Курсовая работа: Разработка и обоснование создания нового предприятия
Название: Разработка и обоснование создания нового предприятия Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВЕДЕНИЕ Предприятие в момент экономической реформы занимает особое место и является основным экономическим звеном перестройки. Экономически образовавшееся, новое экономическое мышление приобретает важное значение в осуществлении реформы управления экономикой. Они призваны способствовать формированию предприимчивости и деловитости, широкому участию сельских жителей в управлении производством, укреплении дисциплины труда, умению выбирать оптимальные решения, повышать эффективность общественного производства. Эффективность сельскохозяйственного сырьевого комплекса определяется: качеством полученных ресурсов, ускорением научно – технического прогресса, совершенствованием планирования, и укреплением хозяйственного расчета. Именно поэтому все сельхоз предприятия переводят на полный хозяйственный расчет. Тем самым создают условия для экономической заинтересованности в улучшении конечных результатов труда. В условиях рыночной экономики предприятие является основным производственным звеном народного хозяйства. Оно обусловлено юридически, экономически, технически, организационно. Предприятие стало самостоятельным во всех отношениях и работает по принципу хозяйственного расчета. Свое функционирование и жизнедеятельность на рынке рассчитывает только на свои ресурсы и возможности. У предприятия появилось много дополнительных забот и обязанностей. Оно должно знать внутреннюю среду и ею управлять, внешнюю среду и под нее подстраиваться, вживаться, решать свои проблемы с выплатами в местные и государственные бюджеты, учитывать свой доход и эффективно его использовать. Достичь успехов в предпринимательстве не возможно без риска если руководитель сельской – хозяйственного предприятия не идет на риск то он в конце концов терпит банкротство. В менеджменте предприниматель не идущий на риск считается опасным для организации. В производстве риск существует: 1. Производственный – это риск с правом на реализацию продукции, объемов производства, ростом материальных затрат, выплатой налогов и штрафов. 2. Коммерческий. 3. Финансовый. 4. Кредитный. По программе “ Индустриально – инвестиционного развития на 2006 – 2015гг.” среднегодовые темпы обрабатывающей промышленности должны составить 6,5% производительности труда должна возрасти к 2015г. в три раза, а энергоемкость ВВП снижена в два раза. Для обеспечения этой Программы разрабатывается система мер: создание в стране предпринимательского климата, чтобы Частный сектор был заинтересован в создании продукта с высокой добавленной стоимостью, а сам этот продукт был экспортирован. Программа индустриального развития имея ввиду аспекты денежно – кредитной, фискальной, инвестиционной политики, словом, все, качественно новая постиндустриальное развитие экономики Казахстана – это не дань моде или мировой тенденции, это ключевой вопрос, каким будет Казахстан в будущем. Успешная реализация принципов экономической реформы во многом зависит от подготовки кадров. Курс “Организация Агробизнеса” предусматривает изучение законов функционирования и развития общественного хозяйства. С одной стороны, это техника и технология возделывания, а с другой стороны – научная организация труда и управления – это и определяет эффективность использования материально технической базы производства сельскохозяйственных культур. БИЗНЕС – ПЛАН Бизнес – план – это основной плановый документ предпринимательской деятельности. Основным инструментом планирования является технико-экономическое обоснование: норма, нормативы, показатели. Бизнес – план должен иметь главную цель предприятия и мероприятия по выполнению донной цели. Строгого требования при составлении плана нет. Разделов может быть от 6 до 12. Существуют следующие требования к бизнес–плану: - Бизнес – план должен быть профессионально составлен с использованием достижений науки и техники, передовой технологии. Должен быть понятным, простым, кратким и доступным. - Бизнес – план должен быть разделен на разделы для того, чтобы любой проверяющий или партнер по бизнесу легко мог найти необходимую информацию. - Бизнес – план должен быть тщательно проверен главным бухгалтером, главным экономистом и специалистами, обязательно аудиторской проверкой. - Бизнес – план, его экземпляры должны быть строго регламентированы и находятся у ответственных лиц. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СДЕЛКИ Обобщенное резюме, План действий основные параметры и организацион- и показатели бизнес – плана. ные меры. Характеристики продуктов, Ресурсное обеспе- товара, услуг предоставляемых чение сделки.
Анализ и оценка конъюнктуры Эффективность рынка сбыта, спроса, объем сделки. продаж. В первом разделе “ Цели и задачи предпринимательской сделки ” указывается главная цель предпринимательского бизнеса – получение доходов. В условиях рыночной экономики конечный результат предприятия полученный в результате купли – продажи. В результате сделки решаются следующие задачи: - Социальные задачи ( преодоление дефицита товаров, улучшение морально психологического климата, рос оплаты труда) - Повышение статуса предприятия. - Зарубежные контракты. - Благотворительность предприятия. Во втором разделе “ Обобщенное резюме ” содержатся основные параметры и показатели бизнес – плана. Краткая характеристика выпускаемой продукции ( работ, услуг и сроки окончания работ). Характеристики руководителей и организация предприятия. В третьем разделе “ Характеристика продуктов товаров, услуг предоставляемых предпринимателям ” – характеристика моделей, товаров, опытные образцы изделий указываются ценные сведения о потребителе. В четвертом разделе “ Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объема продаж ” – любая организация должна быть конъюнктурно способной для этого предприятия должны проводить анализ рынка сбыта, объема продаж, проводить оценку конъюнктурности предприятия. В пятом разделе “ Программа действий и организационные меры ” – предусмотрена маркетинговая деятельность – это проследование рынка, изучение потребителя, влияние внешних и внутренних факторов, изучение ценовой политики, установление каналов распространения товаров, и плановое стимулирование. Организационные меры: оплата труда, наборы и оценка кадров, учет и контроль. В шестом разделе “ Ресурсное обеспечение сделки ” содержатся источники материальных, трудовых, финансовых ресурсов, а так же информационная база с применением компьютера. В седьмом разделе “ Эффективные сделки ” – это конечный результат предпринимательской сделки: доход предприятия, рентабельность, оценка финансового положения предприятия. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.1 Расчет производственной программы Таблица 1 – Производственная программа
Производственная программа предприятия представляет собой планируемые объемы производства реализации продукции. Объемы производства в условиях рыночной экономики прогнозируются после оценки потенциальной емкости рынка и потенциальной суммы продаж. В курсовом проекте величина объема производства является одной из исходных величин в задания на курсовой проект. Чтобы определить объем производства и реализацию продукции нужно каждой фирме проводить маркетинговые исследования. Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации стоящих перед ней целей. Организация вырабатывает представление о желательном уровне спроса на свои товары. В любом отдельно взятый момент времени уровень реального спроса может быть ниже желаемого, соответствовать ему или превышать его. Существуют пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга, концепция социально – этического маркетинга. Каждая фирма заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельности. В частности ей нужно знать как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий. Анализ должен вскрывать ряд привлекательных с точки зрения фирмы рыночных возможностей. Каждая потребует более глубокого изучения прежде чем на ней остановятся как на очередном целевом рынке. Чтобы убедится в достаточной привлекательности открывающихся возможностей, фирме нужно будет провести более тщательную оценку текущего и будущего спроса. При положительном результате на следующем этапе проводятся сегментирование рынка для выявления групп потребителей и нужд, которые фирма может удовлетворить наилучшим образом. Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга. Фирма может остановиться на обслуживании одного или нескольких сегментов рынка. Применительно к каждому из них фирма должна решить, какую именно позицию она хочет в нем занять. Ей следует изучить позиционирование на целевом рынке марочных товаров конкурентов с точки зрения свойств, являющихся, по мнению потребителей, наиболее важными. Кроме того, следует оценить объем спроса на возможные сочетания свойств товара. Затем предстоит решить, что именно создавать. Приняв решения о рыночном позиционировании, фирма разрабатывает для его поддержания комплекс маркетинга. Комплекс маркетинга – это сочетание четырех составляющих: товара цены, методы распространения и методов стимулирования. Фирме предстоит принять решение об общей суммы асегнований на маркетинг, о распределении этих ассигнований по составным комплексам маркетинга и в рамках каждой из этих составляющих. Для выполнения всей этой маркетинговой работы фирме необходимо создать четыре системы – маркетинговые информации, планирование маркетинга, организация службы маркетинга и маркетингового контроля. 2 ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА Главная задача этого раздела - доказать вашим потенциальным партнерам, что вы будете в состоянии реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством. Для этого необходимо ответить на многие вопросы, в числе которых вопрос о необходимых производственных площадях, потребности и оборудовании и прочих основных фондах, а также о требуемой величине оборотных средств. 2.1 Расчет стоимости основных производственных фондов предприятия Объем капитальных затрат в основные фонды слагается из стоимости: – производственного оборудования – энергетического оборудования – передаточные устройства – транспортных средств – инструментов и приспособлений – производственного и хозяйственного инвентаря – прочих основных фондов. В расчетах принимается, что стоимость всех зданий является исходной базой для определения стоимости всех прочих выше указанных элементов основных фондов. Размеры производственных площадей могут быть определены в зависимости от технологической трудоемкости выпускаемой продукции. Удельную норму производственных помещений следует принять в размере 4-6 кв.м на 1000 нормо-часов. Площади вспомогательных зданий принимаются в размере 30%, а административных 15% от производственных. Стоимость зданий определяется в зависимости от их объема. Стоимость 1м здания принимается по сложившимся в данный период величинам. Таблица 2 - Расчет стоимости зданий
Общая стоимость основных производственных фондов (ОПФ) определяется исходя из соотношения: ОПФ=(С зд / Узд)*100%, тыс. тг (1) ОПФ = 5456/50%*100% = 10912 тенге где: Сзд- общая стоимость зданий Узд - удельный вес зданий в общей стоимости ОПФ (принимаем 50%) Стоимость производственного оборудования принимается в размере 50% стоимости зданий. Стоимость других основных фондов определяется по следующей структуре (% от общей стоимости ОПФ): – энергетическое оборудование - 6% – передаточные устройства - 3% – сооружения - 7% – транспортные средства - 6% – инструменты и приспособления - 3% Таблица 3 - Структура основных фондов
Затраты на использование основных фондов в производстве относятся на статьи косвенных расходов (таблица 4) Таблица 4 - Распределение стоимости основных фондов по статьям
Продолжение таблицы 4
Распределение стоимости основных фондов по статьям косвенных расходов условно принимаем: 1. Содержание оборудования: - Производственное оборудование – 75% - Передаточные устройства – 60% - Транспортные средства – 70% - Инструменты и приспособления – 15% 2. Общецеховые расходы: - Производственные здания – 70% - Вспомогательные здания – 50% - Сооружения – 30% - Производственное оборудование -25% - Энергетическое оборудование – 100% - Передаточные устройства – 40% - Транспортные средства – 20% - Инструменты и приспособления – 85% 3. Общепроизводственные расходы: - Производственные здания – 30% - Вспомогательные здания – 50% - Административные здания – 100% - Сооружения – 20% - Транспортные средства – 10% Размер годовых амортизационных отчислений определяется исходя из стоимости основных фондов и норм амортизации. При выполнении курсового проекта используются следующие усредненные нормы амортизационных отчислений по видам основных фондов (в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан): - здания и сооружения - 15% - транспортные средства- 10% - инструменты и приспособления - 18%
3. План по труду и кадрам 3.1 Расчет численности работников по категориям Первым этапом расчета численности работников является выбор режима работы. В соответствии с законодательством рабочая неделя не должна превышать 40 часов. При пятидневной рабочей неделе продолжительность рабочего дня составляет 8 часов. Время, которое может быть отработано одним рабочим в течение планового периода, называется эффективным фондом рабочего времени и определяется расчетом. Таблица 6 – Расчет эффективности фонда рабочего времени одного рабочего
Расчет численности основных производственных рабочих производится по формуле: Чрс=Тпл.тех / Фпл*Квн, человек (2) Чрс = 2400*36,7/1774*0,836 = 59 человек где; Т пл.тех — плановая технологическая трудоемкость Фпл – эффективный фонд одного рабочего в год, час Квн – планируемый процент выполнения норм выработки (времени) рабочим (рекомендуется применять в пределах 0,836-1,2) Численность основных производственных рабочих с учетом различных условий труда (определяется в таблице 7). Таблица 7 - Распределение рабочих с учетом условий труда
Таблица 8 - Долевое распределение рабочих по разрядам
Таблица 9 - Численность рабочих по разрядам
Средневзвешенный тарифный коэффициент определяется по формуле: Кт. Ср =∑Кiх*Чрсi / ∑Чрс (3) Где: Кi - коэффициент i-ro разряда (определяется по тарифной сетке) ЧрС - численность рабочих сдельщиков, имеющих данный коэфицент Средний разряд рабочих определяется по формуле: Рср = Рм = ( Кср – Км / Кб – Км) (4) где: Км и Kб - соответственно минимальный и максимальный из двух смежных со средним тарифным коэффициентом Рм – разряд Кср – средний тарифный коэфицент Количество работников других категорий промышленно-производственного персонала определяется в процентах от численности основных рабочих. Таблица 10 – Распределение работников по категориям
Распределение руководителей и специалистов по разрядам: - директор 18-21 разряд - заместитель директора 15-18р - начальники отделов 11 -1 3р - начальники участков 10-12р - мастера 7-10р - прочие специалисты - с высшим образованием 9 р. - специалисты со средним образованием - 7 3.2. Расчет фонда заработной платы производственных рабочих Таблица 11 - Расчет заработной платы по тарифу производственных рабочих
Доплаты: премия 20-30%, районный коэффициент 15-20% от тарифного фонда. Основной фонд заработной платы состоит из тарифного фонда и доплат. Процент дополнительной заработной платы: берем из таблицы 6, количество отпусков плюс прочие неявки делим на количество рабочих дней и умножаем на 100. Основной фонд заработной платы определяется: фонд заработной платы по тарифу плюс районный коэффициент. Годовой фонд заработной платы определяем основной фонд заработной платы плюс доплата заработной платы. Доплата заработной платы определяется: основной фонд заработной платы умножаем на двенадцать. 3.2.1 Планирование Фонда заработной платы вспомогательных рабочих Труд вспомогательных рабочих оплачивается по повременно-премиальной системе: ЗПт = Тст.ср * Чрв * Фэ, тыс. тг (5) ЗПт = 70*24*177,4 = 2980 тыс. тенге Где: Тст.ср - среднечасовая тарифная ставка вспомогательных рабочих (средний разряд вспомогательных рабочих - 4); Чрв - среднесписочная численность вспомогательных рабочих; Фэ - эффективный годовой фонд рабочего времени, час; Фонд заработной платы вспомогательных рабочих рассчитывается укрупненным методом по формуле: ФЗПт=ЗПт*Кпр*Кдзп*Козп,тыс.тг (6) ФЗПт = 2980*1,21*1,1*1,2 = 4760 тыс. тенге Где: ЗПТ - заработная плата вспомогательных рабочих по тарифу. Кпр - коэффициент, учитывающий отчисления по заработной плате (1, 21) Кдзп - коэффициент дополнительной заработной платы ( 1,1 ) Козп коэффициент премирования ( 1,2 )
3.2.2 Фонд заработной платы руководителей, специалистов и МОП Оплата труда руководителей, специалистов и МОП осуществляется по окладной системе. Фонд заработной паты определяется для каждой категории (разряда) работающих по формуле: ФЗПi =(Омесi +Прi )*12*Чрi *Кр, тыс. тг (7)
где: ФЗПi – фонд заработной платы i – категории (разряда) работаю щих, тенге Омесi – среднемесячный должностной оклад ,тг 12 – количество месяцев в году Чрi – количество работников i – категории (разряда) по штатному расписанию, чел Кр – районный коэффициент Премия для руководителей и специалистов устанавливается в размере 25-30% оклада, для МОП – 10-15%. Таблица 14 -Расчет заработной оплаты руководителей, специалистов и МОП
Среднемесячная заработная плата определяется по каждой категории работающих и по итогу по формуле: ЗПср=ФЗП/(12*Чр), тыс. тг (8) где: ФЗП - фонд заработной платы данной категории работников, тг Чр- численность работников категории
Таблица 16 - Распределение средств, направляемых на оплату труда работников по статьям косвенных расходов (тыс. тг)
Распределение на оплату труда осуществляется в процентном отношении от фонда заработной платы с отчислениями. 4 ПЛАН ПО СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ Себестоимость промышленной продукции складывается из прямых и косвенных затрат. Прямые затраты включают в себя: - затраты на сырье и основные материалы - возвратные отходы (вычитаются) - затраты на вспомогательные материалы - затраты на полуфабрикаты (покупные) - затраты на электроэнергию - основную и дополнительную заработную - косвенные затраты включают в себя: - затраты на содержание оборудования - цеховые расходы - общепроизводственные расходы - внепроизводственные расходы 4.1 Прямые затраты Стоимость сырья и основных материалов определяется исходя из норм расхода на единицу продукции и цен, приведенных в задании. Таблица 17 – Расчет стоимости материалов
Условно примем: что отходы составляют 10-15% от веса основных материалов. При составлении калькуляции стоимости отходов вычитается из общих затрат на материалы. Цены отходов принять в размере 3-5% цены материалов. Таблица 18 - Расчет стоимости отходов
Стоимость полуфабрикатов определяется на основании норм, приведенных в задании, в расчете на величину продукции. Стоимость вспомогательных материалов Затраты на электроэнергию для производственных целей определяются исходя из расчета 3000-5000 кВт/час в год на одного рабочего и действующих тарифов на электроэнергию. Основная и дополнительная заработная плата основных производственных рабочих с отчислениями определяется на основании расчетных данных по труду и заработной плате. 4.2 Косвенные затраты Косвенные затраты определяются составлением комплексных смет. Таблица 19 - Смета затрат на содержание оборудования
Таблица 20 - Смета цеховых расходов
Таблица 21 – Смета общезаводских расходов
Таблица 22 – Себестоимость продукции
5 РАСЧЕТ НОРМАТИВООБОРОТНЫХ СРЕДСТВ Норматив оборотных средств - это минимальный плановый размер оборотных средств предприятия, постоянно необходимый для его нормальной работы. Расчет потребности оборотных средств в денежном выражении по отдельным элементам производится по формуле: Ноб = Сос / 360 * Н з , тг (9) Ноб = 14337/360*60 = 0,7 где: С ос - среднегодовая стоимость оборотных средств, тг Н з - норма запаса, дн Норма запаса принимается 60-65 дней по всем видам производственных запасов основных и производственных материалов, полуфабрикатов и т.д. 6 РАСЧЕТ ЦЕНЫ ИЗДЕЛИЯ В работе используем наиболее распространенный метод ценообразования «средние издержки плюс прибыль». Этот метод заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара, по формуле: Ц=3*Р, тг (10) где: 3 - полная себестоимость одного изделия, тг Р – коэффициент, учитывающий уровень рентабельности производства (принимаем 0,2-0,3) Таблица 23 - Расчет возможных вариантов цены
7 АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ Реализация любого нового продукта, а особенно связанного с производственной деятельностью, требует больших денежных средств. Поэтому в бизнес-плане необходимо произвести расчеты, показывающие ориентировочные сроки денежных средств, а так как один из основных источников возврата капитала - чистый доход, то в данном разделе бизнес-плана стоит произвести расчет условий достижения безубыточности проекта. 7.1 Расчет условий достижения безубыточности Для анализа безубыточности проекта используется графический метод. С его помощью можно найти точку безубыточности, т.е. тот объем производства и продаж, при котором кривая, показывающая изменения выручки от реализации продукции (при заданном уровне цен) пересечется с кривой показывающей изменение выручки от реализации продукции. Дальнейшее увеличение объема реализации продукции приведет к появлению прибыли. Для построения графика надо знать: - постоянные и переменные затраты - объем выпуска - переменные затраты в расчете на единицу - объем продаж Таблица 24 - Исходные данные для расчета критического объема производства
Критический объем производства определяется по формуле: Qкр =Спост /(Ц – Зпер ), ед (11) Qкр1 = 14073/(9312-9876)*1000 = -564 Qкр2 = 14073/(11640-9876)*1000 = 7977 Qкр3 = 14073/(13968-9876)*1000 = 3439 где: Спост - постоянные затраты ,тг В - выручка, тыс. тг/ед 3пер - переменные затраты в расчете на единицу продукции, тг Выручка при критическом объеме производства определяется по формуле: Дкр =С)кр *Ц, тг (12) Абсолютный запас финансовой прочности: Зфп а ~ Дф-Д кр, тг (13) Относительный запас финансовой прочности: Зфпо =(Дф-Дкр)*100/Дф,% (14) Расчеты производятся для каждого варианта цены и оформляются в виде таблицы. Затем выбирается один вариант и по нему производятся все дальнейшие расчеты. Таблица 25 Расчет критического объема производства
Расчеты критического объема производства оформляются графически. 7.2 Оценка эффективности производства Таблица 26 Показатели эффективности производства
7.3 Оценка сроков окупаемости В рамках курсового проекта принимается, что необходимый капитал равен стоимости производительных фондов: Ю=Спф =Соф +Ноб , тг (15) Тогда срок окупаемости проекта можно определить по следующей формуле: Ток -К/Пв , лет (16) где: К - капитальные вложения, тг Пв - валовой доход, тг Рентабельность капитальных вложений оценивается коэффициентом экономической эффективности: Таблица 27 - Технико-экономические показатели проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ При проектировании бизнес – плана на нашем предприятии видно, что численность работников составила –94 человек, из них основных производственных рабочих – 59 человек, вспомогательных рабочих – 24 человек, руководителей – 3 человек, специалистов – 8 человек, младшего обслуживающего персонала – 1 человек. Фонд заработной платы составил у основных производственных рабочих –2446 тысяч тенге, у вспомогательных рабочих – 5603 тысяч тенге, у руководителей – 1783 тысяч тенге, у специалистов – 1590 тысяч тенге, у младшего обслуживающего персонала – 1328 тысяч тенге. Общая сумма затрат на выполнение производственной программы составила -46651 тысяч тенге. Себестоимость единицы продукции 19,43 тысяч тенге. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Горфинкель В.Я. “ Экономика предприятия ” Учебник для вузов М: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1996 – 704с. 2. Герчикова И.Н. Менеджмент М: ЮНИТИ, 1999г. 3. Ким И.Г., Тарапанова Т.С. “ Как разработать бизнес – план ” Изд. Алматы: изд. дом, “LEM”, 1998г. 4. Курс экономики : Учебник под редакцией Б.А. Рейс Берга – ИНФРА – М, 1997г. 5. Сафронов Н.А. “ Экономика предприятия ”. Учебник М: “ Юность ” 6. Омарова С.К. “ Маркетинг в агропромышленном производстве ”. Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2000. – 52с. |