Дипломная работа: Разработка коллекции нарядной женской одежды под девизом Рязанская акварель
Название: Разработка коллекции нарядной женской одежды под девизом Рязанская акварель Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: дипломная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Российский государственный профессионально-педагогический университет Художественно-педагогический институт Кафедра Дизайн одежды и прически К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ Заведующий кафедрой ____________________ РАЗРАБОТКА КОЛЛЕКЦИИ НАРЯДНОЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ ПОД ДЕВИЗОМ «РЯЗАНСКАЯ АКВАРЕЛЬ» Пояснительная записка к дипломной работе 030503.04.000000.191.ПЗ Екатеринбург 2006 Реферат Дипломная работа содержит листов текста, 2 иллюстрации, 33 таблицы, список литературы (26 использованных источников), 11 приложений на 53 листах. Работа содержит маркетинговые исследования, художественно-конструкторские предложения и разработку коллекции нарядной женской одежды под девизом «Рязанская акварель». Обоснование выбора пакета материалов и фурнитуры для проектируемых моделей одежды. Выбор оборудования для производства изделий, выбор методов обработки изделий, разработка лекал на одно изделие. Показана возможность использования результатов дипломной работы для учебных целей, разработаны средства обучения и методика применения этих средств. Содержание Введение 1. Предпроектные исследования 1.1 Маркетинговые исследования 1.2 Обоснование выбора темы 1.3 Анализ мировых направлений моды 1.4 Разработка и обоснование требований к изделиям и материалам 2. Художественно конструкторский раздел 2.1 Эскизный проект 2.2 Технический проект 2.2.1 Характеристика пакета материалов для проектируемых моделей одежды 2.2.2 Выбор и анализ методики конструирования 2.2.3 Исходные данные для проектирования базовой основы конструкции изделия 2.2.4 Проектирование базовых конструкций изделий 2.2.5 Проектирование модельных конструкций изделий 2.3 Рабочий проект 2.3.1 Характеристика оборудования, рекомендуемого для производства изделий 2.3.2 Разработка конструкции сборочных единиц 2.3.3 Разработка технологической последовательности обработки изделия 2.3.4 Разработка лекал 2.3.5 Нормирование расхода материалов 3 Использование результатов дипломной работы в учебном процессе при подготовке учащихся профессионального училища по профессии " художник по костюму" Заключение Список использованных источников Введение Одежда, сделанная из того или иного материала подчиняется его законам. Форма неразрывно связана с цветом. Костюм – объект поиска новых выразительных форм. Проблемы формы и содержания в создании нового совершенного костюма предполагают использование самобытных источников, их характеристика особенностей. Особого внимания заслуживает идея проектирования новых форм одежды на основе народного прикладного искусства. Объектом интерпретации в данной работе является народный костюм. Необходимо решить вопрос о том, каким образом его черты в целях эмоционального обогащения могут быть введены в художественное решение современной одежды. Первоначальный импульс, возникший из контакта с источником должен обязательно проходить сложный путь эмоционального осмысления, прежде чем воплотиться в практической деятельности. Изучение и творческая переработка народного искусства способствуют обогащению, развитию, обновлению современного костюма, создание в нем своеобразного национального колорита. Задачи дипломной работы состоят в том, чтобы переосмыслить исторические формы костюма с позиций современной моды, трансформировать их в костюм в условиях сегодняшнего взгляда на модный образ. Целью дипломной работы является систематизация, расширение, закрепление, углубление и обогащение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, обеспечивающей формирование навыков решения различных задач в ходе самостоятельной профессиональной деятельности: исследования, проектирования, конструирования в соответствии с заданной темой. Задачами дипломной работы являются: - проведение маркетинговых исследований; - разработка и создание перспективной коллекции моделей одежды; - выполнение технологических расчетов и конструкторско-технологическую проработку проектируемых изделий; разработка рациональных конструкций одежды на основе использования прогрессивного метода конструирования; - разработка средств обучения и методики применения этих средств в учебных целях. 1 ПРЕДПРОЕКТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Маркетинговые исследования
Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение, анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования – это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и его внешней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке. Маркетинговые исследования на фабриках по изготовлению женской одежды должны проводится регулярно, каждый раз цель маркетингового исследования должна меняться, как правило, она вытекает из той проблемы, которая на данный момент является для фабрики наиболее актуальной. Задача данного маркетингового исследования состоит в том, чтобы выявить и спрогнозировать мнение, поведение и предпочтения покупателей женской одежды из коллекции «Рязанская акварель» в фольклорном стиле. Для этого необходимо провести маркетинговые исследования. Ясное, четкое изложение проблемы является кличем к проведению успешного маркетингового исследования. При его проведении надо выбрать такой курс действий, который даст возможность в полной мере воспользоваться благоприятными обстоятельствами. Данный раздел освещает следующие вопросы маркетингового исследования: -разработка общей концепции; -товар в системе маркетинга; -позиционирование товара; -разработка опроса, анализ и интерпретация полученного результата. Разработка общей концепции. Как правило, исследование включает достижение одной исследовательской цели. Цель маркетингового исследования состоит в информационно-аналитическом обеспечении маркетинговой деятельности на всех уровнях: на макроуровне – дается анализ состояния рынка, закономерности и тенденции его развития, проводится анализ спроса; на микроуровне – осуществляется анализ и прогноз собственных возможностей предприятия, оценка его конкурентоспособности, состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором функционирует данное предприятие. Цель данных маркетинговых исследований – выявить и спрогнозировать мнение, поведение и предпочтение покупателей женской одежды из коллекции «Рязанская акварель» в фольклорном стиле. Разработка концепции исследования включает определение гипотезы, проекта исследования, метода сбора данных и объема выборки. Центральным звеном является формулирование теоретической гипотезы – предположения, требующего подтверждения в результате маркетингового исследования. В гипотезе содержаться предварительные объяснения того или иного события. Мы предполагаем, что для достижения поставленной цели необходимо провести опрос методом анкетирования среди потенциальных покупателей с целью выявления их мнения и предпочтений к разрабатываемым моделям женской одежды в фольклорном стиле. Задачами маркетингового исследования являются: -изучение товарной номенклатуры рынка;
- информационно-аналитическое обследование сегментации рынка нового товара; -тестирование нового товара и его конкурентоспособности; -сбор, обработка и анализ маркетинговой информации. Товар в системе маркетинга Предполагаемая коллекция модной женской одежды под девизом «Рязанская акварель» будет выполнена в фольклорном стиле. Это стиль современной одежды, использующий элементы народного костюма. В данной работе будут использованы элементы рязанского народного костюма. Одежда, выполненная в фольклорном стиле, отличается разнообразием покроев, особой декоративностью. Широко применяются различные отделки и декор: вышивка, кружево, мережка, тесьма, складки, воланы. Она создает впечатление раскованности и уюта, ей не характерны черты официальности и деловитости. Костюм дополняется обилием украшений, выполненных из природных материалов. Используются ткани разнообразной фактуры, рисунка, цвета. Потребительские свойства товара Костюм как всякая бытовая вещь имеет утилитарные и эстетические функции. Утилитарные функции соответствуют назначению костюма. Утилитарное содержание костюма обуславливает его форму. Эстетическая функция, как правило, органично сочетается с ее утилитарными функциями. Использование мотивов народного искусства непосредственно связано с повышением не только эстетической, но и утилитарной функции костюма. Коллекция моделей женской одежды под девизом «Рязанская акварель» в фольклорном стиле в ряде товарных классификаций относится к товарам длительного пользования и входит в группу потребительских товаров. Основной критерий классификации потребительских товаров – покупательские привычки потребителей. Проектируемые модели одежды относятся к гетерогенным товарам предварительного выбора. По степени совместимости в процессе потребления относится к товарам субститутам. Позиционирование товара Позиционирование – обеспечение товару, не вызывающему сомнений, четко отличного от других желательного места на рынке и в создании целевых потребителей. Товар есть набор потребительских свойств. Производителю необходимо, чтобы название товара ассоциировалось в сознании потребителя с четким набором свойств. Разрабатываемую коллекцию позиционирем как коллекцию моделей женской нарядной одежды в фольклорном стиле по мотивам рязанской народной одежды. Сравнивая возможности художественного решения современных вещей на основе использования народных мотивов, предпочтение необходимо отдать изделиям массового производства, поэтому коллекция будет разработана для массового производства. Художественная ценность массовых изделий определяется пропорциональностью соотношения эстетичных, утилитарных, технических качеств. Массовые изделия более функциональны и полезны в быту. Коллекция будет изготовлена исключительно машинным способом, отвечать всем требованиям производства: существующим ГОСТ, ТУ, прейскурантам и т.д., поэтому можно отметить преимущество проектируемых моделей одежды в том, что она, имея достойную цену, будет соответствовать российским стандартам качества. Массовые изделия должны быть рентабельными. Массовое производство вещей позволяет доступно и демократично вводить мотивы прошлого в современный костюм. Применение метода моделирования на основе народного костюма дает возможность проявления оригинального творчества в проектировании современных моделей, что может удовлетворить потребности нашего общества не только в утилитарности одежды, но и в ее эстетических качествах, разнообразии, красоте. Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные. В нашем случае будут использоваться количественные исследования, обычно отождествляющиеся с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов на которые должны ответить респонденты. Характерными особенностями таких исследований являются четко определенные формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляющихся с помощью порядочных процедур. В данном случае ими будут являться анкеты. Составление плана выборки Выборка – часть потребителей, представляющая интересы и вкусы всех потребителей генеральной совокупности (совокупности потребителей или субъектов, являющихся объектами исследования). Чтобы выборка соответствовала своей задаче, следует принять три решения: - кого опрашивать; - сколько человек опросить; - где проводить опрос. Опрос проводился среди потенциальных потребителей в количестве 25-и человек в магазине одежды, который посещают люди со средним достатком. Опрос – систематический сбор информации от респондентов посредством интервью с использованием ряда вопросов, представленных в виде анкеты. Анкета – формализованный набор вопросов для получения информации. Для выявления мнения, поведения и предпочтений покупателей женской одежды необходимо провести опрос по методу анкетирования (Приложение А). 1.1.1 Анализ и интерпретация результатов опроса Таблица 1.- Род занятий?
Анализ показал, что большинство ответивших – 32% являются рабочими и 24% - служащими. Таблица 2.- Одежду какого стиля Вы предпочитаете?
Анализ показал, что большинство ответивших – 32% предпочитают одежду классического стиля и только 20% - одежду фольклорного стиля. Однако 24% опрошенных не придерживаются одного стиля, в результате чего можно предположить, что в последнюю группу опрошенных могут входить потенциальные покупатели разрабатываемой коллекции в фольклорном стиле. Таблица 3.- Считаете ли Вы одежду фольклорного стиля удобной и нарядной?
Анализ показал, что подавляющее большинство опрошенных – 76% считают одежду фольклорного стиля удобной и нарядной. Таблица 4.- При выборе одежды какие функции ее для Вас наиболее важны?
Анализ показал, что для большинства опрошенных – 52% при выборе одежды важными являются утилитарные и эстетические функции. Таблица 5.- На Ваш взгляд фольклорный стиль в одежде больше подходит:
48% опрошенных считают, что фольклорный стиль больше подходит к нарядной одежде. Таблица 6.- Любите ли Вы многослойную и красочную одежду?
Анализ показал, что голоса ответивших почти равноценно разделились с небольшим превосходством тех, кто любит многослойную и красочную одежду. Таблица 7.- Нравятся ли Вам вещи украшенные вышивкой, мережкой, кружевом?
Анализ показал, что большинству опрошенных нравятся вещи, украшенные вышивкой, мережкой, кружевом. Таблица 8.- Имеется ли в Вашем гардеробе одежда с элементами народного костюма?
Анализ показал, что у 64% опрошенных нет одежды с элементами народного костюма, но по предыдущему вопросу 80% опрошенных нравятся вещи с элементами народного костюма, поэтому можно сделать вывод о потребности опрошенных в одежде фольклорного стиля. Таблица 9.- Любите ли Вы аксессуары от пестрых вязаных шапочек и шалей до вышитых сумочек?
Анализ показал, что 44% опрошенных любят разнообразие аксессуаров фольклорного стиля. Таблица 10.- Смело ли Вы комбинируете вещи из своего гардероба по материалам, цвету, стилю, форме?
52% опрошенных смело комбинируют вещи из гардероба по материалам, цвету, стилю, форме. Таблица 11.- Какую цветовую гамму Вы предпочитаете относительно коллекции в фольклорном стиле?
Анализ показал, что цветовая гамма может быть различной, но обязательно присутствие красного цвета. Таблица 12.- Какой материал Вы предпочитаете относительно коллекции в фольклорном стиле?
Анализ показал, что 40% опрошенных относительно коллекции в фольклорном стиле предпочитают ткани, напоминающие по рисунку народное творчество. Таблица 13.- Укажите свой размер и рост одежды?
Самые распространенные ответы это размеры от 42 до 48 и рост 160-172. Таблица 14.- Как часто Вы приобретаете одежду?
Большинство ответивших покупают одежду один раз в месяц и один раз в три месяца. Можно предположить, что покупки совершаются к новому сезону. Таблица 15.- К какой группе потребителей Вы себя относите?
Большинство ответивших считают себя потребителями, не проявляющими приверженности ни к одному из марочных товаров, покупают одежду любой марки из доступных или хотят приобрести нечто отличное от существующего ассортимента. Таблица 16.- Решитесь ли Вы на покупку нескольких моделей из разрабатываемой коллекции в фольклорном стиле, если Вам будет предложено специальное предложение в качестве рекламной акции, в том случае если Вы ранее не носили подобной одежды?
Большинство опрошенных приобрели бы модели из разрабатываемой коллекции по специальному предложению, поэтому следует провести рекламную акцию по распространению товара. Таким образом, по результатам опроса, разрабатываемая коллекция в фольклорном стиле будет востребована среди женщин в возрасте 20-30 лет, которые предпочитают вещи современные, эмоционально выраженные, с пропорциональным соотношением эстетических и утилитарных качеств, не обремененных тем, чтобы быть похожими на других. Большинство ответивших видят одежду фольклорного стиля нарядной, красочной, многослойной, отличающейся эмоциональной выразительностью, которая достигается с помощью отделки, применения тканей, напоминающих по рисунку, фактуре, структуре народное творчество, способом ношения и смелого сочетания элементов в костюме. В данном разделе выявлены и спрогнозированы мнения и предпочтения покупателей женской одежды. Для достижения цели был предложен опрос методом анкетирования среди покупателей. После сбора, обработки и анализа маркетинговой информации, выявлено что разрабатываемая коллекция под девизом «Рязанская акварель» с использованием мотивов рязанского народного костюма будет востребована, модели коллекции предпочтительны в качестве нарядной одежды, будут отличаться красочностью, эмоциональной выразительностью, украшая жизнь покупателей. 1.2 Обоснование выбранной темы
Моделирование одежды – это творческий процесс создания разнообразных моделей, создания художественной материальной оболочки, формирующей внешний облик человека. Большое значение для творчества несет источник художественной идеи или источник вдохновения. Неисчерпаемым источником идей для художника-проектировщика современной одежды служит народный костюм. Основная ценность народного костюма состоит в его предельной функциональности, логике форм, конструкции, в многообразии вариантов внешнего вида за счет различных приемов декоративного оформления. Наш источник вдохновения – костюм земли рязанской. Красива земля рязанская. Красота эта – и в предметах прикладного искусства, созданных умелыми мастерами, и в рязанском народном костюме, дивным разнообразием которого невозможно налюбоваться. Костюм, созданный рязанскими мастерами, многослоен и красочен. Самой красочной была одежда праздничная, Господство красного цвета проявляется в декоративном решении костюма. Декор может быть выполнен не только красным цветом, а могут быть использованы богатейшие оттенки красного цвета – от нежно-розового до густо-красного. Различные оттенки и интенсивность красного цвета создают очень тонкую гармонию. Обилие красного цвета смягчается желтым, облагораживается горизонтально расположенной вышивкой, а ярко-зеленые ленты и великолепное михайловское кружево придают костюму нарядность. Декоративный убор Рязанского народного костюма при доминирующем звучании красного цвета – это богатый калейдоскоп красок, яркая Рязанская акварель! В орнаменте рязанского костюма, в радостной гамме ее расцветки, как и в народной песне, выражено ощущение красоты окружающего мира, представление народа о прекрасном. Это ценный источник творческого вдохновения в области костюма. Для отображения источника вдохновения разработан коллаж. Наиболее распространенным и любимым видом одежды на Рязанской земле была рубаха. Длина рубах была разной. Простая рубаха имела несколько видов: рубаха с прямыми поликами, рубаха с рукавами, выкроенными вместе с прямыми поликами, рубаха с косыми поликами. В оформлении рубах с прослеживается удивительная связь орнамента с конструктивными линиями. Орнамент с оберегами располагался по вороту, рукавам и подолу. Сарафан в Рязанской губернии не имел такого важного значения, как в других регионах России. Гораздо более важным элементом рязанского костюма была понева. Понева выделяется кроем, цветовой гаммой, орнаментом. Не менее распространенным видом одежды был передник, целиком закрывающий спереди женскую фигуру и украшавшийся вышивкой или тканным узором. Сверху рубахи, поневы надевали навершник. Это простая по покрою, но очень красочная туникообразная одежда без рукавов. Навершник шили из холста, украшали тканным узором, прошивкой, кружевом. В рязанской губернии были широко распространены неглубокие лапти, которые одевали поверх онуч, помимо лаптей были коты – кожаные туфли, и низкие валенки. Головные уборы и украшения являются завершающими элементами в композиции народного костюма. Головные уборы разделялись на девичьи и женские. Незамужние девушки вплетали в косу косняки, на лоб повязывали платок, девичий головной убор – петух украшался шелковыми лентами, бахромой, пуговицами, блестками, позументом. Женщины носили повойник, рогатую «кичку». Женское население Рязанской губернии было неравнодушно к украшениям и с удовольствием носило янтарные бусы, цепочки, плетеные из бисера. Из гусиного пуха делали шарики («пушки» или «гуски») и прикрепляли их к головному убору. Также из пуха делали вещи. Таким образом, из всего многообразия ярких элементов и создавался статичный и многослойный рязанский костюм. И сегодня по прошествии долгого времени мы чувствуем излучаемое им спокойствие, а его яркая цветовая гамма – Рязанская акварель – создает ощущение радости, красоты, праздника!
1.3 Анализ мировых направлений моды Пути творческой трансформации разнообразны. Изменение и творческая переработка народного искусства способствуют обогащению, развитию, обновлению современного костюма, созданию в нем своеобразного национального колорита. Именно поэтому среди устойчивых стилей в костюме ХХ века утвердился фольклорный стиль. Это стиль современной одежды, использующий элементы народного костюма. В этом стиле активно используются мотивы, идеи, образы, приемы кроя и отделки народного костюма. Эмоциональная выразительность одежды фольклорного стиля достигается с помощью конструктивного решения, отделки, применения тканей, напоминающих по рисунку, фактуре, структуре народное творчество, способом ношения и сочетания элементов в костюме. В современном костюме нередко встречаются и отдельные элементы, характерные для русского народного костюма: платки, меховые головные уборы, сапоги, пояса. Интересно и оригинально проектируют модели современной одежды с национальным колоритом модельеры французских фирм: «Кристиан Диор», «Нина Риччи», «Пьер Карден», «Ив Сен Лоран», «Луи Ферро» и др. Наиболее ярко используются французскими модельерами мотивы покроя, декора и других черт русского сарафана, русской народной рубахи, верхней одежды. Наиболее ярко влияние народного костюма проявляется в коллекциях Зайцева В.М. Работа этого художника характеризуется серьезным поиском, самобытностью почерка, построенного, как правило, на серьезном отборе исходного материала. Основной принцип его работы – современное озвучивание всего лучшего, что есть у народного искусства, в костюме сегодняшнего дня. На вопрос Вячеславу Зайцеву, перспективны ли сегодня для моды традиции народного костюма, художник-модельер отвечает так: «...Народный и исторический костюмы являются главными источниками развития современной моды. Сомневаться в этом не приходится: взгляните на мировой подиум – лучшие коллекции говорят именно об этом. Народный костюм комфортен, утилитарен, логичен, индивидуален. Сейчас я чувствую, как у людей появляется желание подчеркнуть свою самобытность, самость через костюм. В Париже самые смелые и экстравагантные включают в свой гардероб детали национального костюма: длинные юбки и кружевными подъюбниками, большие шали с вышивкой, шапочки, передники. Среди бесконечно скучной, унылой, беспросветно ширпотребовской одежды это выглядит потрясающе!»[12]. Традиционной русской женской одеждой является сарафан. На сегодняшний день он является распространенной женской одеждой, и как в древние времена шьется из всех видов тканей, расцветок и фактуры. Сарафан трансформировался в платья без рукавов, на тонких, узких или широких бретелях, они могут быть отрезными или цельновыкроенные. Силуэтная форма – полная фантазия, также как и отделка, длина, вырез горловины, застежка. На подиуме сарафаны с приталенным лифом, широкой юбкой и выглядывающей из под нее нижней юбкой. Традиционная женская рубаха сегодня изменилась в первую очередь в длине. Дизайнеры экспериментируют с фольклорным стилем, заимствуют из народного костюма элементы кроя, аксессуары, отделки. В современных моделях рубах, выполненных в фольклорном стиле из традиционной русской рубахи заимствованы такие элементы: щелевидный разрез у горловины, туникообразный крой, вышивка на участке груди, низу рукава, низу рубахи. Рубашка может подпоясываться широким или узким поясом. Многие великие модельеры успешно используют в своем творчестве традиции национального костюма Руси. Вышивку или кружево они стараются повторить по старинной технологии или создают стилизованные орнаменты. Важным элементом Рязанского костюма была понева. В современном костюме поневу может заменить юбка. Предложения дизайнеров настолько разнообразны, что только диву даешься. Среди хитов сезона плиссированные юбки, юбки с воланами, юбки в широкую складку и с оборками, развевающиеся длинные юбки. Четких рамок, ограничивающих длину юбок, сегодня не существует. В обувных тенденциях сезона нет единства. Сапоги любого цвета, каблуки любой высоты, туфли любой формы занимают свои заслуженные места в гардеробе. Потеснится им придется, только если ваша новая пара обуви будет из кожи экзотических животных, бархата или жаккарда. Сегодня различная обувь из разноцветной кожи особенно популярна, а обувь из ткани с вышивкой шелком, бисером – как нарядный вариант вечерней обуви. Направления моды представлены в коллаже (Приложение Б). Современные варианты тканей в новом оформлении очень похожи на старинные натуральные льняные домоткани, хотя натуральные волокна в этих материалах могут совсем не использоваться. Эффект достигается за счет переплетения, узелков, как бы дефектов пряжи, непрокрас. Ткани весна-лето 2007. Необычная и очень эффектная гамма цветов для предстоящего весенне-летнего сезона 2007 включают образные темы: «Раскаленные солнцем» Яркая гамма, наполненная теплом и энергией. Созданная на основе чистых и изысканных цветов, свойственным пигментным красителям. Она включает насыщенные яркие и теплые оттенки: красный, бордо, желто-зеленый, светло-коричневый. «Буря эмоций» Яркие, наполненные энергией страсти цвета создают игривое настроение. Состаренные и застиранные оттенки, близкие к натуральным, украшены вкраплениями золота и бронзы. Полная страсти палитра включает роскошные оттенки красного, тонкие струящиеся пряжи из блестящей вискозы контрастируют с эффектными фантазийными пряжами из бумаги. В теме представлены изысканный шелк, шифон и атлас, жаккарду и кружево с эффектом матового и блестящего. Разноцветные полоски используются в композициях в стиле печворк. Тюль и джерси украшают роскошные цветочные мотивы, а жесткую плотную тафту – вышивка и бусины. «Рустикальные полоски» Превосходные сорочечные ткани с этническими мотивами, а также сорочечные ткани кремового цвета с рисунком в полоску, выполненные из грубоватой пряжи, напоминающие натуральный лен. Блестящие и матовые эффекты оживляют поверхность однотонных тканей и тканей с рельефным рисунком в полоску. «Искусная отделка» Ткани с оригинальными структурами, выполненные на основе смесок из различных волокон, эффекты, напоминающие ручное изготовление. В новой коллекции тканей представлен широкий выбор оригинальных структур и набивных рисунков (на кружеве, гипюре, шифоне), а также рисунки с вертикальными и вышитыми полосками и сетчатые переплетения с эффектом мятости. 1.4 Разработка и обоснование требований к изделиям и материалам Современная одежда многообразна и многофункциональна. Являясь одновременно предметом потребления человека и объектом массового производства, она должна обеспечивать целый ряд требований, которые в конечном итоге определяют технико-экономические и качественные характеристики изделия[8]. Выделяют две группы требований к одежде: потребительские, промышленные. Группа потребительских требований включает: функциональные, эстетические, эргономические, эксплуатационные, социальные. Социальные требования определяют общественную потребность в одежде данного назначения. Проектируемая коллекция будет востребована женщинами I полнотно-возрастной группы ростов 164-170 и размеров 88-92. Одежда по своим размерам, форме, конструкции, материалам должна отвечать прежде всего основному конкретному назначению и условиям эксплуатации, то есть обеспечивать ту функцию, которая на нее возложена, что и определяет ее функциональное совершенство. Коллекция моделей является нарядной, поэтому основное назначение моделей одежды – украшать человека. Одежда должна удовлетворять также эстетическим требованиям: отвечать современным нормам художественного оформления, сложившемуся стилевому направлению, вкусам, моде. Эстетические требования – это требования красоты, изящества, выразительности внешней формы, соответствия художественного оформления одежды возрасту, телосложению и внешности человека. Эргономические требования определяют степень соответствия одежды антропометрическим данным человека, функциональным возможностям и психологическим особенностям человека. Конструкции проектируемых изделий разработаны и построены на основании размерных признаков типовой фигуры 164-88-96 с использованием прибавок на свободу движения. Гигиенические свойства одежды во многом зависят от вида материалов и конструкции изделия. Основными гигиеническими требованиями являются защита тела человека от воздействий окружающей среды, обеспечение нормальной жизнедеятельности организма. Предметы одежды в процессе эксплуатации испытывают нагрузки и претерпевают различные деформации, поэтому одним из важных свойств одежды является прочность. Степень нагрузки зависит от совершаемых движений, прибавок на свободное облегание. Прочность и выносливость швейного изделия зависит от прочности материалов. Одним из важных технических требований к одежде является требование сохранения приданной формы в процессе эксплуатации. Промышленные требования к одежде включают в себя требования стандартизации и унификации, технологичности конструкции, экономичности. Под стандартизацией и унификацией понимается приведение многочисленных видов изделий одинакового назначения к минимальному числу этих видов с наилучшими качествами или свойствами, приведение разнообразных по форме и размерам деталей и узлов внутри каждого типа изделия к единообразию. При проектировании моделей коллекции будут использованы стандарты ОСТ 17326-81, типовые методы обработки. 2 ХУДОЖЕСТВЕННО - КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ Проектирование- это совокупность работ по созданию нового образца изделия, который включает в себя исследование, технико-экономические расчеты и обоснование, создание эскизов моделей, технические расчеты построения чертежей. При проектировании одежды происходит процесс преобразования материала, из которого изготовляется одежда, в структурно-организованный объект- вещь с необходимым комплексом свойств, отвечающих требованиям потребителей. Проектирования одежды состоит из трех этапов: -разработка проекта моделей одежды в художественном и конструкторском решении; -выполнение проекта в материале; -внедрение в производство; Конструирование - важнейшая часть проектирования, это процесс, в результате которого определяется внешний вид и структура изделия. Слагается из двух последовательных этапов: творческого, к которому относится разработка проекта моделей одежды в художественном решении в художественном решении в объеме эскизного проекта, и технического, включая технические расчеты и конструкторско-технологическую проработку проектируемых изделий. 2.1 Эскизный проект Эскизный прект выполняется с целью установленя принципиальных конструктивнх решений изделий, дающих общее представления о его структуре, устройстве и составных частях. На этом этапе создаются первые наброски будущей коллекции - фор-эскизы. Источником вдохновения в создании данной коллекции является народное прикладное икусство, в частности рязанский народный костюм. Необходимо решить вопрос о том, каким образом его черты в целях эмоционального обогащения могут быть введены в художественное решение современной одежды. Отдельные качества и свойства предметов рязанского народного костюма как носители образного содержания дают толчок к возникновению творческой фантазии. Проектируемая коллекция построена на целом ряде свойств, качеств и представлений, возникших от источника. В эскизах моделей образ создают форма народного рязанского костюма, его многослойность и красочность, использование основного цвета костюма- красного и сочетания его с желтым, оранжевым, черным, белым цветами, декоративное оформление, вышивка. Отсюда девиз коллекции "Рязанская акварель". Первоначальный импульс, возникший из контакта с источником прошел сложный путь эмоционального осмысления, прежде чем воплотиться в практической деятельности - фор-эскизах будущей коллекции (Приложение В).После обсуждения фор-эскизов выбраны модели в коллекцию,которые выполнены в цвете. Последним этапом эскизного проекта является выбор из утвержденной коллекции трех моделей для дальнейшей разработки (Приложение Г). Выбранные модели разнообразны по внешнему виду,покрою. Творчество на базе народных мотивов зависит от ряда обьективных факторов. Одним из них является необходимость ставить художественное решение одежды в зависимость от ее утилитарной функции в отличии от народной одежды, которая в основном разделялась на будничную и праздничную, в современной одежде утилитарная функция конкретно проявляется в гораздо большем количестве вариантов (домашняя, служебная, народная и т.п.). Проектируемые изделия относятся к ассортименту нарядных, в связи с этим образное решения моделей яркое,смелое. Нарядность одежды прежде всего проявляется в форме - она обострена, динамична. Отражение народного наследия в моделировании нарядной одежды выражается больше, чем во всех других видах одежды. 2.2 Технический проект 2.2.1 Характеристика пакета материалов для проектируемых моделей одежды Проектируемые изделия относятся к группе нарядной одежды. Ткани, из которых изготавливается нарядная одежда, очень разнообразны по сырью, строению, фактуре, цвету и рисунку. Их внешний вид служит, как правило, цели украшения человека. В этом заключается основная функция нарядной одежды – функция эстетическая. Пакет материалов и фурнитуры на проектируемые изделия выбраны в соответствии со сформулированными требованиями и функциями изделий. При выборе учтены рекомендации моды на текущий и перспективный периоды времени. Мода требует использования атласа, жаккарда кружева с эффектом блестящего, жесткую плотную тафту, использование сорочных тканей с рисунком в полоску, тканей с оригинальными эффектами, напоминающими ручное изготовление. Для модели 1 состоящей из блузки и юбки выбраны ткани: хлопчатобумажная ткань для блузки и тафта для юбки. Хлопчатобумажная ткань белого цвета декорирована полосками из шелковых нитей с пайетками, что придает нарядность, красоту простой ткани. Хлопчатобумажная ткань имеет много хороших свойств: высокая гигроскопичность, хорошие гигиенические свойства. На многоярусную юбку была выбрана жатая тафта двух цветов. Жатый эффект ткани определил конструкцию юбки: из жатой ткани получается хорошая, равномерная сборка. Ткань состоит из синтетических волокон полиэстра, поэтому хорошо держит форму, имеет красивый внешний вид, блеск. Сочетание двух цветов ткани создает своеобразную игру, из-за чего юбка выглядит эффектно и нарядно. Модель 2 состоит из юбки – «годе» и блузки с цельновыкроенным рукавом. Для блузки выбран трикотаж. Он обладает прекрасными пластическими свойствами: растяжимостью, эластичностью, мягкостью. Имеет красивый внешний вид и блеск. На юбку выбран жаккард. Ткань состоит из синтетических волокон полиэстера, она хорошо держит форму, имеет благородный красивый блеск. Модель 3 состоит из блузки и брюк. Для блузки выбрано кружевное полотно, рисунок которого схож с рисунком кружевного полотна «денежки» Рязанской губернии Михайловского уезда. Кружевное полотно имеет блеск, красивый внешний вид, богатую фактуру, но очень трудно в обработке. Гигиенические свойства низкие. Блузка из кружевного материала дополнена тканью тафта-креш. Тафта-креш имеет блестящую гладкую поверхность. Эффективно использование в одном изделии разнородных фактур: тяжелый рельефный кружевной материал дополнен мягкой блестящей тафтой-креш. Такое сочетание придает нарядность. Сложную по рисунку поверхность следует уравновешивать. Поэтому для брюк выбран материал – тафта-флок с гладкой поверхностью, гладкоокрашенный, который создаст своеобразную композиционную «рамку» и придаст модели необходимую законченность. Для подкладки использована подкладная ткань нейлон, для прокладки – нетканое полотно с точечным клеевым покрытием – дублерин. Используемая фурнитура: - застежка-«молния» потайная на синтетической основе; - блочки металлические; - пуговицы пластмассовые; - нитки полиэстровые. Отделка: - шнурок кожаный искусственный; - кружево капроновое; - атласная лента. Для декорирования блузки из хлопчатобумажной ткани использованы стеклярус, пайетки, бисер. Перечень и образцы всех материалов и фурнитуры для изготовления проектируемых изделий представлены в конфекционных картах (Приложение Д). 2.2.2 Выбор и анализ методики конструирования Как известно качество будущего изделия и экономическая эффективность его производства и потребления закладывается при моделировании и конструировании одежды. Поэтому, не случайно, что самое серьезное внимание работники швейной промышленности обращают на изыскание резервов повышения качества швейных изделий именно на стадии проектирования. Одним из основных этапов проектирования является конструирование. В процессе конструирования одежды определяются ее устройство, структура и внешний вид, то есть конструкция. Под конструкцией понимают комплекс частей и деталей, выполненных из определенных швейных материалов и соединенных тем или иным способом в единое целое, имеющее определенную форму, размеры, свойства. Предприятия швейной промышленности при создании конструкций моделей одежды применяют в основном два метода конструирования: муляжный – для решения сложных конструктивных форм и отдельных элементов моделей и расчетно-графический в различных вариантах. Расчетно-графический метод представлен рядом вариантов и характеризуется тем, что по заданной модели на основе измерений фигуры и соответствующих прибавок строят конструкции изделий. При этом существует значительное количество различных методик их построения. Существующие методики конструирования одежды отличаются друг от друга главным образом структурой расчетных формул и способами графических построений. Характерной чертой расчетно-графического метода является построение конструкций путем геометрических разверток сглаженных контуров фигуры человека с необходимыми прибавками на свободное облегание и декоративное оформление по изменениям фигур при полном отказе от пропорциональных расчетов. Расчетно-графический метод дает положительные результаты в отношении точности конструкции, обеспечивают хорошее качество посадки изделия на фигуре, в результате чего значительно упрощается подгонка и уточнение изделия на фигуре во время примерок. В настоящее время этот метод получил наибольшее распространение и представлен такими методиками как Единая методика конструирования одежды Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности (ЦНИИШП), Единый метод Центральной опытно-технической швейной лаборатории (ЦОТШЛ). Единый метод ЦОТШЛ разработан на базе Единой методики ЦНИИШП и отличается от нее заменой отдельных расчетных формул измерениями фигуры или некоторым упрощением формул. Для построения базовых конструкций проектируемых изделий выбран Единый метод ЦОТШЛ. В основе этой методики лежат данные, полученные в результате антропологических исследований по типологии населения. Расчетные формулы отражают зависимость между отдельными участками тела и соответствующих им участкам одежды. Методика ЦОТШЛ обеспечивает построение чертежей деталей одежды любых моделей и формы, дает возможность разработки различных покроев, силуэтов без коренного изменения расчетных формул, возможность расчета баланса изделия. Все конструкции строят без припусков на швы, что позволяет их устанавливать с учетом свойств материалов, принятой технологией и оборудованием. 2.2.3 Исходные данные для проектирования базовой основы конструкции изделия Для разработки конструкции швейного изделия необходима полная и всесторонняя информация об объекте, для которого оно создается, - о человеческой фигуре. Сведения о форме и размерах человеческого тела могут быть получены на основе антропологических исследований. Один из основных методов антропологического исследования, состоящий в измерении тела человека и его частей, носит название антропометрии. Отдельные измерения тела человека, дающие его размерную характеристику, называют размерными признаками. Признаки, которые берут за основу при выделении антропологических размерных типов (типовых фигур) и которые наилучшим образом характеризуют форму и пропорции человека называют ведущими размерными признаками. К ним относятся рост, обхват груди, обхват бедер. Фигура, характеризующаяся значениями выбранных ведущих размерных признаков, называется типовой. Для проектирования базовых основ конструкций изделий выбраны измерения типовой фигуры: рост 164 см, обхват груди 88 см, обхват бедер 96 см (164-88-96). Существенным фактором является и возраст, так как с возрастом изменяются все измерения. Условный потребитель, для которого проектируются изделия, относится к младшей возрастной группе (18-29 лет). Для построения конструкции одежды любым расчетным методом нужно прежде всего иметь исходные данные. Первой и основной частью этих исходных данных являются измерения тела человека (антропометрия). Эти измерения, или, иначе, размерные признаки, характеризуют фигуру человека по величине и форме, то есть дают размерную характеристику (Таблица 17). Таблица 17.-Измерения типовой фигуры,164-88-96 В сантиметрах
Основной фактор, определяющий внутреннюю форму и размеры одежды это форма и размеры тела человека, но одежда не может быть точной копией тела человека, на одних участках она прилегает более плотно, на других ложится более свободно. Та часть поверхности тела, где одежда прилегает плотно, называется опорной поверхностью. Она ограничивается в плечевых изделиях линиями сочленения туловища с шеей и верхними конечностями снизу – выступающими точками лопаток и груди (рисунок 2.1). Это верхняя опорная поверхность.В поясных изделиях выделяется так называемая нижняя опорная поверхность, ограниченная сверху линией талии, а внизу – верхней частью бедер. Рисунок 2.1 Схема опорной поверхности для плечевой одежды Ниже опорной поверхности между одеждой и телом образуются воздушные зазоры, обеспечивающие удобство ношения одежды, свободу дыхания и движений, нормальное самочувствие человека и теплообмен, а также создание объемной формы одежды в соответствии с направлением моды. Поэтому с целью обеспечения зазоров между одеждой и телом размеры одежды всегда выполняют большими, чем соответствующие размеры фигуры, а разница эта между внутренними размерами одежды и соответствующими размерами тела и называется прибавками. Величина любого линейного измерения изделия складывается из величины соответствующего измерения тела человека плюс прибавка на свободное облегание и декоративное оформление. В конструировании одежды выделяют следующие виды конструктивных прибавок: прибавка минимально-необходимая на свободное облегание Пмин и прибавка декоративно-конструктивная Пдк . Величина минимально-необходимой прибавки зависит от вида изделия. Прибавка на декоративно-конструктивное оформление зависит не только от вида изделия, но и особенностей модели, силуэта, моды и призвана обеспечить претворение замысла конструктора. Суммарные прибавки по линии груди, талии и бедер складываются из минимально-необходимой Пмин и декоративно-конструктивной прибавок Пдк . Псум = Пмин + Пдк. Припуски на уработку тканей являются одной из составляющих припуска на технологическую обработку, учитываемой при построении чертежа конструкции одежды. Припуск на уработку – это припуск на изменение линейных размеров деталей и узлов изделий в процессе технологической обработки. Величина припуска зависит от свойств используемых материалов, конструктивных особенностей и технологии изготовления изделия. Припуски на уработку определяются усадкой в процессе влажно-тепловой обработки, степенью стягивания материала строчкой, количеством швов в изделии, направлением и видом шва. Величина конструктивных прибавок зависит от вида изделия. Проектируемые изделия по классификации швейных изделий относятся к классу бытовой одежды, подклассу по условиям эксплуатации – изделия легкие, по виду – изделия летние. Прибавки на декоративно-конструктивное оформление зависят от особенностей моделей, силуэта, моды. Конструктивные прибавки для разработки чертежей конструкций изделий выбраны с учетом вида изделий, силуэта, объема и представлены в таблице 2 для каждого проектируемого изделия. Таблица 18. - Прибавки необходимые для построения конструкции плечевого изделия, Модель 1 В сантиметрах
Таблица 19. - Прибавки, необходимые для построения конструкции клиниевой юбки, Модель 2 В сантиметрах
Таблица 20. - Прибавки, необходимые для построения конструкции брюк, Модель 3 В сантиметрах
2.2.4 Проектирование базовых конструкций изделий Построение базовой конструкции изделия с учетом использования Единого метода ЦОТШЛ включают построение базисной сетки, а затем контурных линий деталей. Таблица 21.- Расчет конструкции блузки женской, Модель 1 В сантиметрах
При построении рукава основной задачей является нахождение размеров и формы оката – линии, по которой рукав сочленяется с проймой изделия, втачивается в пройму изделия. Узел «пройма изделия – окат рукава» является наиболее сложным в конструировании изделия. Это связано с тем, что необходимо построить две неправильные разнохарактерные кривые по точкам, большинство которых прямо не связано с измерениями фигуры, а найдено путем дополнительных расчетов и построений. Именно поэтому построение оката рукава целесообразно осуществлять на базе уже построенной проймы изделия. В этом случае удается получить окат, который хорошо сопрягается с проймой изделия. Высоту оката Вок определяют по пройме на основе конструкции плечевого изделия, выполнив предварительно необходимые построения (Рисунок 2.2). Рисунок 2.2 Определение высоты оката рукава по пройме основы плечевого изделия Точки П1 и П5 соединить прямой, полученный отрезок разделить пополам. Полученную точку обозначить буквой О: П1 О = П1 П5 /2. Из точки О на линию глубины проймы опустить перпендикуляр, точку пересечения обозначить буквой О1 . При этом высотой оката является отрезок О1 О2 . Вок = О1 О2 = ОО1 – ОО2 , где отрезок ОО2 – величина, которая зависит от степени развития дельтовидной мышцы руки и имеет значения от 1 см до 2,5 см. Размерный признак обхват груди третий типовой фигуры – 88, поэтому значение ОО2 выбираем 2,5. Вок = О1 О2 = 18,5-2,5=16. Построение основы втачного рукава проводим поэтапно: строим сетку, затем основу рукава в готовом виде, а в заключение – одношовный рукав. Таблица 22.- Расчет конструкции основы втачного рукава В сантиметрах
Таблица 23.- Расчет конструкции основы женских брюк, 164-88-96 В сантиметрах
Таблица 24.- Расчет конструкции клиниевой юбки (клина «годе»),164-88-96 В сантиметрах
2.2.5 Проектирование модельных конструкций изделий Особенности моделей спроектированы на базовых конструкциях. Модель 1 Блузка из хлопчатобумажной ткани: - нагрудную вытачку перевели в боковую линию; - углубили горловину переда на два сантиметра, горловину спинки на один сантиметр; - расширили горловину переда и спинки на два сантиметра; - нанесли модельную особенность выреза; - нанесли месторасположение кулиски на переде; - удлинили рукав на 10 сантиметров; - нанесли месторасположение кулиски на рукаве; - расширили низ рукава; - плечевую вытачку спинки перевели в удлинение проймы; - нанесли месторасположение блочек на рукаве; - нанесли месторасположение люверсов на переде. Модель 2 Юбка «Годе»: - занизили линию талии на четыре сантиметра. Модель 3 Брюки: - занизили линию талии на четыре сантиметра; - расширили брюки от колена к низу на четыре сантиметра. 2.3 Рабочий проект
Рабочий проект является заключительной стадией процесса проектирования швейных изделий. На этом этапе разрабатываются образцы изделий. Для этого выбирается оборудование, методы обработки изделия, разрабатываются лекала. 2.3.1 Характеристика оборудования, рекомендуемого для производства изделий В данном разделе дается характеристика оборудования, рекомендуемого для производства проектируемых изделий. Характеристика оборудования представлена в таблицах 25,26. Таблица 25.- Техническая характеристика швейных машин
Таблица 26.- Техническая характеристика оборудования для влажно- тепловой обработки
2.3.2 Разработка конструкции сборочных единиц Конструкцию сборочных единиц разрабатывают на основе результатов анализа их технологической обработки. Таблица 26.- Расчет величин технологических припусков, Модель 1 (блузка) В сантиметрах
Таблица 27.- Расчет величин технологических припусков, Модель 2 (клиниевая юбка) В сантиметрах
Таблица 28.- Расчет величин технологических припусков, Модель 3 (брюки) В сантиметрах
От методов обработки изделия и выбранного оборудования зависит качество обработки изделия и эффективность технологического процесса. Схемы обработки основных узлов изделий представлены в приложении И. 2.3.3 Разработка технологической последовательности обработки изделия Технологическая последовательность составлена на Модель 1 – блузка женская из хлопчатобумажной ткани. Технологическая последовательность составлена на основе выбранных методов обработки и оборудования и представляет собой перечень технологически неделимых операций в порядке их выполнения. Таблица 29.- Технологическая последовательность изготовления, Модель 1
2.3.4 Разработка лекал Построение лекал выполнено на проектируемое изделие Модель 1 – блузка женская из хлопчатобумажной ткани, 44 размер, рост 164(Приложение К). Перед построением лекал составлена спецификация всех лекал и деталей изделия. Таблица 30.- Спецификация лекал и деталей кроя, Модель 1
Технические условия на изготовление лекал. На лекалах указывают номер модели, размер, полноту, рост, наименование деталей и наносят линии направления нитей основы и утка, линии допускаемых отклонений. 2.3.5 Нормирование расхода материалов Для оценки технологичности и экономичности разрабатываемого изделия выполнена раскладка лекал (Приложение Л). Технические условия на раскладку лекал. Лекала располагают в строгом соответствии с указанными направлениями нитей основы. Отклонение от нити основы в данном изделии не допускается, потому что ткань в долевую полоску. На все выпускаемые швейной промышленностью изделия разрабатываются нормы расхода материалов. Индивидуальные нормы разрабатывают на единицу продукции для расчета длины раскладки, ширины раскладки, расхода на модель, площади лекал. Таблица 17.- Карта расхода материалов, Модель 1(блузка),164-88-96 Полнотно-возрастная группа I
Важным условием раскладки лекал является ее экономичность, характеризуемая величиной межлекальных отходов. Раскладка в сгиб при ширине ткани 115 см и длине 1,2 м более экономичная. Процент межлекальных выпадов меньше. Во = (Sp – Sл) * 100/ Sp, где Во – межлекальные отходы; Sp – площадь раскладки лекал; Sл – площадь лекал. 1) Во = (9000-5335)*100/9000 = 3665*100 = 40,7% 9000 2) Во = (6900-5335)*100 = 22,7% 6900 Процент межлекальных выпадов при ширине ткани 115 см намного меньше, чем при ширине ткани 150 см. Раскладки лекал выполнены в приложении Л. 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА ПО ПРОФЕССИИ «ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМУ» Дипломная работа – важный этап профессионального становления личности. При выполнении дипломной работы были использованы все знания, умения, приобретенные за время учебы. Была разработана коллекция женской нарядной одежды под девизом «Рязанская акварель». Изделия коллекции отличаются друг от друга по внешнему виду: они различны по форме, силуэту, покрою. В данном разделе необходимо найти применение материалов дипломной работы в учебном процессе, разработать средства обучения на основе результатов дипломного проектирования, для чего необходимо изучить и проанализировать: - квалификационные характеристики профессии «художник по костюму»; - государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии «художник по костюму»; - предложить и обосновать перечень и объемы предметов теоретической подготовки общепрофессионального и профессионального циклов; - выбрать предметы, при изучении которых возможно использование материалов дипломной работы; - выбрать предмет и урок по этому предмету, в котором максимально будут полезны результаты дипломного проектирования; - разработать средства обучения и прописать методику применения материалов дипломирования в выбранном уроке. 3.2. Анализ квалификационных характеристик Для анализа квалификационных характеристик мы воспользовались Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), разработанным на основе ранее действовавшего ЕТКС, выпуск 49, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 3 июля 2002 года № 47. Его разработка вызвана изменением технологии производства, возрастанием роли научно-технического прогресса в производственной деятельности, повышением требований к уровню квалификации, общеобразовательной и специальной подготовке рабочих, качеству конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также изменениями содержания труда. Художник по костюму 3-й разряд Характеристика работ Творческая разработка эскизов несложной одежды с учетом тенденций моды и проработка в материале единичных изделий: халатов, пижам, легких платьев, производственной одежды. Подбор образцов материалов для создания изделий. Самостоятельная проработка сложных технологических узлов. Требования, предъявляемые к работнику Квалификацию одежды по назначению, основы рисунка, живописи, композиции, пластической анатомии, способы конструирования и моделирования одежды, технологию изготовления и современной обработки одежды. Художник по костюму 4-й разряд Характеристика работ Творческая разработка эскизов сложных изделий одежды для тканей различного ассортимента с учетом тенденций моды. Изготовление конструкций и лекал согласно эскизу модели, технологическая обработка изделий и выполнение их в материале: блузки, юбки, брюки, жилеты, изделия детского ассортимента. Требования, предъявляемые к работнику Современные потребительские требования, предъявляемые к одежде, понятие «стиль» в одежде, способы поузловой технологической обработки изделий, методы, системы конструирования одежды, историю костюма. Сравнивая характеристику работ мы выявили, что рабочий третьего разряда выполняет аналогичную работу рабочего четвертого разряда, только для изделий меньшей сложности и более узкого ассортимента. Требования, предъявляемые к рабочим третьего и четвертого разрядов практически одинаковые. Для рабочих четвертого разряда добавляется знание современных потребительских требований к одежде. 3.3. Анализ государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии «художник по костюму» Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования Российской Федерации по профессии «Художник по костюму» включает документы: а) профессиональную характеристику; б) федеральный компонент содержания общепрофессионального и профессионального циклов обучения. Организация обучения по профессии осуществляется в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования (утв. 08.12.99 г.; постановление Правительства РФ № 1362). Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры профессиональной деятельности: ее основные виды, а также их теоретические основы, которые кратко представлены в таблице 30. 3.5. Выбор и обоснование предметов, при изучении которых возможно использование материалов дипломной работы Предметы, при изучении которых возможно использование материалов дипломного проекта, темы уроков и обоснование такого выбора представлены в таблице. Таблица 32. – Использование материалов дипломной работы при изучении различных предметов
3.6. Выбор и обоснование предмета и урока по этому предмету, в котором максимально будут полезны результаты дипломной работы Результаты дипломной работы максимально будут полезны по предмету «Основы конструирования» на тему теоретического урока «Внешний вид одежды, ее покрой». В дипломной работе разрабатываемые изделия все разные по форме, силуэту, по покрою, поэтому целесообразно использовать этот материал для учебных целей. 3.7. Разработка средств наглядных пособий. Нами был выбран урок по предмету «Основы конструирования» на тему «Внешний вид одежды, ее покрой». Здесь мы будем рассматривать внешний вид одежды, ее покрой, дадим определения следующим понятиям: конструкция, форма, силуэт, покрой. Ознакомим учащихся с особенностями конструкции изделия в зависимости от покроя. Обсудим методы формообразования, виды форм, построение силуэтных форм. Для наилучшего усвоения знаний по выбранной теме мы разработали наглядные пособия: плакаты и мини-плакаты в виде раздаточного материала. 3.8. Выбор и обоснование методики применения материалов дипломной работы в выбранном уроке. Методика применения материалов дипломной работы в выбранном уроке представлена в виде фрагмента конспекта урока (Таблица 33). Таблица 33 – Фрагменты конспектного урока.
На данном фрагменте урока используется методика применения наглядных пособий. Она является наиболее оптимальной в выбранном уроке, так как облегчает деятельность преподавателя, повышает внимание учащихся, способствует лучшему запоминанию учебного материала, формирует наглядное представление о новых изученных понятиях. При выполнении данного раздела мы нашли возможности использования результатов дипломной работы в учебном процессе при подготовке учащихся профессионального училища по профессии «художник по костюму». Изучив квалифицированные характеристики по данной профессии и государственный образовательный стандарт начального профессионального образования, мы предложили перечень и объем предметов теоретической подготовки общепрофессионального и профессионального циклов. Также мы выбрали предметы, при изучении которых возможно использование материалов дипломной работы и выбрали предмет и урок по этому предмету, в котором максимально будут использованы результаты дипломного проектирования. Разработали средства обучения – плакаты и прописали методику их применения в фрагменте конспекта урока. Заключение Очевидно, великая польза народного наследия в искусстве будет проявляться только тогда, когда мы будем постоянно изучать его как историю материальной культуры, вне зависимости от направления моды. Пока же происходит так: народное искусство подробно изучается художниками-проектировщиками в студенческие годы, в учебном процессе. Теоретический и практический запас знаний о народном костюме действует от случая к случаю: включаясь в модную ситуацию, расцветая вместе с нею и умирая, когда она исчерпает себя. Чтобы не было случайностей в складывающихся модных ситуациях, надо намеренно создавать их для органического соединения прошлого и настоящего. Мода – это то, что определяется сегодняшним днем: ритмом жизни, материальными и духовными потребностями людей, возможностями промышленности. В первом разделе дипломной работы были проведены маркетинговые исследования, в ходе которых выявились мнения и предпочтения потенциальных покупателей нарядной женской одежды в фольклорном стиле. Были проанализированы направления моды по данной ассортиментной группе. На основании результатов маркетинговых исследований и анализа направлений моды была обоснована выбранная тема дипломной работы. После обоснования выбранной темы были изложены основные потребительские и технико-экономические требования к проектируемым изделиям и материалам. Во втором разделе дипломной работы были созданы эскизы будущей коллекции из которых выбраны три модели для разработки. В техническом проекте выполнены технические расчеты и конструкторско-технологическая проработка проектируемых изделий. В рабочем проекте были выбраны оборудование, методы обработки изделий, разработаны лекала на одно изделие и выполнены раскладки. На этом этапе были изготовлены изделия. В методической части было найдено применение материалов основной части дипломной работы в учебном процессе при подготовке учащихся профессионального училища по профессии «художник по костюму», были разработаны средства обучения и прописана методика применения этих средств в учебном процессе. Таким образом, задачи дипломного проектирования выполнены и цель достигнута. Список использованных источников 1. Ассортимент, свойства и технические требования к материалам для одежды/К.Т.Гущина, С.А.Беляева, Н.Н.Юрченко и др. М.: Лег. и пищ. пром-ть, 1987. 2. Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. М.: Лег. и пищ. пром-ть, 1982. 3. Батурин Г.И., Кузьмин Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 1998. 4. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды. М.: Легкая индустрия, 1974. 5. Единый метод конструирования женской одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам населения на фигуры различных типов телосложения: Основы конструирования плечевых изделий: В 2 ч. / Мин-во быт. обслуживания населения РСФСР. М., 1989. 6. Жученко А.А. Сборник нормативной и учебно-программной документации по профессиям НПО (швейное производство). 7. Конструирование одежды. Учебник/А.К.Амирова, О.В.Сакулина, Б.С.Сакулин, А.Т.Труханова. М.: Мастерство, 2002. 8. Конструирование одежды: Учеб. пособие для ВУЗов/ С.В.Куренова, Н.Ю.Савельева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 9. Лабораторный практикум по конструированию одежды: Учеб. пособие для студентов вузов легкой пром-сти. / Под ред. Е.Б.Кобляковой. М.: Лег. индустрия, 1976. 10. Материаловедение швейного производства / Б.А.Бузов, Е.Б.Модестова, Н.Д.Альменкова. М.: Лег. индустрия, 1989. 11. Махмутов М.И.Современный урок: Вопросы теории. М., 1985. 12. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая гвардия, 1975. 13. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды / М.: Легпромбытиздат, 1990. 14. Основы конструирования одежды: Учебник / Е.Б. Коблякова, А.В.Савостицкий, Г.С.Ивлева. М.: Легкая индустрия, 1980. 15. Основы промышленной технологии поузловой обработки легкой женской и детской одежды. М.: Лег. индустрия, 1975. 16. Петушкова Г.Ц. Теория проектирования костюма: Учеб. М.: Академия, 2003. 17. Промышленная технология одежды: Справ. / П.П.Кокеткин, Т.Н.Кочегура, В.И.Барышников и др. М.: Легпромбытиздат, 1988. 18. Савостицкий А.В. Технология швейных изделий. М.: Лег. индустрия, 1982. 19. Скакун В.А. Преподавание курса «Организация и методика профессионального обучения», М., 1990. 20. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в училищах профтехобразования. М.: Высш. шк., 1987. 21. Справочник по конструированию одежды / В.М.Медведков, Л.П.Боронина, Т.Ф.Дурыгина и др. М.: Лег. и пищ. пром-сть, 1982. 22. Справочник по швейному оборудованию / И.С.Зак, И.К.Горохов и др. М.: Лег. индустрия, 1981. 23. Технология швейных изделий по индивидуальным заказам / А.И.Назарова, И.А.Куликова, А.В.Савостицкий. М.: Легпромбытиздат, 1986. 24. Черемных А.И. Основы художественного конструирования женской одежды. М.: Лег. и ищ. пром-сть, 1983. 25. Шершнева Л.П., Рогова А.П. Проектирование и производство женского платья. М.: Лег. и пищ. пром-сть, 1983. 26. Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения. Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1990. Анкета Уважаемые покупательницы! Магазин «Каприз» осуществляет исследовательский проект по выявлению мнений и предпочтений к разрабатываемой коллекции моделей. Новая коллекция будет выполнена в фольклорном стиле с использованием элементов, мотивов рязанского народного костюма. Ваше мнение может составить объективную картину для создателей новой коллекции. Пожалуйста, обведите кружком номер подходящего ответа или впишите свой вариант там, где это указано. Заранее благодарим за поддержку и содействие в выполнении данного проекта. 1. Ваш род занятий? а) Студент б) Служащий в) Рабочий г) Домохозяйка д) Другое_____________________________________________________ 2. Одежду какого стиля вы предпочитаете? а) Классического б) Спортивного в) Фольклорного г) Не придерживаюсь одного стиля 3. Считаете ли Вы одежду фольклорного стиля удобной и нарядной? а) Да б) Нет в) Не знаю 4. При выборе одежды какие функции ее для Вас наиболее важны? а) Утилитарные (это назначение одежды, защита тела от воздействия внешней среды, создание оптимальных условий функционирования) б) Эстетические (это степень соответствия моде, вашему вкусу, эмоциональная выразительность) в) Пропорциональное соотношение эстетических и утилитарных качеств («удобно и красиво») 5. На Ваш взгляд фольклорный стиль в одежде больше подходит: а) К нарядной одежде б) К повседневной одежде в) Одежда может быть нарядной и повседневной 6. Любите ли Вы многослойную и красочную одежду? а) Да б) Нет 7. Нравятся ли Вам вещи украшенные вышивкой, мережкой, кружевом? а) Да б) Нет 8. Имеется ли в Вашем гардеробе одежда с элементами народного костюма? (Это может быть вышивка, кружево, тесьма, складки, воланы) а) Да б) Нет 9. Любите ли Вы аксессуары от пестрых вязаных шапочек и шалей до вышитых сумочек? а) Да б) Нет в) Не знаю с чем это носить 10.Смело ли Вы комбинируете вещи из своего гардероба по материалам, цвету, стилю, форме? а) Смело комбинирую казалось бы несовместимые вещи б) Я стараюсь придерживаться согласованности в одежде 11. Какую цветовую гамму Вы предпочитаете относительно коллекции в фольклорном стиле? а) Обилие красного цвета б) Сочетание красного с белым, синим или черным в) Сочетание контрастных тонов с участием красного, зеленого, оранжевого, черного 12. Какой материал Вы предпочитаете относительно коллекции в фольклорном стиле? а) Ткани, напоминающие по рисунку народное творчество б) Ткани, напоминающие по фактуре и структуре народное творчество в) Ткани с вышивкой г) Кружевной материал 13. Укажите свой размер и рост одежды ______________________________________________________ 14. Как часто Вы приобретаете одежду? а) Один раз в месяц б) Один раз в два месяца в) Один раз в полгода г) Один раз в год д) Другое 15. К какой группе потребителей одежды Вы себя относите? а) Безоговорочные приверженцы (потребители покупающие товар одной и той же марки) б) Терпимые приверженцы (потребители которые привержены к двум-трем товарным знакам, фирмам) в) Непостоянные приверженцы (потребители, переносящие свои предпочтения с одной товарной марки на другую) г) «Странники» (потребители, не проявляющие приверженности ни к одному из марочных товаров, покупаете любую марку из доступных или хочет приобрести нечто отличное от существующего ассортимента) 16. Решитесь ли Вы на покупку нескольких моделей из разрабатываемой коллекции в фольклорном стиле, если Вам будет предложено специальное предложение в качестве рекламной акции, в том случае если Вы ранее не носили подобной одежды? а) Да б) Нет в) Не знаю |