Реферат: Внимание 10
Название: Внимание 10 Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
Содержание. Введение 1.Характеристика внимания 2.Свойства внимания Ведение Проблема внимания имеет древнюю историю,уходящую к Арестотелю,который рассматривал этот феномен как сужение диапазона чувств. Первое и самое распространённое психологическое определение вниманиядал У.Джемс в 1890г. :"Каждый знает,что такое внимание.Это овладение разумом в чистой и яркой форме только одним из многих одновременно представленных обьектов или одной мыслью из целой череды мыслей." В определениях Аристотеля и У.Джемса и всех последующих исследователей подчёркивается основная характеристика внимания-изберательность,или селективность,в активности организма.Одни учёные рассматривают внимание как самостоятельный психический процесс,а другие-как одну из характеристик взаимодействия психических процессов.Однако,несмотря на, казалось бы,полную очевидность феномена внимания,общепринятого научного определения внимания к настоящему времени нет. Проблемы внимания,которые возникли в общей и когнетивной психологии,возникают и в психофизиологии.Перед психофизиологами всаёт вопрос: что именно изучать в активности мозга,что могло бы быть связанно с внимание?
1. Характеристика внимания Внимание – необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. В отличие от познавательных процессов, внимание своего особого содержания не имеет , оно – динамическая сторона всех познавательных процессов , их условие и способ регулирования.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Направленность и сосредоточенность – это качества внимания. В зависимости от объекта сосредоточения выделяют следующие формы проявления внимания: а) сенсорное; б) интеллектуальное; в) моторное (двигательное). В настоящее время наиболее изучено сенсорное внимание: зрительное и слуховое. Внимание способствует повышению эффективности познавательных процессов, потому что оно как бы проявляется изнутри них.
Функции внимания. 1. Активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы. 2. Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. 3. Обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. Рассмотрим основные виды внимания. 1. Природное дано человеку с рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы новизны. Основной механизм такого внимания – ориентировочный рефлекс. 2. Социально–обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения. 3. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. 4. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов. 5. Чувственное связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. В центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление. 6. Интеллектуальное , связано в основном с сосредоточенностью и направленностью мысли. Здесь объектом интереса является мысль. 7. Непроизвольное. 8. Произвольное. 9. Послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами. Основные условия его возникновения – качества раздражителей и главным образом их новизна для субъекта. Новизна заключается: в появлении какого-то раздражителя; в изменении его физических свойств, в ослаблении или прекращении их действий; в отсутствии знакомых раздражителей, их перемещении . Движущиеся предметы обычно привлекают внимание. Внимание вызывает все необычное. Внимание привлекают сильные раздражители: громкие звуки, яркий свет и краски, резкий запах. Значение имеет контраст. Непроизвольное внимание вызывают раздражители, соответствующие потребностям индивида, значимые для него. Непроизвольное внимание связано с общей направленностью личности (его интересами). Непроизвольное внимание возникает без каких-либо волевых усилий со стороны субъекта. Его основная функция – быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды . Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного. Эти виды внимания могут поэтому рассматриваться и как уровни внимания . Каждая из форм внимания может проявляться на различных уровнях. Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Здесь требуется усилия воли. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов . Благодаря ему человек способен извлекать из памяти нужные сведения, осуществлять задачи, возникающие в деятельности. Понятие «послепроизвольное внимание » ввел Н.Ф.Добрынин. Оно возникает, если в целенаправленной деятельности для личности интересным и значимым становятся не только результат, но и сам процесс деятельности, его содержание. Деятельность так захватывает человека, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания. Его отличие от произвольного – появляется вслед за ним и не требует волевых усилий. Отличие от непроизвольного в том, что связано с сознательно поставленной целью и не вызывается непосредственно раздражителями.
2. Свойства внимания
1. Устойчивость внимания. Это временная характеристика внимания. Она определяется длительностью сохранения интенсивного внимания. Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость зависит от особенностей объектов сосредоточения и активности личности. Важнейшее условие длительного сосредоточения – изменчивость, подвижность объектов внимания. Чем сложнее объект, тем устойчивее внимание, это вызвано включением активной мыслительной деятельности. Чем сильнее интерес или важность деятельности, тем длительнее сосредоточение. Устойчивость внимания связана с колебаниями (или флуктуации ) внимания, т.е. периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания. Чтобы сохранить внимание, необходима внутренняя и внешняя активность.
2. Переключение внимания. Проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Причинами переключения внимания могут быть: 1) требования деятельности: переход от одного объекта или действия внутри одной деятельности; 2) необходимость включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями; 3) в целях отдыха. Показатели этого свойства внимания: 1) время, затрачиваемое на переход от одной деятельности или операции к другой; 2) продуктивность работы: ее объем или время выполнения в сравнении с деятельностью без переключения; 3) качество, точность работы (наличие ошибок, обусловленных переключением). Можно говорить о полном, завершенном переключении либо о неполном, незавершенном. Успешность переключения зависит от ряда условий : 1) особенности предыдущей и последующей деятельности, 2) их сложности, 3) отношение человека к каждой из них – если более интересна предыдущая, то переключение затрудняется. Трудно переключаться, если предыдущая деятельность не завершена. Имеются значительные индивидуальные различия в переключении внимания. Связано с особенностями подвижности нервных процессов. Переключаемость внимания повышается с помощью упражнений. Для некоторых профессий это свойство входит в профессиональную пригодность. 3. Распределение внимание. Это свойство, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности нескольких действий). Высокий уровень распределения внимания – обязательное условие многих профессий. Чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труднее распределять внимание. Более эффективно распределение внимание при выполнении двигательной и умственной деятельности и очень трудно совмещать два вида умственной деятельности. Здесь важны навыки. Можно развить с помощью упражнений. 4. Объем внимания. Определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. У взрослого человека он составляет 5–7 элементов. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, возраста , физического состояния. С возрастом объем внимания увеличивается. Основное условие расширения объема внимания является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал. В деятельности человека переключение, распределение и объем внимания находятся в единстве.
Выводы: 1. Внимание своего особого содержания не имеет, оно – динамическая сторона всех познавательных процессов. 2. Основные виды внимания могут рассматриваться как уровни внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. 3. Свойства внимания: устойчивость, переключение, распределение, объем.
Литература: Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея и В.Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1974. – 295 с. Психология внимания: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Т.К. Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972. |