Контрольная работа: Эстетика и образование
Название: Эстетика и образование Раздел: Рефераты по философии Тип: контрольная работа |
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально -педагогический университет» Контрольная работа по дисциплине «Эстетика» Тема «Эстетика и образование» Екатеринбург 2011 Содержание
1. Введение………………………………………………………………… 2. Эстетика. Задачи эстетики……………………………………………. 3. Эстетика искусства: сущность и функции…………………………… 4. Эстетические категории………………………………………………. 5.Образование. Функции образования…………………………………. 6. Виды образования……………………………………………………… 7. Литература……………………………………………………………….
Введение Слово «эстетика» — одно из наиболее употребимых в нашей повседневной жизни, рассеяно в разных ее сферах. Говорят об эстетике одежды, эстетике спектакля, эстетике фильма, эстетике интерьера и т.д. Как известно, понятие эстетики обозначает и философскую науку об искусстве. Многообразие использования понятия «эстетика» за пределами науки — свидетельство его широкой содержательности, длительности исторического пути, в ходе которого возникали разные его ипостаси. При всем различии употребления на обыденном и профессиональном уровнях («эстетика интерьера», «эстетика спектакля») это понятие обозначает некий единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы. На это обратил внимание еще немецкий просветитель А. Баумгартен, когда в середине XVIII в. ввел в оборот само понятие «эстетика». Однако история эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам. Всегда, когда речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстного любования, т.е. закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось представление о мире выразительных форм (созданных человеком и природой), выступавших предметом эстетической рефлексии. Активно обсуждалось их строение и внутренняя структура — связь чувственной оболочки с символическим, духовным содержанием, совмещенность в эстетическом явлении осознаваемых и невыразимых с помощью слов качеств и т.д. Свойства произведений и сопутствующие им чувства эмоционального подъема описывались через понятие прекрасного, явившееся центральным в эстетической науке. Все прочие эстетические понятия (возвышенное, трагическое, комическое, героическое и т.п.) обретали свой смысл только через соотнесенность с категорией прекрасного, демонстрируя безбрежные оттенки разных типов чувственного восприятия мира. ЭСТЕТИКА (греч. Aisthetios) – наука о сущности чувственно- эмоционального восприятия действительности, об общих законах образно- эмоционального освоения окружающего мира по «законам красоты». Эстетика – наука, изучающая природу, основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизни, общении людей, формы эстетического сознания (чувство, восприятие, потребности, вкусы, оценки, идеалы, категории). Истоки эстетики в первобытной культуре. В древних пещерах Ляско, Альтамир, Лортэ и др. археологи и спелеологи обнаружили наскальные росписи первобытных людей. Петроглифы –рисунки на стенах пещер. Первобытный человек умел видеть понимать и творчески воссоздавать красоту живой природы. Задачи эстетики: воспитание и развитие вкуса, способности различать и воспринимать прекрасное. Изучение эстетики способствует развитию творческих художественных способностей человека и общества. Эстетика в своём развитии связана с этикой, педагогикой, философией, искусствознанием, культурологией и др. науками. Термин «эстетика» введён в научный философский и историко- культурологический обиход немецким философом Александром Баумгартеном в 1750 г. Но сама наука о категориях и функциях красоты зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого общества в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Предметом эстетики
с современной точки зрения является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира. Эстетика искусства: сущность и функции.
Зарождение искусства в человеческом сознании обнаруживается на заре человеческой цивилизации. Человек мыслящий видит и воссоздаёт художественные образы видимого мира в пещерах на камне. По мере совершенствования сознания и трудовых технологий совершенствуются формы, сущность и функции искусства. Сущность эстетики искусства - развлекая обучать, обучая развлекать и будить мысль и сознание к новым уровням совершенства. У художественного искусства есть свои образы и формы, которые воплощают в себе особенности типического и единичного, идеального и порочного в зависимости от задач, которые ставит перед собой творец искусства или импровизатор. В художественном творчестве проявляется авторское мастерство, гениальность, талант или заурядность. Творческий процесс начинается с вдохновения, замысла, творческого озарения и завершается исполнением того или иного произведения. В завершённом образце искусства (в картине, скульптуре и т.д.) проявляется авторский стиль, манера, следованием старым традициям или поиск и открытие оригинального новаторства. Функции эстетики: 1. Визуальная функция искусства. Наблюдение – наслаждение зрительными образами искусства (пейзаж, натюрморт, портрет и т.д.). В основе эстетического восприятия лежит человеческая способность реагировать на красоту, распознавать её в действительности. 2. Функция восприятия и отражения искусства . 3.. Фоно-лексико-семантическая (звуко-словесно-понятийная) функция искусства. Прослушивание и наслаждение художественным чтением или пением (бас, тенор, сопрано, фальцет, хор). 3. Воспитательная, развивающая функция искусства. («Полное отсутствие добра и истин в искусстве равносильно отсутствию искусства» Шарль Бодлер (1821-1867)- французский поэт и критик. 4. Суггестивная (убеждение), гипноз художественно-эстетическими средствами искусства. 5. Коммуникативная функция искусства. (См. Нечкина М.Ф. Функция художественного образа в историческом процессе.- М., 1982). Но английский прозаик и драматург Оскар Уайльд (1854-1900) заявлял: «Художник не моралист. Морализаторство рождает непростительную манерность стиля. Искусство, как зеркало отражает того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь...» Но это ещё не означает, что искусство ничему не учит. Оно учит того, кто желает совершенствоваться. Например, итальянский художник эпохи Возрождения Антонио Поллайло на картине «Муки святого Себастьяна» (1475 г.) без манерности и морализаторства показал силу воли человека, умирающего, но не изменяющего вере Христовой. Тоже самое находим в аналогичном сюжете другого итальянского художника Антонело да Мессина «Святой Себастьян» (1476) . Язычники стреляют в его тело из арбалетов, причиняя ему множество страданий, чтобы он (Себастьян) отрёкся от веры в Христа. Прохожие равнодушно взирают на муки праведника. Стоик Себастьян просит у Бога сил для того, чтобы достойно принять мученическую смерть, но не предать идеалы христианства. Для кого- то такая позиция – фанатизм, для кого-то – утопия ради утопии, но любовью и верой держится истинная жизнь праведников на земле. Не живет село (город) без таких праведников, как Себастьян, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др. 6. Организующая (собирательная, объединяющая, систематизирующая) функция искусства. 7. Образовательная функция искусства. 8. Информационно-справочная функция искусства 9. Познавательная функция искусства. Искусство, содержащее тайны, секреты и ответы помогает познавать мир образов и образы мира. 10. Гедонистическая (наслажденческая) функция искусства. Высокое искусство дарит высокое духовно-нравственное и интеллектуальное наслаждение от приобщения к красоте. 11.Функция авторского самовыражения, самоутверждения. 12. Функция условного или фантастического восприятия и отражения художественных образов в творчестве. 13. Функция условности, вымысла, фантастики. Даже в произведениях социалистического реализма всенепременно обнаруживаем вымысел и тенденциозность. Эстетические категории Фундаментальной категорией эстетики является категория «эстетическое». Эстетическое выступает как всеобъемлющее родовое универсальное понятие для эстетической науки, как «метакатегория» по отношению ко всем остальным ее категориям. Ближе всех к категории «эстетическое» находится категория «прекрасное». Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматриваются другие эстетические феномены. При рассмотрении возвышенного, трагического, комического и др. прекрасное выступает мерой. Возвышенное – то, что эту меру превышает. Трагическое – то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое – то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается смехом. В современной эстетической теории наряду с положительными категориями выделяют их антиподы – безобразное, низменное, ужасное. Это делается на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных. Следовательно, научное исследование должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности. Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
В социологической литературе функции образования трактуются так: социально-дифференцирующая, культурно-воспитательная, социально-селективная. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие[1] . Это определяет ведущую социальную функцию образования – гуманистическую. Гуманизация – объективная потребность общественного развития, основной вектор которого – направленность на человека. Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия – идеи коэволюции. Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени – в младших классах. По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь – более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются. Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого – уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей. Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации). Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В выполнении этой функции образование и особенно до профессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье.
Виды образования. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов: дошкольные; общеобразовательные; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.); учреждения дополнительного образования; другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги. Общая структура системы образования РФ. Дошкольное образование. Среднее (школьное) образование. Среднее профессиональное образование. Высшее профессиональное образование. Для дошкольных учреждений России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ. Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей. Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация L-техник. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). При углублении подготовки выпускнику присваивается квалификация L-старший техник, при расширении подготовки — L-техник с дополнительной подготовкой в области — (с указанием конкретной области: менеджмент, экономика, информатика и т.д.). Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: 1) техникум (училище), реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; 2) колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях. Высшее профессиональное образование. В зависимости от числа направлений обучения студентов вузы делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями. Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации. Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами. Итак, можно сделать вывод, что развитие системы образования Российской Федерации напрямую связано с проводимой социальной политикой в соответствии с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», в которых первейшим направлением отмечается реформирование развитие сферы образования. «Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно "социальный заказ" общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии 21 века». Литература 1. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000.-434 с. 2. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 556 с. 3. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев - М,: Высш. шк., 2002. - 511с. 4. Эстетика: Учебное пособие для вузов/ Научный редактор А.А. Радугин. - М.:Центр, 1998. - 240 с. 5. Эстетика: Словарь. /Под общей ред. А.А.Бляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с. 6. Закон Российской Федерации "Об образовании" / Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996 г. от 13. 01. 1996 г. № 12 –ФЗ. 7. Гершунский Б.С. Философия образования XXI в. - М., 1998. |