Реферат: Финансовые результаты деятельности предприятия и пути их улучшения
Название: Финансовые результаты деятельности предприятия и пути их улучшения Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение В условиях рыночной экономики эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах. В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает сферу бизнеса, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Обществу нужны не рублёвые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Акт реализации продукта (работ, услуг) означает и общественное признание. Получение выручки за произведённую и реализованную продукцию ещё не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию: Суть деятельности каждого предприятия определяет особенности его функционирования, содержание и структуру активов, в особенности основных средств; формирует существенную часть конечного финансового результата. Таким образом, рассмотрение вопроса о сущности и формировании финансовых результатов хозяйствующего субъекта является важным и актуальным в условиях рыночной экономики. Актуальность данного вопроса определяет выбор темы и содержание данной работы. Целью работы является изучение сущности, структуры и формирования финансовых результатов для поиска путей увеличения и эффективности использования финансовых результатов деятельность предприятия. В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи: - рассмотреть теоретические аспекты экономического содержания финансовых результатов. - проанализировать формирование финансовых результатов на отдельном предприятии. - разработать предложения по повышению финансовых результатов деятельности на предприятии. Объектом исследования являются финансовые результаты деятельности ООО «ОКНА 24». Предметом исследования является механизм формирования и использования финансовых результатов предприятия. В работе использовались материалы и данные годовых отчётов ООО «ОКНА 24». Глава 1 Финансовые результаты деятельности предприятия Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах. Финансовые результаты- итоги хозяйственной деятельности предприятия или его подразделений, прирост (или уменьшение) стоимости собственного капитала. Определяются путем сопоставления затрат с полученными доходами; основные показатели, характеризующие финансовые результаты - прибыль и убытки (по итогам работы по всем видам деятельности). Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты — прибыль отсутствует, а следовательно, отсутствует и основа развития предприятия. Когда затраты превышают выручку, предприятие получает убытки — это область критического риска, что ставит предприятие в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство. Убытки высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта продукции.[1] Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Это обеспечивает реализацию не только цели предприятия, но и цели общества — удовлетворение общественных потребностей. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Прибыль представляет собой произведенный и обязательно реализованный прибавочный продукт. Она создается на всех стадиях воспроизводственного цикла, но свою специфическую форму получает на стадии реализации. Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС). На величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Факторы внутренней среды изучаются и учитываются в предпринимательской практике, на них можно воздействовать в плане увеличения прибыли. К внутренним факторам относят: уровень хозяйствования, компетентность менеджера, конкурентоспособность продукции, зарплату, уровень цен на реализуемую продукцию, организации производства и труда. Практически вне сферы воздействия находятся факторы внешней среды: уровень цен на потребляемые ресурсы, конкурентная среда, барьеры входа, налоговая система, государственные органы управления, политические, социальные, культурные, религиозные и другие. Величина прибыли зависит от направлений деятельности предприятия: производственного, коммерческого, технического, финансового и социального. Прибыль как результат, финансовой деятельности выполняет определенные функции. Прибыль отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Она составляет основу экономического развития. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятий (фирм) перед бюджетом, банками и другими организациями. Прибыль является не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов. Отсюда следует, что прибыль выполняет воспроизводственную, стимулирующую и распределительную функции. Она характеризует степень деловой активность и финансового благополучия предприятия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений в активы.[2] Основными задачами анализафинансовых результатов деятельности являются: · систематический контроль выполнения планов реализации продукции и получения прибыли; · определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты; · выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности; · оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности; · разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. [3] Глава 2 Анализ финансовых результатов на примере ООО «ОКНА 24» 2.1 Организационная характеристика деятельности ООО «ОКНА 24» «ОКНА 24»- это общество с ограниченной ответственностью, развитие которого началось в 2005 году. Общество является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства Российской Федерации. Зарегистрировано предприятие 12 февраля 2005 года постановлением главного государственного налогового инспектора Межрайонной ИФНС России № 46 по г.Москве. Юридический адрес Россия, 123056, г. Москва, Тишинская пл., д. 1. Предприятие имеет круглую печать с указанием своего полного наименования, а так же штампы, бланки и расчётный счёт, открытый в одном из банков г. Мосвкы. Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается своей продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Основным видом деятельности ООО «ОКНА 24» является изготовление и реализация изделий из профилей ПВХ. ООО «ОКНА24» имеет прочные связи с компанией ООО VEKA. VEKA - одна из крупнейших компаний в области разработки и производства оконных и дверных профилей из специального высококачественного пластика, а также пластин из вспененного ПВХ. Головное предприятие концерна находится в городе Sendenhorst в Северной Рейн-Вестфалии. За пределами Германии дочерние прозводящие подразделения VEKA работают в США, Канаде, Китае, Великобритании, Польше, Франции, Испании, Бельгии, России. VEKA является главным поставщиком профиля ПВХ в ОО «ОКНА24». Оплата поставляемой продукции осуществляется как по факту поставки, так и по безналичному расчету, срок поставки не превышает трех дней. Компанией заключены договора поставки с ведущими поставщиками, которые ежегодно пролонгируются. Источниками формирования финансовых результатов предприятия являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг. На предприятии созданы следующие фонды: уставный, резервный и другие фонды общего и специального назначения. Предприятие имеет самостоятельный баланс, в котором отражается его имущество. Имущество предприятия состоит из основных и оборотных средств, а также иных материальных и финансовых ценностей. Высшим органом управления ООО «ОКНА 24» является собрание участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение порядка покрытия убытков и др. Исполнительным органом ООО «ОКНА 24» является генеральный директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Размеры оплаты труда работников предприятия установлены согласно штатному расписанию. Предприятие ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством РФ. В 2007 году среднесписочная численностью работников ООО «ОКНА 24» составила 55 человека. В том числе: · управленческий персонал - 3 чел.; · специалисты - 9 чел.; · производственные рабочие - 35 чел.; · обслуживающий персонал - 8 чел. В предшествующем, 2006 г., численность персонала фирмы составляла 47 человек. Организационная структура, в широком смысле слова, есть совокупность составляющих организацию элементов и устойчивых связей между ними. Она отражает способ (подход) к разделению труда. Выраженная графически, организационная структура отражает, как работа и ответственность распределяется по подразделениям, командам и рабочим группам организации, также отражает и структуру управления, т.е. иерархию и систему подчиненности. Рассмотрим организационную структуру ООО «ОКНА 24» на рис.1 Рисунок 1- Организационная структура предприятия Персонал управления характеризуется высоким профессионализмом и квалификацией, экономической грамотностью, высоким уровнем правовых знаний. Работников направляют на курсы повышения квалификации, переквалификации и др. На предприятии применяются современные средства связи - факс, модем, электронная почта, телефон, мобильная связь, есть выход в Internet. 2.2 Анализ доходов и расходов от реализации продукции ООО «ОКНА 24» Информационной базой для проведения анализа финансово-экономической деятельности предприятий служит годовая бухгалтерская отчетность. На основании «Отчета о прибыли и убытках за 2006-2007г.г.» и прочих бухгалтерских документов можно увидеть полную и достоверную информацию о деятельности предприятия. Таблица 1Доходы от реализации продукции ООО «ОКНА 24» за 2006-2007 г.г.
Из анализа данных, приведенных в таблице, следует, что прибыль от реализации товарной продукции увеличилась на 1782 тыс.руб. На увеличение прибыли могли повлиять следующие факторы: · изменение цен на реализованную продукцию; · изменение объема реализованной продукции; · изменение производственной себестоимости реализованной продукции; · изменение коммерческих расходов; В связи с увеличением коммерческих расходов в отчетном году, по сравнению с предыдущим годом прибыль уменьшилась на 963 тыс. руб. Балансовая прибыль характеризует конечные результаты всей производственно-хозяйственной деятельности и непромышленных хозяйственных объектов предприятия. Формула хозяйственной прибыли: Пбал = П реал + Ппр реал + Посн ф + ВР[4] ВР – внереализационные результаты – штрафы, пени, неустойки, полученные или уплаченные предприятием в отчетном году. Анализ балансовой прибыли по сравнению с прошлым годом показывает влияние стоимости сырья, материалов, топлива и др. материально-технических ресурсов, изменение цен на реализацию продукции и методология расчета прибыли. Для того чтобы это влияние исключить, необходимо привести в сопоставимые условия сумму прибыли. Для анализа составим таблицу 2. Данные таблицы 2 показывают, что в 2006 году балансовая прибыль превышала прибыль от реализации на 1561 тыс. руб.; в 2007 году балансовая прибыль была больше на 1672 тыс.руб. Такие изменения произошли в результате доходов полученных от внереализационной деятельности. В 2006 году эти доходы составили 1561 тыс. руб., а в 2007году 1672 тыс. руб., в то же время убытки в 2006 году составили 231 тыс. руб., а в 2007 году 34 тыс. руб. Таблица 2 Балансовая прибыль ООО «ОКНА 24» за 2006-2007 г.г.
Таблица 3 Динамика показателей расходов ООО «ОКНА 24» за 2006-2007 г.г.
Расчеты по данным таблицы 3 «Динамика показателей расходов ООО «ОКНА 24» показывают, что качественные показатели расходов (затрат) возросли: рентабельность расходов- с 16,72% в предыдущем году до 24,75% в отчетном году, но в тоже время темп роста расходов в 143,0% меньше темпов роста доходов 152,8%; доходы на 1 руб. расходов повысились с 1,167 руб. до 1,248 руб. и составили 106,9% от их значения в предыдущем году. Возможно, в связи с расширением объемов производства предприятия возрастают и расходы производства. Отмеченные выше факты неадекватности расходования средств относительно полученных доходов подчеркивают необходимость проведения факторного анализа расходов с целью выявления конкретных факторов, оказавших воздействие на изменение обобщающих показателей- рентабельность расходов (148,02%) и рентабельность продаж (133,72%), поскольку рентабельность продаж меньше рентабельности расходов на 14,3%. Такой результат деятельности предприятия может привести в будущем к большим убыткам. Рентабельность- один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства в организации, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции. [5] 2.3 Анализ рентабельности деятельности ООО «ОКНА 24» Анализ рентабельности производства продукции дает возможность установить тот уровень рентабельности, с которым работало предприятие в отчетном году по выпуску продукции. Рентабельность производства продукции (Рпр) определяется по формуле: Рпр = (Птп/Sтп)х100%, где Птп – прибыль от производства товарной продукции; Sтп – себестоимость товарной продукции; Птп = Qтп – Sтп, где Qтп – объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия. Для анализа рентабельности производства составим таблицу 4. Таблица 4 Рентабельность производства продукции ООО «ОКНА 24» за 2006-2007 г.г.
Из данных этой таблицы видно, что фактический уровень рентабельности производства в 2007 году выше рентабельности в 2006 году на 12,2 %. Это объясняется тем, что за отчетный период произошло повышение. Резервы повышения уровня рентабельности производства заключаются в увеличении прибыли от производства продукции за счет снижения себестоимости товарной продукции, путем применения более современных и экономичных технологий, замены дорогостоящего сырья на более дешевое. По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а так же влияние факторов на изменение этого показателя (Таблица 5). Таблица 5 Рентабельность продаж ООО «ОКНА 24» за 2006-2007 г.г.
Рентабельность продаж (Рп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции: Рп = (В – С – КР – УР)/В*100% [6] Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты. В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения: В1 и Во – отчетная и базисная выручка; С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость; КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы; 1. Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж: DРп в = [(В – Со – КРо )/В – (Во – Со – КРо )/Во]*100% DРп в = [(13103-7529-5034)/13103-(12599-7529-5034)/12599]*100% = +4% В связи с ростом выручки от реализации в отчетном году рентабельность выросла на 4%. 2. Влияние изменения себестоимости продукции: DРп с = [(В1 – С1 – КРо )/В1 – (В1 – Со – КРо )/В1 ]*100% DРп с = [(19668-11964-5034)/19668-(19668-7529-5034)/19668]*100% = -22,6% Повышение себестоимости продукции привело к снижению рентабельности продаж на 22,6%. 3. Влияние изменения коммерческих расходов: DРп кр = [(В1 – С1 – КР1 )/В1 – (В1 – С1 – КРо )/В1 ]*100% DРп кр = [(19668-11964-5997)/19668-(19668-11964-5034)/19668 ]*100% =-5% За счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж снизилась на 5%. По рассчитанным выше показателям рентабельности нельзя судить об эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств. Поэтому, наряду с рассмотренными показателями рентабельности необходимо также проанализировать уровень рентабельности в целом, а именно, общей и расчетной. Показатель общей рентабельности рассчитывается по формуле РОБЩ. = ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ ), где ПБАЛ - балансовая прибыль по предприятию, тыс. руб. ФОСН - среднегодовая стоимость ОФП, тыс. руб. ФОБ - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, тыс. руб. Проведя преобразование формулы, можно проанализировать зависимость уровня общей рентабельности от: -размера прибыли на1 руб. реализованной продукции (ПБАЛ \QР ) -фондоемкости (1 / QР ) / ФОСН -оборачиваемости оборотных средств 1 / QР / ФОБ -РОБЩ. = ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ ) * 100 = (ПБАЛ \QР ) / [(ФОСН / QР ) + (ФОБ / QР )] * 100 ; Для анализа влияния отдельных факторов на уровень общей рентабельности необходимо составить следующую таблицу 6. Таблица 6 Исходные данные для анализа общей рентабельности ООО «ОКНА 24» за 2006-2007 г.г.
Для удобства проведения анализа используем следующие обозначения: Р1 и Р0 – общая рентабельность отчетного и базового периодов П1 и П0 – прибыль на 1 руб. РП в отчетном и базовом периоде Е1 и Е0 – фондорентабельность в отчетном и базовом периоде К1 и К0 – коэффициент закрепления оборотных средств в отчетном и базовом периоде Данные таблицы 6 показывают, что уровень общей рентабельности изменился на: DРОБЩ = Р1 – Р0 = 29,19-20,60=8,6% 1. Определяем влияние прибыльности: DР1 = П1 / (Е0 + К0 )*100 – Р0 ; DР1 = 0,12/(0,32+0,29)*100-20,60= -0,92% В связи с увеличением прибыли на 1 руб. реализованной продукции общая рентабельность уменьшилась на 0,92% 2. Определяем влияние фондорентабельности: DР2 = П1 / (Е1 + К0 )*100 – П1 / (Е0 + К0 )*100; DР2 = 0,12/ (0,21+0,29)*100-0,12/(0,32+0,29)*100=4,3 % Уменьшение фондорентабельности привело к росту общей рентабельности на 4,33 % 3. Определяем влияние коэффициента закрепления оборотных средств: DР3 = П1 / (Е1 + К1 )*100 – П1 / (Е1 + К0 )*100; DР3 =0,12/(0,21+0,22)*100-0,12(0,21+0,29)*100= 3,9 % За счет ускорения оборачиваемости оборотных средств общая рентабельность возросла на 3,9 % Общее влияние всех факторов составит: DРОБЩ = -0,92+4,33 +3,9=7,3% Глава 3 Резервы улучшения финансовых результатов деятельности ООО «ОКНА 24» Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или унижения. Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности организации (их называют внутренние), являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда, компетентность руководства. Эти факторы можно условно подразделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые. Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и организационно- технической оснащенностью, соответственно-качественными параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой и т.д. Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основу самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно-экономическое обеспечение. Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа), с другой — на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что, в свою очередь, требует известных внепроизводственных затрат (представительских, на рекламу и др.).[7] Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции и услуг, и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают соответственно: формы расчетов (предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно); ценовое регулирование, в том числе уценку в случае замедления реализации; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов; стимулирование привлечения денежных ресурсов на финансовых рынках - доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и иных финансовых вложений. Здесь немаловажен принцип «время - деньги»: чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность. Поэтому не следует пренебрегать дифференцированной в зависимости от сроков реализации и прогноза насыщения рынка уценкой, в том числе сезонной, периодической или разовой (временное падение доходов окупится высвобождением средств за счет ускорения их оборота), предпочтительной отгрузкой своей продукции наиболее надежным и быстрым плательщикам и другими мерами воздействия. К факторам, не зависящим от деятельности организаций (внешние), Рисунок 2 Факторы, влияющие на величину прибыли
Внутренние факторы делятся на производственные и в непроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и другого), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов), К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий, ускорение оборачиваемости оборотных средств, снижение материалоемкости и трудоемкости продукции). К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др. Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.[8] Основные резервы увеличения балансовой прибыли следующие: - при стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат. В отраслях, ориентированных на конечного потребителя, решающее значение имеют объёмы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров; - на величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер не реализованных остатков на начало и конец отчётного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли; - резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и не установленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее – продать его или сдать в аренду. Другие операции, например безвозмездная передача основных средств предприятию, не относятся на балансовую прибыль, а возмещаются из чистой прибыли, предназначенной на накопление; - снижение материалоёмкости и трудоёмкости; - внедрение новых технологий и оборудования; - усовершенствование организационной структуры предприятия, снижение трудовых затрат; - повышение качества продукции и оптимизация ассортимента; - увеличение оборачиваемости оборотных средств; - увеличение объемов производства. Большое влияние на увеличение прибыли имеет рост объемов производства и выручки от реализации продукции.[9] Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции ООО "ОКНА 24" по формуле 1.[10]
где: PV - возможное увеличение объема реализованной продукции, руб.; П - фактическая прибыль от реализации продукции, руб.; V - фактический объем реализованной продукции, руб. Сопоставление возможного объема продаж, установленного по результатам исследований, с производственными возможностями предприятия позволяет спрогнозировать увеличение объема производства и реализации продукции ООО "ОКНА 24" на 5% в следующем году. Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции ООО "ОКНА 24" по формуле (1). Имеем: PV =19668 тыс. руб. * 5% = 983,4 тыс.руб. П = 20735 тыс.руб. V = 180118 тыс.руб.
Таким образом, увеличив объем выпуска продукции на 5% рассматриваемое нами предприятие увеличит свою прибыль на 113,20 тыс. руб. На основе анализа резерва увеличения прибыли и рентабельности предприятия мы может сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения прибыли: - увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции; - снижение себестоимости выпускаемой продукции; - повышение качества выпускаемой продукции. Также нам представляется необходимым сделать ряд предложений по улучшению финансовых результатов ООО «ОКНА 24»: - рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы; - усовершенствовать управление предприятием, а именно: - выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности; - осуществлять своевременную уценку изделий, потерявших первоначальное качество; - осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей; - совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий; - осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска бракованной продукции; - при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации; - повышение квалификации работников, сопровождающуюся ростом производительности труда; - разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией ресурсов; - использовать системы депремирования работников при нарушении или трудовой или технологической дисциплины; - разработать и осуществить мероприятия, направленные на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности труда; - осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции. Заключение Главной задачей предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение финансовых результатов своей деятельности. По результатам расчетов произведенных в курсовой работе можно сделать вывод, что в отчетном периоде организация достигла высоких результатов в своей деятельности. Бухгалтерская прибыль возросла на 152,8%, и на 212,2% повысился показатель чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации. Положительным фактором роста балансовой прибыли явилось увеличение прибыли от реализации продукции за счет роста объема реализации и относительного снижения затрат на производство продукции. На основании факторного анализа делаем вывод, что на увеличение чистой прибыли наибольшее влияние оказали изменения цен на продукцию и цен на материалы и тарифы. Уровень рентабельности за отчетный год составил 29,19 %, а за прошлый год 20,60 %, т.е. рентабельность повысилась на 8,6 пункта. Влияние факторов, оказавших воздействие на изменение уровня рентабельности: 1) В связи с увеличением прибыли на 1 руб. реализованной продукции общая рентабельность уменьшилась на 0,92%; 2) Уменьшение фондорентабельности привело к росту общей рентабельности на 4,33 %; 3) За счет ускорения оборачиваемости оборотных средств общая рентабельность возросла на 3,9 %. Таким образом, общее увеличение рентабельности по факторам составляет 7,3%, что является хорошим результатом для продолжения деятельности предприятия. Список используемой литературы Учебники, монографии, Сборники научных трудов. 1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансового-экономической деятельности предприятия., 1998г 2. Баскакова О.В, Экономика организаций (предприятий),2008 3. Большой экономический словарь. / Под ред. Азримяна А.Н. - Институт новой экономики, 2003 4. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: бухгалтерский учет, 1998. 5. Крылов Е.И., В.М. Власова, М.Г. Егорова. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2003 6. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия), 2003г Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. И доп. Минск: ООО “Новое знание”, 2004. 7. Фирсова А.А., Е.А. Татарский. Финансы предприятия М.: Альфа – Пресс, 2004 Статья из журналов и газет. 1. Грачёв А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. – М.: Фин-пресс, 2002 Список сайтов. 1. Национальная экономическая энциклопедия, http://vocable.ru/ 2. Сайт компании ООО «Окна 24», http://okna-24.ru/ Доработки Доработки к стр.11 Таблица 7 Основные показатели деятельности ООО «ОКНА 24» за 2006-2007 г.г.
Доработки к стр. 21 Основные направления использования прибыли Поскольку ООО «ОКНА 24» в 2005 году заменила старое оборудование новейшими технологиями, то за анализируемый период 2006-2007 г.г. у предприятия нет необходимости усовершенствовать технический процесс. Полученную прибыль предприятие использует для пополнения складских запасов или для пополнения основных средств. Доработки к стр.27 Увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции -подбор квалифицированного персонала; - возможно, увеличение числа работников; - ускорение оборачиваемости оборотных средств; - использование новейших технологий; - продолжительность работы цеха (например с 1 выходным в неделю) Доработки к стр.27 Снижение себестоимости выпускаемой продукции Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс . Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции. Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда . С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости. Также, увеличив съем продукции с 1 кв.м производственной площади можно снизить накладные расходы на единицу продукции. С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли. Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия . Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов. Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект. Доработки к стр.28 Совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий. Реклама играет одну из важных ролей развития бизнеса. С помощью рекламы клиенты (потребители) узнают о деятельности компании. Поскольку на российском рынке помимо ООО «ОКНА 24» существует огромное количество других компаний, специализирующихся на оконном рынке, ООО «ОКНА 24» должна быть конкурентоспособной и одним из показателей конкурентоспособности – это хорошая реклама. Следует придерживаться следующих стадий для завоевания потребителей на рынке: 1. Распространение как можно большей информации о фирме и ее товаре; 2. Построение системы убедительных доказательств предпочтительности товара ООО «ОКНА 24» по отношению к товарам конкурентов; Доказательная часть строится на убеждении по принципу: «Наш товар не просто лучше других – он нужен вам!»; 3. Реклама в Интернете. Особенность рекламы в Интернете в том, что ее центральным элементом является web-сервер фирмы. Наиболее распространенным и самым популярным эффективным способом привлечения посетителей на web-страницы или web-сервер в среде Интернета является сегодня баннерная реклама. Она представляет собой и мощный инструмент имиджевой рекламы. Доработки к стр.27 Осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей. Например, можно предлагать различные скидки. Так как ООО «Окна 24»- это оконная компания, то возможно предложить сезонные скидки, количественные скидки и т.п. Для осуществления эффективной ценовой политики необходимо постоянное изучение цен на рынке, возможно следить за ценовой политикой конкурирующих фирм. Доработки к стр. 15 Факторный анализ прибыли от продаж. Прибыль от продаж определяется по формуле Пр=V-C-КР где Пр-прибыль от продаж; V-выручка от продаж товаров, тыс. руб; С- себестоимость проданных товаров, тыс. руб КР- коммерческие расходы. Про = 14664-7529-5034=2101 тыс. руб Пр1 =22407-11964-5997=4446 тыс. руб Пр1 -Пр0 =4446-2101=2345 тыс. руб Рассмотрим подробный факторный анализ прибыли в таблице 9. Таблица 8 Факторный анализ прибыли ООО «ОКНА 24» за 2006-2007 г.г.
Прибыль от продаж за 2006 год составила 2101 тыс. руб., за 2007 год- 4446 тыс. руб. Из формулы видно, что прибыль увеличилась на 2345 тыс. руб., что является положительным результатом. Так же положительно влияет на сумму прибыли от продаж следующий фактор: - выручка от продаж товаров (22407-4664= 7743 тыс. руб.), выручка увеличилась на 7743 тыс. руб. Это обусловлено тем, что темп роста выручки от продажи товаров опережает темп роста затрат. Отрицательно влияют на изменение прибыли следующие факторы: -увеличение коммерческих расходов на 963 тыс. руб. (5997-5034= 963 тыс. руб.) -увеличение себестоимости проданных товаров на 4435 тыс. руб. (11964-7529=4435 тыс.руб.) Следующий этап анализа прибыли от продаж состоит в расчете факторов, влияющих на ее величину. Прежде всего следует определить влияние инфляции. Vсоп = V1 /Jp где Vсоп - выручка от продажи товаров в сопоставимых ценах (прошлого периода) за отчетный период, тыс. руб.; Jp -индекс цен. Цены на продукцию ООО «ОКНА 24» в 2007 году возросли в среднем на 9%. Таким образом, индекс цен составил 1,09 {(100+9):100)} В ООО «ОКНА 24» выручка от продажи товаров в сопоставимых ценах равна 20556,88 тыс. руб. (22407:1.09). Изменение выручки от продаж продукции под влиянием цены:
Влияние ценового фактора определяется по формуле
где За счет увеличения цен на продукцию на 9% ООО «ОКНА 24» получило прибыль в размере 3181,97 тыс. руб.
На прибыль от продаж влияет себестоимость проданных товаров. Себестоимость данной компании увеличилась на 4435 тыс. руб. или на 158,9%,. На увеличение себестоимости могли повлиять цены на материальные ресурсы, затрату на оплату труда, оборачиваемость производства продукции и другие составляющие. Для успешной деятельности необходимо, чтобы темп роста выручки от продажи продукции опережал темп роста себестоимости, т.е. уровень себестоимости снижался. [1] Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансового-экономической деятельности предприятия., 1998г [2] Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия)., , 2003г [3] Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансового-экономической деятельности предприятия., 1998г [4] Савицкая Г.В. “Анализ хозяйственной деятельности предприятия”: 4-е изд., перераб. И доп. Минск: ООО “Новое знание”, 2004. [5] Большой экономический словарь. / Под ред. Азримяна А.Н. - Институт новой экономики, 2003 [6] Крылов Е.И., В.М. Власова, М.Г. Егорова «Анализ финансового состояния предприятия». – М.: Финансы и статистика, 2003 [7] Грачёв А.В. «Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия». – М.: Фин-пресс, 2002 [8] Савицкая Г.В. “Анализ хозяйственной деятельности предприятия”: 4-е изд., перераб. И доп. Минск: ООО “Новое знание”, 2004. [9] Фирсова А.А., Е.А. Татарский «Финансы предприятия» М.: Альфа – Пресс, 2004 [10] Крылов Е.И., В.М. Власова, М.Г. Егорова «Анализ финансового состояния предприятия». – М.: Финансы и статистика, 2003 |