Курсовая работа: Разработка методики преподавания психологии
Название: Разработка методики преподавания психологии Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление
Введение Глава 1. Форма организации лекции 1.1 Характеристика аудитории 1.2 Требования к предварительной подготовке слушателя 1.3 Цель 1.4 Задачи 1.5 Знания и умения, которые предполагается сформировать 1.6 Требования к уровню знаний и умений Глава 2. Содержание лекции 2.1 Тематический план занятия 2.2 План занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия 2.3 Процедуры и методы мотивации 2.4 Процедура и методы объяснения 2.5 Процедура и методы отработки 2.6 Процедура и методы контроля 2.7 Средства обучения Глава 3. Целостный образ преподавателя в процессе лекции 3.1 Стиль общения с аудиторией 3.2 Позиция преподавателя в аудитории Глава 4. Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой Заключение Литература Введение Актуальность . Методика преподавания психологии является особой учебной дисциплиной, поскольку психологию следует трактовать как науку социально-историческую, хотя и содержащую естественно-научные методы исследования. Однако ведущую роль в ней играют методы социальных наук, методы гуманитарного познания. Таким образом, одной из целей обучения психологии становится освоение студентами методов построения взаимодействий и общения при совместном решении многообразия жизненных ситуаций в процессе овладения психологическими знаниями. Значимость для науки и практики. Построение процесса обучения психологии в соответствии с целью инновационного обучения в корне отличается от процесса традиционного обучения. При господстве когнитивистского подхода в традиционном обучении и связанной с ним психологией обучения и развития упор делался на перцептивно-мнемические способы усвоения знаний. За рамками такой установки оставались личность учащихся и их жизненный опыт, который выводился за пределы теоретических конструкций обучения и за пределы деятельности педагога. Такой подход укоренился в сознании «традиционного» учителя. Особенность инновационного преподавания психологии заключается именно в том, что преподаватель организует со студентами ситуации продуктивных взаимодействий и совместной творческой деятельности, направленной на актуализацию имеющегося у студентов опыта и создания зоны перспективного развития. Творческим продуктом всего курса обучения методике преподавания психологии является проектирование сценария лекции или семинарского занятия, выражающегося в методической разработке. Тема сценария лекции или семинарского занятия выбирается самим студентом, однако ему задается план, в русле которого выполняется самостоятельно разрабатываемый сценарий. Уже само проектирование сценария занятия является для студента практической деятельностью, которой можно овладеть с помощью сокурсников и преподавателя. Деятельность по написанию сценария занятия – также творческая, поскольку носит продуктивный характер: создается оригинальный конспект урока, который фиксируется с помощью письменной речи. Таким образом, в процессе обучения методике преподавания психологии происходит интеграция знаний преподавателя и студентов, рождается творческая лаборатория. Цель . Методическая разработка лекции по теме «Психоанализ Зигмунда Фрейда» из курса «Психоанализ». Задачи. Для создания методической разработки лекции по данной теме необходимо решить следующие задачи: - описать характеристику аудитории; - требования к предварительной подготовке слушателей; - цели; - задачи; - определить знания и умения, которые предполагается сформировать у слушателей; - определить требования к уровню знаний и умений; - разработать тематический план занятия; - разработать план занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия; - определить процедуру и методы мотивации; - определить процедуру и методы объяснения; - определить процедуру и методы отработки; - определить процедуру и методы контроля.; - определить средства обучения; - определить стиль общения с аудиторией; - определить позицию преподавателя в аудитории; - разработать 10 учебных задач для контроля знаний и умений слушателей (по типологии задач Толлингеровой). Глава 1. Форма организации лекции
1.1 Характеристика аудитории Студенты II курса, обучающиеся по специальности «Психолог преподаватель». 1.2 Требования к предварительной подготовке слушателя Общеобразовательные знания. Курс «Философии», «Общей психологии». 1.3 Цель Дать представления о психоанализе З.Фрейда. 1.4 Задачи В ходе изложения материала решить следующие задачи: - просветить о биографии и идейных предшественниках; - познакомить студентов со структурой личности по Фрейду; - ознакомить со стадиями психосексуального развития по Фрейду; - познакомить с теорией влечений; - рассказать о защитных механизмах; - изложить методы, применяемые в психоанализе для диагностики и лечения; - ориентироваться в основных понятиях данной темы; - дать необходимые базисные знания для дальнейшего изучения других психологических теорий личности. 1.5 Знания и умения, которые предполагается сформировать у слушателей В ходе решения поставленных задач, необходимо сформировать следующие знания и умения у слушателей: - иметь представления о жизни З. Фрейда и знать его идейных предшественников, повлиявших на формирование его взглядов - знать какие функции входят в структуру личности - уметь дать определение бессознательному, предсознанию и сознанию - знать структуру психики по Фрейду - уметь объяснить, что такое Ид, Эго и Суперэго - знать стадии психосексуального развития - уметь объяснить, что такое Эрос, Танатос и либидо в теории влечений - уметь дать определение психологического механизма защиты - знать и различать виды психологических защит - уметь дать определения таким явлениям как перенос и контрперенос - знать разницу между переносом и контрпереносом - знать основы метода толкования сноведений и особенности его практическогй значимости для психоанализа - иметь представление о символике бессознательного, проявляющейся в сновидениях - иметь представление о методе свободных ассоциаций и использовании его на практике. 1.6 Требования к уровню знаний и умений I. Определение состава предметных умений по дисциплине. 1. Выделение требований к учебной дисциплине: а) со стороны дисциплины: - знать психоанализ З. Фрейда; - иметь устойчивые знания структуры личности, этапы развития, защитные механизмы и методы психоанализа, согласно теории Фрейда. б) со стороны последующих по учебному плану дисциплин: для того чтобы можно было сравнить психоанализ Фрейда с теориями других авторов, необходимо знать: - какое значение отводил Фрейд в своей теории психике, инстинктам, механизмам защиты; - что такое в его понимании психоанализ и роль психоаналитика. 2. Определение предметных умений по дисциплине по содержательной отнесенности: - знать биографию З. Фрейда; - знать его идейных предшественников; - знать основные постулаты психоанализа Фрейда; - знать структуру личности в теории Фрейда; - знать назначение и взаимосвязь составляющих ее элементов; - знать этапы психосексуального развития; - знать основные инстинкты человека по Фрейду; - знать виды механических защит и особенностей их проявления; - знать основные методы работы с пациентом в психоанализе. 3. Определение предметных умений по видам деятельности. Существует 2 вида деятельности: - научное познание - практика Данная лекция может быть прочитана как для теоретиков, так и для практиков. Исходя из этого можно выделить следующий набор предметных умений по видам деятельности: 1) основные действия научного познания объекта: а) изучение и установление эмпирических характеристик объекта на уровне явления. б) установление неявных внешних причин, обусловливающих свойства изучаемых объектов. в) установление внутренних причин, обусловливающих свойства изучаемых объектов. 2) практические действия: а) анализ конкретных единичных объектов, ситуаций или их конечных групп, их оценка и обследование с использованием общенаучных, эмпирических и теоретических знаний. б) действия по применению искусственных объектов и методов деятельности. 4. Задание уровней овладения предметными умениями по дисциплине. 5. Сводная представлений наборов умений по дисциплине в таблице или схеме. II. Выделение состава общепознавательных умений при обучении дисциплине. Существует три типа общепознавательных умений: 1. логический – умение осуществлять логические приемы на материале знаний по предмету; 2. творческий – умение решать нестандартные задачи с использованием знаний по дисциплине; 3. учебный – умение осуществлять общие приемы учебной работы. На основании вышесказанного можно выделить следующие общепознавательные умения: - понимать отличия понятия бессознательное, предсознание и сознание, а также Ид, Эго и Суперэго в теории Фрейда; - различать проявления защитных механизмов в своей жизни; - уметь анализировать собственные сновидения; - уметь конспектировать лекцию и выделять основные понятия; - уметь перерисовать схему на лекции. Глава 2. Содержание лекции
2.1 Тематический план занятия
Введение - уточнение предварительных знаний; - рекомендуемая литература по теме. Основная часть 1. Биографический экскурс; 2. Идейные предшественники: - Вильгельм Вундт; - Густав Фехнер; - Чарльз Дарвин; - Франц Месмер; - алхимия; - восточная философия; 3. Структура личности: - бессознательное; - предсознание; - сознание. 4. Структура психики: - Ид; - Эго; - Суперэго. 5. Психосексуальные стадии развития: - оральная стадия развития; - анальная стадия; - фаллическая стадия; - генитальная стадия. 6. Теория влечений: - инстинкт; - сексуальные влечения (либидо); - агрессивные влечения; - влечение к жизни (Эрос); - влечение к смерти (Танатос); 7. Защитные механизмы: - репрессия (подавление); - отрицание; - рационализация; - реактивные образование; - проекция; - изоляция; - регрессия; - сублимация. 8. Явления переноса и контрпереноса. 9. Толкование сновидений. 10. Метод свободных ассоциаций. Заключение 1. Итоги лекции; 2. Вопросы аудитории; 3. Задание на дом. 2.2 План занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия Процессуально-психологический процесс обучения состоит из следующих процедур: - объяснения и уяснения знаний об объектах и действия с ними; - отработка знаний и умений, т.е. овладение ими на требуемом уровне; - контроля, т.е. проверка уяснения или отработки знания и умения; - мотивации, т.е. интерес обучаемого. Расчет хронометража лекции производится исходя из продолжительности занятия, составляющего 80 минут.
2.3 Процедуры и методы мотивации Используется произвольный метод мотивации, т.к. преподавая базисные знания по дисциплине «Психоанализ» проще объяснить их значимость для дальнейшего изучения психологии, объяснив какую роль играют в нашей жизни бессознательные процессы и защитные механизмы. 2.4 Процедура и методы объяснения Процедура и метод объяснения учебного материала определяются формой доведения информации до аудитории. Объяснение учебного материала проводится в форме лекции и предполагает метод сообщения готового знания путем устного представления информации. После информирующего изложения преподавателем общих положений, структуры личности, основных понятий психоанализа Фрейда, студенты должны знать структуру личности, определять особенности психосексуального развития, а также самостоятельно различать защитные механизмы и иметь представление о психоаналитических методах работы с пациентом. 2.5 Процедура и методы отработки Подача учебного материала аудитории осуществляется в форме лекции, поэтому отработка, как таковая не предусматривается. Однако, предполагается задание на дом, где студенты будут учится самостоятельному анализу сновидений.
2.6 Процедура и методы контроля По ходу учебного процесса будет применяться текущий вид контроля. А также в начале занятия рубежный вид контроля, для уточнения усвоенных знаний с предыдущих дисциплин и лекций по данной дисциплине. 2.7 Средства обучения Средства обучения – орудия, которые позволяют осуществить учебные процедуры. В ходе данной лекции используются следующие средства: - план-конспект лекции; - наглядные пособия: 1) плакат «Структура личности»; 2) плакат «Общая схема психики»; - тетради; - пишущие принадлежности (ручки, карандаши, маркеры); - доска; - мел; - указка. Глава 3. Целостный образ преподавателя в процессе лекции
3.1 Стиль общения с аудиторией Форма обучения – лекция в присутствии преподавателя. Предполагается в основном монологическое высказывание в форме объяснения знания. Лишь незначительную часть времени предполагается потратить на диалог в процессе уяснения в форме вопросов аудитории. Ученики не взаимодействуют друг с другом. Студенты осуществляют общее дело, т.е. фронтальную деятельность. 3.2 Позиция преподавателя в аудитории Данная тема лекции предполагает недвусмысленность преподнесения материала, требования записывать лекцию, не предполагая никаких обсуждений и дискуссий. Исходя из вышесказанного можно выбрать позицию преподавателя «Генерал» по типологии профессиональных позиций учителей, предложенной М. Таленом. «Модель IV – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль общения более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике». [9, с.362-363]. Глава 4. Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой Д. Толлингерова предложила по аналогии с классификацией Блюма таксономию учебных задач, разделенных по их оперативной структуре, то есть по операциям, необходимым для их решения. Учебные задачи в ней разделены на пять категорий, содержащих 27 типов учебных задач [10, с.16-18]. Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой. 1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных: 1.1 задачи по узнаванию 1.2 задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий 1.3 задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил 1.4 задачи по воспроизведению больших текстов блоков, стихов, таблиц, и т.п. 2 . Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными: 2.1 задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления и т.п.) 2.2 задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т.п.) 2.3 задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий 2.4 задачи по разбору и структуре (анализ и синтез) 2.5 задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение) 2.6 задачи по распределению (категоризация и классификация) 2.7 задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ и т.п.) 2.8 задачи по абстракции, конкретизации и обобщению 2.9 решение несложных примеров (с неизвестными величинами и т.п.) 3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными: 3.1 задачи по переносу (трансляция, трансформация) 3.2 задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование) 3.3 задачи по индукции 3.4 задачи по дедукции 3.5 задачи по доказыванию (аргументацией) и проверке (верифика-цией) 3.6 задачи по оценке 4. Задачи, требующие сообщения данных: 4.1 задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.д. 4.2 задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п. 4.3 самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.п. 5. Задачи, требующие творческого мышления: 5.1 задачи по практическому приложению 5.2 решение проблемных задач и ситуаций 5.3 постановка вопросов и формулировка задач или заданий 5.4 задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе) 5.5 задачи по обнаружению на основании собственных размышлений (на рациональной основе). В целях осуществления контроля знаний и умений студентов, прослушавших лекцию на тему "Психоанализ Зигмунда Фрейда" предлагаю нижеследующие задачи, выбранные из типологии задач Толлингеровой: 1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных: 1.1. задачи по узнаванию. На какой стадии психосексуального развития возникает Эдипов комплекс: а) на оральной; б) на анальной; в) на фаллической; г) на латентной; д) на генитальной. 1.2. задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий. Дайте определение контрпересоса. 2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными: 2.1. задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т.п.). Перечислите защитные механизмы. 2.2. задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение). Чем отличается бессознательное от предсознания? 3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными: 3.1. задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование). Как вы понимаете либидо в теории влечений З. Фрейда? 3.2. задачи по индукции. Что общего есть в теориях личности З.Фрейда и К.Г.Юнга? 4. Задачи, требующие сообщения данных: 4.1. задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п. Подготовить доклад по работам З. Фрейда на тему: «Психосексуальные стадии развития». 4.2. самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.п. Начертить схему личности по Фрейду и описать взаимодействие основных её частей. 5. Задачи, требующие творческого мышления: 5.1. задачи по практическому приложению. Провести анализ собственных сновидений. 5.2. задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе). Провести «анализ защитных механизмов», т.е. проанализировать, почему какие-то фрагменты беседы вызвали у собеседника излишнюю эмоциональную реакцию. Не скрывается ли за этим желание защитить уязвимую позицию, скрыть от себя и других истинную причину или свою вину. Проанализировать свои защитные механизмы, т.е. слишком эмоциональные реакции на какие-то вопросы или фразы собеседника. Заключение Контруктивно-проектировочная деятельность преподавателя психологии подразумевает не только предъявление в процессе занятий определенного объема психологических знаний, но и непосредственное включение самого педагога в процесс обучения, на основе чего происходит обогащение сознания субъектов обучения и более глубокое понимание не только конкретных знаний, но и всей учебно-воспитательной ситуации. Для организации такого вида ситуаций преподаватель должен овладеть конструктивно-проектировочной деятельностью, которая представляет собой создание во внутреннем плане всей целостной системы учебно-воспитательной ситуации с учетом возникающих изменений в ходе занятий в связи с актуализацией студентами прошлого опыта. Творческим продуктом всего курса обучения методике преподавания психологии является проектирование сценария лекции или семинарского занятия, выражающегося в методической разработке. Уже само проектирование сценария занятия является для студента практической деятельностью, которой можно овладеть с помощью сокурсников и преподавателя. Деятельность по написанию сценария занятия – также творческая, поскольку носит продуктивный характер: создается оригинальный конспект урока, который фиксируется с помощью письменной речи. Таким образом, в процессе обучения методике преподавания психологии происходит интеграция знаний преподавателя и студентов, рождается творческая лаборатория. Литература 1. Андреева А.Д. Словарь для начинающего психолога 2-е изд.: Питер, 2006. – 160с. 2. Асмолов А.Г., Нырова М.С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. – Новгород, 1993. – 24 с. 3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 288 с. 4. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: курс лекций. - М.: Издательство Ось-89, 2004. – 112с. 5. Гамезо М,В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.,1998 118с. 6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006. – 336с. 7. Годфуа Ж. Что такое психология. Т.1,2. – М 1992. - 110с. 8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высш.пед. учеб.заведений. – Ростов-н/Д, 1997 – 342с 9. Змановская Е. В. Основы прикладного психоанализа. – СПб.: речь, 2005. – 51с 10. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по дисциплине. – М., 1994. – 265 с. 11. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1997 – 173с 12. Крайг Г., Д.Бокум. Психология развития. - СПб.: Издательство Питер, 2007. – 940с. 13. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Перевод С.Меленевской и Д.Викторовой СПб.: Питер Пресс, 1997 Терминологическая правка В.Данченко. К.: PSYLIB, 2006. – 607с. 14. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – Издательство: УРАО, 2000. – 128 с. 15. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология.- М.: Высшее образование, 2006. – 484с. 16. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / под редакцией М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 544с. 17. Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – Пер. с англ. – СПб.: Издательство Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 704с 18. Романин А.Н. Психоанализ: курс лекций. – М.: КНОРУС, 2005. – 44с 19. Сальваторе Мадди Теории личности. Сравнительный анализ. Перевод И. Авидон, А. Батустин и П. Румянцева. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. - 357с. 20. . Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. Учебное пособие для вузов. – М., 2001- 189с. 21. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. –214с. 22. Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. – М.: Издательство Прага, 1994. - 67с. 23. Философский словарь. – М.: Издательство Политиздат, 1986. – 590с. 24. Фрейд З. Введение в психоанализ. – Мн.: Попурри, 2007. – 480с. 25. Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван, 1991. – 215с |