Курсовая работа: Служба развития семейных форм устройства детей оставшихся без попечения родителей
Название: Служба развития семейных форм устройства детей оставшихся без попечения родителей Раздел: Рефераты по социологии Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Факультет государственного и муниципального управления Специальность 080504.65 "Государственное и муниципальное управление" Кафедра социальной работы и социологии КУРСОВОЙ ПРОЕКТ по дисциплине "Социология управления" СЛУЖБА РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Студент В.Н. Воронов Группа 141 – СПЗ Преподаватель Л.А. Кривоносова д.соц.н., профессор Хабаровск 2010 СОДЕРЖАНИЕ 1. АНАЛИТИКО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 Обоснование актуальности выбранной темы 1.2 Цели и задачи 2. ПРОЕКТНАЯ МОДЕЛЬ 2.1 Характеристика проекта 2.2 Нормативно – правовое обеспечение 2.3 Организационно – управленческое обеспечение 2.4 Кадровое обеспечение 2.5 Финансовое обеспечение проекта 2.6 Препятствия и риски 2.7 Социальный эффект 3. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНАЛИТИКО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 1.1 Обоснование актуальности выбранной темы Во всех регионах Российской Федерации остро стоит проблема нарастания числа детей – сирот и числа неблагополучных семей. Число детей, ежегодно остающихся без попечения родителей, выросло по сравнению с 2005 г. в 1,7 раза. Число детей, ежегодно помещаемых в интернатные учреждения, выросло в 2,7 раза. А число изъятых государством детей из неблагополучных семей с последующим лишением родительских прав выросло в 4,7 раз. В последнее время вопросам семьи и детства уделяется особое внимание на всех уровнях власти. Президент РФ В.В. Путин выделил проблему демографии как основную. Серьезные изменения акцентов в социальной политике России происходят в сфере защиты детства. Государство ставит перед собой новые задачи: укрепление системы защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в ней; профилактика социального сиротства; внедрение новых технологий профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Принятые в Хабаровском крае нормативные правовые акты, закрепляющие меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняют права детей на все гарантии, действующие в соответствии с федеральным законодательством. Детям из категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно оказывается государственная поддержка: ежемесячные выплаты денежных пособий; закрепление жилья; оплата проезда к месту учебы; трудоустройство; оказание бесплатной медицинской помощи; направление на учебу в средние и высшие учебные заведения на льготных условиях; бесплатный отдых в оздоровительных лагерях, санаториях, профилакториях. Произошли позитивные сдвиги и в вопросе материального стимулирования семей, взявших на воспитание в свои семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на произошедшие изменения (динамику развития, решение некоторых задач, выделение дополнительных средств), работа системы социальной защиты детства в нашей стране в настоящее время недостаточно эффективна. Одна из причин такой неэффективности заключается в том, что в силу своего исторического развития, система оказалась "перегружена" детьми, уже получившими статус сироты или оставшегося без попечения, и основные средства, по – прежнему, идут на их содержание и обеспечение. Кроме того, круг воспроизведения социального сиротства возникает за счет того, что большинство детей из неблагополучных семей попадают в приюты и детские дома, после проживания, в которых они не могут образовать устойчивые семьи, становятся неблагополучными родителями и их дети попадают также в приют. Круг социального сиротства воспроизводится. Одним из основных путей решения данной проблемы является семейное жизнеустройство детей, оставшихся без попечения, в форме усыновления, приемной семьи или опеки. Если ребенка вынуждено забирают из семьи, важно поместить его не в приют, а в семьи, чтобы минимизировать его травматизацию от проживания в интернатных условиях. Препятствием к развитию семейных форм жизнеустройства детей является то, что далеко не в полной мере на сегодняшний день решены вопросы социальной поддержки замещающих семей. Исходя из имеющихся проблем, можно определить возможные пути для их решения: - улучшение координации и взаимодействия всех структур, которые занимаются вопросами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение эффективности деятельности органов опеки и попечительства; - активизация работы по пропаганде семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поднятию престижа замещающей семьи; -создание Служб развития семейных форм устройства во всех государственных учреждениях, Служб сопровождения приемных и опекаемых семей во всех районах города, для подготовки и поддержки усыновителей, опекунов, приемных родителей на всех этапах формирования, становления и жизнедеятельности замещающих семей; - решение вопроса о дальнейшем материальном стимулировании семей, взявших на воспитание в свои семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Северном округе проживает 27 046 несовершеннолетних в возрасте от 0 до 18 лет. На территории округа находятся 4 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в которых воспитываются 322 ребенка , из них: 48 - сироты, 269 – социальные сироты, 60 – инвалидов. На 01.10.2009 года под опекой граждан в 347 семьях состоит 397 детей, в 24 приемных семьях воспитываются 30 несовершеннолетних. Денежные средства на содержание опекаемых и приемных детей получают 320 человек. В 2008 году на территории округа выявлено 93 несовершеннолетних , оставшихся без попечения родителей (2007 – 63), в том числе 14 детей – сирот. На основании изложенного, можно сделать вывод, что, к сожалению, пока недостаточно результативна работа в вопросах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по сравнению с количеством выявляемых детей. Проблемой остается и большое количество определений в государственные учреждения из числа выявленных детей.
Устройство выявленных в 2008 году выявленных несовершеннолетних: Все это требует поиска новых методов и форм работы по жизнеустройству несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, изменению отношения общества к этой проблеме. Чаще всего в учреждения общественного воспитания попадают дети и подростки, имеющие определенный опыт, так называемый "жизненный сценарий". И у всех он разный. У кого-то родители погибли, чьих-то лишили родительских прав, чьи-то родители отказались от дочери или сына. Все это не может бесследно пройти для ребенка. Поэтому очень важно помочь ему изменить этот сценарий, подарив ему, тепло своей души, любовь, знания и умения, да и просто состояние счастья и благополучия. Для нормального формирования личности ребенку необходимо окружение таких людей, которые принимали бы его личность, с которыми бы он жил одними интересами. Каждому ребенку в первую очередь нужна мать или человек полностью ее заменяющий. Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья представляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она так же естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его вступления в самостоятельную жизнь. Ребенок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие, взаимовлияние, общение с представителями разных поколений, приемными родителями, их детьми, родственниками. У детей появляется положительный опыт семьи, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями. Всего в 2008 году в отдел опеки и попечительства Северного округа обратился 147 человек, изъявивший желание взять детей на воспитание в семьи, в том числе: 103 – российских, 44 – иностранных гражданина.
Устройство детей в 2008 году:
В 2008 году помещено в семьи 137 детей: - 8 воспитанников государственных учреждений возвращено в кровные семьи; - 80 детей оформлено под опеку (из них 8 детей из государственных учреждений); - 42 ребенка усыновлено (в том числе 32 – иностранными гражданами, 10 - гражданами РФ (6 - отчимами, 4 – гражданами РФ)). - 7 детей переданы в приемную семью (из них 6 - из государственных учреждений, 1 – оставшийся без попечения родителей).
Информация об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей в Северном округе в 2005 – 2009 годах
Снижение количества усыновленных детей в 2009 году произошло в связи с приостановкой деятельности агентств по зарубежному усыновлению. Таким образом, наиболее популярной формой семейного устройства детей, лишившихся попечения родителей, остается опека . Это связано с простотой и оперативностью оформления документов и тем, что в первую очередь при решении вопроса об устройстве ребенка специалисты отдела опеки изучают его "семейный ресурс", а так же с тем, что в случае отсутствия "юридического статуса" ребенка возможно оформление опеки без денежного содержания. На усыновление , обычно решаются семьи, которые желают взять детей малолетнего возраста, с целью изменения данных о ребенке (фамилии, имени, отчества, даты и места рождения) и сохранения тайны усыновления. Популярность данной формы устройства у граждан РФ невелика, в том числе и в связи с тем, что усыновление устанавливается только в судебном порядке и влечет за собой возникновение алиментных и наследственных правоотношений. Наиболее перспективная и социально защищенная форма семейного устройства – приемная семья , которая отличается от других форм принятия детей на воспитание (усыновления, опеки) договорным способом оформления отношений, труд приемных родителей в определенной части компенсируется государством. Количество приемных семей неуклонно растет. В настоящее время в Северном округе образовано 24 приемных семьи, в которых воспитываются 30 приемных детей .
Анализируя количественный и качественный состав приемных семей, можно сделать некоторые выводы. В приемные семьи попадают дети различных возрастов, но в основном это подростки школьного возраста, для которых шансы попасть в замещающую семью уменьшаются с каждым годом. По половому признаку приемные родители отдают предпочтение девочкам, их 17 из 30 приемных детей. Основной возраст приемных родителей от 35 до 50 лет. Большинство из них имеют собственных детей и соответственно обладают опытом воспитания. При этом в 4 приемных семьях детей воспитывают одинокие мамы. Преобладающее количество семей (18 из 24) воспитывают по одному приемному ребенку, однако, в последнее время наметилась положительная динамика увеличения количества детей , передаваемых на воспитание в одну семью. Так, в 2009 году две приемные семьи взяли на воспитание по 3 приемных ребенка; еще две семьи– по 2 ребенка. Положительной тенденцией является и то, что две семьи, уже имевшие приемных детей, в 2009 году расширили свой состав, дополнительно приняв в семьи воспитанников учреждений общественного воспитания в качестве второго и третьего. В 2007 - 2009 годах совместно с Управлением образования администрации города проводилась работа по поиску новых форм семейного устройства . По согласованию с отделом опеки, жители города, не имеющие возможности взять в семьи воспитанников Детских домов на постоянной основе, или еще не определившиеся в своем решении, принимали ребят в каникулярное время и выходные дни. Только в 2008 году в гостевых семьях побывало 97 воспитанника детских домов и школы – интерната округа. 1.2 Цели и задачи А.С. Макаренко в "Книге для родителей" развил мысль о том, что воспитание ребенка в семье – это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети – это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом. Сегодня печальное подтверждение этим словам классика педагогики (рост числа детей-сирот, малолетних мам и т.д.) требует от государства создания системы учреждений для изоляции от общества своих "плохо воспитанных" граждан, их перевоспитания, лечения. В настоящее время по официальным данным в детских учреждениях различной ведомственной принадлежности РФ проживает 200 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. В банке данных для передачи в семьи числится 177 тыс. детей. Детский дом, давая приют ребенку-сироте, создает проблему социальной адаптации к жизни за рамками детского дома. Не имея опыта проживания в семье, воспитанники детских домов испытывают трудности в создании собственной семьи и воспитании детей, которые вновь образуют группу риска. Семья для ребенка- первый и важнейший социально-педагогический институт. В семье определяется социальная ситуация развития и формируется "зона ближайшего развития" ребенка. Семья закладывает систему отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Однако в современном обществе семья и семейное воспитание испытывают существенные трудности: изменяются старые, общепринятые нормы поведения, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию. Две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, проблемы в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи, допускают серьезные просчеты и ошибки в воспитании детей. Имеют место неумение управлять собой, скрытый родительский авторитаризм, ведущий к неуважению личности ребенка, формированию комплекса родительской неполноценности по отношению к детям. Современной семье необходима профессиональная помощь и поддержка. Что же тогда говорить о замещающей семье? Как показывает практика, к воспитанию детей в замещающих семьях привлекаются люди, не имеющие специальных знаний (педагогических, психологических, медицинских). Тем более это важно, потому что дети, которые приходят в семьи, имеют проблемы в развитии, образовании, здоровье. Надо знать, как помочь таким детям, и уметь это делать. Некоторые семьи, берущие на попечение ребенка, нередко решают собственные проблемы, существующие на момент принятия ребенка. Это может быть, например, состояние депрессии, конфликтные отношения с супругом или детьми и др. Со временем состояние стабилизируется, а обстоятельства семьи могут измениться (развод, болезнь или смерть одного из супругов) и принятый ребенок становится тяжелым бременем. От него либо отказываются, либо условия, в которых он развивается, становятся неблагоприятными. Необходима совершенно особая психологическая работа с приемными родителями еще до того, как в их доме появится ребенок. Меры материального стимулирования семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при всей их позитивной направленности сами по себе не решат проблемы, если не будут созданы профессиональные службы подготовки, сопровождения и поддержки принимающих семей, подбора семьи для ребенка. Необходимость создания таких служб подтверждается, в том числе и статистикой возврата детей в интернатные учреждения из опекунских и приемных семей. Органы по защите прав детей в муниципалитетах, согласно законодательству, должны координировать все действия по защите прав и интересов детей на территории данного муниципального образования. При этом, если функции выявления, учета и контроля за соблюдением прав детей можно отнести к управленческим функциям (так же как и координацию деятельности), то функции патроната, психолого – медико-педагогического сопровождения семьи явно носят другой характер – собственной действий по защите прав детей. До настоящего времени органы опеки и попечительства вели подбор и оформление опекунов и приемных родителей на основании установленного перечня документов и информации из различных источников, не имея возможности, проведения квалифицированной психолого–педагогической экспертизы кандидатов в замещающие родители и индивидуальной работы с семьей в необходимом объеме. Очевидно, что орган по защите прав детей должен выполнять только управленческие функции. Поэтому тут уместно применить такой механизм, как делегирование полномочий. Когда часть своих функций муниципальные органы делегируют учреждениям, в которых работают специалисты: психологи, дефектологи, социальные педагоги, социальные работники. Функции диагностики, разработки планов, создания и сопровождения замещающих семей делегировать учреждениям социальной защиты населения, образования, здравоохранения. В Постановлении Правительства Хабаровского края от 28.12.2006 г. № 199-пр "О работе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних по решению проблем социального сиротства в Хабаровском крае" отмечается, что "развитие семейных форм устройства детей сдерживается…отсутствием специальных служб подготовки и сопровождения замещающих семей". В связи с вышеизложенным, возникла острая необходимость создания Службы , которая бы выполняла следующие функции: - осуществление подбор, психолого-педагогическую диагностику и обследование условий жизни лиц, желающих создать замещающую семью; - проведение подготовки и социальной адаптации приемного ребенка; - организацию обучения кандидатов в приемные родители и опекуны; - оказание помощи в сборе материалов, необходимых для оформления документов в органах опеки и попечительства; - оказание организационно-методической помощи замещающим семьям; - осуществление социально – медико – психолого-педагогического сопровождения на всех стадиях создания и существования замещающих семей. Цели Службы развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, были определены следующие: - Социальная реабилитация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - Уменьшение числа детей, воспитывающихся в детских домах. Конкретизируя поставленные цели, можно выделить следующие задачи Службы: - Информирование населения о семейных формах жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. - Организация рекламных кампаний с целью пропаганды положительного опыта замещающих семей. - Проведение информационных собраний для обратившихся граждан, собеседований, индивидуальных и групповых консультаций. - Организация специального обучения граждан, желающих взять детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. - Организация занятий с педагогами детских домов по обучению программе "Подготовка ребенка к жизни в семье". - Консультирование членов замещающих семей и оказание помощи на основании обращения родителей. 2. ПРОЕКТНАЯ МОДЕЛЬ 2.1 Характеристика проекта
2.2 Нормативно – правовое обеспечение Работа по устройству детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется исключительно органами опеки и попечительства согласно: · Конвенции ООН о правах ребенка; · Семейному кодексу РФ; · Федеральным Законам: - № 120 от 24.06.1999 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; - № 159-ФЗ от 10.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" · Законам Хабаровского края: - № 109 от 31.03.99 "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства на территории Хабаровского края"; - № 119 от 25.04.2007 "О мерах социальной поддержки детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа" Деятельность органов опеки и попечительства строится в соответствии с требованиями вышеуказанных законов, и направлена на реализацию государственной социальной политики в области защиты прав и интересов детей, обеспечения оптимальных условий для жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их личных, имущественных, жилищных прав. Постановлением Мэра города Хабаровска № 1359 с 01.11.2006 года в целях социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшения числа детей, воспитывающихся в детских домах, в штат Детского дома дополнительно введены 4 ставки педагогических работников: 3 социальных педагога и педагог- психолог. В настоящее время отсутствует конкретная нормативно – правовая база, которая бы определяла статус Службы как таковой и регламентировала организацию ее работы. Деятельность службы определена лишь Постановлением Мэра города Хабаровска о введении дополнительных ставок для ведения данного направления деятельности, Положением о Службе, разработанным непосредственно специалистами Службы, Уставом детского дома, который не противоречит Семейному кодексу РФ, Гражданскому кодексу РФ, Закону об образовании. ПОЛОЖЕНИЕ о Службе по развитию семейных форм жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 1. Общие положения. 1.1. Служба по развитию семейных форм жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, далее Служба, является структурным подразделением МОУ "Детский дом для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" без права юридического лица, не имеет расчетного счета. 1.2. Служба организована на основании постановления Мэра города Хабаровска от 01.11.2006г. № 1359 1.3. Специалисты службы назначаются, увольняются директором детского дома. 1.4. По вопросам своей деятельности подчиняются директору детского дома. 1.5. В своей деятельности служба руководствуется Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, законодательством РФ в области образования, охраны прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом детского дома, приказами и инструкциями вышестоящих органов управления образования, Положением о приемной семье. 2. Цели и задачи службы. Цели: 2.1. Социальная реабилитация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2.2. Уменьшение числа детей, воспитывающихся в детских домах. Задачи: 2.3. Информирование населения о семейных формах жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. 2.4. Организация рекламных кампаний с целью пропаганды положительного опыта замещающих семей. 2.5. Проведение информационных собраний для обратившихся граждан, собеседований, индивидуальных и групповых консультаций. 2.6. Организация специального обучения граждан, желающих взять детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. 2.7. Организация занятий с педагогами детских домов по обучению программе "Подготовка ребенка к жизни в семье". 2.8. Консультирование членов замещающих семей и оказание помощи на основании обращения родителей. 3. Структура службы. В уполномоченную службу входят специалисты детского дома: - социальный педагог (3 чел.) - психлог (1чел.) 4. Функции службы. 4.1. Информирует населения о семейных формах жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. 4.2. Проводит первичную регистрацию граждан, обратившихся в службу и желающих принять ребенка в замещающую семью. 4.3. Проводит информационные собрания, собеседования, индивидуальные и групповые консультации для обратившихся граждан. 4.4. Проводит собеседование с членами потенциальной замещающей семьи, определяя их мотивы к принятию ребенка в семью. 4.5. Организует обучение граждан, желающих взять детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. 4.6. Разрабатывает, корректирует программу подготовки кандидатов в замещающие семьи. 4.7. Консультирует членов замещающей семьи по разрешению конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях с ребенком. 4.8. Консультирует членов замещающих семей и оказывает помощь на основании обращения родителей. 4.9. Организует работу по формированию положительного имиджа приемных родителей, опекунов в общественном мнении жителей города. 4.10. Организует занятия с педагогами детских домов по обучению программе "Подготовка ребенка к жизни в семье". 5.Обязанности специалистов службы. 5.1. . Информируют население о формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи через средства массовой информации и другие источники. 5.2. Собирают общую информацию о воспитанниках детских домов. 5.3. Проводят первичную регистрацию граждан, обратившихся в службу и желающих принять ребенка в замещающую семью. 5.4. Проводят информационные собрания, собеседования, индивидуальные и групповые консультации для обратившихся граждан. 5.5. Оказывают содействие органам опеки и попечительства в формировании банка данных о гражданах, желающих взять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. 5.6. Проводят собеседование с членами потенциальной замещающей семьи, определяя их готовность к принятию ребенка в семью. 5.7. Организуют специальную подготовку граждан, желающих взять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. 6. Права специалистов службы. Имеют право: 6.1. Самостоятельно формировать конкретные задачи работы с кандидатами в замещающие семьи, выбирать формы и методы работы, решать вопрос о сроках проведения различных мероприятий, выделении приоритетных направлений работы в определенный период. 6.2. Требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешной реализации поставленных задач. 6.3. Вносить предложения при составлении общего плана работы детского дома. 6.4. Вести работу по формированию положительного имиджа приемных родителей, опекунов в общественном мнении жителей города через СМИ, беседы, выступления, выездные консультации и др. формы. 7. Ответственность специалистов службы. Несут ответственность: 7.1. За своевременное и качественное выполнение обязанностей, изложенных в должностной инструкции каждого специалиста. 7.2. За отчетную документацию, сохранность и своевременную подготовку документов. 7.3. За соблюдение конфиденциальности в отношении полученной информации, а также знаний, опыта кандидатов в замещающие семьи, о которых специально оговорено, что они имеют конфиденциальный характер. Взаимодействие службы: С отделами опеки и попечительства 8.1. Направляет граждан, обратившихся самостоятельно в детский дом, в Отдел опеки и попечительства для решения вопроса об организации замещающей семьи. 8.2. Предоставляет Отделу опеки и попечительства выводы и рекомендации по результатам обучения и обследования замещающей семьи. 8.3.Осуществляет психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи по обращению родителей. 8.4. Предоставляет гражданам, желающим принять ребенка (детей) в семью, перечень документов, необходимых для подготовки заключения о возможности быть замещающими родителями. 8.5. В случае прохождения кандидатами в замещающие родители курсов в детском доме, Отдел опеки и попечительства при выдаче заключения о возможности быть замещающими родителями учитывает результаты психологического обследования семьи, проведенного педагогом-психологом Службы 8.6. При выдаче гражданину, желающему принять ребенка (детей) в семью, разрешения на встречи с ребенком, проживание в гостевой семье, учитывает рекомендации педагогических работников детского дома по итогам обучения. С Детскими домами города 8.15. Организует семинары и консультации для сотрудников детских домов по программе подготовки ребенка к жизни в семье. С Краевым центром психолого-медико-социального сопровождения 8.16. Служба имеет право направлять обратившихся за помощью граждан из числа замещающих семей для консультирования в Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения. 8.17. Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения обязуется по согласованию со Службой проводить регулярно консультативную помощь для педагогов и медицинских работников учреждения, а также кандидатов в замещающие семьи и замещающих семей по вопросам развития, воспитания и обучения детей. Служба развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей не занимается устройством детей в семьи, так как это функция органов опеки и попечительства. Но в своей деятельности тесно взаимодействует с Отделами опеки и попечительства комитетов по управлению округами. Исходя из описанного действующего механизма, стало возможным подписание Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Отделами опеки и попечительства комитетов по управлению округами администрации города Хабаровска и МОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 8 для детей школьного возраста" по поиску, обучению и сопровождению замещающих семей. Механизм взаимодействия
Службы по развитию семейных форм жизнеустройства детей – сирот и Отделов опеки и попечительства Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Отделом опеки и попечительства комитета по управлению Железнодорожным округом администрации города Хабаровска и МОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"Детский дом № 8 для детей школьного возраста" Начальник Отдела опеки и попечительства Железнодорожного округа Паньшина Татьяна Федоровна, действующая на основании Положения об отделе опеки и попечительства комитета по управлению Желелезнодорожным округом Администрации г. Хабаровска и права по должности с одной стороны и директор детского дома № 8 Перелякина Наталья Леонидовна, действующая на основании Устава и права по должности с другой стороны, заключили соглашение о взаимодействии и сотрудничестве по поиску, обучению и сопровождению замещающих семей. 1. Предмет соглашения. Организация взаимодействия по развитию семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сотрудничества по вопросам поиска, обучения и сопровождения замещающих семей. 2. Отдел опеки и попечительства (специалисты отдела). 2.1. Информирует граждан, желающих принять ребенка (детей) в семью, о возможности обучения кандидатов в замещающие родители в детском доме 2.2. Рекомендует гражданам, желающим принять ребенка (детей) в семью, пройти курс обучения для кандидатов в замещающие родители в детском доме. 2.3. Осуществляет подбор и устройство ребенка (детей) в замещающую семью. 2.4. Предоставляет гражданам, желающим принять ребенка (детей) в семью, перечень документов, необходимых для подготовки заключения о возможности быть замещающими родителями. 2.5. В случае прохождения кандидатами в замещающие родители курсов в детском доме, отдел опеки о попечительства при выдаче заключения о возможности быть замещающими родителями учитывает результаты психологического обследования семьи, проведенного педагогом-психологом детского дома. 2.6. При выдаче гражданину, желающему принять ребенка (детей) в семью, разрешения на встречи с ребенком, проживание в гостевой семье, учитывает рекомендации педагогических работников детского дома по итогам обучения. 2.7. Осуществляет контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка в замещающей семье. 2.8. Рекомендует замещающей семье, в случае возникновения проблемной ситуации, обратиться в детский дом для психолого-педагогической поддержки и сопровождения. 2.9. Координирует деятельность органов здравоохранения, образования, социальной защиты и других органов и учреждений, осуществляющих защиту прав и законных интересов детей, переданных в замещающую семью. 3. Детский дом (педагогические работники) 3.1. Информируют население о семейных формах жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. 3.2. Проводит первичную регистрацию граждан, обратившихся в учреждение и желающих принять ребенка в замещающую семью. 3.3. Организует информационные встречи с населением, проводит собеседования для желающих взять ребенка (детей) в замещающую семью. 3.4. Направляет граждан, обратившихся самостоятельно в детский дом, в Отдел опеки и попечительства для решения вопроса об организации замещающей семьи. 3.5. Проводит обучение кандидатов в замещающие семьи. 3.6. Педагог-психолог детского дома проводит психологическое обследование семьи кандидата в замещающую семью с согласия обратившегося. 3.7. Предоставляет отделу опеки и попечительства выводы и рекомендации по результатам обучения и обследования замещающей семьи. 3.8. Осуществляет психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи по обращению родителей. 3.9. Оказывает помощь, проводит индивидуальные и групповые консультации для замещающих семей по мере обращения граждан. Начальник отдела опеки Директор детского дома и попечительства комитета г. Хабаровска В.Н. Воронов И.И. Иванов 2.3 Организационно – управленческое обеспечение Для повышения эффективности работы по созданию и сопровождению замещающих семей в ноябре 2008 года создана единственная в Хабаровском крае Служба развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей . Наиболее благоприятные условия для создания такой Службы в Северном округе имелись в Детском доме , на базе которого два года работала экспериментальная площадка по патронатному воспитанию. В результате эксперимента специалисты Детского дома разработали адаптированные программы, освоили технологии подготовки замещающих родителей и приемных детей, получили опыт практической деятельности, навыки проведения обучающих курсов и семинаров, работы со СМИ. Основные направления деятельности службы. Совершенно очевидно, для того, чтобы начать обучение кандидатов в замещающие семьи, необходимо найти этих кандидатов. В связи с этим специалистами Службы спланирована и проводится большая работа по информированию населения о создании в городе службы, особенностях ее деятельности, кадровом и образовательном составе. Информирование осуществляется по нескольким направлениям.
Цель профессиональной замещающей семьи – помочь ребенку успешно социализироваться, научить его выполнению положительных социальных ролей, дать модель для формирования положительной идентичности. В детском доме для Службы выделено помещение, где располагаются: кабинет социальных педагогов; отдельный специально оборудованный кабинет педагога-психолога, зал для занятий с кандидатами в замещающие семьи . Как уже было сказано выше, необходима совершенно особая психологическая работа с приемными родителями еще до того, как в их доме появится ребенок. Группы для обучения кандидатов в замещающие семьи формируются на основе анализа результатов собеседования. Формировать группу желательно, в первую очередь, из кандидатов, попавших в число "абсолютно пригодных". На занятия в группу приглашаются не более 5-ти семей. Если учитывать, что приходят оба супруга, иногда с детьми, а по ходу выполнения заданий необходимо каждому участнику высказаться, большой количественный состав группы не желателен. Занятия проводятся в соответствии с программой обучения кандидатов в замещающие семьи. (Приложение 1-2) Собравшиеся на занятия кандидаты в замещающие семьи совместно вырабатывают правила работы группы, которые позволяют им чувствовать себя комфортно, уверенно. (Приложение 3) Опекуны имеют возможность присутствовать на занятиях по собственному выбору. Для этого на первом занятии всем предлагается тематический план занятий. С детьми из этих семей параллельно проводится индивидуальная работа педагогом-психологом Службы. В ходе занятий у кандидатов в приемные родители не только появляются теоретические и практические знания, но и происходят позитивные изменения в семье, в осознании себя, так, например, открытием для родителей явилась часть занятия "Проблемное поведение и как им управлять", посвященная половой идентификации. Ответы на вопросы, ролевые игры помогают осознанию реальных проблем, дают возможность в полной мере оценить ответственность, которую на себя берут приемные родители, и приводят к пониманию возможности решения этих проблем. Детям создаются условия для самостоятельной деятельности: они могут рисовать, читать, играть в настольные игры, смотреть телевизор в группах детского дома. Любой ребенок может быть помещен в профессиональную замещающую семью, каковой является приемная семья. Но важно подобрать такую семью, которая была бы ресурсной для интеграции определенного ребенка. На этапе подготовки семьи проводится психологическое обследование семьи , которое включает в себя конкретные методы диагностики семейной системы. Это позволяет определить ресурсы семьи для организации замещающей заботы, эффективность ее функционирования в процессе приема ребенка. Используются следующие методики: o "Системный семейный тест" (ФАСТ) для анализа внутрисемейной ситуации. o "Стандартизированное интервью" для изучения идеологии семьи. o "Динамическая скульптура семьи" приводит к осознанию особенностей структуры семьи. o Немецкий опросник семейной динамики позволяет диагностировать особенности коммуникации, выражение эмоций, уровень контроля членами семьи и др. o Опросником "Анализ семейной тревоги" (АСТ) диагностируется семейная тревога. Пока идет обучение, семья проходит психологическое обследование по специальным методикам В занятиях с кандидатами в замещающие семьи принимают участие специалисты Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения, врач детского дома. Результатом обучения кандидатов в замещающие семьи должно стать: - осознание проблем семьи и поиск членами семьи психологической ниши для приемного ребенка; - эффективные методы взаимодействия в семье; - повышение родительской компетентности и интеграция ребенка в семейную систему. Еще одним направлением деятельности Службы является организация занятий с педагогами детских домов по обучению программе "Подготовка ребенка к жизни в семье". Первое научно обоснованное исследование влияния условий жизни в сиротском учреждении на развитие и социализацию ребенка-сироты было проведено известным американским ученым Дж. Боулби в 1951 г. Джон Боулби пришел к выводу, что проблема коренится не в самой сути общественного воспитания, а в отсутствии условий, при которых ребенок-сирота мог бы устанавливать интимные, эмоционально насыщенные и устойчивые отношения с объектом привязанности, что необходимо для формирования здоровой, активной, социально адаптированной личности. В исследованиях среди прочих выделяются негативные черты общественного воспитания: · бедность конкретно-чувственного опыта детей, обусловленная чрезмерной суженностью окружающей их среды; · постоянное нахождение детей в условиях коллектива, невозможность уединиться; · недостатки программы воспитания и обучения, которая не компенсирует дефекты развития, вызванные отсутствием семьи. Отсюда следующие типичные черты личности выпускника детского дома: o отчужденность от мира взрослых; o негативизм, сформированный в ситуации психологического насилия в учебе; o неспособность к самоутверждению в труде – привычка имитировать учебную деятельность, неспособность делать усилия, напрягаться в работе; o неспособность к планированию своей работы и жизни в целом; o инфантилизм и неразвитое индивидуальное сознание – равнодушие к себе и своей судьбе; o неразвитый социальный интеллект. Не имея опыта проживания в семье, выпускники детских домов испытывают трудности в создании собственной семьи и воспитании детей, которые вновь образуют группу риска. Для социальной адаптации выпускников разработана программа "Подготовка ребенка к жизни в семье", которая направлена на формирование ценностной ориентации и положительной мотивации у воспитанников по созданию своей собственной семьи. Программа "Подготовка ребенка к жизни в семье" рассчитана на все годы воспитания ребенка в детском доме. (Приложение 4-5) Педагог свободен в выборе формы занятий. Он имеет право на вариативность тематического курса занятий в зависимости от возрастного состава группы. Освоение данной Программы для каждого воспитанника обязательно. (Приложение 6). В рамках работы по данному направлению деятельности определен механизм взаимодействия Службы с учреждениями для детей-сирот города. (Приложение 7-8). Не секрет, что вновь образованные замещающие семьи сталкиваются с проблемами адаптации и дальнейшего построения взаимоотношений с детьми , получившими негативный жизненный опыт и психологическую травму в биологических семьях. И потому важнейший вид деятельности Службы - консультирование замещающих семей и оказание помощи на основании обращения родителей. В настоящее время в городе функционирует 75 приемных семей. В большинстве из них существуют проблемы. Об этом говорит и тот факт, что первые обратившиеся в Службу были приемные семьи, в которых дети прожили по 3-4 года. Причиной этого является, в том числе и отсутствие специального обучения на тот момент, когда создавались эти семьи. Если бы будущие приемные родители прошли курс обучения, многих проблем можно было бы избежать. Невозможно переоценить значение помощи созданной замещающей семье. Проблемы, возникающие на каждом этапе развития семьи с приемным ребенком, - предмет деятельности специалистов Службы. При этом сами приемные родители и члены их семей являются полноправными участниками команды сопровождения. Семьи, как правило, находятся на разных этапах развития. Их опыт преодоления кризиса ценен и уникален как для них самих, так и для других семей. Чтобы успешно осуществлять замещающую заботу, приемные родители должны развивать те умения и навыки, которые получили во время подготовки на курсах обучения. Под руководством специалистов Службы они способны оценить ситуацию в семье, понять потребности ее членов и те изменения, которые с ними происходят, вовремя и адекватно отреагировать на эти изменения, разрешить конфликт, управлять трудным поведением детей, слушать, поддерживать детей. Необходимо работать в команде с другими семьями и специалистами Службы. В процессе сопровождения замещающих семей Служба использует в работе с семьями различные групповые и индивидуальные формы: Если помощь обратившимся не может быть оказана специалистами Службы, желающих направляют в Краевой Центр психолого-медико-социального сопровождения. С ним подписан Договор - соглашение о сотрудничестве на безвозмездной основе по оказанию психолого - медико - социальной помощи детям из замещающих семей, оказанию консультативной поддержки педагогическому составу детского дома, кандидатам в замещающие семьи и замещающим семьям. (Приложение 11). В качестве основных методов помощи семье используются различные структурные техники: совместное рисование идеального образа семьи с приемными детьми, динамические скульптуры идеальной семьи, построенные каждым ее членом, моделирование различных пространственных структур с последующим обсуждением уровня их комфортности для членов семьи. Дети, нуждающиеся в замещающей семейной заботе, к сожалению, существовали всегда и будут существовать еще долго. Организация профессиональных форм замещающей семейной заботы является вкладом государства в свое лучшее будущее. Но независимо от статуса семьи (профессиональная или непрофессиональная) каждая семья, которая принимает ребенка, пережившего травму отделения от матери, потерявшего базисное доверие к миру, не имеющего чувства привязанности, нуждается в хорошо отлаженной системе социальной и психологической помощи. Служба по развитию семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения, - первый шаг на этом пути. 2.4 Кадровое обеспечение В 2004 году в детском доме в рамках экспериментальной деятельности по внедрению системы патронатного воспитания была создана Уполномоченная служба по подбору, подготовке и сопровождению патронатной семьи. Педагогические работники детского дома прошли обучение на трех обучающих семинарах. Кроме того, директор детского дома и воспитатель детского дома – будущий руководитель службы - прошли стажировку в г. Новосибирске. Обученные специалисты службы разработали программу подготовки кандидатов в патронатные семьи, педагог-психолог детского дома составила программу подготовки детей к жизни в семье. По вышеназванной программе специалистами службы были обучены кандидаты в патронатные воспитатели и члены их семей. Из-за отсутствия Закона о патронатном воспитании семьи, принявшие детей, должны были вернуть воспитанников в детский дом. Но, пройдя курс обучения, овладев навыками конструктивного взаимодействия с детьми, почувствовав поддержку и имея сопровождение, патронатные воспитатели заключили договоры о приемных семьях. Т.о. были созданы 6 новых приемных семей для 6 детей. Педагоги детского дома доказали свою компетентность, умение работать с кандидатами в замещающие семьи, создавать группы психологической поддержки, проводить занятия с любым контингентом обратившихся. В связи с этим именно в штат детского дома Постановлением Мэра города Хабаровска № 1359 с 01.11.2006 года в целях социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшения числа детей, воспитывающихся в детских домах, дополнительно введены 4 ставки педагогических работников: 3 социальных педагога и педагог - психолог. В настоящее время эти педагогические работники осуществляют деятельность Службы по развитию семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Должностная инструкция социального педагога Службы по развитию семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1. Общие положения. 1.1. Социальный педагог назначается, увольняется директором детского дома. По вопросам своей деятельности подчиняется директору детского дома. 1.2. Социальный педагог в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законодательством РФ в области образования, охраны прав детей, оставшихся без попечения родителей, Декларацией прав и свободы человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом детского дома, приказами и инструкциями вышестоящих органов управления образования и администрации города Хабаровска. 2. Функциональные обязанности 2.1. Информирует население о формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи через средства массовой информации и другие источники. 2.2. Проводит первичную регистрацию граждан, обратившихся в учреждение и желающих принять ребенка в замещающую семью. 2.3. Проводит информационные собрания, собеседования, индивидуальные и групповые консультации для обратившихся граждан. 2.4. Направляет граждан, обратившихся самостоятельно в детский дом, в отдел опеки и попечительства для решения вопроса об организации замещающей семьи. 2.5. Проводит обучение граждан, желающих взять детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. 2.6. Консультирует членов замещающей семьи по разрешению конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях с ребенком. 2.7. Осуществляет психолого – педагогическое сопровождение замещающей семьи по обращению родителей. 2.8. Организует занятия с педагогами детских домов по обучению программе "Подготовка ребенка к жизни в семье". 2.9. Организует работу по формированию положительного имиджа приемных родителей, опекунов в общественном мнении жителей города. 3. Права Социальный педагог имеет право: 3.1. Вносить предложения на рассмотрение педагогического совета детского дома по улучшению работы по направлениям деятельности Службы. 3.2. Вносить предложения при составлении оперативного плана работы на месяц, общего плана работы детского дома на год. 4. Ответственность. 4.1. Несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, соблюдение техники безопасности при работе с ними. 4.2. За своевременное и качественное выполнение обязанностей и использование прав, изложенных в настоящем документе. 4.3. За отчетную документацию, сохранность и своевременную подготовку документов. 4.4. За соблюдение конфиденциальности в отношении полученной информации, а так же знаний, опыта кандидатов в замещающие семьи, о которых оговорено, что они имеют конфиденциальный характер. 5. Квалификационные сведения 5.1. Высшее педагогическое образование. 5.2. Стаж педагогической работы не менее 3 лет. 5.3. Владение ПК на уровне пользователя. 2.5. Экономическое и финансовое обеспечение В настоящее время финансирование Службы по развитию семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ведется за счет муниципальных средств, выделяемых Детскому дому. Из них на выплату заработной платы 4 сотрудникам службы выделяется 431 тыс. рублей в год. 2.6 Препятствия и риски - Отсутствие нормативно - правовой базы В настоящее время отсутствует конкретная нормативно – правовая база, которая бы определяла статус Службы как таковой и регламентировала организацию ее работы. Имеющийся в Субъектах Российской Федерации позитивный опыт организации Службы сопровождения замещающих семей сдерживается из-за отсутствия федеральных обязывающих норм. Деятельность Службы на базе детского дома определена лишь Постановлением Мэра города Хабаровска о введении дополнительных ставок для ведения данного направления деятельности, Уставом детского дома и Положением о Службе, разработанным непосредственно специалистами Службы. Необходимо внести в федеральное законодательство норму, определяющую государственные стандарты и порядок деятельности профессиональных уполномоченных учреждений сопровождения замещающих семей (на основе договора социального заказа или в соответствии с разработанным типовым положением). - Отсутствие стабильного финансирования на нужды Службы В настоящее время финансирование Службы по развитию семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ведется за счет муниципальных средств, выделяемых на нужды Детского дома. На первом этапе существования Службы это является промежуточным решением вопроса функционирования Службы, но не позволяет в полном объеме реализовать поставленные цели и задачи, препятствует развитию деятельности Службы и ограничивает ее полномочия. Ощущается острая необходимость выделения постатейного финансирования деятельности Службы как отдельной структурной единицы. - Отсутствие семейных психологов Семья – единое целое, с присущими ей такими свойствами как система взаимоотношений членов семьи, взаимодействие между членами семьи, микросоциальные связи, история семьи и т.д. Подобные свойства семейной системы оказывают большое влияние как на процесс включения в нее ребенка-сироты, так и на то, как пойдет развитие семьи на новом функциональном уровне – в качестве замещающей. Практически во всех семьях, пришедших на обучение в Службу, имеются внутрисемейные проблемы. Как правило, они не являются препятствием к приему ребенка. Тем не менее, важно выявить проблему, обозначить ее и попытаться решить. Это может сделать семейный психолог. Проблема отсутствия последнего могла быть решена за счет, если не специально обученных семейных психологов, то психологов, имеющих опыт работы в подобных Службах. Т.к. Служба первая в городе и крае, то найти специалиста с опытом глубокого изучения, психологического обследования семьи, взаимодействия с семьей не представляется возможным. Выходом могут быть стажировки в Службах, Центрах по подготовке и сопровождению семьи в других городах России (например, в г. Новосибирске). - Недостаточное количество специалистов Службы 3 социальных педагога и 1 педагог-психолог в настоящее время осуществляют деятельность по выше названным направлениям. Информирование населения предполагает составление пресс-релизов, текстов объявлений, работу над дизайном печатной продукции, работу с журналистами, встречи с трудовыми коллективами и т.д. Это сам по себе достаточно большой и трудоемкий блок деятельности. Для эффективного обучения кандидатов в замещающие семьи необходима постоянная корректировка программы в зависимости от возраста принимаемых детей, опыта воспитания кандидатов в приемные родители и многого другого. Обучение педагогов детских домов внедрение программы "Подготовка ребенка к жизни в семье" требует учета возрастных, половых и др. особенностей детей. В зависимости от этого педагоги Службы подбирают содержательную часть программы, готовят рекомендации. Иногда требуется изучение программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В настоящее время количество обученных и созданных приемных семей позволяет работать Службе в имеющемся составе, но их количество неуклонно растет. Сопровождение семьи – еще один отдельный большой блок деятельности. Учитывая, что проблемы имеются не только в приемных, но и опекунских семьях (только в Северном округе 56 семей опекунов с проблемами в воспитании), необходимо увеличение количества специалистов Службы. Это должны быть, в первую очередь, психологи. Имеющимся специалистам необходимо периодически повышать свой профессиональный уровень. Это может быть обучение, переподготовка, стажировка в г. Москве, г. Новосибирске и др. - Отсутствие социальной рекламы Из первых 46 человек, обратившихся в Службу, 6 человек узнали о ней от специалистов отделов опеки, остальные из СМИ, листовок, объявлений. Количество граждан, желающих принять ребенка в замещающую семью, и, соответственно, количество детей, помещенных в семьи, напрямую зависит от информации, которую они могут получить при наличии социальной рекламы. Это должна быть реклама не Службы , а пропаганда замещающей семьи, положительного образа ребенка-сироты через социальную рекламу на уровне Федерации, Субъекта Федерации и Муниципального образования. - Формирование положительного имиджа замещающей семьи С одной стороны, СМИ не особенно интересуют замещающие семьи. С другой стороны, сами семьи не хотят оглазки. Под влиянием государственной политики у нас в стране сформировались социо-культурные установки предпочтительности коллективного воспитания над семейным, низкой ценности семьи, отсутствие реальной социальной политики на сохранению семьи, относительной легкости процедуры лишения родительских прав и тайны усыновления. Поэтому мало кто знает о людях, взваливших на себя бремя ответственности за чужого ребенка. А если и знают, то не поддерживают, а осуждают. Необходимо изменить отношение общества к вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Уделять большое внимание повышению статуса замещающих семей на государственном уровне. 2.7 Социальный эффект Впервые в г. Хабаровске и Хабаровском крае создана Служба психолого – педагогической помощи кандидатам в приемные родители и замещающим семьям. Служба работает со всей замещающей семьей в целом, а так же с воспитанниками государственных учреждений, которых планируют передать в семьи. Кроме того, специалисты Службы осуществляют сопровождение уже созданных приемных и опекунских семей. Приемные родители, которые прошли курс обучения в Службе, высоко оценивают результаты обучения, и говорят о полученных знаниях и навыках как о необходимых для правильной организации жизнеустройства и воспитания ребенка в замещающей семье. (Приложение 12). Для социальной адаптации выпускников разработана программа "Подготовка ребенка к жизни в семье", которая направлена на формирование ценностной ориентации и положительной мотивации у воспитанников по созданию своей собственной семьи. В рамках работы по данному направлению деятельности определен механизм взаимодействия Службы с Отделами опеки и попечительства комитетов по управлению округами администрации города Хабаровска, учреждениями для детей-сирот города, Краевым Центром психолого-медико-социального сопровождения. Сотрудниками Службы совместно с отделом опеки и попечительства Железнодорожного округа проводится большая работа по информированию населения о семейных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году подготовлены методические материалы "Из опыта работы по устройству в замещающие семьи детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Северном округе г. Хабаровска", которые одобрены и рекомендованы к печати Методическим советом администрации г. Хабаровска. Всего в течение 2009 года в 67 трудовых коллективах предприятий и учреждений округа проведены информационные встречи по теме: "Профилактика социального сиротства, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних". В общей сложности информацию получили более 6 тыс. человек. С целью привлечения населения к решению вопросов семейных форм устройства продолжено взаимодействие со средствами массовой информации. Цикл из 15 статей по устройству детей, оставшихся без попечения родителей опубликован в газете "Хабаровские вести". 12 репортажей, интервью, выступлений о защите законных прав несовершеннолетних были показаны и прозвучали в радиопередачах ДВТРК, "Губерния", "Даль ТВ". В Комитете по управлению Северном округом для более полного информирования населения об устройстве детей в замещающие семьи изготовлено и оформлено 7 информационных стендов: "Дети ищут своих родителей" - с фотографиями и сведениями о воспитанниках государственных учреждений, которых можно взять в замещающие семьи. "Приемная семья" - с материалами о формах и механизме устройства детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи и службах способствующих их развитию; "Информация отдела опеки" - с информацией о государственных льготах и гарантиях предоставляемых семьям с детьми (в т.ч. приемными и опекаемыми) и лицам, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 г. работа по информированию населения вышла на более высокий уровень. По обращению Комитета по управлению округом в августе на телеканале "Губерния" создана новая постоянно действующая рубрика "Расти большой", в которой еженедельно рассказывается о воспитанниках государственных учреждений для устройства их в замещающие семьи. Вся информация об этих детях размещается так же на сайте "Губернии". Четверо малышей, показанных по телевидению, уже определены в семьи. По информации с сайта в отдел опеки поступило обращение от кандидатов в усыновители из Москвы. Заместителем Мэра города С.И.Шевченко совместно с отделом наружной рекламы администрации города решен вопрос о размещении социальной рекламы о семейных формах устройства на наружных рекламных щитах во всех округах города. В результате с момента создания службы в ноябре 2008 г. в ней прошли обучение 23 семьи из всех округов города Хабаровска и ЕАО. В результате создано 7 приемных семей, которые приняли 19 воспитанников государственных учреждений. Организованы 9 гостевых семей. В настоящее время в службе проходят курс обучения еще 3 семьи. 7 семей, прошедших курс обучения, заключили со Службой договор о психолого-педагогическом сопровождении. Опыт по созданию Службы уже сегодня может быть реализован на базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центров по работе с населением, учреждений социальной защиты населения. В будущем возможно создание подобных Служб как отдельных учреждений в структуре органов опеки и попечительства. 3. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. О правах ребенка: конвенция ООН от 22.11.89. Резолюция 44/ 25 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций/ Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. - М. – 1997. - С.492 2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 №223 //Собр. законодательства РФ. – 1996. - №1. - С. 101. 3. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних": Федеральный закон № 120 от 24.06.1999 // Собр. законодательства РФ. – 1999. - № 26 4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.98 № 124 - ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1998. - №31. 5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 № 131 - ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2003. - № 40. 6. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей": Федеральный закон № 159-ФЗ от 10.12.1996 7. "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей": Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ 8. "О порядке предоставления в 2009 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей": Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2008 № 837. 9. "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей": Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 842 № 865 10. О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003 - 2006 годы: постановление Правительства РФ от 03.10.2002 № 732 // Собр. законодательства РФ. – 2002. - №14. 11. "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеки и попечительства": Закон Хабаровского края № 149 от 31.10.2007 12. "О мерах социальной поддержки детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа": Закон Хабаровского края № 119 от 25.04.2007 13. Об утверждении краевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Хабаровском крае в 2001-2006 гг.": постановление Главы администрации Хабаровского края от 16.01.2001 №16. 14. Бестужев – Лада И.В. Социальное прогнозирование/ И.В. Бестужев – Лада, Г.А. Наместникова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 385 с. 15. Беспалов, Ю. Участие законных представителей в реализации семейных прав ребенка / Ю. Беспалов // Российская Юстиция. – 2005. 16. Блехер, В. Интервью с автором / В. Блехер. - М., 1998. 17. Бобосов Е.М. Социология управления. Учебное пособие. – Минск. – 2001 – 318 с. 18. Бреева, Е.Б. Дети в современном обществе / Е.Б. Бреева. - М., 1999. 19. Величко, О. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / О. Величко, Н. Волкова. – М., 2002. 20. Грудцына, Л.Ю. Семейное право. Вопросы. Примеры. Рекомендации / Л.Ю. Грудцына. - Информационная система "Гарант". – 2009. 21. Диакония: православные детские приюты. - М. – 2007. 22. Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И.С. Перетерского. - М.: Наука, 1984. 23. Дурасова, Т.П. Инновации в деятельности социальных приютов / Т.П. Дурасова, О.М. Кодатенко // Работник социальной службы. – 2000. - №4. 24. Загоровский, А.И. Курс семейного права /А.И. Загоровский. – Одесса, 25. Законодательное регулирование защиты прав детей: Учебно-научное издание в 4-х частях (в 8 томах). Часть IV: Законодательство субъектов Российской Федерации по защите прав детей /Отв. ред. Е.Д. Волохова, В.Ф. Воробьев, А.В. Заряев. Воронеж: ВИ МВД России, 2000. 26. Зарецкий, В.К., Дубровская, М.О., Ослон, В.Н., Холмогорова, А.Б Пути решения проблемы сиротства в России. М.: ООО "Вопросы психологии", 2005. – 208 с. 27. Зборовский, Т.Е. Социология управления: учебное пособие/Т.Е. Зборовский, Н.Б.Костина. – М.: Гардарики, 2004. – 272с. 28. Королев, Д. Эффективное управление проектами. М.: Олма – Пресс, 2007 29. Кривоносова, Л.А. Технология социального проектирования: учебное пособие. – Хабаровск: ДВАГС, 2007.- 73 с. 30. Леховицер, О.И. О состоянии работы по социальной поддержке детей в Хабаровском крае. Доклад заместителя председателя Правительства края по социальным вопросам / О.И. Леховицер // Депутатские слушания. Законодательная Дума Хабаровского края. – 2006. – апрель. 31. Луков, В.А. Социальное проектирование.- М.: "Филлита", 2003.– 238с. 32. Мазур, И.И. Управление проектами/ И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. - М.: Омега, 2004.- 318 с. 33. Материалы расширенного заседания Правительства Хабаровского края. – Хабаровск. – 2005. 34. Мельникова, Э. Профилактика безнадзорности детей и подростков / Э. Мельникова // Правозащитник. – 1999. - № 2. 35. Микитова, Е. Гарантии и механизмы защиты прав ребенка / Е. Микитова // Право и жизнь. – 2002. - № 45. 36. Перкулимова, Л.С. О реализации законов, направленных на социальную поддержку детей в Хабаровском крае. Доклад заместителя председателя Законодательной Думы Хабаровского края / Л.С. Перкулимова // Депутатские слушания. Законодательная Дума Хабаровского края. – 2006. – апрель. 37. Пути решения проблемы сиротства в России. Всероссийская конференция 8- 10 ноября 2006 года, Москва. Сборник тезисов.- Москва.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006г. – 392 с. 38. Права ребенка. Сборник документов и статей. - М. – 2007. 39. Проблемы организации социального обслуживания семьи и детей с участием негосударственного сектора: Результаты аналит. исслед./ Л.Г. Зубова, Е.Н. Феоктистова, Э. Билсон и др. – М.: Просвещение, 2003. – 400 с. 40. Проблемы сиротства. Механизмы профилактики, инновационные услуги, новые подходы к управлению. Опыт Хабаровска/ Ответственный составитель Н.И. Кокуркина.- М., 2006. – 178 с. 41. Профилактика социального сиротства: опыт, проблемы, пути решения/ Материалы научно-практической конференции. 17 октября 2006 г. – Хабаровск: ДВАГС, 2006 – 120с. 42. Пчелинцева, Л.М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами / Л.М. Пчелинцева // Журнал российского права. – 2001. - № 6. 43. Управление социальной сферой /Под ред. В.Э. Гордина: Учебник. – СПб.: Изд-во СПбТУЭФ, 1999. Приложение 1 Программа обучения кандидатов в замещающие семьи Цели программы: - Познакомить участников занятий с нормативно-правовой основой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в семьи граждан. - Побудить кандидатов в замещающие семьи задуматься над тем, действительно ли они хотят взять на воспитание чужого ребенка. - Раскрыть участникам занятий особенности психического развития детей, лишенных родительского попечения; психолого-педагогические аспекты детско-родительских отношений в приемной семье. - Привести желающих взять ребенка к осознанию реальных проблем, чтобы дать возможность в полной мере оценить ответственность, которую они на себя берут, и понять возможности решения этих проблем. - Создать условия, в которых участники занятий могут почувствовать себя более уверенно в роли замещающих родителей, показав им реальные способы конструктивного взаимодействия с ребенком. Программа имеет три блока (6 занятий – 30 часов), содержание которых направлено на раскрытие основных позиций, являющихся принципиально важными для образующейся приемной семьи.
Темы занятий
Приложение 2 Программа обучения кандидатов в замещающие семьи 2 занятие Семейная система: функции, структура, динамика. Цель: · Познакомиться с семейной системой: функциями, структурой, динамикой. · Узнать возрастные особенности вхождения ребенка в семью. · Определить место приемного ребенка в семье. I. Шеринг.
II. Согласование цели занятия. III. Обсуждение выполненного домашнего задания. 1.На доске вывешивается план, который вся семья представляет. Остальные семьи поддерживают, помогают. 2.Хорошие качества членов семьи (озвучить). 3. Озвучить и прокомментировать традиции.
IV. Познакомить собравшихся с принципами проведения мозгового штурма . - Допустимы любые идеи - Повторение идей допускается - Выдвигать быстро , больше идей - Предложенные идеи не критиковать - Предлагать идеи по заданной теме - Записывать все идеи - Не использовать жаргона V. Семейная система : функции, структура, динамика. 1. Мозговой штурм "Что такое семья?" Семья – совокупность близких родственников, живущих вместе. (Толковый словарь Даля) Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная с общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственности. Функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для членов семьи и ее родственников, но и для общества в целом. 2. Мозговой штурм "Функции семьи" Основными функциями семьи являются: ¿ Порождение и воспитание детей. ¿ Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций семьи, общества. ¿ Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви. ¿ Создание условий для развития личности всех членов семьи. ¿ Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга. ¿ Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь. ¿ Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними. ¿ Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. ¿ Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи. ¿ Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи. ¿ Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с близких людей стрессовых состояний. 3.Структура семьи. Структура семьи – состав семьи и число ее членов, а так же совокупность их взаимоотношений. Существует множество вариантов состава или структуры семьи. - "Нуклеарная семья" состоит из мужа, жены и их детей; - "пополненная семья" - увеличенный по своему составу союз – супружеская пара и их дети плюс родители других поколений, живущие вместе или в тесной близости друг от друга; - "смешанная семья" является перестроенной семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей; - "семья родителя-одиночки" является семьей с одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен. Нарушение структуры семьи препятствует выполнению семьей своих функций. 4. Мозговой штурм " Динамика (жизненный цикл) семьи" Е. Дюваль подразделил жизненный цикл на восемь стадий:
Семейная система – это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Задание для семьи Подумать и ответить (письменно): ·В какой жизненный период семьи не следует брать ребенка? ·В какой жизненный период семьи лучше всего брать ребенка? 5. проблемные зоны профессиональной семьи 1. Особенности развития кровных детей в условиях приемной семьи, их эмоционально-личностное благополучие. 2. Психологическая совместимость или несовместимость приемных детей и родителей-воспитателей, приемных и кровных детей. 3. Возникновение у родителей комплекса вины вследствии неудовлетворенности результатами своей воспитательной деятельности. 4. Право ребенка покинуть семью и право родителей расстаться с ребенком в некоторых ситуациях. 5. Проблема вхождения приемных детей в семью, когда предполагается перестройка взаимоотношений в семье, смена социально-психологических ролей в семье. 6. Проблема супружеских взаимоотношений. 6. Факторы, влияющие на успешность приема ребенка в семью. 1 .умение приемных родителей-воспитателей справляться с обычными проблемами детей школьного возраста без паники и экстремальных дисциплинарных мер. 2. понимание сущности психологических причин проблемного поведения. 3. общая компетентность в вопросах подросткового воспитания. 4. отсутствие у приемных родителей-воспитателей строгих и формальных религиозных ориентаций. 5. способность профессиональных отцов воспринимать нужды и потребности приемного ребенка как приоритетные. 6. способность профессиональной матери относиться к принятому ребенку как индивидуальности. 7. первый порядковый номер рождения профессиональной матери в ее собственной семье. Возрастные особенности вхождения приемного ребенка в семью
Приложение 3 ПРАВИЛА РАБОТЫ ГРУППЫ Þ Необходимость конфиденциальности . Þ Необходимость посещения всех занятий без пропусков и опозданий. Предупреждать о пропуске или опоздании. Þ Право на свое мнение. Нельзя оценивать и интерпретировать высказывания других членов группы. Можно лишь обсудить спорные вопросы, говоря от себя и использовать свой опыт. Þ Не говорить всем одновременно! Есть опасность, что не будет услышан никто! Þ Право Ведущего. Он отвечает за выполнение программы тренинга, поэтому имеет право прерывать любого участника, предоставлять кому-либо слово или переключать группу на другие виды деятельности. Þ Активность всех участников группы в течение всего занятия. Þ Отключить сотовые телефоны. Þ Занятия в субботу в 10.00. Продолжительность встреч-3-4 часа. Приложение 4 Приложение 5
Приложение 6 Занятие по программе "Подготовка ребенка к жизни в семье" Раздел "Мир чувств" Тема: Наши эмоции Цель: - познакомить детей с эмоциями; - научить определять эмоциональное состояние других людей; - тренировать умение владеть своими эмоциями. Ход занятия 1. Упражнение на эмоциональный разогрев группы и сплочение коллектива. Игра по кругу "Комплимент". 2. Групповая работа. Разминка . Упражнение на развитие мимики: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, наморщить нос и т.д. Педагог проводит опрос детей по кругу, предлагая вспомнить, какое настроение чаще всего у каждого было за неделю. При обсуждении эмоционального опыта детей желательно добиться информации от каждого участника. Чем больше будет проанализировано чувств и жизненных ситуаций, тем лучше. Задание группе : какие ты испытывал чувства, когда тебя не пустили гулять, ты получил двойку за домашнее задание, которое с таким желанием выполнял дома, когда тебя отметили как хорошего ученика на школьной линейке и т.д.? После обсуждения ребята приходят к выводу, что все люди иногда бывают злыми и раздражительными, а иногда добрыми и веселыми. Внутри нас живут наши друзья и наши враги - эмоции. Работа по теме Обсуждение понятия "эмоции". Воспитанники рассматривают плакат со схематичным изображением эмоций. Педагог: Попробуйте дать определение понятия "эмоции". Обобщая ответы детей, педагог дает свое определение: "Эмоции - это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему внутри нас или вокруг нас". Педагог: Могут ли эмоции нанести человеку вред? Перечислите, какие эмоции можно назвать нашими врагами (злость, агрессия, насмешка и т.д.). На плакате хорошо видно, что даже выражение лица становится неприятным, если человек является рабом своих внутренних врагов. Общаться с такими людьми тоже неприятно. Положительные эмоции, наоборот, помогают бороться с нашими врагами, поэтому положительные эмоции можно назвать нашими друзьями. Назовите положительные эмоции (радость, нежность, спокойствие, доброжелательность, улыбка и т.д.) Советы "Как можно побороть своих врагов ": - Досчитать до 20. - Побыть одному, улыбнуться. - Подумать о чем-то хорошем. - Написать на бумаге и разорвать ее. Педагог предлагает поиграть в игры и закрепить полученные знания об эмоциях. Игра "Угадай эмоцию" Воспитанники берут в руки "Кубики эмоций" и определяют, какие эмоции изображены на кубиках. Игра "Назови эмоцию" Передавая мяч по кругу, воспитанники называют эмоции, мешающие общению. Затем, мяч передается в другую сторону, и называются эмоции, помогающие общению. Игра "Изобрази эмоцию". Педагог разъясняет детям, что эмоции можно выражать с помощью движений, жестов и интонации. Всем участникам раздаются карточки, на каждой написано слово, означающее ту или иную эмоцию (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и др.) Водящий пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, какую эмоцию пытается изобразить водящий. Принимают участие все желающие. Обсуждение с группой воспитанников по вопросам: Если эти эмоции могут быть нашими врагами, то нужно ли учиться управлять ими? Как этому научиться? После обсуждения педагог делает вывод. Владеть эмоциями – это значит: - Проявлять терпимость к чужому мнению. - Уважать права других. - Не причинять вреда и не совершать насилия. - Мириться с чужим мнением. - Не возвышать самого себя над другими. - Уметь слушать. ( Детям можно вносить свои добавления) 3. Рефлексия детей. Что для Вас было новым на занятии? Что было уже известно? Что понравилось на занятии? Что бы Вы хотели изменить? Поставьте свою оценку (свой балл) нашему занятию? Приложение 7 Приложение 8 СЕМИНАР- ТРЕНИНГ Тема: программа "Подготовка ребенка к жизни в семье" Место проведения: детский дом Дата и время проведения: 21.02.09г., 14.30. Присутствовало: 11 чел. План семинара I. Теоретическая часть : Программа "Подготовка ребенка к жизни в семье". Раздел программы "Мир семьи". Методы и формы работы по данному разделу. II. Практическая часть. Раздел "Мир семьи". Ролевая игра "Построй свою семью". Цель: осмысление ролевых отношений, взаимоотношений в семье, выработка позитивных способов поведения с членами семьи. Ход игры: 1.Приветствие педагогов в роли воспитанников. Упражнение на эмоциональный разогрев и сплочение коллектива. 2. Работа с группой: · мини-беседа "Думал ли я о создании своей семьи?" · Анкетирование " Мое мнение о семье?", "Что я знаю о семье?" · Знакомство с рисуночной методикой. Рисунок "Моя будущая семья". · Игра-упражнение "Семейный фотограф". · Ролевая игра "Прояви такт и мудрость". 3.Рефлексия. Приложение 9 Группа психологической поддержки Занятие Цель: гармонизация межличностных отношений в семье, повышение психолого-педагогической грамотности приемных родителей. Задачи: · расширение знаний о психологии семейных отношений; · осознание внутрисемейных проблем; · разрушение внутрисемейных стереотипов, создание атмосферы благополучия. 1. Упражнение "Нас с тобой объединяет…" Цель: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе. Материал: мяч. Методика проведения: родители садятся в круг лицом друг к другу, у ведущего в руках мяч. Ведущий бросает кому-то мяч, называет его по имени и говорит, что их объединяет. Поймавший бросает мяч другому, называет его по имени и говорит: "Нас с тобой объединяет…" 2. Почему возникают проблемы у приемных семей. Способы их решения. 3. Обсуждение семейных проблем ( на рациональном уровне) Цель: осознание внутрисемейных проблем, освоение приемов самодиагностики. Заполнение таблицы "Язык трудностей"
4 . Семейные взаимоотношения Цель: расширение знаний воспитателей о психологии семейных отношений 5. Упражнение "Какой я родитель?" Цель: саморефлексия. Методика проведения: приемные родители должны записать не менее 30 характеристик – ответов на вопрос: "Какой я родитель?". Затем группа садится в большой круг, участники по очереди высказываются, комментируют свой рассказ о себе и отвечают на вопросы группы. 6. Обратная связь "Больше всего мне понравилось" - Что запомнилось? - Что понравилось? Приложение 10 КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ОБРАТИВШИХСЯ
Для созданных приемных и опекунских семей были проведены 10 консультаций.
Консультации для взрослых по вопросам: · проблемное поведение, выражающееся в уходах из дома, бродяжничестве, нежелании учиться; · конфликтные взаимоотношения между приемными детьми; · случаи обмана, воровства; · межличностные проблемы в школе; · отсутствие единства требований со стороны взрослых; · развитие познавательных способностей ребенка и др. Индивидуальные беседы для подростков по темам: · как научиться строить взаимоотношения с окружающими; · выражение своих эмоций и понимание эмоций окружающих; · жизнь по собственному выбору; · домашние обязанности следует выполнять добросовестно; · последствия обмана и т.п. Приложение 11 Обратная связь (анкета по итогам курса)
Количество анкет: 14 Дата: 02.03.09 , 14.04.09. Общее впечатление о курсе: Курсы необходимы. Каждому приемному родителю необходимы такие знания. Очень хорошая атмосфера и квалифицированная команда. Приятно, что нашими "учителями" были профессиональные люди, умеющие подать материал, и душой и сердцем сопереживающие проблему детского сиротства. Получила большой объем полезной и нужной информации, которую применяю на практике. Наиболее понравившееся в курсе: Большой объем доступной информации. Грамотно составленный курс, ролевые игры, домашнее задание. Каждый делится впечатлениями. Благоприятная психологическая обстановка. Нас услышали, нас слушали. Встречали и провожали с улыбкой. Наименее понравившееся в курсе: Курс "пролетел" быстро. Самое памятное событие в курсе: Первая встреча: это как открытие и откровение. Домашнее задание: мягкие игрушки в роли "приемных детей". Концерт воспитанников детского дома в конце курса, он запомнится мне на всю жизнь. Каждая суббота с Вами – это праздник. Помогли ли занятия почувствовать себя лучше подготовленными? Если да, то в чем? Очень помогли. В подготовке к созданию приемной семьи. Я понял, что мало знаю, мало умею. Есть над чем работать. Научился владеть своими эмоциями. Появилась уверенность в собственных силах, желание развиваться дальше. Открылись новые возможности. Понимание своих проблем и ошибок в воспитании. Узнали способы управления поведением подростков. Какой материал (какая тема) показался наиболее важным для Вас? Особенности детей – сирот. Наказания. Детская ложь. Правила семьи. Все темы помогли ответить на те или иные вопросы. Нужно узнать больше: Правовые вопросы (законодательные акты местного значения). О разрешении конфликта приемного ребенка и взрослого. Процесс расставания. Чувства и переживания приемных детей, прибывших в приемную семью. Как стать идеальным отцом. Основная мысль относительно взаимоотношений приемного ребенка и приемной семьи: Воспринимать и принимать ребенка таким, какой он есть. Приемный ребенок и приемная семья нужны друг другу. Необходимо ответственно и очень серьезно подходить к принятию ребенка в семью. Ребенок нуждается в любви, заботе и семье. Пожелания, предложения: Привлекать людей для помощи детям-сиротам. Продолжать начатое дело. Приятно знать, что есть куда обратиться со своими проблемами. Желаем понимания и поддержки Службы со стороны властей. Чтобы о Вас знали, как можно больше людей. |