Доклад: Гесиод
Название: Гесиод Раздел: Биографии Тип: доклад |
Время жизни Гесиода поддается лишь приблизительному определению: конец VIII или начало VII в. до н.э. Он является, таким образом, младшим современником гомеровского эпоса. Но в то время как вопрос об индивидуальном «творце» «Илиады» или «Одиссеи» представляет собой сложную и не решенную проблему, Гесиод – первая ясно выраженная личность в греческой литературе. Он сам называет своё имя или сообщает о себе некоторые биографические сведения. Отец Гесиода покинул из–за жестокой нужды Малую Азию и поселился в Беотии, около «горы Муз» Геликона Близ Геликона осел он в деревне нерадостной Аскре, Тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной. «Труды и дни» Беотия принадлежала к числу сравнительно отсталых земледельческих областей Греции с большим количеством мелких крестьянских хозяйств, со слабым развитием ремесла и городской жизни. В эту отсталую область уже проникали денежные отношения, подтачивавшие замкнутое натуральное хозяйство и традиционный быт, но беотийское крестьянство еще долго отстаивало свою экономическую самостоятельность. Сам Гесиод был мелким землевладельцем и вместе с тем рапсодом (странствующим певцом). Как рапсод, он, вероятно, исполнял и героические песни, но его собственное творчество относится к области дидактического (наставительного) эпоса. В эпоху ломки старинных общественных отношений Гесиод выступает как поэт крестьянского труда, учитель жизни, моралист и систематизатор мифологических преданий. От Гесиода сохранились две поэмы : «Теогония» (Происхождение богов) и «Труды и дни» («Работы и дни»). * * * Поводом для написания поэмы «Труды и дни» послужил процесс Гесиода с братом Персом из-за раздела земли после смерти отца. Поэт счёл себя обиженным судьями из родовой знати; в начале поэмы он жалуется на продажность этих «царей», «пожирателей даров» …славишь царей-дароядцев, Спор наш с тобою вполне, как желалось тебе, рассудивших. В основной части Гесиод описывает работы земледельца в течение года; он призывает разорившегося брата Перса к честному труду, который один может дать богатство. Поэма заканчивается перечнем «счастливых и несчастливых дней». Гесиод отличается большой наблюдательностью; он вводит живые описания природы, жанровые картины, умеет приковывать внимание читателя яркими образами. Особое же внимание в поэме следует обратить на миф о пяти веках. По Гесиоду, вся мировая история делится на пять периодов: золотой век, серебряный, медный, героический и железный. Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век
. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотого века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти. Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев
. И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыл на кораблях широкое море. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие, как мёд. * * * В социально – историческом отношении этот отрывок чрезвычайно важен, так как рисует распадение родственных связей и начало классового общества, где действительно все являются врагами друг другу. Картина смены веков имеет совершенно исключительное значение в мировой литературе. Поэт впервые запечатлел в ней представление античности о непрерывном регрессе в сфере духовной и материальной. Она является развитием более общей житейской мудрости у Гомера (Од. II, 276): Редко бывают подобны отцам сыновья, но по большей Части все хуже отцов, лишь немногие лучше. Перенесение в далекую, незапамятную древность состояния земного совершенства – учение о «золотом веке» - свойственно народным представлениям и известно у многих народов (этнолог Фриц Гребнер отмечает его, например, у индейцев Центральной Америки). К нему надо отнести и библейское учение о земном рае, основанное на вавилонских мифах. Сходные моменты находят и в индийской философии. Но это общее представление развито Гесиодом в целую систему ступенчатого падения человечества. Более поздние литературные оформления той же мысли встречаются, например в «Метаморфозах» Овидия, римского поэта, жившего с 43 г. до н.э. по 18 г. н.э. У Овидия представлено четыре века: золотой, серебряный, медный и железный. Век золотой, в котором люди жили без судей. Не было никаких войн. Никто не стремился завоёвывать чужие земли. Не надо было работать – земля приносила всё сама. Вечно стояла весна. Текли реки молока и нектара. Затем пришёл век серебряный, когда был свергнут Сатурн и миром овладел Юпитер. Появились лето, зима и осень. Появились дома, люди стали работать, чтобы добыть себе пропитание. Потом наступил медный век Духом суровей он был, склонней к ужасным браням, Но не преступный еще. Последний же весь из железа. Вместо стыда, правды и верности появились обман и коварство, козни, насилие и страсть к обладанию. Люди начали ездить в чужие земли. Стали делить землю, воевать друг с другом. Все стали бояться друг друга: гость – хозяина, муж – жену, брат – брата, зять – тестя и т.д. Однако между представлениями Овидия и Гесиода есть различия: у Овидия происходит непрерывное падение, образно выражаемое в понижении ценности металла, которым обозначается «век»: золото, серебро, медь, железо. У Гесиода же нисхождение временно задерживается: четвёртое поколение – это герои, герои Троянской и Фиванской войн; время жизни этого поколения не определяется никаким металлом. Сама схема, безусловно, древнее времени Гесиода. Герои – вне ее. Это осложнение, вероятно, есть дань авторитету героического эпоса, хотя против его идеологии и направлена оппозиция того класса, к которому принадлежит Гесиод. Авторитет гомеровских героев заставил автора вывести их за рамки мрачной картины третьего («медного») поколения. Также в античной литературе мы находим легенду о смене веков, кроме Овидия, у Арата, отчасти Еергилия, Горация, Ювенала и Бабрия. Списоклитературы И.М. Тронский. История Античной Литературы. Ленинград 1951 Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Хрестоматия по Античной литературе. Том I. Москва 1958 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература: Учебник для высшей школы. Москва 1997. Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции. Калининград 2000 История греческой литературы, т.1. Эпос, лирика, драма классического периода. М. –Л., 1947. Гесиод. Работы и дни. Пер В.Вересаева. 1940 |