Реферат: Теоретические аспекты рекламы в туризме

Название: Теоретические аспекты рекламы в туризме
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: реферат

Введение

Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.

Развитие индустрии туризма требует координирования, инвестиций, обучения и маркетинга. Туризм является экономической деятельностью, которая отражается на большинстве социальных секторов. Этот факт следует осознать указанным учреждениям, всему населению. Туристическая деятельность охватывает самую разнообразную гамму различных государственных и частных предприятий, приносящих экономическую и социальную выгоду, открывающих новые рабочие места для различных категорий работников, особенно для женщин. [1]

Стало очевидным, что туризм касается не только отдельных лиц, пользующихся ежегодным отпуском. Предоставляемыми услугами он может оказать положительное влияние на жизнь всего общества.

Индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с растущим влиянием туризма на экономику каждой отдельной страны. А это значит, что туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому необходимо рассматривать его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях. Туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. Активный туризм в 21 веке стал одним из популярных направлений как в международном так и в региональных направлениях.[2] Все выше сказанное говорит об актуальности данной темы курсовой работы

Целью данной курсовой работы является разработка тура для корпоративного отдыха нового развивающегося направления сферы «Активный туризм» для практикующего туристического агентства, что будет являться практической значимостью курсовой работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- изучить теоретический материал по теме курсовой работы;

- провести классификацию видов туризма и охарактеризовать особое направление «активный туризм»;

- разработать тур выходного дня для объекта исследования.

Объектом исследования курсовой работы является бюро делового туризма «Альянс-Тур», предметом – деятельность компании в рамках предоставления услуг активного туризма.

Курсовая работа состоит из трех глав.

В первой главе обоснована актуальность рассматриваемой темы курсовой работы, поставлены цели и задачи работы.

Во-второй главе предложен теоретический материал по теме курсовой работы, выявлено определение туризма и его классификация, рассмотрены виды категории активного туризма.

Третья глава носит практический характер. В ней приведена характеристика объекта исследования, выявлены недостатки в его деятельности и разработана программа туров, которая поможет компании эффективно применять ее ресурсы (пансионат, находящийся в ведении у турфирмы), расширить ассортимент предоставляемых туров.

Глава 1 Теоретические аспекты рекламы в туризме

1.1 Общая характеристика рекламы в туризме

Реклама - это распространение информации о товарах и услугах с целью ускорения их продажи; установления контактов между покупателем и товаром, пропаганда товаров и информация о способах их покупки; средство, содействующее появлению у покупателя заинтерисованности и желания купить данный товар. торговая реклама - представляет собой краткую, эмоционально окрашенную информацию, направляемую потенциальным покупателям (потребителям) для побуждения их к совершению действий, связанных с приобретением (использованием) товаров и услуг.[3]

Реклама в сфере туризма - это один из важнейших инструментов системы маркетинговых коммуникаций. Но рекламу следует рассматривать не как систему саму по себе, а как часть коммуникативной подсистемы в общей системе маркетинга.

Основные принципы рекламы[4] :

1. Заинтересовать клиентов, умело используя рисунки, иллюстрации и другие способы рекламы, которые привлекают внимание клиентов, которым она адресована.

2. Поддерживать их заинтересованность, подчеркивая выгодность вашего предложения.

3. Вызвать желания или ассоциации, которые потенциальный клиент отождествлял бы со своей выгодой.

4. Показать преимущества: стоимость зависит не от низкой цены, а от лучшего обслуживания, высокого качества; важно обращаться к чувствам собственного достоинства клиента, вызывать у него соответствующие ассоциации.

5. Организовать (облегчить) покупку: необходимо проинформировать клиентов о том, где и как они могут реализовать конкретные предложения (относительно продукта или услуги).

6. Дать сигнал к действию: «не трать времени», «поторопись», «счастливый случай», то есть заинтересовать клиентов срочным исполнением предлагаемого, пока другие дела не отвлекут их внимания.

Реклама – это форма непрямой связи между турпродуктом и потребителем. Для рекламы используются СМИ (пресса, радио, и пр.) и особенно печатные материалы (каталоги, брошюры, афиши).

В туризме различают рекламу:

- первоначальную - ознакомление заранее установленного круга потребителей с новым для данного рынка турис­тским продуктом или услугами путем сообщения подробных сведений о качестве, цене, способе потребления, месте проведения туристской ак­ции;

- конкурентную - выделение рекламируемого туристского продукта из массы аналогичной продукции, выпускаемой конкурирующими туристскими фирмами;

- сохранную - поддержание высокого уровня спро­са на ранее рекламированный туристский продукт.

Цель рекламы – привлечь внимание, возбудить интерес, передать информацию потребителю и заставить действовать его определенным образом[5] .

1.2 Функции рекламы в туризме

Реклама отличается многообразием форм и служит различным целям. Однако главное, традиционное на-значение рекламы – обеспечение сбыта товаров и прибыли рекламодателю.

Формируя спрос и стимулируя сбыт, заставляя потребителей покапать товары и ускорять процесс «купли-продажи», а в результате и оборачиваемости капитала, реклама выполняет на рынке экономическую функцию. Эта функция проявляется в и в поддержании конкуренции, расширении рынок сбыта. Обеспечивая потребителей направленным потоком информации о производителе и его товарах, реклама выполняет информационную. Являясь частью системы маркетинга, реклама выходит за рамки информационной и берет на себя еще коммуникационную функцию. С помощью применяемых в процессе изучения рекламной деятельности анкет, опросов, сбора мнений, анализа процесса реализации товара поддерживается обратная связь с потребителем. Это позволяет контролировать продвижение товаров на рынок, создавать и закреплять у покупателя устойчивую систему предпочтений к ним, в случае необходимости быстро корректировать процесс сбытовой и рекламной деятельности. Таким образом реализуются контролирующая и корректирующая функции рекламы.

При внедрении новых продуктов на рынок реклама способствует распространению знаний из различных сфер человеческой деятельности, прививает потребителям определенные практические навыки, проявляя свою образовательную функцию.

Выполненная на высоком профессиональном и художественном уровне реклама способствует формированию у аудитории чувства прекрасного, воспитывает у нее хороший вкус – эстетическая функция рекламы.

Используя возможности направленного воздействия на определенные категории потребителей реклама выполняет также функцию управления спросом. Данная функция являясь составной частью системы маркетинга, становится отличительным признаком современной рекламы[6] .

1.3 Особенности рекламы в сфере туризма

Как и у других товаров и услуг, у туризма есть свои особенности и характерные черты, которые необходимо учитывать в рекламе. В первую очередь, это неосязаемость туристических услуг. Услуги по определению носят нематериальный характер. Туристические услуги нельзя оценить перед продажей, их нельзя увидеть или попробовать. Менеджеры по продажам могут только описать услуги, перед тем как покупатель их приобретет. В свою очередь, покупатель может оценить услугу только после того, как ее приобретет.

Эта важная особенность туристических услуг напрямую влияет на ее рекламу. Реклама должна быть честная и точная в отношении продвигаемых услуг. В основном реклама должна использовать зрительные, наглядные средства, показывающие туристические услуги. Поэтому в рекламе туристических услуг часто прибегают к видеороликам и фотографиям мест отдыха.

Итак, отличительная особенность рекламы как одной из главных средств маркетинговых коммуникаций в сфере туризма определяется спецификой как самой рекламы, так и особенностями отрасли и ее товара – туристского продукта.

1. Неличный характер. Коммуникационный сигнал поступает к потребителю через различного рода посредников (средства массовой информации, каталоги и т.п.).

2. Односторонняя направленность. Реклама имеет только одно направление: от рекламодателя к адресату. Сигналы обратной связи выражаются уже в поведении клиента.

3. Неопределенность с точки зрения определения эффекта. Факт приобретения туристского продукта зависит не только от рекламы, но и от большого числа других факторов.

4. Общественный характер. Туристская реклама несет особую ответственность за достоверность, правдивость и точность передаваемой с ее помощью информации.

5. Информационная насыщенность. Туристские услуги, в отличие от промышленных товаров и многих других видов услуг, нуждаются в приоритетном развитии таких функций рекламы, как информативность и пропаганда.

6. Броскость и способность к убеждению.[7]

Глава 2 Особенности активного туризма

2.1 Активный туризм: понятие и сущность

Слово "Туризм" произошло от французского слова "tourismе", производного от "Тour" - прогулка, это путешествие с целью отдыха, иначе говоря, отдых вне дома.[8]

Международное определение туризма: это совокупность отношений и явлений, происходящих в результате путешествий и пребывания в стране или районе лиц, не проживающих и не работающих там и не стремящихся к этому.[9]

Согласно Федеральному закону №132-фз "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 4 октября 1996 года (далее - "закон о туризме"), туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Туристская терминология претерпевает существенные изменения сообразно стремительному темпу развития и формирования как общественных отношений, так и туризма, его отраслей и видов. Толкование туристских терминов - предмет ожесточенных дискуссий апологетов теории туризма.[10]

Для того чтобы установить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме.[11]

1. Туристы. Это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности.

2. Организации, предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.

3. Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.

4. Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными.

Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности. Путешествия, туризм - это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, т. е. работа туристских агентств. Непосредственно привлечены к туризму авиакомпании, компании по прокату машин, железные дороги, автобусы, гостиницы и рестораны. К сопряженным видам бизнеса также можно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания и др.

Для того чтобы сформулировать полное определение понятия "туризм", необходимо рассмотреть и многоаспектность туризма и его взаимодействие с другими видами деятельности. Отсутствие единых определений затрудняет изучение туризма как учебной дисциплины.

Изучение туризма с научной точки зрения (в ряду других дисциплин) с недавних пор привлекло внимание ученых многих областей знаний. В связи с этим возникла необходимость в разработке точных определений и терминов. Эта проблема не так проста, как кажется на первый взгляд. Ею ежегодно занимаются различные организации, включая Лигу Наций, Организацию Объединенных Наций, Всемирную туристскую организацию, Организацию экономического сотрудничества и развития.[12]

Международные организации постоянно обращаются к теме толкования терминологии, в основном с целью согласования принципов международной статистики. Так, в 1937 г. определение "международный турист" было дано на Конференции экспертов по статистике Лиги Наций. В 1950 г. International Union of Official Travel Organization (IUOTO) - Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), преобразованный в 1975 г. во Всемирную туристскую организацию (ВТО), уточнил определение "турист", введя новые понятия: "экскурсант" и "транзитный путешественник". При этом было дано четкое разграничение этих категорий от категории "турист".[13]

Определенные групповые и экономические интересы стран существенно влияют на толкование понятий, принимаемых за основу в национальных нормативных актах, регулирующих определенные отношения в сфере туризма.

Путешествия и туризм - два неразрывно связанных понятия, которые характеризуют определенный образ жизнедеятельности человека. Это отдых, активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, лечение и множество других видов деятельности. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности - перемещение человека в иную местность или страну, континент, отличные от его обычного местонахождения или проживания.

В путешествиях перемещаются: отдельные индивидуумы; группы лиц, объединенных единым интересом и целью; целые экспедиции, в том числе и военные, в составе которых могут быть несколько сотен или даже тысяч специалистов, а также дипломаты, мигранты и переселенцы. Для отдельных народов путешествие - это образ жизни, установившийся веками и вызванный климатическими особенностями местности проживания.[14]

Путешествие - термин, обладающий значительной общностью понятийного смысла и обозначающий перемещение людей в пространстве и времени.[15]

Таким образом, путешествие - это перемещение людей во времени и пространстве, а человек, совершающий путешествие, независимо от целей, направлений, средств передвижения и временных промежутков, именуется путешественником. В зависимости от особенностей путешествия путешественника можно именовать мореплавателем, космонавтом, бизнесменом, натуралистом и т. д. в соответствии с целями, направлениями, средствами передвижения и иными характеристиками, имеющими существенное или даже несущественное значение. При определенных характеристиках и условиях организации и осуществления путешествие может быть составной частью туристской услуги. Для целей статистики путешествующий человек именуется также "посетителем".

Туризм как частный случай путешествий имеет четкие ограничения, характеристики и множество определений в понятийном смысле.

В отличие от путешествия туризм - категория, испытывающая сильное влияние экономики и обладающая дуализмом (двойственностью) внутренней природы явления, так как туризм - это и особый, массовый, род путешествий, и деятельность по организации и осуществлению этих путешествий.

Приведем классическое определение туризма и дадим развернутую характеристику его составляющих.

Туризм - временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.[16] Отметим, что:

а) значительная часть ограничений в понятиях будет носить чисто экономический характер, обусловленный местом туризма в современном развитом обществе;

б) сами определения будут служить целям и принципам международной туристской статистики, которая, в свою очередь, действует по категориям, определяемым в целях именно экономики, планирования, учета и др.;

в) будут учитываться требования единообразного международного понимания существа категорий, подлежащих статистической оценке и сравнению.

Основные особенности туризма[17] :

1. В отличие от путешествий туризм - это перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени.

Длительные путешествия совершаются лишь единицами индивидуумов. Туризм же массовое явление XX века, получившее свое развитие в силу сложившейся в развитом обществе политико-экономической ситуации. Люди (в большинстве своем трудящиеся по найму) повсеместно получили право на ежегодный короткий (в среднем 2-3 недели) отпуск. После второй ми ровой войны (1939-1945 гг.) люди в большинстве своем сталжить в достатке, позволяющем выделять средства на отдых и краткосрочные путешествия в целях отдыха. Развитые транс портные средства, открывшие эру трансконтинентальных полетов на воздушных судах, дали вполне доступную возможность посещения практически любых уголков мира.

По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2-3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6-7 дней), значительно меньшую долю занимают 8-12-дневные туры. Все остальные, более длительные, туристские поездки выпадают из статистики по причине ничтожности своего удель- ного веса в общей массе.

2. Для туризма важно определить категорию места постоянного проживания (местожительство). Туризм предусматри- вает выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания, например ежедневные поездки на работу, не могут быть отнесены к туризму. В стране, где имеется правовой институт прописки, это - место прописки, регистрируемое соответствующими службами государственной власти, регулирующей миграцию населения. Имеющая место другая понятийная категория - обычное место постоянного жительства определяется сроком, в течение которого человек постоянно проживает в одном и том же месте (городе, поселке, районе). При этом для каждого определенного места, района, страны, а также населения следует выделять лиц, которые могут быть отнесены к категории постоянных жителей или посетителей.

Например, по статистике внутреннего туризма важно ограничить категории населения, которые следуют ежедневно на работу на определенные временные промежутки и расстояния. Так, для небольшого города это будет 20-30 мин при расстоянии в несколько километров, для крупного города - поездки на работу продолжительностью до 3 ч на расстояние свыше 50-100 км. Следует учитывать и минимальный промежуток отсутствия жителя в этом месте, а также отличия и особенности местностей и административных территорий. Для жителя небольшого поселка поездка на 70 км будет дальним путешествием. В то же время в Москве или Волгограде это расстояние находится в пределах городской черты. Очень непростой вопрос -являются ли туристами дачники, следующие на свои дачи в выходные дни на расстояние более 120 км. Мало кто из имеющих в России участки согласится назвать эти поездки отдыхом и ту- ризмом, скорее, это тяжкий труд.[18]

3. Определение периода свободного времени исходит из об-щего понимания туризма как способа отдыха. Оно недостаточно справедливо для некоторых видов туризма, например для профессионально-делового, участники которого чаще всего совершают поездки как специалисты, командированные фирмой.

4. Важнейшей категорией является цель туризма, которая позволяет четко выделить виды деятельности, относящиеся к туризму и попадающие под льготные таможенные, налоговые и иные предпочтительные режимы, устанавливаемые государст- вами исключительно для туризма. Главные цели туризма: раз-влекательные (аттрактивные), рекреационные и познавательные. Вторыми по значимости являются цели оздоровительные и лечебные, далее следуют профессионально-деловые, гостевые и пр.

5. Туризм - важная составляющая экономики многих госу-дарств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты и др. Туризм основан на экс-., плуатации местных туристских ресурсов, приносящей данной; местности или государству доход.

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из направлений сферы услуг является туристский бизнес. Единого определения туризма до сих пор не существует. В истории цивилизации первоосновы определения туризма были положены греками: Tour (тур) означает «путешествие». Туризм - частный случай путешествий, однако, имеет четкие отграничения из общности, строго определенные характеристики, известно множество определений туризма в понятийном смысле, и, разумеется, человек, совершающий или участвующий в туристском путешествии, туристской поездке, походе, и именуется в общем случае туристом, другими словами - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

2.2 Классификация форм и видов активного туризма

Развитие туризма сопряжено с появлением различных новых форм и видов туризма. В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы, которые побудили человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления[19] :

- Туризм с целью отдыха (поездки с целью физического или психологического восстановления организма).

- Туризм с целью изучения культуры (познавательный и паломнический туризм).

- Общественный туризм (клубный туризм, посещение друзей, знакомых, родственников).

- Спортивный туризм (поездки с целью активного или пассивного участия в спортивных мероприятиях).

- Экономический туризм (поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса).

- Политический туризм (участие в конгрессах, политических событиях и мероприятиях).

Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма, представленные в таблице 1.

Таблица 1 – Формы туризма[20]

Признак

Форма

В зависимости от его организации (организационной формы)

Паушальный тур - это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг; индивидуальный тур отличается тем, что турист организует и осуществляет его само­стоятельно

В зависимости от происхождения туристов

Внутренний; между народный

В зависимости от длительности пребывания

Продолжительные поездки; непродолжительные поездки:

- транзитные поездки; -однодневные поездки;

- кратковременный туризм (1-3 дня)

В зависимости от возраста пу тешествующих

Дети, путешествующие со своими родителями;

молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет); относительно молодые экономически актив­ные люди в возрасте 25-44 лет; экономически активные люди среднего (45—64 года) возраста (путешествуют, . как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше)

В зависимости от транспортных средств

Авиатуризм; автобусный; железнодорожный; автом обильный; морской

В зависимости от времени года

Сезон; межсезонье

На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия группируются по определенным критериям. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, то есть по внутренним факторам, а формы туризма - по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента.

Кроме предложенных шести критериев, существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам и видам, например Классификация туров по целям отдыха и виды рекреационной деятельности :

1. Познавательные туры. Цели – посмотреть интересные или просто красивые природные и культурные объекты, получить новую информацию об этих объектах, а также посетить уникальные места, чтобы потом с чувством глубокого удовлетворения думать и говорить: "А я там был". Объектами, посещаемыми с познавательной целью, являются: памятники природы, истории, архитектуры, места, связанные с жизнью замечательных людей, музеи, картинные галереи, выставки, театры и др.
В основном к познавательному туризму можно отнести экологический туризм (экотуризм) - путешествия и посещение природных территорий, сравнительно хорошо сохранившихся и малозатронутых человеческой деятельностью.

Отличительные признаки экотуризма:

- подразумевается наличие довольно жестких правил поведения на природе в целях ее сбережения, что является принципиальным условием существования этой отрасли;

- воздействие на природу относительно слабое;

- предполагается, что местные жители не только работают в качестве обслуживающего персонала, но и продолжают вести прежний уклад жизни на используемой территории, заниматься традиционными видами хозяйства, каторые обеспечивают щадящий режим природопользования.

Разновидностями экотуризма являются посещение уникальных природных территорий, наблюдение за зверями и птицами в дикой природе, научный туризм - путешествия на природе в познавательных (для студентов) и исследовательских (для ученых) целях и др.

Также к познавательному туризму можно отнести этнографический туризм - знакомство с традиционным бытом местного населения. В мировой практике этот вид туризма достаточно развит. Примеры элементов этнотуризма из туров российских фирм:

- посещение деревни папуасов на Новой Гвинее и индейских поселений в горах Андах и лесах Амазонки (фирма "Команда Горький");

- посещение стоянки монгольских скотоводов с предоставлением возможности ночевки в юрте (фирма Baikal Travel).

2. Спортивные туры. Цель - приключения, преодоление трудностей. Активные туры подразделяются по средствам передвижения. Выделяют туризм пеший, лыжный, водный (сплав на байдарках, плотах деревянных или надувных - рафтах, катамаранах, шлюпках, яхтах и т.д.), конный, велосипедный. Также отдельно выделяют спелеотуризм - посещение пещер, альпинизм - восхождение на горные вершины. В России отдельно выделяют горный туризм - пешие путешествия по горам с целью преодолеть определенное количество горных перевалов. Стационарный спортивный туризм - различные виды отдыха на море (дайвинг, серфинг, яхтинг, водные лыжи и др.) и в горах (катание на лыжах, санях, сноуборд, пара- и дельтапланеризм и др.).

3. Оздоровительные туры. Цель - отдых от всего, без каких-то нагрузок. Примеры: пляжный отдых за пределами города, как кратковременный у ближайшей реки, так и многодневный на Черноморском побережье Кавказа; пикник на природе в выходные дни. (К последнему примеру термин "оздоровительный" в условиях сложившихся на сегодняшний день российских традиций подходит не всегда, но другого термина пока нет).

4. Лечебные туры. Цель - лечение или профилактика здоровья. Это отдых в санаториях или на курортах. Обязательно предусматривается медицинское обслуживание, различающееся в зависимости от назначенного курса лечения - процедуры разных видов, лечебная физкультура, диетическое питание и др. В настоящее время большинство санаториев предлагает как лечебные программы, так и "оздоровительные" - без оказания медицинских услуг. В последнем случае санаторий используется как комфортабельный дом отдыха. Стоимость путевки дешевле. Подобные мероприятия могут быть и кратковременными, например, встреча Нового года с последующей релаксацией.

5. Потребительские туры. Цель - сбор даров природы не для продажи. Сюда относится сбор грибов и ягод. Сюда же можно отнести спортивную рыбалку. Спортивная охота в СССР туризмом не считалась, поскольку за ее организацию отвечало управление охотой Министерства сельского хозяйства, к туризму никакого отношения не имеющее. Охотничье законодательство напрямую также никак не связано с туристическим. Но со смысловой точки зрения охоту, как отдых за пределами места жительства, также можно отнести к туризму.

6. Дачные туры - посещение дачных участков, подразумевается, что с целью отдыха. К дачному туризму близок агротуризм - отдых в сельской местности (в деревнях, на хуторах, в крестьянских домах). Туристы ведут сельский образ жизни, знакомятся с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие в сельском труде, народных праздниках и фестивалях. В России подобные мероприятия существуют давно на самодеятельном уровне (поездка к родным в деревню) и никогда как туризм не воспринимались, хотя под определение туризма подпадают.

7. Религиозные туры - паломничество к святым местам. Например, поездки христиан в Иерусалим для поклонения гробу Господню, поездка мусульман в свщенный город Мекку, паломничество для поклонения мощам святого Серафима Саровского в поселке Дивеево (Нижегородская область).

8. Деловые туры. - поездки для переговоров, участия в презентациях, поездки на конференции, выставки, ярмарки, биржи, визиты официальных делегаций и др.

9. Хобби-туры - поездки для занятия любимым делом: болельщиков на спортивные состязания, для дегустации вин, съезды коллекционеров и др.

10. Обучающие туры - с целью изучения языка, прикладных искусств и др., а также повышения квалификации.

11. Ностальгические туры - поездки к памятным местам, индивидуальным для каждого человека, например на родину, в места учебы и др.

По характеру отдыха и его организации предлагается выделять следующие классы туров.

1) Активный туризм, во время которого отдыхающие большую часть времени или постоянно находятся в пути, ночуя, в большинстве случаев, каждый раз на новом месте. Путешествие производится на индивидуальных транспортных средствах или пешком (все виды спортивного туризма, часть познавательного и потребительского). Средства размещения, как правило, палатки. Питание готовится, как правило, самими членами группы (отдыхающими или инструкторами) в полевых условиях - на костре или примусе.

2) Транспортно-экскурсионный туризм - разновидность познавательного туризма. Путешествие производится на общественном транспорте - теплоходах, поездах, автобусах. Задачи фирмы-организатора - стыковка движения транспорта и работы учреждений отдыха, питания и экскурсий по маршруту движения.

При автобусном туре ночлег в большинстве случаев организуется каждый раз на новом месте в гостиницах или других учреждениях размещения. Туристские поезда и теплоходы, на которых проходят круизы, являются одновременно и транспортным средством и местом проживания, а также имеют собственные учреждения питания (ресторан, бары).

3) Стационарный туризм, при котором отдыхающие большую часть времени или постоянно проживают на одном месте - на турбазе, в санатории, доме отдыха, пионерском лагере и др., а также в частном секторе. Питание обычно проходит в столовой, ресторане или другом специализированном учреждении, которое или входит в структуру учреждения размещения или не входит в нее. В некоторых случаях отдыхающие обеспечивают себе питание сами. К стационарному относятся оздоровительный, лечебный, дачный и некоторые другие виды туризма.

Классификация по продолжительности путешествия.

1) Однодневные экскурсии. Не требуется заботы о ночлеге. Согласно закону о туризме подобные мероприятия не являются турами, а деятельность по их организации - туристской. Но поскольку экскурсии за пределы своего населенного пункта являются разновидностью отдыха вне дома, то они также являются предметом рассмотрения рекреационной географии.

2) Кратковременный ("конца недели", "weekend"). Отдых продолжительностью 2-3 дня. Как правило, это выходные дни в конце рабочей недели, под которые организаторы и приурочивают проведение туров, что накладывает свою специфику на загруженность гидов.

3) Многодневный. Любой тур продолжительности более 3 дней. Его длительность ограничена продолжительностью средних отпусков, а также стремлением не перенасытить тур (слишком много впечатлений - тоже плохо). Для активного или транспортно-экскурсионного туризма это, как правило, 7-15 дней, для стационарного - 2-3 недели.

Классификация по удаленности от места постоянного проживания.1) Пригородный отдых. Ограничивается расстоянием, на которое может уехать отдыхающий на 1-2 дня. Это около 100 км для автобусных экскурсий, кратковременного дачного или пикникового отдыха, около 50 км для однодневного отдыха на природе всех видов. Территории, находящиеся на расстоянии, не больше указанного, от крупных городов, подвергаются наибольшему рекреационному прессу, а расположенные на них рекреационные объекты приобретают особую ценность и становятся местами массового посещения. Потенциальные клиенты турфирм - население своего города или городской агломерации.

2) Местный туризм. Ограничивается расстоянием около 200-300 км, как правило, территорией своего субъекта федерации и близлежащими участками соседних области. Турфирмы, как правило, проявляют наибольшую активность в своем городе, а отдыхающие ориентируются в первую очередь на услуги местных турфирм. Организовать любое предприятие в пределах своей местности всегда легче.Потенциальные клиенты - население своей области.

3) Дальний туризм. Поездка на отдых на большое расстояние, в большинстве случаев многодневная. Имеет смысл для посещения каких-либо объектов, отсутствующих в местах постоянного проживания, то есть относительно уникальных. Например, для жителей Средней полосы России это поездка на Черное море или в горы Кавказа или на озеро Байкал. Для фирм, работающих на выезд, потенциальные клиенты - население своей области. Фирмы, работающих на прием, могут обслуживать население соседних регионов, страны или всего мира в зависимости от уникальности тура, объектов, с которыми связан тур, а также своих способностей по продвижению тура.

Международный туризм предполагает дополнительные услуги от организаторов туров - правовое обеспечение посещения иностранного государства. В России фирма, работающая на прием иностранных туристов, должна обеспечивать сервис международного уровня, а не тот, который достаточен для русских. Иначе фирма прекратит свое существование (примеры известны).

Классификация по численности группы:

1) Индивидуальный тур - 1-2 человека. Организованный индивидуальный туризм (как правило, познавательный или потребительский) является очень дорогим, но в развитых странах достаточно распространен.

2) Узкогрупповой тур - 3-15 человек. Это группы активного туризма. Границы несколько условны. Например, путешествие семьи из трех человек, возможно, правильнее отнести к индивидуальному туризму.

3) Групповой тур - до 100 и более человек. Массовый отдых. В длительные активные походы такое количество людей в одной группе вести не стоит.

Классификация по возрастным особенностям:

Из всего контингента отдыхающих можно выделить ряд групп, особенности которых стоит учитывать при организации отдыха.

Молодежь. Возраст 16-25 лет. Предполагает большую активность, организацию специфических культурно-массовых мероприятий (дискотеки, спортивные соревнования и др.).

Семьи с детьми. Задача организаторов - обеспечить возможность разных видов досуга для детей и взрослых. На некоторых международных курортах это решается, в частности, путем создания детских игровых комнат под присмотром воспитателей (своеобразные мини-детсады).

Школьники. При работе с ними необходим учет возрастных психологических особенностей (более быстрая смена настроения, непоседливость и др.), а также повышенные требования к технике безопасности. При активном туризме большее внимание надо уделять требованиям к оказанию при необходимости первой медицинской помощи.

Пенсионеры. Требования при работе с ними в чем-то аналогичны работе с детьми. Кроме того, при активном туризме нагрузку для них надо дозировать. Активный пенсионный туризм - явление, пока непривычное для нашей страны, но широко распространенное на Западе.

Классификация по месту ночлега.

а) Ночлег неорганизованный - в палатках.

б) Ночлег организованный без удобств. Удобствами считаются: отопление, водопровод, санитарный узел (умывальник, душ, туалет), обеспечение питанием и др. Примеры ночлега без удобств: охотничья избушка, хижина, землянка.

в) Ночлег организованный с частичными удобствами. Переходная категория между второй и четвертой. Включает большое количество разных сооружений для проживания, оставшихся от эпохи социализма: туристические базы, пионерские лагеря и др. Например: шлакоблочное отапливаемое помещение с умывальниками и туалетом типа "деревянная конструкция" на улице.

г) Ночлег организованный с удобствами. Пансионаты и гостиницы разных классов.

Таким образом, можно сделать вывод, что форм, видов туризма множество, так же как и мнений авторов, но основные из них могут по-разному сочетаться, образуя новые категории туризма.

Активный туризм любят те, кто хочет экстрима в своем отдыхе .Различают некоторые виды активного туризма: горный пеший поход (треккинг), восхождения, ски-туры, конные походы, сплавы (рафтинг),велотуры, езда на собачьих упряжках . Рассмотрим каждый из этих видов активного отдыха в отдельности.

2.2.1 Альпинизм

Летний сезон привлекает альпинистов в основном в район Кавказа, Памира и Тянь-Шаня. На вершине мира, в Непале, всегда очень много туристов, но летом там сезон муссонов, и желающих становится несколько меньше. Однако, к примеру, очередь из желающих подняться на Эверест выстроилась на несколько лет вперед. Еще одно культовое альпинистское место - Килиманджаро - актуально зимой, в то время, когда там лето. Кроме указанных мест, горы, конечно, есть по всему миру. Однако крайне редко российские туристические компании продают туда специализированные альпинистские туры. Обычно восхождение на ту или иную вершину входит в программу обычного тура.

Ежегодный прирост в альпинистской отрасли, по разным оценкам, составляет в России от 10 до 20 %.

Существуют три основные схемы участия в высокогорном походе. Можно обратиться к опытному альпинисту с просьбой провести по определенному маршруту, можно обратиться в турфирму, которая специально занимается такими восхождениями или является посредником. Можно также воспользоваться услугами местных компаний. В любом случае готовиться к альпинистскому туру лучше заранее: спланировать поход, оплатить предварительный этап, пройти медицинское обследование. Важно закупить снаряжение или договориться о его аренде.

"Болдеринг" - это лазание по скалам высотой от 1 до 7-8 метров. При этом лазание становится очень сложным и превращается скорее в поиск техничных выходов. При занятиях болдерингом не используется страховочная веревка, все, что вам нужно - это скальные туфли и магнезия (даже если руки у вас не потеют), иногда может пригодиться канифоль для просушивания влажного рельефа. Болдеринг дает скалолазам чувство свободы, которое недоступно при лазании по длинным маршрутам из-за необходимости пользования веревкой, страховочной системой и карабинами

Крэшпады (Crash pad) - это разновидность переносных матов, которые скалолазы, занимающиеся болдерингом, всегда берут с собой и кладут их в потенциально опасных местах, крэшпады были изобретены для уменьшения риска травмы при срыве. На болдеринговых трассах наличие страхующего крайне желательно, страхующий в данном случае - это человек, который держит вытянутые руки около спины лезущего (не касаясь ее при этом) и в случае падения помогает сорвавшемуся удачно приземлиться.

При занятии болдерингом скалолаз должен уметь вложить всю свою силу в несколько движений. Однако болдеринг, это не только сила, здесь также важно умение воспользоваться мельчайшими неровностями скального рельефа. Одна из основных черт болдеринга - это динамичность.

В последние несколько лет болдеринг снова набирает популярность благодаря средствам массовой информации. Появляются новые идеи, такие как старт из положения сидя, сделано это было главным образом для увеличения количества перехватов и возможности создавать болдеринговые трассы высотой всего 1 метр.

Под влиянием средств массовой информации кто-то решил перенести болдеринг на скалодромы, так появились болдеринговые соревнования и произошло окончательное отделение болдеринга от традиционного скалолазания. Теперь спортсмену тяжело одинаково хорошо выступать на классических скалолазных соревнованиях и на соревнованих по болдерингу. Множество скалодромов в больших городах имеют болдеринговые стенды, некоторые из них высотой всего несколько метров. Если вы совершаете ошибку, то падаете на мягкие маты. Скалодромы часто устраивают встречи, соревнования и поездки скалолазов за сотни километров в интересные болдеринговые районы.

2.2.2 Велотуризм

Велотуризм - один из самых экологичных и полезных для здоровья видов туризма. Велотуризм привлекает не только ощущением скорости, свободы, но и интересными экскурсиями и возможностью полноценного отдыха на природе. Таким образом, велотуризм - сплошной позитив, было бы здоровое желание крутить педали.

География велотуризма обширна, увлекательные познавательные маршруты есть и в средней полосе России, и на северо-западе, на Урале, Алтае и в Прибайкалье.

Независимо от того, является ли путешествие на велосипедах туром выходного дня или это многодневный велопоход, туристические фирмы в большинстве случае предоставляют возможность передвигаться налегке, с комфортом. Багаж находится в машине сопровождения или его подвозят к местам стоянок, кроме того, обеспечивают услугами механика и гидов, бронь на гостиницы или необходимым бивуачным оборудованием.

Принять участие в несложном походе может каждый, кто имеет навыки езды на велосипеде, для серьезных многодневных походов необходимо предварительно научиться выдерживать заданный темп.

В любом случае у велотуризма в России огромное будущее, чему в последнее время в немалой степени способствуют популярность велосипеда как экономичного, довольно быстрого средства передвижения, возможность его практически повсеместного использования, востребованность при проведении модных в настоящее время экологических туров.

2.2.3 Водный туризм

Водный туризм - всевозможные путешествия на гребных и парусных судах по рекам, озерам, морям. Водный туризм сочетает в себе элементы активного отдыха, оздоровления и спорта, может быть насыщен интересными экскурсиями, а главное водный туризм доступен всем здоровым людям. Водный туризм широко развит на равнинных реках и ряде горных рек Урала, Алтая, Кавказа. В Карелии сплавы осуществляются по озерно-речным системам.

Каякинг. Путешествовать можно по-разному: наблюдать в иллюминатор комфортабельного лайнера бескрайние просторы океана и смутные очертания далеких берегов, совершать экскурсионные прогулки на борту быстроходного катера, или буквально слиться с водной стихией в единое целое, выбрав для себя такое средство передвижения как каяк.

Славные традиции сплавов по бурной воде, культивируемые в российских спортивных клубах, подразумевают под каякингом прежде всего преодоление ревущих порогов и бурлящих под водопадами котлов. В нашей стране погоня за адреналином начинается примерно за полгода до выхода на порожистые реки. С ноября по апрель начинающие каякеры усиленно наращивают "гребные мышцы", учатся правильно работать веслами, тренируют специальные навыки в теплом бассейне. К маю каякеры уже похожи на утят: они довольно уверенно чувствуют себя на воде, но не всегда успешно маневрируют. Недостаток опыта довольно быстро восполняется за счет летних походов на ближайшие реки. Через год обучения каякер уже может ходить по рекам со сложными препятствиями, а при дальнейших регулярных тренировках - способен на прохождение водопадов.

Набор регионов для дальних выездов на белую воду типичен для большинства клубов: Алтай, Карелия, Кавказ, Прибайкалье. Так или иначе под неусыпным оком опытных инструкторов, постепенно повышая сложность маршрутов, "бурноводники" за довольно короткий срок успевают объездить их все и начать задумываться о разнообразии. Тогда альтернативой становятся порожистые реки Италии, Германии, Норвегии, Турции, Хорватии, а в период долгой российской зимой - водные артерии Чили и Новой Зеландии.

Растущая популярность сплавов по бурной воде вызвала в России появление туров для каякеров. Основное преимущество туристических поездок перед выездами, организуемыми клубами - возможность принять участие всем желающим при отсутствии необходимости перевозки громоздкого снаряжения, а главное лодок. Между тем, за рубежом небольшая яркая лодка все чаще используется при организации семейных путешествий вдоль побережья и по озерам, на экомаршрутах - для наблюдения за дикой природой. Удачными примерами того, как на каяках может быть организован массовый отдых, богата Новая Зеландия.

В то время как сплавы по порожистым рекам требуют сопровождения катамарана или следующего вдоль реки автомобиля - загруженный каяк тяжел и сложен в управлении - специально созданные для продолжительных автономных путешествий морские каяки дают возможность побывать в еще нетронутых цивилизацией местах: буквально просочиться там, куда на другом транспорте добраться просто невозможно.

Путешествие на каяках начинаются из базового лагеря, где в течение короткого времени туристов обучают навыкам гребли и коммуникации с касатками. Несмотря на то, что многочисленные путеводители буквально пестрят фотографиями, на которых каякеры едва ли не чешут веслами спины "китов-убийц", гиды не рекомендуют самим приближаться к животным ближе чем на 100 метров, ни в коем случае не вклиниваться между их группами, а также не производить громких звуков и резких движений.

В России местом проведения туров на морских каяках являются воды Малого моря - пролива, соединяющего материк и самый большой на Байкале остров - Ольхон. Подобные путешествия - знакомство с природой острова, уникального своим микроклиматом, культурой древних племен, населявших в стародавние времена байкальский регион, возможность побывать на священной скале Шаманка, увидеть обряды, совершаемые настоящим шаманом, не только активно отдохнуть, но и понежиться на золотистом песке живописных дюн, отведать свежей байкальской рыбки, приготовленной на костре.

Скудный выбор туров на каяках в России как для приверженцев белой воды, так и поклонников созерцательных путешествий в настоящий момент диктуется, прежде всего, экономическими соображениями.

У каждого свои высоты, кто-то изящно демонстрирует филигранную технику, прыгая водопады в затерянных среди джунглей глубоких каньонах, для других путешествие на каяке по живописному озеру где-нибудь в средней полосе России - уже эмоциональный экстрим, но и тех и других объединяют положительный заряд энергии, удовольствие, которые они неизменно получают от общения с водой. А значит за каякингом во всех его проявлениях - большое будущее.

Рафтинг с каждым годом находит все больше поклонников. Россия удивительно богата водными маршрутами, по которым с весны и до осени путешествуют туристы на самых разнообразных судах: лодках, яхтах и круизных теплоходах, степенно наблюдая медленно меняющиеся пейзажи и ведя размеренный и неторопливый образ жизни.

Те же, кто любит активный отдых на воде и приключения, готов испытать острые ощущения и побороться с водной стихией, выбирают рафтинг.

Классический рафтинг - это сплав по порожистым рекам на больших надувных бескаркасных судах - рафтах, которые обладают большой плавучестью, надежны, устойчивы на воде и удобны для размещения группы туристов (6-12 человек). С появлением этого вида судна сплав по бурным рекам перестал быть привилегией туристов-водников, на протяжении многих лет традиционно осуществлявших рискованные самодеятельные походы на байдарках и плотах. В последние годы рафтинг вызывает огромный интерес, поэтому большинство российских рек, пригодных для этого вида активного туризма, турфирмы используют для организации коммерческих сплавов.

Во время сплава туристы сидят на бортах рафта и гребут веслами под руководством инструктора, присутствие которого в рафте является для коммерческого сплава обязательным. На несложных маршрутах туристы могут не иметь опыта водных походов. Инструктор отдает простые команды, касающиеся направления работы веслами, которые участники сплава должны постараться максимально точно выполнить. На сложных маршрутах гидами нередко выступают приглашаемые турфирмами спортсмены.

Популярность того или иного маршрута складывается из нескольких факторов, и не менее важными, чем получение бурных эмоций от самого прохождения порогов, являются наличие природных, культурных или исторических достопримечательностей, удобство заброски к началу маршрута, комфорт при использовании снаряжения и оборудования. Рафтинг - это не только гребля, это и остановки в живописных местах со всеми атрибутами туристской жизни: с приготовлением пищи на костре, ночевками в палатках, песнями под гитару. В большинстве своем рафтинг - туры это многодневные путешествия. Впрочем, для тех, кто только начинает знакомство с этим видом отдыха, организуются туры выходного дня.

Если говорить о географии, то основными центрами проведения рафтинг - туров являются Алтай, Карелия и Кавказ.

Рафтинг - это захватывающие приключения, выброс эмоций, победа над водной стихией, и в какой-то степени над собой, это сплочение участников похода в команду единомышленников, но это никак не развлекательный аттракцион на воде. Здесь есть свои четкие правила, которые необходимо неукоснительно выполнять. Только в этом случае рафтинг станет безопасным, увлекательным отдыхом и, несомненно, будет приносить огромное удовольствие.

Дайвинг. Погружения с аквалангом давно превратились из элитного вида спорта в доступное многим развлечение и предмет туристического бизнеса. Сейчас для занятий дайвингом совершенно не обязательно покупать дорогостоящее оборудование и часами заниматься в бассейне. Развитие этого вида активного отдыха в нашей стране многие эксперты сравнивают с ростом популярности горных лыж. Но дайвинг все-таки пока не до конца стал массовым видом отдыха, хотя все к тому идет. В последние несколько лет поток желающих покупать специализированные дайв-туры неуклонно растет.

В рамках тура существует два способа заняться погружениями. Первый - отправиться в теплые края по обычной путевке и там воспользоваться услугами местных дайв-центров. Практически во всех уголках Земли, где есть море, можно отыскать клуб аквалангистов, который по сходной цене сдаст вам напрокат оборудование и научит азам погружения. Но с каждым годом все популярнее становится другой способ получения подобного рода услуг - покупка дайв-туров у туристических операторов с оплатой сразу всех позиций. Плюсы очевидны: турист может заранее получить всю интересующую его информацию о лучших местах для погружения, о ценах, качестве услуг. Часто турфирмы предоставляют таким клиентам скидки.

Хотя дайвингом можно заняться практически везде, в мире есть несколько "точек притяжения" для большинства любителей подводного отдыха. Лидерами в этой индустрии считаются Египет, бассейн Средиземного моря и Юго-Восточная Азия. Стоит оговориться: погружаться с аквалангом можно почти на любом морском курорте, но упомянутые три региона привлекают абсолютное большинство дайверов со всего мира.

Серфинг. Количество занимающихся серфингом, вернее, пользующихся соответствующими турами, в России в последние пять лет стабильно растет. По информации компании "Wind Club", ежегодно из России выезжает около 3000 туристов, которых интересует прежде всего катание на доске с парусом. Летом наибольшей популярностью среди таких людей пользуются курорты средиземноморского бассейна.

Наиболее желанными для российских туристов с точки зрения соотношения цена/качество остаются три курорта: Алачати (Турция), Родос (Греция) и Дахаб (Египет). Здесь к тому же летом практически каждый день есть ветер. Неделя отдыха в Алачати обойдется в 600 долл., на Родосе - в 550 долл., в Дахабе - в 500 долл. Все остальное - цены на обучение и на аренду оборудования во всем мире стандартно. Неделя обучения стоит 160-170 евро, аренда оборудования - 1175 евро за неделю. На территории России всего два серф-курорта: Анапа и Дюны (в 60 км от Санкт-Петербурга). Там работают профессиональные инструктора, и все в порядке с местами для катания, а также с инвентарем.

2.2.4 Горный туризм

Горный туризм - это путешествия в горах, связанные с прохождением сложных участков горного рельефа в виде склонов, ледников, перевалов и с форсированием горных рек, а точнее горный туризм - это путешествие с рюкзаком из пункта А в пункт Б через перевалы и, случается, через горные вершины. Этим горный туризм отличается от альпинизма - восхождения налегке на вершину. Для многих путешественников горный туризм стал образом жизни, идя в горы, они в который раз шутят, что горный туризм - это переноска немалых тяжестей на большой высоте в свободное от работы время, да еще за деньги. Чем же так привлекателен горный туризм?

Горы всегда поражали человека своим величием, труднодоступностью и непредсказуемостью. С их склонов люди любовались живописными долинами и ущельями, шумными водопадами и бурными реками. Восхищаясь красотой белоснежных вершин, люди совершали восхождения, устанавливали на горных пиках флаги, и, окидывая взглядом открывающуюся перспективу, ставили еще более сложные, труднодостижимые цели. Но можно ли объяснить неуемное стремление к тому краткому мигу на вершине - "над миром", готовность к ежедневным многочасовым переходам, к тем трудностям и опасностям, которые часто таят в себе горы, чисто спортивным интересом? Пожалуй, среди всех видов туризма только горный рождает такое же сильное чувство как любовь, и если оно возникает, то захватывает раз и навсегда, потому что равнодушные не идут в горы, они остаются на равнине…

Попробовать себя в роли горовосходителя в настоящее время может практически любой физически здоровый человек. Туристические фирмы предлагают самые разнообразные туры в горные районы, как для новичков, так и для людей с опытом восхождений.

Один из главных принципов проведения туров - обеспечение высокого уровня безопасности. Во многом это достигается благодаря сложившейся в России системе подготовки инструкторов горного туризма - одной из самых сильных в мире. Получившие в свое время образование в школах туристических клубов, изучившие теорию и имеющие многолетнюю практику горных походов, инструкторы продолжают лучшие традиции организации и проведения горных походов на коммерческих направлениях.

Главное отличие проводимых туров от спортивного туризма - в создании определенного уровня сервиса на маршруте. Как правило, группу сопровождают два гида, которые не только обеспечивают безопасность, но и ставят лагерь и готовят пищу. Вместе с тем, во время проведения стандартных туров туристам не стоит рассчитывать на то, что их вещи как, например, в Непале, понесут носильщики, поэтому с собой следует взять только необходимый минимум вещей, список которых предоставляет турфирма. Обычно участники несут в рюкзаках свои личные вещи и снаряжение, и 4-5 кг общественного груза (продукты, бивуачное оборудование).

География проведения горно-пешеходных туров в России обширна - они проходят в предгорьях "больших гор" - Кавказа и Алтая, в "малых горах" Хибинах, Уральских, в Саянах и на Камчатке.

Восхождения туристические фирмы относят к специальным программам. Они рассчитаны на физически здоровых людей, уже имеющих опыт горных походов или альпинистских восхождений. Предварительно путешественники проходят ряд тренировочных походов и период акклиматизации - адаптации к высоте. Влияние высоты начинает уже ощущаться на 2000 м, на высоте 2500-3000 м у неподготовленного человека может начать развиваться горная болезнь, к которой приводит изменение состава воздуха, уменьшение в нем количества кислорода. Первый признак - головная боль, снижение активности. На большой высоте кислородное голодание может вызвать апатию, свести на нет волевые качества.

Система подготовки к восхождениям заключается в постепенном наборе все большей высоты, кратковременном пребывании на ней с последующим спуском вниз - в базовый лагерь. Без адаптации к высоте успех восхождения очень сомнителен. Участники восхождений стартуют к вершине из базового лагеря, сменив экспедиционные рюкзаки на штурмовые, с собой берут только самые необходимые вещи (обязательно солнцезащитные очки), легкий, но калорийный сухой паек, и специальное снаряжение (ледоруб, кошки, страховочный пояс, и т.п). В России пользуются большой популярностью и востребованы организуемые туристическими фирмами восхождения на Эльбрус и Белуху.

До вершин доходят не все, кто-то, не рассчитав сил, поворачивает обратно. Походы в горы - это, прежде всего, самопознание, и только потом самообразование. Но каждый пройденный шаг к вершине, делает человека увереннее, сильнее физически и морально, учит ставить новые цели и добиваться их.

2.2.5 Джайлоо - туризм

Это один из видов экзотического экстремального отдыха - жизнь в первобытном племени со всеми прелестями кочевого быта. Этот увлекательный вид туризма успешно развивается на высокогорных пастбищах Кыргызстана. Предлагается сон прямо на полу юрты чабана, рядом с дымным очагом, свежая баранина и кумыс, а также верховые прогулки в горах и на пастбищах. Прекрасная возможность отдохнуть от большого города.

2.2.6 Джипинг

Как известно, одной из двух извечных российских проблем являются плохие дороги, которые давно уже стали привычной составляющей нашей действительности. Как это ни странно прозвучит, но именно российское бездорожье является одним из основных факторов, способствующих активному развитию в России такого достаточно нового для нашей страны вида активного туризма как джипинг. Джипинг (джип-сафари, джип-туры) - автомобильные путешествия на легковых внедорожниках (джипах) по бездорожью с преодолением рек и перевалов. Сегодня джипинг - один из самых популярных в России технических видов отдыха, предоставляющий уникальные возможности посещения труднодоступных уголков живой природы и знаменитых культурных памятников нашей страны. По сравнению с другими видами активного туризма джипинг имеет ряд несомненных преимуществ, в числе которых - возможность комбинировать внедорожные приключения с экскурсиями, при отсутствии изматывающей физической нагрузки и необходимости нести на себе тяжелый багаж.

Джипинг очень доступен. По сути, достаточно иметь внедорожник. Но даже если вы не являетесь счастливым обладателем джипа, не беда - в России достаточно турфирм, организующих джип-туры и предоставляющих на них свои машины. Для начала лучше присоединиться к какому-либо туру, с опытным инструктором и технической поддержкой. Маршрут поездки и ее продолжительность зависит от предварительных договоренностей с турфирмой. Продолжительность поездки может составлять от нескольких часов до нескольких дней. Движение обычно осуществляется в светлое время суток, а ночуют туристы в палатках или гостевых домах. Впрочем, для истинных джиперов комфорт не столь важен, для них главное - адреналин и яркие впечатления, получаемые при покорении бездорожья.

В последние годы джипинг по российским просторам завоевывает все большую популярность. Потенциал его развития в нашей стране огромен - интересные маршруты и возможность организации джип-туров существуют во многих регионах России. Не случайно, что в последнее время значительно увеличился поток иностранных туристов, для которых джипинг по российскому бездорожью - настоящий экстрим. Атмосфера странствий, романтика приключений, азарт и адреналин являются неотъемлемыми спутниками внедорожных путешествий. Если все это вам по душе, и вы не боитесь трудностей - бездорожья, гор и грязи, то ваш выбор – джипинг.

2.2.7 Кайтсерфинг

Суть его заключается в том, что человек, стоящий на доске, разгоняется с помощью воздушного змея, веревка от которого находится у него в руках. Заниматься кайтсерфингом можно как в горах, так и на равнинной местности, единственным обязательным условием является ветер. Можно даже кататься по любым полям, как угодно плоским или бугристым. Но особым шиком считается прокатиться на доске по водоемам, покрытым ледяной коркой, и запорошенных снегом. К тому же русла рек или озер, как правило, являются самыми ветреными местами. Удивительная всесезонная универсальность позволяет использовать воздушных змеев зимой и летом. А некоторые профессионалы совершают прыжки до 100 метров в длину и 30 в высоту. Кайт позволяет развивать скорость, превосходящую скорость ветра более чем в два раза.

Кайтинг больше популярен в Европе, а именно во Франции, нежели в России. На наших просторах были даже случаи, когда несчастного кайтрайдера, выползавшего из воды, принимали за инопланетянина. Катался как-то экстример на кайтсерфере вблизи Ейска. Как обычно это бывает, увлекся процессом и не заметил, как удалился от места старта на приличнейшее расстояние. Выбрался из воды на ближайшую автодорогу, а вид у него был соответствующий: гидрокостюм и в руках доска и еще нечто с яркой раскраской. Несколько часов пришлось райдеру ловить попутку, чтобы добраться до нужного места. Потом выяснилось, что его отнесло в глушь больше чем на 100 км от места старта. Любителя приключений могут подстерегать и другие неприятности во время катания. Может сдуться камера, если змей надувной. Может наступить полный штиль, и вы окажетесь в открытом море.

2.2.8 Конный туризм

Путешествие на лошадях - конный туризм - оказывает оздоровительное воздействие. Там, где население традиционно разводит лошадей - на Алтае, в Башкирии, Бурятии, Адыгее, Карачаево-Черкесии, Чувашии, Центральной России (Орловская область) и Сибири (Кемеровская область и Красноярский край), конный туризм развивается уже более 30 лет. Конный туризм становится все популярнее, к старым конным маршрутам добавляются новые в Подмосковье, Мурманской и Самарской областях, в предгорных районах Краснодарского края. Большинство конных маршрутов проходит по лесным и горным тропам, степи, лугам и полям, оврагам, по берегам рек и озер.

На конных маршрутах предусмотрено как самообслуживание (приготовление пищи и уход за лошадью), так и работа конюхов и поваров. Проживание на конных маршрутах: в полевых условиях летом или на турбазах зимой. Конные туры, в которых могут участвовать неопытные наездники, подскажут в фирмах. Однако некоторые конные походы требуют подготовки: во время длительных конных туров необходимо хорошо держаться в седле.

Одним из самых популярных туров выходного дня являются конные прогулки. Непродолжительные конные путешествия - отличный способ обучения или совершенствования навыка верховой езды не в манеже, а на природе.

2.2.9 Космический туризм

Самый дорогой и, пожалуй, самый экзотический вид экстремального туризма - путешествие на орбиту Земли. Пока космических туристов можно пересчитать по пальцам - это американский миллионер Денис Тито и гражданин ЮАР Марк Шаттлворд. Первому недельное пребывание на Международной космической станции обошлось в $12 млн., второму - в $14млн. Позже к старту на МКС готовился солист группы N'Sync Лэнс Басс, но из-за не достатка в финансировании его старт не состоялся. Впрочем, в "Росавиакосмосе" утверждают, что в будущем смогут снизить стоимость туров и с удовольствием примут заявки на космическое путешествие от любого гражданина Земли.

Но после известного крушения "Шатла", отправка туристов в космос прекратилась на неопределенный срок.

2.2.10 Лыжный туризм

Лыжный туризм является одним из наиболее массовых видов активного туризма, поскольку большая часть России находится под снежным покровом несколько месяцев в году. Интерес к лыжному туризму за последние годы практически не изменился. Лыжный туризм по-прежнему популярен, тем более, что сегодня лыжные туры, организуемые туристическими фирмами, могут проходить с максимальным комфортом: в сопровождении одного-двух снегоходов, которые прокладывают лыжню, перевозят багаж и снаряжение, в частности большую теплую палатку с печкой. Впрочем, ночевки во время лыжных туров могут быть организованы и в теплых гостевых домах и на турбазах.

В расчет не берется горнолыжный туризм, т.к. его можно выделить в отдельный вид туризма.

2.2.11 Трекинг

Романтика похода, костров, песен под гитару, палаток. или горных домиков (небольших деревянных или каменных строений, расположенных вдоль маршрута). Еда готовится на костре. Рядом, как правило, есть чистая природная вода для питья и умывания. Маршруты для пешеходных прогулок и походов могут быть разной протяженности. Одно- или двух- дневный поход доступен любому. Треккинг полон событий и новых ощущений. И не удивительно, что в последнее время этот вид активного отдыха стал так популярен. Пешие походы дают возможность соприкоснуться с природой, увидеть редкие пейзажи, испытать себя в преодолении самых разных препятствий - крутых перевалов, таежных дебрей.

Стандартные туры представляют собой пешие путешествия по горным тропам - трекинг. Эти походы рассчитаны на людей без опыта и не предполагают преодоление сложных естественных препятствий, поэтому специального снаряжения на маршрутах не требуется. Как правило, большинство путешествий проходит на высотах до 2000 метров (иногда на короткий период туристы достигают отметки в 3000 м). Ночуют туристы в палатках или на турбазах. Трекинг - это не только планомерное движение по маршруту, это насыщенное путешествие в познавательном плане, знакомство с природными и историческими памятниками. В горах существуют уникальные возможности для изучения ландшафтов Земли: за сравнительно короткое время здесь можно совершить путешествие из субтропиков в вечные льды.

2.3.12 Полет на воздушном шаре

Полеты на воздушных шарах, обычному человеку, доступны на различных фестивалях, которые проходят и в России. Дальность полета на воздушном шаре зависит от силы ветра.

2.2.13 Сафари на снегоходах

Снегоходы стали неотъемлемой составляющей зимнего отдыха в России. Многочисленные пансионаты и лесные отели все чаще предлагают разнообразить программу пребывания катанием на снегоходах. Их используют на горнолыжных курортах и при организации зимней рыбалки, применяют для перевозки снаряжения и продуктов во время лыжных походов. В России, где зимой нет недостатка снега, популярность снегоходов вызвала к жизни новый вид туризма - путешествия на снегоходах - снежные сафари. Слово "сафари" приобрело новое значение - охота за впечатлениями.

Поездки на снегоходах предполагают не только получение удовольствия от управления мощной машиной, но и насыщенную экскурсионную программу. Время сафари на снегоходах - с начала декабря по конец марта. Однако если путешествия предполагают движение по замерзшим водоемам, то сроки их проведения полностью зависят от толщины льда и погодных условий. По времени сафари на снегоходах могут длиться от нескольких часов до нескольких дней и различаются по сложности маршрута. Существуют простые маршруты, которые проходят по специально подготовленным трассам и льду озер, и туры для экстремалов, которые предполагают участие в расчистке лесных дорог, движение по пересеченной местности и в темное время суток. Для того, чтобы принять участие в экстремальном туре, необходимо иметь опыт прохождения предварительных тренировочных маршрутов, освоить технику управления снегоходом.

Общим для всех сафари на снегоходах является присутствие на маршруте инструктора, который показывает путь или прокладывает дорогу и следит за соблюдением правил безопасности. Если говорить о географии организации сафари на снегоходах, то наибольшее количество путешествий на снегоходах проводится на северо-западе России, есть интересные туры в Центральной России, в Сибири, на Камчатке. Потенциал развития сафари на снегоходах в России огромен. Они интересны тем, кто воспринимает путешествия как возможность открывать для себя мир и тем, кто увлекается техническими видами туризма. В северных регионах России сафари могли бы серьезно разнообразить традиционные программы отдыха и привлечь значительное количество российских и иностранных туристов.

Активные маршруты, в основном определяются следующими критериями, руководствуясь двумя критериями: район путешествия должен быть доступным (существующая транспортная сеть должна обеспечивать быстрое надежное его достижение); маршрут должен быть коротким, интересным (разнообразным) и достаточно простым. Таким образом, можно сделать вывод, что категория «активный туризм» достаточна обширна и любой турист при желании может выбрать себе тур для тесного общения с природой на свой вкус и кошелек.

2.3 Особенности активного туризма

Особенностью активного туризма является время, большую часть которого (или все) отдыхающие находятся в пути, ночуя, в большинстве случаев, каждый раз на новом месте. Путешествие производится на индивидуальных транспортных средствах или пешком (все виды спортивного туризма, часть познавательного и потребительского). Средства размещения, как правило, палатки. Питание готовится, как правило, самими членами группы (отдыхающими или инструкторами) в полевых условиях - на костре или примусе.[21]

Активные маршруты, в основном определяются следующими критериями, руководствуясь двумя критериями: район путешествия должен быть доступным (существующая транспортная сеть должна обеспечивать быстрое надежное его достижение); маршрут должен быть коротким, интересным (разнообразным) и достаточно простым.[22]

Активность путешествия состоит в том, что цель и пути к ней определены и объявлены заранее («заявлен» маршрут). Непрохождение маршрута, его изменение означает неуспех, провал путешествия, поражение команды (туристской группы). Конечно, все тут достаточно условно, но подобные условности присущи спорту вообще.[23]

Есть активного туризма и специфическая особенность. Упорное стремление к условной цели в походе требует осторожности. Иначе может возникнуть другая, уже не условная, задача - как вернуться живым. Поражение здесь может означать не условный проигрыш, а жесткий, безусловный вопрос: «Как выбраться, выжить?»

Активное путешествие - длительное (дни, недели) - комплексное мероприятие. Оно требует большой затраты физических (сила, выносливость, технические приемы) и интеллектуальных (тактические задачи, технические приемы) усилий. Нельзя все предусмотреть заранее. На маршруте туристов ждут приключения. Надо суметь в конкретной реальной обстановке осуществить то, что было спланировано. Разумеется, сделать это можно будет, если удалось более или менее точно угадать (предвидеть!), что ждет на маршруте, и, если запас возможностей по преодолению неожиданностей у путешественников имеется.

К активному туризму примыкает так называемый «дикий» туризм. «Дикие» туристы имеют более или менее выраженное - намерение посетить район, посмотреть те или иные объекты.

Но конкретного маршрута, который они обязаны пройти, у них нет. Формально это выражается в том, что они не «заявляли» путешествие. В зависимости от обстановки во время путешествия «дикие» туристы корректируют свои намерения, меняют маршрут. Ясно, что четкой грани между активным и «диким» туризмом нет.

Используя существующий термин «дикий» туризм, мы ничуть не желаем выказать свое пренебрежение к нему. Мы сами начинали как «дикие» туристы, знаем, что это явление широко распространено, видим, как постоянно происходит миграция между «диким» и спортивным туризмом.

Глава 3 Особенности разработки активного тура для бюро делового туризма «Альянс-Тур»

3.1 Характеристика бюро делового туризма «Альянс-Тур»

Компания была создана в 1998г. Тогда она вышла на рынок как Туристическое агентсво "Крым". Почти восемь лет компания успешно работала в сфере массового туризма.

В 2006г. компания сменила собственников и бренд. С этого времени она называется Бюро делового туризма "Альянс-Тур". Вместе с названием изменилась и структура продуктового портфеля. Конечно, мы компания не отказалась от программ отдыха для уральцев. Однако, теперь эту услугу клиенты компании могут получить со значительной скидкой в рамках корпоративного обслуживания.

Сегодня компания работает по направлениям:

- деловые поездки;

- событийный туризм;

- профессиональные стажировки ;

- образовательный туризм;

- выставки и конференции;

- корпоративные мероприятия;

- инсентив-туризм;

- индивидуальный туризм;

- пляжный отдых и экскурсионные программы;

- разработка и предоставление собственных туров.

Компания знает о том, что корпоративные клиенты нуждаются в особом стандарте качества туристических услуг, и всячески стремится ему соответствовать. Альянс-Тур функционирует как внутренний отдел вашей компании и полностью отвечает за управление тревел-процессами, чтобы позволить вашему бизнесу развиваться в наиболее благоприятных условиях.

Альянс-Тур тщательно анализирует объемы ваших поездок и динамику их роста, чтобы выбрать одну из возможных финансовых схем обслуживания, позволяющую сократить издержки.

Приоритетами компании являются:

- оказание туристических услуг неизменно высокого качества;

- экономия затрат клиента на деловые поездки;

- оптимизация сервисных процедур, которая ведет к сокращению затрат и высококачественному оказанию услуг.

Альянс-Тур сама является туроператором и работает только с теми операторами, кто надежен и проверен, компания старается подбирать для своих туристов только лучшее сочетание цены и качества. Забота о качественном отдыхе туристов – главная задача, стоящая перед компанией.

3.2 Место активного туризма в бюро «Альянс-Тур»

Направление деятельности бюро «Альянс-Тур» - индивидуальный подход к каждому клиенту. Рассматривать деятельность фирмы за 2009 год в разрезе можно используя рисунок 1.

Рисунок 1 – Структура деятельности фирмы

На рисунке 2 представлена структура видов туризма, предоставленных бюро «Альянс-Тур» для своим клиентам в 2009 году.

Рисунок 2 – Структура предоставленных туров за 2009 год, %

На рисунке 3 представлена структура проданных туров бюро «Альянс-Тур» за 2009 год в разрезе по географическому признаку.

Рисунок 3 – География туров,%

Проанализировав деятельность компании автором курсовой работы было выявлено, что в ассортименте туров, предоставляемых компанией лишь небольшая часть уделена внутреннему туризму. Также слишком малое значение уделено направлению активного туризма, не смотря на то, что Урал – это огромный потенциал для разработки новых программ туризма для клиентов компании «Альянс-Тур».

Особой и редкой красотой одарила природа Южный Урал: здесь есть и величественные горы, и стремительные реки, многочисленные озера, пополняемые горными ручьями, разнообразный растительный и животный мир.

На среднем Урале густая речная сеть, много озер и искусственных водоемов - прудов и водохранилищ. Большинство рек начинается на склонах Уральских гор и стекает с них к западу и к востоку. Озера на Среднем Урале размещены неравномерно. В горной части на юго-западе озер мало, а в восточной и во многих низменных местах западно-сибирской части озер много, хотя нет очень больших и глубоких. На восточном предгорье выделяются красивые "горные" озера Таватуй, Балтым, Песчаное, Шарташ. Также средний Урал богат горами (скальными массивами) и парками.

3.2 Особенности разработки активного тура выходного дня для бюро «Альянс-Тур»

Для выездных корпоративных мероприятий, организуемых компанией «Альянс-Тур» используется пансионат «Ракета» в г.Тюмень. Всем известно, что уральская природа очень непредсказуема и многообразна, и не все знают, что купаться у нас например, можно не только летом, выбирая для этого многочисленные уральские озера, но и зимой в горячих источниках, расположенных недалеко от города Тюмень.

Таких горячих источников под Тюменью два: один из них (благоустроенный) расположенный в 10 километрах от города в Верхнем бору, считается ближним, другой – дикий – на отдалении 30 километров от города.

Горячий источник представляет собой бассейн под открытым небом с хлоридно –натриево - бромной минеральной водой. Температура воды в таком источнике достигает 45 градусов, поэтому открыт он всегда.

По мнению специалистов, купание в такой воде благоприятно воздействует на организм и особо полезно для людей, страдающих болезнями нервной системы и сердечно – сосудистыми заболеваниями. Продолжительность купания не должна превышать 15-20 минут, при этом нужно помнить, что вода в источнике содержит минеральные соли, поэтому после купания необходимо принять душ.

Из всего вышесказанного компании имеет смысл использовать помещение также в целях разработки нового тура - термальные источники в г.Тюмень для проведения как корпоративных, так и индивидуальных мероприятий.

Программа тура

Курорт: Термальные источники в г.Тюмень

Питание: 3-х разовое (предоставленное в пансионате)

Дата отправления: с 23.01.2010 (еженедельно по выходным)

Категория: активный отдых

Цена путевки: 2 940 руб./ сут.

В стоимость включено (пансионат):

- 3-х разовое питание по программе пансионата;

- проезд на комфортабельном автобусе марки Мерседес (до пансионата и источников);

- проживание в пансионате в 2-х местных номерах + доп.место с удобствами в номере (душ, сан. узел, телевизор)

- экскурсионная программа в Тюмени

Дополнительно оплачивается:

- купание в источниках:

- дикие 160 рублей с человека разовое посещение

- облагороженные (450 рублей с человека разовое посещение первый источник и 690 в субботу - 590 в воскресение во втором источнике)

Купание в источника по времени не ограниченно!

Свободное время между заселением и ужином можно занять спортивными играми в спорт зале пансионата (волейбол, баскетбол, пин-понг) или позаниматься на тренажерах в тренажерном зале.

Программа:

1 день

- 08-00 Выезд из Екатеринбурга (Площадь 1905 года)

- 14-00 Прибытие в город Тюмень

- 14-00 Обзорная экскурсия по городу Тюмень

- 16-00 Размещение в пансионате «Ракета» в 2-х, 3-х местных номерах с удобствами (душ, сан. узел, телевизор, холодильник), свободное время

- 19-00 Ужин в пансинате

- 20-00 Купание в диких или облагороженных горячих источниках

- 23-00 Возвращение в пансионат

2 день:

- 08-30 Завтрак

- 09-30 Купание в (диких) горячих источниках

- 12-30 Возвращение в пансионат

- 13-00 Обед

- 13-30 Освобождение номеров, выезд в г.Екатеринбург

- 19-00 Прибытие в Екатеринбург

Заключение

По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт.

Активный туризм как в России, так и за ее пределами набирает обороты развития с каждым годом и становится востребованным у всех категорий населения. Активное путешествие подразумевает тесное взаимодействие человека с природой. Деревья и кусты дают дрова для костра. На костре готовят пищу, костер может превратиться в пожар. По реке можно плыть на лодке или плоту, но надо быть осторожным - в реке можно утонуть. Дождь создает большие неудобства для туристов, но он питает реки, поит растения. Эти и подобные им наблюдения и впечатления могут сформировать у людей понимание зависимости людей от природы, природы от людей, взаимосвязи явлений природы, дадут возможность осознать себя частью природы.

Активные маршруты, в основном определяются следующими критериями, руководствуясь двумя критериями: район путешествия должен быть доступным (существующая транспортная сеть должна обеспечивать быстрое надежное его достижение); маршрут должен быть коротким, интересным (разнообразным) и достаточно простым.

В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его показателей, характерных для того или иного вида активного туризма, походы разделяются на походы выходного дня, некатегорийные и категорийные. Кроме того, походы разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, а также их комбинации.

По итогам проделанной работы цель курсовой работы достигнута, все задачи решены.

Список литературы

1. www.xserver.ru – On-line библиотека туризма

2. www.turism.ru

3. www.tourlib.net - Все о туризме

4. Александрова А. Ю. Международный туризм. М.: Аспект - пресс, 2004

5. Волкова Л.А., Кириллов А.Т. Маркетинг в туризме. - СПб., 1996.

6. Дурович А. П. Активный туризм: современное состояние и перспективы развития.- М.: Новое знание, 2003.

7. Ефремова М. В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. – М.: «Ось – 89», 1999. – 252с.

8. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. Пособие. – 2 е изд., перераб. – Мн.: Новые знания, 2001. – 432с.

9. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 320 с.

10. Крючков А.А. История международного и отечественного туризма. - М.: ВШТГ, НОУ «ЛУЧ», 1999. - 102 с.

11. Сорокина А.В. «Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах» 2007 г. Москва «Альфа-М», «Инфра-М».

12. Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. М. -СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2000.

13. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (1996 г.).

14. Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 123 с.

15. Черных Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2002. – 320с.


[1] www.tourlib.net - Все о туризме

[2] www.turism.ru

[3] Волкова Л.А., Кириллов А.Т. Маркетинг в туризме. - СПб., 1996.

[4] www.xserver.ru – On-line библиотека туризма

[5] Волкова Л.А., Кириллов А.Т. Маркетинг в туризме. - СПб., 1996.

[6] Волкова Л.А., Кириллов А.Т. Маркетинг в туризме. - СПб., 1996.

[7] Волкова Л.А., Кириллов А.Т. Маркетинг в туризме. - СПб., 1996.

[8] www.xserver.ru – On-line библиотека туризма

[9] Александрова А. Ю. Международный туризм. М.: Аспект - пресс, 2004

[10] Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 320 с.

[11] Черных Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2002. – 320с.

[12] www.xserver.ru – On-line библиотека туризма

[13] Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. М. -СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2000.

[14] Крючков А.А. История международного и отечественного туризма. - М.: ВШТГ, НОУ «ЛУЧ», 1999. - 102 с.

[15] www.turism.ru

[16] Александрова А. Ю. Международный туризм. М.: Аспект - пресс, 2004

[17] www.xserver.ru – On-line библиотека туризма

[18] www.xserver.ru – On-line библиотека туризма

[19] www.turism.ru

[20] www.turism.ru

[21] Дурович А. П. Активный туризм: современное состояние и перспективы развития.- М.: Новое знание, 2003.

[22] Квартальянов В. А. Туризм.- М.: «Финансы и статистика», 2003.- с. 79.

[23] Ефремова М. В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. – М.: «Ось – 89», 1999. – 252с.