Учебное пособие: Технико экономический анализ предприятия
Название: Технико экономический анализ предприятия Раздел: Рефераты по экономике Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации к выполнению курсовой работы по дисциплине «Технико-экономический анализ деятельности предприятия» для студентов ЭМЗ 501-503 преподаватель: к.э.н. Маркова О.В. Объектом исследования в курсовой работе является конкретное предприятие г. Тольятти (желательно на котором Вы работаете). Курсовая работа должна содержать Введение 1. Анализ рыночной деятельности предприятия 1.1. Краткая характеристика предприятия 1.3. Диагностика конкурентной среды предприятия 1.4. Анализ оценки конкурентоспособности предприятия 2. Технико-экономический анализ деятельности предприятия 2.1. Анализ показателей производственной деятельности предприятия 2.2. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов 2.3. Анализ производительности труда 2.4. Анализ основных экономических результатов деятельности предприятия 2.5. Анализ финансовой устойчивости и деловой активности предприятия Заключение 1. Анализ рыночной деятельности предприятия 1.1. Краткая характеристика предприятия В данном разделе отразить: - история возникновения; - этапы развития; - форма собственности, организационно-правовая форма; - характеристика видов продукции и оказываемых услуг с учетом их конкурентоспособности на рынке; - анализ производственной и организационной структуры предприятия (отметить положительные, отрицательные черты существующих структур, принципы их построения) и возможности совершенствования. Характеристика объекта заканчивается таблицей с динамическими рядами основных технико-экономических показателей работы объекта за последние годы. 1. Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия Таблица 1. Основные и финансово-экономические показатели работы предприятия «………»
Доля роста объема реализации за счет роста производительности труда нами определена по формуле где Дро – доля роста объема за счет роста производительности труда, в %; Рч – рост численности работающих, в % Ро.р. – рост объема реализации, в % Обзор конъюнктуры рынка должен состоять из следующих частей: - анализ предложения на данном рынке; - анализ спроса населения; - анализ цены и тенденции ее изменения. При анализе предложения представляются данные производства и реализации продукции предприятия (подразделения), его конкурентов с указанием причин изменения объемов выпуска (техническое совершенствование, внедрение новых технологий, изменение спроса, повышение качества продукции идругое). Особо анализируются тенденции появления и развития производства новых видов продукции, факторы, влияющие на этот процесс, далее представляется анализ динамики загрузки производственных мощностей и их резервов. Выявляются процессы концентрации и специализации производства, их рационализация, динамика издержек производства. Далее производится анализ спроса населения в целом, конкурентоспособности продукции по качеству, техническим показателям и прочим характеристикам, интенсивности внедрения на рынок новых видов продукции по профилю анализируемого предприятия (подразделения). Здесь же изучаются и анализируются группы потребителей, их персональные характеристики, а именно численный, половозрастной состав, уровень доходов и перспективы его увеличения, интенсивность потребления и другое, а также реальные и желаемые формы и методы сбыта продукции. Ниже представлена форма для определения спроса потребителей услуг. Характеристика основных групп потребителей услуг предприятия
Модель фактического спроса на услуге имеет следующий вид:
У - процент расходов на бытовые услуги в годовом доходе потребителя, процент; Д - фактический уровень годового дохода потребителя, тыс. руб. (данные городского органа статистики); Ч- численность населения района, тыс.чел., (по отчету городского органа статистики); ΔЧ - доля населения, обращающего к численному виду услуг, процент (по экспертной оценке студента); Кэ - экспертный коэффициент изменения спроса а зависимости от влияния прочих факторов ( К= 0,9 ). Кроме фактического уровня спроса, необходимо оценить и его прогнозируемый уровень по формуле: (3.2)
В этом разделе рассматривается динамика цен предприятия на изучаемый вид услуг (продукции), исследуются основные причины их изменения (появление новой технологии производства, рост цен на сырье, материалы, рост производительности труда, воздействие инфляции, изменение курса валют, др.) При изучении цены особое значение уделяется анализу отношения спроса и предложения на услугу (продукцию), а также действующему законодательству в области регулирования цен. По возможности представляется сопоставление уровня цен на аналогичные виды услуг (продукции) других фирм. 1.3. Диагностика конкурентной среды предприятия Таблица 1.1. 1.Анализ рынка
Анализ внешних условий рынка 1. На каких рынках действует предприятие? 2. Какие из них наиболее важны для его процветания? 3. Какова общая емкость каждого рынка? 4. Каковы основные сегменты каждого рынка? 5. Какова емкость каждого сегмента? 6. Где могут быть созданы новые рынки для товаров вашего предприятия? 7. Какова конъюнктура по каждому из рынков (товаров) вашего предприятия? 8. Каковы прогнозируемые изменения и их причины? 9. Какие действия необходимо предпринять вашему предприятию в ответ на эти изменения? 10. Соответствует ли ваш производственный и сбытовой потенциал тенденциям изменения рынка на ближайшие 5 лет? 11. Каковы ваши долговременные планы по каждому рынку? 12. Какую долю каждого сегмента занимают товары вашего предприятия в стоимостном выражении? 13. Собираетесь ли вы расширить продажи в каждом (или некоторых) сегменте и что делаете для этого? 14. Что влияет на спрос по отношению к товарам вашего предприятия (перечислить положительные и отрицательные факторы)? 15. Уровень диверсификации вашего предприятия? Используя вспомогательные таблицы 1.2., 1.3. оцените привлекательность рынка и конкурентоспособность товаров вашего предприятия Таблица 1.2. Индикаторы привлекательности рынков
Таблица 1.3. Индикаторы конкурентоспособности товаров
Оцените конкурентоспособность товара вашего предприятия. Для этого сравните основные показатели товара вашего предприятия и ведущего конкурента по основным параметрам: технические и потребительские свойства, экономические параметры (стоимость покупки и потребления товара) и коммерческие характеристики (условия реализации и поставки). При этом определите вес каждого показателя с точки зрения потребителя. (см таблицу 2.2.) Таблица 2.2 Форма для оценки конкурентоспособности товара
Оценка перспектив бизнеса на конкретном рынке Таблица Типичные критерии для оценки привлекательности рынка и силы бизнеса
1.4. Анализ оценки конкурентоспособности предприятия Анализ оценки конкурентоспособности вашего предприятия относительно выявленных конкурентов лучше всего систематизировать в виде таблицы (см. табл. 2.8). Таблица 2.8. Лист оценки конкурентоспособности Вашего предприятия
В таблице должны быть указаны основные факторы, определяющие успех любого изделия на рынке, и даны переменные, по которым можно количественно оценивать значение факторов. При этом каждая из этих переменных должна получить оценку (от 0 до 5 баллов) как для вашего предприятия, так и для основных конкурентов (двух или трех). Оценки проставляются в каждом из столбцов таблицы (0 — соответственно означает наиболее слабые позиции по данному параметру оценки конкурентоспособности, 5 — доминирующие позиции на рынке), а затем суммируются. Если по какому-то из параметров нет достаточной информации, исключите его из анaлизa и переходите к следующему параметру. Рекомендуются следующие переменные, которые проставляются в первый столбец таблицы "Факторы конкурентоспособности": Продукт - качество - технические параметры - право замены изделия - стиль - престиж торговой марки - упаковка - габариты - уровень ремонтного обслуживания - гарантийный срок - многовариантность в использовании - уникальность (отсутствие аналогов) - универсализм - надежность - срок службы - защищенность патентами Цена - прейскурантная - процент скидки с цены - налоговая скидка - срок платежа - условия кредита - условия финансирования в случае покупки Каналы сбыта - формы сбыта (прямая доставка, торговые представители, предприятия-производители, оптовые посредники, комиссионеры и маклеры, дилеры) - степень охвата рынка - размещение складских помещений - система контроля запасов - система транспортировки Продвижение продуктов на рынке - реклама (для потребителей, для торговых посредников) - индивидуальная продажа (стимулы для потребителей, демонстрационная торговля, показ образцов изделий, обучение и подготовка сбытовых служб персонала) Продвижение продуктов по каналам торговли (демонстрация продуктов, продажа на конкурсной основе, премии торговым посредникам, купоны, руководства по использованию) — телевизионный маркетинг (продажа по телевизору) — упоминание об изделиях в средствах массовой информации Оценка конкурентоспособности предприятия должна дополняться анализом его слабых и сильных сторон. Руководство предприятия должно получить ответы на следующие вопросы: Какие планы существуют у конкурентов в отношении их доли рынка, повышения рентабельности производства и увеличения объема продаж? Какой рыночной стратегии придерживаются ваши конкуренты в настоящее время? С помощью каких средств они обеспечивают ее реализацию? Каковы их сильные и слабые стороны? Какие действия можно ожидать в будущем от нынешних и возможных конкурентов? Для систематизации ответов необходимо воспользоваться таблицей по аналогии с предыдущей (см. табл. 2.9). Таблица 2.9 Контрольный лист для анализа силы и слабости вашего предприятия в конкурентной борьбе
Сделайте отметку (например, поставьте крестик или звездочку) по каждой из приведенных ниже групп показателей (по строкам), чтобы оценить позиции вашего предприятия по отношению к имеющимся конкурентам. Определите, какое место занимает ваше предприятие на рынке. Графа 1. Лучше, чем кто-либо на рынке. Явный лидер в отрасли. Графа 2. Выше среднего уровня. Показатели хозяйственной деятельности достаточно хорошие и стабильные. Графа 3. Средний уровень. Полное соответствие отраслевым стандартам. Устойчивые позиции на рынке. Графа 4. Следует позаботиться об улучшении своих позиций на рынке. Есть повод для беспокойства. Отмечено ухудшение показателей хозяйственной деятельности. Графа 5. Положение действительно тревожное. Позиции на рынке должны быть улучшены самым решительным образом. Предприятие попало в кризисную ситуацию. В столбце "Основные категории (группы показателей)" используйте следующие переменные: Финансы — структура активов (задолженность по отношению к уставному капиталу) — оборот акций — потребительский кредит — инвестиционные ресурсы — движение денежной наличности — позиции безубыточного ведения дел — отношение объема продаж к стоимости использованных активов — отношение основного и оборотного капитала ' ' — эффективность выполнения наметок плана и бюджета предприятия — доход на новые инвестиции — размер собственности — динамика дивидендов Производство - использование производственных мощностей - производственные процессы - эффективность перехода на выпуск новой продукции - количество рабочей силы - производительность труда - запасы сырья - объем продаж в расчете на одного занятого - объем продаж в расчете на единицу капиталовложений в основные фонды - возраст технологического оборудования - контроль качества - своевременность поставок готовой продукции — продолжительность простоя оборудования по организационно-техническим причинам — наличие производственных площадей для расширения производства — размещение оборудования Итогом такого анализа должно явиться выявление конкурентных преимуществ и уязвимых позиций предприятия и его конкурентов ( см. табл. 2.10 ) для удержания и развития своих конкурентных преимуществ и осуществления целенаправленного воздействия на их параметры. Предприятие, как правило, должно иметь несколько конкурентных преимуществ (4 — 5). Таблица 2.10 Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия
Примечание Знак«+»— собственное предприятие, 0 - важнейший конкурент III Формирование стратегии конкуренции Пример. Матрица SWOT нового высокотехнологичного кирпичного завода (рис. 11.5.1).
Рис. 11.5.1. Матрица SWOТ Возможные варианты вопросов по анализу конкурентной среды для анкетного опроса (или интервьюирования)
Возможные варианты вопросов по анализу конкурентоспособности продукции (услуг) предприятия (для опроса руководителей, специалистов предприятия)
Возможные варианты вопросов по анализу клиенткой среды для анкетного опроса (или интервьюирования) (для опроса руководителей, специалистов предприятия)
Возможные варианты вопросов по анализу сильных и слабых сторон предприятия (для опроса работников предприятия)
2. Технико-экономический анализ деятельности предприятия 2.1. Анализ показателей производственной деятельности предприятия Анализ динамики объема реализации продукции и структурных сдвигов в ассортименте модно проводить методом сравнения, при этом целесообразно провести расчет следующих показателей:
где Vфакт - фактический объем реализации услуг или продукции, стоимостном или натуральном выражении; Vплан - плановый объем реализации услуг или продукции, в стоимостном или натуральном выражении - темп роста (3.8) - темп прироста (3.9)
Таблица 2 Динамика объема производства продукции за анализируемый период
В ходе анализа необходимо сделать выводы о динамике объема реализации продукции за анализируемый период, дать четкое обоснование выявленным отклонениям, выявить их причины. Для наглядного отображения динамики объема реализации продукции рекомендуется использовать: - диаграммы изменения абсолютного прироста объема реализации - графики изменения объема продукции и услуг в процентах к базисному году и т.д. Необходимо провести исследование за ряд лет по изменению объема реализации продукции по ассортименту, проанализировать структурные сдвиги в производстве и реализации, рассчитать влияние сезонности на трудовые и технико-экономические показатели и т.д. При необходимости (если таком вид анализа обусловлен темой проекта) анализ структурных сдвигов в производстве можно построить на определении изменения количества заказов с различным уровнем цен. Данные для анализа целесообразно свести в таблицу. Таблица 3 Данные для анализа структурных сдвигов в производстве
В ходе анализа необходимо показать, как на объем производства повлияло увеличение (снижение) количества заказов, какова динамика средней цены заказа и каково ее влияние на объем производства, чем вызвано изменение средней цены заказа. Условием выполнения заданного объема производства является равномерная работа предприятия в течение месяца, декады, дня. Анализ равномерности работы предприятия включает оценку выполнения планового задания по объему выпуска и реализации услуг и продукции, оценку равномерности загрузки производства по фактическому распределению объема выпуска или реализации услуг или продукции в течение смены, дня, недели, декады, месяца. Наиболее целесообразно при этом месячный план разбить по декадам и определить отклонение фактического объема от планового. Для характеристики ритмичной работы предприятия рассчитывают коэффициент равномерности (3.10) где ΔО - величина недовыполнения плана по объему реализации услуг и продукции в абсолютных величинах (натуральных, трудовых, стоимостных) в отдельные периоды времени (дня,недели, декады). Опл - плановый объем реализации услуг и продукции за анализируемый период в соответствующих единицах изменения Если на исследуемом предприятии неярко выражены сезонные колебания ( (Rv≤0,05), то анализ показателей сезонности делать не обязательно . Если предприятие подвержено значительным сезонным колебаниям, то необходимо провести глубокий анализ сложившейся ситуации.
где Омесi- объем реализации бытовых услуг в i-м месяце, т.р.;
где Огод - годовой объем реализации услуг Расчеты отражают графически в виде "сезонной волны". Кроме того рассчитывают - размах вариации.(3.13) где К сезmax- максимальный коэффициент сезонности за год; К сезmin - минимальный коэффициент сезонности за год; - где К сезi - коэффициент сезонности за i-ыи месяц; Кср сез - среднегодовой коэффициент сезонности; i - количество месяцев - среднее квадратическое отклонение (3.15) - коэффициент вариации ( %) (3.16) Возможный дополнительный прирост объема реализации продукции или услуг при сглаживании сезонных колебаний спроса можно определить исходя из максимальной месячной загрузки предприятия ( см. таблицу 4). Таблица 4 Прирост объема реализации продукции при сглаживании сезонных колебаний
Анализ показателей производственной деятельности должен заканчиваться общими выводами с выявлением факторов и причин, влияющих на анализируемые показатели. 2.2. Анализ состояния и использования трудовых ресурсовВ зависимости от темы дипломного проектирования дипломным заданием студенту определяется глубина изложения материала, его место среди прочих вопросов темы, влияние на конечные результаты исследования. Анализ использования трудовых ресурсов целесообразно проводить по направлениям: - анализ обеспеченности предприятия трудовым ресурсами; - анализ численности и состава рабочей силы. - анализ движения кадров; - анализ специальных форм занятости кадров; - оценку количественного состава рабочей силы. Данные для анализа обеспеченности предприятия рабочей силой целесообразно оформить в таблицу. Таблица 5 Обеспеченность предприятия рабочей силой
В ходе анализа необходимо объяснить причины изменения численности по категориям работающих. Структура кадров - определяется по формуле: Dчi- доля работников i-ой категории в общей численности, % ; Чi - численность работников i-ой категории; Чср. - средне списочная численность работников (3.18) где Чм1- среднемесячная численность работников по месяцам года При необходимости рекомендуется рассчитать показатели движения кадров: - Коэффициент приема кадров где Чпр - численность принятых на работу в течение года, чел; Чср - среднесписочная численность работающих, чел - Коэффициент выбытия кадров где Ч выб - численность уволенных по различным причинам работающих, чел. - Коэффициент оборота кадров - Коэффициент сменяемости кадров определяется отношением наименьшего числа работников, принятых или уволенных к среднесписочной численности работающих за тот же период. - Коэффициент текучести кадров определяется отношением числа работников предприятия, выбывших за определенный период времени по причинам текучести (собственное желание), нарушение трудовой дисциплины и т.д.), не вызванным производственной или государственной необходимостью, на средне списочное число за тот же период. Раздел должен заканчиваться краткими выводами по анализу состояния и использования трудовых ресурсов с учетом темы проекта. 2.3. Анализ производительности трудаОдним из резервов роста производительности труда является снижение трудоемкости изготовления услуг, которое может быть постигнуто за счет: - повышения квалификации рабочих; - улучшения условий труда; - совершенствования норм и методов организации труда .и т.д. На уровень производительности труда влияет ряд факторов: - материально-технические факторы ; - организационные факторы ; - социально-экономические факторы. Все вышеперечисленные трудовые факторы оказывают влияние на величину объема реализации услуг. Приведем методику расчета некоторых из них: - изменение объема выпускаемой продукции в связи с изменением численности рабочих определяется по формуле: где ΔОч - изменение объема производства услуг за счет изменения численности рабочих Чо, Чб - численность рабочих соответственно в отчетном и базисном периодах Fч - число отработанных часов в среднем на 1 рабочего в базисном периоде Птч - часовая производительность труда 1 рабочего в базисном периоде - изменение объема выпускаемой продукции за счет изменения числа рабочих дней предприятия где До , Дб - количество отработанных дней одним рабочим в отчетном и базисном периоде соответственно Тсм - средняя продолжительность рабочего дня -влияние брака на выпускаемую продукцию где ΔОг - снижение объема годной продукции и услуг из-за брака, % Сбр - стоимость окончательно забракованных изделий С,ис - стоимость исправления брака Ор.у- годовой объем производства и реализации услуг Влияние трудовых факторов на величину объема производства можно также определить комплексными методами (можно определить по факторам, как предлагалось выше): - методом цепных подстановок; - методом абсолютных разниц ; - методом относительных разниц ; - интегральным методом . Схема цепных подстановок Факторы, влияющие на объем производства и реализации услуг увязываются уравнением 1. подстановка Изменение среднечасовой выработки одного рабочего: 2. подстановка Изменение численности рабочих 3. подстановка Изменение количества отработанных дней 4. подстановка Изменение длительности рабочей смены Значение последней подстановки должно быть равно величине планового задания. Далее делается балансовая увязка : Если величины V1 …V4 получаются со знаком "минус" , то выполняя балансовую увязку это обязательно нужно учитывать. Изменение производительности труда должно отразиться на изменении (росте или снижении) объема производства и реализации услуг, относительном высвобождении численности рабочих. Все необходимые расчеты целесообразно привести как итоговые данные раздела. 2.4. Анализ основных экономических результатов деятельности предприятияРыночная экономика требует от любого предприятия стратегического подхода к планированию своей деятельности. Это означает ориентацию не только на решение текущих затрат и удовлетворение текущих потребностей, но и на длительную перспективу. Такое требование относится ко всем видам ресурсов, в том числе и к финансовым. Себестоимость является основным оценочным показателем деятельности предприятия. Поэтому, основной задачей анализа является установление уровня выполнения плана по себестоимости продукции и выявления причин отклонения от плановых величин. Анализ себестоимости необходимо провести по калькуляционным статьям . При этом необходимо плановые данные пересчитать на фактический объем реализации продукции. Данные анализа заносятся в таблицу и выявляются причины отклонения заданных величин от фактических. Таблица 6 Себестоимость услуг, работ и продукции по калькуляционным статьям
В ходе анализа определяются отклонения плановых данных от фактических величин и устанавливаются прямые снижения или увеличения себестоимости. Анализ снижения себестоимости необходимо провести по 3-м основным направлениям: I. Снижение себестоимости за счет роста производительности труда можно рассчитать по формуле : где Спт - снижение себестоимости за счет роста производительности труда Iз.пл. - индекс заработной платы Iп.т. - индекс производительности труда Dз.п. - доля заработной платы в общей себестоимости 2. Снижение себестоимости за счет экономии по материальным ресурсам : Iц - индекс цен Iн. - индекс норм расходов dм - доля материалов в общей себестоимости 3. Снижение себестоимости за счет отклонения по условно постоянным расходам I у.п - индекс условно-постоянных расходов Iо.п- индекс объема производства dу.п - доля условно-постоянных расходов в общей себестоимости Следующим этапом анализа себестоимости является анализ изменения показателей затрат на 1 рубль реализации. Определить затраты на один рубль услуг ( Зр ) можно по формуле: где 3р - затраты на рубль реализации продукции С - себестоимость объема реализации продукции в периоде, руб. Ор.у - объем реализации услуг или продукции в соответствующем периоде, руб. Анализ затрат на рубль реализации необходимо провести за 2 года и сравнить затраты плановые с отчетными. При проведении анализа можно рассчитать объем продукции не доданный (или полученной дополнительно ) за счет изменения показателя затрат на 1 рубль реализации. где ΔО - дополнительный объем реализации услуг, руб. Δ3 - изменение затрат на рубль реализации, руб. Ор.отч - объем реализации услуг в отчетном периоде, руб. Наряду с себестоимостью, прибыль является одним из важнейших обобщающих показателей деятельности предприятия и рассчитывается по формуле: где П - прибыль предприятия (условные денежные единицы) Ор.у - объем реализации услуг и продукции, у.д.е., С - себестоимость объема производственной продукции, у.д.е. При анализе выполнения плана по прибыли необходимо сравнить отчетную прибыль с плановой величиной и установить влияние причин на прирост (снижение) прибыли, а также определить величину рентабельности услуг. Таблица 8 Анализ прибыли и рентабельности
Рентабельность производства продукции можно рассчитать по формуле: где R - рентабельность производства продукции (услуг), % П - прибыль предприятия в соответствующем периоде, руб. С - себестоимость производства продукции в соответствующем периоде, руб. При проведении анализа необходимо выявить причины снижения рентабельности и уменьшение размера прибыли. Следующим этапом анализа необходимо проанализировать метод ценообразования на предприятии. Анализ ценообразования должен включать в себе расчет базовых цен, отпускных цен. 1. Базовая (оптовая) цена где Цопт - цена изделия С- себестоимость единицы услуги, руб. П- прибыль на одно изделие, руб. 2. Отпускная цена Где НДС - налог на добавленную стоимость, руб. СП - налог с продаж Акц - акцизный сбор, (используется в структуре цены только по видам отдельной продукции) В современных условиях важным моментом является безубыточность предприятия. Оценить безубыточность предприятия можно исходя из уровня затрат и уровня прибыльности предприятия. Величина безубыточности позволяет оценить деятельность предприятия в конкретных условиях. Для этого необходимо определить разницу между ценой и издержками производства, то есть необходимо рассчитать прибыль предприятия по формуле где П - экономическая прибыль предприятия, руб. В - общая выручка, от всех видов деятельности, руб. И - издержки производства, включающие и планирующие прибыль предприятия, руб. Точка безубыточности, т.е. количество произведенной продукции, при которой прибыль равна 0 показывает минимальный объем продукции, ниже которого производить будет экономически невыгодно. Точка безубыточности определяется где х — количество единиц продукции, которое необходимо продать для достижения точки равновесия; А — сумма постоянных затрат; р — продажная цена единицы продукции; в — переменные затраты на единицу продукции 2.5. Анализ финансовой устойчивости и деловой активности предприятия Для оценки конкурентоспособного потенциала предприятия необходимо чтобы предприятие при осуществлении своей деятельности было финансово устойчиво. Для того чтобы спланировать и организовать мероприятия по устойчивому развитию предприятия, необходимо провести комплексную оценку финансового состояния предприятия. Она включает в себя следующие направления анализа: · Анализ структуры капитала предприятия, · Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия, · Анализ доходности предприятия (т.е. рентабельности), · Анализ оборачиваемости активов и пассивов предприятия (т.е. деловой активности). Источниками для анализа состояния предприятия являются данные внешнего и внутреннего учета и отчетности: баланс форма №1, отчет о прибылях и убытках форма №2, отчет о движении денежных средств форма №4. К данным внутреннего учета относятся документы, разработанные предприятием самостоятельно для ведения управленческого учета. Общий анализ баланса предприятия характеризует имущественное положение предприятия, собственные средства учредителей, прибыль, собственный оборотный капитал, внеоборотные активы, оборотные активы, заемные средства. В этом случае определяются соответствующие коэффициенты: · Коэффициент независимости характеризует долю собственного капитала к общему объему пассивов, норматив >0,5. · Коэффициент финансовой устойчивости показывает удельный вес источников финансирования, которые могут быть использованы на длительное время. Собственный капитал + долгосрочный капитал Кф.у. = валюта баланса Цель проводимого анализа финансового состояния предприятия привести баланс к рекомендуемым соотношениям между его составляющими, где собственный капитал должен быть больше внеоборотных активов и заемных средств. Проведем первоначально анализ платежеспособности и ликвидности предприятия. Ликвидность баланса оценивается для анализа достаточности средств у предприятия для покрытия обязательств, сроки которого истекают в соответствующие периоды. Активы предприятия делят на 4 группы в зависимости от степени их ликвидности, т.е. срочности их превращения в денежные средства. Пассивы в свою очередь делятся на группы по срочности их погашения. Предприятие считается абсолютно ликвидным, если выполняется так называемое условие абсолютной ликвидности: А I > П I, A II > П II, A III > П III, A IV < П IV. Делим активы (А) и пассивы (П) по 4 группам по данным на конец года. А I – денежные средства и краткосрочные финансовые вложения А II – дебиторская задолженность А III – запасы и затраты А IV – внеоборотные активы П I – кредиторская задолженность П II – краткосрочные кредиты и займы П III – долгосрочные кредиты и займы П IV – капитал и резервы Если данные условия не выполняются, то структура баланса признается не удовлетворительной, а предприятие не платежеспособным. Рассмотрим общий показатель ликвидности. L = α1 хA I + α2 x A II + α3 x A III α1 x П I + α2 x П II + α3 x П III α1 = 1 α2 = 0,5 α3 = 0,3 Рост общего показателя ликвидности свидетельствует о росте платежеспособности предприятия с учетом качественного состава средств и обязательств, сгруппированных по срокам поступления и погашения. Основными показателями платежеспособности предприятия являются соответствующие коэффициенты. 1.) Коэффициент абсолютной ликвидности находиться как отношение суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам. 2.) Уточненный коэффициент ликвидности (промежуточный) рассчитывается как отношение суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам. 3.) Коэффициент текущей ликвидности вычисляется как отношение оборотных средств к краткосрочным обязательствам. 4.) Коэффициент оборачиваемости собственных средств – это отношение разницы собственного капитала и внеоборотных активов к оборотным средствам. Показатели прибыльности (рентабельности) могут быть объединены в следующие группы: • показатели прибыльности продаж (отношение соответствующих видов прибыли к объему реализованной продукции); • показатели рентабельности активов (отношение соответствующих видов прибыли к той или иной группе активов); • показатели рентабельности финансовых источников капитала (отношение соответствующих видов прибыли к той или иной группе обязательств). Наибольший интерес представляют следующие группы коэффициентов. 1. Коэффициент валовой прибыли, или коэффициент покрытия, — это отношение разности между объемом продаж товаров и услуг и их стоимостью, равной прямым переменным издержкам, к объему продаж: Коэффициент показывает долю валовой прибыли, валовой маржи, валового покрытия в объеме продаж и является одним из наиболее важных для менеджеров предприятия. Он позволяет определить величину прибыли после вычета себестоимости реализованной продукции — переменных издержек на покрытие других видов издержек — операционных, т.е. постоянных издержек, налогов, процентов за кредит, и получение прибыли. Напомним, что деление расходов на переменные и постоянные составляет основу определения запаса финансовой устойчивости предприятия и его порога рентабельности. 2. Коэффициент операционной прибыли — операционной маржи — это отношение операционной прибыли, т.е. прибыли от основной деятельности, к объему продаж: Коэффициент показывает величину операционных расходов, приходящуюся на одну денежную единицу продаж. 3. Рентабельность продаж— отношение чистой прибыли к продажам: Коэффициент показывает величину чистого дохода, полученного предприятием на 1 руб. реализованной продукции. Финансовое положение предприятия, его ликвидность и платежеспособность зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы превращаются в реальные деньги. Период нахождения средств в обороте определяется эффективностью управления активами предприятия. Период времени в днях, в течение которого средства, вложенные в производственные запасы, проходят все стадии производства и расчетов, возвращаются в новом цикле в виде запасов называется производственно-коммерческом циклом. Оценкой деловой активности является оборачиваемость фондов. Показатели оборачиваемости характеризуют скорость превращения различных средств в денежную форму. 1. Оборачиваемость товарно-материальных запасов — это отношение суммы продаж к сумме материальных запасов: 2. Оборачиваемость дебиторской задолженности — это отношение продаж к сумме дебиторской задолженности (за минусом резервов на сомнительные позиции): Коэффициент показывает, сколько раз в год дебиторская задолженность превращалась в денежные средства. Высокие значения этого показателя положительно сказываются на ликвидности и платежеспособности. Этот показатель может определяться как длительность оборота в днях: Дебиторская задолженность • 365 / Продажи. 3. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности — это отношение объема продаж к кредиторской задолженности: Коэффициент характеризует количество оборотов, которое требуется предприятию для оплаты долгов. Этот показатель может определяться как длительность оборота в днях: Кредиторская задолженность • 365 / Продажи. Сравнение величин оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности в днях позволяет сопоставить условия краткосрочного кредитования предприятием своих клиентов с условиями кредитования самого предприятия его поставщиками. Если условия кредитования предприятия лучше, чем те, которые оно предлагает своим клиентам, то предприятие получает источник финансирования за счет разницы во времени между платежами. Наиболее распространенные показатели рыночной активности: 1. Стоимость акции — отношение суммы проданных акций Коэффициент позволяет определить продажную цену акции. 2. Доход на акцию — отношение чистой прибыли к общему Коэффициент дает представление о величине чистой прибыли, приходящейся на одну акцию. 3. Дивиденд на акцию — отношение объявленных дивидендов Коэффициент является одним из наиболее важных для акционеров, так как показывает уровень их дохода. 4. Цена — доход акции — отношение продажной рыночной цены акции к доходу на акцию: Коэффициент представляет значительный интерес не только для акционеров, но и для менеджеров. Он дает представление о том, сколько согласны платить инвесторы за единицу прибыли на акцию. 5. Дивиденд на прибыль — отношение суммы выплаченных дивидендов к величине чистой прибыли: Сумма объявленных дивидендов / Чистая прибыль. Высокие значения коэффициентов означают выгодное помещение акционерами средств и хорошие возможности привлечения капитала «Формы для анализа деятельности предприятия» 1. Анализ производства и реализации продукции Таблица 2. Динамика объема реализации продукции за xxx1-xxx3 годы.
Для характеристики равномерности работы предприятия нами рассчитан коэффициент равномерности по формуле где ΔО – величина недоданной продукции в анализируемом текущем году по сравнению с базовым (предшествующим) (тыс. руб.) Оф – фактический объем реализации продукции за анализируемый период (тыс. руб.) Таблица 3. Исходные данные для определения коэффициентов равномерности и сезонности
Сезонность характеризуется коэффициентом сезонности, который рассчитывается на основе данных табл. 2.3.2 по формуле где Омес.i – объем продукции в i-м месяце Омес. – среднемесячный объем продукции 2. Анализ показателей состава, динамики и состояния основных средств предприятия. Таблица 4. Расчет показателей динамики и структуры основных средств.
Таблица 5. Движение основных средств на «………»
3. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов предприятия Таблица 6. Структура производственных кадров предприятия
Таблица 7. Сводные аналитические показатели движения персонала предприятия
4. Анализ показателей производительности труда и использования рабочего времени Таблица 8. Анализ производительности труда и использования рабочего времени на предприятии
Таблица 9. Расчет влияния факторов использования рабочего времени на изменен ие выработки методом цепных подстановок
5. Анализ использования фонда заработной платы работающих предприятия Таблица 10. Использование фонда заработной платы на предприятии в целом и категориям работающих
Таблица 11. Влияние факторов изменения численности и среднегодовой заработной платы персонала предприятия на перерасход фонда заработной платы
6. Анализ средней заработной платы и ее изменение в соотношении с ростом производительности труда Таблица 12. Товарная продукция, численность и фонд заработной платы промышленно – производственного персонала (ППП)
Таблица 13. Соотношение показателей производительности труда и заработной платы
7. Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности Таблица 14. Динамика показателей, характеризующих затраты и рентабельность производства за xxx1 – xxx3 г. г.
Таблица 15. Динамика структуры себестоимости одного изделия по калькуляционным статьям
|