаметру вала dВ1 = 28 мм призматическую шпонку b´h = 8 ´ 7 мм. Длину шпонки принимаем из ряда стандартных длин так, чтобы она была меньше длины посадочного места вала lМ2 = 26 мм на 3…10 мм и находилась в границах предельных размеров длин шпонок. Принимаем l = 20 мм – длина шпонки со скругленными торцами; t1 = 4; момент на ведомом валу Т1 = 116,4 * 103мм; Допускаемые напряжения смятия определим в предположении посадки полумуфты изготовленной из стали, для которой [sсм ] = 100…150 МПа. Вычисляем расчетное напряжение смятия: Окончательно принимаем шпонку 8 ´ 7 ´ 20 Обозначение: Шпонка 8 ´ 7 ´ 20 ГОСТ 23360 – 78 10. Уточненный расчет валов. Быстроходный вал10.1. Так как быстроходный вал изготовляют вместе с шестерней, то его материал известен – сталь 45, термообработка – улучшение. По таб. 3.3 [1, стр. 34] при диаметре заготовки до 90 мм ( в нашем случае dа1 = 37 мм) среднее значение sв = 780 МПа Предел выносливости при симметричном цикле изгиба: s-1 » 0,43 · sв (10.1) s-1 = 0,43 · 780 = 335 МПа Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений: t-1 » 0,58 · s-1 (10.2) t-1 = 0,58 · 335 = 193 МПа 10.2. Сечение А – А. Это сечение при передаче вращающего момента от электродвигателя через муфту рассчитываем на кручение. Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки. Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям: (10.3) где амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла (10.4) При в = 16 мм, b = 5 мм, t1 = 3 мм по таб. 8.9 [1, стр. 169] Принимаем: kt = 1,68 по таб. 8.5 [1, стр. 165], et = 0,83 по таб. 8.8 [1, стр. 166], yt = 0,1 см [1, стр. 164 и 166]. 10.3. Сечение А – А. Диаметр вала в этом сечении 20 мм. Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом: ks /es = 3,0, kt /et = 2,2 по таб. 8.7 [1, стр. 166]. Коэффициенты ys = 0,2; yt = 0,1 см. Изгибающий момент МИ = 172,1 Н·м. Крутящий момент Т1 = 75,3 Н·м. Осевой момент сопротивления: (10.6) мм3 Амплитуда нормальных напряжений: (10.7) Полярный момент сопротивления: WP = 2 · W = 2 · 4,2 · 103 = 8,4 · 103 мм3 Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений: (10.8) Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям: (10.9) Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям: (10.5) Результирующий коэффициент запаса прочности на участке А – А: (10.10) Прочность на данном участке обеспечена. Так как на участке А – А действует наибольший изгибающий и крутящий моменты при диаметре 35 мм и прочность обеспечивается, то проверка прочности других участков с большим диаметром и меньшими действующими изгибающими моментами не требуется. Тихоходный вал10.4. Материал ведомого вала сталь 45, термообработка – нормализация. По таб. 3.3 [6, стр. 34] среднее значение sв = 570 МПа Пределы выносливости по формулам 10.1 и 10.2: s-1 = 0,43 · 570 = 245 МПа t-1 = 0,58 · 245 = 142 МПа 10.5. Сечение Д – Д. Диаметр вала в этом сечении 40 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки: ks = 1,6, kt = 1,5 по таб. 8.5 [6, стр. 165]. Масштабные факторы: es = 0,78; et = 0,66 по таб. 8.8 [6, стр. 166]. Коэффициенты ys = 0,15; yt = 0,1 см [6, стр. 163 и 166]. Изгибающий момент МИ = 0 Крутящий момент Т1 = 301,2 Н·м. Момент сопротивления кручению: (10.3) где в = 40 мм, b = 12 мм, t1 = 5 мм размеры шпонки по таб. 8.9 [6, стр 169] Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений: Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям: Прочность на данном участке обеспечена. 10.6. Сечение С – С. Диаметр вала в этом сечении 55 мм. Концентрация напряжений обусловлена посадкой ступицы зубчатого колеса: ks /es = 3,3, kt /et = 2,38 по таб. 8.7 [6, стр. 166]. Коэффициенты ys = 0,15; yt = 0,1 см. Изгибающий момент МИ = 98 Н·м. Крутящий момент Т1 = 301,2 Н·м. Осевой момент сопротивления: мм3 Амплитуда нормальных напряжений: Полярный момент сопротивления: WP = 2 · W = 2 · 16,3 · 103 = 32,6 · 103 мм3 Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений: Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям: Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям: Результирующий коэффициент запаса прочности на участке А – А: Прочность на данном участке обеспечена. Так как на участке С – С действует наибольший изгибающий и крутящий моменты и прочность участка обеспечивается, то проверка прочности других участков с меньшими действующими изгибающими моментами не требуется. 11. Посадки зубчатого колеса, шкивов и подшипников Посадки назначаем в соответствии с указаниями таб. 10.13 [1, стр. 263] Посадка зубчатого колеса на вал по ГОСТ 25347 – 82. Шейки валов под подшипники выполняем с отклонением вала k6. Отклонения отверстий в корпусе под наружные кольца по Н7. Посадка цепной муфты на вал редуктора по ГОСТ 25347 – 82. Муфту выбираем по таб. 11.4 [1, стр.274] для вала диаметром 28 мм и вращающим моментом 116,4 Н·м. Обозначение: Муфта цепная 500 – 40 – 1.2. ГОСТ 20742 – 81 Остальные посадки назначаем, пользуясь таблицей 10.13. 12. Выбор масла Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием шестерни в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня обеспечивающего погружение шестерни примерно на 12 мм. Объем масляной ванны V определим из расчета 0,25 дм3 масла на 1 кВт передаваемой мощности: V = 0,25 · 3,24 = 0,81 дм3 По таб. 10.8 [1, стр. 253] устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях sН = 410 МПа и скорости 2,49 м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 28 · 10-6 м2 /с. По таблице 10.10 [1, стр. 253] принимаем масло индустриальное И – 30 А по ГОСТ 20799 – 75. Камеры подшипников заполняем пластичным смазочным материалом УТ – 1 (см. таб. 9.14), периодически пополняем его шприцем через пресс-масленки. 13. Сборка редуктора Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской.Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов; на ведущий вал насаживают мазеудерживающие кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80 – 100 0 С; в ведомый вал закладывают шпонку 12 ´ 8 ´ 40 и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку, мазеудерживающие кольца и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле. Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу. После этого на ведомый вал надевают распорное кольцо, в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки. Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают войлочные уплотнения, пропитанные горячим маслом. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами. Далее ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель. Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами. Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями. Литература1. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие для учащихся машиностроительных специальностей техникумов / С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин и др. - М.: Машиностроение, 1988. – 416 с., ил. 2. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие для техникумов. – М.: Высш. шк., 1991. – 432 с., ил. 3. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование. Учеб. пособие для техникумов. – М.: Высш. шк., 1990. 4. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для техн. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1998. – 447 с., ил. 5. Иванов М.Н. Детали машин: Учебник для студентов машиностроительных специальностей вузов. – М.: Высш. шк., 1998. 6. Кудрявцев В.Н. Детали машин: Учебник для студентов машиностроительных специальностей вузов. – Л.: Машиностроение, 1980. – 464 с., ил. 7. Детали машин: Атлас конструкций / Под ред. Д.Н. Решетова. В двух частях. – М.: Машиностроение, 1992. |