Шпаргалка: Шпаргалка по Политологии 10
Название: Шпаргалка по Политологии 10 Раздел: Рефераты по политологии Тип: шпаргалка |
Объектом политологии, как и других, социально-гуманитарных дисциплин, является человеческое общество. В таком сложном многомерном и разнообразном объекте, как общество людей, политология занимает свою нишу - политическую сферу, политику. Поскольку политика есть специфическая форма деятельности социальных групп и индивидов, направленная на организацию и использование политической власти, непосредственным предметом политологии являются:
Такой подход к содержанию предмета политологии доминирует в отечественных и зарубежных исследованиях. Структура политологии в самом общем смысле состоит из теоретического и практического знания. Теоретическая политология формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат науки, методологию и методы политических исследований. Прикладная политология изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии. В процессе становления и развития политической науки оформились различные теоретические подходы к изучению политики. Они определяются термином "парадигма", введенным в научный оборот в 20-е гг. прошлого столетия американским историком науки и философии Т. Куном. 4. Политическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций (лат. functio - исполнение, осуществление). В числе их можно назвать следующие:
3. Под методом понимается совокупность логических операций, позволяющих раскрывать содержание предмета исследования. В политической науке используются различные методы (подходы). Одним из первых в политологии использовался ценностно-нормативный подход . Он зародился еще в древности. Согласно этому подходу, политические явления рассматриваются с точки зрения соответствия их нормам морали, справедливости, общего блага. Он предполагает выработку идеального политического порядка и необходимость подведения под него реально существующих отношений. Он оказал определенное влияние на развитие западного общества, поскольку благодаря ему формулировался идеал демократического устройства. Однако недостатком этого метода всегда была его оторванность от существующих реальностей, что порождало утопические идеи, теории, реализация которых сопровождалась многочисленными человеческими жертвами. В рамках исторического метода политика рассматривается с точки зрения возможности использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем. Одним из первых в политической науке его стал использовать Н. Макиавелли. Большое влияние на развитие политической науки оказал социологический метод , с помощью которого можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права и т.д. Социологический подход позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются. Иной срез анализа политики открывает антропологический метод , который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности, типа культуры и т.д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т.е. качеств человека как биосоциального существа. Хорошо известен институциональный метод , ориентирующий на изучение институтов , с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий и других организаций, а также права и иных регуляторов политики. Революцию в политической науке совершил бихевиористский метод , возникший в 20-30-х годах XX века как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политика анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности. В противовес этому бихевиористский метод позволил изучать политическое поведение личности или групп. Бихевиористы стали акцентировать внимание на интересе как мотиве политического поведения. Задачу политической науки они свели к описанию наблюдаемого поведения, процесса. Заслуга бихевиоризма состояла не только во внедрении в политологию методов точных наук (математики, статистики и т.д.); бихевиористский метод стал основой создания прикладной политологии. Одним из его существенных недостатков является анализ поведения вне контекста его моральной оценки, а также акцент на технику исследования. Бихевиористский метод не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов. Поэтому в 50-60-х годах XX века возникла потребность в системном подходе , который позволяет раскрывать устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и тем самым определять возможности приспособления системы к изменяющимся условиям внешней среды. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Однако системный подход малоэффективен при анализе индивидуального поведения в политике (например, роли лидера), при рассмотрении конфликтов и исследовании кризисных ситуаций. Особое место среди методов политической науки занимает психологический подход , в том числе психоанализ . Основатель метода З. Фрейд, ориентирующий на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, бессознательных психологических процессов, а также типичных мотиваций политического поведения. На основе учета бессознательного возможно объяснение различных типов политического поведения: поведения толпы, избирателей, властной личности и т.д. Для российской политической науки весьма актуален сравнительный метод . Сущность его заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы у различных народов дает возможность выявлять как общие черты политического процесса, так и его особенности. Это позволяет использовать положительный политический опыт других стран для создания в России правового демократического государства. 1. По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики : • экономическая — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере; по уровням:
по объему:
В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают: промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям. Итак, мы убедились, как неисчерпаемо, сложно и многогранно понятие «политика». Выделим основные функции политики в обществе . К ним относятся: • управленческая (политическое руководство обществом); В обществознании издавна признается (это идет еще от Макиавелли), что п-ка – самостоятельная область деятельности людей с собственными принципами и законами. Однако понимание п-ки остается и поныне разноречивым, многообразным, что объясняется сложностью и многогранностью самой п-ской реальности. Изначально исторически понятие п-ки связывалось с гос-вом, гос. устройством, властью и управлением общественными делами с помощью публичных властных институтов и определенных норм. Само понятие «п-ка» восходит к древнегреческому слову «polis», т.е. город, гос-во или обществ. устр-во. П- ка включает отношения между социальными общностями и выражающими их интересы организациями, связанные с властью и управлением общественными делами.1) Первое определение политики дают мыслители Древней Греции Платон и Аристотель. Политика это: а) гос-во, а сфера политического; б) это сфера гос. отношений (т.е. это общение между людьми по поводу гос. управления); в) это взаимодействие гос-ва и гражданского общества.2) Классовый подход (теория К. Маркса). Политика – это классовая борьба. Она связана с разрешением непримиримых противоречий между классами, имеющими разные экономические интересы.3) Бихевиористское (от англ. «бихей» – «поведение»). Политика – это поведение политических лидеров в их общ-ве за политич. власть.4) Политика в чел-ком измерении. В центр политики ставится человек с его проблемами, запросами, правами. Политика осуществляется с учетом всех факторов.5) Американский политолог Дауз дает след определение политики. Политика – это сфера жизнедеятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами; ядром этих отношений явл. борьба за завоевание, удержание и использование политической власти.6) В соврем. лит-ре научное понятие п-ки чаще всего означает деятельность социальных групп и иных сообществ, представляющих их гос. и общественных организаций по осуществлению общих интересов и коллективных целей. 5.
Аристотель был учеником Платона, но критически относился к его идеям. Он исследовал типы государственного устройства 158 существовавших греческих полисов. Результаты изложил в труде «Политика». С точки зрения Аристотеля человек—общественное животное. Реализовать свою потребность в общении он может в семье, общине и государстве. Формы государственного устройства Аристотель разделяет на правильные и неправильные в зависимости от целей правителей. Правильный государственный строй тот, при котором преследуется общее благо независимо от того, сколько человек правит. Неправильный строй тот, при котором преследуются частные цели правителей. Правильные государственные формы: монархия, аристократия и полития. Неправильные: тирания, олигархия, демократия. Среди правильных форм наилучшей Аристотель считал политию, говорил, что она свободна от крайностей неправильных форм государства может успешно функционировать, опираясь на средний класс. 6. Абсолютное господство религии в средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики оценивались с позиций христианского учения. Политические проблемы рассматривались как часть проблем теологических, сколок с них. Именно так их трактовал крупнейший католический теолог Августин Аврелий (353-430), по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если же оно от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Он обосновывает принцип безусловного примата церковной власти над светской, который будет впоследствии рождать острейшие политические и теоретические коллизии. Идею божественного происхождения государственной власти развивает и Фома Аквинский (1225-1274). Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Этого люди могут избежать в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку. Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не следовать ее требованиям ВОЗРОЖДЕНИЕ Н. Макиавелли (XV–XVI вв.). Основное произведение «Государь». Здесь он определил политическую науку как науку о государстве. Он ввел в научный оборот термин «государство» в его современном значении. Главное в исследовании Макиавелли – гос. власть, анализ ее завоевания, отправления, сохранения, приумножения и утраты. Это «клиническое» исследование власти, ее анатомии, патологии. Макиавелли, как отмечается в историко-политической литературе, сделал рывок в методологии исследования политики. Он, во-первых, разграничил анализ объективных факторов и нормативных принципов, «суждений о реальности и суждении о ценностях»; во-вторых, отделил политическое научное знание от теологии. Словом, Макиавелли, в противоположность средневековой схоластике, исследовал не абстрактные идеи, не субъективные логические конструкции, а живую политическую реальность. На этой основе Макиавелли высказал мысль о законах общественно-политической жизни, имея в виду проявляющиеся при анализе фактов устойчивые взаимосвязи и существенные последовательности. Наибольшую славу принес подход к определению средств достижения цели. «Цель оправдывает средства». «Государь, чтобы достичь успеха, должен идти на все. Государи стоят выше законов, морали.» Т.е. Макиавелли впервые отделяет политику от морали. Наилучший способ удержать под контролем завоеванное гос-во – его разрушить, особенно, если гос-во было ранее республикой. «Тем, кто приобрел власть путем злодеяний, надо покончить со своими политическими противниками сразу.» 7.
Политическая мысль Нового времени. 8.
Становление и развитие политической мысли в России 10. Понятие, сущность и функции политической власти. Понятие власть (В) трактуется неоднозначно. Напр., англ. п-ги под В понимают силу и авторитет, взятые вместе. В наших словарях – это способность и возможность осущ. свою волю, оказывать воздействие на поведение людей с помощью какого-либо средства (сила авторитета, насилие, право). Глубокий анализ понятия В дает совр. польский политолог Ежи Вятр: 1) Бихевиористское. Согласно этому, власть – это особый тип поведения, основанный на возможности влиять на людей. 2) В – это достижение опр. целей, получение намеченных результатов. 3) В – это возможность использовать опр. средства (насилие). 4) В – это особого рода отношения между управляющими и управляемыми. 5) В – это влияние, оказываемое на других. 6) Возможность принятия решений, кот. регулируют распределение благ. Марксистское понимание: В – это господство одних над другими, подчинение организованной силе. Макс Вебер: В – это способность отдать приказ и вызвать повиновение. Сердцевина власти – это отношения господства и подчинения. В – это форма соц. отношений, характеризующаяся способностью влиять на поведение людей с помощью организационно-правовых, экономических, идеологических механизмов, с помощью традиций, авторитета, норм и насилия. Функции власти: 1) Сохранение целостности общ-ва, предотвращение кризисов (разрешение). 2) Поддержание порядка, стабильности, социал. равновесия. 3) Регулирование ключевых общ-ых отношений, управление общ-ыми процессами.
11.
Формы политической власти: 12. Соотношение политики и экономики В политической науке и социологии сложились два методологических подхода к рассмотрению проблемы: марксизм отдает первенство экономике, а современные западные теории рассматривают эти сферы в качестве равноправных сторон единого процесса или же считают первичной политику. Поскольку все явления, события, процессы реальной жизни взаимосвязаны, постольку каждое явление есть одновременно и политическое и экономическое. Попытки противопоставить политику и экономику, поэтому, несостоятельны. Нельзя рассматривать экономику в качестве некой самостоятельной сферы сферой общественной жизни вне связи с политикой, правом и другими областями. «Собственность», «обмен», «производство» - не только экономические, но и социокультурные, политико-юридические явления. В современной науке преобладают подходы, отвергающие экономический детерминизм. Можно выделить два аспекта взаимодействия экономики и политики: 1) экономика и власть, два исторических типа их взаимоотношений; 2) роль государства в экономике и основные модели его экономической политики. 1. Исходной категорией политики является "власть", а экономики -"богатство" (под которым понимается все, что имеет рыночную ценность и может быть обменено на деньги или блага). Власть и богатство, включая собственность, в реальной жизни взаимообусловлены. Последнее играет роль одного из важнейших ресурсов власти и в то же время нуждается в государственно-правовой поддержке, в гарантированном государством соблюдении всеми участниками экономических отношений определенных правил. Именно поэтому политика выступает как структурообразующий фактор, устанавливающий и поддерживающий определенный социальный порядок, без которого функционирование экономических институтов становится просто невозможным. Экономика в данном соотношении выступает как процесс, происходящий в рамках политико-юридической структуры. 2. Исторически отношения власти - подчинения возникли раньше, чем отношения собственности. В дальнейшем сложились два основных типа взаимоотношений: а) "власть - собственность", т.е. господство политической власти в обществе и подчиненное, производное положение собственности; б)"собственность - власть". Первый тип характерен для "восточной деспотии", "азиатского способа производства", в котором К.Маркс выделял следующие характерные черты: во-первых, отсутствие достаточно развитого института частной собственности; во-вторых, слияние собственности и государственной власти при доминировании последней; в-третьих, господство бюрократии в экономике и политике. Власть при этом типе отношений становится средством получения богатства. Развитие экономики происходит через хозяйственно-организаторскую деятельность государства. При этом само государство неудовлетворительно выполняет свои общественно-полезные функции, поскольку обслуживает частные интересы бюрократов, использующих власть ради собственного обогащения. Второй тип отношений "собственность-власть" сложился в западном обществе. Его отличительная черта - автономия собственника в сочетании с товарным производством, ориентирующимся на рынок. Такая форма возникла впервые в античном мире. Даже в условиях средневековья продолжалось формирование структур гражданского общества с его главными элементами: самостоятельным товаропроизводителем, опирающимся на институт собственности. Экономическая власть все больше отделялась от власти политической и даже противостояла ей, отстаивая свои права. Так сложились главные системообразующие элементы общества: частная собственность, рынок, разделенность собственности и власти, автономия индивидов (граждан), их равноправие как самостоятельных участников хозяйственной и политической жизни. В середине XVIII в, возникла благодаря просветителям и соответствующая идеология, проповедующая лозунг "лесе фэр, лесе аллер" (фр. дайте действовать, предоставьте обстоятельствам развиваться самим по себе). Ставка была сделана на свободную конкуренцию и рыночное саморегулирование, благодаря которой "невидимая рука" (А.Смит, 1776) поможет удовлетворить потребности людей в товарах и услугах. Государству при этом отводилась роль "ночного сторожа". Популярным среди либералов стало требование "меньше государства!". Жизнеспособность этой модели была подтверждена высокими экономическими достижениями западных обществ.
13.
|