Дипломная работа: Психологические особенности отношения к материнству
Название: Психологические особенности отношения к материнству Раздел: Рефераты по психологии Тип: дипломная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Глава I. Отношение к материнству у женщин в период гестации. 7 1.1 Различные подходы к пониманию материнства. 7 1.2 Онтогенез материнской сферы.. 9 1.3 Содержание материнской сферы.. 16 Глава II. Смысловая сфера женщины в период беременности. 20 2.1 Смысловое переживание материнства. 20 2.2 Внутренний диалог как проявление смыслового переживания матери. 23 Глава III. Исследование отношения к материнству и смысловой сферы женщины в период беременности. 32 3.1 Организация эксперимента. 32 3.2 Результаты эксперимента. 35 3.3 Рекомендации по проведению психологической работы с беременными женщинами. 41
|
Элементы |
Беременные женщины |
Небеременные женщины |
Элементы семейной жизни |
материальное благосостояние, наличие собственного жилья, взаимопонимание, любовь, верность, хорошая работа |
уважение, наличие детей, любовь, верность, взаимопонимание, материальный достаток |
Элементы материнства |
любовь, здоровье, ответственность, забота |
любовь, внимание, забота, здоровье, воспитание, счастье |
Сводные таблицы по результатам исследования приведены в приложении 5, табл. 3 - 6).
Сравнив результаты «Теста отношений беременной» (ТОБ) с результатами анкетирования, мы получили, что оптимальный тип ПКГД (психологического компонента гестационной доминанты) характерен для беременных женщин имеющих стабильное социальное положение, для которых данная беременность не первая. Это, преимущественно, женщины, состоящие в зарегистрированном браке, имеющие хорошие условия работы, законченное высшее образование, проживающие отдельно от родителей в собственном, а не арендуемом жилье. Их социальное положение выше среднего, либо среднее. Муж, родственники и рабочий коллектив относятся к их состоянию доброжелательно. Женщины имеют возможность обсудить свои проблемы с друзьями и близкими родственниками. Общий эмоциональный фон в семье и на работе у них положительный.
Эйфорический тип ПКГД (психологического компонента гестационной доминанты) характерен для женщин с первой беременностью, в возрасте 20-22 лет. Это молодые женщины с высшим или незаконченным высшим образованием, имеющие стабильное социальное положение. Материальное положение их выше среднего или среднее, они состоят в зарегистрированном браке, имеют свое жильё, либо проживают с родителями. Общий эмоциональный фон в семье и на работе у них положительный.
Депрессивный и тревожный типы ПКГД (психологического компонента гестационной доминанты) характерны для беременных женщин с первой беременностью, имеющих нестабильное социальное положение. Это женщины, состоящие в гражданском браке, не уверенные в своем партнере, либо находящиеся в разводе или вообще не состоящие в браке.
Материальный достаток таких женщин средний или ниже среднего, они проживают с родителями или арендуют жильё (не имеют своего жилья), условия работы у них удовлетворительные, либо они обучаются на дневном отделении.
Беременность является спонтанной. Муж и ближайшие родственники, а так же коллеги по работе не поддерживают женщину в ее желании родить ребенка. У этих женщин нет близких брузей, а с родственниками они не стремятся обсуждать свое состояние.
Некоторые из беременных женщин с тревожным типом ПКГД знают о трудностях, возникших у их матери в период беременности и опасаются, что подобное может случиться с ними.
Общий эмоциональный фон в зоне ближайшего окружения таких женщин можно оценить, как тревожный, напряженный.
Гипогнозический тип ПКГД (психологического компонента гестационной доминанты) наблюдается у беременных женщин, имеющих нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждающихся в индивидуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра.
Проведя сравнительный анализ социального положения беременных и небеременных женщин, мы получили, что:
Вопросы анкеты |
Беременные женщины |
Небеременные женщины |
зарегистрированный брак |
60% |
32% |
гражданский брак |
24% |
16% |
не замужем |
4% |
52% |
хорошие условия работы |
40% |
68% |
удовлетворительные условия работы |
48% |
20% |
учеба на дневном отделении |
12% |
8% |
учеба заочно |
0% |
4% |
высшее образование |
36% |
60% |
средн.-спец. образование |
36% |
12% |
среднее образование |
4% |
0% |
свое жилье |
40% |
48% |
прожив. с родит. |
32% |
32% |
аренда жилья |
28% |
20% |
мат. полож. выше ср. |
12% |
24% |
мат. полож. средн. |
76% |
68% |
мат. полож. ниже ср. |
12% |
8% |
Выводы:
Во время беременности в личности женщины происходят значительные изменения. Меняется ее смысловая сфера, отношения с окружающими и отношение к себе.
Беременные женщины больше внимания уделяют аккуратности, чистоплотности, ответственности, счастливой семейной жизни и здоровью. Интересы небеременных женщин сосредоточены в области активной деятельной жизни, продуктивной жизни, познании. Они чаще, чем беременные выделяют значимой ценностью высокие запросы и образованность. В беседе было выявлено, что такая терминальная ценность, как здоровье понимается беременными и небеременными по-разному. Для беременных, здоровье – благополучное разрешение от бремени, здоровый ребенок. Для небеременных, здоровье – залог успешной карьеры, продуктивной жизни. Материально обеспеченная жизнь так же понимается по-разному. Для беременных, это – залог благополучия семьи, ребенка. Для небеременных, материальное благополучие – это залог самостоятельности, уверенности в себе.
Психологическая работа с беременными женщинами призвана способствовать повышению ценности семьи и материнства в сознании женщины, содействовать нравственному воспитанию будущих мам, укреплению психического и физического здоровья беременных женщин.
Работа психолога с беременными женщинами крайне важна. От того, получит ли женщина квалифицированную психологическую помощь, зачастую зависит протекание беременности, родов, послеродового периода.
3.3. Рекомендации по проведению психологической работы с беременными женщинами
Психологическая помощь должна быть адекватна переживаемой женщиной ситуации, в связи с чем целесообразно выделять следующие группы пациенток:
1. женщины, желающие родить ребенка и воспитывать его в семье;
2. женщины, собирающиеся родить ребенка и имеющие намерение оставить его в роддоме;
3. женщины, решившие по разным причинам прервать беременность.
Работа психолога с женщинами первой группы направлена на психологическую подготовку к родам и материнству, обеспечению благоприятного психоэмоционального настроя в течение беременности, повышению доверия к врачу.
Работа с семейным окружением беременной женщины также является важным компонентом оказания психологической поддержки.
При работе с женщинами, собирающимися родить ребенка и имеющими намерение оставить его в роддоме, задача психолога заключается в том, чтобы:
a. выявить факторы, подталкивающие женщину к принятию такого решения;
b. помочь женщине осознать всю ответственность и важность, принимаемого ею решения;
c. оказать женщине эмоциональную поддержку, выразить свою заинтересованность и желание помочь в трудный для нее период.
В любом случае, психологическая помощь может быть оказана, исходя из индивидуальных особенностей личности женщины: социальных, психологических и физиологических факторов, оказывающих влияние на данную проблему.
При работе с женщинами, решившими прервать беременность, деятельность психолога заключается в предоставлении всей информации о вредных для психики пациентки последствиях такого решениями в попытке совместного анализа кризисной ситуации, помощи в преодолении личностных конфликтов.
В зависимости от особенностей отношения женщины к предстоящему материнству, можно предложить следующие программы психологической помощи (см. приложение 6).
Таким образом, психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (структурам) беременной женщины:
1. Личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками.
2. Эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию.
3. Когнитивный уровень: передача знаний.
4. Операциональный уровень: формирование навыков и умений (поведения в родах, ухода за ребенком).
5. Психофизический уровень: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арттерапии, телесноориентированной терапии.
Заключение
Каждая женщина переживает беременность по-своему. Более того, одна и та же женщина по-разному переживает свои разные беременности. Многое тут связано с психическим состоянием матери, в частности с тем, как она относится к самой беременности и к рождению будущего ребенка.
Изменения в жизни, ждущие женщину с рождением ребенка, необычайно глубоки. Она перестанет принадлежать только себе, от нее будет теперь зависеть жизнь нового существа. Ответственность за ребенка, его физическое и личностное развитие она ни на кого не сможет переложить. Беременность влечет за собой решительные перемены во взаимоотношениях с другим и людьми, в профессиональной деятельности женщины. Происходят изменения и с ее телом, и с ее душой. Они начинаются уже в первой трети беременности, когда ребенок еще и не ощущается как живое существо. Такие изменения воспринимаются именно как изменения в себе, причем необратимые и далеко не всегда желательные. Интересы постепенно смещаются с привычных на новые, связанные с ребенком, его воспитанием. Это может переживаться как потеря своих личностных достижений.
Кроме того, женщине предстоит перестройка отношений с мужем: они перестают быть только супругами друг для друга, они становятся вместе родителями ребенка, что требует выработки единой позиции по отношению к нему. Не менее серьезны изменения в отношениях с собственными родителями и родителями мужа. Они теперь ожидают от будущей матери «качественного» выполнения материнских функций. А представление об этом качестве у них может не совпадать с тем, которое сложилось у молодых родителей. Если в молодой семье прилаживание супругов друг к другу происходило трудно и долго или если оно еще не закончилось, то все эти проблемы усугубляются.
Бывает, что уже во время беременности случаются вещи неожиданные, резко меняющие для матери смысл рождения ребенка: разрыв отношений с отцом ребенка, потеря близких, ухудшение материального положения. Это порождает новые тревоги, сом нения, неприятные ожидания.
Отрицательные переживания, острые стрессовые состояния, устойчивые страхи, возникновение неоднозначных чувств к будущему ребенку или к самой себе, а иногда своеобразное игнорирование беременности (когда женщина не ощущает себя беременной, не чувствует никаких изменений в физическом и психическом состоянии) могут свидетельствовать о наличии у будущей матери неосознаваемых внутренних проблем, конфликта между желанием иметь ребенка — и неготовностью к решительным переменам в себе и в жизни.
Осложнения в переживании беременности чаще всего порождены тревогой за ее благополучный исход или прогнозом таких изменений в жизни, которые для женщины нежелательны или с которыми она не сможет справиться. Разумеется, для каждой женщины такие изменения и их смысл будут очень разными; здесь нельзя дать готовый рецепт. Отношение к ребенку, материнству, связанные с этим изменения в жизни, возможность установить баланс между этими изменениями (желаемыми и теми, которые переживаются как нежелательные) — все это существенно зависит от жизненного опыта, опыта взаимодействия с собственной матерью, с маленькими детьми, от наблюдения за тем, как переживают материнство родные и близкие.
Путь становления материнской сферы у каждой женщины строго индивидуален, хотя, конечно, в пределах одной культуры, социального слоя, семейных традиций можно ожидать некоей общности представлений, ценностей и даже воспитательных стратегий (как относиться к плачу ребенка, как с ним играть и заниматься, как распределяются воспитательные роли в семье и т. п.). И все же «сценарий материнства» всегда индивидуален.
Для того, чтобы у женщины сложилось адекватное положительное отношение к материнству, необходимо понять, что нет ничего неизменного в опыте, что фатально предопределяло бы течение нашей жизни. Однако важно, чтобы мы умели получаемый опыт истолковывать в свою пользу. Возможно, наши устоявшиеся представления — только результат стечения обстоятельств нашей жизни? Значит, возможны и другие варианты, в том числе и для нас самих. В любом случае важно уже само желание изменить имеющиеся представления и отношения.
Следующий за этим шаг — поиск путей изменения. Здесь полезным окажется опыт родных и знакомых; а ориентироваться лучше на положительные стороны (пытаясь примерить их на себя), а не на отрицательные.
Разобраться во всем этом и помочь в выборе и создании конструктивных способов решения проблем поможет профессиональный психолог.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу.
Список литературы
1. Айвазян Е.Б., Арина Г.А., Николаева В.В. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложненной акушерской и экстрагенитальной патологией // Вестник МГУ, Серия «Психология». – 2002. - №3. С. 3 – 18.
2. Анцыферова Л.И., Завалишина Д.Н., Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии. – М: Наука, 1988. С. 9-36.
3. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Cинапс. – 1993. - № 4.
4. Барановская Т.И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (лонгитюдное исследование). Автореф. дис…к. психол. н. - Шуя, 2000. – 27 с.
5. Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - т.2. вып. 4. – 1996. С. 69 – 70.
6. Белогай К.Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности // Материалы научно-практической конференции. – М.: РГУ, 2004. – 498 с.
7. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности. – М.: Проспект, 2004. – 256с.
8. Брехман Г.И. Пути многоуровневого взаимодействия матери и ее неродившегося ребенка // Перинатальная психология и медицина. Ч.1. – Иваново, 2001. С. 164 – 179.
9. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопр. психол. – 1999. - №3. С. 38 – 47.
10. Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство. Учебно-методическое пособие. - М.: СВЕТОЧ, 1994. – 318 с.
11. Брутман В.И., Варга А.Я., Радионова М.С. Особенности семейного воспитания и личностные характеристики женщин, бросающих своих детей // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - т.2, вып. 4. – 1996. С. 151-152.
12. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Миледина Л.В. Материнская агрессия, отказ от ребенка и репродукция циклов семейного насилия. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - т.2, вып. 4. - 1996. С. 153 – 154.
13. Брутман В.И. Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - т.2, вып. 4. - 1996. С. 150-151.
14. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопр. психол. – 2002. - №1. С. 59 – 68.
15. Брутман В.И. Речь женщин в разные периоды беременности // Детский психолог. - №7. – 2004. С. 25.
16. Бубер М. Я и Ты. - М.: Высшая школа, 1993. – 247 с.
17. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МГУ, 1984. – 316 с.
18. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М.: Просвещение, 1998. – 428 с.
19. Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В. Индивидуально-психологические особенности беременных с угрозой выкидыша // Материалы научно-практической конференции. - Киров.: НИИ гематол. и перелив. крови, 1995. С. 74-75.
20. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. - М.: Педагогика, 1982. – 462с.
21. Гурская Т. Идентичность и эмоциональная сфера ребенка раннего возраста (1–3 года) // Материалы научно-практической конференции. – М.: РГУ, 2004. – 498 с.
22. Дьяченко Э.В. Точка отсчета личностного развития // Вопросы психологии. – 2001. - №5. С. 24.
23. Завьялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и методы ее формирования. Автореф. дис…к. психол. н. - М., 2000. – 23 с.
24. Заусенко И.В. Исследование взаимосвязи между принятием матерью себя и своего ребенка // Пасха. Екатеринбург. - 1999. - № 1-2. С. 50-66.
25. Кашапова С.О. Психоэмоциональные и личностные особенности у девушек-подростков, ожидающих ребенка // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов – 2001» (секция ПСИХОЛОГИЯ). – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. – 528 с.
26. Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов. Дисс. канд. психол. наук. - СПб., 1998 – 150 с.
27. Колоскова М.В. Психическое развитие младенцев с повышенным риском заболевания шизофренией. Дисс. канд.пс.н. – М.: МГУ, 1989. – 134 с.
28. Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники // Психологическое консультирование и психотерапия: Хрестоматия / Под ред. А.Б. Фенько. - М.: Психол. ин-т им. Л.Г. Щукиной; Моск. город, психолого-пед. ин-т, 1999. – 544 с.
29. Куфтяк Е.В. Преждевременные роды и женщина: социально-психологические аспекты // Материалы научно-практической конференции. – М.: РГУ, 2004. – 498 с.
30. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психол. журн. - 1997. - №6. С. 21.
31. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. - М.: Наука, 1996. – 262 с.
32. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1989. - 360 с.
33. Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства // Вопр. психол. – 2003. - №4. С. 63 – 75.
34. Мозг и поведение младенца. - М.: Ин-т Психологии РАН, 1993. – 374с.
35. Мулкиджанян А. П. Влияние этнокультурных факторов на формирование психологической готовности к материнству // Материалы научно-практической конференции. – М.: РГУ, 2004. – 498 с.
36. Мухаметрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: МИР, 1999. – 452 с.
37. Перинатальная психология в родовспоможении // Сб. материалов конференции. - СПб.: Медицина, 1997. – 336 с.
38. Плетнева С.М. Чувство вины у матери как фактор, обуславливающий ее со-бытие с ребенком // Материалы научно-практической конференции. – М.: РГУ, 2004. – 498 с.
39. Радионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка. Дисс.канд.пихол.н. - М., 1997. – 154 с.
40. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. Дисс.докт.пс.н. - М., 1997. – 142 с.
41. Сидорова А.В. Изучение родильной обрядности в традиционной русской культуре как ключ к пониманию истоков психологической проблематики беременности и раннего материнства//Журнал практического психолога. – 2000. - №8-9. С. 82 – 87.
42. Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система «мать-дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Социальная и клиническая психиатрия. – 1992. - №2. С. 75-78.
43. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психол. – 1995. - №3. С. 139 – 150.
44. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1996. - №3. С. 5-14.
45. Строкова Н.В., Латкина Ю.А. Изучение динамики взаимосвязи уровня тревожности и отношения матери к будущему ребенку // Материалы научно-практической конференции. – М.: РГУ, 2004. – 498 с.
46. Тинберген Н. Поведение животных. - М.: Просвещение, 1985. – 380с.
47. Тих Н.А. Предыстория общества. - М.: Наука, 1970. – 243 с.
48. Филиппова Г.Г. Дифференциация мотивационных основ материнского и полового поведения в подростковом возрасте //Материалы межд.научно-практ. конф.памяти К.С.Лебединской. - М.: РГУ, 1995. С. 112-114.
49. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопр. психол. – 2001. - №2. С. 22 – 36.
50. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Детский психолог. - №5. – 2003. С. 17.
51. Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. - Пермь, 1995. С. 31-36.
52. Филиппова Г.Г. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения.// Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат. Росс. н-практ. конф. – М.: МГУ, 1996. – 474 с.
53. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва. - т.2, вып.3. – 1996. С. 133.
54. Филиппова Г.Г. Девять месяцев, меняющих жизнь // Человек. - №1-2-3. – 2001.
55. Филиппова Г.Г. Пренатальная психология и психология родительства – новая область исследования и практики в психологии // Материалы научно-практической конференции. – М.: РГУ, 2004. – 498 с.
56. Хайнд Р. Поведение животных. - М.: Наука, 1975. – 316 с.
57. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. - М.: Наука, 1995. – 228 с.
58. Шевцова И.В. Диалоги с внутренним ребенком // Психол. газета. - 2000. - № 10. С. 11.
59. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность // Человек. – 1993. - № 6. С. 24-37.
60. Эволюция структуры материнского поведения //Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва,т.2,вып.3. - М., 1996. С. 126-127.
61. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: СВЕТОЧ, 1996. – 334 с.
Приложение 1
Тест отношений беременной (ТОБ)
Инструкция: «Просим Вас из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать одно, наиболее полно отражающее Ваше состояние».
А.
I |
1 |
Ничто не доставляет мне такого счастья, чем осознание того, что я беременна |
|
2 |
Я не испытываю никаких особых эмоций, связанных с тем, что я беременна |
||
3 |
С тех пор, как я узнала, что беременна, я нахожусь в нервном напряжении |
||
4 |
В основном, мне приятно сознавать, что я беременна |
||
5 |
Я очень расстроена тем, что беременна |
||
II |
1 |
Беременность заставила меня полностью изменить образ жизни |
|
2 |
Беременность не заставила меня существенно изменить образ жизни, но я стала кое в чем себя ограничивать |
||
3 |
Беременность я не считаю поводом для того, чтобы изменить свой образ жизни |
||
4 |
Беременность так изменила образ моей жизни, что она стала прекрасной |
||
5 |
Беременность заставила меня отказаться от многих планов, теперь не суждено сбыться многим моим надеждам |
||
III |
1 |
Я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах |
|
2 |
Я постоянно думаю о родах, очень их боюсь |
||
3 |
Я думаю, что во время родов все смогу сделать правильно и не испытываю особого страха перед ними |
||
4 |
Когда я задумываюсь о предстоящих родах, настроение у меня ухудшается, т.к. я почти не сомневаюсь в их плохом исходе |
||
5 |
Я думаю о родах, как о предстоящем празднике |
Б.
I |
1 |
Я сомневаюсь в том, что смогу справляться с обязанностями матери |
|
2 |
Я считаю, что не смогу стать хорошей матерью |
||
3 |
Я не задумываюсь о предстоящем материнстве |
||
4 |
Я уверена, что стану прекрасной матерью |
||
5 |
Я полагаю, что если постараюсь, то смогу стать хорошей матерью |
||
II |
1 |
Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю, разговариваю с ним |
|
2 |
Я понимаю ребенка, которого вынашиваю, восхищаюсь им и считаю, что он знает и понимает все, о чем я думаю |
||
3 |
Я постоянно беспокоюсь о состоянии здоровья ребенка, которого вынашиваю, стараюсь его почувствовать |
||
4 |
Я не думаю о том, каким будет ребенок, которого вынашиваю |
||
5 |
Я часто думаю о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным, и очень боюсь этого |
||
III |
1 |
Я не думаю о том, как буду кормить ребенка грудью |
|
2 |
Я с восторгом представляю себе, как буду кормить ребенка грудью |
||
3 |
Я думаю, что буду кормить ребенка грудью |
||
4 |
Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением грудью |
||
5 |
Я почти уверена, что вряд ли смогу кормить ребенка грудью |
В.
I |
1 |
Считаю, что беременность сделала меня еще прекрасней в глазах отца моего ребенка |
|
2 |
Моя беременность никак не изменила отношения ко мне отца моего ребенка |
||
3 |
Из-за беременности отец моего ребенка стал внимательнее и теплее относиться ко мне |
||
4 |
Из-за беременности я стала некрасивой и отец моего ребенка стал холоднее относиться ко мне |
||
5 |
Боюсь, что изменения, связанные с беременностью, могут ухудшить отношение ко мне отца моего ребенка |
||
II |
1 |
Большинство близких мне людей разделяют мою радость по поводу беременности и мне хорошо с ними |
|
2 |
Не все близкие мне люди достаточно рады тому, что я беременна, не все понимают, что теперь я нуждаюсь в особом отношении |
||
3 |
Большинство близких мне людей не одобряют того, что я беременна, мои отношения с ними ухудшились |
||
4 |
Меня мало интересует отношение к моей беременности даже близких мне людей |
||
5 |
Некоторые близкие мне люди относятся к моей беременности неоднозначно и это меня тревожит |
||
III |
1 |
Мне всегда мучительно стыдно, когда окружающие замечают, что я «в положении» |
|
2 |
Мне немного не по себе, когда окружающие замечают, что я «в положении» |
||
3 |
Мне приятно, когда окружающие замечают, что я «в положении» |
||
4 |
Мне наплевать, замечают окружающие или нет, что я «в положении» |
||
5 |
Я не испытываю особой неловкости, если окружающие замечают, что я «в положении» |
После выполнения задания женщине предлагается перенести результаты в следующую таблицу, отметив соответствующую утверждению цифру.
О |
Г |
Э |
Т |
Д |
||
А |
I |
4 |
2 |
1 |
3 |
5 |
II |
2 |
3 |
4 |
1 |
5 |
|
III |
3 |
1 |
5 |
2 |
4 |
|
Б |
I |
5 |
3 |
4 |
1 |
2 |
II |
1 |
4 |
2 |
3 |
5 |
|
III |
3 |
1 |
2 |
5 |
4 |
|
В |
I |
3 |
2 |
1 |
5 |
4 |
II |
1 |
4 |
2 |
5 |
3 |
|
III |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
Всего: |
В нижней строке таблицы «всего» выставляется результат подсчета количества отмеченных цифр (баллов, не суммы цифр!) в каждом столбце. Столбец О - отражает утверждения, характеризующие преимущественно оптимальный тип ПКГД, Г – гипогнозический, Э – эйфорический, Т – тревожный, Д – депрессивный.
Тест позволяет не только определить тип ПКГД по преобладанию выбранных утверждений, но и произвести качественный анализ, выявить те отношения, которые нуждаются в коррекции.
Приложение 2.
Методика М. Рокича
Инструкция для ранжирования инструментальных ценностей:
«Перед Вами список, включающий некоторые положительные черты, проявляющиеся в поведении людей. Выберите ту из них, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах и в скобках СЛЕВА от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18. После этого оцените, насколько каждая из них уже РЕАЛИЗОВАНА в Вашей жизни, и поставьте в скобках СПРАВА от нее соответствующую цифру в процентах».
Список инструментальных ценностей:
[ ] АККУРАТНОСТЬ, ЧИСТОПЛОТНОСТЬ [ %]
(умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)
[ ]ВОСПИТАННОСТЬ [ %]
(хорошие манеры)
[ ] ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ [ %]
(высокие требования к жизни и высокие притязания)
[ ] ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ [ %]
(чувство юмора)
[ ] ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ [ %]
(дисциплинированность)
[ ] НЕЗАВИСИМОСТЬ [ %]
(способность действовать самостоятельно, решительно)
[ ] НЕПРИМИРИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ В СЕБЕ И ДРУГИХ [ %]
[ ] ОБРАЗОВАННОСТЬ [ %]
(широта знаний, высокая общая культура)
[ ] ОТВЕТСТВЕННОСТЬ [ %]
(чувство долга, умение держать слово)
[ ] РАЦИОНАЛИЗМ [ %]
(умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
[ ] САМОКОНТРОЛЬ [ %]
(сдержанность, самодисциплина)
[ ] СМЕЛОСТЬ В ОТСТАИВАНИИ СВОЕГО МНЕНИЯ СВОИХ ВЗГЛЯДОВ [ %]
[ ] ТВЕРДАЯ ВОЛЯ [ %]
(умение настоять на своем, не уступать перед трудностями)
[ ] ТЕРПИМОСТЬ [ %]
(к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
[ ] ЧЕСТНОСТЬ [ %]
(правдивость, искренность)
[ ] ЧУТКОСТЬ [ %]
(заботливость)
[ ] ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ [ %]
(умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
[ ] ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ [ %]
(трудолюбие, продуктивность в работе)
Инструкция для ранжирования терминальных ценностей:
«Перед Вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболее значимую цель с Вашей точки зрения и в скобках СЛЕВА от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18. После этого оцените, насколько каждая из предложенных целей уже РЕАЛИЗОВАНА в Вашей жизни, и поставьте в скобках СПРАВА от нее соответствующую цифру в процентах».
Список терминальных ценностей:
[ ] АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ [ %]
(полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
[ ] ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ [ %]
(зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
[ ] ЗДОРОВЬЕ (физическое и психическое) [ %]
[ ] ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА [ %]
[ ] КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА [ %]
(переживание прекрасного в природе и искусстве)
[ ] ЛЮБОВЬ [ %]
(духовная и физическая близость с любимым человеком)
[ ] МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ [ %]
(отсутствие материальных затруднений)
[ ] НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ [ %]
[ ] ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ [ %]
(уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
[ ] ПОЗНАНИЕ [ %]
(возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
[ ] ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ [ %]
(максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
[ ] РАЗВИТИЕ [ %]
(работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование
[ ] РАЗВЛЕЧЕНИЯ [ %]
(приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей)
[ ] СВОБОДА [ %]
(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
[ ] СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ [ %]
[ ] СЧАСТЬЕ ДРУГИХ [ %]
(благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
[ ] ТВОРЧЕСТВО [ %]
(возможность творческой деятельности)
[ ] УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ [ %]
(внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Приложение 3.
Социологическая анкета
A.
1. Срок беременности_______________________
2. Акушерско-гинекологический диагноз_________________________
3. Какая по счету беременность_______________________
4. Семейное положение:
а) зарегистрированный брак; б) гражданский брак; в) в разводе; г) не замужем.
5. Возраст._______________________
6. Место работы, учебы.____________
7. Условия работы, учебы:
а) хорошие; а) дневное обучение;
б) удовлетворительные; б) вечернее;
в) неудовлетворительные. в) заочное
8. Образование________________________
9. Условия проживания:
а) свое жилье; б) проживание у родителей; в) аренда жилья.
10. Материальное положение:
а) выше среднего; б) среднее; в) ниже среднего.
Б.
1. Была ли беременность: а) спонтанной; б) планируемой.
2. Если беременность не первая, как протекали предыдущие?
а) нормально; б) с небольшой патологией; в) с серьезной патологией.
3. Ваш муж был согласен с вами по поводу рождения ребенка? а) да; б) скорее да; в) скорее нет; г) нет.
4. Изменилось ли к Вам отношение мужа, когда он узнал о беременности? а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет.
5. Ваша беременность помогла решить какие-либо семейные проблемы или усугубила их?
а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет;
B.
1. Вы сразу сообщили сослуживцам по работе, что ждете ребенка или когда они сами обратили внимание?
а) сразу сообщили; б) когда они обратили внимание; г) не сообщила.
2. Какова была реакция коллектива на это известие? а) положительное; б) безразличие; в) отрицательное.
3. Имеете ли Вы среди сослуживцев друзей, которым могли бы рассказать о своих переживаниях?
а) да; б) нет.
4. Вы спокойно перенесете то, что долгое время не выйдете на эту работу? а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да ;г) нет.
5. Что для Вас является более значимым - сама работа или коллектив? а) работа; б) коллектив.
6. Вы имеете друзей вне коллектива, с которыми могли бы говорить о самом сокровенном?
а) да, много; б) да, немного; в) нет, хотя испытываете желание иметь таких
друзей; г) никогда ни с кем не разговариваете о таких вещах.
7. У Вас есть друзья, к которым Вы всегда можете обратиться за помощью?
а) да; б) нет; в) всегда рассчитываете только на себя.
Г.
1. Знаете ли Вы, как ваша мама относилась к беременности Вами?
а) да, положительно; б) да, отрицательно; в) не знаю; г) другое_______________
2. Как протекала беременность Вами: а) физиологическая беременность; б)
беременность с незначительной патологией_________________; в) серьезные
проблемы с беременностью_______________
3. Ваши родители полностью поддерживают Ваше решение родить ребенка? а) да; б) нет; в) не знают о беременности.
4. Вы советовались с родителями по поводу сроков рождения ребенка: а) да; б) нет.
5. Вы обсуждаете с родителями вопросы, связанные с будущим ребенком? а) да; б) обсуждаем, но поверхностно; в) нет.
6. Для Вас важнее мнение мужа или родителей?
а) мнение мужа; б) мнение родителей; в) не прислушиваюсь ни к каким мнениям.
Д.
1.Есть ли у Вас еще дети: а) да, один; б) да, двое; в) нет; г) другое
2. Планировали ли Вы рождение старших детей: а) да; б) нет.
3. Важна ли для Вас разница в возрасте между детьми и почему______________
4. Сколько детей в семье Вы хотели бы иметь и почему__________________
5. Могли бы Вы взять ребенка из детского дома и при каких условиях_________
6. Перечислите, пожалуйста, основные элементы семейной жизни и материнства (люди; материальные условия - какие; карьера; внешние условия; личные обстоятельства):
№ |
Элементы семейной жизни |
Элементы материнства |
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
6 |
||
7 |
||
8 |
||
9 |
||
10 |
||
11 |
||
12 |
Приложение 4.
Результаты диагностики
Тест отношений беременной (ТОБ)
Приложение 5.
Кластерный анализ инструментальной ценности беременных
№ испытуемой беременной |
Первый ранг инструментальной ценности |
Последний ранг инструментальной ценности |
1 |
1 |
7 |
2 |
2 |
13 |
3 |
2 |
3 |
4 |
1 |
3 |
5 |
1 |
3 |
6 |
15 |
7 |
7 |
1 |
17 |
8 |
6 |
3 |
9 |
15 |
3 |
10 |
4 |
7 |
11 |
5 |
7 |
12 |
3 |
7 |
13 |
9 |
1 |
14 |
8 |
3 |
15 |
1 |
11 |
16 |
18 |
7 |
17 |
1 |
7 |
18 |
9 |
8 |
19 |
2 |
16 |
20 |
1 |
7 |
21 |
9 |
1 |
22 |
2 |
3 |
23 |
5 |
7 |
24 |
1 |
17 |
25 |
2 |
3 |
Кластерный анализ терминальной ценности беременных
№ испытуемой беременной |
Первый ранг терминальной ценности |
Последний ранг терминальной ценности |
1 |
3 |
10 |
2 |
15 |
16 |
3 |
6 |
17 |
4 |
15 |
17 |
5 |
15 |
17 |
6 |
15 |
5 |
7 |
15 |
17 |
8 |
3 |
5 |
9 |
3 |
17 |
10 |
3 |
16 |
11 |
14 |
7 |
12 |
3 |
16 |
13 |
7 |
9 |
14 |
18 |
17 |
15 |
3 |
18 |
16 |
1 |
17 |
17 |
15 |
13 |
18 |
1 |
5 |
19 |
16 |
18 |
20 |
3 |
10 |
21 |
18 |
9 |
22 |
15 |
17 |
23 |
3 |
7 |
24 |
3 |
17 |
25 |
6 |
17 |
Кластерный анализ инструментальной ценности небеременных женщин
№ испытуемой небеременной |
Первый ранг инструментальной ценности |
Последний ранг инструментальной ценности |
1 |
6 |
7 |
2 |
9 |
3 |
3 |
2 |
7 |
4 |
9 |
7 |
5 |
9 |
7 |
6 |
3 |
1 |
7 |
3 |
1 |
8 |
2 |
1 |
9 |
2 |
7 |
10 |
4 |
7 |
11 |
2 |
7 |
12 |
8 |
6 |
13 |
2 |
7 |
14 |
3 |
7 |
15 |
6 |
7 |
16 |
3 |
7 |
17 |
1 |
7 |
18 |
1 |
7 |
19 |
9 |
3 |
20 |
3 |
1 |
21 |
2 |
7 |
22 |
2 |
7 |
23 |
6 |
7 |
24 |
3 |
11 |
25 |
6 |
11 |
Кластерный анализ терминальной ценности небеременных женщин
№ испытуемой небеременной |
Первый ранг терминальной ценности |
Последний ранг терминальная ценность |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
5 |
3 |
3 |
5 |
4 |
6 |
9 |
5 |
15 |
13 |
6 |
18 |
4 |
7 |
3 |
5 |
8 |
3 |
5 |
9 |
1 |
5 |
10 |
4 |
2 |
11 |
6 |
5 |
12 |
15 |
5 |
13 |
1 |
2 |
14 |
3 |
5 |
15 |
2 |
5 |
16 |
1 |
5 |
17 |
1 |
17 |
18 |
3 |
11 |
19 |
3 |
5 |
20 |
18 |
4 |
21 |
1 |
5 |
22 |
1 |
2 |
23 |
1 |
2 |
24 |
1 |
9 |
25 |
2 |
17 |
На основании проведенного кластерного анализа были построены графики инструментальной и термальной ценности беременных и небеременных.
Инструментальные ценности беременных женщин
Терминальные ценности беременных женщин
Инструментальные ценности небеременных женщин
Терминальные ценности небеременных женщин
Таблица 1
Результаты анкетирования беременных женщин
№п/п |
Вопрос анкеты |
Кол-во человек |
% |
А 1 |
Срок беременности: - от 3 до 4 месяцев - 5 месяцев - от 6 до 7 месяцев - свыше 7 месяцев |
7 4 9 5 |
28 16 36 20 |
2 |
Акушерско-гинекологический диагноз: - физиологическая беременность - гестоз - уреоплазмоз |
21 3 1 |
84 12 4 |
3 |
Какая по счету беременность: - первая - вторая - третья - четвертая |
16 4 4 1 |
64 16 16 4 |
4 |
Семейное положение: - зарегистрированный брак - гражданский брак - в разводе - не замужем |
15 6 3 1 |
60 24 12 4 |
5 |
Возраст: - в возрасте от 20 до 22 лет - в возрасте от 23 до 26 лет - в возрасте от 27 до 30 лет |
8 9 8 |
32 36 32 |
6 |
Условия работы: - хорошие - удовлетворительные - учеба на дневном отделении |
10 12 3 |
40 48 12 |
7 |
Образование: - высшее - незаконченное высшее - средне-специальное - среднее |
9 6 9 1 |
36 24 36 4 |
8 |
Условия проживания: - свое жилье - проживание у родителей - аренда жилья |
10 8 7 |
40 32 28 |
9 |
Материальное положение: - выше среднего - среднее - ниже среднего |
3 19 3 |
12 76 12 |
Б 1 |
Была ли беременность: - спонтанной - планируемой |
13 12 |
52 48 |
2 |
Ваш муж был согласен с вами по поводу рождения ребенка? - да - скорее да - скорее нет - нет |
10 8 4 3 |
40 32 16 12 |
3 |
Изменилось ли к Вам отношение мужа, когда он узнал о беременности? - да - скорее да, чем нет - скорее нет, чем да - нет |
8 6 6 5 |
32 24 24 20 |
4 |
Ваша беременность помогла решить какие-либо семейные проблемы или усугубила их? - да - скорее да, чем нет - скорее нет, чем да - нет |
4 3 5 13 |
16 12 20 52 |
В 1 |
Вы сразу сообщили сослуживцам по работе, что ждете ребенка или когда они сами обратили внимание? - сразу сообщили - когда они обратили внимание - не сообщила |
8 11 6 |
32 44 24 |
2 |
Какова была реакция коллектива на это известие? - положительное - безразличие - отрицательное |
15 7 3 |
60 28 |
3 |
Имеете ли Вы среди сослуживцев друзей, которым могли бы рассказать о своих переживаниях? - да - нет |
14 11 |
56 64 |
4 |
Вы спокойно перенесете то, что долгое время не выйдете на эту работу? - да - скорее да, чем нет - скорее нет, чем да - нет |
12 6 5 2 |
48 24 20 8 |
5 |
Что для Вас является более значимым - сама работа или коллектив? - работа - коллектив |
14 11 |
56 44 |
6 |
Вы имеете друзей вне коллектива, с которыми могли бы говорить о самом сокровенном? - да, много - да, немного - нет, хотя испытываете желание иметь таких друзей - никогда ни с кем не разговариваете о таких вещах |
6 18 1 0 |
24 72 4 0 |
7 |
У Вас есть друзья, к которым Вы всегда можете обратиться за помощью? - да - нет - всегда рассчитываете только на себя |
20 1 4 |
80 4 16 |
Г 1 |
Знаете ли Вы, как ваша мама относилась к беременности Вами? - да, положительно - да, отрицательно - не знаю |
19 1 5 |
76 4 20 |
2 |
Как протекала беременность Вами? - физиологическая беременность - беременность с незначительной патологией - серьезные проблемы с беременностью |
15 8 2 |
60 32 8 |
3 |
Ваши родители полностью поддерживают Ваше решение родить ребенка? - да - нет - не знают о беременности |
17 7 1 |
68 28 4 |
4 |
Вы советовались с родителями по поводу сроков рождения ребенка: - да - нет |
6 19 |
24 76 |
5 |
Вы обсуждаете с родителями вопросы, связанные с будущим ребенком? - да - обсуждаем, но поверхностно - нет |
12 9 4 |
48 36 16 |
6 |
Для Вас важнее мнение мужа или родителей? - мнение мужа - мнение родителей - не прислушиваюсь ни к каким мнениям |
16 4 5 |
64 16 20 |
Д 1 |
Есть ли у Вас еще дети: - да, один - да, двое - нет |
6 1 18 |
24 4 72 |
2 |
Планировали ли Вы рождение старших детей? - да - нет |
2 5 |
8 20 |
3 |
Важна ли для Вас разница в возрасте между детьми? нет |
25 |
100 |
4 |
Сколько детей в семье Вы хотели бы иметь? - одного - двое - трое - четверо - не знаю |
6 13 3 2 1 |
24 52 12 8 4 |
5 |
Могли бы Вы взять ребенка из детского дома? - да - нет |
8 17 |
32 68 |
Таблица 2
Результаты анкетирования небеременных женщин
№п/п |
Вопрос анкеты |
Кол-во человек |
% |
А 1 |
Срок беременности: |
- |
- |
2 |
Акушерско-гинекологический диагноз: |
- |
- |
3 |
Какая по счету беременность: |
- |
- |
4 |
Семейное положение: - зарегистрированный брак - гражданский брак - в разводе - не замужем |
8 4 0 13 |
32 16 0 52 |
5 |
Возраст: - в возрасте от 20 до 22 лет - в возрасте от 23 до 26 лет - в возрасте от 27 до 30 лет |
10 8 7 |
40 32 28 |
6 |
Условия работы: - хорошие - удовлетворительные - учеба на дневном отделении - учеба заочно |
17 5 2 1 |
68 20 8 4 |
7 |
Образование: - высшее - незаконченное высшее - средне-специальное - среднее |
15 3 7 0 |
60 12 28 0 |
8 |
Условия проживания: - свое жилье - проживание у родителей - аренда жилья |
12 8 5 |
48 32 20 |
9 |
Материальное положение: - выше среднего - среднее - ниже среднего |
6 17 2 |
24 68 8 |
Б 1 |
Была ли беременность: |
- |
- |
2 |
Ваш муж был согласен с вами по поводу рождения ребенка? |
- |
- |
3 |
Изменилось ли к Вам отношение мужа, когда он узнал о беременности? |
- |
- |
4 |
Ваша беременность помогла решить какие-либо семейные проблемы или усугубила их? |
- |
- |
В 1 |
Вы сразу сообщили сослуживцам по работе, что ждете ребенка или когда они сами обратили внимание? |
- |
- |
2 |
Какова была реакция коллектива на это известие? |
- |
- |
3 |
Имеете ли Вы среди сослуживцев друзей, которым могли бы рассказать о своих переживаниях? - да - нет |
11 14 |
44 56 |
4 |
Вы спокойно перенесете то, что долгое время не выйдете на эту работу? |
- |
- |
5 |
Что для Вас является более значимым - сама работа или коллектив? - работа - коллектив |
12 13 |
48 52 |
6 |
Вы имеете друзей вне коллектива, с которыми могли бы говорить о самом сокровенном? - да, много - да, немного - нет, хотя испытываете желание иметь таких друзей - никогда ни с кем не разговариваете о таких вещах |
8 12 4 1 |
32 48 16 4 |
7 |
У Вас есть друзья, к которым Вы всегда можете обратиться за помощью? - да - нет - всегда рассчитываете только на себя |
20 4 1 |
80 16 4 |
Г 1 |
Знаете ли Вы, как ваша мама относилась к беременности Вами? - да, положительно - да, отрицательно - не знаю |
20 1 4 |
80 4 16 |
2 |
Как протекала беременность Вами? - физиологическая беременность - беременность с незначительной патологией - серьезные проблемы с беременностью |
18 5 2 |
72 20 8 |
3 |
Ваши родители полностью поддерживают Ваше решение родить ребенка? |
- |
- |
4 |
Вы советовались с родителями по поводу сроков рождения ребенка: - да - нет |
16 9 |
64 36 |
5 |
Вы обсуждаете с родителями вопросы, связанные с будущим ребенком? - да - обсуждаем, но поверхностно - нет |
18 4 3 |
72 16 12 |
6 |
Для Вас важнее мнение мужа или родителей? - мнение мужа - мнение родителей - не прислушиваюсь ни к каким мнениям |
10 11 4 |
40 44 16 |
Д 1 |
Есть ли у Вас еще дети: - да, один - да, двое - нет |
6 0 19 |
24 0 76 |
2 |
Планировали ли Вы рождение старших детей? - да - нет |
3 3 |
12 12 |
3 |
Важна ли для Вас разница в возрасте между детьми? - да - нет |
16 9 |
64 36 |
4 |
Сколько детей в семье Вы хотели бы иметь? - одного - двое - трое - четверо - не знаю |
11 9 4 1 0 |
44 36 16 4 0 |
5 |
Могли бы Вы взять ребенка из детского дома? - да - нет |
13 12 |
52 48 |
Сравнительный анализ теста ТОБ и результатов анкет
ТОБ |
Результаты анкетирования |
Оптимальный тип ПКГД (психологического компонента гестационной доминанты) – 43% беременных женщин |
Беременные женщины, имеющие стабильное социальное положение, для которых данная беременность не первая. Это, преимущественно, женщины, состоящие в зарегистрированном браке, имеющие хорошие условия работы, законченное высшее образование, проживающие отдельно от родителей в собственном, а не арендуемом жилье. Их социальное положение выше среднего, либо среднее. Муж, родственники и рабочий коллектив относятся к их состоянию доброжелательно. Женщины имеют возможность обсудить свои проблемы с друзьями и близкими родственниками. Общий эмоциональный фон в семье и на работе у них положительный. |
Эйфорический тип ПКГД (психологического компонента гестационной доминанты) – 43% беременных женщин |
Женщины с первой беременностью, в возрасте 20-22 лет. Это молодые женщины с высшим или незаконченным высшим образованием, имеющие стабильное социальное положение. Материальное положение их выше среднего или среднее, они состоят в зарегистрированном браке, имеют свое жильё, либо проживают с родителями. Общий эмоциональный фон в семье и на работе у них положительный. |
Депрессивный (6%) и тревожный типы (15%) ПКГД (психологического компонента гестационной доминанты) |
Беременные женщины с первой беременностью, имеющие нестабильное социальное положение. Это женщины, состоящие в гражданском браке, не уверенные в своем партнере, либо находящиеся в разводе или вообще не состоящие в браке. Материальный достаток таких женщин средний или ниже среднего, они проживают с родителями или арендуют жильё (не имеют своего жилья), условия работы у них удовлетворительные, либо они обучаются на дневном отделении. Беременность является спонтанной. Муж и ближайшие родственники, а так же коллеги по работе не поддерживают женщину в ее желании родить ребенка. У этих женщин нет близких брузей, а с родственниками они не стремятся обсуждать свое состояние. Некоторые из беременных женщин с тревожным типом ПКГД знают о трудностях, возникших у их матери в период беременности и опасаются, что подобное может случиться с ними. Общий эмоциональный фон в зоне ближайшего окружения таких женщин можно оценить, как тревожный, напряженный. |
Гипогнозический тип ПКГД (психологического компонента гестационной доминанты) – 13% |
Беременные женщины, имеющие нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждающихся в индивидуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра. |
Сравнительный анализ социального положения беременных и небеременных женщин
Таблица 5
Сводная таблица по результатам исследования беременных женщин
№ испытуемой небеременной |
ТОБ |
Тест Рокича |
|||
Инструментальные ценности |
Терминальные ценности |
||||
Первый ранг |
Последний ранг |
Первый ранг |
Последний ранг |
||
1 |
О |
1 |
7 |
3 |
10 |
2 |
О |
2 |
13 |
15 |
16 |
3 |
Э |
2 |
3 |
6 |
17 |
4 |
Т |
1 |
3 |
15 |
17 |
5 |
О |
1 |
3 |
15 |
17 |
6 |
Г |
15 |
7 |
15 |
5 |
7 |
О |
1 |
17 |
15 |
17 |
8 |
Э |
6 |
3 |
3 |
5 |
9 |
О |
15 |
3 |
3 |
17 |
10 |
О |
4 |
7 |
3 |
16 |
11 |
Э |
5 |
7 |
14 |
7 |
12 |
Э |
3 |
7 |
3 |
16 |
13 |
О |
9 |
1 |
7 |
9 |
14 |
О |
8 |
3 |
18 |
17 |
15 |
Т |
1 |
11 |
3 |
18 |
16 |
О |
18 |
7 |
1 |
17 |
17 |
Э |
1 |
7 |
15 |
13 |
18 |
Т |
9 |
8 |
1 |
5 |
19 |
Г |
2 |
16 |
16 |
18 |
20 |
О |
1 |
7 |
3 |
10 |
21 |
Д |
9 |
1 |
18 |
9 |
22 |
О |
2 |
3 |
15 |
17 |
23 |
Г |
5 |
7 |
3 |
7 |
24 |
Э |
1 |
17 |
3 |
17 |
25 |
Т |
2 |
3 |
6 |
17 |
Таблица 6
Сводная таблица по результатам исследования небеременных женщин
№ испытуемой небеременной |
ТОБ |
Тест Рокича |
|||
Инструментальные ценности |
Терминальные ценности |
||||
Первый ранг |
Последний ранг |
Первый ранг |
Последний ранг |
||
1 |
О |
6 |
7 |
1 |
2 |
2 |
О |
9 |
3 |
3 |
5 |
3 |
Э |
2 |
7 |
3 |
5 |
4 |
Т |
9 |
7 |
6 |
9 |
5 |
О |
9 |
7 |
15 |
13 |
6 |
Г |
3 |
1 |
18 |
4 |
7 |
О |
3 |
1 |
3 |
5 |
8 |
Э |
2 |
1 |
3 |
5 |
9 |
О |
2 |
7 |
1 |
5 |
10 |
О |
4 |
7 |
4 |
2 |
11 |
Э |
2 |
7 |
6 |
5 |
12 |
Э |
8 |
6 |
15 |
5 |
13 |
О |
2 |
7 |
1 |
2 |
14 |
О |
3 |
7 |
3 |
5 |
15 |
Т |
6 |
7 |
2 |
5 |
16 |
О |
3 |
7 |
1 |
5 |
17 |
Э |
1 |
7 |
1 |
17 |
18 |
Т |
1 |
7 |
3 |
11 |
19 |
Г |
9 |
3 |
3 |
5 |
20 |
О |
3 |
1 |
18 |
4 |
21 |
Д |
2 |
7 |
1 |
5 |
22 |
О |
2 |
7 |
1 |
2 |
23 |
Г |
6 |
7 |
1 |
2 |
24 |
Э |
3 |
11 |
1 |
9 |
25 |
Т |
6 |
11 |
2 |
17 |
Приложение 6.
Программа психологической помощи
Работа с женщинами, решившими рожать ребенка
Цели и задачи деятельности психолога:
1. обеспечение совместно с акушерами-гинекологами и близкими женщины (семья, включая родителей беременной), установки на благополучное течение беременности и родов, включая предоставление информации, касающейся особенностей протекания беременности;
2. помощь в преодолении, трудностей, связанных с изменением самочувствия, тревожности, беспокойства за судьбу будущего новорожденного; способствующей формированию уверенности в своих силах, счастливому переживанию естественного и прекрасного состояния подготовки к материнству;
3. в случае возникновения личностных или семейных проблем помощь в выборе наиболее щадящего способа разрешения конфликта, посредством актуализации позитивных способностей женщины;
4. подготовка женщины к рождению ребенка, вскармливанию, к уходу за младенцем, его воспитанию и т.п.
Методика. При наличии заинтересованности женщины в психологической помощи важно:
а. установление доверительных, равноправных отношений, с работающим с ней. непосредственно психологом или психотерапевтом. Психолог должен уважительно относиться к ценностным ориентациям и взглядам женщины;
б. создание диалогических отношений сотрудничества; с согласия женщины определяется социальная ситуация (возраст, образование, профессия, жилищные условия, уровень материального обеспечения) и намечается план работы с психологом;
в. при наличии личностных или семейных проблем, совместно с женщиной создается план деятельности по их преодолению. К этой работе, в случае необходимости, подключаются другие специалисты и работники социальной сферы;
г. при необходимости и с согласия близких может быть проведена психологическая работа с семьей (как коллективная и индивидуальная с отдельными членами семьи) беременной женщины как по преодолению имеющихся проблем, так и по подготовке к родительству.
Планируемый результат. Итогом работы должна стать стабильная положительная установка на беременность и роды, готовность женщины к материнству, снижение уровня тревожности. Повышение компетентности в вопросах поддержания здорового образа жизни, поведения в родах и послеродовом периоде, а также в вопросах правильного вскармливания и воспитания ребенка.
Работа с женщинами, выразившими намерение прервать беременность
Цели и задачи деятельности психолога:
1. не выходя за границы на профессиональной этики психолога, информировать женщину о возможных негативных последствиях для ее психического самочувствия в случае принятия решения о прерывании беременности. Информация должна быть доведена до сведения в доступной форме. Методы суггестии, манипулирования сознанием беременной категорически недопустимы;
2. учитывая характерологические особенности женщины, жизненную ситуацию, актуализировать позитивные, моральные и нравственные потенции личности, способствующие индивидуально приемлемому разрешению кризисной ситуации.
Методика психологической работы. Поскольку обычно женщины, решившие прервать беременность, значительно более психически уязвимы, чаще пребывают ситуации сомнений по поводу предстоящего аборта, психологу необходимо быть предельно корректным и уделять особое внимание следующим этапам консультационной работы:
а. установление взаимопонимания между психологом и женщиной, исключение оценочных суждений, проявляемых в любой форме, по поводу решения прервать беременность;
б. установление доверительных, но исключающих перекладывания принятия решения (об аборте или сохранении беременности) на психолога, отношений сотрудничества, диалогических;
в. выявление остроты переживаний женщины по поводу принятого ею решения, субъективной глубины восприятия ситуации как кризисной, конфликтной и причин этого. С согласия женщины психолог выясняет социальную составляющую кризиса (возраст, образование, профессия, жилищные условия, материальная обеспеченность, семейное положение и наличие близких родственников и т.п.), а также оценку жизненной и социальной ситуации с позиции самой женщины;
г. выявление когнитивных и ситуационных, эмоциональных деформаций и их роль в принятии решения о судьбе ребенка, которое под влиянием вышеуказанных аспектов переживаний часто препятствует компетентному и осмысленному поведению женщины, усугубляет уже имеющиеся личностные проблемы, внутриличностные конфликты и осложняет отношения с близкими и окружающими людьми, приводя к импульсивным поступкам и препятствуя адекватному действованию в ситуации беременности;
д. выявление эмоциональных негативных переживаний (тревожность, низкая самооценка, страх жизненных перемен, страх изменений в здоровье и внешности, которые могут произойти вследствие беременности и родов, боязнь ответственности и т.п.). препятствующих адекватному смысловому самоопределению позиции женщины;
е. выявление с согласия женщины мнения мужа, членов семьи, близких людей, которые включают круг значимых для беременной людей, по поводу принятого ею решения о прерывании беременности.
Планируемый результат. Планируемым результатом психологической работы с беременной женщиной, решившей прервать беременность, является принятие ею осознанного, неимпульсивного решения.
В случае если женщина изменит свое решение и предпочтёт аборту рождение ребенка, работа психолога с ней строится согласно описанным выше целям и методам работы с будущей матерью.
Глоссарий
Активность – понятие, указывающие на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.
Биологическая основа личности – совокупность нервной системы, системы желез, процессов обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половых различий, анатомических особенностей, процессов созревания и развития организма.
Внутренний ребенок – («божественный ребенок») понятие введено К.Г. Юнгом и определено им как мифологический и иррациональный символ, не сводимый к индивидуальному опыту.
«Диалог с внутренним ребенком» - совокупность приемов актуализации и залечивания детских травм и переживаний, при этом ограничивает его рамками психотерапии, придавая характер искусственно запускаемого процесса.
Индивидуальное сознание – высшая форма отражения действительности конкретным человеком.
Инструментальные ценности - средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности.
Личность — это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся своими, присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями.
Материнство - вариант родительской сферы поведения (как составной части репродуктивной сферы), присущего женскому полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих.
Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.
Онтогенез — развитие организма от стадии оплодотворения яйца до окончания индивидуальной жизни.
Онтогения, онтогенезис — история развития индивида в противоположность истории развития вида (или рода, семейства или иной систематической группы), которая носит название филогении, филогенеза, филогенезиса. Между явлениями онтогенетическими и явлениями филогенетическими существует тесная связь, позволяющая, на основании первых делать заключение о филогенезе данной формы.
Переживание – особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, обшей целью которого является повышение осмысленности жизни.
Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то необходимом для их нормального существования.
Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.
Синтонировать – обеспечивать психологически комфортное состояние.
Смысловое переживание материнства - новообразование в сфере самосознания женщины, проявляется посредством особой внутренней деятельности – «смыслостроительства», осуществляющейся во внутреннем диалоге матери.
Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Субъективный – относящийся к человеку – субъекту.
Терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, к чему он стремится сейчас и в будущем.
Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
Ценности – то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.