Реферат: Принципы отображения психической направленности в телесной организации индивида

Название: Принципы отображения психической направленности в телесной организации индивида
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Оглавление.

Введение………………………………………………………………………..…………..3

1. История изучения психосоматических отношений…………………………………..4

2. Феномен интенциональности…..…………………………………………………......17

3. Законы проекции. Как люди создают себе болезни……………………………..…...20

Заключение…………………………………………………………………………...…....33

Список литературы…………………………………………………………………...…...35

Введение.

Еще 2400 лет назад Сократ утверждал, что не существует телесной болезни, отделенной от душевной, а Платон, ученик Сократа, говорил: "Большая ошибка совершается там, где телесные и душевные болезни лечат разные врачи. Ведь тело неотделимо от души".

Длительные и постоянные отрицательные чувства могут вызвать хронические заболевания, непродолжительные бурные всплески чувств чаще приводят к острым расстройствам. Современные врачи отчасти подтверждают тезис Сократа, который утверждал, что не существует телесной болезни, отделенной от душевной.

Обратившись к участковому врачу по поводу какого-нибудь недуга, мы в качестве помощи получаем лишь направления к различным узким специалистам. Те в свою очередь тщательно обследуют "свою" систему органов и назначают лечение. Причем лечение это не всегда бывает безвредным для других органов, которые впоследствии придется лечить другим узким специалистам. И так до бесконечности. А все потому, что человеческий организм — сложная и целостная система, неотделимая от окружающей среды. И даже наши отечественные медики в последние годы все чаще и чаще соглашаются с тем, что функционирует эта система благодаря взаимодействию тела и психики. Часто реакция человека на какую-то жизненную ситуацию может привести к сбоям в работе организма и даже к патологическим нарушениям в органах. Влияние психологических факторов на возникновение болезней тела, то есть механизмы возникновения болезней от нервов, объясняет наука психосоматика. Почти половина всех пациентов относятся к группе психосоматических больных

Воздействия отрицательных чувств на организм многообразны имеют значение сила и продолжительность этих чувств, но самое главное — отношение человека к ситуации. Ведь чувство можно принять и выразить, а можно восстать против него, счесть недопустимым и вытеснить. Длительные и постоянные чувства могут вызвать хронические заболевания, непродолжительные бурные всплески чувств чаще приводят к острым расстройствам. Приведет ли какое-то переживание к изменениям и патологическим нарушениям в работе органов, зависит и от наследственной предрасположенности человека, и от отношения его к психотравмирующей ситуации и жизни в целом.

История изучения психосоматических отношений.

В греческой философии была довольно распространённой мысль о влиянии души и духа на тело. Идея целостности человека и в состоянии болезни была руководящей для врачей в их практике. Так, одержимость злыми духами устранялась посредством катарсиса, однако её лечили и с помощью определенных форм собеседования.
В диалоге «Хармид» Платон рассказывал Сократу об одном юноше, который страдал головной болью: «Если будет хорошо с глазами, то хорошо пойдёт и с головой, а если будет хорошо с головой, то будет хорошо и всему телу, а тело нельзя лечить без души. Ибо от души идет всё – как доброе, так и злое, как на тело, так и на всего человека... А душа должна лечиться особыми целебными разговорами...». Однако эти целебные разговоры должны быть и красивыми речами (logoi kaloi). Благодаря речам такого рода в душе преобладает благоразумие. Платон говорит в этом диалоге о том, что, по современным представлениям, определяет возможности психосоматического мышления и реагирования: «Можно сказать, что молодому человеку повезло с его головной болью, так как благодаря излечению головы он сможет улучшить всю свою душевную жизнь!».
Была ли в древности психосоматическая медицина и терапия? Испанский историк медицины П. Лаин Энтральго (Lain Entralgo) сомневается в этом по ряду причин:
1. Гениальные идеи великих философов Платона и Аристотеля о катартической, очищающей и дарящей мудрость силе человеческого слова тогдашней медициной не развивались и не трансформировались в психологическом и терапевтическом аспектах.
2. Не подлежит сомнению, что греки уделяли мало внимания психической жизни в системе своей физиологической медицины.
3. Своим натурализмом, т.е. чистым соматизмом, греки охватывали всю патологию. Это как нельзя лучше подтверждается тем, что Гиппократ понимал истерию как болезнь матки.
4. Греческие врачи исповедовали радикальный натурализм, который включал в себя как физическое, так и психическое, совершенно не ведая того, что любое психофизическое природное свойство не является чем-то реальным, что не может быть истинно человеческим иначе как «личностное», «внутренне присущее индивидууму» свойство.
В период «романтической медицины» начала XIX века немецкий психиатр Иоганн Гейнрот (J. Heinroth) в своей публичной лекции в 1818 г. впервые использовал понятие «психосоматическая медицина». Он объяснил многие соматические болезни как психогенные, прежде всего в этическом аспекте. Так, причины туберкулёза, эпилепсии и рака он рассматривал как результат переживаний чувства злобы и стыда, а особенно сексуальных страданий. Десять лет спустя М. Якоби ввёл понятие «соматопсихическое» как противоположное и в то же время дополняющее по отношению к понятию «психосоматическое». Новалис (Novalis) создал своего рода «психофизиологию», которая представляет собой учение о болезни, интуитивно объединяющее тело, душу и дух индивидуума.

После первой мировой войны представитель гейдельбергской терапевтической школы Лудольф Крель (L. Krehl) уделил большое внимание психофизиологическим процессам физиологии, влиянию аффектов на телесные функции и на соматические заболевания. Объектом изучения стала личность больного, а не абстрактная патология. Эти представления получили дальнейшее развитие в фундаментальных работах Виктора Вайцзеккера. Этот параметр личностного Вайцзеккер характеризовал как введение субъекта в сферу патологии. По его мнению, психосоматика – не слагаемое качественно эквивалентных факторов, каковыми представляются душа и тело; новое понимание телесно-духовных соотношений позволяет видеть возможность переработки каждой жизненной ситуации в особое внутреннее состояние, а через него – в телесные установки, специфическую реакцию субъекта в период криза.
Психосоматика получила распространение в Германии также благодаря учению о функциональной патологии берлинского терапевта Густава Бергмана. Его наблюдения позволили открыть стадию «функционального нарушения побуждений», предшествующую появлению органических изменений. Нарушения соматических функций при язвенной болезни, колитах и гипертонической болезни служат началом патогенетической цепи, предваряя этап структурных нарушений. Психосоматическое нарушение в психологическом плане ешё не означает наступления поломки деятельности, но физиологически оно манифестирует как постоянная готовность к патологии, и если она не угасает, то оказывает патогенное воздействие.
Психоаналитики также не ограничились только лечением психоневрозов. В 1908 г. дрезденский врач и психоаналитик Штегман (Stegmann) впервые описал астму у детей. В 1913 г. Федерн (Federn) представил в Венском психоаналитическом обществе случай больного с астмой. В то время как психоаналитики ставили в один ряд психосоматические и невротические симптомы в их патогенезе и говорили о «невротической надстройке у соматических больных», Вайцзеккер решительно подчеркивал разную динамику «соматических процессов и неврозов».
После 1920 г. в разных регионах Германии возник большой интерес к психофизиологическим исследованиям. В опытах с гипнозом Густавом Хейером (G. Неуег) и Э. Витковером (Е. Wittkower) было обнаружено относительно специфическое влияние психических раздражителей и представлений на соматические функции, например на деятельность желудка и жёлчного пузыря. В 1935 г. в работе «Изучение патогенеза» Вайцзеккер провел психологические и медико-антропологические исследования при тонзиллярной ангине, несахарном диабете, пароксизмальной тахикардии.
Собственным путём пошёл врач Г. Гродцек (G. Groddek), на которого в своё время оказал влияние Фрейд. Он применил понятие «Оно» к области, формирующей наши переживания, переняв этот термин от Фрейда. Гроддек с 1917 г. занимался психоаналитическим лечением соматических больных и интерпретировал болезненные процессы рискованным, часто неудержимо спекулятивным образом как «осмысленную деятельность "Оно"». «Психоанализ может и будет заниматься органическими страданиями, не останавливаясь перед ними».
В 1928 г. в Германии был основан журнал «Невропатолог», в котором особое внимание должно было уделяться психоматическим взаимосвязям. После 1930 г. в США, куда переехали из Европы многие психоаналитики, также стали заниматься психосоматической медициной. Венский психоаналитик Феликс Дойч (F. Deutsch), который в 1927 г. возобновил понятие «психосоматика» и сформулировал её основную концепцию, в 1939 г. начал издание в США первого исключительно психосоматического журнала «Психосоматическая медицина» – органа основанного в 1934 г. американского психосоматического общества. В 1935 г. Флендерс Данбер (F. Dunbar) описала дифференцированные личностные профили при разных соматических заболеваниях. В 1948 г. вышла её книга «Обзор психосоматической диагностики и лечения», которая предлагалась как «путеводитель» для врачей, практикующих в этой области. 6
Однако с точки зрения истории научной мысли начало психодинамическому подходу к психическим заболеваниям положил сам Фрейд.

Фрейд первым применил его в исследовании человеческой личности. Анализ личности или мотивационная психология как наука начинается с Фрейда. Он первым последовательно применил постулат о строгом детерминизме психологических процессов и установил основной динамический принцип психологической причинности. После того, как он обнаружил, что человеческое поведение в значительной мере определяется неосознанными мотивациями, и разработал метод перевода неосознанных мотиваций на сознательный уровень, он первым смог продемонстрировать генез психопатологических процессов. С помощью этого нового подхода аномальные феномены психотических и невротических симптомов, а также, по-видимому, бессмысленные сновидения могут быть поняты как осмысленные продукты психической деятельности. С течением времени его исходные взгляды частично претерпели некоторые изменения, но основные идеи в большинстве своем были подтверждены дальнейшими наблюдениями. Наиболее долговечными среди научного наследия Фрейда оказались метод наблюдения за поведением человека и способ рассуждения, применявшийся им в целях психологического понимания результатов наблюдения.

С исторической перспективы развитие психоанализа можно считать одним из первых признаков противостояния одностороннему аналитическому развитию медицины во второй половине XIX века, узкоспецифическому углубленному изучению частностей и пренебрежению тем основным биологическим фактом, что организм — единое целое, и функционирование его частей может быть понято только с точки зрения системы в целом. Благодаря лабораторному подходу к живому организму было обнаружено огромное количество более или менее связанных между собой частей организма, что неизбежно привело к утрате перспективы. Понимание организма как сложного механизма, в котором каждый элемент взаимодействует с другим для неких определенных целей, либо игнорировалось, либо объявлялось чересчур телеологическим. [2]

Дальнейшее развитие психосоматической медицины происходило под влиянием психоанализа, который в противоположность прежней психологии переживаний создал многостороннюю теорию личности и сформулировал ряд новых понятий. Психоаналитическое учение о развитии личности, о психологии конфликтов, о неосознанных мотивациях дало новый импульс и психосоматике как учению и как методу лечения.

Наиболее заметной фигурой в психоаналитической трактовке психосоматической проблемы является Александер. Он приехал в США из Германии сложившимся психоаналитиком, в 1939 г. основал Чикагский психоаналитический институт, где положил начало первым систематическим исследованиям психосоматических взаимоотношений в психоаналитическом аспекте. Он изучал роль психических факторов в этиопатогенезе желудочно-кишечных, дыхательных, а потом и сердечно-сосудистых расстройств. В 1934 г. Александер сформулировал принципы, которые легли в основу концепции специфичности.

1. Психические факторы, вызывающие соматические расстройства, имеют специфическую природу и включают определенное эмоциональное отношение пациента к окружению или к собственной личности. Правильное знание этих причинных факторов может быть приобретено в ходе психоаналитического лечения.

2. Сознательные психологические процессы пациента играют подчиненную роль в причинах соматических симптомов, пока такие сознательные эмоции и тенденции могут быть свободно выражены. Подавление эмоций и потребностей вызывает хроническую дисфункцию внутренних органов.

3. Актуальные жизненные ситуации пациента обычно оказывают только ускоряющее воздействие на расстройства. Понимание причинных психологических факторов может основываться лишь на знании развития личности пациента, так как только оно может объяснить реакцию на острую травмирующую ситуацию.

Александер подчеркивал значение психодинамического конфликта как более важного в природе психосоматического расстройства, чем личностный профиль. По Александеру, 3 фактора: унаследованная или рано приобретенная органная или системная недостаточность, психологические паттерны конфликта и формируемая в раннем детстве защита, актуальные жизненные ситуации - важны в этиологии психосоматических расстройств.

Чикагский психоаналитический институт под руководством Александера, используя психоанализ как терапевтический подход, проводил разнообразные исследования дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы, эндокринно-метаболических расстройств (диабет), кожных болезней (экзема), заболеваний суставов и скелетной мускулатуры. Было установлено, что при ряде заболеваний сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, эндокринной, мышечной и кожной систем физиологические ответы на различные эмоциональные напряжения были индивидуально постоянны и различны у каждой группы заболеваний. Кроме того, вегетативные дисфункции, возникающие при внутреннем эмоциональном конфликте, коррелировали со специфическими физиологическими ответами. В своей книге "Психосоматическая медицина" Александер определял специфичность как "физиологические ответы на эмоциональные стимулы, нормальные или болезненные, которые разнятся природой эмоционального состояния. Эти вегетативные ответы на различные эмоциональные стимулы отличаются качеством эмоций". К моменту выхода этой книги Александера было выделено 6 специфических психосоматических заболеваний: язва двенадцатиперстной кишки, ревматоидный артрит, язвенный колит, бронхиальная астма, нейродермит и гипертензия. В работе Александера, Френча и Поллока утверждается: "В целом наш длительный статистический анализ указывает, что могут быть совершенно достоверны различия между семью специфическими заболеваниями на основе психологических образцов, связанных с каждым из них". За год до смерти Александер писал: "Я полагаю, что в некоторых случаях психологические факторы могут быть этиологически более важны, в других - менее. Моя точка зрения состояла только в том, что они заметно присутствуют в специфических расстройствах при семи заболеваниях, сущность которых была нами исследована". Практическая ценность исследований Александера заключается в том, что если специфические психологические особенности характерны для определенных заболеваний, то это даст возможность ранней диагностики соматического поражения по психологическим характеристикам пациента. Дальнейшие исследования Поллока показали, что пациенты с характерными психодинамическими констелляциями и уязвимостью соматической системы или органа обладают высоким риском развития специфического соматического заболевания. Продолжаются поиски корреляций между специфическим эмоциональным конфликтом и соматическим заболеванием. Сохраняется также тенденция рассматривать психосоматическую болезнь как выражение заболевания структуры "Я". Если в ходе жизни чувство "Я" и чувство реальности человека не получают полного развития, ему приходится переадаптироваться к требованиям внешнего мира или к состоянию отгороженности от многих сфер жизни. Индивидуум с психосоматическим заболеванием реагирует на трудности в социальной, профессиональной, личной ситуации бегством в ложную идентичность. Таким образом он стремится уйти от реального, актуального вопроса "кто я?", заменяя его симптомо-ориентированным вопросом "что со мной, чем я страдаю?". Другими словами, вопрос о его собственной идентичности заменяется вопросом о симптоме, который представляет интернализованный образ матери раннего детства, поскольку она была способна реагировать по-матерински только тогда, когда ребенок был болен. [4]
«В Северной Америке психосоматики в последние десятилетия изучали разные виды переживаний и конфликтов у соматически больных. Психоаналитически ориентированные врачи, например, изучают психологию больных в период беременности и родов, при операциях и всех соматических заболеваниях вплоть до рака. С именами Э. Линдемана (Е. Lindemann), 3. Липовского (Z. Lipowsky), Г. Энгеля (G. Engel) связано развитие консультативной службы в крупных больницах США – создание своего рода внутрибольничных амбулаторий, которые укомплектованы штатом психодинамически ориентированных и психотерапевтически подготовленных психиатров во всех специализированных отделениях больниц. Психосоматика при этом отходит от своих прежних взглядов на исключительное значение психогенеза заболеваний и прослеживает в междисциплинарном взаимодействии соматопсихосоматические связи.
В оценке патогенеза соматических заболеваний психосоматика опирается на многофакторное мышление и соответствующие ему исследования; разработаны различные подходы при гипертонической болезни, инфаркте миокарда, бронхиальной астме. Психосоматические аспекты этих заболеваний должны заново определяться и переоцениваться, как это имеет место в работе американского психосоматика Г. Вайнера (Н. Weiner) «Психобиология и болезни человека». В центр проблемы автор ставит защиту определённых соматических функций, особенно важных при так называемых больших психосоматических заболеваниях (например, специфических иммунных механизмов при аллергической бронхиальной астме), и влияние на них условий внешней среды. Если раньше психосоматику понимали просто как науку о душевно-телесном взаимодействии, в том числе с использованием понятия «конверсия» в понимании Фрейда, то в последнее десятилетие благодаря учению Туре Икскюля развилось совершенно новое направление. Опираясь на концепции своего отца – биолога Якоба Икскюля (J. Uexkull), он рассматривает жизненные, а равно и психосоматические процессы всегда в связи с внешним миром. Организм и среда рассматриваются как динамически развивающиеся системы. Круг средовых функций животных и симбиотический круг взаимоотношений грудного ребёнка и матери у взрослого человека с его психической сферой, в которой окружение приобретает для индивидиуума своё значение, располагается на новом уровне. Для установления психосоматических связей значимы аффективные, так называемые патические основные установки в сфере эрготропия – гистиотропия, обозначенные американским физиологом Уолтером Кенноном и предсказанные ещё Чарльзом Дарвином. В то же время события индивидуальной жизни и идущие извне сдвиги функций могут предрасполагать к развитию психосоматических заболеваний, на что указывают Р. Шпитц (R. Spitz), М. Малер (М. Mahler) и др. В целом эта «теория гуманной медицины» Т. Икскюля и В. Везиака понимается в рамках современной системной теории, которая описывает космос как иерархический порядок физических, биологических, психических и социальных уровней, причём на каждом все более высоком уровне появляются новые, «эмерджентные» свойства.
Современные тенденции развития психосоматики заключаются в усилении акцента на терапевтические задачи. В то время как в начале её развития казалось более важным вообще распознать психические факторы как причинные или способствующие манифестации болезни и решать вопросы о специфичности заболевания в научном плане, в последние годы возникла тенденция к более дифференцированному подходу к проблемам лечения соматически больных. В связи с особенностями соматического заболевания, с трудностями раскрытия душевных конфликтов для понимания болезни и часто длительно предшествовавшим чисто соматическим лечением исходная ситуация совершенно иная, чем при неврозах, при которых применяются классические психотерапевтические методы. Кроме того, иначе формирующиеся психосоматические популяции больных в соответствии с их принадлежностью к разным социальным слоям нуждаются в использовании новых стационарных и амбулаторных форм лечения.
В последние два десятилетия энергично развивались поведенческие психотерапевтические программы, направленные на изменение установок и поведения пациентов, которые применяются при таких тяжёлых заболеваниях, как инфаркт миокарда, рак, а также при ожирении. С помощью этих программ, явно ориентированных на практику, оказывалась помощь самым разным пациентам, при этом были достигнуты успехи, которые могут служить примером для психотерапевтов других школ. В Германии сегодня имеются, с одной стороны, врачи-психоаналитики и психологи, подготовленные в психосоматических университетских клиниках или психоаналитических институтах, а с другой – психологи, получающие научную ориентацию в университетах и также проводящие поведенческую или вербальную психотерапию. Между этими двумя группами специалистов нет тесной связи и интенсивного обмена опытом.» [6]

Проблема психосоматических соотношений в отечественной медицине. Хотя тезис "лечить не болезнь, а больного", идеи целостного подхода к больному человеку определяли практику выдающихся русских врачей уже в прошлом столетии, а учение о нервизме, разработанное Сеченовым и Павловым, явилось его теоретическим фундаментом, медико-психологические исследования психосоматических соотношений на протяжении длительного периода, к сожалению, не занимали соответствующего их значению места в нашей медицине. Существенную роль сыграли отрицавшиеся по идеологическим соображениям теоретические основы психосоматической медицины, становление которой и развитие осуществлялись на базе психоанализа и генетически связанных с ним концепций.

"Психосоматической медицине" в отечественной науке была противопоставлена кортико-висцеральная теория патогенеза болезней внутренних органов, явившаяся конкретным приложением учения Павлова о высшей нервной деятельности к клинике внутренних болезней. Создатели ее Быков и Курцин к кортико-висцеральной патологии относили заболевания внутренних органов, возникающие при "наличии невротического состояния коры головного мозга, со всеми характерными для него чертами и особенностями". В этом, писали они, и состоит разграничительная линия между заболеваниями, относящимися к кортико-висцеральной патологии, и болезнями другой этиологии (инфекция, травма и пр.), которые также могут сопровождаться нарушениями функций коры головного мозга.

Не получил подтверждение тезис кортико-висцеральной патологии о неврозе как основной и наиболее распространенной форме возникновения психосоматических заболеваний ни на экспериментальном материале (Захаржевский и др.), ни на клиническом (Карвасарский, Абабков). Клинические формы неврозов сохраняют свою нозологическую самостоятельность на протяжении десятилетий.

Кортико-висцеральная теория в работах ряда ее продолжателей обогащалась новыми сведениями, касающимися представлений о ретикулярной формации как морфологическом субстрате мощных влияний на кору головного мозга со стороны подкорково-стволовых его отделов, данными современной нейрохимии и нейроэндокринологии, позволившими лучше понять механизмы взаимодействия нарушений высшей нервной деятельности и вегетативно-эндокринно-обменных нарушений и др. По существу, в этих исследованиях отразилось более широкое понимание кортико-висцеральной патологии со стремлением учитывать в генезе весь комплекс биологических, психологических и социальных факторов.

Медико-психологические аспекты психосоматических соотношений в исследованиях отечественных авторов последнего периода. Клинико-психологические характеристики соматических расстройств при неврозах в рамках более широкого клинико-функционального изучения подробно освещены в исследованиях, выполненных Карвасарским, Губачевым и Стабровским. В этих исследованиях было показано, что соматические нарушения при неврозах имеют различное происхождение. Часто (особенно в кардиоваскулярных реакциях) они представляют собой психофизиологическое сопровождение имеющихся у больных эмоциональных нарушений с обнаружением содержательной связи расстройств функции той или иной соматической системы с психогенией. У других больных - это пароксизмальные нарушения деятельности висцеральных систем, являющиеся выражением дезинтеграции вегетативной регуляции, характерной для невроза (Вейн, Родштат). Доминирующие в клинической картине невроза нарушения деятельности отдельных анатомо-физиологических систем могут быть проявлением до того латентно протекающих соматических заболеваний или выражением декомпенсации той или иной функции. Развитие подобной декомпенсации происходит либо в условиях избыточного функционирования системы, либо в связи с нарушением ритма адаптивных процессов в условиях психогенной (невротической) дезинтеграции. Наконец, отдельно могут рассматриваться случаи невротической переработки явных соматических расстройств.

Медико-психологические исследования психосоматических соотношений при "больших" психосоматических заболеваниях представлены во многих работах. В значительной части из них идет продолжение поиска (хотя и на новом клиническом и психолого-методическом уровне) личностных профилей, характерных для отдельных заболеваний. Ценность этих работ различна. Личностный профиль устанавливается либо клинико-анамнестическим методом - ретроспективно, либо с помощью различных психологических методик, например, личностных тестов. Что касается первого пути, то позволим себе сослаться на Александера: "Клиника способна обеспечить удачные отправные точки, которые, однако, должны проверяться другими методами. Нетрудно отобрать из обилия психологических событий определенные конфигурации и обнаружить у каждого больного именно ту картину, которую хочется у него увидеть". При исследовании же больных с помощью личностных тестов возникает вопрос, определяются ли особенности преморбидной личности, система ее отношений, установки влиянием самого заболевания.

Эти сдвиги, обусловленные "внутренней картиной болезни", в яркой форме выявились в результатах наших (Б. Д. Карвасарский) исследований, выполненных еще в середине 60-х годов. Тогда была изучена большая группа больных, страдавших злокачественными опухолями, причем пациенты знали свой диагноз либо догадывались о нем. Оказалось, что по ряду тестовых исследований, основанных на самооценке, больные в преморбиде (в ответах на вопросы больной характеризовал себя до начала заболевания) отличались высокими показателями эмоциональной стабильности, фрустрационной толерантности, были лишены невротических черт и проявлений. Этот профиль личности исследованных больных мог быть правильно понят лишь при дополнительном их изучении. Выяснилось, что осознание себя больным, обреченным на медленное умирание (а именно так до сих пор считают большинство больных раком), приводило к выраженной коррекции масштаба переживаний событий и своего поведения в прошлом. Период "до опухоли", с точки зрения "неизлечимого" больного, был лишен каких бы то ни было жизненных проблем и заслуживающих внимания трудностей, тем более таких, которые не могли бы быть разрешены в объективном или субъективном планах. Это и определило результаты исследований данной группы больных с помощью личностных опросников.

Вопрос усложняется потому, что каждый ученый занимается изучением только одной группы заболеваний. Нередко при дальнейшем выяснении якобы специфических типов личности и конфликтных ситуаций оказывается, что они во многом сходны с показателями, полученными при других заболеваниях.

Учитывая возможность искажения профиля личности, определяемого ретроспективно, уже в процессе болезни, следует, вместе с тем, позитивно оценивать эти данные для лучшего понимания клинических проявлений болезни, особенностей ее течения, характера нервно-психических расстройств, сопутствующих соматическому страданию, установления прогноза, построения лечебно-реабилитационных программ.

Нельзя считать безупречными и данные, получаемые в проспективных исследованиях. Помимо трудностей выполнения исследований чисто технического порядка, в течение многих лет наблюдения личность испытуемого не остается неизменной - меняются система ее отношений, установки, потребности,, мотивы, что следует иметь в виду при анализе результатов наблюдения.

Кроме того, при проспективном исследовании, например, роли такого фактора риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, как поведенческий "тип А", нельзя исключить, что за годы исследования появились другие факторы риска - курение, увеличение массы тела и т. д.

Среди многочисленных исследований психосоматических соотношений следует выделить некоторые из них.

Так, для понимания механизмов перерастания функциональных расстройств в органические изменения со стороны внутренних органов имеют значение работы Губачева, Карвасарского, Абабкова и др. Многолетний катамнез (до 25 лет) больных с системными неврозами - сердечнососудистым, дыхательным и желудочно-кишечным, которые находились на обследовании и лечении в клинике неврозов и психотерапии Института им. В. М. Бехтерева, показал, что, как правило, не наблюдается трансформации невротических расстройств внутренних органов в соответствующие "большие" психосоматические заболевания - ишемическую болезнь сердца, гипертоническую болезнь, бронхиальную астму и язвенную болезнь желудка. Эти данные ставят вопрос о необходимости четкого разграничения понятий функционального непсихогенного и функционального психогенного (невротического). Более того, наличие невротических соматических расстройств может рассматриваться как прогностически благоприятный признак по отношению к "большим" психосоматическим болезням. В настоящее время нет убедительного ответа на вопрос, почему это происходит. Выступает ли невроз как "страхование жизни" вследствие частых обращений пациентов с невротическими расстройствами к врачу уже на ранней стадии болезни и проведения своевременного (в какой-то мере и профилактического) лечения, или предупреждающее значение приобретают при неврозах специфические психологические компенсаторные механизмы, приводящие к уменьшению патогенного эмоционально-аффективного напряжения.

Пониманию этих фактов могут способствовать исследования Соложенкина, направленные на выявление типологии механизмов психологической защиты у больных с начальными формами гипертонической болезни, ишемической болезни сердца и неврозами при многостороннем (соматическом, биохимическом, психофизиологическом и психологическом) изучении.

Мы указали лишь некоторые из направлений в области психосоматических соотношений, реализующихся в исследованиях последнего периода. Можно с уверенностью констатировать перспективность психосоматического подхода для лучшего понимания этиологии, патогенеза, клиники и разработки наиболее адекватных лечебно-восстановительных программ при заболеваниях, в механизмах развития которых существенную роль играет психический фактор. Реализация этих программ в настоящее время невозможна без рассмотрения психологических звеньев изучаемой патологии.

Очевидно, что одной из причин возникновения различных соматических заболеваний могут быть психические факторы. Важной группой таких факторов являются негативные эмоции. При некоторых заболеваниях они играют основную роль. Известно, какие механизмы ответственны за то, что эмоции вызывают соматические расстройства. Эмоции оказывают влияние на: 1) иммунную систему; 2) гормональное состояние; 3) периферическую физиологическую активацию (например, частоту сердцебиений и артериальное давление). Большую роль играют, прежде всего, следующие эмоции.

А. Важными для возникновения язвы желудка или двенадцатиперстной кишки помимо инфекций, очевидно, являются эмоции, возникающие в недостаточно контролируемых ситуациях: тревога и чувство беспомощности и перегрузки.

Б. Гнев, ориентированный на преодоление возникшей проблемы, напротив, кажется основной причиной возникновения эссенциальной гипертонии (повышенного кровяного давления) и в связи с этим стенокардии и инфаркта миокарда. Гнев и враждебность относятся к тем компонентам личности "типа А", в которых заключено различие между лицами, имеющими и не имеющими сердечно-сосудистые заболевания.

В. Для других расстройств (таких, как астма, кожные заболевания и т. п.), напротив, менее ясно, какие эмоции являются причинами их возникновения (Перре, Бауманн).

С позиций психологии отношений негативное переживание является следствием нарушения отношений человека; болезненный же патогенный характер оно приобретает при расстройствах отношений личности, занимающих центральное место в общей системе отношений человека к действительности. Их значимость - основное условие эмоционально-аффективного напряжения, нейровегетативно-эндокринный коррелят которого является центральным звеном в механизмах развития психосоматических расстройств.

Перспективной остается гипотеза о поисковой активности, представленная в исследованиях Ротенберга и Аршавского, показавших, что не сам по себе характер эмоций, а степень выраженности поисковой активности (в отличие от пассивно-оборонительного поведения) определяет реакцию на стресс и степень устойчивости организма к болезнетворным воздействиям.

Представляет интерес исследование мужчин с высоким риском сердечных заболеваний. Большинство мужчин с поведением "типа А", то есть те, кто при нехватке времени хватается сразу за несколько дел, испытывают груз конкуренции, действуют быстро, ведут себя чаще агрессивно по отношению к окружающим, то есть сильные, экспрессивные, харизматические лица, не заболели сердечными заболеваниями. Заболели же лица тоже с "типом А", но другие - заторможенные, медлительные, напряженные. [4]

Феномен интенциональности человека.

Одно из важнейших направлений философской мысли XX века — феноменологическое движение, основоположником которого был немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 — 1938).

Феноменология — это наука о феноменах, которыми являются человеческое «Я» и все вещи, окружающие его. Феноменология замышлена как философская наука о сознании, и именно теория сознания лежит в основе учений Э. Гуссерля.

Главным аспектом является идея интенциональности, как фундаментального свойства сознания.

Сознание взято как чистый феноменальный поток своих переживаний; это чистое сознание, которое, несмотря на всю непричастность миру, продолжает обладать интенциональностью.

Интенциональность — это направленность на объект. Интенциональность чистого сознания означает, что оно продолжает быть связанным с предметным миром, но не самим по себе, а модифицированным редукцией, то есть данным сознанию в виде феномена, существующего лишь постольку, поскольку он осознаётся. Подвергаемый осмыслению объект составляет столь же необходимую сторону переживаний сознания, что и сам субъективный процесс осмысления. Понятием интенциональности обозначается именно предметная направленность сознания. Через интенциональность сознание изначально открыто вещам, это первичная открытость трансцендентального сознания предмету.

Интенциональность — это свойство, благодаря которому сознание изначально связано с миром и познаёт его, и именно такое понятие интенциональности лежит в основе всех дальнейших перспектив феноменологического исследования. Сознание как таковое есть сознание в той мере, в какой оно интенционально. Интенциональность представляет собой трансценденцию, выход сознания за свои пределы, за рамки имманентной данности. Интенциональность сознания представляет собой преодоление рамок имманентной данности сознания в направлении того, чего в самом сознании нет — трансцендентного предмета. Без этой сущности активности сознание не имело бы представления предмета. [8]

Наиболее ярко отражающим сущность сознания, является интенциональность, то есть способность сознания быть направленным на какой-либо объект, делать его своим содержанием. Характерной особенностью этой концепции является специфическая теория интенциональных объектов, которые могут быть и не реальными физическими объектами, а воображаемыми, иллюзорными или вообще — галлюцинаторными. Приведём примеры, вписывающиеся в эту концепцию. Если некто строит теорию суперструн, то его интенциональным объектом являются математические объекты и, возможно, сами струны, которые он воображает. Если некто смотрит на пень, а видит лешего, то таким объектом является леший, а не пень. Если некто слышит голоса инопланетян, стремящихся вступить в контакт по трансгалактической связи, то эти объекты, соответственно — голоса. Существует множество разногласий относительно объёма и содержания понятия интенциональности и статуса интенциональных объектов. Различают содержательную и референтную интенциональность, подлинную и производную. Одни считают интенциональные объекты реальными, другие — нереальными, третьи — ирреальными. Исследование указанных разногласий составляет отдельную задачу и лишь косвенно к теме настоящей статьи. Для нас гораздо более важно прояснить понятие интенциональных состояний. Что это за состояния? В аналитической философии сознания обычно их отличают от качественных состояний (qualia) — восприятия цвета, текстуры, тональности, боли, зуда и пр., хотя существуют радикальные интенционалисты, утверждающие, что даже эти состояния скрывают в себе определённую направленность. Интенциональными состояниями являются такие ментальные акты, в которых проявляется характер отношения субъекта к объекту. Это размышления, убеждения, надежды, желания, страхи. Возьмём такой объект, как бомбовый удар по территории ближневосточного государства. Одни могут его желать, другие — бояться и верить что «пронесёт», третьи могут быть убеждены, что этого не избежать, четвёртые — отстранённо размышлять над возможностью этого события. Подобные состояния являются по свей сути релятивными. Достаточно популярен бихевиористический критерий различения этих состояний. Согласно Киму, интенциональные состояния являются пропозициональными установками или отношениями по отношению к некоторой пропозиции, составляющей содержание пропозициональных установок. Они же — «интенсиональные» (здесь «с») или «содержательно наполненные» (contenful) состояния. Можно согласится с прямым отождествлением пропозициональных установок и интенциональных состояний, только если мы говорим об условной или вторичной (make-believe or derived), а не о подлинной или первичной (genuine or intrinsic) интенциональности. Некоторые намерения людей можно обнаружить объективно, анализируя их поведение; бихевиористу совершенно безразлично, осознаёт ли сам субъект эти намерения или нет. Согласно этому критерию, интенциональность можно обнаружить даже в поведении муравьёв, более того — вообще в любом устройстве, способном к гомеостазу.[ 9 ]

Итак, всякий акт человеческого сознания интенционален, то есть, направлен на что-нибудь. Сознание интенционально по своей природе, оно всегда оказывается «сознанием о». Сознание всегда устремлено в будущее или в прошлое. А иначе и быть не может, ведь таким сознанием обладает каждый из нас, а именно — интенциональным, пусть он и не осознаёт этого. В повседневности все мы воспринимаем какие-то предметы, вспоминаем о чём-то, ожидаем чего-то и, таким образом, интенциональность сознания пронизывает все три модуса времени, всё человечество, да и всю вечность вообще. [8]

Законы отражения. Как люди создают себе болезни.

Основной закон жизни — поддержание динамического равновесия, или гомеостаза. И каждый живой организм в соответствии с внутренним законом жизни стремится к гомеостазу. Этот закон действует с первых дней жизни любого живого существа. Это равновесие жизненных процессов должно осуществляться постоянно и в любых условиях.

На живой организм оказывается внешнее воздействие Реальности, Бытия. И он отвечает на это воздействие. Здоровый организм — это организм, в котором существует гармония или динамическое равновесие. Конечно, это не так просто — поддерживать гармонию в современных условиях жизни. Но если она нарушена, то ее можно восстановить, тем более что сам организм постоянно стремится к этому.

Болезнь — это сигнал о нарушении равновесия. Нервные окончания дают нам знать о том, что в определенном месте нашего организма что-то происходит не так. Боль — всего лишь здоровая нервная реакция, которая хочет сказать нам: «Эй, дорогой, есть что-то, на что ты должен обратить внимание». И если человек не обращает должного внимания или заглушает боль таблетками, то подсознание человека сделает боль сильнее. Ведь таким образом, с помощью такого сигнала, как боль, подсознание проявляет свою заботу о нас и преследует определенную позитивную цель — сказать нам, что что-то не так.

Современная ортодоксальная медицина не излечивает людей именно потому, что борется с болезнью. То есть она стремится подавить ее или устраняет следствия. А причины остаются глубоко в подсознании и продолжают свое разрушительное действие. Получается следующая картина: подсознание создает болезнь как сигнал нашему сознательному разуму, то есть пытается сообщить нам определенную информацию на своем языке, а мы идем к врачу и заглушаем этот сигнал таблетками. Выходит, боремся сами с собой, да еще выбираем средства посильнее и подороже для этой борьбы. Если рассматривать отношение к болезни и к больному с точки зрения современной медицины, то получается, что врачи сначала ставят диагноз, то есть дают название болезни, навешивают ярлык, а затем помогают подавить болезнь с помощью лекарств. Конечно, они облегчают страдание, но причина при этом остается не устраненной, и болезнь принимает хроническую форму или переходит с одного органа на другой. То есть врачи дают пациенту своеобразные костыли, каковыми являются лекарства, и обучают жить с ними. Современные научные открытия и практика доказывают, что эта модель давно устарела и что ее необходимо менять.

Вообще в официальной медицине сложилась очень интересная ситуация. Тратятся огромные деньги на создание новых препаратов, новых методов исследования, а болезней не только не становится меньше, но многие приобретают хроническую направленность и появляется все больше новых. Болезнь не лечится, а подавляется. Даже современные приборы, воздействующие на энергетические структуры человека, не устраняют причин заболевания. Они вытесняют болезнь на более тонкие уровни подсознания. И до тех пор, пока научные исследования и открытия ведутся в рамках старой модели, ситуация с лечением болезней не только не изменится, но и ухудшится.

Современная медицина с ее медикаментозными химическими методами лечения все реже и реже обращается к внутренней сущности человека. Отсутствует индивидуальный подход. Этому способствует излишняя специализация, когда один врач как бы отвечает за определенный орган или систему организма. Другой фактор — подчинение медицины фармацевтической промышленности, которая в погоне за прибылью от очередного, удачно разрекламированного препарата забывает о человеке. А многие врачи превращаются в дилеров по продаже препаратов той или иной фирмы. И последнее, врачи-аллопаты стремятся подогнать состояние больного под определенный шаблон, который называется диагнозом. И тогда неудивительно, почему аллопатическая медицина переживает состояние кризиса еще со времен Гиппократа. И все это потому, что устарела мировоззренческая модель, которой она пользуется.

Очень важно, чтобы больной человек осознал, что современная медицина всего лишь облегчает страдания, подавляя болезни или устраняя их следствия. Философия современной медицины проста: убрать следствия, не считаясь с причинами болезни.

Экстрасенсы и новые приборы, которые воздействуют на энергетические структуры человека, делают то же самое. Во многих случаях они действуют очень эффективно. Но они также не устраняют причины болезни, а загоняют болезнь на более тонкий информационно-энергетический уровень. Болезнь начинает разрушать не отдельный орган, а организм в целом, иммунную систему, переходит на потомство. То есть ради временного здоровья физического и энергетического тела человека уничтожается его будущее, стратегические запасы. Получается, что последствия от работы неграмотного экстрасенса или современного психогенератора гораздо опаснее, чем таблетка аспирина. Пока медицина продолжает создавать все более мощные способы подавления болезней, она обрекает все человечество на медленное и мучительное вымирание.

Болезнь — это сигнал нашему сознанию о нарушении равновесия. Можно попытаться восстановить это равновесие на физическом уровне. Например, при сахарном диабете колоть инсулин или при сердечной недостаточности принимать сердечные гликозиды. Но это будет только временное облегчение состояния. Можно попытаться сбалансировать питание, заняться физкультурой, физиотерапией, голоданием, дыханием, закаливанием. Существует множество школ такого направления. И они действительно оказывают помощь. Но не при всех заболеваниях. И опять же, это только внешнее воздействие на организм. И как бы ни расширялись возможности современной медицины с помощью новейших химических препаратов и мощных приборов, суть остается та же: облегчение страданий при помощи подавления болезни. Причины по-прежнему не устраняются, а сама болезнь сбрасывается на более тонкие уровни человека и даже на его детей.

Существуют причины заболеваний, которые лежат на более глубоком и тонком уровне, нежели физический и химический. Это наши мысли, чувства и эмоции, наше поведение, наше мировоззрение.

Сознание и тело человека несут в себе всего 1-5 процентов информации. Всегда считалось, что человек использует лишь малую толику своих способностей. Главная же информация человеческого существа содержится в его информационно-энергетических структурах, которые и получили название «подсознание».

Получается следующая картина: существует подсознательная программа поведения человека и информационно-энергетические структуры Вселенной. Если мысли человека и его поведение вступают в диссонанс с единым организмом Вселенной, то это приводит к нарушению равновесия и гармонии в человеке. Это, в свою очередь, отражается на его судьбе или состоянии здоровья. Представьте, что будет, если клетка в организме перестанет жить по законам самого организма. Для организма она станет больной клеткой, и он будет стремиться сначала ее излечить, а если это не поможет, то — уничтожить.

Таким образом, болезнь — это сообщение вашего подсознания о том, что какое-то ваше поведение и какие-то ваши мысли и чувства вступают в конфликт с законами Вселенной. Значит, для того, чтобы излечиться от любого заболевания, нужно привести свои мысли и эмоции в соответствие со вселенскими законами.

Каждый человек хочет, чтобы ему оказывали знаки внимания. Это вполне естественно и необходимо. Но когда есть невротическая потребность во внимании окружающих, тогда здоровье в опасности. Ведь болезнь — самый простой способ удовлетворить эту потребность.

Мы все обучены этому еще с детства. Когда болеет ребенок, сколько много внимания, заботы и ласки он получает. Родители приходят раньше с работы, покупают что-нибудь вкусненькое. А какое счастье пропустить недельку школьных занятий!

Другая функция, которую подсознание может выполнять за счет болезни, — функция самозащиты. Одни используют неосознанно болезни для защиты от вполне конкретных проблем, а другие просто бегут от реальности.

Возьмем, к примеру, такой симптом, как головная боль. Вспомните, как вы реагируете на человека или ситуацию, которые вам неприятны, — чаще головной болью. Когда вы устали и вам требуется отдых, подсознание тут же сигнализирует тяжестью в голове, затылке. А когда вам неприятна ваша работа и не хочется на нее идти, ОРЗ — самый эффективный способ полежать дома 3—5 дней, поболеть, а заодно и отдохнуть.

Часто болезнь может выполнять функцию последнего тормоза перед запуском нежелательного поведения. Например, ангина — препятствие перед высказыванием запретных чувств. Артрит — физическое препятствие перед запуском гнева, насилия, раздражительности. Наши болезни — результат наших мыслей

Каждое человеческое существо является частицей Вселенной. И как частица Вселенной, он выполняет здесь, в этом мире, определенные функции. Именно высшая сила Вселенной дает нам, людям (как и другим живым и «неживым» существам), осознание, которое мы обогащаем самим процессом жизни, и затем забирает его. То есть человек своей жизнью вносит свой вклад во вселенский процесс эволюции и развития. Мысль — это универсальная форма энергии, которая обладает как созидательной силой, так и разрушительной. Каждый знает о том, как на человека действует любовь, доброта, забота, одобрение и внимание. Такой человек чувствует себя счастливым, спокойным, радостным и здоровым. А если человеку постоянно угрожать, держать в страхе, говорить гадости; если он сам будет удерживать в голове разрушительные мысли, то очень скоро здоровье его пошатнется.

Несколько столетий назад был проведен один эксперимент. Привязали овцу рядом с клеткой, в которой находился волк. Через несколько дней овца заболела и сдохла.

Как же мысль оказывает свое разрушительное воздействие? Представим снова живой организм. Если какая-то клетка начнет оказывать разрушительное воздействие на себя и другие клетки или на весь организм в целом, то она скоро заболеет или превратится в раковую. Таким образом, если вы думаете о себе плохо, если испытываете чувство вины, ругаете себя, то вы запускаете программу самоуничтожения. А если вы посылаете разрушительные мысли другому человеку (например, ненависть), то вы все равно разрушаете самого себя, но уже опосредованно. Ведь вы — частица Вселенной, но и другой человек — такая же частица той же Вселенной. И, направляя негативные мысли на него, вы тем самым отрицаете существование самого себя.

Наши болезни — это внешнее отражение наших мыслей и наших эмоций. Как вы уже поняли, мысль является универсальной формой энергии. И обладает как созидательной, так и разрушительной силой. Мы всегда должны помнить, что наши мысли обязательно материализуются, воплощаются в физическом мире. И именно наши разрушительные мысли создают нам болезни и личностные проблемы и являются сигналом о том, что в нашем подсознании запущен механизм саморазрушения. Многие из нас просто не подозревают, какая огромная сила скрывается в тех словах, которые мы произносим вслух или про себя. Мы не задумываемся над выбором слов — мы их произносим автоматически, то есть бессознательно. Мы когда-то выучили правила грамматики и теперь пользуемся ими, чтобы выразить в словах свои чувства, эмоции. Но нас не научили тому, что то, что мы облекаем в форму слов, затем возвращается к нам в виде соответствующего жизненного опыта.

Все знают о законах Природы в отношении энергии — энергия не может быть уничтожена, она может быть преобразована в другой вид. Поэтому, если вы посылаете кому-либо и чему-либо так называемые отрицательные или разрушительные мысли, то кто-то другой должен принять их. Ваш гнев и ненависть в конечном счете вернется к вам снова, но большей силы, неся с собой еще и страх, печаль, депрессию и все виды стрессовых ситуаций. А это будет еще тяжелее вынести. И вы снова и снова будете стремиться избавиться от этих мыслей, посылая их кому-нибудь. И так это будет продолжаться до тех пор, пока этот замкнутый круг не будет разорван болезнью, или травмой, или самой смертью.

Гордыня и эгоизм в христианской религии эти чувства относится к одному из смертных грехов. И надо сказать, не без основания. Именно гордыня, чувство собственной важности, является причиной страданий и болезней, часто неизлечимых, а также смерти. Именно гордыня является источником всех пагубных мыслей и эмоций. Ведь когда человек ставит себя выше кого-либо или ниже, то он начинает осуждать, презирать, ненавидеть, раздражаться, предъявлять претензии. Ощущение собственного превосходства над другими рождает высокомерие и желание унизить (словом, мыслью, поступком). Чувство собственной важности порождает огромную подсознательную агрессию, которая затем оборачивается против самого автора. Человек гордый никак не может и не хочет принять травмирующие ситуации в своей жизни, то есть те ситуации, которые не соответствуют его ожиданиям. У него есть свое понимание окружающего мира, и он считает, что именно оно является самым верным и самым лучшим. Он стремится подчинить себе окружающий мир, часто с помощью насилия. Поэтому любое несоответствие его представлениям о том, каким должен быть окружающий мир, вызывает в его душе всплеск агрессивных эмоций: злости, обиды, ненависти, презрения, зависти, жалости и др. А это, в свою очередь, приводит к различным болезням и смерти.

Каждый человек хочет чувствовать, что живет в этом мире не зря, что есть в его жизни какой-то смысл. Но чувствовать свою ценность и исключительность за счет возвышения над другими — это означает вынашивать в подсознании программу уничтожения других миров. Ведь если я лучше и выше, то другие хуже и ниже. Но на самом деле, на тонком уровне, мы все равны. Гордыня рождает самую высокую подсознательную агрессию, которая возвращается мощной программой самоуничтожения в виде травм, несчастных случаев, неизлечимых болезней и, наконец, смерти.

Важно осознать, что нет людей плохих или хороших, лучших или худших. Есть просто люди, а мы их делаем такими, какими ожидаем увидеть. Чем выше человек превозносит себя, тем ниже он падет. Чем лучше он хочет выглядеть для других, тем хуже о нем скажут. Гордый человек — закрытый человек. Не желая принять мир другого человека, он делает свой мир бедным и убогим. И в конечном итоге это приводит к одиночеству и смерти.

Есть и еще одна сторона гордыни, которая часто остается незамеченной, даже для религиозных деятелей. Ведь гордыня — это не только высокомерное отношение к окружающему миру, порождающее агрессию, направленную вовне, но это еще и принижение себя самого, неправильное отношение к себе самому, также порождающее агрессию.

Критика — это оценка и выявление недостатков чего-либо, это отрицательное суждение о ком-чем-ни-будь. Критика — это одна из производных от гордыни. Люди, которые постоянно кого-то критикуют или ругают, хотят, чтобы другие соответствовали их представлениям о мире и морали, о жизни. Они думают, что их мнение самое правильное. Но они ошибаются. Такие люди просто забывают или не знают, что живут только в своем мире. И своими критическими мыслями они выражают несогласие с миром другого человека. На тонком подсознательном или энергетическом уровне они атакуют других людей, а значит, другие миры. Претензии можно предъявлять к кому угодно: к близким, к правительству, к себе, к прошлому, к судьбе, к Богу. Эти мысли запускают программу уничтожения того, к чему они направлены. Соответственно в вашем подсознании запускается ответная программа самоуничтожения. Недовольство, претензии к окружающему миру могут привести к серьезным заболеваниям.

Известно, что у тех, кто имеет склонность к критике, часто болят суставы и горло. Ревматизм — это болезнь людей, которые постоянно выражают претензии и недовольство, критикуют себя и других. Это от того, что такие люди непреклонны, жестки в своих суждениях и не принимают чужого мнения. Чувство собственной важности раздуто у них до неимоверных размеров. Критика, как и любое другое поведение, имеет свои позитивные намерения. Когда мы критикуем какого-то человека, мы хотим, чтобы он стал лучше, чтобы изменил свое поведение. Когда мы критикуем государство, то хотим, чтобы оно было совершеннее. Мы живем в своем уникальном мире, но и мир другого человека также уникален. Пытаясь изменить другого человека, мы его буквально атакуем на информационно-энергетическом уровне. Выражая свое недовольство его поведением, мы нападаем на него. Фактически своей агрессией мы разрушаем на энергетическом уровне другие миры. А агрессия вызывает ответную агрессию.

Например: нас что-то не устраивает в другом человеке (поведение жены/ мужа), то мы стремимся изменить ситуацию. Выражаем свое несогласие и недовольство, критикуем, то есть пытаемся оказать на этого человека воздействие. На подсознательном уровне зарождается агрессия. Начинается нападение, атака. Другой человек вынужден защищаться — возникает ответная агрессия. Все очень просто. Выражая недовольство окружающим миром (а окружающий мир — это ваш мир), мы выражаем недовольство по поводу самого себя. Направляя агрессию на окружающий мир, мы направляем агрессию на самого себя, запуская тем самым механизм саморазрушения.

Когда мы критикуем, то просто выражаем недовольство и несогласие с кем-либо или с чем-либо. Мы считаем, что наше мировосприятие самое правильное. Осуждение гораздо опаснее. Оно проникает глубже в подсознание и приводит к более серьезным заболеваниям. Осуждая человека, мы приписываем ему то, что есть в нас самих. Ведь мы общаемся не с самим человеком, а с тем образом, который мы уже создали в своем подсознании. Если мы осуждаем кого-либо, то вскоре сами становимся такими же. Я могу высказывать свое мнение или суждение о человеке. Это будет только мое мнение.

Осуждение — это производная от гордыни, эгоизма. И имеет такое же позитивное намерение, как и критика. Люди осуждают друг друга или общество для того, чтобы они стали лучше. Как же действует осуждение и какие последствия оно дает? Если мы осуждаем человека, то подсознательно запускаем программу уничтожения этого человека, которая потом возвращается к нам ответной агрессией и разрушением. На информационно-энергетическом уровне мы получаем ответный «удар» в виде какой-то неприятной ситуации или заболевания.

Если вы осуждаете группу людей, то идет мощная ответная агрессия не только на вас, но и на ваших детей. Ведь дети несут ответственность не только за действия, но и за мысли своих родителей. А взрослые несут ответственность за своих детей. Одни люди осуждают наркоманов и преступников, другие — гомосексуалистов. Многие — целые народы и государства. Женщина, осуждающая алкоголиков, получает сына-алкоголика. Родители, осуждающие и ненавидящие безнравственных и непорядочных людей, получают сына-наркомана, алкоголика или преступника. Осуждение на подсознательном уровне действует медленно, но верно, а потому дает тяжелые так называемые неизлечимые заболевания. Чаще это онкология, наркомания и алкоголизм.

Презрение — это глубоко пренебрежительное отношение к кому- чему- нибудь, полное безразличие. Презрение идет всегда рядом с осуждением. Сначала критика и недовольство, затем осуждение, потом презрение. Крайняя форма — ненависть, потом следует безразличие. Получается такая цепочка: критика и недовольство —> осуждение —> презрение —> ненависть —> безразличие. Если в нашем подсознании есть презрение и осуждение, то этими чувствами и эмоциями мы будем притягивать в свою жизнь непорядочных и низменных людей. Все эти люди потому и существуют в вашем мире. Мы их не просто притягиваем, мы их буквально создаем. Нет людей плохих или хороших, возвышенных или низменных — мы сами их делаем такими. Получается, что, презирая человека, мы хотим, что бы он ушел из нашей жизни навсегда. Мы не принимаем его. Но ведь это наш мир. И этот человек — это отражение наших чувств и эмоций. Презирая его, мы разрушаем себя. А если презрение направлено на целую группу людей, то страдаем не только мы, но будут страдать и наши дети.

Порядочный и нравственный презирает человека, совершающего безнравственные поступки. Такой человек ставит свою порядочность и нравственность выше всего.

Умный презирает глупого. И наоборот.

Пуританин — проститутку.

Богатый — бедного.

Красивый — урода.

Чистый — грязного.

Здоровый — больного. И наоборот.

Наш мир двойственен. И пока будут существовать люди, зацепленные за порядочность, будут хамы и наглецы. Пока есть пуритане — будут проститутки. Пока есть богатые — будут бедные. Если вы зацеплены за красоту — вы привлекаете в свою жизнь уродство. Есть просто люди, а мы их делаем такими, какими хотим видеть. И если в нашей жизни постоянно попадаются хамы и негодяи, то причина скрыта в нас самих.

Ненависть — это крайнее проявление неприятия. Давайте разложим слово «ненавижу» на составляющие — не –на -вижу. Получается, что, ненавидя, мы мысленно избавляемся от человека: «Я тебя уже не вижу». То есть тебя уже нет. Как часто мы говорим: «Глаза б мои тебя не видели» или «Видеть тебя не хочу». То есть не желание видеть человека- это тоже ненависть. Есть еще одно проявление ненависти —безразличие и равнодушие. Это та же самая ненависть, только подавленная.

Ненависть приводит к очень серьезным болезням. Прежде всего она «бьет» по голове и глазам. Эпилепсия, болезнь Паркинсона, параличи, травмы головы и травмы вообще, мигрени, болезни глаз, опухоли, тяжелые кожные заболевания могут быть следствием ненависти. Фактически, люди уничтожают друг друга на подсознательном уровне, а потом удивляются, почему в мире так много насилия. Характер проблемы или болезни зависит от силы и направления ненависти. Дочь осуждает и ненавидит отца-алкоголика. А отец является для девочки воплощением мужского начала Вселенной. В ее подсознании уже с детства действует программа уничтожения мужчин. Она подрастает и выходит замуж. Первый брак — неудачный — развод. От первого брака рождается девочка (мальчики будут просто нежизнеспособны). Второй брак — тоже неудачный. И от второго мужа тоже рождается девочка. Женщина пытается построить семью с другим мужчиной, и даже живет некоторое время с ним. Но потом отношения разрываются. А ее дочери подрастают и выходят замуж уже за таких мужчин, которые пьют, оскорбляют и бьют их. Программа ненависти к мужчинам, заложенная матерью, действуя в подсознании потомков, возвращается обратно ответной агрессией.
Человек привлекает в свою жизнь убийцу неправильным отношением к жизни и смерти. Такой человек может неоднократно выражать мысли о нежелании жить или желать смерти другому. А подобное притягивает подобное. Ну а дети содержат в себе агрессию своих родителей, да еще и во много раз усиленную. Дети несут ответственность за мысли своих родителей и наоборот.

Раздражение возникает тогда, когда что-то не устраивает: беспорядок в доме, грязная посуда, неубранная постель, разбросанные вещи, опаздывающие гости, плохое поведение детей и т. д. У каждого человека есть свои требования к окружающему миру, и если что-то вокруг не соответствует этим требованиям, то появляется раздражение. Если раздражение присутствует в жизни долгое время, то это приводит к развитию определенного круга заболеваний. На раздражение реагируют печень, кожа, кишечник, желудок, суставы и другие органы.

Гнев и злость — это чувства сильного возмущения и негодования. Это крайняя форма раздражения. Эти эмоции появляются тогда, когда ситуация выходит из-под контроля. Каждый человек хочет контролировать ситуацию — так он себя чувствует спокойнее. Но не всегда это удается. Вот когда это не удается, тогда появляется гнев, который может перейти в физическое насилие для того, чтобы изменить ситуацию. Если вы не выражаете гнев открыто, а сдерживаете, то это опасно, так как гнев, не найдя выхода, остается внутри человека. Эта энергия начинает разрушение организма и постепенно трансформируется в болезнь. Но если вы реализуете свой гнев, то есть открыто выражаете его, проявляя насилие, то и получите в своей жизни ответное насилие; и не обязательно от этого же человека. Если человек постоянно подавляет в себе такие эмоции, как раздражение, гнев и злость, то начинают страдать печень, суставы, органы дыхания и другие органы и системы организма. Невыраженные чувства начинают накапливаться в тех органах, которые ответственны за их выражение.

Вот пример. Печень со своей желчью отвечает за вспыльчивость. Подавлённый гнёв и вспыльчивость сначала вызывает воспаление желчного пузыря и застой желчи, дискинезию желчных путей, а со временем эти невыраженные горькие чувства откладываются в виде камней. Ведь должен же быть материальный субстрат накопленных эмоций. Суставы ответственны за приведение этих агрессивных чувств в действие. А это приводит к их воспалению. В итоге — ревматизм, бурсит, вывихи.

Получается, что выражать свой гнев плохо, а сдерживать — не лучше. Так что же делать? Некоторые советуют: если у вас накопилась злость, гнев и раздражение, то начните колотить подушки. Пар выйдет — и вам станет легче. Другие считают, что лучше открыто заявить человеку, на которого вы сердитесь, о своем отношении к нему. То есть взять и накричать на него.

Обида — это чувство, которое возникает у человека тогда когда как он считает, к нему относятся несправедливо. Оно возникает в ответ на причиненное огорчение, оскорбление, дурной отзыв, насмешку, причиненную боль, побои, убыток. Обида — это глубоко подавленный гнев. Человек, который обижается, хочет, чтобы к нему изменили отношение. Относились бы с большим вниманием, уважением, любовью, чтобы ценили. Позитивное намерение обиды понятно — изменить к себе отношение. Обиды могут вызывать не только рост опухолей, но и другие болезни: язву желудка и двенадцатиперстной кишки, сыпи на коже, головные боли и другие. Обида – это еще одна производная от гордыни. Обижающийся человек никак не может понять и принять того факта, что это он сам привлекает в свою жизнь обидчика.

Досада - чувство раздражения и неудовольствия вследствие неудачи. Представьте, что вы стремитесь к чему-то, затрачиваете на достижение цели определенные усилия? а потом бац — и неудача. В результате появляется досада, то есть подсознательная агрессия на себя самого. А это приводит к страданию определенных органов. Нельзя сказать, что страдает в первую очередь. Поражаются и печень (помните выражение «горечь поражения»), и почки («остался неприятный осадок»), и другие органы. Кроме того, теряется очень много энергии. Да только досада появляется от непонимания того, что нет в жизни побед и поражений. Есть просто результат. Не хорош он и не плох. Если результат вас не устраивает, то это значит, вы что-то сделали не так — измените свое поведение.

Разочарование — это чувство неудовлетворенности от чего-нибудь несбывшегося, крушение веры в кого – нибудь или во что-нибудь. Представьте, что человек мечтает, строит какие-то планы, рассчитывает на какой-то определенный результат, но в один «прекрасный» момент все рушится. Помимо обид, злости и ненависти к тому, кто помешал осуществлению планов, появляется чувство разочарования. А это уже прямая программа уничтожения окружающего мира и себя. Это чувство приводит к очень серьезным заболеваниям. Например, разочарование в жизни приводит к раку и туберкулезу; разочарование у мужчины в женщинах — к импотенции; разочарование у женщины в мужчинах — к болезням ее половых органов.

Так сложилось, что многие люди считают, что чувство вины — это очень хорошее чувство. И человек, который себя обвиняет, — это хороший человек, у него есть совесть. А раз есть совесть, значит, он порядочный. Но ведь именно тот, кто себя винит, и есть самый плохой и непорядочный. Он же постоянно твердит: «Я плохой, я недостойный, я непорядочно поступил». И такими мыслями он притягивает соответствующие ситуации. Наказание еще никого не изменило в лучшую сторону. Как взрослые наказывают детей. Для чего они это делают? Наверное, для того, чтобы ребенок не делал чего-то, что взрослые считают плохим. Они постоянно твердят ребенку: «Не делай этого. Не ходи туда. Это плохо. Это грязно. Это ужасно». Наказывая ребенка, взрослые стремятся, чтобы он стал лучше, чтобы изменил свое. Но здесь есть один парадокс. Наказание учит, чего нельзя делать, но не учит, что делать вместо этого.

Когда взрослый человек обвиняет и наказывает сам себя, он тоже стремится изменить свое поведение, хочет стать лучше. Но наказание очень плохой способ для этого. Мало того, обвиняя и наказывая, мы загоняем себя в определенные рамки, границы, за пределы которых не можем высунуться. Потому что, как только мы переступаем эти границы дозволенного, автоматически (то есть подсознательно) запускается механизм самонаказания. Кроме того, наказание и чувство вины всегда связаны с болью, страданиями, несчастными случаями, обидами, озлобленностью. Получается, что если вы чувствуете себя виноватым, то подсознательно привлекаете в свою жизнь все эти неприятные и разрушительные вещи. Все очень просто: чувство вины влечет за собой самонаказание, самокритику. А это, в свою очередь, привлекает в нашу жизнь боль и страдания.

Часто программу саморазрушения закладывают родители еще до рождения ребенка. Например, беременная женщина, обижающаяся на мужа или испытывающая уныние и нежелание жить, автоматически, сама не желая того, запускает в своем ребенке программу самоуничтожения. Такой ребенок будет всю жизнь страдать и мучиться, и мать будет страдать вместе с ним. И остановить эту программу может осознание причины, прощение всех обид и взятие на себя ответственности.

Уныние возникает тогда, когда перестает радовать жизнь. Все видится в черно-белом цвете, как будто человек надел какие-то серые очки. Возникает ощущение безвыходности. Может возникнуть нежелание жить и даже мысли о самоубийстве. В медицине такое состояние называется депрессией. Человек, испытывающий уныние, разрушает себя, покушается на свою жизнь и жизнь окружающих. Ведь нежелание жить — это мысленное самоубийство. Кроме того, такой человек агрессивно настроен. Депрессии приводит подавление гнева, ненависти, раздражения и обид по отношению к окружающему миру. Люди с депрессией, и причина у всех одна: накопленные в течение длительного времени негативные мысли по отношению к окружающему миру, к самим себе. Таким образом, люди сами создают себе депрессию, а затем ходят к психиатру и глотают таблетки, надеясь с их помощью испытать радость в жизни. Получается, что депрессия — это подавленные в свое время и возвращенные назад агрессивные эмоции. И чем больше человек испытывал агрессивных чувств и эмоций в прошлом и чем сильнее их подавлял, тем сильнее будет депрессия.

Вообще люди интересно создают себе депрессию. В их жизни было много приятных переживаний, но они почему-то запоминают именно неприятные. Многие преуспевают в этом. Человеку не до депрессии, когда ему надо ухаживать за двумя сотнями фиалок.

Раньше считалось, что болезни — от дьявола. Что это проявление неких темных, бесовских сил. До сих пор некоторые целители, колдуны, экстрасенсы все свои усилия направляют на то, чтобы изгнать чертей, снять сглаз и порчу. Но это в корне неверно, так как болезнь при этом никуда не уходит, а просто «сбрасывается» на более тонкие информационно-энергетические слои подсознания. А потом возвращается обратно, усиленная во много раз. Еще Иисус Христос учил: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришел, находит его незанятым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого».

Нельзя изгонятъ болезнь. Ее не необходимо использовать. Потому что нет такой силы в этом мире, которую нельзя было бы использовать с позитивной целью. [1]

Заключение.

Болезнь — это внешнее проявление таких разрушительных эмоций, как злость, ненависть, обида и др. А каждая из них выполняет свои позитивные функции, служит для саморазвития. Таким образом, появляется возможность использовать разрушительные силы с пользой для себя и окружающих.

Если у вас есть болезнь или какая-то проблема в личной жизни, то обратитесь внутрь себя и узнайте, каким вашим негативным поведением, эмоциями и мыслями она вызвана. После того как обнаружите такое поведение, начните избавляться от него.

Измените свое отношение к болезни. Относитесь к ней уважительно.

Так как болезнь — это отражение на физическом плане наших определенных негативных мыслей и эмоций, то очень важно отыскать в своей личной истории те события, которые привели к формированию такого мировосприятия. Болезням предшествуют определенные жизненные ситуации. Для одних они очевидны, для других скрыты. Важно начать самоисследование, и тогда все скрытое станет явным.

Болезнь — это сигнал о нарушении равновесия, гармонии со Вселенной. Поэтому относитесь к своей болезни уважительно; примите свою болезнь. Болезнь — это внешнее отражение наших пагубных мыслей, нашего поведения и наших намерений, то есть мировоззрения. Это подсознательная защита нас самих от нашего же разрушительного поведения или мыслей. Больной человек — это тот человек, у которого больное мировоззрение. Следовательно, чтобы вылечить болезнь, необходимо изменить свое мировоззрение. Люди привыкли к такому стереотипу мышления, согласно которому болезнь — это враг и с ней нужно бороться любыми способами, несмотря на последствия. Но бороться с болезнью — это значит бороться с самим собой. Нужно понять, что причины болезней и страданий находятся не вовне, а внутри нас. Причины скрыты в нашем больном мировоззрении. Для того чтобы вылечиться, необходимо поменять свое мировоззрение. Каждый человек является частью Вселенной. А потому должен жить в соответствии с ее законами. Если будет гармония внутри, то будет гармония и вовне.

Попытки объяснить законы Вселенной предпринимались издревле. В различных религиозных течениях эти законы даны в виде заповедей. От каждого из нас требуется всего лишь стремление их понять. Раньше люди были более религиозны и стремились соблюдать заповеди священных книг. В современных условиях «цивилизованного» мира основной упор делается на материальное и очень мало внимания уделяется духовному развитию. Энергетические возможности человечества резко увеличились, а его наполненность любовью, добром, пониманием высших законов находятся на прежнем уровне. Чем это грозит человечеству и миру? Катастрофой. Именно этим нас и пугают предсказатели.

Мысль порождается человеком и обладает универсальной энергией. Сила мысли огромна. Ученые примерно подсчитали, что энергия информационного поля человека во столько раз больше энергии распада атомного ядра, что для этого числа просто нет названия. Количество нулей в этом числе переваливает за сто. Люди не подозревают, какие ресурсы скрыты в каждом человеке. Они обладают созидательной и разрушительной силой. Обиделся человек — послал другому разрушительную мысль, и она возвращается к нему болью и страданием. Выразил любовь — послал созидательное чувство, и оно возвращается в виде радости и успеха. Получается, что люди на подсознательном уровне буквально уничтожают друг друга, а потом удивляются, почему болезней не становится меньше и почему в мире так много насилия.

Нейтрализация негативных подсознательных программ ведет не только к излечению, но и к изменению судьбы человека, и даже судьбы и здоровья его детей.

Причины возникновения любых болезней и страданий в личной жизни можно свести к трем основным:

1) непонимание цели, смысла и предназначения своей жизни;

2) непонимание и несоблюдение законов Вселенной;

3) наличие в подсознании и сознании пагубных мыслей, чувств и эмоций.

Список литературы.

1. Синельников В.В. «Тайны подсознания». – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 525с.

2. Александер Ф. «Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение». /Пер. с англ. С. Могилевского. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 352 с. (Серия «Психология без границ»).

3. Луиза Хей «Исцели себя сам». Издательства: Олма Медиа Групп, Олма-Пресс, 2006 г. Твердый переплет, 208 стр.

4. Борис Дмитриевич Карвасарский «Клиническая психология» Учебник (2004 г.)

5. Фрейд З. «Введение в психоанализ» Лекции / Пер. с нем. Г.В. Барышниковой; Под ред. Е.Е. Соколовой и Т.В. Родионовой. – СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2008. – 480 с.

6. «Из истории психосоматики». Автор Administrator

http://www.medidea.ru/articles/713/140/

7. «Психосоматика: все болезни действительно от нервов». Автор Наталья Мантахаева

http://www.refintes.ru/17/refs.php?id=164155

8. «Интенциональное сознание» К.А. Терентьева Философия XX века: школы и концепции: Научная конференция к 60-летию философского факультета СПбГУ, 21 ноября 2000 г. Материалы работы секции молодых учёных «Философия и жизнь». СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.261-264

http://anthropology.ru/ru/texts/terentjeva_ka/phillife2000_096.html

9. Новые идеи в философии. Сб. 16. Психология мышления, СПБ, 1914; Шпет Г. Г., Явление и смысл, Μ., 1914, Hауеn Α., L'intentionnel selon st. Thomas, 2 éd., Bruges, 1954; Lévinas E., Intentionalité et metaphysique, "Rev. philos, de la France et de l'étranger", 1969, No 4, p. 471–79. H. Мотрошилова. Москва.

(Источник: «Философская Энциклопедия». В 5-х т. – М.: Издательство "Большая Советская Энциклопедия", 1960–1970.)

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/452/%D0%98%D0%9D%D0%A2%D0%95%D0%9D%D0%A6%D0%98%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC

10. Антонио Менегетти «Психосоматика» / пер. с итальянского. ННБФ «Онтопсихология». – М 2004- 360с.