Реферат: Планирование производства батона
Название: Планирование производства батона Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание 1. Содержание плана производства и реализации продукции 4 1.1. Сущность планирования производства 4 1.2. Планирование товарной, реализуемой, валовой и нормативно-чистой продукции 6 1.3. Производственная мощность предприятия 12 2. Исходные данные для расчета плана производства и реализации продукции 15 3. Планирование объема производства в натуральном и денежном выражении 16 4. Резервы увеличения объема производства 20 Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что хлебопекарная промышленность является одной из социально значимых отраслей экономики России. Специфические условия, в которых осуществляется производственная и коммерческая деятельность хлебопекарных предприятий: государственное регулирование цены реализации хлеба и хлебобулочных изделий, ограниченный срок годности сырья и готовой продукции, ежедневные колебания объемов реализации, высокая материалоемкость, изношенность основных фондов – оказывают существенное влияние на эффективность их функционирования и развития. Наиболее важной становиться задача повышения эффективности использования имеющихся ресурсов предприятий в процессе производства и сбыта продукции. При этом в условиях конкурентной борьбы за потребителя предприятия вынуждены с каждым годом расширять ассортимент производимой продукции, используя новые технологии. В данных условиях возрастает роль и значение менеджмента , от эффективности которого зависит устойчивость развития, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. В первую очередь это относится к планированию функционирования и развития предприятия, составляющему сущностную основу управления. Необходимость учета специфики отрасли требует решения проблем не только на методическом, но и на практическом уровне. Таким образом, высокий уровень конкуренции и неопределенности внешней среды, необходимость оперативного планирования и контроля производственной деятельности предприятия предъявляют новые требования к инструментам внутрифирменного планирования на хлебопекарных предприятиях. Цель написания работы состоит в исследовании теоретических основ и практическом расчете объемов производства и реализации и реализации продукции на хлебопекарном предприятии. 1. Содержание плана производства и реализации продукции 1.1. Сущность планирования производства Планирование производства продукции в хлебопекарной промышленности должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей и быть тесно связанным с разрабатываемой общей стратегией развития предприятия, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности. В годовом плане производства каждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей [1, с. 144]: - основная цель производственной деятельности предприятия и ее отдельных подразделений на плановый период; - объем и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров; - расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесия спроса и предложения; - определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих; - распределение планируемых работ по основным цехам, а также сроком изготовления и поставок продукции на рынок; - выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей; - обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг, контроля выполнения планов производства и реализации продукции. План производства и реализации продукции является основным и ведущим разделом годового комплексного плана предприятия. На его основе разрабатываются все другие разделы и показатели годового плана. Рыночные отношения в промышленности означают самопланирование, самоорганизацию, самоуправление и самофинансирование всех видов производственной, хозяйственной и иной деятельности. Самостоятельность в осуществлении внутрипроизводственного рыночного планирования предполагает [5, с. 276]: 1) свободное обеспечение производственно – технического и социального – экономического развития предприятия за счет собственных финансовых ресурсов; 2) высокую материальную заинтересованность персонала предприятия в достижении необходимых конечных результатов трудовой, производственной и финансовой деятельности; 3) полную ответственность высшего руководства и специалистов предприятия за общие результаты рыночной деятельности и выполнение всех договорных обязательств; 4) получение планируемых доходов или прибыли, необходимой финансовой основы выполнения годовой производственной программы предприятия, дальнейшего развития его потенциала; 5) установление прямой зависимости между планами производства и продажи продукции и общими доходами, уровнем эффективности производства и личными доходами работников. В планах производства устанавливаются основные источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно-допустимые затраты по этапу и виду работ, конечные результаты по отдельным подразделениям, видам потоков и сроком поступления денежных средств. В ходе внутрипроизводственного планирования каждое структурное подразделение, цех или отдел разрабатывают свои планы производственной деятельности, которые затем увязываются с общим планом предприятия[3, с. 48]. По уровню управления производственные планы бывают: общими по предприятию, цеховыми, бригадными и т.д. В годовых планах производства и реализации продукции решают следующие основные задачи: - определение основных плановых заданий каждому подразделению предприятия; - выявление и устранение возникающих нестыковок в межцеховых планах; - взаимодействие основных показателей долгосрочных и текущих планов производства; - распределение производства ресурсов между подразделениями предприятия. 1.2. Планирование товарной, реализуемой, валовой и нормативно-чистой продукции План производства и реализации продукции включает планирование производства продукции в натуральном выражении, производство продукции в стоимостном выражении, объема реализации продукции, показателей качества выпускаемых изделий, обоснование плана производства показателями использования производственных мощностей и основных фондов [5, с. 28]. Объем производства предприятия в стоимостном выражении характеризуется показателями: товарной, реализуемой, валовой и нормативно – чистой продукции. Товарная продукция предприятия характеризует собой объем продукции, подготовленной для передачи потребителям. В состав товарной продукции включаются [4, с. 67]: а) все виды полностью изготовленной, комплектной продукции и полуфабрикатов, предназначенных для реализации; б) работы и услуги промышленного характера сторонним организациям (частичная обработка деталей и т. д.); в) продукция вспомогательных цехов и хозяйств, предназначенная для реализации. г) капитальный и средний ремонт оборудования и транспортных средств своего предприятия. Изготовленная, но не отвечающая качественным требованиям (стандартам, ТУ) забракованная продукция, а также все виды непроизводственных услуг, в состав товарной продукции не включается. Объем товарной продукции планируют в стоимостном выражении по действующим оптовым ценам и нормативу чистой продукции по каждой номенклатурной позиции и определяют по формулам: Для каждого вида изделия
а по всему объему товарной продукции
где
n – номенклатура изготавливаемых изделий;
Реализуемая продукция в отличие от товарной включает продукцию, поставленную потребителем и оплаченную по счетам. В плане объем реализованной продукции определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовых изделий, полуфабрикатов, производственных услуг и работ сторонним организациям. При расчете объема реализуемой продукции
Объем реализуемой продукции определяется по действующим оптовым ценам предприятия и нормативу чистой продукции. Состав и объем товарной и реализуемой продукции на один и тот же период разделяется, так как последняя не учитывает складских остатков или продукцию, находящуюся в стадии реализации (товаропродвижении, транспортировки и расчетах). Незавершенным производством называется выраженная в стоимостной форме, незаконченная в изготовлении продукция, находящаяся на различных стадиях производства в виде заделов, подлежащих дальнейшей обработке. Незавершенное производство (заделы) – необходимое условие обеспечения непрерывности и ритмичности работы производства. Незавершенное производство планируют в размерах минимальных, но достаточных для планомерного хода производства. На предприятии с устойчивой номенклатурой и коротким циклом производства (до двух месяцев) уровень незавершенного производства не претерпевает существенных изменений и в плане не учитывается. В стоимостной форме планируемая величина незавершенного производства на конец периода определяется по формуле
где Валовой называется продукция, произведенная предприятием за планируемый период независимо от степени ее готовности. В состав валовой продукции входят товарная продукция и изменения остатков незаконченной продукции, полуфабрикатов, остатков незавершенного производства и запчастей к оборудованию своего производства.
где При укрупненных расчетах объем валовой продукции может быть определен через показатели валового и внутризаводского оборота. Валовой оборот – это сумма валовой продукции в рублях, выпускаемой всеми цехами завода. В него включаются все готовые изделия, продукция, изготовленная основными, вспомогательными и обслуживающими цехами предприятия, взаимные услуги независимо от назначения (внутри или на сторону) и изменения остатков незавершенного производства. Внутризаводской оборот представляет собой суммарный объем продукции, обращающийся между цехами, т.е. суммарный выпуск цехов, кроме цеха окончательной сборки и продукции цехов, отгружаемой потребителям и равен разности между валовым оборотом и валовой продукцией. В него входят: стоимость полуфабрикатов своего производства, используемых на предприятии для выпуска готовой продукции, для ремонта оборудования, транспорта, изготовленная оснастка стоимость израсходованного инструмента и всех видов энергии собственной выработки, услуги заводского транспорта, ремонтных цехов и т.д. С помощью расчетов валового и внутризаводского устанавливают соответствие возможностей заготовительных и вспомогательных цехов и обеспечивают производство необходимыми полуфабрикатами и разного вида работами и услугами. Валовая оценивается в ценах на первое января предыдущего года, а товарная – в действующих оптовых ценах. Стоимость товарной продукции в действующих оптовых ценах предприятия и товарной (валовой) продукции в сопоставленных ценах определяется по производственному методу, сущность которого состоит в том, что в объем продукции включается только продукция, реализуемая на сторону и для непромышленных нужд предприятия. Однако следует помнить, что включаемая в валовую продукцию стоимость сырья, полуфабрикатов, по кооперативным поставкам существенно искажает представление о фактическом объеме и динамике производства на данном предприятии. Поэтому в качестве оценочного показателя работы предприятия может применяться объем нормативной чистой продукции (иногда нормативная стоимость обработки или трудоемкость). Объем нормативно – чистой продукции отражает величину вновь созданной стоимости. Это устраняет заинтересованность в выпуске материалоемкой продукции и влияние внешних факторов на показатели работы предприятия. Норматив чистой продукции ( Этот норматив утверждается в установленном порядке одновременно с ценами. Обязательным условием при этом должна быть прогрессивность норм трудоемкости. Заработная плата производственных рабочих определяется из калькуляции изделия как сумма основной и дополнительной заработной платы и отчислениями на социальные нужды. Для промышленно-производственного персонала по обслуживанию и управлению она рассчитывается через коэффициент по формуле
где Следовательно, сумма заработной платы, подлежащей включительно в норматив чистой продукции, определяется по формуле
Прибыль, включаемая в норматив, является нормативной и рассчитывается по нормативу рентабельности
Норматив чистой продукции на изделие определяется по формуле
При большой номенклатуре продукции норматив чистой продукции (НЧП) устанавливается для предприятия в виде коэффициента ее к стоимости соответствующей продукции по ценам предприятия. Этот коэффициент определяется соотношением между объемом продукции, выраженном в ценах и НЧП, сложившимся на производстве за два истекших года, но он не может быть более единицы. Объем производства, выраженный в НЧП, в планах и отчетах предприятия определяется: 1) по готовой продукции, планируется в натуральном выражении через норматив в виде
где m – номенклатура изделий; 2) по продукции, планируемой в стоимостном выражении, через нормативный коэффициент чистой продукции
где 1.3. Производственная мощность предприятия Под производственной мощностью понимается максимально возможный годовой выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте, предусматриваемых планом при полном использовании наличного производственного оборудования и площадей с учетом применения прогрессивных технологий, организации производства и труда [6, с. 48]. Расчет производственной мощности проводится в целях согласования планируемого объема выпуска продукции с производственными возможностями предприятия. В общем виде производственная мощность оборудования
для многономенклатурного производства:
где m – номенклатура изготовляемых объектов. Исходными данными для расчета производственной мощности служит номенклатурно-количественные задания по выпуску продукции, прогрессивные плановые нормы трудоемкости, состав наличного оборудования, производственные площади, методики расчетов по определению производственной мощности. Различают производственные мощности на начало года – входную, которая определяется по наличию оборудования и действующим нормам труда, и выходную – на конец года, с учетом плана работ по модернизации оборудования, совершенствованию технологии, расширению парка оборудования и другим факторам. В плановых расчетах используется показатель среднегодовой мощности, который определяется по формуле
где При однотипном оборудовании мощность по выпуску i-го изделия пропорциональна пропускной способности и определяется по формуле
где m – количество позиций плана производства продукции; При разнотипном оборудовании мощность определяется, исходя из обеспечения возможно более полной загрузки ведущей группы оборудования
Производственная мощность для каждого подразделения определяется по ведущему структурному звену: для участка – по ведущей группе оборудования, для цеха – по ведущему участку, для предприятия – по уровню мощности основного, ведущего цеха. Ведущее звено характеризуется следующими признаками: а) значительной частью стоимости данного оборудования в общей стоимости всего оборудования; б) значительной трудоемкостью обработки в данном звене относительно трудоемкости технологического процесса производства продукции; в) сложностью и ответственностью выполненных операций (значимость работ); г) высокой степенью загрузки оборудования (интенсивностью работ). Производственная мощность цехов зависит от мощности основных групп оборудования. Оценка степени использования производственной мощности осуществляется по коэффициенту использования производственной мощности
и среднему коэффициенту сменности работы оборудования
где С – среднегодовое количество единиц оборудования; m – номенклатура программы производства продукции. Использование производственной мощности также осуществляется по среднему коэффициенту загрузки оборудования, по обобщающим показателям выработки продукции на один станок, на 1м2 площади, фондоотдаче в рублях и выпуску продукции на 1 руб. основных производственных фондов. Производственная мощность является важнейшей характеристикой потенциальных возможностей предприятия по выпуску продукции, а показатели использования ее показывают степень использования основных фондов. 2. Исходные данные для расчета плана производства и реализации продукции Исходными данными для расчета плана производства и реализации продукции являются: - суточная выработка по производственной мощности; -суточная выработка по плану; - остановка на текущий ремонт; -остановка на капитальный ремонт; - оптово-отпускная цена на хлеб. 3. Планирование объема производства в натуральном и денежном выражении В данном разделе контрольной работы приведем подробные расчеты по определению плана производства и реализации продукции по заданию. Ниже приведен расчет на примере хлебозавода. Расчет В таблице 1 по каждой из пяти печей хлебозавода приводятся ассортимент и суточная выработка: • в базисном году. • по производственной мощности на планируемый ассортимент и • выработка, намечаемая по плану. Так, для изделий Батон нарезной, 0,4 кг суточная выработка: • по производственной мощности на планируемый ассортимент- 19 т/сутки, • выработка, намечаемая по плану – 18,4 т/сутки. Таблица 1 Суточная выработка по хлебозаводу на рабочий день
Далее планируем режим работы хлебозавода при условии З-х-сменной работы при непрерывной неделе График планово-предупредительного ремонта печей по кварталам представлен в Таблице 2. Количество дней остановок на осмотр, текущий и капитальный ремонт устанавливается в соответствии с нормами, утвержденными в инструкции по определению производственной мощности. Таблица 2 График планово – предупредительного ремонта печей (в днях)
Количество текущих ремонтов (К т.р.) определяется по формуле: К т.р =tц /П т.р.- (Кс+1),где tц - продолжительность ремонтного цикла в месяцах t ц = 12*Пк , где Пк - период времени в годах между 2-мя капитальными ремонтами; Пк =1, tц = 12*1 =12 П т.р.- период между 2-я текущими ремонтами в месяцах (П т.р.= 3), Кс - количество плановых средних ремонтов (Кс =0). Таким образом, получим К т. р. = 12/3-1 = 3. Имея исходные данные: • остановки на текущий ремонт - по 3 суток в квартал, • на капитальный ремонт - 20 суток в 3-м квартале, получим по печи ПХС-40. Батон нарезной, 1 кг, следующий график планово - предупредительного ремонта: • в I-м квартале –3 суток текущего ремонта; во II-м квартале - 3 суток текущего ремонта; в III-м квартале - 20 суток капитального ремонта. • в IV-м квартале-3 суток текущего ремонта; Рассчитаем число рабочих дней каждой печи по кварталам планируемого года, которое определяется как разность между календарным числом дней планируемого года (365) и числом дней предусмотренных остановок. По печи ПХС-40, Батон нарезной, 0,4 кг, получим 308 рабочих дней (см. Таблица 3). Таблица 3 Расчет продолжительности рабочего периода печей (в днях)
Определим выпуск продукции в натуральном выражении (Таблица 4), использовав данные Таблиц 1, 2 и 3. В графы 5 и 6 приставляем данные из граф 3 и 4 Таблицы 1 соответственно. В графы 7 и 8 проставляем данные из граф 7 и 2 Таблицы 2 соответственно. В графы с 9 по 13 проставляем данный из граф 2-6 Таблицы 3 соответственно. Выпуск продукции в тоннах (Вn) рассчитывается по формуле: Вn = Nn*F , где N n - технико-экономическая норма производительности по плану (гр.6 Табл. 4); F - количество дней работы печи в квартал, в год (гр. 9-13 Таблицы 4), Для печи ПХС-40, Батон нарезной, 0,4 кг, годовой выпуск продукции составит: 18,4 х 336 = 6182,4 т. Годовая производственная мощность в тоннах (гр. 19 Таблицы 4) определяется как произведение выработки в сутки по производственной мощносш (гр. 5 Таблицы 4) на количество дней работы оборудования в гад (гр. 9 Таблицы 4). Для печи №1, Хлеб Орловский, 1 кг, годовая производственная мощность составит 308 х 68,9 = 21221,2 т. Таблица 4 Расчет плана производства и использования производственных мощностей
Продукция с хлебозавода отпускается по оптово-отпускным ценам, а для оценки товарной продукции используются оптовые цены предприятия. Поэтому для определения оптовой цены необходимо знать акциз и налог на добавленную стоимость (НДС). Акциз на продукцию хлебопекарной промышленности не установлен, а НДС составляет 10%. При оптово-отпускной цене на Батон нарезной 360 руб./т. оптовая цена предприятия (Таблица 5 гр. 7) составит 360/1,1=327,3 руб. В таблице 5 приведен расчет товарной продукции. Расчет товарной продукции по хлебозаводу
4. Резервы увеличения объема производства На предприятии имеется резерв дополнительного выпуска продукции за счет -увеличения среднесуточной выработки; - увеличения производственных мощностей; - совершенствование технологий производства продукции;- дальнейшее расширение ассортимента выпускаемой продукции;В целях увеличения объемов производства следует разрабатывать программы модернизации и переоснащения материально-технической и технологической базы за счет средств инновационного фонда, фонда энергосбережения и собственных средств предприятия. Следует приобретать высокотехнологичные печи и оборудование для производства хлебобулочных изделий, менее энергоемкой автоматизированной техники для тестоприготовления, упаковки и нарезки хлебобулочных изделий. В целях сохранения качества готовой продукции, абсолютного соблюдения санитарных норм можно приобрести машины, осуществляющие фасовку, нарезку и упаковку хлебобулочной продукции. Это оборудование обеспечивает отличный товарный вид изделий, длительное сохранение полезных свойств и удобство для потребителей. На основе расчетов установлено, что товарная продукция на планируемый год по изделию «Батон нарезной» составляет 2023,3 тыс. руб.; выпуск продукции составляет 6182,4 т. Темпы роста производства товарной продукции, производство важнейших видов продукции в натуральном выражении являются показателями плана производства (производственной программы). Товарная продукция, реализуемая продукция, объем продаж являются стоимостными показателями производственной программы. Увеличение выпуска продукции в натуральном выражении возможно в связи с активной деятельностью предприятия по расширению рынков сбыта. Неотъемлемой частью плана производства в натуральном выражении является задание по дальнейшему повышению качества продукции, отвечающему по своим показателям высшим достижениям отечественной и зарубежной техники на всех стадиях изготовления продукции. В планах выпуска продукции предусматривается снятие с производства продукции, не пользующейся спросом и внедрение в производство новых видов изделий. 1. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник.– М.:ИНФРА-М,2005.– 392с. 2. Ильин А. И. Планирование на предприятии, М., Новое знание – 2008 – 672 с. 3. Кобец Е. А. Планирование на предприятии Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006 – 128 с. 4. Козловских Л.А., Якушева А.И.. Планирование на предприятии. Учебно-практическое пособие. Часть 1,2. ─М., МГЗИПП, 2004 – 109 с. 5. Новицкий Н.И., Пашуто В.П. Организация, планирование и управление производством: учеб- метод. Пособие / под ред. Н.И. Новицкого- М.: Финансы и статистика, 2007 – 576 с. 6. Одинцова Л.А. Планирование на предприятии: учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Л.А. Одинцова – 2 – е изд. Стер. - - М.; Издательский центр «Академия», 2009 – 272 с. 7. Филатов О.К. и др. Планирование, финансы, управление на предприятии: Практическое пособие / О.К. Филатов, Л.А. Козловских, Т.Н. Цветкова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 384 с. |