Реферат: Математические методы и модели в экономике 2

Название: Математические методы и модели в экономике 2
Раздел: Рефераты по математике
Тип: реферат

Содержание

Задача 1. 3

Задача 2. 4

Задача 4. 6

Задача 5. 9

Задача 6. 11

Задача 7. 14

Задача 9. 15

Задача 11. 19

Задача 13. 22

Список используемой литературы.. 25

Задача 1

Полуфабрикаты поступают на предприятие в виде листов фанеры. Всего имеется две партии материала, причем первая партия содержит 400 листов, а вторая – 250 листов. Из поступающих листов фанеры необходимо изготовить комплекты, включающие 4 детали 1 вида, 3 детали 2 вида, и 2 детали 3 вида. Лист фанеры каждой партии может раскраиваться различными способами. Количество деталей каждого типа, которое получается при раскрое одного листа соответствующей партии по тому или иному способу раскроя, представлено в таблице. Требуется раскроить материал так, чтобы обеспечить изготовление максимального числа комплектов.

Первая партия Вторая партия
Детали Способ раскроя Детали Способ раскроя
1 2 3 1 2
1 0 6 9 1 6 5
2 4 3 4 2 5 4
3 10 16 0 3 8 0

Решение

Обозначим через хij число единиц из i-й партии (1,2) фанеры, которые намечено раскроить j -м способом (1,2,3) , так что из i-й партии при j-м способе раскроя будет получено аijk хij деталей к -го вида. Всего из всей i-й партии деталей к -го вида будет получено , а из всех mпартий их будет получено:

Из первой партии фанеры:

Деталей первого вида: 400(0х11 +6х12 +9х13 )

Деталей второго вида: 400(4х11 +3х12 +4х13 )

Деталей третьего вида: 400(10х11 +16х12 +0х13 )

Из второй партии фанеры:

Деталей первого вида: 250(6х21 +5х22 )

Деталей второго вида: 250(5х21 +4х22 )

Деталей третьего вида: 250(8х21 +0х22 )

Всего из двух партий фанеры:

Деталей первого вида: 400(6х12 +9х13 )+ 250(6х21 +5х22 )

Деталей второго вида: 400(4х11 +3х12 +4х13 )+ 250(5х21 +4х22 )

Деталей третьего вида: 400(10х11 +16х12 )+ 2000х21

Число полных комплектов, которое можно выпустить по данному плану, будет равно:

Введем дополнительную переменную х – отходы при используемом способе раскроя. В результате, получим задачу линейного программирования:

z = x →min,

при ограничениях:

х111213 =400

х212223 =250

, где х, хij – целые числа.

Задача 2

Решить графическим методом.

Решить графическим методом

Z= 3 х1 -4х2 → max при условиях:

12 ≤1

1 +2х2 ≥-2

х12 ≥-1

-3х1 +2х2 ≤6;

1 – х2 ≤2

х1 ≥0; х2 ≥0

Решение

Запишем ограничения в виде равенств и построим соответствующие им линии уровня в системе координат. Строим область допустимых значений решения, удовлетворяющую начальным условиям. Семи заданным неравенствам соответствует множество точек плоскости, образующие пятиугольник АВСDE. Неравенства х1 ≥-4; х1 +5х2 ≥4 могут быть исключены, так как они определяют граничные прямые, не имеющие с АВСDE общих точек.

Строим на плоскости вектор целевой функции . Через начало координат перпендикулярно проводим линию уровня целевой функции Z=0. Линия уровня перемещается в направлении параллельно самой себе, пока не встретится с вершиной области допустимых значений АВСО т. В. Значение Z в точке В является минимальным.

При дальнейшем перемещении линия уровня пройдет через другую вершину ОДР, выходя из области решений – точку С. Значение Z в точке С является максимальным. Значение целевой функции Zm ах в т. С. Найдем её координаты:

1 – х2 =2

х2 =0

С(0; 1)

Zm ах =3*1-4*0=3

Ответ: Zm ах =3.

С
Z
В
А

Задача 4

Удельные затраты Сij на перевозку 1 т груза вида i транспортом j (руб.) представлены матрицей

Сij =

Мощности поставщиков А1 =30 тыс.т; А2 =10 тыс.т; А3 =40 тыс.т; А4 =70 тыс.т. Спрос потребителей: В1 =30 тыс.т; В2 =10 тыс.т; В3 =20 тыс.т; В4 =10 тыс.т.

Определить объемы перевозок груза транспортом j (руб.), чтобы суммарные издержки были бы минимальными, построить матрицу объемов перевозок.

Решение

1. Определяем тип задачи. Так как . Задача является открытой. Введем фиктивного потребителя с объемом потребления Вф .

2. Строим расчетную матрицу с фиктивным потреблением Вф и удельными затратами на перевозку фиктивного груза Сi ф =0.

3. Сформируем опорный план по критерию наименьших удельных затрат на перевозку единицы груза , т. е. min Сi ф.

Оставшиеся мощности относятся к фиктивному потребителю: хi фii -

Опорный план

В1 =30 тыс.т В2 =10 тыс.т В3 =20 тыс.т В4 =10 тыс.т Вф Ui
А1 =30 тыс.т

1,2

3 0

1,6 1,7

1,5

0

0

1,5
А2 =10 тыс.т 1,4

1

10

1,2 1,5 0 1
А3 =40 тыс.т 1,6 1,4

1,2

20

1,4

0

2 0

1,2
А4 =70 тыс.т 1,5

1,2

0

1,4

1,2

1 0

0

6 0

1,2
Vj 1,2 1,2 1,2 1,2 0

4. Проверим полученный план перевозок на вырожденность. Так как

4 столбца + 5 строк-1 > 7 поставок. То задача вырожденная. Для приведения плана к невырожденному состоянию введем в клетки (4;2) и (1,4) фиктивные нулевые поставки.

5. Оптимизируем план, используя метод потенциалов.

Сij =Ui + Vj , где Ui – потенциал строки; Vj – потенциал столбца.

Пусть V4 =0. пересчитаем все остальные Ui и Vj и зафиксируем их в опорном плане. U4 =1,2; Vф =0; V4 =0-1,2=-1,2; Vф =0-1,2=-1,2; U3 =0-(-1,2)=1,2; V3 =1,2-1,2=0; U1 =1,5-0=1,5; V1 =1,2-1,5=-0,3; V2 =0; U2 =1-0=1.

6. Определяем характеристики свободных клеток: Еij = Сij -(Ui + Vj )≥0.

Е12 =1,6-0-1,5=0,1; Е13 =1,7-0-1,5=0,2; Е =1,2-1,5=-0,3; Е21 =1,4+0,3-1=0,7; Е23 =1,2-1=0,2; Е24 =1,5-1=0,5; Е =0+1,2-1=0,2; Е31 =1,6+0,3-1,2=0,7; Е32 =1,4-0-1,2=0,2; Е34 =1,4-0-1,2=0,2; Е41 =1,5+0,3-1,2=0,5; Е43 =1,4-0-1,2=0,2.

7. Характеристики клеток (3,ф) и (4,2) отрицательны, следовательно найденное решение не является оптимальным. Оптимизируем план. Для клетки к (1,ф) строим контур перераспределения.

х = min{0; 60}=60

0 - + 0
10 + 60 - 10 60

Перенесем полученные результаты в новый план перераспределения.

В1 =30 тыс.т В2 =10 тыс.т В3 =20 тыс.т В4 =10 тыс.т Вф Ui
А1 =30 тыс.т

1,2

3 0

1,6 1,7

1,5

0

0

1,5
А2 =10 тыс.т 1,4

1

10

1,2 1,5 0 1
А3 =40 тыс.т 1,6 1,4

1,2

20

1,4

0

2 0

1,2
А4 =70 тыс.т 1,5

1,2

0

1,4

1,2

1 0

0

6 0

1,2
Vj 1,2 1,2 1,2 1,2 0

Характеристики свободных клеток матрицы неотрицательны, следовательно найденное решение является оптимальным.

Задача решена.

Определим значение целевой функции:

F=30*1,2+10*1+20*1,2+1,2*10=82 (тыс.р.)

Задача 5

Для расчета мощности i-го вида транспорта необходимо воспользоваться значениями: S= 2 смены; z=8 часов; d= 25 дней.

Представлена грузоподъемность транспорта Р1 =10т; Р2 =5т; Р3 =10т; Р4 =15т.

АТП располагает m=4 видами транспортных средств различной грузоподъемности. Их количество n1 =20; n2 =30; n3 =30; n4 =20. На j-й вид продукции приходится Вj(m) спрос: В1 = 120 тыс.р.; В2 = 50 тыс.р.; В3 = 80 тыс.р.; В4 = 100 тыс.р. Известно, что среднее время транспортировки для каждого вида транспорта и вида груза:

Т=

Даны себестоимости перевозок j-го груза i-ым видом транспорта.

С=

Определить такие объемы перевозок, чтобы суммарные месячные издержки перевозок были бы минимальными.

Решение

1. Определяем мощность Аi =dtSni

d– количество рабочих дней (d=25) в месяце;

t – количество часов в смене (t=8);

S– количество смен (S=2) в сутки

ni – количество машин i-го типа.

А1 =25*8*2*20=8000 маш.ч.; А2 =25*8*2*30=12000 маш.ч.; А3 =12000 маш.ч.; А4 =8000 маш.ч.

2. Рассчитаем показатель удельной производительности (т/маш.ч.); λij =Pi /tij .

λ=

3. Рассчитаем критерий формирования опорного плана: kij = λij / Сij .

K=

4. Строим опорный план перевозок, клетки распределения выбираем по maxkij . Это клетки Х31 и Х43.

Расчетная матрица

В1 = 120 тыс.р. В2 = 50 тыс.р. В3 = 80 тыс.р. В4 = 100 тыс.р. Ui
А1 =8 тыс.р.

3 3,3

8

4 2,5

5 4

6 2,5

3
А2 =12 тыс.р. 5 1 6 0,8 7 1

4 1,25

12

4
А3 =12 тыс.р.

2 5

12

3 3,33

4 2,5

3 2,5 2
А4 =8 тыс.р. 5 3,7 4 5

2 5

8

2 3,75 2
Аф

0 1

33,3

0 1

50

0 1

40

0 1

85

0
Vj 0 0 0 0

5. Итак, все мощности использованы, но не все потребности удовлетворены – введем фиктивный вид транспорта (строка) с Сi ф =0 и λi ф =1. произведем расчет фиктивных поставок.

6. Проверяем план на вырожденность:

5 строк + 4 столбца -1=8 поставок. Задача невырожденная.

Оптимизируем опорный план.

Определяем потенциалы строк и столбцов по выражению:

Сij = Ui +Vj λij , откуда Ui = Сij -Vj λij ; Vj = (Сij -Ui )/λij

Зададимся потенциалом фиктивной троки: Uф =0.

Тогда: V3 =V2 = V1 = V4 =0; U4 =4-5∙0=4; U3 =2-0=2; U2 =4-0=4; U1 =3-0=3

Определяем характеристики свободных клеток по формуле:

Еij = Сij -(Ui + λij Vj );

Е12 =4-3-0>0; Е13 =5-3-0>0; Е14 =6-3-0>0; Е21 =5-4-0>0; Е22 =6-4>0; Е23 =7-4>0; Е32 =3-2>0; Е33 =4-2>0; Е34 =3-2>0; Е41 =5-2>0; Е42 =4-2>0; Е44 =2-2=0.

Так как все Еij ≥0, то план оптимальный (но не единственный, так как Е44 =0)

Целевая функция затрат на перевозку:

F=8*3+12*4+12*2+8*2=112 (тыс.р.)

Задача 6

Для обслуживания потребителей предприятие может выделить 3 вида транспорта А1 , А2 , А3, получая прибыль, зависящую от спроса на них (В1, В2, В3 ).

В1 В2 В3 В4
А1 1 3 3 2
А2 4 2 0 2
А3 3 1 0 1

Определить оптимальную пропорцию транспортных средств (состояние спроса полностью неопределенное). Прибыль должна гарантироваться при любом состоянии спроса.

Решение

Определим верхнюю и нижнюю цену игры.

А=

Игра не имеет Седловой очки, а значит ни один из участников н может использовать один план в качестве своей оптимальной стратегии, игроки переходят на «смешанные стратеги». Составим двойную пару задач линейного программирования. Для 1 игрока (предложения):

Освобождаясь от переменной V (цена игры), разделим уравнения системы на V. Приняв у/V за новую переменную Z, получим новую систему ограничений и целевую функцию.

Z=

Аналогично для второго игрока (спрос)

Приведем данные уравнения к форме без переменной V:

(*)

Нам необходимо определить стратегию первого игрока (т.е. предприятия), т.е. относительную частоту использования его стратегий (х12 ,…,хm ) будем определять, используя модель второго игрока, так как эти переменные находятся в его модели выигрыша. Приведем (*) к канонической форме:

Решаем задачу симплексным методом.

итерация

0

базис d1 d2 d3 d4 d5 d6 d7 bi bi / a
d4 1 4 3 1 0 0 0 1 1/3
d5 3 2 1 0 1 0 0 1 1
d6 3 0 0 0 0 1 0 1
d7 2 2 1 0 0 0 1 1 1
ψ -1 -1 -1 0 0 0 0 0
1 d3 1/3 4/3 1 1/3 0 0 0 1/3 1
d5 8/3 2/3 0 -1/3 1 0 0 2/3 1/4
d6 3 0 0 0 0 1 0 1 1/3
d7 5/3 2/3 0 -1/3 0 0 1 2/3 2/5
Ψ -2/3 1/3 0 1/3 0 0 0 1/3
2 d3 0 1,25 1 0,375 -0,125 0 0 0,25
d1 1 0,25 0 -0,125 0,375 0 0 0,25
d6 0 -0,75 0 0,375 -1,125 1 0 0,25
d7 0 0,25 0 -0,125 -0,625 0 1 0,25
Ψ 0 0,5 0 0,25 0,25 0 0 0,5

Базисное решение Б1 (0,25; 0; 0,25; 0; 0; 0,25; 0,25). Цена игры , так как 0,25+0,25+0=0,5 то V=2.

Исходные параметры относительно частот применения стратегий: х1 =0,5; х2 =0; х3 =0,5; х4 =0; х5 =0; х6 =0,5; х7 =0,5.

Задача 7

На двух предприятиях отрасли необходимо изготовить 300 изделий некоторой продукции. Затраты, связанные с производством изделий х на I предприятии, равны 4x1 2 руб., а затраты, обусловленные изготовлением х2 изделий на II предприятии, составляют 48х2 + 8х2 2 (руб.).

Определить, сколько изделий на каждом из предприятий следует произвести, чтобы общие затраты, обусловленных изготовлением необходимой продукции, были минимальными.

Решение

f=4x1 2 +48х2 + 8х2 2 →min

х12 =300

Составим функцию Лагранжа: F=f+λg

х12 =300

; х2 =300-х1

16(300-х1 )-8х1 +48=0

Тогда (деталей)

х2 =300-202=88 (деталей)

Ответ: на первом предприятии следует произвести 202 детали, а на втором – 88 деталей.

Задача 9

Интервал планирования Т=5 лет. Функция затрат на ремонт а дальнейшую эксплуатацию К(τ)= 0,2τ+τ2 (р.). Функция замены Р(τ)=10+0,05τ2 (р.). Определить оптимальные планируемые затраты по годам пятилетки, если количество оборудования по возрастным группам n(τ=0)=10; n(τ=1)=12; n(τ=2)=8; n(τ=3)=5.

Решение

Рассчитаем переходы (затраты на замену и ремонт) оборудования для каждого из возможных состояний τ.

τ 0 1 2 3 4 5 6 7 8
К - 1,2 4,4 9,6 16,8 26 37,2 50,4 65,6
Р 10 10,05 10,2 10,45 10,8 11,25 11,8 12,45 -

Произведем пошаговую оценку альтернативных вариантов затрат для возможных различных состояний τ на каждом шаге t, т.е.

Начало оценивается с последнего t=5 шага.

Шаг 1; t=5.

Все состояния на последнем интервале приравниваются к 0:

F85 =0; F75 =0; F65 =0; F55 =0; F45 =0; F35 =0; F25 =0; F15 =0.

Шаг 2; t=4.

Шаг 3; t=3.

Шаг 4; t=2.

Шаг 5; t=1.

Шаг 6; t=0.

Функции затрат F00 , F10 , F20 , F30 – затраты на единицу оборудования соответственно для возраста τ=0,1,2,3 года. Определим стратегию замены и ремонта оборудования каждого возраста. На схеме стратегии выделены стрелками (только оптимальные шаги). Определяем затраты по годам планирования:

t=1; Q1 = 10*11,2+12*4,4+8*11,4+5*11,65=314,25

t=2; Q2 = (10+8+5)*4,4+12*11,4=238

t=3; Q3 = (10+8+5)*11,4+12*4,4=315

t=4; Q4 = (10+8+5)*4,4+12*11,4=238

t=5; Q5 =(10+8+5)* 9,6+12*4,4=237,6

Проверка: сумма затрат для оборудования каждого возраста должна равняться сумме затрат на них по годам планирования. Затраты на каждый возраст:

=41*10+36*12+41,2*8+41,45*5=1378,85

Сумма затрат по годам:

Q1 + Q2 + Q3 + Q3 =314,25+238+315+238+237,6=1375,85

Задача 11

Дана схема движения транспорта с n=5 пунктами и расстояниями между ними. Построить кольцевой маршрут объезда всех пунктов наименьшей длины.

13 12 11 7
10 6 9 4
13 10 12 7
9 6 14 8
12 13 9 10

Решение

Стоим приведенную матрицу с целью получения в каждой строке и столбце не меньше 1 кратчайшего маршрута (0 приведенного значения). Коэффициенты приведения

по строкам: К1 =7+4+7+6+9=33

6 5 4 0
6 2 5 0
6 3 5 0
3 0 8 2
3 4 0 1

по столбцам (у приведенной матрицы): К2 =3+1=4

Кпр =33+4=37 (сумма самых коротких маршрутов).

6 5 3 0
3 2 4 0
3 3 4 0
0 0 8 2
0 4 0 0

Для нулевых значений определяем коэффициенты значимости:

К41 =0; К51 =0; К42 =3; К53 =2; К25 =2; К15 = К35 =3; К54 =3.

Выбираем аij =0 с максимальным Кij , например, К15 =3.

В матрице назначения присваиваем Х15 =1. В полученную матрицу в клетку (5,1) вводим запрет.

Приведем матрицу.

2 3 4 1
2 0 2 1
3 0 1 0
4 0 8 0
5 4 0 0

Подсчитаем новое значение Кпр : 37+2+3=42.

Определяем коэффициенты значимости для нулевых значений.

К3242 = К534131 =0; К23 = К54 =1.

Выбираем аij =0 с максимальным Кij , например, К23 =1.

В матрице назначения присваиваем Х23 =1. В полученную матрицу в клетку (3,2) вводим запрет.

2 4 1
3 1 0
4 0 0
5 4 0

Так как матрица уже приведена, определяем коэффициенты значимости для нулевых значений.

К42 =4; К41 =0; К31 =1; К54 =5.

Присваиваем в матрице назначения Х54 =1. В полученную матрицу в клетку (4,1) вводим запрет.

2 1
3 0
4 0

В полученной матрице осталось два маршрута, которые и вносим в кольцевой маршрут: Х31 =1; Х42 =1.

Введем все маршруты в матрицу назначения.

1
1
1
1
1

Длина полученного маршрута:

Условие оптимальности F=Кпр. =42 выполняется, то полученный кольцевой маршрут является оптимальным.

Задача 13

Рассматривается круглосуточная работа пункта проведения профилактического осмотра автомашин. Пункт состоит из n=3 каналов; на осмотр каждой машины затрачивается При осмотре группа выявляет дефект с вероятностью р=0,7; на осмотр поступает в среднем . Обслуживание одной заявки приносит среднюю прибыль С1 =3 руб./час, создание 1 канала требует среднего расхода С2 =18000 тыс.р., эксплуатация 1 канал в единицу времени требует среднего расхода С3 =8 руб./час. Определить характеристики работы пункта. Установить, при каких соотношениях С12 , С3 система будет рентабельна, и если система не рентабельна при заданных С12 , С3 , то при каких она будет рентабельна? Через какое время эксплуатации система будет приносить прибыль?

Решение

Характеристики работы системы:

1. Среднее число занятых каналов

2. Вероятность выявления скрытого дефекта

Рабс. =(1-Р0 )Р=

3. Абсолютная пропускная способность, считая все осмотренные машины:

4. Полная абсолютная пропускная способность, считая все осмотренные машины:

5. Вероятность того, что канал занят:

Пз.к. =

6. Среднее время простоя канала:

7. Вероятность того, что все группы будут заняты осмотром

8. Среднее время неполной занятости системы (простоя хотя бы одной группы)

9. Средняя прибыль за сутки (t=24 часа)

10 Средняя стоимость в сутки:

11. Прибыль, которую система начнет приносить через время, определяется условием:

Условие рентабельности:

У нас .

Преобразуем это выражение с учетом того, что ; получим условие оптимальности:

Система будет рентабельна, если:

Из найдем время, через которое система начинает приносить прибыль:

(дней) или (лет)

Список используемой литературы

1. Данко П.Е. и др. Высшая математика в примерах и задачах. Ч2: Учебник для втузов. – М.: Высшая школа, 1986. – 415 с.

2. Конюховский П.В. Математические методы исследования операций в экономике. – СПб.: Питер, 2002. – 208 с.

3. Мельник М.М. Экономико-математические методы и модели в планировании МТС. – М.: Высшая школа, 1990. – 352 с.

Министерство образования Российской Федерации

«Тихоокеанский государственный университет»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО МЕТОДАМ И МАДЕЛЯМ В ЭКОНОМИКЕ

Выполнил: студент 3-го курса з/о

Специальность:________________

№ зач. книжки_________________

Ф.И.О._______________________

2010г.