Реферат: Роль менеджмента в социальной работе

Название: Роль менеджмента в социальной работе
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Реферат

Менеджмент в социальной работе

Выполнила:

Тетерина Н. А.

студентка 8306 гр.

Проверила:

старший преподаватель

Безрядина М. С.

НОВОСИБИРСК 2010 Содержание
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Основные направления социального управления……...……………………...4
2. Сущность социального управления ……………………………….………..…6
3. Ведение делопроизводства и документации …………………………………..7

4.Основные качества управленцев………………………………………………...10

Заключение………………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………………….13


Введение

Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли.

Развитие современного общества требует постановки вопроса о формировании новой системы социальной работы, которая бы удовлетворяла потребностям большого количества людей. В связи с этим возникает необходимость теоретического обоснования и практического информационно-материального обеспечения системы управления социальной работой для удовлетворения специфических потребностей уязвимых слоев населения.

Необходимость решения различных проблем социально незащищенных категорий указывает на значимость и важность совершенствования условий жизнедеятельности, изменения организационных форм и методов управления. Специфичность, многоаспектность, разноплановость проблем требуют создания разных специализированных служб, программ, которые имеют надлежащее научно-методическое, кадровое обеспечение, принципы организации. Таким образом, возникает необходимость развития системы менеджмента социальной работы для оказания помощи нуждающимся категориям населения.

Довольно актуальным в период совершенствования и обновления системы социальной защиты населения является вопрос управления данной системой. Основоположниками социального управления являются Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Эмерсон.

Целью моего реферата является раскрыть специфику понятия «менеджмент в социальной работе»; проанализировать и выделить составляющие элементы системы менеджмента в социальной работе.


понятие менеджмента в соц. работе

Менеджмент в социальной работе является одним из видов социального управления, т. е. такого управления, где главным субъектом и объектом вы­ступает ЧЕЛОВЕК. Данное понятие одновременно многозначное и выражает разные стороны, грани, аспекты управления [2].

Первое значение — организационно-структурное. Ключевы­ми проблемами здесь являются: «Кто должен выполнять социальную работу?», «Какие органы, учреждения должны этим зани­маться?», «Какова эффективность их деятельности, функционирования?». При этом управление социаль­ной работой организуется на различных уровнях — фе­деральном, региональном, локальном и имеет соот­ветствующие организационные структуры управления — министерст­во, комитеты социальной защиты, территориальные службы, центры и т.д.

Второе значение — функциональное, так как различные структуры в системе социальной защиты (помощи) выполняют опре­деленные функции — общие (независимо от уровня субъекта, его компетенции) и конкретные. На конкретном уровне управления, в конкретной должности складывается и имеется определенное соотношение между общими функциями [1].

Третье значение — профессионально-деятельностное (трудовое). Менеджмент в социальной работе — это особый вид профес­сиональной деятельности, которой занимается вполне определенная категория людей, именуемых кадрами, или персоналом, управления.

Четвертое значение — процесс постановки целей, задач и организация практической деятельности, направленная на их достиже­ние, выполнение с помощью различных средств, форм и методов. В процессе управления социальной работой важно увязывать цели и задачи, а также принимаемые управленческие решения с ресурсами — информационными, материальными, трудовыми, финансовыми, временными. Ресурсное обеспечение — важное условие выполнения намеченных целей, задач, решений.

Пятое значение — менеджмент социальной работы представляет собой науку, которая изучает структуру функции, профессиональную деятельность и процесс управления.

Шестое значение — учебно-образовательное, т. е. менеджмент социальной работы рассматривается в качестве учебной дисцип­лины, которая является составной частью учебных планов и программ по подготовке и повышению квалификации кадров системы социаль­ной защиты, помощи [3].

Таким образом, все эти значения «высвечивают» определенную грань, сторону такого многозначного понятия как «менеджмент в со­циальной работе».


Сущность социального управления

Сущность социального управления проявляется в следующем:

1) В поддержании, сохранении, «удержании» парамет­ров (характеристик, значений, результатов), которые свойственны уп­равляемому объекту, управляемой системе социальной защиты, помо­щи. Поэтому в процессе социального управления часто используется стратегия и тактика сохранения того, что есть, достигнуто на какой-то будущий период времени — долгосрочный, краткосрочный;

2) В улучшении, развитии, совершенствовании пара­метров объекта, системы. Это задается как процессом постановки целей, задач «в рост», так и практическими действиями по их достиже­нию выполнению и находит отражение в стратегии и тактике разви­тия. В результате объект, система переходят в другое, желательное состояние со своими улучшенными параметрами;

3) Как это ни покажется парадоксальным, сущность уп­равления проявляется также и в ухудшении параметров объекта, сис­темы или даже в сведении их «к нулю». Бывают ситуации, когда ту или иную конкретную структуру - комитет, центр т. д. - нужно расфор­мировать, ликвидировать. И эта ситуация решается с помощью дезорганизационного (в положительном смысле) управления. В отрицательном значении дезорганизационное управление рассматривается как процесс нарушения, расшатывания деятельности объекта, системы, снижения уровня (качества) организации и поэтому вызывающий не­продуктивную, нерезультативную работу.


Ведение делопроизводства и документации

Специалист по социальной работе, безусловно, должен заниматься документированием, отчетливо представляя, какую роль данная процедура выполняет в системе его собственной деятельности и тем самым в процессе организации помощи клиенту. Иными словами, специалист должен быть мотивирован к четкому и последовательному ведению документации.

Это означает наличие у социального работника субъективного целепологания, связанного с повышением эффективности ведения документации и осознанием той роли, которую оно способно выполнять лично для него как специалиста.

Какую роль в организации и проведения работы по оказанию помощи играет документация?

1. Документация является своеобразной «памяткой», «напоминанием» о клиенте, его проблемах, тех целях, которые социальный работник вместе с клиентом поставил для их разрешения. Письменно зафиксированные сведения служат стимулами в схеме стимул – реакция. Они становятся символами – носителями бессознательных побуждений к действию, выполняют роль сигналов в стремлении обеих сторон довести дело до конца.

2. Всесторонняя и тщательно подобранная документация может оказаться аргументом и доказательством того, что именно было проделано за определенные промежутки времени для решения проблем, насколько удалось или не удалось

продвинуться в этом деле и почему и что еще необходимо сделать.

3. Документация фиксирует и определенные результаты, изменения, вносимые в планы действий, задачи обслуживания, а значит, выступает в роли отчетного документа.

4. При необходимости, если осуществляется контроль и инспектирование деятельности центров со стороны вышестоящих органов, документирование становится доказательством компетентности и добросовестного отношения к

делу социального работника как специалиста.

5. В сложной системе социального обслуживания документации – способствует повышению квалификации социального работника. Запечатленная в «деле» клиента информация выражает степень включенности социального

работника в процесс деятельности по обслуживанию клиента, осознания им ее содержания, смысла, чувственной ткани, операциональной основы, а значит, степени сформированности индивидуального профессионального опыта.

6. В функциональном плане значение словесно выраженного действия выступает как единение общения и обобщения, коммуникативных и интеллектуально-предметных, идеальных и практических форм деятельности. Так в процессе письменной фиксации социальный работник как бы заново анализирует и переживает состояние клиента, моменты непосредственного общения с ним, у него появляются новые соображения, позволяющие совершенствовать приемы и подходы, укрепляется критический стиль мышления.

Когда речь идет о той роли, которую документирование выполняет в процессе оказания непосредственной помощи клиенту, оно связывается, безусловно, не только с субъективным, но и с объективным целеполаганием и решает следующие его задачи:

1) накопление достоверной информации о клиенте, его проблемах, способах и методах работы с ним, остальными субъектами социальной помощи;

2) фиксация процесса оказания помощи, направленная на повышение его эффективности;

3) укрепление междисциплинарного сотрудничества, координации усилий разных специалистов, ведомств, институтов:

4) передача зафиксированной и закодированной информации о состоянии проблем клиента на все уровни управления и

исполнения;

5) обобщение тех или иных методов, адаптация к идее инновационной деятельности;

6) развитие символической функции социальной деятельности, с помощью которой кодируются такие ее значения, как объективное содержание, нормы, методы, способы воздействия на других участников взаимодействия (использование схем, графиков, компьютерных программ, схематического перспективного планирования и пр.), информационных и деятельностных моделей обслуживания;

7) систематизация информации о формах и видах помощи, обеспечивающая доступ к ней каждому нуждающемуся;

8) типизация категорий клиентов и условий их обслуживания для банков данных информационных служб.

Ведение документации помогает не только социальному работнику-практику в его профессиональной деятельности, но и социальному работнику-управленцу в организации выстроенной и эффективной работы служб, центров, отделов [4].


Основные качества управленцев

Для кадров системы социальной защиты - руководителей, специалистов, технических и вспомо­гательных работников — «требуемыми качества­ми» являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм.

Требование здоровья обусловлено тем, что социальная работа была и остается одной из трудных в физическом и психологическом отношени­ях. Здесь приходится сталкиваться с самыми печальными сторонами человеческой жизни — старостью, инвалидностью, одиночеством, сирот­ством, немощностью, беззащитностью, болезнями, причудами, жестокостью и др. Следует учесть, что большинство работающих в системах соцзащиты — женщины, обладающие более высокой степенью воспри­имчивости, сопереживания, эмоциональности, чем мужчины.

Поэтому на практике для поддержания и укрепления здоровья работ­ников стали использовать различные системы — индивидуальные, групповые, коллективные. К ним, например, относятся: психологические приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения»; комнаты и методики релаксации, психологической разгрузки; индивидуальная и групповая психотерапия; периодические медицинские осмотры и оказа­ние врачебной помощи; предоставление путевок по льготным иенам в санатории, дома отдыха, пансионаты; занятия физкультурой и др.

Компетентность как второе «требуемое качество» работников пред­ставляет собой:

1) соответствие уровня и содержания знаний и умений конкретного работника уровню и содержанию выполняемых им должностных задач и обязанностей, предоставленным правам;

2) наличие у работника прав и обязанностей для выполнения стоя­щих перед ним задач;

3) умение работника действовать практически, делать конкретное дело и обеспечивать в работе требуемые результаты.

Компетентность, как легко заметить, соединяет в себе «мои знания и умения» и «мою должность» с ее главными характеристиками — долж­ностные задачи, обязанности, права и ответственность.

Требование профессионализма также является одним из важнейших в деятельности персонала управления систем социальной защиты. Профессионализм - это постоянно поддерживаемые на высоком уров­не знания и умения, обеспечивающие соответственно высокое качество труда и результатов. Напротив, непрофессионализм - это знание «в целом и общем» и плохая, с низкими результатами работа.

Компетентность и профессионализм обеспечиваются базовым об­разованием, самообразованием и обучением в ходе практической дея­тельности, «заимствованием опыта» у коллег, различными формами краткосрочной учебы (курсы, семинары, разовые программы и др., самообразованием). Одним из решающих факторов при этом выс­тупает индивидуальная познавательная мотивация — завтра знать и уметь лучше, чем сегодня.


Заключение

Менеджмент в социальной работе уделяет особое внимание работе социальных организаций, обеспеченности социальных групп соответствующими благами, услугами, необходимыми для поддержания жизни людей и их развития, а также определению источников финансирования и экономической эффективности.

Я считаю, что цель моего реферата раскрыта и таким образом, можно сделать общий вывод. Анализ понятия «менеджмент социальной работы» позволяет сделать вывод о том, что система управления в социальной работе недостаточно изучена, а именно на региональном уровне. Важным моментом является документирование как элемент управления в социальной работе. Дальнейшее проведение исследований в области менеджмента социальной работы должно быть сосредоточено не только на вопросах разработки нормативно-правового обеспечения функционирования социальных служб, центров, но и на организации деятельности новых видов социальных учреждений на региональном и местном уровнях.

Список литературы

1. Бреддик У. Менеджмент в организации. М., 1997.

2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1996.

3. Менеджмент социальной работы / Под ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. – М.:ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

4. Холостова Е. И. Социальная работа. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 692 с.