Реферат: Основные положения учения А.Адлера
Название: Основные положения учения А.Адлера Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
Негосударственное образовательное учереждение высшего профессионального образования «Столичная финансово-гумонитарная академия» Филиал в г.Вологде. Факультет: психологии, педагогики и права. Специальность: психология. Реферат По дисциплине: Основы психотерапии. На тему: Основные положения учения А.Адлера. Выполнил:студентка 4 курса Майорова А.А. Проверил: г.Вологда 2010г Содержание. Введение 3 А.Адлер - талантливый ученик З.Фрейда. 5 Неполноценность и компенсация. 7 Жизненные цели. 9 Жизненный стиль. 10 Творческая сила личности. 12 Чувство общности. 12 Преодоление чувства неполноценности. 13 Индивидуальная психотерапия. 14 Заключение. 16 Литература. 17 Введение. Термин «психотерапия» имеет двоякое толкование, связанное с буквальным его переводом с греческого (psyche - душа иtherapeia - забота, уход, лечение), - «лечение души» и «исцеление душой». Введен термин в 187 году В.Тьюком («Иллюстрация влияния разума на тело») и стал широко использоваться с конца X1X века. Однако до настоящего времени нет единого мнения о границах, формах и методах психотерапии, подготовке специалистов в этой области, как нет и общепризнанного ее определения. Учитывая, что психотерапия в отечественной науке и практике традиционно относилась к медицине - рассматривалась как один из методов лечения и профилактики заболеваний (в 1985 г. он была выделена в самостоятельную медицинскую специальность), наиболее отвечающим ее сути, вероятно нужно признать следующее определение: психотерапия - целенаправленное использование психических (психологических) методов для лечения болезней. Ее принято рассматривать как комплексное лечебное воздействие на психику больного, использующее его эмоциональные реакции, когнитивные, интеллектуальные, волевые возможности, условнорефлекторные связи, а в результате - навесь организм с целью устранения болезненных симптомов, изменения отношения к своему заболеванию, своей личности и окружающей среде. С глубокой древности известны случаи влияния некоторых лиц на психическое состояние других людей. В основе лечения ряда болезней жрецами, «лечебного эффекта» заговоров, «священных танцев» шаманов лежит воздействие на психику механизмами внушения. Сохранилось выражение: «медицина держится на трех китах: ноже, траве и слове», т.е. за словом с древних времен признавалась такая же сила, как и за ножом хирурга. Христианское учение говорит нам, что слово обладает огромной силой : « …жизнь и смерть во власти языка…» Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально-психологических и других аспектов изучения механизмов и эффективности психотерапевтических вмешательств. Нисколько не умаляя значение клинических основ психотерапии, следует подчеркнуть, что психологические основы психотерапии имеют особое значение, поскольку и объект ее воздействия (психика), и средства воздействия (клинико-психологические вмешательства) представляют собой психологические феномены, т. е. психотерапия использует психологические средства воздействия и направлена на достижение определенных психологических изменений. А.Адлер-талантливый ученик З.Фрейда. Альфред Адлер (1870-1937), так же как и Юнг, был одним из первых и наиболее талантливых учеников Зигмунда Фрейда. И Юнг, и Адлер, и многие другие знаменитые ученые и практики, вышедшие из лона классического психоанализа, безоговорочно признавали гениальность и авторитет Фрейда и готовы были развивать его основные идеи, дополняя (а иногда и обоснованно заменяя или корректируя) их собственными теоретическими и практическими поисками. Практически никто из известных психоаналитиков (кроме Ф.Пёрлза, который не был непосредственным учеником Фрейда, хотя и считал себя им вначале) не уходил от Фрейда, «хлопнув дверью», то есть громко заявив о разочаровании в нем и об ошибочности многих основных положений классического психоанализа. Все готовы были к продолжению творческого сотрудничества, но Фрейд, несмотря на всю свою неоспоримую гениальность, страдал невероятно ранимым самолюбием и тщеславием, стремлением (во многом ему удавшимся) превратить психоанализ в современную религию и распространить его на все и вся. При этом он считал любое мельчайшее отступление от его канонов посягательством на его основы и свое собственное величие, и усомнившийся немедленно и окончательно изгонялся. Альфред Адлер (так же как и Карл Густав Юнг), расставшись со своим учителем, полностью вышел из тени его славы и давления и создал собственное оригинальное, исключительно интересное психоаналитическое направление, породив множество идей и школ. Но сначала он (по обоюдному желанию с Фрейдом) оставил Венское психоаналитическое общество в 1911 году, отказавшись от поста его президента, и основал собственную организацию -Ассоциацию индивидуальной психологии. Уже через несколько лет эта ассоциация распространила свои идеи и организовала национальные ассоциации и отделения во многих странах Европы, а затем и в Америке. Адлер внес большой научно-практический вклад в совершенствование системы образования и в первую очередь - в систему профессиональной подготовки самих учителей. В отличие от Фрейда Адлер считал, что на поведение, образ мышления и эмоциональные состояния людей влияет не столько прошлое (предыдущий жизненный опыт и тем более постоянно упоминаемый Фрейдом самый ранний период детства), сколько будущее (цели и ожидания). При этом основным мотивом, прямо или косвенно детерминирующим (причинно обусловливающим) поведение, мысли, чувства и ожидания человека, является явное или скрытое (даже от сознания самого этого человека) стремление к первенству, превосходству над другими, к расширению сферы влияния, так сказать, к завоеванию жизненного пространства, расширению (увеличению) собственности, приобретению чего-то нового [2]. То, что это не каждому удается, не отрицает изначальное существование этого мотива. Напротив, именно его «нереализация» и порождает неврозы и многие психологические проблемы, на первый взгляд и даже по мнению самого клиента, никак не связанные с такими стремлениями. Именно Адлер ввел в психологию и психотерапию такой популярный в настоящее время (и употребляемый к месту и не к месту) термин комплекс неполноценности, считая, что этот комплекс и желание компенсировать его являются мощным генератором энергии в достижении целей, в том числе самыми выдающимися людьми. Неполноценность и компенсация. К основным идеям и принципам Альфреда Адлера в первую очередь следует отнести: - принцип целостности, или холизм (от англ. whole, которое переводится как целый, цельный, целостный); - единство индивидуального стиля жизни; - социальный интерес, или общественное чувство; - направленность поведения на достижение цели. А. Адлер утверждал, что почти каждый человек имеет какие-либо физические или психические, чаще всего характерологические, недостатки, что формирует у него комплекс неполноценности. В своих ранних работах Адлер утверждал, что борьба за превосходство и агрессивные тенденции человека являются важным фактором в борьбе за выживание, самосовершенствование и самоутверждение. В отличие от Ницше он не отождествлял агрессию с враждебностью, а рассматривал ее как инициативу к преодолению препятствий. Стремление к превосходству понимал не только как агрессию и «волю к власти», а намного шире - как побуждение улучшить себя, развить свои способности, свои потенциальные возможности. Стремление к превосходству, по Адлеру, является врожденным и коренится в эволюционном процессе. Все виды развиваются в направлении более эффективной адаптации к окружающему, в противном случае они погибают. Жизненные цели. А. Адлер полагал, что социальная адаптация - понятие слишком абстрактное. Каждый человек выбирает для себя более специфическую, отвечающую его индивидуальным особенностям, более конкретную жизненную цель. «Стремление к превосходству в каждом индивидууме лично и уникально. Оно зависит от того, каково для него значение жизни»[1]. Основа для формирования жизненных целей закладывается в детском возрасте как компенсация чувства неполноценности, неуверенности в себе и беспомощности в мире взрослых. Чем более выражено чувство неполноценности, тем сильнее гипертрофированы жизненные цели. Жизненный стиль. Это сугубо индивидуальный способ, выработанный каждым человеком для достижения своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к среде и взаимодействия со средой. Жизненный стиль личности так же уникален, как уникальна и сама личность. «Главная задача индивидуальной психологии, - подчеркивал Адлер, - подтверждать это единство в каждом индивидууме - в его мышлении, чувствовании, действовании, в его независимом сознании и бессознательном - во всех выражениях его личности»[4]. Творческая сила личности.
А. Адлер утверждал, что человек не является пассивным объектом воздействия внешней среды, а в борьбе за свое место в жизни сам активно влияет на внешнюю среду. Он подчеркивал, что люди - не беспомощные пешки в руках внешних сил; каждый из них сам формирует свою личность. «Индивидуум - и картина, и художник. Он - художник своей собственной личности»[2]. Чувство общности.
В своих поздних работах Адлер большое внимание уделил социальным интересам личности, «чувству общности», под которым он понимал «чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком... расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе». Преодоление чувства неполноценности может идти несколькими путями: 1) путем успешной компенсации, в результате чего индивидуум достигнет цели в борьбе за основные жизненные блага; 2) посредством сверхкомпенсации (маленький и щуплый пытается казаться сильным, трусливый мнит себя героем и т.п.); 3) путем «ухода в болезнь», что есть скрытая тенденция к достижению превосходства. Последний путь, по Адлеру, и есть невроз. В то время как здоровый человек ставит перед собой более или менее реальные, достижимые цели, невротик — фиктивные, заведомо невыполнимые цели. Развившийся невроз одновременно и маскирует собственную несостоятельность, и является средством «подчинения» себе окружающих. Индивидуальная психотерапия. Прежде всего следует согласиться с мнением М.С. Лебединского (1971) о том, что психологию и психотерапию Адлера правильнее было бы называть не индивидуальной, а индивидуалистической. 1) понимание психотерапевтом специфического для пациента жизненного стиля; 2) помощь больному в понимании себя и своего поведения; 3) формирование у него повышенного социального интереса. Первый этап.
Чтобы распознать жизненный стиль, Адлер просил пациента подробно рассказать о себе. Особое внимание он обращал на воспоминания о раннем детстве, выяснял, не имели ли место физическая неполноценность, гиперопека или отверженность. Адлер подчеркивал, что не бывает «случайных воспоминаний». «Из бесчисленного количества впечатлений, - писал он, - с которыми сталкивается индивидуум, его память выбирает только те, которые... имеют отношение к его нынешней ситуации»[3]. Заключение.Альфреда Адлера по праву считают основателем индивидуальной психологии, в основе которой лежит понимание каждого человека как интегрированной целостности, не отделенной от социальной среды. Он заложил основы «социальной ориентации» в лечении больного, создав тем самым базу для целого направления в психотерапии. Идеи Альфреда Адлера были, несомненно, весьма прогрессивными и важными для развития психологической науки в целом. Его исследования и выводы даже предвосхищали развитие науки в данной области.Принцип компенсации, являющийся одним из устоев концепции Адлера, родственен позднейшему учению о гомеостазе. Компенсация толкуется А. Адлером как универсальный механизм психической деятельности. В основе всей человеческой деятельности он усматривает стремление к полноте и личному превосходству, реализуемое через механизм компенсации первичного чувства неполноценности. Эта идея-цель, хотя она лишь смутно осознаётся индивидом, становится центром формирования личности, детерминируя её психику. Характер цели и способы её реализации создают уникальный "жизненный стиль". Сама неполноценность личности выявляется, однако, только в отношении к среде; отсюда Адлер делает вывод, что личность по своему формированию социальна.Ряд черт его системы развивался также и другими психологическими школами: тезис о примате целого над отдельными психическими элементами - гештальтпсихологией, принцип компенсации - у немецкого экзистенциалиста К. Ясперса и др., идея достижения "здорового общества" с помощью терапии - т. н. социальными фрейдистами (Э. Фромм, К. Хорни).Литература. 1. Асмологв А. Г. Психология и конструирование миров. - М.-Воронеж, 20032. Клиническая психология. Н.Д.Лакосина, И.И.Сергеев, О.Ф.Панкова.: Учебник для студ. мед. ВУЗов - 2-е изд.- М., 2005.3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. - М.: Издательский центр "Академия", - 20024. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ.- М., 19995. Чепелева Н. В. Индивидуальная психология (А.Адлер) |