Курсовая работа: Классификация и ассортимент фруктово-ягодных кондитерских изделий
Название: Классификация и ассортимент фруктово-ягодных кондитерских изделий Раздел: Рефераты по кулинарии Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение 1. Характеристика торгового предприятия – супермаркета ОАО «Продтовары» 2. Классификация, виды и ассортимент. Показатели качества, упаковка, маркировка и сроки хранения. 2.1 Варенье 2.2 Джем 2.3.Повидло 2.4 Мармелад 2.5 Пастильные кондитерские изделия 2.6 Цукаты 3. Анализ структуры ассортимента и качества фруктово-ягодных кондитерских изделий. 3.1 Анализ структуры ассортимента фруктово-ягодных кондитерских изделий 3.2 Экспертиза качества фруктово-ягодных кондитерских изделий Заключение Литература Приложение Введение К товарной группе кондитерских изделий относят пищевые продукты, содержащие переработанные углеводы. Эти продукты обладают высокой пищевой и энергетической ценностью, прежде всего за счет легкоусваиваемых сахаров и жиров при отсутствии или низком содержании витаминов. Поскольку в рационе питания человека углеводы занимают около 57% от суммы всех других питательных веществ (оптимальное соотношение основных питательных веществ — углеводы : жиры : белки составляет 4:2:1), то человечество за тысячелетнюю историю своего развития разработало тысячи разновидностей различных кондитерских изделий для удовлетворения своей потребности в углеводах. Кондитерские изделия всегда украшают наш стол и, обладая приятным ароматом, вкусом и привлекательным видом, они компенсируют высокобелковое питание человека. В качестве сырья для изготовления кондитерских изделий используют сахар, крахмал и крахмальную патоку, мед, различные фруктовые наполнители (пюре, подварки, припасы), муку различных сортов и видов, какао-продукты, орехи, пищевые красители и ароматизаторы, студнеобразователи, загустители и многое другое. Поскольку в этих изделиях очень мало свободной влаги, то сроки хранения позволяют применять их для экспедиций и армейских пайков, туристических походов и восхождений на вершины гор. Именно углеводное питание за счет кондитерских изделий помогает человеку выдержать длительные физические нагрузки. По сложившейся традиции кондитерские товары подразделяют на две группы: сахаристые и мучные. К сахаристым относят фруктово-ягодные изделия, карамель, шоколад и какао-порошок, конфетные изделия и сахаристые восточные сладости. К мучным кондитерским изделиям относят печенье, пряничные изделия, вафли, кексы, торты, пирожные и др. В данной работе будут рассматриваться фруктово-ягодные кондитерские изделия, их ассортимент, показатели качества и экспертиза качества. 1. Характеристика торгового предприятия – супермаркета ОАО «Продтовары» Супермаркет ОАО «Продтовары» расположен по адресу: г. Брест, ул. Волгоградская, 1. В зависимости от типа здания – это отдельно стоящее одноэтажное сооружение. Супермаркет ОАО «Продтовары» по товарной специализации относится к универсальным магазинам, т.к. в нем предлагаются покупателю продовольственные товары всех групп в широком ассортименте. Для обеспечения рационального торгово-технологического процесса магазин располагает соответствующим помещением. Имеется торговый зал площадью 250 квадратных метров, который занимает наибольшую долю в общей площади магазина. Вся площадь торгового зала подразделяется следующим образом: - площадь для размещения торгового оборудования; - место для движения покупателей; - площадь для работы продавцов. Рабочие места продавцов расположены ближе к подсобным помещениям. Оборудование в торговых залах расположено вдоль стен, по линейной системе расстановки оборудования, которая считается наиболее рациональной, т.к. позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает высокую просматриваемость всего зала. Для выкладки товаров, их показа и продажи покупателям используют прилавки, столы, стеллажи, горки, витрины, контейнеры. Для демонстрации, продажи и хранения скоропортящихся продуктов используют различные виды холодильного оборудования: холодильные прилавки, витрины, прилавки – витрины, холодильные шкафы, сборные холодильные камеры. Продажа товаров осуществляется через прилавок и путем самообслуживания. В торговых залах самообслуживания имеются корзины, щипцы и др. инвентарь для отбора товаров покупателями. 2. Классификация, виды и ассортимент. Показатели качества, упаковка, маркировка и сроки хранения Фруктово-ягодные кондитерские изделия – продукт повседневного спроса, отличающийся высокой энергетической ценностью и значительным содержанием биологически активных веществ. Производство этих изделий – один из способов консервирования фруктов и ягод; консервантом служит сахар (60-75%). Сырьем для производства являются полуфабрикаты, приготавливаемые из свежих фруктов и ягод, пульпы разных плодов, фруктово-ягодные пюре, подварки и припасы, а также студнеобразователи: пектин, агар, агароид, фурцелларан, модифицированный крахмал, желатин. Фруктово-ягодные кондитерские изделия классифицируют на варенье, джемы, повидло, цукаты, мармелад, пастилу и зефир. 2.1 Варенье Варенье готовят из плодов, ягод, лепестков роз, грецких орехов и дыни, сваренных в сахарном или сахаропаточном сиропе. Используют плоды и ягоды свежие, замороженные или сульфитированные. Особенностью варенья является целостность плодов или их частей, что достигается 2-3-кратной варкой. Готовят варенье стерилизованное (с герметичной укупоркой в банки) и нестерилизованное (упакованное в бочки). Товарный ассортимент носит название по виду используемого сырья. В зависимости от качественных показателей варенье подразделяют на три сорта: экстра, высшей и 1-й. К сорту экстра относят варенье из свежих или замороженных плодов и ягод, вырабатываемое с возвратом улетучивающихся при варке ароматических веществ. Варенье из черешни или вишни с косточками, из дикорастущих сортов яблок или сульфитированиых плодов и ягод, а также варенье, расфасованное в бочки, оценивают не выше 1-го сорта. При варке варенья всех сортов разрешается добавлять ванилин (в варенье из черешни, крыжовника, винограда, клюквы, дыни, инжира, грецких орехов и яблок), гвоздику (в варенье из брусники и грецких орехов), кардамон (в варенье из грецких орехов), корицу (в варенье из брусники, клюквы и грецких орехов). Добавление искусственных красителей и синтетических ароматических веществ не разрешается. Качество варенья оценивают по ГОСТ 7061-88 «Варенье. Общие технические условия». По органолептическим и физико-химическим показателям варенье должно соответствовать требованиям, указанным соответственно в таблицах 1, 2. Таблица 1. Органолептические показатели варенья
Таблица 2. Физико-химические показатели варенья
Микробиологические показатели и показатели безопасности варенья должны отвечать требованиям СанПиН 11-63 РБ 98 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарные нормы и правила». Данные показатели отражены в таблицах 3,4. Таблица 3. Микробиологические показатели фруктово-ягодных кондитерских изделий
Таблица 4. Содержание токсичных элементов в фруктово-ягодных кондитерских изделиях
Примечание: * в сборной жестяной таре ** в хромированной таре Варенье фасуют: - в стеклянные банки вместимостью не более 1 дм3 , укупориваемые металлическими лакированными крышками; - в металлические лакированные банки вместимостью не более 1 дм3 ; - в тару из термопластичных полимерных материалов вместимостью не более 0,25 дм3 ; - в алюминиевые цельные цилиндрические банки для консервов вместимостью до 0,5 дм3 . По заказу потребителя варенье могут фасовать в стеклянные банки вместимостью 2,0 и 3,0 дм3 и металлические лакированные банки вместимостью от 3,0 до 10,0 дм3 . Варенье для промышленной переработки фасуют: - в деревянные бочки или фанерные барабаны с полиэтиленовыми мешками-вкладышами вместимостью не более 50,0 дм3 , - в бочки из полимерных материалов вместимостью не более 50,0 дм3 . Маркировка консервов должна производиться способом литографии на лакированной этикетке или непосредственно на банке или крышке и содержать: - наименование продукта; - наименование и местонахождение (юридический адрес, включая страну) изготовителя, упаковщика, экспортера, импортера; - масса нетто; - товарный знак изготовителя (при наличии); - сорт (при наличии); - состав продукта; - пищевая ценность (с указанием содержания витаминов, добавок в продуктах специального назначения); - условия хранения (если они отличаются от обычных); - дата изготовления и/или срок годности, хранения; - обозначение нормативного документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; - информация о сертификации; - штриховой идентификационный код. Хранят варенье стерилизованное при температуре от 0 до 25°С, нестерилизованное — от 10 до 20°С при относительной влажности воздуха 75%. Срок хранения варенья со дня выработки: - 24 месяцев для стерилизованного; - 12 месяцев для нестерилизованного и из мандаринов с витамином С; - 6 месяцев для нестерилизованного, фасованного в термопластичную полимерную тару или алюминиевые банки. 2.2 Джем Джем готовят увариванием свежих, замороженных или сульфитированных непротертых плодов и ягод с сахаром до желеобразного состояния с добавлением или без добавления желирующих веществ. В отличие от варенья, джем готовят однократной варкой плодов и ягод. Джемы изготавливают следующих видов: - джем стерилизованный и нестерилизованный; - джем домашний – стерилизованный. Джемы, изготовленные из сульфитированных плодов и ягод, тыквы, а также фасованные в бочки и барабаны, оценивают первым сортом. Качество джема оценивают по ГОСТ 7009-88 «Джемы. Общие технические условия». В соответствии с данным ГОСТом джемы по органолептическим показателям должны отвечать требованиям, приведенным в таблице 5. По физико- химическим показателям джемы должны соответствовать нормам, указанным в таблице 6. Микробиологические показатели и показатели безопасности джемов должны отвечать требованиям СанПиН 11-63 РБ 98. Эти показатели отражены в таблицах 3,4. Фасовка и маркировка джемов аналогичны фасовке и маркировке варенья. Хранят джем стерилизованный при температуре от 0 до 25°С, нестерилизованный — от 10 до 20°С при относительной влажности воздуха не более 75%. Срок хранения джемов со дня выработки: - 24 месяца для стерилизованного; - 12 месяцев для нестерилизованного в стеклянной и металлической таре, с добавлением сорбиновой кислоты; - 9 месяцев для нестерилизованного, фасованного в бочки; - 3 месяца для нестерилизованного, фасованного в тару из термопластичных материалов без добавления сорбиновой кислоты. - 6 месяцев для нестерилизованного, фасованного в термопластичную полимерную тару или алюминиевые банки с добавление сорбиновой кислоты. Таблица 5. Органолептические показатели джема
Таблица 6. Физико-химические показатели джема
2.3 Повидло Повидло готовят увариванием плодово-ягодных пюре с сахаром с добавлением или без добавления пищевого пектина и пищевых кислот. Повидло изготавливают следующих видов: - повидло стерилизованное и нестерилизованное; - повидло домашнее нестерилизованное. В зависимости от показателей качества повидло изготавливают высшим и первым сортами, повидло домашнее – без сорта. Повидло, изготовленное из сульфитированного пюре, а также фасованное в бочки, ящики, барабаны и тару вместимостью свыше 1 дм3 , оценивают первым сортом. Не допускается изготовление повидла из груш дикорастущих сортов, а также добавление в повидло искусственных красителей, ароматических веществ и эссенций. Качество повидла оценивают по ГОСТ 6929-88 «Повидло. Общие технические условия». По органолептическим показателям повидло должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 7. По физико – химическим показателям повидло должно соответствовать нормам, указанным в таблице 8. Микробиологические показатели и показатели безопасности джемов должны отвечать требованиям СанПиН 11-63 РБ 98 (см. таблицы 3,4). Таблица 7. Органолептические показатели повидла
Таблица 8. Физико-химические показатели повидла
Фасовка и маркировка повидла аналогичны фасовке и маркировке варенья. Хранят повидло в сухих вентилируемых помещениях при температуре от 0 до 20°С и относительной влажности 75—80%. Срок хранения повидла со дня выработки: - 24 месяца для стерилизованного; - 12 месяцев для нестерилизованного в стеклянной и металлической таре; - 9 месяцев для нестерилизованного в бочках и барабанах; - 6 месяцев для нестерилизованного, фасованного в термопластичную полимерную тару или алюминиевые цельные цилиндрические банки или алюминиевые тубы с добавление сорбиновой кислоты. - 6 месяцев для нестерилизованного, фасованного в алюминиевые фляги; - 3 месяца для нестерилизованного, фасованного в тару из термопластичных материалов без добавления сорбиновой кислоты. 2.4 Мармелад Мармелад — желеобразный продукт, получаемый увариванием в вакуум-аппаратах хорошо протертого фруктово-ягодного пюре или раствора студнеобразующих веществ с сахаром и патокой. В зависимости от сырья, применяемого в качестве студнеобразующей основы, мармелад изготовляют: - фруктово-ягодный — на основе желирующего фруктово-ягодного пюре; - желейный — на основе студнеобразователей; - желейно-фруктовый — на основе студнеобразователей в сочетании с желирующим фруктово-ягодным пюре. В зависимости от способа формирования мармелад изготовляют: - формовой (в том числе пат) — формуемый отливкой мармеладной массы в жесткие формы или формы, отштампованные в сыпучем пищевом продукте; - пластовый — формуемый отливкой мармеладной массы в тару; - резной — формуемый отливкой мармеладной массы с последующим резанием на отдельные изделия. Мармелад изготовляют: - неглазированный; - глазированный шоколадной глазурью. По органолептическим показателям мармелад должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 9. Таблица 9. Органолептические показатели мармелада
Допускается наличие деформированных изделий для весового желейного мармелада - не более 4% к массе, для весового фруктово-ягодного и желейно-фруктового мармелада - не более 6%, для фасованного резного желейного и желейно-фруктового мармелада - не более 10% по счету в упаковочной единице, для остальных видов фасованного мармелада - не более 6%. По физико-химическим показателям мармелад должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 10. Таблица 10. Физико-химические показатели мармелада
Микробиологические показатели и показатели безопасности мармелада должны отвечать требованиям СанПиН 11-63 РБ 98 (см. таблицы 3,4). Упаковка. Мармелад изготовляют завернутым и незавернутым, фасованным, весовым и штучным. Мармелад укладывают рядами в коробки из картона, массой нетто не более 800 г, фасуют в алюминиевую фольгу, массой нетто не более 150 г, в пакеты из целлофана, полимерных пленок и коробки из полимерных материалов, массой нетто не более 600 г, в комбинированные банки, массой нетто не более 375 г. Мармелад «Апельсиновые и лимонные дольки» допускается фасовать насыпью в коробки, массой нетто до 500 г. Дно коробок из картона выстилают пергаментом, подпергаментом, парафинированной бумагой, пергамином, целлофаном или полимерными пленками, разрешенными к применению Министерством здравоохранения РБ. Этими же материалами перестилают мармелад между рядами и накрывают верхний ряд мармелада. Штучный мармелад упаковывают в целлофан, полимерные пленки и другие упаковочные материалы. Весовой мармелад укладывают рядами в фанерные ящики, ящики из гофрированного картона массой нетто не более 7 кг; по высоте укладывают не более: - трех рядов - для формового фруктово-ягодного мармелада; - четырех рядов - для формового желейного и желейно-фруктового мармелада; - восьми рядов - для резного желейного мармелада. Пластовый мармелад разливают в фанерные ящики, дощатые ящики массой нетто не более 7 кг или в ящики из гофрированного картона массой нетто не более 5 кг. Пластовый мармелад разливают также в художественно оформленные коробки из картона с крышкой или без крышки, массой нетто не более 500 г, в коробки или стаканы из полимерных материалов массой нетто не более 250 г, фасуют в термоспаивающий целлофан массой нетто 100 г. Коробки с мармеладом упаковывают массой нетто не более 20 кг, а пакеты массой нетто не более 10 кг — фанерные ящики, дощатые, ящики из гофрированного картона, деревянные многооборотные ящики. Фанерные и дощатые ящики должны быть выстланы внутри пергаментом, подпергаментом, пергамином, парафинированной или оберточной бумагой. Мармелад, фасованный в фольгу, укладывают в три ряда в ящики из гофрированного картона, массой нетто не более 10 кг. Между рядами и верхний слой мармелада выстилают пергаментом, подпергаментом, пергамином, оберточной бумагой. Пластовый мармелад, фасованный в коробки и стаканы из полимерных материалов, упаковывают в ящики из гофрированного картона, массой нетто не более 9 кг. Маркировка. На каждой упаковочной единице (коробках, ракетах, банках и др.) должна быть маркировка, содержащая: - наименование продукта; - наименование и местонахождение (юридический адрес, включая страну) изготовителя, упаковщика, экспортера, импортера; - товарный знак изготовителя (при наличии); - массу нетто; - состав продукта. Для кондитерских наборов, состоящих из различных видов и наименований изделий, указывают общий состав ингредиентов (компонентов) всех изделий (без указания состава каждого конкретного наименования изделия); - пищевая ценность, содержание витаминов (для витаминизированных продуктов); - условия хранения (если они отличаются от обычных); - дата изготовления и/или срок годности, хранения; - обозначение нормативного документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; - информация о сертификации; - штриховой идентификационный код. На упаковочной единице с диабетическим мармеладом дополнительно указывают: -содержание (расчетное) в граммах в 100 г продукта: ксилита, сорбита, общего сахара (в пересчете на сахарозу); - надпись: «Употребляется по назначению врача»; - суточную норму потребления ксилита (сорбита) — не более ,30 г; Мармелад должен храниться в чистых, хорошо вентилируемых помещениях, не имеющих постороннего запаха, не зараженных вредителями хлебных запасов, при температуре (15±5)°С и относительной влажности воздуха (80±5) %. Мармелад не должен подвергаться воздействию прямого солнечного света. Не допускается хранить мармелад совместно с продуктами, обладающими специфическим запахом. Ящики с мармеладом должны быть установлены на стеллажи на расстоянии не менее 0,7 м от стен и не менее 1 м от источников тепла, водопроводных и канализационных труб. Сроки хранения мармелада (включая глазированный шоколадной глазурью) при указанных условиях хранения и транспортирования со дня изготовления устанавливают следующие: - 2 месяца - для мармелада фруктово-ягодного формового, пата; желейно – фруктового; желейного и желейно – фруктового на желатине; фасованного в пакеты из целлофана и полимерных пленок; - 3 месяца – для мармелада фруктово-ягодного пластового; мармелада желейного формового и резного на агаре и пектине; - 1,5 месяца - для мармелада желейного формового на агароиде; мармелада желейного формового и резного на агаре из морской водоросли фурцеллярии; - 15 суток – для весового и фасованного в коробки; - 1 месяц – для диабетического мармелада. 2.5 Пастильные кондитерские изделия Пастильные изделия готовят путем сбивания уваренного фруктово-ягодного пюре с сахаром с добавлением пенообразователей и студнеобразователей. В зависимости от способа формования пастильные изделия подразделяют на: - резные – пастила; - отсадные - зефир. В зависимости от студнеобразующей основы пастильные изделия подразделяют на виды: клеевые - с применением в качестве студнеобразующей основы агара, агароида, пектина, желатина и т. д.; заварные - с применением в качестве студнеобразующей основы мармеладной массы. Качество пастильных изделий оценивают по ГОСТ 6441-96 «Изделия кондитерские пастильные. Общие технические условия». По органолептическим показателям пастильные изделия должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 11. По физико – химическим показателям пастильные изделия должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 12. По микробиологическим показателям и по показателям безопасности пастильные изделия должны отвечать требованиям, указанным в СанПиН 11-63 РБ 98 (таблица 3,4). Таблица 11. Органолептические показатели пастильных изделий
Таблица 12. Физико-химические показатели пастильных изделий
Пастильные изделия выпускают штучными, весовыми или фасованными. Упаковывают пастильные изделия массой нетто до 1 кг в картонные коробки не более чем в два ряда, расфасовывают в пакеты или пачки массой нетто до 250 г, завертывают в целлофан или другие полимерные пленки. Изделия выпускают также в виде смесей и наборов, расфасованных в коробки. Дно коробок выстилают чистой белой бумагой, пергаментом, подпергаментом, парафинированной бумагой, пергамином, целлофаном и другими полимерными пленками. Такими же материалами (пленками) перестилают изделия между рядами и накрывают верхний ряд в коробке. Коробки перевязывают или заклеивают ярлыком с товарным знаком предприятия-изготовителя. Пакеты и пачки из целлофана или других полимерных пленок должны быть термосварены, заклеены или закрыты специальным зажимом. Развесную пастилу укладывают в дощатые или фанерные ящики, а также в ящики из гофрированного картона массой нетто не более б кг, развесную пастилу — не более чем в 6 рядов, отливную — не более чем в 3 ряда. Пластовую пастилу укладывают в ящики массой нетто не более 7 кг. Коробки, пакеты и пачки укладывают в ящики деревянные, фанерные или из гофрированного картона массой нетто не более 20 кг. Для внутригородского потребления допускается упаковывать коробки с пастилой массой нетто не более 8 кг в два слоя плотной оберточной бумагой, перевязанной шпагатом. Маркировка потребительской упаковки пастильных изделий аналогична маркировке мармелада. Хранят пастильные изделия при температуре 18 ± 3°С и относительной влажности воздуха не более 75%. Срок хранения со дня выработки: 1 месяц – для зефира и клеевой пастилы, зефира в шоколаде; 3 месяца – для заварной пастилы в шоколаде, вырабатываемой на автоматизированной линии; 14 дней – для зефира «Бананы». 2.6 Цукаты Это изделия, изготовленные из различных фруктов, плодов цитрусовых, дынной и арбузной корки, уваренные в сахаропаточном сиропе и заглазированные сахаром. Цукаты имеют красивый внешний вид, плотную консистенцию, приятный сладкий фруктовый (слабокислый) вкус, высокую калорийность и большую пищевую ценность. Для производства цукатов применяют свежие, консервированные фрукты и соленые дынные и арбузные корки. Технологическая схема производства цукатов близка к схеме производства варенья, но сироп уваривается до большего содержания сухих веществ. Плоды отделяют от сиропа, подсушивают и сортируют по размерам. Затем обсыпают равномерно мелкокристаллическим сахарным песком, раскладывают в один слой и подсушивают теплым сухим воздухом до влажности 14-17% или глазируют горячим высококонцентрированным сахарным сиропом и снова подсушивают. В зависимости от способа обработки поверхности проваренных в сиропе плодов (подсушивания и т. д.) цукаты делят на три вида: - сухое киевское варенье, или фрукты в сахаре; - глазированные фрукты откидные; - глазированные фрукты кондированные и тиражные. Цукаты вырабатывают высшего и первого сортов. Внешний вид. Плоды каждого вида должны быть одинаковыми по форме и размерам, неслипшимися. Поверхность плодов должна быть нелипкая. Вкус и аромат — приятные, характерные для данного вида плодов, без постороннего привкуса и запаха или привкуса испорченных плодов. Консистенция — нежесткая, незасахаренная. Цвет — натуральный. Из физико-химических показателей основное значение для цукатов имеет содержание сухих веществ. У сухого варенья массовая доля сухих веществ должна быть не менее 83 %; у глазированных откидных фруктов — не менее 80 %, так как они выпускаются без обсыпки; у кондированных фруктов — не менее 78 %. Цукаты не должны содержать более 0,3 % соли, остающейся в корках засоленных плодов. Фасуют цукаты в коробки из картона, жестяные банки, деревянные и фанерные ящики. Применяют также небольшие коробки и мешочки из полимерных материалов, разрешенных Минздравом РБ. Хранят цукаты в сухих и чистых складских помещениях при температуре не выше 18°С и относительной влажности воздуха не более 75% не более года. 3. Анализ структуры ассортимента и качества фруктово-ягодных кондитерских изделий 3.1 Анализ структуры ассортимента фруктово-ягодных кондитерских изделий Ассортимент представляет собой совокупность разновидностей товаров, сгруппированных по определенным признакам. Различают производственный и торговый ассортимент. Под производственным ассортиментом понимают совокупность товаров, выпускаемых отдельными предприятиями, объединениями, отраслями промышленности или сельского хозяйства. Торговый ассортимент в отличие от производственного более широкий, т.к. предназначается для удовлетворения постоянно растущего спроса населения. Ассортиментный перечень фруктово-ягодных кондитерских изделий, реализуемых супермаркетом ОАО «Продтовары» представлен в таблице 13. Таблица 13.
В общем, ассортимент продукции характеризуется следующими основными показателями: полнотой, широтой, глубиной, новизной. Полнота ассортимента – соответствие фактического наличия видов товаров разработанному перечню и существующим потребностям. Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты ассортимента: Кп = Пд /Пб х100%, где Пд – фактическое количество видов товаров, имеющихся в продаже; Пб – количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки и др. В нашем случае Пд = 5, Пб = 6 (согласно ассортиментному перечню ). Тогда Кп = 5/6 х 100 = 83,3%. Широта ассортимента определяется количеством товарных групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Оценивается коэффициентом широты: Кш = Шд /Шб х 100%, где Шд - фактическое количество групп, видов, разновидностей, наименований товаров, имеющихся в наличии; Шб – широта, принятая за основу для сравнения. Шб (варенье) = 3 (экстра, в/сорт, 1 сорт); Шб (джем) = 3 (в/сорт, 1 сорт, домашний джем без сорта); Шб (повидло) = 3 (в/сорт, 1 сорт, домашнее повидло без сорта); Шб (мармелад) = 3 (желейный, фруктово – ягодный, желейно – фруктовый); Шб (пастильные изделия) = 2 (зефир, пастила). Коэффициенты широты для данной продукции приведены в таблице 14. Таблица 14. Коэффициенты широты и глубины
Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента Кг = Гд /Гб х 100%, где Гд – фактическое количество разновидностей товаров, имеющихся в продаже; Гб – количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора и т.п. Гб(повидло, джем, варенье) = 2 (стерилизованное, нестерилизованное); Гб(мармелад) = 3 (формовой, пластовой, резной); Гб(зефир) = 3 (неглазированный, глазированный, декорированный). Коэффициенты глубины приведены в таблице 14. Коэффициент новизны ассортимента (Кн ) рассчитывается при наличии сведений о количестве новых ассортиментных позиций. В супермаркете ОАО «Продтовары» новым ассортиментом являются 3 вида зефира: - Зефир бело – розовый «Донна Роза», - Зефир ванильный «Донна Анна», - Зефир ванильный в шоколаде «Дон Жуан». Таким образом Кн = 3/11 х 100% = 27,3%. Вывод: проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что в супермаркете ОАО «Продтовары» ассортимент фруктово – ягодных кондитерских изделий представлен достаточно полно (Кп =83,3%). На прилавках магазина отсутствуют лишь пастила и цукаты, за счет которых и можно пополнить ассортимент продукции. Достаточно полно покупателю предлагается такая продукция, как мармелад и зефир (соответственно Кг = 66,7%, Кг = 100%), что объясняется повышенным спросом на данную продукцию. В узком ассортименте покупателю предлагаются повидло, джем, варенье. Объяснение этому – невостребованность данной продукции. 3.2 Экспертиза качества фруктово-ягодных кондитерских изделий При проведении экспертизы качества фруктово-ягодных кондитерских изделий могут возникать следующие цели исследования: 1. Установление вида изделия. 2. Установление сорта некоторых изделий. 3. Установление показателей качества. 4. Установление фальсификации. 5. Установление срока хранения. При проведении экспертизы качества с целью установления вида фруктово-ягодных кондитерских изделий эксперт должен для себя определить круг решаемых при этом задач и теми методами, методологическими подходами, которыми он владеет. Рассмотрим круг задач, которые может решить эксперт при данной цели. Определение вида фруктово-ягодных кондитерских изделий устанавливают по ряду характерных органолептических показателей. Варенье характеризуется наличием жидкого сиропа, расстекающегося на поверхности, и целых переваренных плодов и ягод. Джем имеет мажущуюся консистенцию, не растекающуюся на поверхности, и частично разваренных целых или частей плодов и/или ягод. Повидло отличается отсутствием плодов или ягод (поскольку получается из протертой массы) и мажущейся консистенцией. Цукаты представляют собой целые или части плодов или ягод, предварительно уваренные в сиропе и затем отделенные от него, с обработанной поверхностью. Мармелад отличается студнеобразной структурой, изготавливаемый путем уваривания желирующего фруктово-ягодного пюре или студнеобразователя и отформованного с добавлением вкусовых и ароматических веществ. Пастильные изделия имеют пенообразную структуру, получаемую путем предварительного уваривания раствора студнеобразователя с сахаром или сахаро-паточным сиропом и дальнейшим сбиванием с яичными белками с добавлением вкусовых, ароматических, красящих и других веществ и отформованных. После того, как определили вид фруктово-ягодного кондитерского изделия, возможно устанавливать и сорт тех или иных изделий (варенье, джем, повидло). Проведение экспертизы качества с целью установления сорта варенья можно осуществить но следующим показателям: 1. Количество плодов с треснувшей кожицей в варенье из косточковых плодов (в экстра — 0; в в/сорте - 10%, а в 1 сорте — 25%). 2. Количество плодов с косточками, оголенных косточек, разваренных ягод. Сорт джема можно установить только по следующим органолептическим показателям: 1. Наличие легкого привкуса карамелизованного сахара в первом сорте. 2. Появление коричневого оттенка у джема, а из плодов с темной мякотью — буроватого оттенка за счет образования меланоидинов и продуктов разрушения сахаров. У повидла 1 сорта, в отличие от высшего, также имеются подобные органолептические показатели, как и у джема 1 сорта. Показатели качества фруктово-ягодных кондитерских изделий могут быть определены как методами, указанными в стандартах, так и более совершенными методами, с использованием газового хроматографа и определением отдельных сахаров, органических кислот и др. Наиболее сложной экспертизой является ее проведение с целью определения фальсификации фруктово-ягодных кондитерских изделий. При этом могут быть следующие виды его фальсификации: Качественная фальсификации фруктово-ягодных кондитерских изделий , наиболее широко применяемая при их производстве, включает: - недовложения компонентов, предусмотренных рецептурой; - замена дорогостоящего компонента менее цепным; пересортица и т.д. Во фруктово-ягодные кондитерские изделия могут не докладывать: сахар-песок, фруктово-ягодное пюре, яичные белки в пастельные изделия, плоды и ягоды и т.д. Данные фальсификации легко распознаются при определении в изделиях: содержания сахарозы; массовой доли плодов или ягод; воды; азотистых веществ. Вместо высшего copтa выпускают повидло, джем, варенье первого сорта и направляют в розничную торговлю. Их сразу же можно отличить по показателям, указанным выше. Для увеличения массы шоколадной глазури, идущей для глазирования зефира, мармелада, пастилы, в нее могут вводить повышенное содержание сахара, воды. Поскольку в шоколадной глазури, представляющей собой жировую среду, вода нерастворима, то в нее предварительно вводят различные поверхностно-активные вещества — лецитин, фосфатидные и другие концентраты, что позволяет увеличить содержание воды в глазури с 1 до 6-9%. В шоколадную глазурь могут вводить вместо какао-масла: гидрожир; или его еще называют растительный жир; маслоподобное, идентичное какао-маслу, и другие синонимы. При такой фальсификации шоколадная глазурь будет иметь параметры, характерные для искусственного шоколада. Количественная фальсификация фруктово-ягодных кондитерских изделий (недовес) — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес нетто упаковки с зефиром, пастилой, мармеладом занижен за счет использования более плотной бумаги, вес нетто варенья, джема в стеклянной банке меньше нормы и т.д. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно массу поверенными измерительными мерами веса. Информационная фальсификация фруктово-ягодных кондитерских изделий — это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе. При фальсификации информации о фруктово-ягодных кондитерских изделиях довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные: * наименование товара; * страна происхождения товара; * фирма-изготовитель товара; * количество товара; * местонахождения предприятия; * состав изделия. К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы. Проведение экспертизы с целью установления срока хранения данного товара практически невозможно, поскольку до настоящего времени такие исследования в широком масштабе не проводились и до сих пор не выявлена зависимость того или иного показателя от длительности хранения тех или иных фруктово-ягодных кондитерских изделий. В супермаркете ОАО «Продтовары» было проанализировано качество предлагаемого ассортимента фруктово-ягодных кондитерских изделий по таким показателям, как масса нетто, качество упаковки и маркировки. Нарушений требований нормативным документам не установлено. Заключение В данной работе были рассмотрены фруктово-ягодные кондитерские изделия: их классификация, виды, ассортимент, показатели качества. На примере магазина ОАО «Протовары» был изучен ассортимент данной продукции, при анализе которого было установлено что ассортимент фруктово – ягодных кондитерских изделий представлен достаточно полно (Кп =83,3%). На прилавках магазина отсутствуют лишь пастила и цукаты, за счет которых и можно пополнить ассортимент продукции. Достаточно полно покупателю предлагается такая продукция, как мармелад и зефир (соответственно Кг = 66,7%, Кг = 100%), что объясняется повышенным спросом на данную продукцию. В узком ассортименте покупателю предлагаются повидло, джем, варенье. Объяснение этому – невостребованность данной продукции. В заключении данной работы хочется отметить, что ассортимент продукции в розничной торговле представляет собой предложение товаров. Поэтому он должен стимулировать потребителя к покупке и быть шире, чем номенклатура спрашиваемых товаров, с тем чтобы обеспечить выбор. В таком случае ассортимент будет активно воздействовать на спрос, формировать новые потребности, а это путь к увеличению объемов продажи товаров. Управление ассортиментом — комплексная система, затрагивающая не только товар, но и его упаковку, маркировку, установление цены, сервисное обслуживание. Все эти слагаемые следует рассматривать в совокупности, так как они формируют "образ" товара. Задача торгового предприятия состоит в том, чтобы не просто предложить покупателю товар, а обеспечить комплексное удовлетворение его потребности. Формируя ассортимент товаров, следует учесть и такой фактор, как качество продукции. Чем выше качество продукции, тем выше спрос и сбыт продукции. Литература 1. Бузукова Е.А. Ассортимент розничного магазина, 2007г.2. ГОСТ 7061-88 «Варенье. Общие технические условия».3. ГОСТ 7009-88 «Джемы. Общие технические условия».4. ГОСТ 6929-88 «Повидло. Общие технические условия».5. ГОСТ 6441-96 «Изделия кондитерские пастильные. Общие технические условия».6. ГОСТ 6442-89 «Мармелад. Общие технические условия».7. Малютенкова С.М. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров, 2004г.8. Рыжакова А.В. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров, 2005г9. СанПиН 11-63 РБ 98 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарные нормы и правила».10. Справочник товароведа продовольственных товаров, т.2/ Барабанова Е.Н., Боровикова Л.А. и др., 1987г.11. Чепурной И.П. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров, 2005г.Приложение
|