Курсовая работа: Стресс в жизни человека. Его преодоление

Название: Стресс в жизни человека. Его преодоление
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: курсовая работа

Московский городской

психолого-педагогический УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной психологии

Курсовая работа

на тему «Стресс в жизни человека. Его преодоление»

Выполнила студентка

Научный руководитель

Москва, 2010г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение

3

1.О психологическом стрессе

7

2. Положительный стресс, отрицательный стресс. Причины стресса

14

3.Способы коррекции негативных последствий стрессового состояния

20

Выводы

28

30

Эмпирическая часть

Список литературы

33

Введение

Легкие чувства часто длятся очень долго, ничто не сокрушает их, ибо ничто не напрягает их; они следуют обстоятельствам, исчезают вместе с ними, тогда как глубокие привязанности совершенно разрываются, оставляя вместо себя мучительные раны.

А. Сталь

Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить.

У. Шекспир

С привeденными выше цитатами невозможно не согласиться. Чувства, эмоции, протекают в едином темпе с нашей жизнью. Грусть, уныние и другие эмоциональные переживания охватывают нас, когда мы сталкиваемся с разными проблемами, которые не можем сразу преодолеть. И наоборот, мы радуемся, ликуем, когда все получается. Наши эмоции, наши внутренние ощущения являются неким индикатором индивидуального восприятия ситуации. И они влияют на наше настроение и даже на последующее восприятие происходящих перемен. «Все, что посылает нам судьба, мы оцениваем исходя из расположения духа»[1] .

Порой бывает что, оказываясь в центре чего – то радостного, мы не можем с достоинством этого оценить. Чаще это происходит оттого, что мы отвлечены и сконцентрированы, по большей части, на других эмоциях. И негативные перeживания, в этом контeксте, намного эффективней отвлeкают нас от происходящего в настоящем времени. Подобные переживания могут быть как кратковременными, так и долговрeменными. В случае переживаний, которые сильно влияют на человека и действуют на него определенное количество времени, ученые именуют подобное стрессом.

«Стресс (в психологии) (англ. stress) – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований»[2] .

Стрeссовые ситуации встречаются в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всeх сферах человеческой жизни и деятельности не вызывает сомнений. Стресс оказывает немалое воздeйствие как на физическое здоровье организма, так и на его психические процессы, на социально – психологические функции человека. Это имeет отражение во всех сферах жизнeдеятельности человека и откладывает некий отпечаток на его возможностях и способах взаимодeйствия с окружающим миром. Влияние этого психического процесса может быть масштабным от длительного дискомфортно – нeгативного эмоционального состояния до, как было выше упомянуто, физиологичeских и психических расстройств. Поэтому так важно человeку уметь определить в себе это состояние и правильно из него выйти.

В настоящее время проблема влияния стрeсса на здоровье и деятельность человека приобретаeт все большую популярность. Потому что в связи с «технологическим прорывом», который осуществило человечество, темп нашей жизни за последние десятилетия рeзко увеличился. Порой люди за ним просто нe поспевают. Из – за этого и многих других факторов у человека ухудшаeтся настроение, падает самооценка, и некоторая неразрешимость проблем может привести человека к стрессовому состоянию.

Но нельзя говорить о стрессе только как о негативном процессе нашей жизни. Можно сказать, что воздействие стресса влияет на человека как отрицательно, так и с некоторым положительным оттенком. Только негативные эмоции слишком захватывают нас, и поэтому мы не всегда понимаем, что стресс помог нам, ознакомил нас с еще одной стороной этой многогранной жизни.

«Все в жизни, что меня не убивает, делает меня сильнее» – говорил Фридрих Ницше[3] . Эта фраза также подойдет и к стрессовым переживаниям.

Сталкиваясь с какой – либо ситуацией, человек будет реагировать на нее. В случае, когда у индивида не возникает ощущения невозможности решения проблемы, и он справляется с определенными задачами, он будет испытывать положительные эмоции, у него усилится вера в себя. При негативно влияющих на человека ситуациях, которые вызывают у него трудности в определении подходящей модели поведения, или ее итог оказывается негативным, индивид может ощутить неудовлетворенность, уныние, грусть. И чем дольше затягивается проблемная ситуация, тем больше она тяготит человека. И это может привести к стрессу. Однако, при столь негативных сторонах, в памяти этого индивида останется информация о данной ситуации, которая усложнила ему жизнь. Вероятнее всего, в следующий раз этот человек либо быстрее найдет подходящее решение, либо постарается не оказаться в центре воздействия ситуации.

Вся эта информация говорит о том, что тема стресса очень объемна. Она как некий итог взаимодействия жизненных процессов, которые отличаются своей нестандартностью и разнообразными эмоциональными проявлениями.

Но, не смотря на некоторые противоречивые моменты, затрагивающие тему стресса, для каждого человека является необходимостью знать о влиянии стресса на физиологию человека, на некоторые психологические аспекты, так как каждый встречается со стрессовыми ситуациями.

Актуальность работы заключается в акценте основных тематических характеристик рассматриваемой темы «Стресс в жизни человека. Его преодоление».

Объектом исследования являются студенты.

Предметом исследования является устойчивость к стрессам как характеристика личности.

Целью исследования – выявление типа стрессоустойчивости.

Гипотеза – студенты, учащиеся на гуманитарном факультете, более подвержены воздействиям стресса

Задачи – *определение степени стрессоустойчивости

*выявление предположительной разницы типов стрессоустойчивости технического и гуманитарного факультетов

* определение разницы в результатах мужского и женского пола.

О психологическом стрессе

На сегодняшнее время, тема стресса очень актуальна. Она проявляется и в научных обсуждениях и в публицистических материалах. Получается что на тему стресса, можно найти много информации, и бывает даже так, что она может нести противоречивый характер. Что же такое стресс? Немов рассматривает стресс как разновидность аффекта, определяя его как «состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения»[4] .

Г. Селье, который ввeл понятиe стрeсса в 1936 г., определяет стрeсс как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», состояниe психичeского напряжeния, обусловленного выполнением деятeльности в особенно сложных условиях[5] .

Дословно это слово переводится как «напряжение», и довольно часто им обозначается широкий круг состояний человека. Но это всегда напряжение всего организма человека, отвечающего на воздействие различных факторов, как физических, так и психологических. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись[6] . Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мужчина, которого оповестили о гибели жены, испытал сильнейшее потрясение, даже шок. Говорят, в такие моменты некоторым людям даже не хочется жить больше на свете. Однако, через какое – то время, с этим мужчиной могут связаться и сказать, что его жену перепутали с другой женщиной, а сама жена по иронии судьбы плохо себя почувствовала на улице и, потеряв сознание, не могла связаться с мужем и успокоить его. Таким образом, мужчина почувствует счастье, радость оттого, что все – таки его близкий человек невредим, почувствует в себе снова внутреннюю силу и хорошее настроение.

По этому примеру мы видим, как разные ситуации могут повлиять на человека, однако здесь можно заметить и некоторые общие моменты. Те результаты, которые исходили из этих событий – ситуация, которая принесла человеку горе и другая, которая наоборот сделала его счастливым –оказываются абсолютно непохожими, даже противоположными, но их воздействие, некое стрессорное, и будет неспецифическим требованием приспособления к новым жизненным элементам, что выделяет в них общий механизм.

Организм постоянно находится под влиянием условий окружающей среды, и происходит так называемое противопоставление его способностей, к примеру, способности приспособиться к ситуации. Стресс и есть набор приспособленных реакций, предназначенных на всякий случай, который получил название – общий адаптационный синдром (ОАС) [7] .

Основные стадии, в развитии общего адаптационного синдрома выдвинул Селье, продемонстрировав универсальную концепцию стресса[8] . Первая стадия, именуемая стадией тревоги, заключается в столкновении организма со стрессовым воздействием. Реакции, соответствующие этой стадии, возникают практически мгновенно, и они связаны с подготовкой к новым условиям и экстренному нахождению подходящих действий к этим условиям. Изначально, характер произошедшей ситуации непонятен организму, и эта данность способствует активации следующей фазы – фазы сопротивления, так же она называется фазой резистентности, то есть «врожденный иммунитет». Она мобилизует силы организма на борьбу со стрессовым воздействием. Действие защитного механизма помогает организму адаптироваться к новым условиям, противиться воздействию стрессора. Эта стадия, помимо усиления мобилизации, активирует функции внимания, памяти, процессов мышления. Таким образом, человеку предоставляется адекватный способ преодолеть сложную ситуации, найти наилучшую модель поведения.

Однако не всегда, даже когда активировались две первые фазы, человек находит позитивный выход из ситуации, что затягивает поиск новой тактики и стратегии поведения и удерживает индивида в стрессовом состоянии.

Здесь уже развивается состояние дистресса, что большинство людей именуют стрессом. Фаза сопротивления продолжает действовать, поскольку организм так и не вышел и стрессовой ситуации, и ее действие, ее борьба становится более интенсивной, что приводит к третьей фазе – фазе истощения. На этой фазе возникают серьезные нарушения биологической и психологической адаптации. Ресурсы организма истощаются, появляется слабость и другие негативные симптомы, которые приводят к различным заболеваниям, вследствие этого развиваются пограничные состояния[9] . К этим состояниям относят в первую очередь неврозы – «психогенные нервно – психические расстройства личности, проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений»[10] .Агрессивность, тревога, депрессия, фобии и многие другие состояния указывают на неразрешенную стрессовую ситуацию, которая укоренилась и является следствием психологических расстройств.

Итак, понятие «стресс» охватывает множество разнообразных психических состояний, которые характеризуются крайней напряженностью, и возникают в результате действия экстремальных раздражителей (стрессоров) [11] .

Существует большое количество разновидностей стресса, но, в целом, его воздействие можно разделить на физиологическое и психологическое. Физиологический стресс, характеризуется напряжением физиологических функций, а психологический стресс – нарушением гармонии личности, ее дисбалансом, и часто бывает совместное взаимодействие этих видов на человека.

Физиологический стресс характеризуется прямым действием определенного стимула – раздражителя на оргaнизм. Представим, что повар готовит еду на кухне, неловким движением он зацепляет рукавом ручку кастрюли, в которой кипит вода. Понимая, что кастрюля падает, повар пытается ее удержать, но так как он был без рукавиц, а кастрюля очень горячая, повар, отдергивает руку и кастрюля все равно падает на пол.

Психологический стресс является более сложным внутренним состоянием. Поэтому здесь требуется обязательный анализ значимости ситуации с учитыванием особенностей личности индивида и его интеллектуальных процессов[12] . Физиологический стресс представляет собой некоторое стереотипное реагирование индивида, а психологический абсолютно непредсказуем и зависит от особенностей личности. Также ситуация, не обладающая объективными причинами для стресса, тоже может сформировать психологическое напряжение и именно поэтому, объективность является неэффективным помощником при анализе психологического стресса, ведь все зависит от индивидуального восприятия. Все это усложняет возможность выделить универсальные психологические раздражители, стрессоры, и среду, провоцирующую их. Каждый подход должен отличаться от другого своей индивидуальностью. Например, даже очень слабый раздражитель в определенной ситуации, может спровоцировать психологический стресс, а очень сильный – может никак не повлиять на человека. Поэтому нужно учитывать много аспектов, чтобы понять причину, которая поспособствовала развитию данного состояния. Это особенно актуально в судебных процессах.

Устимов разделяет психологический стресс на эмоциональный и информационный[13] . Информационный стресс возникает когда человек не успевает за темпом, который создала жизненная ситуация, ему сложно принять правильное решение и, таким образом он не может справиться с поставленной целью. Примером к этому может быть какая – либо аварийная ситуация. Состояния эмоционального стресса возникают в экстремальных ситуациях, которые несут крайнюю опасность и они в большей степени травмируют личностные устои человека.

Также Селье ввел понятия «эустресс» и «дисстресс»[14] , таким образом, дифференцируя понятие стресса. Эустресс – положительно окрашенные эмоциональныe реагирования организма на предъявляемыe к нeму трeбования, соответствующие его рeсурсам, то есть человек видит перед собой некоторое препятствие и, поскольку у него нет недостатка ресурсов, преодолевает его. А вот другая ситуация: когда человек сталкивается с проблемой, но у него нет ресурсов для ее решения, тогда подобное будет характеризоваться отрицательными переживаниями, и иметь негативно эмоциональный окрас. Как раз это можно назвать дистрессом. Но не смотря на разнородность приведенных выше примеров, не смотря на непохожесть восприятия человеком этих ситуаций, и в первом и во втором случае, каким бы стрeсс не был – положитeльным или отрицатeльным, он всeгда будет следствием перемен, потери равновесия.

Исходя из этого многие люди понятие «стресс» воспринимают как негативный фактор нашей жизнедеятельности, который нужно всячески избегать. Распространенная прежде фраза «все болезни от нервов» трансформировалась – «все болезни от стрессов»[15] . И, оказывается, эта фраза не голословна. «По данным Всемирной организации здравоохранения, почти половина всех заболеваний (а точнее 45%) в корне связана со стрессами. Некоторые специалисты, основываясь на серьезнейших данных, полагают – эта цифра занижена вдвое, и чуть ли не все болячки человеческого организма, за немногочисленным исключением, вызваны стрессами обыденной жизни – межличностными конфликтами, обманутым доверием, несбывшимися надеждами, неопределенностью, чувствами ревности, вины... Медики оперируют еще одним немаловажным фактом: они утверждают, что от 30 до 50% посещающих поликлиники – практически здоровые люди, и все что им необходимо – это лишь некоторая коррекция эмоционального состояния»[16] .

Эта информация заставляет глубоко задуматься об образе нашей жизни. Напрашивается вопрос: стоит ли вообще жить в больших городах, где события имеют динамику интенсивного развития, ведь человеку приходится подстраиваться под этот темп, а если это не удается сделать, то стрессов не миновать. Куда проще отгораживать себя от всех событий, которые хотя бы косвенно могут повлиять на нас негативно. Хорошим примером здесь будет поросенок в кирпичном домике из сказки «Про трех поросят».

Однако разум подсказывает, что невозможно отгородиться от всех жизненных испытаний, невозможно просидеть всю жизнь в своем «кирпичном домике». Ведь не только внешние изменения могут влиять на нас, меняя наше настроение, варьируя наш душевный покой. Мы сами, оберегая себя от неприятностей, находясь в «кирпичном домике», можем создать себе идеальную ситуацию для развития стрессового состояния.

«Мы сами создаем окружающий нас мир. Мы получаем именно то, что заслуживаем. Как же мы можем обижаться на жизнь, которую создали для себя сами? Кого винить, кого благодарить, кроме самих себя! Кто, кроме нас, может изменить ее, как только пожелает?»[17] .

Наша жизнь всегда будет наполнена победами и поражениями и постоянное избегание стресса явно не гарантирует спокойное существование, это не является универсальным способом. Каждый может вспомнить своих знакомых, которые жизнерадостны, здоровы и полны энергии, хотя им тоже пришлось переживать длительный стресс, скорее всего множество раз. И напротив, в памяти найдутся и такие знакомые, которые всегда слишком осторожны, которые живут без особого напряжения и все равно выглядят болезненными и недоверчивыми. Скорее всего, у таких столь осторожных людей существует неудовлетворение от жизни, они даже могут этого не осознавать, но это имеет место быть.

«Стресса не следует избегать. Независимо от того, чем вы заняты или что с вами происходит, всегда есть потребность в энергии для поддержания жизни, отпора нападению и приспособления к постоянно меняющимся внешним воздействиям. Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Сердце продолжает перекачивать кровь, кишечник — переваривать вчерашний ужин, а дыхательные мышцы обеспечивают движение грудной клетки. Даже мозг не полностью отдыхает в периоды сновидений.

Полная свобода от стресса означает смерть. Стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю ( как было сказано выше, это означало бы смерть). Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса (но не обязательно дистресса)» [18] .

Положительный стресс, отрицательный стресс. Причины стресса

Стресс - вкус и аромат жизни

Г. Селье

Существует достаточно много примеров того, что стресс оказывает благотворное влияние на организм, значительно повышая работоспособность человека. Кратковременный положительный стресс не вредит нам, а наоборот, «закаляет» нас для последующих тяжелых ситуаций.

Все больше и больше россиян решаются на отчаянный шаг – окунуться на крещение. И с каждым годом ряды таких людей, объединенные общим интересом, пополняются[19] . Некоторые не один раз повторяют этот подвиг. Эти люди испытывают настоящий стресс, причем двойной: и психологический – очень сложно заставить себя прыгнуть в прорубь, когда отметка термометра достигает минус 20 градусов по Цельсию, и, конечно они испытывают физиологический стресс, поскольку в такую погоду комфортно в теплой одежде, в утепленной обуви, но не как не в плавках[20] . Становится очень интересно понять что в эти минуты происходит с организмом ныряльщика?

В лабораторных условиях был найден ответ на этот вопрос. Здоровый испытуемый, мужчина, сорока трех лет принял участие в эксперименте, который проводили научные сотрудники всероссийского научно – исследовательского института физкультуры и спорта[21] . Эксперимент выглядел следующим образом: в самом начале испытуемый сдавал анализ крови, далее, на короткое время он погружался в ванную с ледяной водой, после чего у него повторно брали анализ крови. Максим Шкурников к.м.н., старший научный сотрудник ВНИИФК оглашает итог: «У испытуемого более чем на 7 раз в крови возросла концентрация адреналина. На уровне организма, у испытуемого резко уменьшилось кровоснабжение кожных покровов, практически прекратились процессы пищеварения и, в тоже время, усилилось снабжение глюкозой мозга и кровью мышц». Классический Холодовой стресс, так это охарактеризуют специалисты. Организм подготовился защищать свою жизнь. На самом деле, нам известно, что никаких угроз для жизни не было, однако во время проведения эксперимента, об этом знали медики, а организм, спасая себя, пустил все свои скрытые резервы на борьбу со стрессом.

Для того, чтобы запустить внутренние резервы, необходим какой-то сигнал[22] . Получается некая стрессовая ситуация для организма: какое-то относительно новое воздействие непривычно для него. Защищаясь от нового воздействия, которое неизвестно как повлияет на нас, организм концентрирует свои основные силы, приостанавливает привычные для него процессы. Сергей Судаков, директор НИИ обычной физиологии им. П.К.Анохина РАМН, член-корреспондент РАМН, говорит о том, что короткие стрессы полезны для человека. Если тренироваться таким образом, то в будущем этому человеку будет проще справляться со стрессовыми ситуациями, затяжной стресс будет преодолен быстрее. Одним словом, стресс не убивает, но даже может лечить[23] .

Еще одной положительной стороной стресса является свойство эффективности выполнения какой-либо деятельности[24] . Речь идет не о затяжном стрессе, а о недолгом его проявлении. Хорошим примером здесь может послужить сдача сессии для студента. Безусловно эта ситуация оказывает отягощающее действие: студент, как правило, переживает, для него это особо ответственные дни. Получается, он ощущает психологический стресс, который переходит также и на физиологию студента. Следствием этого, студент, на время сдачи сессии, как бы перестает быть человеком.

«…Вот сколько в силах человек не спать? Ну день, ну два... и кончено! Ломается! Студент же может сессию сдавать, не спать неделю, шахмат не бросать да плюс еще влюбиться ухитряется» [25] .

Из этого можно сделать вывод, что стресс все – таки может влиять на человека положительно. Однако нужно отметить, что именно кратковременная ситуация стресса может оказывать такое влияние, но в случае затяжного, хронического стресса, наблюдается обратный эффект. Хронический стресс негативно влияет на человека. Если давление окружающей среды или внутренней среды длится слишком долго, то организм не может сохранять в постоянстве повышенную боевую готовность. И в какой – то момент, если не происходит избавление от стресса, уже наблюдается состояние истощения и срыв[26] . Именно это тревожное состояние мы переживаем в быту и называем стрессом, и как выяснилось ошибочно, так как это понятие мы связываем лишь с негативом.

Поэтому так необходимо понимать разницу между стрессовыми ситуациями. Людям необходимо избегать или хотя бы осознанно относиться к возможным «провокаторам» негативного, хронического стресса. Чтобы сохранить целостность своей личности, свое здоровье – вот для чего нужно знать о причинах, способствующих развитию стресса.

Причины, благоприятно влияющие на возникновение эмоционального стресса, часто имеют связь с экстремальными ситуациями, которые встречаются у каждого на жизненном пути. Здесь абсолютно свободно можно заявить, что эти ситуации могут быть связаны и с влиянием организационных моментов деятельности, и социальных, экологических и технических. В основе этого стрессового состояния лежат нарушения информационно – когнитивных процессов регуляции деятельности[27] . Исходя из этого, любое жизненное событие, неотъемлемой частью которого будет сопровождение психической напряженности, которое является независимой от сферы жизнедеятельности индивида, может оказаться источником эмоционального стресса или благотворно воздействовать на развитие этого процесса.

Из этого выходит, что развиваться стрессовая ситуация может не только с помощью негативных особенностей рабочего процесса человека, но также и с самыми разнообразными события­ми в его жизни, с деятельностью которая может встретиться в любой жизненной тематике, то же самое касается и общения, и познавательных элементов окружающего мира. Поэтому прежде чем указывать на причины появления эмоционального стресса в жизни человека или в своей жизни, нужно сперва учесть важность и особенность влияния разнообразных жизненных ситуаций человека, которые могут оказаться источником стресса. Очень часто нам приписываются определенные требования, мы становимся ответственными в выполнении этих требований, нам приписывается определенная роль. Часто бывает, что мы может характеризовать несколько ролей. Например, женщина, у которой есть маленькой ребенок, должна «играть» роль матери, то есть общество уже поставило по отношению этого статуса определенные цели и она должна их достигать, осуществлять. Но возможно так же что эта женщина еще учится в университете и тут приписывается еще один статус – статус студента, который также как и статус матери имеет некоторый шаблон. Получается, что существует образец определенных действий, приписываемый статусу, но еще необходимо иметь возможность осуществить то, что от нас ожидается, не разочаровать окружающих людей и самого себя.

Известный американский социолог Роберт Мертон называет это социальной структурой, и указывает на то, что ее составляющими являются два важных компонента. Первый – это существенные цели, поставленные обществом, второй – это те средства, которые употребляются для достижения цели[28] .Но в жизни не всегда получается находить ресурсы для осуществления целей, для подтверждения своего ролевого статуса и, в таких случаях, возникает ролевое напряжение[29] . Ролевое напряжение не имеет четкого начала и четкого конца. Оно может как возникать, так и пропадать, а потом снова проявиться у человека, что приводит к хроническому стрессу.

Так же, источником травмирующего воздействия могут оказаться природные и техногенные события в нашей жизни, особенно если они становятся катастрофой – война и проблемы, которые сопутствуют ей (например, голод), а также индиви­дуальные травмы.

Поскольку интерес к этой теме становился все больше и больше, ее начали исследовать и были выявлены стрессо­ры, провоцирующие стрессовое состояние личности. С. Разумов дифференцировал стрессоры, непосредственно или косвенно участвующие в организации тревожно – стрессовой реакции у человека, на четыре группы[30] :

Стрессоры активной деятельности: а) экстремальные стрессоры
(боев, космических полетов, подводных погружений, парашютных прыжков, разминирования и т. п.); б) производственные стрессоры (связанные с большой ответственностью, дефицитом времени); в) стрессоры психосоциальной мотивации (соревнования, конкурсы, экзамены).

Стрессоры оценок (оценка предстоящей, настоящей или прошед­шей деятельности): а) «старт» — стрессоры и стрессоры памяти (предстоящие состязания, медицинские процедуры, воспоминание о пережитом горе, ожидание угрозы); б) побед и поражений (победа в соревновании, успех в учебе, любовь, поражение, смерть или болезнь близкого человека); в) зрелищ.

Стрессоры рассогласования деятельности: а) разобщения (конф­ликты в семье, на работе, угроза или неожиданное, но значимое известие); 6) психосоциальных и физиологических ограничений (сенсор­ная депривация, мускульная депривация, заболевания, родительский дискомфорт, голод).

Физические и природные стрессоры (мускульные нагрузки, травмы, темнота, сильный звук, качка, высота, жара, землетрясение).

Анохин П. выделял тревогу как сопутствующий компонент стресса и указывал, что либо воздействие тревожных факторов, либо их ожидание способствую формированию стрессовой ситуации[31] . Тревожное стремление, сопровождающее желание добиться цели, может усиливаться, и, в таком случае, это будет мешать человеку, влиять на его настроение, взращивая в его душе сомнение в своих способностях и беспомощность.

То есть получается, что в нашей жизни присутствует очень много факторов, формирующих стрессовое состояние. Стресс может быть как физический, может быть как психологический и решение второго вида стресса для многих людей является непростой задачей. Поэтому надо уметь защищаться от эмоционального стресса и уметь преодолевать тревожное состояние.

Способы коррекции негативных последствий стрессового состояния

«...мы не можем избежать стресса, но можем использовать, если лучше узнаем его механизмы и выработаем адекватную философию жизни»

Г. Селье

Эксперимент «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» показывает, что все люди должны реагировать на стресс, они восприимчивы к любым изменениям[32] . Следовательно, не имеет особого значения, где учится человек: в техническом ВУЗе или в гуманитарном, не важно кем он работает. Таким образом, переживать стресс, и быть подверженным его последствиям является нормой для человека. Главной задачей является способность справиться с этими последствиями, побороть их, чтобы полноценно жить дальше. Возможность контролировать события, суметь повлиять на исход ситуации являются теми качествами, которые уменьшают стрессогенность среды и ее негативное влияние на человека. Также, чтобы преодолеть отрицательное влияние неблагоприятных со­стояний на деятельность человека и его внутренний мир, значимую роль играют волевые качества личности. Французский писатель – моралист Франсуа Де Ларошфуко в своих трудах отмечал, что чаще, мы оправдываем себя в собственных глазах, утешаясь и убеждая себя, что были не в силах достичь поставленной цели, хотя на самом деле, исход событий решает наша воля[33] . Учитывая действие волевых качеств человека в стрессовой ситуации, его эмоциональные переживания уже не будут в сознании на первом месте. Так же очень важно осознавать различия индивидуально – типического характера нервной системы и личности в целом, поскольку эти показатели влияют на процессы регуляции психических состояний, на реакции индивида в стрессовой среде. Интересные данные отметил Тони Мили по отношению реагирования людей на воздействия стрессоров. Он обратил пристальное внимание на служащих, у которых левая рука доминировала в деятельности и оказалось, что более 60% страдают от различных стрессов. При этом леворукие ссылались на множество причин из личной жизни (проблемы в семье, неудачи в карьере и другие), но не называли единственно верную. Ведь в основе таких стрессовых ситуаций, как правило, лежит сложность приспособления к другому миру, поскольку левши «правомозговые» личности, но адаптироваться нужно к «миру, который является «лево-мозговым»» [34] .

Известно, что лица, которые отличаются высокой силой нервной системы, характеризуются большей устойчивостью, они лучше переносят стрессовые ситуаций по сравнению с теми людьми, которые имеют слабую силу нервной системы. Так оказалось, что особенности личности влияют и на способность бороться со стрессами и на способность сопротивления болезням, имеющим стрессовую основу[35] . Психолог Сьюзан Кобаса отмечает, что жизнерадостные люди более выносливы в психологическом отношении. Существуют три основных характеристики составляющие выносливость: контроль, самооценка и критичность[36] . Контроль определяется и измеряется локусом контроля. Самооценка – это приписываемая ценность своим возможностям, своей личности. Критичность – то качество, которое помогает оценить свои действия, дает возможность понять ошибки и предоставляет возможность взвешивать доводы за и против приводимых гипотез. Является важным влияние всех трех факторов. К примеру, влияние самооценки проявляется в том, что люди с низкой самооценкой отражают более повышенный уровень страха или тревожности в ситуации, которая несет угрозу. У таких людей сформированы неуверенность в собственных способностях преодолеть трудности. Поэтому таки люди чаще менее энергичные, склонны подчиняться условиям ситуации, пытаются избегать ответственности за свои поступки, так как убеждены, что у них не хватит сил, чтобы с этим справиться[37] .

Таким образом, становится понятно, что стресс по большей части –индиви­дуальный феномен.

Главным аспектом психологической помощи в преодолении негативных последствий стресса и предотвращения их, является обучение чело­века определенным приемам, повышение уверенности в себе и самопринятие, выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях[38] .

Селье в своих трудах показал, что непредсказуемость и неуправляемость определенного события является более опасной, чем предсказуемость и возможность управлять им. Понимание людей о последствиях ситуации, их некоторый прогноз с предположением влияния на некоторые моменты, снижает риск сильного воздействия стрессоров и дает некоторую возможность защитить себя, оградить от неприятностей[39] .

Существует разделение реакций человека на стресс[40] :

1. Реакция стресса.

Характеризуется воздействием неблагоприятного фактора, его влияния на создание стрессовой ситуации. У человека происходит адаптация к этим условиям и она может быть как сознательной, так бессознательной. Адаптация может пройти успешно, либо получается так называемая «плохая адаптация», которая вызывает психические или физические отклонения.

2. Пассивность.

Когда адаптационный резерв человека недостаточен и организм с трудом противостоит стрессовой ситуации, возникает пассивность. Она может проявляться в виде депрессии, беспомощности, апатии. Но эта стрессовая реакция, как правило, переходящая.

Следующие две реакции подчинены волевым качествам человека и обладают свойством активности.

3. Активная защита от стресса.

Столкнувшись со стрессовым воздействием на свой организм, человек меняет окружающую обстановку, находит позитивные моменты, которые удовлетворяют его душевные потребности и способствуют улучшению физического состояния. Это, к примеру, появление нового вида деятельности: комплекс физических упражнений, рисование, пение, работа в саду.

4. Активная релаксация.

Расслабляет организм, повышает возможность наиболее выгодно адаптироваться к новым условиям. Положительно влияет на физическое и психическое состояние. Наиболее эффективна.

Как уже отмечалось ранее, переживание стресса – процесс индивидуальный и даже частный. Любое событие может вызвать стресс. Ученые Рейх и Холмс, опираясь на многолетние исследования, составили перечень наиболее актуальных перемен в жизни, провоцирующие стресс. В этом перечне есть как и негативные перемены (Смерть супруга, тюремное заключение, развод, травма), так и позитивные (Свадьба, рождение ребенка, примирение супругов). Все эти события обязательно окажут свое влияние на человека и, в итоге, может возникнуть стрессовое напряжение. Это всегда можно почувствовать, в дополнение к этому Шеффер выделил признаки стрессового напряжения[41] :

1. Ощущение невозможности сосредоточиться на чем – то.

2. Появление частых ошибок в деятельности.

3. Ухудшение процессов запоминания.

4. Сопутствующее чувство усталости на протяжении дня.

5. Очень быстрая речь.

6. Часто человек забывает то, что хотел сказать.

7. Могут возникать головные боли, слабость, спазмы в области желудка.

8. Возможна повышенная возбудимость.

9. Потеря положительных эмоций и удовлетворения от работы.

10. Потеря чувства юмора.

11. Возможно появление пристрастия к алкоголю.

12. Возможно появление пристрастия к табачным изделиям.

13. Частое чувство голода.

14. Потеря вкусовых качеств пищи, снижение аппетита.

15. Ощущение сложностей, препятствующих закончить работу во время.

Для того, чтобы сохранить личностное равновесие, избежать душевный дискомфорт, нужна определенная подготовка к ситуации, чтобы предотвратить негативные последствия[42] .

1. Необходимо обладать достаточной информацией о возможности возникновения определенной жизненной ситуаций, которая может негативно повлиять на человека.

2. Нужно предположить, каким образом можно предотвратить нежелательные события, чтобы не провоцировать критическую ситуацию или, в крайнем случае, найти способы ее смягчения.

3. Делать выводы нужно в состоянии эмоционального покоя и избегать подведения итогов сгоряча, до начала ожидаемых событий.

4. Нужно помнить, что большинство стрессовых ситуаций, человек может решить сам, не прибегая к помощи специалистов.

5. Очень важно быть твердо настроенным решить проблему, не бояться потратить энергию и силу для решения создавшейся ситуаций – это является одним из главных условий активной сопротивляемости стрессу. Нужно стараться не поддаваться отчаянию, наоборот, стремиться активно вмешиваться в ситуацию, провоцирующую стресс.

6. Необходимо понимать, что любые перемены, в том числе и негативные, являются неотъемлемой частью человеческой жизни.

7. Методы релаксации эффективны и лучше помогают справиться со стрессом.

8. Активный образ жизни создает в организме защитный фон против стресса, он улучшает, таким образом, деятельность адаптационных организмов. И это способствует созданию благоприятных возможностей для развития способностей к контролю собственного поведения, своих реакций на стресс.

9. Чтобы ослабить негативное воздействие стресса, необходимо существование неких эмоциональных тылов, они помогают обрести чувство уверенности в себе, обеспечивают эмоциональную и моральную поддержку.

10. В преодолении стрессогенных жизненных ситуации могут способствовать некоторые общественные институты: например, курсы будущих матерей, дошкольные учреждения, консультации для молодых супругов и другие.

Интересный способ избавиться от стрессового напряжения предлагает Пергаменщик, этот способ именуется как «Список Робинзона»[43] . Его словами, люди довольно часто попадают в такие ситуации, когда кажется что нет сил жить дальше, и кажется что мир «рухнул». Не все люди могут обратиться к специалистам или даже к своим близким людям, так как не у всех они есть, и, попав в стрессовую ситуацию, человек теряет веру в себя и желание бороться. «Список Робинзона» будет актуален и для таких людей, которые не хотят или не могут обратиться за помощью к своим близким. Главный принцип здесь – выписать на листке все то, что терзает человека на данный момент. Уже сама запись поможет облегчить душу. Далее, после того как самые горестные мысли зафиксированы, напротив каждой записи нужно отметить какие – то положительные моменты. Таким образом, изложив путь дистресса, человек помогает себе встать на путь выздоровления. Эффективность этого метода заключается в том, что:

1. Достигается разрядка, так как человек пытается своей записью остановить собственные мучения, переживания, отчаяние.

2. Прерывается эффект самовнушения, когда человека преследуют навязчивые мысли о безысходности ситуации, о невозможности найти выход, происходит "накручивание" бедственного положения.

3. Записав на бумаге травмирующее событие, человек делает первые умозаключения, первые выводы, приостанавливая тем самым процесс сужения сознания, характерный для человека в ситуации сильного стресса.

4. Совершается акт принятия беды – описав свое состояние, человек смиряется со случившимся (перестает посыпать голову пеплом).

5. Начинается анализ положения, который означает снижение эмоциональной напряженности за счет включения в действие интеллектуального компонента сознания.

6. Попавший в беду, может уже начинать действовать – у него равномерно работает и мыслительный, и эмоциональный аппараты, и можно подключать деятельностный.

Рациональный анализ, визуализация событий, голос рассудка помогли Робинзону – он сначала смирился со своим положением, а затем стал искать выход из сложившейся ситуации, так будет и с любым другим человеком. Этот способ мотивирует человека на действия, которые помогут разрешить проблемы и не опускать руки.

Выводы

Итак, объединяя все вышесказанное, можно заключить, что стресс является необходимым ответом организма на постоянно переменчивые условия окружающей среды. Стресс обеспечивает адаптацию человека, его гибкость.

Важно понимать, что исследования психической адаптации необходимы при рассмотрении такой темы как влияние стресса на человека. Также нужно учитывать условия внутренней и внешней среды, психическое состояние личности. Анализ этих параметров является весомой частью в изучении психологии человека.

Как уже нам уже стало ясно, стресс – важный элемент в жизни каждого человека, и исключение этого элемента или его избегание – невозможно. Важно и созидательное, формирующее, стимулирующее влияние стресса в непростых процессах обучения и воспитания. Однако, как говорится, все в меру. Стрессовые воздействия не должны превышать возможности человека приспособиться к ним, так как это может привести к ухудшению самочувствия, к разным заболеваниям – как невротическим, так и соматическим.

В настоящее время доказано, что состояние стресса – не является заболеванием. Если представить, что стресс не будет затрагивать нас, то тогда люди не смогут понимать: где счастье, а где – горе, где нужно смеяться, а где – грустить. Жизнь, в таком проявлении, оказалась бы замороженной, неестественной. Как это и не кажется удивительным, но именно стресс помогает поддерживать активность систем организма в состоянии нормы. Уровень стресса – это некоторый индикатор нашей жизни. Не нужно перебарщивать, доводить себя до изнеможения, но и нельзя постоянно отгораживать себя от всего нового, дабы сохранить нервы.

К сожалению немногие из нас могут вовремя найти выход из стрессовой ситуации, не все умеют поддерживать защитные силы организма от истощения. И проигрыш в этой борьбе отражается на нашем здоровье, самочувствии, настроении.

Поэтому главное, это сохранить веру в себя, продолжать ценить себя как личность и уметь встретиться со стрессом не как с переломным моментом жизни, а как с определенным этапом, барьером, преодоление которого откроет возможности идти дальше.

Данная работа помогла мне понять следующие моменты:

· Стресс – неотъемлемая часть любой жизни человека

· Стресс способствует формированию многих процессов, в частности, процессу адаптации

· Стресс не всегда приводит к негативным последствиям

· Существует два вида стресса, один из которых положительный, другой – отрицательный

· В большинстве случаев, человек сам может справиться с последствиями стрессовой ситуации

Эмпирическая часть

«Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» [44]

Предмет исследования – устойчивость к стрессам как характеристика личности

Объектом исследования – является две студенческих группы, одна из которых обучается на техническом факультете(МГУП), другая – на гуманитарном(РГСУ)

Цель – выявление типа стрессоустойчивости

Гипотеза – студенты, учащиеся на гуманитарном факультете, более подвержены воздействиям стресса

Задачи – *определение степени стрессоустойчивости

*выявление предположительной разницы типов стрессоустойчивости технического и гуманитарного факультетов

* определение разницы в результатах мужского и женского пола

Инструкция – Методика состоит из 20 вопросов, где допускается три варианта ответа: «Да», «Нет», «Не знаю». Ответ «Да» оценивается как 2 балла, ответ «Нет» – 0 баллов, ответ «Не знаю» – 1 балл. Сумма баллов отражает тип стрессоустойчивости личности.

Анализ Анализ студенческой группы, которая обучается на гуманитарном факультета (РГСУ)

Девушки : 82% относятся к людям, которые проявляют неустойчивость к стрессам, высокой чувствительностью к изменениям в жизни.

15% относятся к типу людей, которые также чувствительны к стрессовым воздействиям, но их отличительной чертой является напористость и гиперактивность в достижении желаемого результата.

3% относятся к типу, который чаще всего проявляет свойства стрессоустойчивости и такие люди чаще всего не достигают душевного дисбаланса.

Юноши : 53 % относятся к людям, которые проявляют неустойчивость к стрессам, высокой чувствительностью к изменениям в жизни.

42% относятся к типу людей, которые также чувствительны к стрессовым воздействиям, но их отличительной чертой является напористость и гиперактивность в достижении желаемого результата.

5% относятся к типу, который чаще всего проявляет свойства стрессоустойчивости и такие люди чаще всего не достигают душевного дисбаланса.

Анализ студенческой группы, которая обучается на техническом факультете (МГУП)

Девушки :52% относятся к типу людей, которые также чувствительны к стрессовым воздействиям, но их отличительной чертой является напористость и гиперактивность в достижении желаемого результата.

43% относятся к людям, которые проявляют неустойчивость к стрессам, высокой чувствительностью к изменениям в жизни.

5% относятся к типу, который чаще всего проявляет свойства стрессоустойчивости и такие люди чаще всего не достигают душевного дисбаланса.

Юноши :58% относятся к людям, которые проявляют неустойчивость к стрессам, высокой чувствительностью к изменениям в жизни.

42% относятся к типу людей, которые также чувствительны к стрессовым воздействиям, но их отличительной чертой является напористость и гиперактивность в достижении желаемого результата.

Процентное соотношение студентов, чувствительных к стрессовым воздействиям

РГСУ:

Девушки – 97%

Юноши – 95%

МГУП:

Девушки – 95%

Юноши – 100%

Процентное соотношение студентов, которые чаще всего проявляют свойства стрессоустойчивости

РГСУ:

Девушки – 3%

Юноши – 5%

МГУП:

Девушки –5%

Юноши – 0%

Вывод – Большинство студентов подвержено воздействиям стрессовых ситуаций. Студенты, обучающиеся на гуманитарном факультете, менее стрессоустойчивы, чем студенты, обучающиеся на техническом факультете. В соотношении полученных данных, юноши(гуманитарный факультет) более напористы и активны в достижении целей, чем юноши, обучающиеся на техническом факультете. Девушки (гуманитарный факультет) менее стрессоустойчивы, чем девушки, обучающиеся на техническом факультете. Учащиеся на гуманитарном факультете, юноши более стрессоустойчивы, чем девушки. Учащиеся на техническом факультете, девушки наиболее стрессоустойчивы, чем юноши.

Список литературы

1. Акопян В.Резервы организма и пути их реализации//Справочник «Биофизики России» – М., 1999

2.Анохин П. Принципиальные вопросы общей теории функциональной

системы//Принципы системной организации функций. – М., 1973 – 10-21 с

3. Асадов Э. Студенты//Остров романтики – М., 1969

4. Бах Р. Единственная – Киев, 1994 – 352 с

5. Бодров В. Информационный стресс – М., 2000 – 352 с

6. Губачев Ю., Иовлев В., Карвасарский В., Разумов С.,

Стабровский Е.Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. – Л., 1976 – 224 с

7. Еникеев М. Юридическая психология – М., 1999 – 624 с

8. Ж. де Лабрюйер. Характеры, или нравы нынешнего века – М., 1974 – 543 с

9. Каминский Ю., Косенко Е. Стресс – Пущино, 2003 – 68 с

10. Короленко Ц. Психофизиология человека в экстремальных условиях – СПб., 2002 – 272 с

11. Леонова А., Костикова Д. На грани стресса//В мире науки. – М.,

2004 – 34-39 с

12. Мертон Р. Социальная структура и аномия// Социология преступности – М., 1966 – 368 с

13. Немов Р. Психология – М., 1994 – 572 с

14. Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу//Психологический журнал - М., 1992. Т. 13. No 1

15. Пергаменщик Л. Список Робинзона – Минск, 1996 – 152 с

16. Селье Г. Стресс жизни – СПб, 1994 – 274 с

17. Селье Г. Стресс без дистресса – М., 1982 – 390 с

18. Тарабрина Н. Практикум по психологии посттравматического стресса – СПб., 2001 – 239 c

19. Устимов Д. Информационный стресс – Казань, 2006 – 90-91 с

20. Ф. Де Ларошфуко. Максимы и моральные размышления – М., 1994 – 187 с

21. Фетискин Н., Козлов В., Мануйлов Г.Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп – М., 2002 – 248 –249 с

22. Фролов С. Ролевое напряжение и ролевой конфликт//Социология – М., 1994 – 256 с

23. Щекин Г. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику – М., 1992 – 22 с


[1] Лабрюйер Ж. Характеры, или нравы нынешнего века - М., 1974. С. 32-38

[2] Мещеряков Б., ЗинченкоВ. Большой психологический словарь - СПб., 2007

[3] По материалам сайта - http://www.foxdesign.ru/aphorism/author/a_nietzsche.html

[4] Немов. Психология. - М., 1994

[5] Леонова. Костикова. На грани стресса//В мире науки - 2004. № 4

[6] По материалам сайта - http://www.b17.ru/article.php?id=286

[7] Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982.

[8] Леонова А. Костикова Д. На грани стресса //В мире науки 2004.

[9] По материалам сайта - http://autogen-tren.ru/32.htm

[10] Мещеряков Б., ЗинченкоВ. Большой психологический словарь - СПб., 2007

[11] Мещеряков Б., ЗинченкоВ. Большой психологический словарь - СПб., 2007.

[12] Еникеев М. Юридическая психология. - М., 1999.

[13] Устимов Д. Информационный стресс. - Казань, 2006.

[14] Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982.

[15] По материалам сайта - http://www.gazeta.grodno.by/157/t7.html

[16] По материалам сайта - http://www.gazeta.grodno.by/157/t7.html

[17] Бах Р.Единственная – Киев. 1994

[18] Селье Г.Стресс жизни – СПб. 1994

[19] Первый канал.Четыре мифа о здоровом образе жизни – М. 2010

[20] По материалам сайта - http://news.moe-online.ru/view/215767.html

[21] Первый канал.Четыре мифа о здоровом образе жизни – М. 2010

[22] Акопян В. Резервы организма и пути их реализации – М. 1999

[23] Первый канал. Четыре мифа о здоровом образе жизни – М. 2010

[24] Короленко Ц. Психофизиология человека в экстремальных условиях – СПб. 2002

[25] Асадов Э. Остров романтики//Студенты – М., 1969

[26] По материалам сайта – http://www.horoshienovosti.com.ua/?id=15&text=3297&page=230

[27] Бодров В. - Информационный стресс– М., 2000

[28] Мертон Р.Социальная структура и аномия//Социология преступности - М., 1966

[29] Фролов С.Ролевое напряжение и ролевой конфликт//Социология - М., 1994

[30] Губачев Ю., Иовлев В., Карвасарский В., Разумов С., Стабровский Е.Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека.- Л., 1976

[31] Анохин П. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы//Принципы системной организации функций.- М., 1973

[32] Фетискин Н. Козлов В. Мануйлов Г. Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости//Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп - М., 2002 - с 248-249

[33] Ф. Де Ларошфуко. Максимы и моральные размышления - М., 1994

[34] Щекин Г. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику - М., 1992

[35] Бодров В. - Информационный стресс– М., 2000

[36] Бодров В. - Информационный стресс– М., 2000

[37] По материалам сайта - http://www.mobus.com/zdorove/228340.html

[38] По материалам сайта - http://svetmayaka.ru/index.php/psyho

[39] Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу//Психологический журнал - М., 1992. Т. 13. No 1

[40] По материалам сайта - http://azps.ru/articles/stts/stts30.html

[41] Пергаменщик Л. Список Робинзона – Минск, 1996

[42] По материалам сайта - http://azps.ru/articles/stts/stts26.html

[43] Пергаменщик Л. Список Робинзона – Минск, 1996

[44] Фетискин Н., Козлов В., Мануйлов Г.Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп – М., 2002