Реферат: Концепции современного естествознания 5

Название: Концепции современного естествознания 5
Раздел: Рефераты по биологии
Тип: реферат

Федеральное агентство по образованию

НОУ ВПО "УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА"

Кафедра прикладной информатики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по дисциплине

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

(ГОС 2000)

для студентов всех форм обучения специальностей:

080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

080801 – «Прикладная информатика (в экономике)»

080502 – «Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)»

080301 – «Коммерция (торговое дело)»

Екатеринбург


Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Концепции современного естествознания» (ГОС 2000) для студентов всех форм обучения специальностей:

080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

080801 – «Прикладная информатика (в экономике)»

080502 – «Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)»

080301 – «Коммерция (торговое дело)». Екатеринбург: УрИБ, 2009.

Составитель: ст. преподаватель Нохрина Н.Н.

Одобрены на заседании кафедры прикладной информатики

Протокол от «___» _______________200_ г., №_________

Заведующая кафедрой

к. ф.-м. н., доцент В.К. Рожнева

Рекомендована к печати учебно-методическим советом УрИБ.

Протокол от «___»____________200__г., №_______

Председатель

учебно- методического совета УрИБ _______________

          © НОУ ВПО Уральский

институт бизнеса, 2009


ВВЕДЕНИЕ

На заочном обучении предусмотрено выполнение контрольной работы. Самостоятельная работа студента, изучающего курс «Концепции современного естествознания», позволяет закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные студентами на лекциях и практических занятиях. Время, отпущенное на самостоятельную работу, должно быть использовано для освоения теоретического материала по дисциплине, для подготовки к практическим работам, семинарским занятиям, для выполнения контрольной работы, решения тестовых заданий и для подготовки к зачетам и экзаменам.

Контрольная работа по дисциплине «КСЕ» включает два раздела:

1.Теоретический раздел, тема которого выносится на титульный лист.

2.Тестирование по основным разделам программы.

Структура контрольной работы должна включать обязательные элементы:

· Титульный лист.

· Содержание.

· Теоретическая часть.

· Тестирование.

· Список литературы.

Темы теоретической части контрольной работы

Темы

теоретической части

Эти темы выбирают студенты, чьи фамилии начинаются с буквы…

1.

Адаптация организмов к условиям среды.

А

2.

Асимметрия природы.

3.

Астрофизика: особенность современных представлений.

4.

Биологическое разнообразие - наиболее ценный ресурс планеты.

Б, В

5.

Биология: важнейшие открытия XX века.

6.

Биологический эволюционизм

7.

Биосфера. Человек в биосфере

8.

Важнейшие открытия в естествознании в XVI-XVII веках.

9.

Взаимосвязь структурных уровней организации материи

10.

Взаимосвязь физических, химических и биологических процессов.

11.

Генная инженерия, ее возможности и перспективы.

Г, Д, Е

12.

Генетика и эволюция

13.

Геоцентрическая система мира К.Птолемея.

14.

Гипотезы и дискуссии о происхождении и эволюции звезд.

15.

Гипотезы и математические модели в естественных науках.

16.

Глобальный экологический кризис

17.

Гравитация и пространство-время.

18.

Динамические и статистические теории

19.

Дискретность и континуальность в неживой и живой природе.

20.

Естествознание и его роль в культуре

21.

Естественнонаучные картины мира

22.

Значение книги И.Пригожина и И.Стенгерс «Порядок из хаоса» для современной науки.

Ж, З, И

23.

Значение функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

24.

Иерархический принцип организаций систем.

25.

Исторические этапы развития космологии и эволюция пред­ставлений о Вселенной.

26.

История взглядов на пространство и время.

27.

История жизни на Земле и методы исследования эволюции

28.

История открытия основных элементарных частиц.

29.

Конструирование оптимальной для человека среды в районах нового освоения.

К, Л, М

30.

Космические ритмы.

31.

Космогония. Геологическая эволюция

32.

Концепции космологии

33.

Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношения неопределенностей

34.

Методы и средства исследований в различных областях естествознания.

35.

Методы исследования систем.

36.

Механизм влияния Солнечной активности на биологические процес­сы.

37.

Механический детерминизм. Хаотическое поведение динамических систем

38.

Молекулярные основы жизни

39.

Нанотехнологии XXI века.

Н, О

40.

Научный метод

41.

Научная фантастика о проблеме изменения сущности человека.

42.

Новые материалы в химии и возможность их применения.

43.

Освоение научных открытий. Связь экономического развития с состоянием отечественной науки.

44.

Основные гипотезы развития Вселенной: гипотезы затухающей и развивающейся Вселенной.

45.

Общая теория относительности.

46.

Основные идеи синергетики -теории самоорганизации.

47.

Основные особенности жизни с позиций термодинамики.

48.

Основные положения теории систем.

49.

Организация материи и процессы на физическом уровне

50.

Организация материи и процессы на химическом уровне

51.

Особенности биологического уровня организации материи

52.

Открытие редких химических элементов.

53.

Открытые системы в природе и обществе.

54.

Парадокс времени. Необратимость времени - стрела времени.

П

55.

Периодический закон Д.И. Менделеева и его значение в науке.

56.

Принципы симметрии, законы сохранения

57.

Порядок и беспорядок в природе, энтропия, хаос.

58.

Превращение вещества и энергии в биосфере.

59.

Принцип дополнительности

60.

Принцип возрастания энтропии

61.

Проблема жизни в космосе и ее отражение в научно-фантастической литературе.

62.

Проблемы катализа химических реакций и решение задачи химического преобразования ядерной и солнечной энергии.

63.

Проблемы самоорганизации материи.

64.

Процессы самоорганизации в обществе.

65.

Развитие представлений о материи

Р

66.

Развитие представлений о движении

67.

Развитие представлений о взаимодействии

68.

Роль идей А.Эйнштейна в формировании нового научного мировоззрения.

69.

Русский космизм как явление культуры.

70.

Системный подход в научных исследованиях.

С, Т

71.

Системы поддержания устойчивости живых существ и экосистем.

72.

Создание теоретического знания от системы гипотез к опытной проверке.

73.

Современные представления о ноосфере.

74.

Специальная (частная) теория относительности.

75.

Теория бифуркаций в приложении к социальным явлениям.

76.

Теория катастроф Ж.Кювье.

77.

Теория самоорганизации в приложении к биологическим системам.

78.

Физика: учение об атомах.

У, Ф, Х, Ц, Ч

79.

Формирование научных программ

80.

Химия экстремальных состояний, высокотемпературный синтез.

81.

Химия: важные открытия XX века.

82.

Хромосомы - материальные носители генетической информации.

83.

Чижевский А.Л. о влиянии Солнца на природные и общественные явления

84.

Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.

85.

Эволюция представлений о пространстве и времени

Ш, Щ, Э, Ю, Я

86.

Эволюционный прогресс и регресс живой материи.

87.

Экономика и естествознание

88.

Энтропия как одно из свойств структурированного матери­ального мира.

89.

Эволюционная химия. Теория Руденко.

90.

Экологическая этика.

91.

Этика научных исследований. Псевдонаука

Тестирование

Тест №1. Естествознание как предмет изучения. Феномен науки

1.1. Естествознание — это:

а) отрасль научного познания;

б) отрасль народного хозяйства;

в) сфера социальных отношений;

г) культура быта.

1.2. Наука — это:

а) компонент духовной культуры;

б) элемент материально- предметного освоения мира;

в) элемент практического преобразования мира;

г) результат обыденного, житейского знания.

1.3. Главная особенность науки — это ее:

а) зависимость от личности исследователя;

б) объективность;

в) регулирование со стороны идеологического руководства;

г) подчиненное религиозным догмам положение.

1.4. На фундаментальную и прикладную подразделяется наука:

а) металлургия;

б) география;

в) агрономия;

г) физика.

1.5. Проблемы нравственной ответственности ученого сего­дня относятся к области формирования:

а) научной культуры;

б) методологии научного исследования;

в) связи между наукой и производством;

г) связи между наукой и обществом.

1.6. Научное познание опирается на способ отражения мира:

а) художественно-образный;

б) рациональный;

в) религиозный;

г) интуитивно-мистический.

1.7. Физика относится к наукам:

а) гуманитарным;

б) точным;

в) естественным;

г) социальным.

1.8. Научная революция— это:

а) бунт научных работников против условий и оплаты труда;

б) глубинные преобразования способов познания;

в) коренная перестройка промышленного производства;

г) преобразование государственных и административных структур.

1.9. Астрология относится к:

а) естественным наукам;

б) оккультным «наукам»;

в) синтетическому направлению, соединяющему научное и око­лонаучное знание;

г) духовно-художественному творчеству.

1.10. Современная естественнонаучная картина мира основа­на, главным образом, на науке:

а) биологии;

б) агротехнике;

в) химии;

г) физике.

1.11. Основоположником методологии естествознания XVII в. был:

а) Р. Бэкон;

б) М. Ломоносов;

в) Ф. Бэкон;

г) Р. Декарт.

1.12. Современный курс «Концепции современного естество­знания» наиболее тесно соотносится с:

а) науковедением;

б) философией природы;

в) материальным производством;

г) непосредственно научными исследованиями.

1.13. Научное знание формируется в первую очередь, на основе:

а) знания-интуиции;

б) знания- информации;

в) знания-умения;

г) знания-оценки.

1.14. Бог не может быть предметом научного знания, посколь­ку сведения о нем не обладают таким критерием научности, как:

а) истинность;

б) объективность;

в) предметность;

г) обоснованность.

1.15. Критерий научности знаний, связанный с наличием спо­собов проверки полученных сведений, это:

а) системность;

б) обоснованность;

в) верифицируемость;

г) фальсифицируемость.

1.16. Среди теоретических методов исследования отсутст­вует:

а) логический;

б) исторический;

в) экспериментальный;

г) дедуктивный.

1.17. Среди эмпирических методов исследования имеется:

а) логический;

б) наблюдение;

в) индуктивный;

г) аналитический.

1.18. Философия относится к наукам:

а) математическим;

б) естественным;

в) гуманитарным;

г) техническим.


ТЕСТ № 2. Физика

2.1.Революция в естествознании к началу XX в. была связана с открытием:

а) закона всемирного тяготения;

б) закона сохранения энергии;

в) явления фотоэффекта;

г) явления радиоактивности.

2.2. К агрегатным состояниям вещества не относится:

а) твердое тело;

б) вакуум;

в) плазма;

г) газ.

2.3. Вспышки молнии связаны с проявлением:

а) гравитации;

б) электромагнетизма;

в) сильного взаимодействия;

г) слабого взаимодействия.

2.4. Структура атомов определяется:

а) гравитацией;

б) электромагнетизмом;

в) сильным взаимодействием;

г) слабым взаимодействием.

2.5. Сильное взаимодействие испытывают:

а) электроны;

б) протоны;

в) нейтрино;

г) фотоны.

2.6. Эдвард Уиттен— автор теории:

а) кварков;

б) Большого Взрыва;

в) суперструн;

г) квантов.

2.7. Пространство в понимании современной физики — это:

а) свойство человеческого сознания упорядочивать предметы, определять место одного рядом с другим;

б) вечная категория сознания, врожденная как форма чувствен­ного созерцания;

в) атрибут материи, определенный связями и взаимосвязями движения тел;

г) пустота, в которой находятся различные тела.

2.8. Время в понимании теории относительности— это:

а) последовательность изменений, происходящих в материаль­ных вещах;

б) способность человека переживать и упорядочивать события одно за другим;

в) доопытная форма восприятия, получаемая человеком при ро­ждении;

г) четвертая координата движения тела.

2.9. К свойствам пространства не относится:

а) протяженность;

б) необратимость;

в) непрерывность;

г) прерывность.

2.10. К свойствам времени не относится:

а) единство метрических и топологических свойств;

б) длительность;

в) необратимость;

г) асимметрия.

2.11. К лептонам не относится:

а) электрон;

б) нейтрино;

в) мюон;

г) кварк.

2.12. Странный, красивый, правдивый... В мире элементарных частиц так характеризуются:

а) заряды;

б) массы;

в) спины;

г) ароматы.

2.13. У кварков цвет не бывает:

а) белый;

б) красный;

в) синий;

г) зеленый.

2.14. Для гравитации не является характерным:

а) дальнодействие;

б) силы отталкивания;

в) универсальность;

г) малая интенсивность.

2.15. Электромагнетизм не определяет:

а) трение;

б) поверхностное натяжение жидкости;

в) упругость;

г) бета-распад.

2.16. Согласно теории относительности, движение матери­альной точки в пространственно- временном континууме проходит:

а) прямолинейно;

б) по геодезической кривой;

в) равномерно;

г) одномоментно.

ТЕСТ №3. Астрономия

3.1. Источники космического радиоизлучения с очень большой стабильностью периода— это:

а) квазары;

б) пульсары;

в) черные дыры;

г) рентгензвезды.

3.2. Сверхмощные источники энергии во Вселенной с призна­ками явной нестабильности — это:

а) квазары;

б) пульсары;

в) белые карлики;

г) черные дыры.

3.3. Наша Галактика относится к типу Галактик:

а) неправильных;

б) эллиптических;

в) крабовидных;

г) спиралевидных.

3.4. В состав нашей Галактики не входят:

а) звезды;

б) планеты;

в) пульсары;

г) кометы.

3.5. Энергия Солнца поддерживается за счет:

а) бета-распада;

б) ядерного излучения;

в) термоядерного синтеза;

г) распада радиоактивных элементов.

3.6. Влияние Солнца на Землю не проявляется:

а) в приливах и отливах морей и океанов;

б) в магнитных бурях в магнитосфере;

в) в ионизации газов в атмосфере;

г) в вулканической деятельности.

3.7. Среди существующих гипотез происхождения Луны боль­шинством ученых не признается следующая:

а) Земля при вращении сбросила часть вещества;

б) она образовалась одновременно с планетами земного типа;

в) Земля захватила пролетавшее небесное тело;

г) Земля столкнулась с другой планетой и Луна — ее обломок.

3.8. Существование климата на Земле связано с :

а) приливами и отливами морей и океанов;

б) неравномерностью освещенности Солнцем разных участков поверхности Земли;

в) наличием спутника — Луны;

г) взаимодействием с другими планетами Солнечной системы.

3.9. Время останавливается вблизи:

а) нейтронной звезды;

б) планеты;

в) кометы;

г) черной дыры.

3.10. Предельная скорость передачи информации:

а) скорость света;

б) скорость звука;

в) скорость реакции человека;

г) скорость чувствительности приборов.

3.11. В 1922 г. физик А. Фридман опроверг теорию:

а) Лобачевского;

б) Больцмана;

в) Клаузиуса;

г) Эйнштейна.

3.12. Сингулярность— это:

а) теория об одиночестве человечества во Вселенной;

б) начальное состояние Вселенной;

в) информация о состоянии объекта;

г) разрушение пространственно-временного континуума.

3.13. По современным представлениям, вакуум — это:

а) пустое пространство без реальных частиц;

б) пустое пространство с реальными частицами;

в) пространство без энергии;

г) агрегатное состояние материи.

3.14. Наше Солнце— это:

а) белый карлик;

б) желтый карлик;

в) красный гигант;

г) черная дыра.

3.15. Большая часть вещества во Вселенной заключена в:

а) звездах;

б) планетах;

в) астероидах;

г) кометах.

3.16. Современная атмосфера Земли сильно отличается от ее первичной атмосферы. Резкое изменение атмосферы планеты было обусловлено:

а) вулканической деятельностью;

б) конденсацией водяного пара;

в) появлением растительности;

г) появлением спутника — Луны.

3.17. Термин «климат» в переводе означает:

а) погода;

б) магнит;

в) наклон;

г) тепло.

3.18. Одна астрономическая единица— это расстояние:

а) от Земли до Луны;

б) от Земли до Солнца;

в) от Солнца до Плутона;

г) от Солнца до центра Галактики.

3.19. По заявлению венгерских ученых, на основе снимков, полу­ченных с Марса, они обнаружили:

а) поверхностные организмы, существующие во льду;

б) поверхностные организмы, существующие в раскаленной лаве:

в) поселения гуманоидов;

г) воду в марсианских каналах.


ТЕСТ №4. Самоорганизация. Синергетика

4.1. Согласно второму началу термодинамики, с течением времени в замкнутой изолированной системе энтропия должна:

а) убывать;

б) возрастать;

в) стабилизироваться;

г) исчезнуть.

4.2. И. Р. Пригожин открыл самоорганизацию макросистем в виде:

а) концентрационных автоволн;

б) диссипативных структур;

в) открытых каталитических систем;

г) нестационарных, нелинейных систем.

4.3. А.П. Руденко считает элементарной каталитической системой результат:

а) увеличения скорости химической реакции;

б) ориентирования реакции в одном направлении;

в) химического взаимодействия катализатора с реагентами;

г) постоянного потока извне новых реактивов.

4.4. Термин «синергетика» был введен в связи с исследованием:

а) неравновесных фазовых переходов лазера;

б) реакции «химические часы»;

в) согласованных действий нервной системы при мышечных движениях;

г) сотрудничества оператора с компьютером.

4.5. Синергетика — это наука о превращении:

а) простых систем в сложные;

б) сложных систем в простые;

в) порядка — в хаос;

г) хаоса — в космос.

4.6. Самоорганизующаяся система не характеризуется:

а) открытостью;

б) равновесностью;

в) отсутствием управляющего вмешательства извне;

г) высокой упорядоченностью.

4.7. После прохождения точки бифуркации система:

а) возвращается в исходное состояние;

б) случайно выбирает путь нового развития;

в) не подчиняется законам детерминизма;

г) прекращает взаимодействие с другими системами.


КСЕ. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ № 5. Выберите три правильных ответа .

1. Естественнонаучная теория направлена на:

а) описание некоторой целостной предметной области;

б) объяснение эмпирически выявленных закономерностей;

в) предсказание новых закономерностей;

г) решение всех фундаментальных принципов существования природы;

д) выявление высших законов существования мироздания.

2. К эмпирическим научным методам относится:

а) анализ;

б) наблюдение;

в) дедукция;

г) измерение;

д) предметное моделирование.

Образец выполнения:

1.а) +

б) +

в) –

г) –

д) +

3. К теоретическим научным методам относится:

а) эксперимент;

б) синтез;

в) индукция;

г) идеализация;

д) группировка/систематизация фактов.

4. Успехи естествознания XIX века:

а) электромагнитная теория света Дж.Максвелла;

б) периодический закон Д.И. Менделеева;

в) эволюционное учение Ч. Дарвина;

г) общая теория относительности А.Эйнштейна;

д) классическая механика И. Ньютона.

5. Этот гениальный физик и астроном сконструировал теле­скоп, с помощью которого обнаружил:

а) неровности на поверхности Луны;

б) тот факт, что Млечный путь — огромное количество звезд;

в) четыре спутника Юпитера;

г) планету Плутон;

д) марсианские «каналы».

6. Гравитация удерживает:

а) протоны в ядре;

б) звездные системы в галактике;

в) планеты на орбитах;

г) Луну возле Земли;

д) электроны возле ядра в атоме.

7. К особенностям электромагнетизма относится:

а) малая интенсивность;

б) дальнодействие;

в) универсальность;

г) парность полюсов;

д) притяжение и отталкивание.

8. Основные характеристики лептонов:

а) масса;

б) электрический заряд;

в) аромат;

г) время жизни;

д) цвет.

9. В Млечный путь входят:

а) Солнечная система;

б) Созвездие Кассиопеи;

в) скопление звезд;

г) планеты;

д) Туманность Андромеды.

10. К направлениям органической химии относятся:

а) химия антибиотиков;

б) душистых соединений;

в) физическая химия;

г) фармакохимия;

д) аналитическая химия.

11. К органогенам относятся:

а) калий;

б) натрий;

в) азот;

г) сера;

д) фосфор.

12. Генная инженерия — это:

а) основа клонирования;

б) метод синтеза и выделения генов;

в) клеточная инженерия;

г) генная терапия;

д) биотехнология.

13. Развитие органического мира в кайнозойскую эру включает:

а) появление и развитие человека;

б) выход растений на сушу;

в) появление многих отрядов млекопитающих;

г) господство покрытосеменных растений;

д) вымирание динозавров.

14. Современный экологический кризис проявляется:

а) в изменении климата планеты вследствие нарушения баланса газов в атмосфере;

б) в загрязнении вод Мирового океана, почвы и атмосферы;

в) в проблемах поливного земледелия;

г) в исчерпании невозобновимых минеральных и органических ресурсов;

д) в исчерпании ресурсов промысла и собирательства.

15. Ч. Дарвин показал, что в борьбу за существование включа­ется:

а) ожесточенная борьба особей одного вида;

б) установление между живыми организмами форм сотрудниче­ства и взаимопомощи;

в) конкуренция между представителями различных видов жи­вотных;

г) борьба с неблагоприятными условиями внешней среды;

д) противостояние живой природы наступающей индустриаль­ной цивилизации.

16. Согласно Н.В.Тимофееву-Ресовскому, элементарными факторами и явлениями эволюции необходимо считать:

а) особь — как элементарную эволюционную структуру;

б) изменение генотипического состава популяции как элемен­тарное эволюционное явление;

в) генофонд популяции как элементарный эволюционный мате­риал;

г) мутации как элементарные эволюционные факторы;

д) естественный отбор как элементарное эволюционное проти­водействие.

17. Какие суждения можно применить к определению биосферы:

а) способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой;

б) область жизни, включающая все организмы и их остатки; состоит из атмосферы, литосферы и гидросферы, населенных и видоизмененных организмами;

в) комплексная наука о законах функционирования биологических систем в их взаимодействии с окружающей средой;

г) глобальная экологическая система, работающая по принципу самоорганизации;

д) сфера единства живого и косного вещества.

18. Экологическими можно назвать следующие всеобщие законы естествознания:

а) закон равнозначности условий жизни;

б) закон сохранения массы вещества;

в) закон развития систем за счет использования материально-энергетических и информационных ресурсов окружающей среды;

г) закон сохранения энергии;

д) закон однонаправленности потока энергии (правило 10%).

19.Выдающимися русскими космистами являются:

а) А.Л. Чижевский;

б) К.Э. Циолковский;

в) Н.В. Тимофеев-Ресовский;

г) В.И. Вернадский;

д) Н.И. Лобачевский.

20. Самоорганизация— это процесс :

а) энтропийный;

б) антиэнтропийный;

в) в закрытой системе;

г) самопроизвольный;

д) против равновесия.


КСЕ. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ № 6.

Решить один из вариантов

Вариант 1. Какие утверждения верны?

Поставьте плюс (если согласны) или минус (если не согласны)

  1. Птолемей создал модель Вселенной, в центре которой находилось Солнце.
  2. Ближайшая к Солнцу планета Венера.
  3. Среди планет-гигантов только у Сатурна имеется кольцо.
  4. Ж. Бюффон предположил, что Солнечная система возникла из холодного пылевого облака.
  5. Горные породы всегда состоят из нескольких минералов.
  6. Место, где происходит сдвиг горных пород, называется очагом землетрясений.
  7. Динозавры - это одна из групп древних пресмыкающихся.
  8. Все биологические клетки имеют ядро.
  9. Различают две среды обитания - наземную и водную.
  10. Человек появился на Земле 65 млн. лет назад.
  11. Неандерталец и кроманьонец относятся к виду «человек разумный».
  12. Любые изменения, происходящие в природе, называют природными явлениями.
  13. Атомы состоят из кварков и лептонов.
  14. Природные системы существуют за счет солнечной энергии, количество которой избыточно и относительно постоянно.
  15. Высший уровень организации живой материи – биосфера.

Вариант 2. Какие утверждения верны?

Поставьте плюс (если согласны) или минус (если не согласны)

  1. Предположение о том, что Земля имеет форму шара, первым высказал древнегрече­ский ученый Пифагор.
  2. Метеор - это упавшее на Землю космическое тело.
  3. Самая маленькая планета Солнечной системы - Меркурий.
  4. Иммануил Кант считал, что планеты образовались из брызг, возникших в результате
    удара кометы о Солнце.
  5. В центре Земли расположена мантия.
  6. При всех превращениях энергия переходит из более полезных в менее полезные формы.
  7. Поведение веществ не зависит от того, какие атомы входят в его состав.
  8. Энергетические потоки могут быть повторно использованы.
  9. Амазонка - самая длинная река планеты.
  10. Сумчатые распространены только в Австралии.
  11. Влажный тропический лес - самое богатое видами природное сообщество Земли.
  12. Планктон - это организмы активно плавающие в толще воды.
  13. Биология - наука о веществах и их превращениях.
  14. Антарктида была открыта русскими мореплавателями в XIX веке.
  15. Морская корова - широко распространенное в наши дни животное.

Вариант 3. Какие утверждения верны?

Поставьте плюс (если согласны) или минус (если не согласны)

  1. Н. Коперник доказал правильность системы мира, предложенную Птолемеем.
  2. Планеты-гиганты состоят преимущественно из газов и лишены твердых поверхностей.
  3. Самая удаленная от Солнца планета - Плутон.
  4. На Земле шесть материков.
  5. Зеленые растения являются «ловушками» энергии.
  6. Эмерджентные свойства присущи каждому компоненту сложной системы.
  7. Вода занимает половину поверхности Земли.
  8. Живую природу делят на два царства: растения и животные.
  9. Распространение природных зон на Земле зависит: а) от географической широты местности, б) от высоты над уровнем моря.
  10. Пресмыкающиеся - это беспозвоночные животные.
  11. С помощью экспериментов можно изучать только неживые тела.
  12. Черные земли - район нашей страны, где особенно заметно опустынивание.
  13. Во всем мире площадь пустынь постоянно уменьшается.
  14. Природные экосистемы являются закрытыми и равновесными.
  15. Человечество никогда не станет геологообразующей силой.

Вариант 4. Какие утверждения верны?

Поставьте плюс (если согласны) или минус (если не согласны)

1. При всех превращениях энергия переходит из более полезных в менее полезные формы.

2. Поведение веществ не зависит от того, какие атомы входят в его состав.

3. Энергетические потоки могут быть повторно использованы.

4. Н. Коперник доказал правильность системы мира, предложенную Птолемеем.

5. Планеты-гиганты состоят преимущественно из газов и лишены твердых поверхностей.

6. Самая удаленная от Солнца планета - Нептун.

7. Зеленые растения являются «ловушками» энергии.

8. Эмерджентные свойства присущи каждому компоненту сложной системы.

9. Влажный тропический лес - самое богатое видами природное сообщество Земли.

10. Планктон - это организмы активно плавающие в толще воды.

11. Антарктида была открыта русскими мореплавателями в XIX веке.

12. С помощью экспериментов можно изучать только неживые тела.

13. Ноосфера - одна из оболочек атмосферы.

14. Природные экосистемы являются закрытыми и равновесными.

15. Человечество никогда не станет геологообразующей силой.


КСЕ. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ № 7.

Интернет-экзамен в сфере профессионального образования

http://www.fepo.ru

Дисциплина: Концепции современного естествознания
Количество заданий: 36

Требования ГОС к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы

Индекс

Дисциплина и ее основные разделы

Всего часов

ЕН.Ф

Федеральный компонент

ЕН.Ф.08

Концепции современного естествознания :
Естественнонаучная и гуманитарная культура; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепция описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие: близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровья, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

200

Тематическая структура теста

N ДЕ

Наименование
дидактической единицы ГОС

N за-
да-
ния

Тема задания

1

Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира

1

Научный метод

2

Естествознание и его роль в культуре

3

Этика научных исследований. Псевдонаука

4

Формирование научных программ

5

Естественнонаучные картины мира

6

Развитие представлений о материи

7

Развитие представлений о движении

8

Развитие представлений о взаимодействии

2

Пространство, время, симметрия

9

Принципы симметрии, законы сохранения

10

Эволюция представлений о пространстве и времени

11

Специальная теория относительности

12

Общая теория относительности

3

Структурные уровни и системная организация материи

13

Микро-, макро-, мегамиры

14

Взаимосвязь структурных уровней организации материи

15

Организация материи на физическом уровне

16

Процессы на физическом уровне организации материи

17

Организация материи на химическом уровне

18

Процессы на химическом уровне организации материи

19

Особенности биологического уровня организации материи

20

Молекулярные основы жизни

4

Порядок и беспорядок в природе

21

Механический детерминизм. Хаотическое поведение динамических систем

22

Динамические и статистические теории

23

Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношения неопределенностей

24

Принцип дополнительности

25

Принцип возрастания энтропии

26

Закономерности самоорганизации

5

Эволюционное естествознание

27

Космология

28

Космогония. Геологическая эволюция

29

Происхождение жизни

30

Биологический эволюционизм

31

История жизни на Земле и методы исследования эволюции

32

Генетика и эволюция

6

Биосфера и человек

33

Экосистемы

34

Биосфера

35

Человек в биосфере

36

Глобальный экологический кризис

Демонстрационный вариант

ЗАДАНИЕ N 1 ( выберите варианты согласно тексту задания )
Установить соответствие между определением метода научного познания и самим методом:
1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств
2) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект
3) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

A) эксперимент

B) измерение

C) наблюдение

ЗАДАНИЕ N 2 ( выберите один вариант ответа )
Для естественных наук характерно…

1) раскрытие целей, намерений человека

2) строго объективное объяснение действительности

3) индивидуальное понимание мира

4) истолкование явлений

ЗАДАНИЕ N 3 ( выберите один вариант ответа )
Выберите верный принцип этики научных исследований:

1) на научные открытия не существует права собственности, они являются достоянием всего человечества

2) на научное открытие существует право собственности, ученый вправе монопольно распоряжаться им

3) уже принятые научным сообществом идеи не критикуют

4) прошлые заслуги всегда принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах

ЗАДАНИЕ N 4 ( выберите несколько вариантов ответа )
Атомизм Левкиппа – Демокрита был основан на идее:

1) всё состоит из делимых и деформируемых корпускул, которые плотно прилегают друг к другу, не оставляя места для пустоты

2) всё состоит из мельчайших, неделимых и неизменных частиц атомов, которые беспорядочно двигаются в пустоте

3) при соединении атомов тела возникают, некоторое время существуют, а затем разрушаются, вновь рассыпаясь на атомы

4) в движении атомов присутствует принципиально неустранимый элемент случайности

ЗАДАНИЕ N 5 ( выберите один вариант ответа )
Справедливо и в электромагнитной картине мира, и в механической:

1) любое движение сводится к перемещению тел и частиц

2) движущее тело действует на движимое, а встречного противодействия нет

3) зная причину, можно точно и однозначно рассчитать ее следствия

4) перемещение со сверхсветовыми скоростями невозможно

ЗАДАНИЕ N 6 ( выберите варианты согласно указанной последовательности )
Расположите представления о материи в порядке их возникновения:

1) каждое вещество состоит из четырех стихий, смешанных в определенной пропорции.

2) существуют две формы материи, обладающие противоположными свойствами, - вещество и физическое поле

3) между материей в форме гравитационного поля и геометрическими свойствами пространства-времени невозможно провести четкую грань

ЗАДАНИЕ N 7 ( выберите варианты согласно указанной последовательности )
Расположите представления о движении в порядке их возникновения:

1) существует множество форм движения материи

2) существуют два вида движения: «естественное» и «насильственное»

3) существует один вид движения – механическое перемещение тел в пространстве и времени

ЗАДАНИЕ N 8 ( выберите несколько вариантов ответа )
Гравитационное взаимодействие…

1) свойственно всем материальным объектам

2) переносится фотонами

3) в мегамире является определяющим

4) не действует в макромире

ЗАДАНИЕ N 9 ( выберите один вариант ответа )
Инвариантность свойств объекта по отношению к каким-либо преобразованиям над ним – это …

1) нейтрализм

2) симметрия

3) эквивалентность

4) асимметрия

ЗАДАНИЕ N 10 ( выберите один вариант ответа )
Выражение Аристотеля «Природа не терпит пустоты» исходно означает, что …

1) пустого пространства не существует

2) материя стремится равномерно распределиться в пространстве

3) познание природы требует вдумчивого отношения

4) человек призван познавать Природу, заполняя «пустоты» незнания

ЗАДАНИЕ N 11 ( выберите несколько вариантов ответа )
Скорость света ….

1) не зависит от направления движения системы отсчета

2) не зависит от скорости движения системы отсчета

3) зависит от направления, но не зависит от скорости движения системы отсчета

4) зависит от абсолютного значения скорости движения системы отсчета

ЗАДАНИЕ N 12 ( выберите несколько вариантов ответа )
Основу общей теории относительности составляют следующие положения:

1) скорость света есть величина постоянная в любых системах отсчета

2) все физические процессы при одних и тех же условиях протекают одинаково в любых системах отсчета

3) скорость света постоянна в областях, где гравитационными силами можно пренебречь

4) масса не эквивалентна энергии в неинерциальных системах отсчета

ЗАДАНИЕ N 13 ( выберите варианты согласно тексту задания )
Установите соответствие между структурным уровнем Вселенной и
основными закономерностями движения объектов в нем:
1) мегамир 2) макромир 3) микромир
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

A) законы классической механики и электродинамики

B) законы квантовой механики и электродинамики

C) закономерности специальной и общей теории относительности

ЗАДАНИЕ N 14 ( выберите варианты согласно тексту задания )
Соотнесите свойство системы с проявлением этого свойства в природном объекте:
1) интегративность 2) целостность 3) иерархичность
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

A) свойства молекулы воды – это не сумма свойств атомов кислорода и водорода, из которых она состоит

B) в живом организме согласованно функционируют системы всех уровней организации

C) вода состоит из молекул, молекулы из атомов, а последние из элементарных частиц

ЗАДАНИЕ N 15 ( выберите один вариант ответа )
Укажите основные характеристики элементарных частиц:

1) масса, заряд, спин, время жизни, внутренние квантовые числа

2) масса, заряд, квантовое число, валентность, аромат

3) масса покоя, спин, странность, энтальпия, цвет

4) время жизни, энтропия, заряд, цвет, момент импульса

ЗАДАНИЕ N 16 ( выберите несколько вариантов ответа )
Явление естественной радиоактивности состоит в способности
ядер некоторых атомов самопроизвольно:

1) превращаться в ядра других элементов с испусканием определенных частиц

2) превращаться в ядра других химических элементов без обмена энергией и частицами с окружающей средой

3) испускать постоянное рентгеновское излучение независимо от температуры или давления

4) делиться на ядра более легких химических элементов, испуская при этом ядра атомов гелия, электроны и электромагнитное излучение

ЗАДАНИЕ N 17 ( выберите один вариант ответа )
В химических превращениях молекулы …

1) не сохраняются

2) сохраняют свою индивидуальность

3) не изменяют свою электронную структуру

4) не изменяют свой состав

ЗАДАНИЕ N 18 ( выберите один вариант ответа )
Увеличение концентрации реагирующих веществ приводит к увеличению скорости химической реакции, поскольку …

1) выше вероятность столкновения частиц реагентов

2) понижается энергетический барьер реакции

3) растет скорость движения молекул

4) увеличивается число активных молекул

ЗАДАНИЕ N 19 ( выберите варианты согласно тексту задания )
Установите соответствие между уровнем организации живой материи и характеристикой, присущей ему:
1) популяция 2) вид 3) клетка
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

A) единица систематики живых существ

B) элементарная структурная единица жизни

C) элементарная единица эволюции

ЗАДАНИЕ N 20 ( выберите один вариант ответа )
Молекула ДНК содержит информативный участок из 90 нуклеотидов, который кодирует первичную структуру белка. Число аминокислот, входящих в состав белка, который шифруется этим участком ДНК, равно …

1) 45 2) 30 3) 90 4) 270

ЗАДАНИЕ N 21 ( выберите один вариант ответа )
«Британская энциклопедия» поясняет понятие «детерминизм» строками Омара Хайяма:

1) В этом мире не вырастет правды побег,
Справедливость не правила миром вовек

2) Сущим в мире считай только дух вездесущий,
Чуждый всяких вещественных перемен

3) Уж первая заря Творенья записала
То, что прочтет последний, Судный день

4) Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама

ЗАДАНИЕ N 22 ( выберите несколько вариантов ответа )
Молекулярно-кинетическая теория газов позволяет точно рассчитывать:

1) отклонение скорости данной молекулы в данный момент времени от среднего значения

2) средние значения величин, характеризующих коллектив молекул газа

3) скорость любой заданной молекулы газа

4) лишь вероятность того, что данная молекула имеет заданную скорость

ЗАДАНИЕ N 23 ( выберите один вариант ответа )
Концепция корпускулярно-волнового дуализма состоит в том, что:

1) все материальные объекты делятся на те, которые ведут себя как частицы, и те, которые ведут себя как волны

2) каждый материальный объект может вести себя и как частица (поток частиц) и как волна, в зависимости от ситуации

3) свет (электромагнитное излучение) может вести себя и как поток частиц-фотонов, и как волна, в зависимости от ситуации

4) свет с малыми длинами волн представляет собой поток частиц – фотонов, а с большими длинами волн – электромагнитную волну

ЗАДАНИЕ N 24 ( выберите несколько вариантов ответа )
Верно, что:

1) наблюдение волновых свойств материального объекта делает невозможным одновременное наблюдение его корпускулярных свойств

2) исследование волновых свойств материального объекта делает ненужным исследование его корпускулярных свойств

3) наблюдение корпускулярных свойств материального объекта делает невозможным одновременное наблюдение его волновых свойств

4) исследование корпускулярных свойств материального объекта делает ненужным исследование его волновых свойств

ЗАДАНИЕ N 25 ( выберите один вариант ответа )
Смысл первого закона термодинамики:

1) энергия может только переходить из одной формы в другую, но не может возникать или исчезать

2) энтропия может только переходить из одной формы в другую, но не может возникать или исчезать

3) все формы энергии равноценны как количественно, так и качественно

4) энергия незамкнутой системы может только убывать

ЗАДАНИЕ N 26 ( выберите несколько вариантов ответа )
Синергетика:

1) сформировалась во второй половине XX века

2) рассматривает общие закономерности самоорганизации в живой и неживой природе

3) рассматривает пути выхода цивилизации из энергетического кризиса

4) является современной формой биологического эволюционизма

ЗАДАНИЕ N 27 ( выберите один вариант ответа )
Космология изучает:

1) строение и эволюцию звезд и звездных систем

2) строение и эволюцию тел Солнечной системы

3) строение и эволюцию Земли

4) строение и эволюцию Вселенной как единого целого, наиболее общие
законы ее развития

ЗАДАНИЕ N 28 ( выберите несколько вариантов ответа )
Современная космогония:

1) широко использует законы физики, химии, геологии

2) исследует расположение и движения звезд и звездных скоплений

3) анализирует мифы народов мира о происхождении небесных светил

4) изучает происхождение и развитие космических тел и их систем

ЗАДАНИЕ N 29 ( выберите один вариант ответа )
Первые организмы, возникшие на Земле, были:

1) прокариоты, анаэробы, долгое время существовавшие в водах первичного океана

2) прокариоты, аэробы, существовали только на суше

3) эукариоты, анаэробы, существовавшие только в водах первичного океана

4) эукариоты, аэробы, существовавшие и в воде, и на суше

ЗАДАНИЕ N 30 ( выберите несколько вариантов ответа )
Атрибутами понятия «эволюция» служат:

1) направленность

2) необратимость

3) обратимость

4) самопроизвольность

ЗАДАНИЕ N 31 ( выберите варианты согласно тексту задания )
Установите соответствие между ароморфозом в истории жизни и сопутствующим ему эволюционным изменением:
1) фотосинтез
2) возникновение многоклеточности
3) появление эукариот

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

A) развитие более совершенного механизма клеточного деления

B) автотрофное питание

C) дифференциация функций целостного организма

ЗАДАНИЕ N 32 ( выберите один вариант ответа )
Совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом животной или растительной клетки, носит название …

1) генофонд 2) ген 3) геном 4) генотип

ЗАДАНИЕ N 33 ( выберите один вариант ответа )
Экосистема – это ….

1) совокупность факторов среды, в пределах которой возможно существование вида

2) комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в тесной взаимосвязи

3) совокупность организмов и неорганических компонентов окружающей среды, в которой может осуществляться круговорот веществ

4) организованная группа взаимосвязанных популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов, живущих в одних и тех же условиях среды

ЗАДАНИЕ N 34 ( выберите один вариант ответа )
Газовая функция живого вещества в биосфере обусловлена способностью организмов…

1) осуществлять сложные превращения веществ в живых телах

2) поглощать и выделять кислород, углекислый газ

3) выделять химические вещества

4) накапливать различные вещества

ЗАДАНИЕ N 35 ( выберите несколько вариантов ответа )
Доказательствами того, что представители разных человеческих рас относятся к одному и тому же биологическому виду Человек разумный (Homo sapiens), являются:

1) организованность в высокоразвитую социальную структуру – человеческое общество

2) приспособительный характер отличительных признаков для представителей каждой из рас

3) единство фенотипа представителей всех рас

4) один и тот же хромосомный набор

ЗАДАНИЕ N 36 ( выберите один вариант ответа )
Основная причина парникового эффекта – это ….

1) вырубка лесов

2) изменение направления движения и интенсивности океанических течений

3) увеличение в атмосфере концентрации соединений, поглощающих инфракрасное излучение

4) тепловыделения промышленных предприятий

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.Ратникова.-3-е изд., переработ. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -317 с.

2. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов: Рекомендовано Минобразования РФ. -М.:ЮНИТИ 2005 . -287 с.

3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов: Рек. Минобразования РФ.-М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1998. -208с.

4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов: Допущено Минобразования РФ. -5-е изд., переработ. и доп. -М.:АКАДЕМИЯ, 2003. -608 с.

5. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания: Лекции по курсу. -СПб: Лань, 2000.- 203 с.

6. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания: Пособие для сдачи экзамена. -М.: Юрайт, 2005. -224 с.

7. Воронов В. К. и др. Основы современного естествознания: Учебное пособие для вузов. Изд-е 2-е, стереотип. -М.: Высшая школа, 1999.

8. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций для студентов вузов: Рекомендовано Минобразованием РФ. -Ростов н/Д: г Феникс, 2002. -480 с.

9. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие: Рекомендовано Минобразования РФ/ Под ред. С.И. Самыгина. -4-е изд., переработ. и доп. -Ростов н/Д: Феникс, 2003. -448 с.

10. Гуляев С.А., Жуковский С.М., Комов С.В. Основы естествознания: Учебное пособие для гуманитарных направлений бакалавриата. 2-е изд. испр. и доп. – Екатеринбург: Изд-во «УралЭкоЦентр, 2001. – 560 с.

Дополнительная литература:

1. Энциклопедический словарь юного химика . —3-е изд., испр. и доп. –М.: Педагогика-Пресс,1999.-368 с.

2. Справочник школьника: 5-11 классы: Химия. Биология. Эколо­гия. -СПб.-М.:Сова; ЭКСМО-Пресс, 2001. -448 с.

3. Самойленко П. И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): Учебник: Допущено Минобразованием России. -М.: Мастерство, 2002.-400 с. —(Среднее профессиональное образование)

4. Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М. 1981.

5. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2002.

6. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление – М.: Наука, 1991. – 345 с.

7. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 1. Пространство и время в живой и неживой природе. М. 1975; Кн. 2. Научная мысль как планетное явление. – М., 1977.

8. Воронов В.К., Гречнева М.В., Сагдеев Р.З. Основы современного естествознания: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1999. -247 с.

9. Голдсмит Д., Оуэн Т. Поиски жизни во Вселенной. – М., 1983.

10. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 1998. – 208 с.

11. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 2002.

12. Данин Д.С. Вероятностный мир. – М., 1981.

13. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания: Учеб­ное пособие для вузов. – М.: Институт межд. права и экономики им. А.С.Грибоедова, 1998. - 192 с.

14. Еремеева А.И. Астрономическая система мира и ее творцы. – М., 1984.

15. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Прак­тикум. Учебное пособие для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.-239 с.

16. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самооргани­зации сложных систем. – М.: Наука, 1994. - 210 с.

17. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов / М.И.Басаков, А.Г.Зарубин, А.Э.Каждан и др. – Ростов н/Дону: Феникс, 1999. - 576 с.

18. Менделеев Д.И. К познанию России. —М., 2002.

19. Моисеев Н. Человек и ноосфера.. — М: Мол. гвардия, 1990. —551с.

20. Небел Б. Наука об окружающей среде. Т.1. – М.: Мир, 1993.– 424 с.

21. Небел Б. Наука об окружающей среде. Т.2. – М.: Мир, 1993.– 336 с.

22. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

23. Скопин А.Ю. Концепции современного естествознания: Учебник . – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. -392с.

24. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

25. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1979.

26. Шкловский Разум во вселенной. М., 1980.

27. Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе. М.: Мир, 1987. - 224 с.


Бланк титульного листа контрольной работы

Федеральное агентство по образованию

НОУ ВПО “УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА”

Кафедра

Прикладной информатики

Оценка работы____________________

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

ТЕМА: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Студент

Группа

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Руководитель

ст. преподаватель

(уч. степень, звание)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Екатеринбург

2009