Реферат: Проект бизнес центра
Название: Проект бизнес центра Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» Кафедра экономики и менеджмента в строительстве
Курсовой проект
По дисциплине «Управление проектами» Выполнила: студентка группы 861 IV курса факультета РЭиУ Милова О.А. Руководитель: проф. Никешин С.Н., Санкт-Петербург 2010 г. Оглавление: 1.3. Социальная значимость проекта. 5 1.4. Основные параметры проекта. 6 2.3. Технико-экономическое обоснование альтернативных проектов. 14 3.1. Анализ рынка коммерческой недвижимости. 24 3.2. Анализ рынка парковочных мест в Санкт-Петербурге. 27 4.1. Жизненный цикл проекта. 30 4.2. Характеристика объекта строительства. 30 4.3. Основные этапы строительства и сроки выполнения работ по возведению объекта строительства. 31 4.4. Календарный график выполнения основных этапов реализации проекта 32 4.6. Схема управления проектом. 33 4.7. Контрактные отношения. 34 5.1. Анализ затрат по проекту. 36 5.2. Анализ доходов по проекту. 37 6.2. Прогноз движения денежных средств. 39 VII. Оценка эффективности проекта. 41 X. Библиографический список. 49 Приложение 1. Планировочные решения административно-бытового центра Приложение 2. Календарный график выполнения работ по реализации проекта Приложение 3. Денежные поступления по годам Приложение 4. Денежный поток от операционной деятельности Приложение 5. Прогноз движения денежных средств В рамках представленной работы рассмотрен проект строительства административно-бытового центра общей площадью 7650 кв. м. с оборудованной подземной парковкой на 100 машино-мест в исторической части города в Центральном районе Санкт-Петербурга на пересечении Суворовского проспекта и Таврической улицы.
Характеристика проекта: - По главной цели реализации – коммерческий – основной целью является получение прибыли. - По масштабу – средний – стоимость проекта от 10 до 50 млн. долл. - По сроку реализации – среднесрочный – срок реализации 3-6 лет. - По отраслевой принадлежности – строительный – строительство здания административно-бытового назначения. - По специфике конечно продукта – экономический – достижение целевой суммы прибыли. - По количеству главных целей – монопроект – одна главная цель. - По сложности – малый проект – небольшой масштаб проекта, малые сроки, стандартные требования к качеству проекта, средний объём привлекаемых ресурсов. - По требованиям к качеству проекта – стандартный – проект со стандартными требованиями к качеству - По характеру привлечения сторон – проект одного предприятия – проект осуществляется одним предприятием.
Проект ориентирован на потенциальных инвесторов. Особое внимание с момента начала работ по реализации проекта будет уделено поиску «якорных» арендаторов. «Якорный» арендатор - это центр притяжения в любом торгово-офисном центре. В условиях, когда каждый новый арендатор жизненно важен, необходимо грамотно выбирать и правильно выстроить политику отношений с этим "магнитом". Поэтому на этапе разработки проекта будет уделено особое внимание требованиям «якорного» арендатора по объёмно-планировочным решениям, вопросам установления арендных ставок. В последующем «якорный» арендатор станет рекламной компанией центра. Потенциальны арендаторы и посетители ступят на порог центра в зависимости от «раскрученности» имени «якоря». Именно они принесут основную прибыль девелоперу и довершат своим присутствием картину. Поэтому якорный арендатор имеет право на льготы, и к нему можно отнести требования к определенной планировке, техническим характеристикам помещений и расположением. Планируется, что «якорным» арендатором станет головной офис банка ВТБ по работе с юридическими лицами и корпоративными клиентами. Преимущества административного центра для «якорного» арендатора: - Расположение в востребованной деловой зоне - Новое строительство - Передовые инженерные системы - Эффективные открытые планировки этажей - Обширный паркинг - Пешеходная доступность метро - Видовые офисы 1.3. Социальная значимость проекта Также проект ориентирован на современных людей и жителей района застройки, предпочитающих оптимальную организацию своего рабочего и свободного времени. В состав административно-бытового центра входят 7650 кв.м., предназначенных под комплексную инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность, отдых, питание, бытовое обслуживание. Особенностью проекта является его функциональное назначение, которое совмещает в себе функцию офисного центра с предоставлением офисных площадей в аренду и центра бытового обслуживания, оказывающего комплекс бытовых услуг жителям района и работникам бизнес-центра. Центральный район – самый густонаселённый район города (около 14 тыс. человек на м.кв). Кроме того Центральный район занимает одно из первых мест в городе по количеству размещенных здесь торговых и офисных объектов. Поэтому проект строительство центра, сочетающего в себе функции офисного и бытового комплекса, является социально значимым и привлекательным для инвесторов. 1.4. Основные параметры проекта Основные характеристики проекта:
Экспликация помещений в плане:
Основные экономические и временные характеристики проекта:
В состав административно-бытового центра входят 7650 кв.м., предназначенных под комплексную инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность, отдых, питание, бытовое обслуживание современных деловых людей и жителей района застройки, предпочитающих оптимальную организацию своего рабочего и свободного времени. Административно-бытовой центр предоставляет: · Услуги аренды офисов (общая площадь под аренду 4390 м.кв.) и коммерческой недвижимости (2295 м.кв.). · Офисные помещения с отделкой «под ключ», 2 конференц-зала вместимостью до 200 человек располагаются с 3 по 9 этажи. · На 1 и 2 этажах центра располагаются: стойка администрации, зона ресторана, салон красоты, центр документов, фотостудия, комплекс бытовых услуг класса «люкс» (срочная химчистка, прачечная, ремонтная мастерская), отделение банка, салон цветов и подарков. · Услуги по проведению конференций (2 конференц-зала общей площадью 400 м.кв.) с использованием систем теле- и видео-конференций, а также высокоскоростного интернета. · Услуги аренды парковочных мест, центр оснащён оборудованным охраняемым двухуровневым подземным паркингом на 100 машино-мест. · На стойке администрации помимо получения полной информации об услугах центра, предоставляется возможность заказать авиа- и железнодорожные билеты, билеты на концерты и выставки, в кино, театр, заказать такси. Административно-бытовой центр оснащён: · двумя скоростными лифтами, · современными системами безопасности, · новейшими инженерными системами, · выделенной линией высокоскоростного Интернета, · современными средствами телефонной и видеосвязи, · спутниковым и кабельным телевидением, · приточно-вытяжной вентиляцией, · современными системами кондиционирования, · системами видеонаблюдения по зданию и паркингу, · системами пожарной и охранной сигнализации.
Административно-бытовой центр находится в исторической части Санкт-Петербурга в Центральном районе на пересечении улиц Шпалерная и Гагаринская. Земельный участок (площадь 910 кв.м.) под зданием вместе с прилегающей территорией образует форму прямоугольника. Высотность по ПЗЗ – 28/31 метр. Участок расположен в центре города, рядом Администрация Санкт-Петербурга, Администрация Ленинградской области, Федеральный дом, Федеральный суд, КУГИ Санкт-Петербурга, КЗР. На территории участка находится здание постройки 1904 г., которое требует реконструкции (сноса). Здание расположено в 10 минутах ходьбы от станции метро Чернышевская, площадь Ленина (Финляндский вокзал). Расположение в центральной части города обуславливает прекрасное транспортное сообщение практически со всеми частями города. Здание располагается в 10 минутах ходьбы от станции метро Чернышевская, Площадь Ленина (Финляндский вокзал). В 5 минутах езды располагается Федеральный Дом, Смольный, Администрация Санкт-Петербурга, Администрация Ленинградской области, Федеральный суд, КУГИ Санкт-Петербурга, КЗР,так же по улице Шпалерная представлены практически все отделения крупнейших банков Санкт-Петербурга, а также гостиницы и магазины. Этапы проделанной работы: - Выкуплены квартиры и подвальные помещения в здании. - Получено Распоряжение Председателя КЗРиЗ о закреплении прилегающего к зданию земельного участка. - Частично согласована предпроектная и разрешительная документации для получения распоряжения на реконструкцию и строительство.
- Разработан временный градостроительный регламент застройки квартала в бюро Генплана КГА Санкт–Петербурга. - Выполнена историческая экспертиза по зданию и земельному участку. В результате здание признано не представляющим историческую ценность и получено разрешение КГИОП на проведение реконструкции с новым строительством и сносом старого. - Получены предварительные технические условия инженерных служб. - Существует возможность строительства подземного встраиваемого паркинга. Характеристика района застройки. Центральный район Петербурга расположен на левом берегу реки Невы. Граничит с Василеостровским, Петроградским, Выборгским, Калининским, Красногвардейским, Невским и Фрунзенским районами. Площадь - 1,7 тыс. га. Население - 300 тыс. человек. Характер застройки района. Подавляющее большинство домов, расположенных в Центральном районе, относятся к старому фонду. Они представляют собой плотную сплошную застройку, с редкими вкраплениями сталинок (вдоль Суворовского проспекта, на улице Бонч-Бруевича, на Советских, Тверской, Новгородской, Шпалерной улицах) и хрущевок (улицы Профессора Ивашенцева и Салтыкова-Щедрина). По качеству жилищный фонд Центрального района весьма неоднороден. Здесь немало как престижных домов, прошедших реконструкцию, капремонт, так и ветхих зданий, расположенных в глубине дворов. Центральный район занимает одно из первых мест в городе по количеству размещенных здесь торговых и офисных объектов. Здесь немало ресторанов, кафе, кинотеатров, развлекательных комплексов с соответствующей для центра ценовой политикой. В Центральном районе расположено множество отелей и мини-гостиниц. Крупные торговые центры находятся, в основном, вдоль главных магистралей этой территории – Невского, Лиговского, Литейного, Владимирского, Загородного проспектов. Остальная часть Центрального района характеризуется небольшими специализированными магазинами, бутиками, предлагающими товары высокой ценовой категории. Транспортная доступность. В районе есть девять станций метро, которые расположены друг от друга примерно на расстоянии 10-20 мин. ходьбы: «Невский проспект», «Гостиный двор», «Маяковская», «Площадь Восстания», «Площадь Александра Невского», «Достоевская», «Владимирская», «Лиговский проспект», «Чернышевская». Также в распоряжении обитателей - наземный транспорт (троллейбусы, автобусы, трамваи). Основная проблема центра города - перегруженность автотранспортом : на главных магистралях района постоянно образуются пробки, не хватает парковочных мест. В часы пик автомобили стоят на Лиговском, Литейном проспектах, Садовой лице, Суворовском проспекте, Шпалерной улице. Традиционно машины скапливаются в зоне мостов через Неву. Решить проблему транспортной доступности района планируют с введением в эксплуатацию Орловского тоннеля. Орловский тоннель соединит Центральный и Красногвардейский административные районы и поможет разгрузить Суворовский проспект. Экология. Перегруженность центра города транспортом плохо сказывается на экологии района. Сильно загазован воздух вдоль крупных магистралей: Литейного, Невского, Суворовского, Лиговского, Владимирского проспектов. Зеленые насаждения занимают не более 20% в общей площади района. Бизнес окружение. В Центральном районе функционируют более 130 бизнес-центров, предлагающих аренду офисных площадей. Около 60% деловых центров можно отнести к разряду высококачественных офисных площадей классов «А» и «В». Арендные ставки в среднем по району находятся в пределах 1500-2000 руб./кв.м/мес. Перспективы развития. В Центральном районе реализуется ряд проектов, направленных на улучшение транспортной доступности городского центра, прежде всего - на избавление от пробок. Сейчас здесь реализуется несколько крупных проектов по строительству жилья и коммерческой недвижимости класса lux. В центре еще немало территорий, требующих комплексной реконструкции. Достопримечательности. Большая часть территории Центрального района входит в городскую охранную зону, строительство новых промышленных предприятий на ней запрещено. Район уникален по концентрации памятников, состоящих под государственной охраной: на его территории свыше 440 памятников архитектуры и градостроительства, 20 памятников монументального искусства, свыше 100 памятников истории, а также ряд памятников садово-паркового искусства (Летний, Михайловский, Таврический сады). Комплекс кладбищ Александро-Невской лавры является некрополем общенационального значения. СВОТ-анализ района и участка застройки:
2.3. Технико-экономическое обоснование альтернативных проектов Рассматриваются 2 альтернативных варианта осуществления проекта: · Проект №1. Строительство административно-бытового центра общей площадью 850 кв. м. с открытой неохраняемой парковкой на 105 маш-мест в Приморском районе Санкт-Петебурга. · Проект №2. Строительство административно бытового центра общей площадью 850 кв. м. с оборудованной подземной парковкой на 100 машино-мест и гостевой открытой парковкой на 25 машино-мест в Выборгском районе Санкт-Петербурга.
Проект №1. Проект строительства административно-бытового центра общей площадью 7650 кв. м. с открытой автостоянкой в Приморском районе Санкт-Петербурга на участке по адресу ул.Туристская, 58 .Зона по Генплану – 3ЖД (зона размещения среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга, с включением объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры). Расположение: Земельный участок находится в центре Приморского района. Ближайшие станции метро: Пионерская (800 м), Комендантский проспект (1200 м). Площадь земельного участка 3486 м.кв.. Участок свободен от строений, ровный. Все коммуникации в наличии. На участке планируется возведение административно-бытового центра с открытой автостоянкой. Характеристика объекта строительства:
Затраты на приобретение земли:
Затраты на строительство:
Характеристика района строительства. Приморский район исключительно перспективен и привлекателен для инвесторов, так как в нем как ни в одном другом районе имеется потенциальная возможность вложить средства в крупные проекты в сфере торговли, строительства (особенно коттеджного), туризма, спорта, культуры, промышленности, транспорта, услуг и в банковской сфере. Особенно он привлекателен для иностранных инвесторов из-за близости государственной границы с Финляндией и сравнительно хорошо развитой транспортной сети (автомобильной, железнодорожной, водной), а также живописного побережья Финского залива, наличия больших зеленых массивов, заповедных территорий. Приморский район, пожалуй, один из самых динамично развивающихся в городе. Он активно застраивается современными жилыми домами. Торговые комплексы и офисные центры растут здесь, как грибы после дождя. Причем инвесторам интересны не только уже сформировавшиеся, но и окраинные территории района. В составе жилищного фонда Приморского района преобладают современные дома, что делает его весьма популярным у покупателей квартир. Неплохо развита социальная инфраструктура района. Всего на его территории расположено свыше 130 школ и детских садов, множество медицинских учреждений. Один из серьезных недостатков Приморского района – проблема транспортной доступности. На его территории действуют четыре станции метрополитена – «Старая Деревня», «Черная речка», «Пионерская», «Комендантский проспект». Однако все они в южной и центральной частях района. В северную же его часть можно попасть лишь с помощью наземного транспорта (в том числе по железной дороге). Через Приморский район проходят две железнодорожные линии – Сестрорецкое направление (станции Лахта, Ольгино) и Выборгское направление (станции Удельная, Озерки, Шувалово). Владельцам личных автомобилей повезло еще меньше. Они испытывают неудобства на переездах через железнодорожные пути, а интенсивное движение грузового и легкового автотранспорта по Приморскому проспекту в часы пик является причиной длительных пробок у Ушаковского моста. По данным компании Becar Commercial Property SPb в Приморском районе на сегодняшний день действует около 25 объектов, предлагающих аренду офисных площадей классов «В» и «С». Более половины из них принадлежат к разряду высококачественных (бизнес-центры класса «В»). В последнее время интерес инвесторов к возведению высококачественных офисных комплексов за пределами центральных районов Петербурга значительно возрос. Так, в Приморском районе на разных этапах проектирования и строительства сейчас находится более 20 объектов офисного назначения.
Экономические показатели альтернативного проекта:
Проект №2. Строительство административно бытового центра общей площадью 7650 кв. м. с оборудованной подземной парковкой на 100 машино-мест и гостевой открытой парковкой на 25 машино-мест в Выборгском районе Санкт-Петербурга по адресу ул.Б. Самсониевский пр. 36 Зона по Генплану – Д (Общественно-деловая застройка). ПЗЗ – ТД1-1_1 (подзона размещения объектов многофункциональной общественно-деловой застройки на территории исторически сложившихся районов города, с включением объектов жилой застройки и а также объектов инженерной инфраструктуры). Площадь земельного участка 1408 кв.м., на участке расположено строение общей площадью 1263,5 кв.м. Участок оснащён всеми инженерными коммуникациями. Отсутствуют ограничения по сносу. Существует возможность строительства подземного паркинга. Характеристика объекта строительства:
Затраты на приобретение земли:
Затраты на строительство:
Характеристика района строительства. Выборгский район – одна из крупнейших и старейших в городе территорий. Она имеет большую протяженность с севера на юг, от центра города – к его окраине. Территория крайне неоднородна по составу как жилой, так и коммерческой недвижимости. По данным социологических исследований, он входит в число наиболее привлекательных районов для проживания среднего класса. Транспортную доступность Выборгского района можно в целом охарактеризовать как удовлетворительную. Его центральную часть обслуживают две станции метро – «Лесная» и «Выборгская», северную – четыре станции: «Парнас», «Проспект Просвещения», «Озерки», «Удельная». Однако территория района слишком велика, существующих станций метро явно недостаточно. Развитая торговая инфраструктура – одно из главных достоинств района, в котором на начало 2008 года сосредоточено 285 тыс. кв. м торговых площадей. По данным консалтинговой компании Becar Commercial Property SPb, Выборгский район занимает четвертое место по обеспеченности качественными торговыми площадями в Петербурге. В Выборгском районе располагается свыше 40 объектов, где предлагается в аренду офисные помещения, общая площадь которых составляет около 270 тыс. кв. м. По данным Becar Commercial Property SPb, порядка 30% всех офисных центров относится к классу «В», 70% – к классу «С». По данным Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости», средний уровень арендных ставок в Выборгском районе на офисные помещения составляет около 750 руб. за кв. м в месяц. Цены на аренду торговых помещений выше – до 1,5 тыс. руб. в месяц за кв. м. Повышенным вниманием инвесторов пользуются офисные помещения Выборгского района. Его южная часть, наиболее близкая к центру города и сейчас занимаемая промзоной, считается одним из самых удачных мест для расположения бизнес-центров. На этой территории расположено много объектов недвижимости, привлекательных для инвестиций. СВОТ-анализ района и участка застройки:
По результатам анализа основных параметров альтернативных проектов принято решение о реализации Проекта №1: строительство административно-бытового центра общей площадью 7650 кв. м. с оборудованной подземной парковкой на 100 машино-мест в исторической части города в Центральном районе Санкт-Петербурга.
Планируемый к строительству объект совмещает в себе функции офисного и бытового центра, кроме того к сдаче планируются парковочные места. 3.1. Анализ рынка коммерческой недвижимости. По данным, собранным компанией NAI Becar, в I квартале 2011 г. в Санкт-Петербурге сданы в эксплуатацию офисные помещения в семи объектах, общая площадь которых составила 42 538 кв. м. Это сопоставимо с объемом ввода IV квартала прошлого года, но в 2,4 раза меньше показателя I квартала 2010 г. (см. рис. ниже).
Арендные ставки и цены продаж Существенных изменений ставок аренды по сравнению с концом 2010 г. не произошло.
3.2. Анализ рынка парковочных мест в Санкт-Петербурге В последние годы увеличение парка автомобилей значительно обострило проблему организации мест их постоянного хранения и кратковременной парковки. Особенно ощутима нехватка гаражей, стоянок и паркингов в центре Петербурга. Из-за относительно низкой доходности подобных проектов девелоперы пока неохотно берутся за их реализацию. Большая проблема с организацией мест хранения автотранспорта наблюдается в сегменте коммерческой недвижимости Петербурга. Так, например, услуги охраняемой парковки сегодня доступны в основном только арендаторам бизнес-центров классов «А» и «В». Подземный или встроенно-пристроенный паркинг обычно устраивают во вновь возведенных офисных зданиях. Но даже в этом случае его сооружение может быть осложнено слабыми грунтами в зоне строительства или близким расположением соседних зданий. Чаще всего девелоперы создают на близлежащей к объекту территории открытые автостоянки – так называемые стихийные парковки. При этом большая часть арендодателей предоставляют парковку для своих клиентов бесплатно. Еще на 40% доходных объектов эти услуги являются платными. Ежемесячная аренда места в паркинге при бизнес-центрах высших классов обходится арендаторам в среднем в $100-200 . Стоянка для посетителей торговых центров как правило бесплатна. Но если речь идет о подобных объектах, расположенных в центре города, то возможна почасовая оплата парковочного места. При этом один час парковки может обойтись в 30-50 рублей . Наибольший дефицит мест хранения личного автотранспорта наблюдается в бизнес-центрах и торговых комплексах, расположенных в центральных районах Северной столицы. По мнению специалистов, архитектурные ограничения при реконструкции зданий под объекты коммерческой недвижимости, а также планируемые запретительные меры на парковку автомобилей в исторической части города в ближайшее время способны еще больше осложнить сложившуюся ситуацию. Рецепты решения этой проблемы заключается в обвязывании строителей включать паркинги в проект либо отказывать в его согласовании. В целом, полагают специалисты петербургских консалтинговых компаний, для бизнес-центра высшей категории девелопером должен быть организован паркинг из расчета: одно парковочное место на 50 кв. м объекта . В среднем, для торгового центра в центре города можно принимать соотношение одно парковочное место на 30-35 м2 арендуемой площади . Выводы по результатам анализа рынка
Целесообразность возведения здания административно-бытового назначения в исторической части города обусловлено густонаселённостью района, а также высокой концентрацией бизнес-центров. Потребности населения в бытовых услугах могут быть быстро удовлетворены с помощью услуг, предоставляемых центром. Главная особенность проекта заключается в его функциональном назначении: Офисные помещения под аренду; Помещения под оказание комплекса бытовых услуг населению. Таким образом, в результате реализации проекта в эксплуатацию будет введён уникальный бизнес центр, соответствующий классу В, который помимо предоставления в аренду отделанных офисных помещений, будет иметь социальное значение.
Жизненный цикл проекта – это временная величина между двумя точками (точка начала и точка завершения), в рамках которой проект возникает, реализуется, изменяется и прекращает своё существование.
4.3.Характеристика объекта строительства
Планировочные решения проектируемого административно-бытового цента представлены в Приложении 1. 4.2. Основные этапы строительства и сроки выполнения работ по возведению объекта строительства
На этапе реализации проекта проводится рекламная кампания для привлечения потенциальных арендаторов в моменту сдачи объекта. Мероприятия по рекламе начинаются с началом завершающих отделочных работ – 09.08.2012. Мероприятия по рекламе не прекращаются с момента ввода объекта в эксплуатацию, а будут продолжаться вплоть до 01.10.2014 год, т.к. уровень предположительной заполняемости на этих этапах останется невысоким. В качестве рекламной кампании будет также выступать якорный арендатор, в связи с тем, что привлечение первых посетителей и арендаторов административно-бытового центра будет зависеть от «раскрученности» имени якорного арендатора. 4.3. Календарный график выполнения основных этапов реализации проекта Календарный график выполнения основных этапов реализации проекта представлен в Приложении 2. Основные участники проекта: 1. Заказчик - физическое лицо или организация, заинтересованная в достижении целей проекта. 2. Инвестор – физическое лицо или организация, вкладывающая инвестиции в проект с целью получения прибыли в результате реализации проекта. В роли инвестора могут выступать заказчик, банки, инвестиционные фонды и т.д. 3. Управляющий проектом – менеджер, принимающий все необходимые решения по проекты, управляет командой проекта 4. Команда проекта - совокупность физических и юридических лиц, объединенных для осуществления проекта. Создается на период жизненного цикла проекта. Главная задача – координация действий и согласование интересов всех участников проекта для достижения поставленных целей. 5. Исполнители по проекту – юридические и физические лица, отвечающие за выполнение проекта в натуральном и денежном выражении: проектировщик, генподрядная организация, субподрядная организация, поставщики и т.д. 6. Кредитор - физическое лицо или организация, предоставляющее денежные средства для осуществления проекта на возмездной основе на определенных условиях.
4.5. Схема управления проектом Для данного проекта выбирается линейная схема управления проектом. В этом случае управляющий проектом несет ответственность за проект в пределах фиксированной цены. Стоимость работ управляющего проектом согласовывается с заказчиком и включается в себестоимость проекта. Излишек средств может быть использован для стимулирования управляющего проектом. Управляющий проектом обеспечивает управление и координацию процессов проекта по соглашениям между ним, заказчиком и участниками проекта. Самостоятельность управляющего проектом может ограничиваться определёнными рамками, к примеру, архитектурно-планировочным решениям или других характеристикам проекта. Достоинства применения линейной схемы управления проектом: + Заказчик самостоятельно выбирает профессиональную команду управляющих. + Управляющий проектом берёт на себя риски по проекту в рамках своих полномочий. Недостатки применения линейной схемы управления проектом: - При конфликте между заказчиком и управляющим проектом негативные последствия для проекта, приостановка.
Контракт представляет собой взаимные добровольные обязательства двух и более сторон, в рамках которых проект возникает, реализуется, изменяется и прекращает своё существование. В ходе реализации проекта заключаются контракты с твёрдой ценой. Цена определяется на стадии возникновения договорных отношений и является неизменной. Изменение цены осуществляется только путём пересмотра и изменения договорных отношений с согласия всех сторон. В рамках контракта с твёрдой ценой устанавливаются риски и обязательства сторон. Контракт заключаются между заказчиком и подрядчиком, имеющим лицензию на строительную деятельность. В контракте в обязательном порядке указывается предмет контракта, стороны по контракту с указание реквизитов, а также специальные требования по оформлению контракта (расчётные счета, ИНН, печати, подписи). Предметом контракта выступает возведение административно-бытового центра. Даются характеристики, критерии и условия по контракту, указывается твёрдая цена, оговариваются условия внесения изменений в контракт, описываются работы по проекту, коммерческие условия, временные условия, также описываются риски, гарантии и т.д. Кроме того заключается контракт между заказчиком и управляющим проектом, где указываются вопросы, в рамках которых управляющий проектом имеет самостоятельность и несёт риски, а также указывается стоимость работ управляющего проектом. На этапе эксплуатации объекта строительства заключаются договоры аренды офисной, коммерческой недвижимости, а также паркинга. V. И нвестиционный план При анализе затрат по проекту использовался аналоговый метод. Для реализации проекта приобретается у юридического лица земельный участок под зданием вместе с прилегающей территорией общей площадью 910 м.кв. в Центральном районе Санкт-Петербурга на пересечении улиц ул. Шпалерная и ул. Гагаринская. 1/6 . Участок оформляется в собственность, проводятся работы по присвоению кадастрового номера участку. Затраты на землю:
Эксплуатационные расходы после ввода объекта в эксплуатацию.
5.2. Анализ доходов по проекту Доходы по проекту будут сформировываться за счёт сдачи в аренду офисных и торговых помещений, также машино-мест в оборудованном паркинге. По результатам анализа рынков офисной и коммерческой недвижимости принято решение о предоставлении объекта в аренду после ввода в эксплуатацию со 100%ной отделкой. На начальных этапах арендная ставка офисной недвижимости будет составлять 1400 руб./м.кв/мес, а торговой недвижимости – 1500 руб./м.кв./мес. Такой уровень арендной ставки будет гарантирован в течении первых двух лет эксплуатации объекта. Ожидаемая заполняемость офисных площадей в первые 2 года составит 50% и 55% - торговых площадей. Постепенно доля вакантных площадей будет снижаться. Кроме того, предусмотрено индивидуальное обсуждение условий аренды с клиентами, а также дифференциация ставок аренды для различных арендаторов в целях привлечения потенциальных арендаторов. Прогнозный годовой темп роста цен находится в пределах 5-10%. Арендная ставка для паркинга на начальных этапах составит 6000 руб./маш-место/мес., такая ставка также будет гарантирована арендаторам в течение двух лет. Предполагаемая заполняемость в первый год составит 60% и будет постепенно увеличиваться. Таблица поступлений по годам представлена в Приложении 3. Денежный поток от операционной деятельности представлен в Приложении
При реализации проекта используется схема с полным регрессом на заёмщика. Регресс означает обратное требование о возмещении предоставленной суммы денежных средств, предъявляемое заёмщику. При проектном финансировании с полным регрессом на заемщика банк не принимает на себя риски, связанные с проектом, ограничивая свое участие предоставлением средств против определенных гарантий. Достонства такой схемы финансирования заключается в быстроте получения необходимых средств, а также в более низкой стоимости кредита. Такая форма финансирования используется в основном для малоприбыльных проектов, что соответствует реализуемого проекту. Для реализации проекта заключается договор проектного финансирования со ВТБ банком на сумму 40 млн. рублей под 12% годовых сроком на 10 лет. Обеспечением возврата кредита является земельный участок, приобретённый в собственность. Расчёт ежегодных аннуитетных платежей: Кредит привлекается в 2013 году на завершающей стадии строительства объекта. Аннуитетныные выплаты осуществляются с момента ввода объекта в эксплуатацию в 2014 году. 6.2. Прогноз движения денежных средств Прогноз движения денежных средств, а также расчёт дисконтированных поступлений представлен в Приложении 5. VII. Оценка эффективности проекта Эффективность проекта представляет собой суммарную величину, включающую в себя внешнюю и внутреннюю эффективность. Внешняя эффективность реализуемого проекта заключается в возникающем положительном результате во внешней среде, которому способствует реализация данного проекта. Внутренняя эффективность проекта в первую очередь отражается внутренней экономической эффективностью его реализации. Оценка эффективность проекта производится по системе связанных показателей: 1. Чистый доход – определяется как разность между выручкой и затратами. 2. Чистый дисконтированный доход - это сумма дисконтированных значений потока платежей, приведённых к сегодняшнему дню. Показатель NPV представляет собой разницу между всеми денежными притоками и оттоками, приведенными к текущему моменту времени (моменту оценки инвестиционного проекта). Он показывает величину денежных средств, которую инвестор ожидает получить от проекта, после того, как денежные притоки окупят его первоначальные инвестиционные затраты и периодические денежные оттоки, связанные с осуществлением проекта. , Где Рt – доход, Зt – капитальные вложения, Т – жизненный цикл проекта, t – год реализации инвестиционного проекта Е – норма дисконта, в реализуемом проекте принята равной 18%. Индекс доходности - Показатель характеризует относительную “отдачу проекта” на вложенные в него средства и вычисляется как отношение NPV к текущей стоимости инвестиций в проект. 3. Период окупаемости - период времени, необходимый для возмещения инвестиций, вложенных в проект за счет полученного дохода от его реализации и вычисляется как такой период времени, в котором чистый дисконтированный доход проекта (NPV) равен нулю. Величина h определяется путем последовательного суммирования членов ряда дисконтированных доходов до тех пор, пока не будет получена некоторая сумма (Sm) равная объему инвестиций или превышающая его. При этом: , где m – период времени, в течение которого возвращаются капитальные вложения равные Sm.
Дата окупаемости (простой срок окупаемости) – 10.46 лет; Дата окупаемости (дисконтированный срок окупаемости) – 16,2 года.
По результатам проведения анализа рисков проекта можно сделать вывод о том, что наиболее опасным источником возникновения риска являются 1. Выбор неэффективного проекта; 2. Срыв сроков строительства; 3. Несовершенство системы управления проекта; 4. Длительная экспозиция помещений под аренду.
По результатам проделанной работы можно подвести следующие итоги: - Инвестиционным замыслом данного проекта явилась идея строительства административно-бытового центра общей площадью 7650 м.кв. с оборудованным охраняемым паркингом на 100 машино-мест в исторической части Санкт-Петербурга; - Главной обязательной целью проекта стала цель получения прибыли в размере 50% от вложенных инвестиций; - В ходе разработки проекта был проведён анализ рынка коммерческой и торговой недвижимости, а также рынок парковочных мест в Санкт-Петербурге, были рассмотрены альтернативные варианты реализации проекта в других частях города; - По выбранному варианту были рассчитаны технико-экономические показатели, построен календарный график хода реализации проекта, разработан финансовый и инвестиционный планы, проведён анализ рисков, а также разработан комплекс мероприятий по снижению возможных рисков;
1. Дитхелм Г. Управление проектами. В 2 т. Пер. с нем. – СПб.:Издательский дом «Бизнес-пресса», 2003. – 288с. 2. Немчин А.М., Овчинникова Н.М., Суслов Е.Ю., Суслов Ю.Е. – СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 274с. 3. Бузырев В.В., Нужина И.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия: Учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – 366с. 4. Текст лекций по дисциплине «Экономическая оценка инвестиций» 5. Текст лекций по дисциплине «Управление проектами» 6. Интернет-ресурсы: http://spb.arendator.ru http://www.benua.org/info/rn_tsentralny.php http://www.bn.ru/sprav_raion.phtml?a=tabl&ID_spr=45 http://www.bn.ru/sprav_raion.phtml?a=tabl&ID_spr=47 http://www.peterland.org/market_kn22009.htm http://www.arendator.ru/articles/5/art/15180/ http://www.restate.ru/material/33826.html |