Реферат: Торговля в Липецкой области
Название: Торговля в Липецкой области Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение......................................................................................................... 3 1. Оптовая торговля в Липецкой области.................................................... 4 2. Розничная торговля в Липецкой области................................................. 6 3. Общественное питание в Липецкой области.......................................... 10 Заключение................................................................................................... 11 Список использованной литературы.......................................................... 12 Введение Торговля - процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами, в широком смысле - вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров. Различают оптовую и розничную торговлю. Торговля - это значительный источник налоговых поступлений в бюджет страны или региона. Торговля между странами (международная торговля) делится на импорт и экспорт. Невидимая торговля - услуги, оказываемые в основном транспортными компаниями при перевозках грузов и пассажиров третьих стран, осуществление страховых и кредитных операций, организация иностранного туризма, сдача в аренду оборудования и недвижимости за рубежом . Цель реферата – анализ данных по группе показателей «Торговля». Анализ проводится по Липецкой области, по Центральному Федеральному округу и по Российской Федерации с 1990 года по 2004 год. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) провести анализ изменений показателей по показателю «Оборот оптовой торговли, в том числе оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли»; 2) рассмотреть показатели: «Оборот розничной торговли», «Оборот розничной торговли на душу населения», «Оборот розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами» и «Оборот розничной торговли торгующих организаций»; 3) провести анализ изменений по обороту общественного питания. 1. Оптовая торговля в Липецкой области Оптовая торговля – это посредническая торговля между промышленными и торговыми предпринимателями, а также между самими торговцами. Объектами купли-продажи являются крупные партии товаров. Окончательно в оптовой торговле реализуются только товар производительного потребления. Главные формы оптовой торговли: биржи, ярмарки, аукционы. Оборот оптовой торговли в Липецкой области в 2004 году составил 68119,5 миллиардов рублей, или 118,8% к 2003 году. Показатели по Центральному Федеральному округу намного выше, и в 2004 году составляют 108,7% по отношению к 2003 году, а по Российской Федерации меньше и составляют 114,4% (см. табл. 1.1). Таблица 1.1 Оборот оптовой торговли (миллионов рублей)
Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли с 2003 года по 2004 год повысился как в самой Липецкой области, где повышение составляет 86,6%, так и в целом по Центральному округу и Российской Федерации. По Центральному Федеральному округу показатели выше и повышение составляет 24,6%, а по Российской Федерации показатели немного ниже, чем в области, но достаточно высоки и повышение составляет 30,5% (см. табл. 1.2). Таблица 1.2 Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли (миллионов рублей)
2. Розничная торговля в Липецкой области Розничная торговля — продажа товаров конечному потребителю (частному лицу). В отличие от оптовой торговлитовар, купленный в системе розничной торговли не подлежит дальнейшей перепродаже, а предназначен для непосредственного использования. Отношения между продавцом и покупателем в системе розничной торговли регламентируются особым законом. В Российской Федерации это «Закон о защите прав потребителей». Субъекты процесса розничной торговли — продавец и покупатель. Непременным атрибутом розничной торговли является кассовый аппарат и кассовый чек. К розничной торговле можно отнести продажу товаров через торговые автоматы. Оборот розничной торговли в Липецкой области в 2004 году составил 34,2 миллиарда рублей, или 117,9% в сопоставимых ценах к 2003 году. Показатели по области значительно меньше, чем показатели по Центральному Федеральному округу, где оборот розничной торговли в 2004 году составил 112,7%, и больше, чем по Российской Федерации, где этот показатель составил 112,5% (см. табл. 2.1). Таблица 2.1 Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей; до 1998 года – миллиардах рублей)
По уровню оборота розничной торговли на душу населения Липецкая область в 2004 году заняла 43 место в Российской Федерации, а в 2003 году – 47 место. В 2004 году данные по этому показателю существенно отличаются от данных 1990 года в пользу увеличения, в целых 18 раз. Показатели по Центральному Федеральному округу и Российской Федерации еще выше и также резко возрастают с 1990 года по 2004 год. Центральный Федеральный округ занимает 1 место по Российской Федерации по уровню оборота розничной торговли на душу населения в 2004 году (см. табл. 2.2). Таблица 2.2 Оборот розничной торговли на душу населения (рублей; до 1998 года - тысяч рублей)
В структуре оборота розничной торговли в 2004 году удельный вес продовольственных товаров составил 40,5%, непродовольственных товаров – 59,5%, в 2003 году – соответственно 41,9% и 58,1% (см. табл. 2.3). Таблица 2.3 Оборот розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей; 1995 год – миллиардов рублей)
Оборот розничной торговли торгующих организаций в Липецкой области в 2004 году составил 126,9% к 2003 году, что на 12% больше оборота розничной торговли торгующих организаций в Российской Федерации и Центральном Федеральном округе (см. табл. 2.4). Таблица 2.4 Оборот розничной торговли торгующих организаций (миллионов рублей; 1995 года – миллиардов рублей)
3. Общественное питание в Липецкой области Общественное питание - в общем смысле, отрасль народного хозяйства, занимающаяся производством и продажей готовой пищи и полуфабрикатов. Оборот общественного питания в Липецкой области с 1990 года по 2004 год увеличился в 7 раз. Но это увеличение происходит скачкообразно, сначала с 1990 года по 1998 год увеличивается в 1285 раз, потом в 1999 году – уменьшается в 576 раз, а после 1999 года возрастает и к 2004 году составляет 302% от данных 1999 года. Показатели по области существенно отличаются от показателей по Центральному Федеральному округу, где оборот общественного питания с 1990 года по 2004 год увеличивается также скачкообразно в целых 16 раз, и от показателей по Российской Федерации, где увеличение происходит в 12 раз (см. табл. 3.1). Таблица 3.1 Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей; до 1998 года – миллиардов рублей)
Заключение Анализ данных по группе показателей «Торговля» показал, что по показателю «Оборот оптовой торговли, в том числе оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли» прослеживается устойчивая тенденция к росту и по Липецкой области, и по Центральному Федеральному округу, и по Российской Федерации. И по Липецкой области, и по Центральному Федеральному округу, и по России в целом по показателям: «Оборот розничной торговли», «Оборот розничной торговли на душу населения» и «Оборот общественного питания», переломным является 1998 год. До этого года показатели увеличиваются, а после значительно сокращаются. По показателям: «Оборот розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами» и «Оборот розничной торговли торгующих организаций», по всем трем наблюдаемым группам, прослеживается устойчивая тенденция к убыли. С 1995 года по 2004 год по Липецкой области, по Центральному Федеральному округу и по Российской Федерации эти 2 показателя убывают примерно одинаково, в 92 раза. Список использованной литературы 1) Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2005. – 306 с. 2) Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005. – 693 с. |