Курсовая работа: Принципы построения и структура финансовой системы страны. Основные направления финансовой поли

Название: Принципы построения и структура финансовой системы страны. Основные направления финансовой поли
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: курсовая работа

Курсовая работа

По «Макроэкономике» на тему «Принципы построения и структура финансовой системы страны. Основные направления финансовой политики»

Содержание стр.

Введение……………………………………………………….3

1. Принципы построения и структура финансовой системы………...........................................................................5

2. Финансы предприятий и учреждений.

2.1 Финансы предприятий материального производства..9

2.2 Содержание и специфика финансов непроизводствен-

ной сферы…………………………………………………….13

3. Общегосударственные финансы.

3.1 Государственный бюджет……………………………14

3.2 Внебюджетные государственные фонды……………22

3.3 Государственные кредиты …………………………...24

3.4 Сущность и виды страхования…………………….…29

4. Финансовая политика государства

4.1 Содержание, задачи и требования к финансовой

политике……………………………………………………31

4.2 Характеристика финансовой системы разных стран 34

4.3 Тенденции финансовой политики РБ…………………37

Заключение………………………………………………….41

Литература…………………………………………………..42

Приложение…………………………………………………43

Введение

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.

Выделяют три основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, распределение и потребление. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда происходит распределение стоимости произведённого общественного продукта. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда образуется новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована.

В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов, страхование, государственные финансы.

В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья.

Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную организационную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства.

Взаимодействие между звеньями финансовой системы осуществляется при посредничестве учреждений банковской системы, играющих особо важную роль в отношении функционирования финансов предприятий.

Процесс функционирования любого предприятия носит циклический характер. В пределах одного цикла осуществляются: привлечение необходимых ресурсов, соединение их в производственном процессе, реализация произведенной продукции

3

и получение конечных финансовых результатов.

В данной курсовой работе представлена сущность финансовой политики, её составляющие звенья, финансовая политика Республики Беларусь, других стран, а также тенденции развития финансовой политики Республики Беларусь.

4

1. Принципы построения и структура финансовой системы.

Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий.

Понятие финансы является многогранным и рассматривается в трёх основных направлениях. Во первых, под финансами понимают деньги и денежные средства, используемые как один из видов экономических ресурсов, питающих производство и потребление. Так как многие виды экономических ресурсов в натуральной форме первоначально представлены в денежной форме, в виде денежных средств, на которые приобретаются, обмениваются трудовые и природные ресурсы, средства производства. Соответственно денежную форму ресурсов производства и потребления называют финансовыми ресурсами.[2 ]

Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, использующихся на расширение воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Вторая сторона финансов связана с широко распространённым термином финансирование, понимаемым как обеспечение денежными средствами. В данном случае под финансами понимается: источники, объемы и способы обеспечения экономических субъектов. Здесь на первый план выходят потребности различных сфер, секторов экономики, производственных звеньев, производителей и потребителей в денежных средствах для удовлетворения своих потребностей и потоки денежных средств, призванных удовлетворить эти потребности.

Третья сторона финансов заключена в том, что они представляют собой распределительные отношения, под которыми понимают нечто более широкое и разнообразное, чем обеспечение финансовыми ресурсами. Благодаря финансам осуществляются разнообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики и на разных уровнях хозяйствования.

5

Распределение денежных средств происходит и на государственном уровне, и на уровне предприятий, фирм, предпринимательской деятельности, и даже в какой-то степени домашних хозяйств. При этом возникает целая гамма распределительных отношений, которые называют финансами или финансовыми отношениями.

Финансы необходимы на разных уровнях хозяйствования:

предприятиям, организациям, учреждениям и межхозяйственным объединениям, ассоциациям, концернам, а также на государственном уровне управления экономикой.

В основу построения финансовой системы положены три главных элемента:

- функциональное значение, которое проявляется в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи ;

- территориальность, то есть каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов;

- единство финансовой системы, которое определяется единой экономической и политической основой государства.

В целом финансовая система Республики Беларусь представлена на рисунке 1.1 в Приложении, где видно, что она включает в себя две крупные сферы: финансы предприятий и общегосударственные финансы.

Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные сформированием и распределением денежных доходов и накоплений, а также их использованием при расширении производства, социальном обслуживании и материальном стимулировании работающих.

Общегосударственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, связанные сформированием финансовых ресурсов государства и его предприятий, а также использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению потребностей общества, обороны страны и управления.

Каждая из этих сфер состоит из менее крупных звеньев. В первой сфере выделяют финансы предприятий. Источником ресурсов таких предприятий является стоимость реализованной продукции, и они формируются в основном из прибыли, амортизационных отчислений, выручки от реализации выбывшего

6

имущества, продажи акций и других ценных бумаг, кредитов и т.д.

Использование финансов таких предприятий направлено на банковские платежи: налоги, проценты, погашение кредитов, страхование, а также инвестирование, связанное с расширением производства, техническим обновлением, покупка ценных бумаг, образование социальных фондов.

Большое значение в национальной экономике РБ занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно идут в производство, кругооборот средств предприятий. В этом звене финансовой системы создаётся решающая часть финансовых ресурсов предприятий, часть которых

впоследствии в форме налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

Организации непроизводственной сферы осуществляют в основном некоммерческую деятельность, т.е. такую деятельность, которая не стремится получить прибыль (организации культуры, учреждения образования, здравоохранения и др.).

Общегосударственные финансы можно определить как систему денежных отношений по образованию централизованных фондов денежных средств и использованию их на общегосударственные потребности. Самое главное звено в этой сфере это государственный бюджет. В РБ он является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государства.[ 2, с.287 ]

Государственный бюджет всё шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки некоторых слоёв населения, для развития рыночных отношений, на приватизацию государственной собственности, на развитие внешнеэкономической деятельности предприятий.

Достаточно большое звено финансовой системы это бюджетные фонды, количество которых в последнее время возросло. К ним относятся: фонд социальной защиты населения; фонд содействия занятости; фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции; фонд охраны природы; дорожный фонд и др.

Страхование (государственное, имущественное, личное и

другое) представляет собой один из методов создания резервных

7

фондов для защиты собственности от убытков при стихийных бедствиях и других неблагоприятных событиях. Также получило широкое развитие негосударственное страхование, которое осуществляется акционерными страховыми компаниями. Существуют также относительно новые формы страхования - страхование ответственности, страхование рисков непогашения кредитов и др.

Государственный кредит это совокупность денежных отношений, возникающих между государством, как заемщиком и физическими, юридическими лицами, иностранными правительствами в процессе формирования общереспубликанского фонда денежных средств.

8

2. Финансы предприятий и учреждений.

2.1 Финансы предприятий материального производства.

Финансы предприятий являются значительной составной частью финансовой системы республики. Они обслуживают основное звено общественного производства, где образуются материальные и нематериальные блага и происходит образование основной части финансовых ресурсов страны.

Финансы сферы материального производства непосредственно связаны с формированием первичных доходов и использованием целевых фондов внутрихозяйственного назначения. Чистый доход служит для формирования фондов производственного назначения, необходимые для расширения производства, совершенствование материально-технической базы, фонды потребительского назначения, т.е. с помощью финансов создаются предпосылки для удовлетворения потребностей предприятий в развитии производства, удовлетворении социальных нужд работников данного предприятия. [1, стр.199]

Чистый доход является также источником формирования общегосударственных ресурсов (в виде налогов).

Величина созданной в сфере материального производства стоимости определяет размеры денежных фондов и финансовых ресурсов предприятия и республики в целом. При оптимальном распределении созданные фонды обеспечивают возможности роста производства и увеличения объема общегосударственных финансовых ресурсов.

Финансы сферы материального производства включают денежные отношения предприятий:

- с другими предприятиями;

- с работниками данного предприятия;

- хозрасчетными подразделениями внутри предприятий;

- с государством;

- с банками;

- с вышестоящими организациями в границах внутри отраслевого перераспредления;

- с учредителями.

Финансы предприятий выполняют две функции:

9

распределительную и контрольную. Распределительная функция осуществляется при распределении выручки от реализации, прибыли, формировании и использовании денежных фондов (основных и оборотных средств, инвестиционных фондов, фонда оплаты труда, амортизационного фонда, фонда накопления и потребления). При рациональном формировании денежных фондов и эффективном их инвестировании обеспечивается возможность оснащения предприятий новой техникой, внедрения передовых технологий, стимулирования лучших работников, улучшения социального обслуживания. Контрольная функция проявляется в контроле над обоснованностью формирования доходов, рациональном использовании денежных фондов, своевременной и полной уплатой налогов в бюджет и отчислениями во внебюджетные фонды.

Рациональная организация финансов сферы материального производства достигается при оптимальном выборе финансовых ресурсов, целесообразном сочетании собственных и заемных средств. Собственные источники постоянно находятся в обороте у предприятий (в их уставном фонде). Заемные источники предоставляются в форме кредитов для удовлетворения временной потребности в средствах.

10

2.2 Содержание и специфика финансов непроизводственной

сферы.

Существенная часть национального дохода направляется государством на развитие непроизводственной сферы. Сфера материального производства это главная сфера человеческой деятельности и составляет основу существования человеческого общества. Ограничение сферы материального производства дает возможность включить не вошедшие в нее отрасли в непроизводственную сферу. Виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности.

К сфере материального производства относятся отрасли, в которых затраты труда находят выражение в материальных благах, остальные принадлежат непроизводственной сфере. Ей присущи свои специфические отношения, вытекающие из особенностей отраслей этой сферы, характера общественного труда в них. В непроизводственной сфере экономические отношения возникают по поводу воздействия на человека или общество. Таким образом, труд не является непосредственно производительным и чаще всего носит характер услуг. Это основное отличие продукта труда в этой сфере.

Под непроизводственной сферой следует понимать совокупность отраслей и видов деятельности, не участвующих в создании материальных благ, деятельность которых направлена на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует, и опосредуется экономическими отношениями по поводу оказания различных услуг по удовлетворению общегосударственных и личных потребностей, а также по обслуживанию движения материального продукта. [1, с.226]

Средства, поступающие в отрасли непроизводственной сферы, определяются потребностями общества в результатах их деятельности, а также произведенным национальным доходом.

Услуги отраслей непроизводственной сферы могут быть платными или бесплатными. Производство бесплатных услуг обеспечивается государством за счет государственного бюджета. В условиях нехватки государственных средств все большее развитие получают платные услуги, определяющие и специфические методы

11

и формы финансовых отношений.

Входящие в состав непроизводственной сферы предприятия, учреждения, организации классифицируются с учетом их деятельности, методов организации управления и финансирования:

1- отрасли, которые очень близки к материальному производству, осуществляющие свою деятельность на принципах хозрасчета и самофинансирования. Услуги этих отраслей платные, финансы в них организуются как на предприятиях материального производства;

2- отрасли, имеющие смешанное финансирование. Их услуги частично бесплатные;

3- отрасли и учреждения, содержащиеся за счет бюджета. Услуги, оказываемые ими бесплатные, источник финансирования - государственный бюджет.

Финансы непроизводственной сферы это совокупность денежных отношений, опосредующих движение фондов, образующихся в результате перераспределения созданного в отраслях материального производства национального дохода в целях создания нематериальных благ и услуг.

Процесс производства и потребления услуги в непроизводственной сфере совпадают, поэтому образующиеся денежные фонды становятся конечными и прекращают свое движение: их средства переходят в личное потребление (зарплаты, стипендии и т.п.) либо образуют выручку предприятий, которые предоставляют материально - техническую базу для учреждений непроизводственной сферы. В связи с этим можно выделить некоторые особенности финансов в этих отраслях:

1. Финансы охватывают сферу перераспределительных отношений, определяют объем вторичных доходов, поступлений, их распределение и использование, т.к. в денной сфере не создается национальный доход и первичные доходы.

2. Национальный доход, созданный в сфере материального производства, служит базой обеспечения функционирования отраслей непроизводственной сферы, является источником покрытия затрат. От его размера зависит возможность расширения и развития непроизводственной сферы в целом.

12

3. В основном финансовые отношения возникают между государством и учреждениями непроизводственной сферы, т.к. основной источник финансирования – государственный бюджет.

4. Большинство предприятий, учреждений непроизводственной сферы находятся в починении местных органов власти (дошкольные учреждения, школы, больницы, библиотеки, коммунальные предприятия и др.)

5. Поскольку развивается сфера платных услуг, значительно расширяется сфера финансовых отношений, где происходит распределение и использование денежных фондов образуемых за счет внебюджетных средств.

6. Затраты учреждений непроизводственной сферы включают заработную плату, которая занимает большой удельный вес ( в отдельных отраслях она достигает 60-80%). Поэтому основным объектом финансовых отношений в этой сфере является фонд заработной платы, его формирование, распределение и использование.

13

3. Общегосударственные финансы

3.1. Государственный бюджет.

Основным звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. Это обусловлено его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества. Государство для выполнения своих функций нуждается в крупных финансовых ресурсах, которые аккумулируются в бюджете. С его помощью осуществляется перераспределение национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей: содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности, социальной сферы, поддержки некоторых отраслей хозяйства и др.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, определяющим его доходы, расходы, движение финансовых ресурсов на установленный период (на год). Через государственный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода, что позволяет государству активно влиять на всю жизнь общества, выполнять программу экономического и социального развития страны.

В государственном бюджете концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений. Они образуют доходы бюджета, посредством которых финансируются экономические и социальные программы, различные мероприятия. Государственный бюджет можно охарактеризовать как основной централизованный фонд денежных средств государства.

В процессе перераспределения национального дохода, когда образуются доходы и расходы бюджета, возникают определенные финансовые отношения между участниками данного процесса. Специфика этих отношений обусловлена экономической природой бюджета, его формой и особым общественным назначением.

На содержание и роль бюджета влияют объективные и субъективные факторы. Объективные: уровень развития производственных сил, экономический потенциал страны, экономические, природные и социальные особенности и др. Субъективные факторы: тип государства, политика правительства,

14

уровень экономической, финансовой науки и т.п.

Бюджеты стран, функционирующие в рыночной экономике, свои доходы формируют в основном за счет налогов. Расходная часть бюджета предназначена для финансирования общегосударственных программ. Вместе с тем бюджетные средства направляются в виде субсидий, кредитов, государственных гарантий и поручительств для финансовой поддержки фермеров, малых наукоемких фирм, жилищного хозяйства и др. Бюджет играет важную роль в социальной защите граждан, развитии непроизводственной сферы (финансирование начального и среднего образования, медицинская помощь для бедных слоев населения, противоэпидемические мероприятия, культурные и другие программы).

Бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, является основным инструментом государственного регулирования. Роль бюджета является решающей в реализации финансовой политики, регулирования общественных процессов, воспроизводстве и его расширении, развитии социальной сферы и т.д.

Доходная часть бюджета Республики Беларусь формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она включает в себя множество налогов с высокой долей косвенных налогов, которые дают гарантию регулярного пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры [1, с. 278].

В расходах бюджетных ресурсов усиливается социальная направленность. Прямые расходы на социально-культурные мероприятия, включающие просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и финансовая поддержка нетрудоспособных, малоимущих слоев населения, превышают 1/3 всех расходов. При этом увеличиваются затраты на финансирование , содержание правоохранительных органов, армии, обслуживание государственного долга и другие непроизводительные расходы. Несколько снижаются расходы на народное хозяйство в связи с повышением самостоятельности и

самофинансирования затрат субъектов хозяйствования.

15

Для бюджетов переходного периода характерным стало резервирование части финансовых ресурсов в специальных фондах (резерв Президента, Кабинета Министров, министра финансов, стабилизации экономики), позволяющих финансировать непредвиденные расходы, несколько смягчить диспропорцию в экономике и снять социальную напряженность в обществе.[ 1,с.279]

Расходы бюджета растут быстрее, чем доходы, вследствие чего увеличивается дефицит бюджета. Правительство стремится уменьшить его с помощью расширения потенциальной базы укрепления доходной части бюджета, разумного уменьшения расходов.

Бюджетная система Республики Беларусь включает: республиканский бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты (областные, городские, районные, сельские и поселковые). Наша бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности, гласности. Единство достигается посредством использования единой законодательной базы, бюджетной классификации, а также общих форм документации, статистической отчетности. Принцип построения бюджетной системы подразумевает самостоятельность отдельных ее звеньев, что означает, что республиканский и местные бюджеты всех уровней обеспечиваются своими доходами и правом их распределения.

Для определения единой бюджетной политики государства, отдельных регионов, выявления доходов и расходов государства самостоятельные бюджеты включаются в статистический сводный бюджет регионов: района, области, города, республики в целом. Он носит название консолидированный бюджет. С его помощью всесторонне изучается, а затем совершенствуются финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и повышается эффективность использования бюджетных ресурсов.

Решающая часть консолидированного бюджета Республики Беларусь сосредоточена в республиканском бюджете, который обеспечивает финансирование общегосударственного значения мероприятий, выступает как гарант целостности республики, экономического развития государства. За счет республиканского

16

бюджета финансируются крупные целевые программы: инвестиционные, природоохранные, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, социальные, развития науки.

Ресурсы направляются на покрытие затрат во внешнеэкономической деятельности, погашением общегосударственного долга. Большую роль играет республиканский бюджет в обеспечении внутренней и внешней безопасности страны, управлении экономическими и социальными процессами в республике. Покрываются расходы на содержание армии, пограничных войск, таможенной службы правоохранительных органов, а также образуются резервные фонды (Президента, Совета Министров Республики Беларусь и др.). Доходы республиканского бюджета Беларуси формируются за счет крупных налогов и некоторых доходов общегосударственного значения. Кроме того, поступают также средства от других государств в соответствии с заключенными соглашениями. Но для покрытия намеченных в бюджете расходов не хватает средств, в результате возникает дефицит бюджета. Планируются и утверждаются законодательными органами власти и основные источники покрытия дефицита бюджета (например, привлекаются кредиты Национального банка, внешние займы, которые, соответственно, увеличивают государственный долг и расходы на его обслуживание).

Республиканский бюджет играет первостепенную роль в регулировании экономическими процессами страны. Вместе с тем роль местных бюджетов, являющихся основной базой местных Советов Депутатов, имеет высокую значимость. Именно эти бюджеты выполнение функций местных органов власти, воздействуют на удовлетворение бытовых, социальных потребностей, материальный и культурный уровень жизни граждан соответствующего региона.

В Беларуси в начале 90-х гг. наступил переходный период от командной экономики к смешанной, характеризующейся развитием рыночной инфраструктуры, конкуренцией, созданием различных форм хозяйствования. Кризисное состояние экономики сопровождалось спадом производства, разрывом хозяйственных связей предприятий, снижением инвестиций. Государственное регулирование в таких условиях становится необходимым и

17

оправданным.

С помощью бюджетных отношений государство осуществляет перераспределение валового продукта , изменяет структуру общественного производства, влияет на экономические преобразования и социальные реформы, контролирует и воздействует на экономические процессы. В таблице 3.1.1 приведены данные бюджетных расходов в ВВП по данным Министерства финансов Республики Беларусь.

ТАБЛИЦА 3.1.1. Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь, % к ВВП.

Показатель

Год

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Расходы бюджета:

без учета целевых бюджетных фондов

34,4

42,6

40,3

32,7

29,9

33,5

32,3

33,9

29,4

29,7

с учетом целевых бюджетных фондов

_

_

_

_

_

_

37,7

39,5

35,5

35,6

По данным таблицы 3.1 видно, что в 1992 г. в республике перераспределялось через государственный бюджет 34,4 % ВВП, а в 1993—1994 гг. более 40 %. Государство резко увеличило расходы на социальную защиту граждан, поддержку субъектов хозяйствования, развитие внешнеэкономической деятельности и защиту внутреннего рынка, а также на финансирование других программ. В 1996 г. происходит снижение расходов бюджета в ВВП — до 29,9 %. В последующие годы тенденция меняется: доля государственных расходов в ВВП ( с учетом расходов целевых

18

бюджетных фондов) в 2001 г. составила 35,6 %. Это свидетельствует о том, что повысилась роль бюджета в распределительных процессах.

Основные показатели консолидированного бюджета и целевых бюджетных фондов в 2006г. были исполнены с превышением плановых назначений.[3,с.24].

В консолидированный бюджет поступило 38,4 трлн. рублей с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), или 102,3% годового плана. Расходы бюджета с учетом расходов ФСЗН составили 37,3 трлн. рублей . Профицит составил 1,14 трлн. рублей, или 1,4% к ВВП. При этом бюджет сохранил свою социальную направленность. Расходы на социально-культурную сферу, социальную политику составили более 60% расходов. Своевременно и полностью были профинансированы заработная плата, пенсии, стипендии.

В приложении на рисунке 3.1 отображена диаграмма по заработной плате бюджетных работников в 2000-2007 гг., где видно ,что в декабре 2006 г. зарплата работников бюджетной сферы была обеспечена в среднем на уровне 287,3 долларов США при запланированных 265 долларах в соответствии с программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. В реальном выражении рост зарплаты в бюджетной сфере составил 123,4 % при прогнозе 106% .

По состоянию на 1 января 2007г. внешний государственный долг составил 837,9 млн. долларов при утвержденном лимите 2 млрд. долларов.[3, с. 25]. Таким образом обеспечивается экономическая безопасность страны, как подчеркнул Министр финансов Республики Беларусь Николай Корбут.

Повышение стоимости энергоресурсов в 2007г. потребовало внести изменения в расходную часть бюджета и межбюджетное регулирование. Недостаток средств республиканского и местных бюджетов на возмещение дополнительных затрат в жилищно-коммунальной сфере компенсировалось за счет сокращения расходов непервоочередного назначения. Таких как : текущее содержание государственных органов и организаций, капитальных расходов на строительство

новых объектов, расходов на закупку оборудования и транспорта.

19

При этом выплата зарплат, пенсий, стипендий, пособий сохранялось с учетом роста, предусмотренного в бюджете 2007 г. А также сохранятся все принципы бюджетно – налоговой политики Беларуси, что отражается в снижении налоговой нагрузки на экономику, сохранении социальной направленности бюджета, увеличении финансовой поддержки реального сектора экономики (мероприятия по реконструкции и модернизации промышленного производства, создание новых производств).

Доходы консолидированного бюджета с учетом средств ФСЗН прогнозировались в объеме 40,4 трлн. рублей, что составило 43,9 % к ВВП. Данные представлены в приложении на рисунке 3.2. Расходы бюджета в 2007г. составили 41,8 трлн. рублей или 45,4 % к ВВП. Дефицит республиканского бюджета в 2007г. составил 1.4 трлн. рублей или 1,5 % к ВВП.

На таблице 3.1.2 представлены данные статистического ежегодника по консолидированному бюджету с 2000 по 2006 г.

В 2006г. был создан фонд национального развития, средства которого используются для оперативного влияния на решение вопросов, связанных с обеспечением развития белорусской экономики. Но покрыть дополнительные расходы, связанные с резким повышением цен на энергоносители, он не сможет. Поэтому правительством Беларуси было вынесено предложение правительству России о выделении стабилизационного кредита в сумме 1,5 млрд. долларов.[3, с.25]

Для финансирования дефицита государственного бюджета Минфин проводит мероприятия по привлечению средств:

—различные формы заимствования (синдицированное кредитование, размещение ценных бумаг);

— рассматриваются предложения пяти крупнейших банков мира по предоставлению Беларуси несвязанных кредитов внешнего финансирования ;

— привлечение внешних заемных ресурсов в соответствии с законом о бюджете;

— размещение белорусских государственных ценных бумаг в России.

20

Размещение белорусских гособлигаций на российском рынке станет первым шагом для выхода нашей страны на рынки заимствований Европы и Азии.

Рынок облигаций в 2008г. демонстрирует положительную динамику. Достаточно отметить, что за два месяца этого года Минфин уже привлек в бюджет посредством выпуска государственных бумаг примерно 180 млрд. бел.рублей. Минфину теперь намного проще выполнять запланированные значения по финансированию дефицита бюджета за счет выпуска ценных бумаг. Вместе с тем интерес к государственным облигациям снижается по нескольким причинам :

1- исполнение республиканского бюджета идет с профицитом. Превышение доходной части бюджета над расходной по итогам прошлого года составило около 0,3% от ВВП. Это означает, что чуть менее 300 млрд. бел. рублей осталось невостребованными. В январе текущего года Профицит составил уже более 1,5 трлн. рублей. Наличие профицита означает, что Минфин остро не нуждается в дополнительных ресурсах для пополнения доходной части бюджета.

2- Коммерческие банки начали менять свои приоритеты. Объемы кредитования экономики за 2007г. по данным Нацбанка, выросли на 47,4%. При этом рост объемов выданных кредитов наблюдался по всем направлениям. Рост кредитов, выданных государственным коммерческим предприятиям составил1,9 трлн. рублей, частному сектору— 4,8 трлн., физическим лицам — 2,5 трлн. учитывая ограниченность ресурсов банковской системы, на приобретение ценных бумаг средств практически не остается.[4, с.5]

В результате и сторона, обеспечивающая предложение и предъявляющая спрос не нуждаются в наращивании объемов. Минфин практически будет рефинансировать внутренний долг, существенно его не увеличивая . для бюджета это явный позитив, т.к. не происходит значительного роста внутреннего государственного долга и расходов по его обслуживанию.

21

3.2 Внебюджетные государственные фонды.

Параллельно с государственным и местным бюджетом используются и другие формы применения денежных ресурсов. Одна из них— создание внебюджетных фондов. Они находятся под контролем государства и являются источником финансирования различных государственных расходов помимо бюджета. Внебюджетные фонды в зависимости от целевого назначения делятся на экономические и социальные, а с учетом уровня управления они могут быть государственными или региональными.

Основными внебюджетными фондами являются: Фонд государственного страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд здравоохранения, дорожные фонды, прочие внебюджетные фонды.

Фонд государственного социального страхования производит выплаты различных пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, для финансирования санаторно-курортного обслуживания, на погребение, для обеспечения деятельности профсоюзов. Это основная доля расходов этого фонда. Создание фонда происходит страховым методом при обязательном участии предприятий и организаций , а также предпринимателей. Источник средств— страховые взносы предприятий и организаций, поступления за путевки, прочие доходы, иногда и средства госбюджета.[2, с.352]

Пенсионный фонд занимается формированием и аккумулированием средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также финансирование организаций, помогающих пенсионерам и детям. Основные доходы этого фонда: страховые взносы предприятий и организаций— работодателей; страховые взносы индивидуальных предпринимателей; обязательные страховые взносы граждан. Также привлекаются средства из республиканского бюджета, предназначенные для выплаты государственных пенсий, пособий военным и другим гражданам, приравненным к ним, а также выплаты компенсаций.

Государственный фонд занятости формируется за счет обязательных отчислений работодателей, обязательных страховых взносов с заработков работников, а также с использованием средств

22

республиканских и местных бюджетов. Расходы фонда

осуществляются с учетом тех задач, которые необходимо решать, чтобы обеспечить трудоустройство граждан, не имеющих работу , на профессиональную ориентацию, на обучение, на организацию общественных работ, на временное пособие по безработице, а также стипендии обучающимся.

Фонд здравоохранения предназначен для финансирования целевых программ, научных исследований, подготовки кадров, оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях. Формирование фонда происходит за счет государственного бюджета, государственных и общественных организаций, предприятий, населения, взносов и пожертвований, доходов от ценных бумаг, кредитов.

Дорожные фонды занимаются строительством и обслуживанием автомобильных дорог. Источники средств этого фонда — это налоги с пользователей автодорог, налоги с владельцев транспортных средств, налог на приобретение автотранспортных средств.

В зависимости от задач, стоящих перед экономикой, могут формироваться другие фонды, а те, которые выполнили свое назначение, упраздняются.

Внебюджетные фонды оказывают влияние на процесс производства, способствуют оказанию социальных услуг населению. Средства внебюджетных фондов помогают финансировать природоохранные мероприятия.

23

3.3. Государственные кредиты

Государственный кредит это самостоятельное звено финансовой системы государства. Внутри страны, при осуществлении государственно-кредитных операций, государство является заемщиком средств, а физические и юридические лица — кредиторами. В международных экономических отношениях государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. Кроме этого, государство может выступать гарантом возврата займов или выполнения других обязательств. Государство принимает на себя гарантийные обязательства для поддержания отечественных товаропроизводителей, обновления и реконструкции основных фондов народного хозяйства, повышения уровня занятости, развития науки и др.[1, с.275]

С помощью государственного кредита мобилизуются дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Бюджетная нагрузка на расходы растет, поэтому государство почти всегда нуждается в дополнительных денежных ресурсах. А так кА налоговые и им подобные поступления ограниченны, то приходится прибегать к помощи государственного кредита.

Государственный кредит имеет сущностные черты двух экономических категорий: финансов (привлечение денежных ресурсов государством посредством государственно-кредитных отношений) и кредита ( отношения, обусловленные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, как правило, в виде процентов).

Государственный кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Отношения между участниками государственного кредита строятся добровольно, экономические санкции к заемщику-государству не применяются. Государственный кредит всегда является средством сокращения денежной массы.

В Республике Беларусь преимущественное развитие получил внутренний государственный кредит, однако международный государственный кредит играет большую роль для

24

экономики страны. Также существует понятие — условный государственный кредит, когда государство выступает гарантом по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти и хозяйственным органам внутри страны.

В целом, при правильной организации, государственный кредит оказывает позитивное влияние на экономику. Мобилизация временно свободных денежных средств населения, предприятий, организаций способствует укреплению денежного обращения в стране. Международный государственный кредит способствует ускорению социально- экономического развития и укреплению финансового положения страны, которая получает средства, позитивно влияет на международное сотрудничество и взаимопонимание между странами.

Государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую, контрольную функции. Распределительная функция осуществляет формирование и использование денежных фондов на принципах возвратности, срочности платности, обеспечивается приток финансовых ресурсов. Регулирующая функция государственного кредита выражается в активном воздействии на макроэкономические показатели общества, т.е. государственный кредит влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, валютный курс, производство и занятость. Контрольная функция тесно связана с деятельностью государства и состоянием бюджета и других государственных фондов.

Внутренний государственный кредит, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами юридические и физические лица, может быть представлен в формах государственных займов, кредитами Нацбанка на покрытие дефицита бюджета и других кратко- и долгосрочных обязательств. Выпускаются и реализуются государственные ценные бумаги, которые представляют собой долговые обязательства государства. Образуется рынок государственных ценных бумаг. В приложении таблица 3.4.1 представляет показатели по государственным ценным бумагам, по которым видно, что с2001 по2006 гг. их объем выпуска значительно вырос : с 727,2 по 3310,9 млрд. рублей.[5, с. 518]

Погашение происходит за счет средств бюджета и, как показано в таблице в 2001- 2002 гг. объем погашения не

25

значительно отставал от объема размещения, а начиная с 2003 по 2006 г. разрыв между этими показателями увеличился.

Внешний или международный государственный кредит это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе государственно-кредитных операций, где государство выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта. Они выступают в форме государственных внешних займов, предоставляемых на принципах возвратности, срочности и платности. Кредиторами выступают правительства и юридические лица иностранных государств, международные финансовые организации, а также частные лица- нерезиденты. Наиболее значимым источником внешнего финансирования в нашей стране являются иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительственным, межбанковским соглашениям, а также по линии международных финансовых организаций.

Важную роль в стимулировании экономической активности отдельного государства, региона, и всего мирового сообщества играют финансово-кредитные отношения, которые должны быть ориентированы на создание и поддержание импульса экономического развития реального сектора.[6, с.39]

Внешняя сфера финансово-кредитных отношений может функционировать на разных уровнях: мировые (глобальные) финансово-кредитные отношения, международные, региональные и внешнеэкономическая деятельность отдельных государств. На мировом уровне финансово-кредитные отношения осуществляются на мировых рынках с участием крупнейших транснациональных корпораций и банков. Региональные финансово-кредитные отношения, т. е. объединение стран в финансовые группировки, когда некоторые вопросы отдельных стран решаются коллективно, а коллективные решения являются обязательными для тех или иных стран региона. Внешнеэкономическая деятельность государства рассматривается со стороны национальных интересов одной страны, а внешнеэкономическая деятельность компании — со стороны экономических интересов конкретного субъекта хозяйствования.

Значение и необходимость внешних кредитных отношений для государства определяются природой функционирования государственных финансов. Бюджетный

26

дефицит требует финансирования из различных источников, в том числе из внешних.

Международный кредит во внешней торговле способствует бесперебойности международных расчетов, ускоряет оборачиваемость средств и в целом повышает экономическую эффективность внешней торговли, а также используется как орудие конкурентной борьбы за рынки сбыта.[6, с. 41]

Нерациональное использование внешних кредитных ресурсов не дает положительного эффекта. Если государство вкладывает международные кредиты в непроизводственную сферу, в потребление, на содержание государственного аппарата и прочее, то это приводит к тому, что возврат основной суммы долга и уплата процентов по нему осуществляется не за счет вновь созданного с их использованием эквивалента, что в конечном итоге сказывается на сокращении ВВП страны. А если, например, построенные за счет международного кредита заводы, предприятия, больницы позволят извлекать преимущества от его использования, то издержки по международному кредиту будут ниже получаемых выгод.

Основные направления развития белорусского фондового рынка на среднесрочную перспективу изложены в Программе развития рынка корпоративных ценных бумаг РБ на 2008-2010 гг. Её реализация должна создать необходимые условия для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в нашей стране. В Программе констатируется, что сегодня создана весьма внушительная правовая база регулирования обращения ценных бумаг. Однако некоторые из нормативных актов скорее препятствуют нормальной работе фондового рынка, чем стимулируют её. [7, с. 8]

Основным направлением денежно-кредитной политики на 2008 г. предусмотрено снижение базовой ставки рефинансирования до 7-9% , следовательно, рыночная стоимость рублевых ресурсов также должна понизиться. Решение этой проблемы во многом будет зависеть от роста инфляции, которая в минувшем году ускорилась. В итоге белорусская экономика столкнется с тем, что при наблюдающемся снижении темпов роста экономики растет инфляция.[8, с 10]

Вне зависимости от того , какие приоритеты окажутся в

27

этом году доминирующими, ожидания острых кризисов сведены к минимуму. Уже сам этот факт должен позволить финансовому рынку развиваться в относительно комфортной обстановке и устойчиво.

28

3.4. Сущность и виды страхования.

Сущность страхования раскрывается в системе перераспределительных отношений, включающих раскладку ущерба между участниками страховых отношений и его возмещение из специальных фондов, сформированных за счет взносов страхователей, при наступлении чрезвычайных неблагоприятных событий.

Страхование рассматривается как особая форма финансовых отношений, т.к. происходит образование и использование специального фонда денежных средств. Однако оно имеет ряд отличий от других экономических категорий:

— наличие страхового риска, связанного с вероятностью наступления страхового случая, а также необходимостью возместить возникший материальный или иной ущерб;

— характерна замкнутость перераспределительных отношений, т.к. количество пострадавших всегда меньше числа участников страхования;

— перераспределение ущерба происходит как в пространстве, так и во времени, в связи с чем возникает потребность в системе страховых резервов;

— страховые взносы имеют возвратный характер;

— страхование может быть натуральным;

— страховые отношения носят вероятностный характер;

— доходы госбюджета формируются за счет взносов, а использование этих средств выходит далеко за рамки интересов плательщиков. Перераспределение ущерба происходит с помощью специального денежного страхового фонда.

Существуют три основные формы страховых фондов: фонд самострахования, централизованные общегосударственные резервы и фонды страховщика. Самострахование имеет особое значение для сельскохозяйственного производства, которое зависит от климатических условий больше, чем промышленность. Поэтому создаются каждым предприятием или хозяйством обособленные фонды ( обычно в виде натуральных запасов). Централизованный страховой (резервный) фонд создается за счет общегосударственных ресурсов и предназначен для возмещения ущерба в случае глобальных катастроф, аварий и стихийных

29

бедствий. Третья форма — страхование — формируется за счет страховых взносов его участников (предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан и т.д.). Он расходуется на возмещение ущерба, оказание страховой защиты только участникам его создания.

Классификация отраслей, видов и форм страхования проводится по объектам страхования, роду опасностей, форме страхования:

1— по отраслевому признаку выделяют личное, имущественное и ответственности;

2— по роду опасностей охватывает только имущественное страхование;

3— по форме страхование может осуществляться в обязательной форме (основывается на законе, определяющем перечень объектов страхования, виды, объем ответственности страховщика, права страхователя, тарифы и порядок уплаты страховых взносов) и добровольное страхование ( осуществляется на основе договора страхования, в котором отражаются соглашения между страхователем и страховщиком, регламентирующим их права и обязанности). [1, с. 194]

30

4. Финансовая политика государства.

4.1. Содержание, задачи и требования к финансовой политике.

Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное использование и распределение для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Она воздействует на экономическое и социальное развитие общества, используется государством для осуществления своих функций и задач, достижения намеченных целей.

Взвешенная и обоснованная финансовая политика способствует выходу из экономического кризиса и дальнейшее динамичное развитие государства, которое разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения.[1, с. 127]

Финансовые отношения выступают основой финансовой политики, предопределяют ее содержание. Министерство финансов и Национальный банк на основе действующего законодательства разрабатывают инструкции по формированию доходов бюджета и его использованию, основные направления денежно-кредитной политики, нормативные документы о порядке и правилах предоставления средств физическим и юридическим лицам.

Задачи финансовой политики:

— учет действия объективных экономических законов;

— финансовая поддержка ускорения рыночных реформ, поддержание макроэкономической стабилизации;

— определение источников финансовых ресурсов , их состав, структуры, возможных резервов увеличения;

— рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

— концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;

— сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;

— уменьшение дефицита госбюджета;

31

— либерализация внешнеэкономической деятельности.

Посредством финансовой политики государство оказывает прямое воздействие на структурное преобразование экономики, реструктуризацию предприятий военно-промышленного комплекса, определение приоритетных направлений.

Требования, предъявляемые к финансовой политике:

1) научный подход, предполагающий соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории ,

2) учет специфики исторических условий (особенности внутреннего положения и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства),

3) тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта,

4) обеспечение тесной взаимосвязи между финансово-кредитной политикой, политикой в области ценообразования, зарплаты,

5) повышение эффективности использования финансовых ресурсов,

6) учет множества факторов при решении экономических ситуаций, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики,

7) предвидение последствий проведения намеченных финансовых мероприятий,

8) наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, возможностях государства, о состоянии дел в экономике.

Финансовая политика делится на составные части: налоговую, бюджетно-финансовую, денежно-кредитную политики.

Налоговая политика реализует интерес государства. Ее назначение в изъятии части валового общественного продукта на общегосударственные нужды, мобилизация этих средств и перераспределение через бюджет. Бюджетно-финансовая политика связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Денежно-кредитная политика представляет основу финансовой политики государства. Ее цели— повышение роли

32

банковского кредита; более гибкий подход к предоставлению кредита; формирование банковских резервов; конвертируемость белорусского рубля; реорганизация сберегательного и страхового дела.

Финансовая политика направлена на финансовое оздоровление экономики и динамичный рост ВВП, повышение конкурентоспособной продукции, что можно достичь через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укрепление курса белорусского рубля.

33

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

ДОХОДЫ

Республиканского

Бюджета

Местных

бюджетов

РАСХОДЫ

Республиканского

Бюджета

Местных

Бюджетов

Дефицит(-), Профицит(+) бюджета

Республиканского

Бюджета

Местных

бюджетов

3181

1647

1808

3236

1723

1787

-55

-76

+21

5747

2964

3357

6023

3246

3351

-276

-282

+6

8636

4487

4767

8681

4465

4936

-45

+22

-169

12211

6123

7293

12795

6702

7332

-584

-579

-39

22057

14260

9381

22036

14320

9172

+21

-60

+209

30825

21293

12049

31257

21438

12274

-432

-145

-225

38391

28666

13904

37256

27488

13939

+1135

+1178

-35

Таблица 3.1.2. Консолидированный бюджет Республики Беларусь. (миллиардов рублей)

4.2 Характеристика финансовой системы разных стран

Франция

Государственный долг Франции в 2006 г. превышает 1 трлн. евро. На каждого француза приходится по 17 тыс. евро долга. Для сравнения в США национальный долг достиг в 2006 г. 8.3 трлн. долл., а на каждого американца приходится свыше 27 тыс. долл. Долга. Но Франция — это не США, поскольку штатам дает взаймы весь мир. Международные инвесторы не станут вкладывать деньги во Францию, как и в остальную Европу, пока она не наберет необходимые темпы экономического роста. Пока что ни единый внутренний рынок, ни единая валюта двенадцати европейских стран, ни расширение Евросоюза с 15 до 25 членов к этому не привели. [9, с. 75]

В 2006 г. дефицит бюджета Франции по статье социальное страхование превысил 16 млрд. евро. В итоге весь груз этого долга ложится на плечи будущих поколений.

Франция — единственная страна в Европе, которая не сокращает, а увеличивает свои государственные расходы. Они составляют 54,5%ВВП, тогда как в соседних странах они не превышают 48%. Не случайно во Франции один из самых высоких уровней безработицы в Евросоюзе и самая высокая стоимость труда. А официальная продолжительность рабочей недели — самая низкая в мире. В отличие от Германии, где уровень безработицы тоже превышает 10%, у Франции отрицательный торговый баланс. Значит, французские товары ( за исключением парфюмерии, шампанского, сыров и производимого с участием нескольких европейских стран самолета «Эрбус») неконкурентоспособны на внешнем рынке. Дефицит торгового баланса составил в 2005 г. 25 млрд.евро. однако производительность труда во Франции одна из самых высоких в мире. Это объясняется тем, что предприниматели давно уже вынуждены вводить самую современную технологию, чтобы компенсировать высокую стоимость труда. Но такая стратегия тоже имеет свои пределы. Из всего этого напрашивается вывод о том, что Франция вряд ли сможет играть роль политического лидера в Европе, каким она была последние полвека.

34

Россия

С начала 2000-х годов в России сложились достаточно благоприятные внутренние и внешние экономические условия, которые в основном были связаны с резким ростом мировых цен на углеводородное сырье и другой экспорт. В числе этих условий — ускорение экономического роста , значительное снижение темпов инфляции, масштабное расширение внешнеэкономического товарооборота, укрепление национальной валюты, повышение доверия со стороны бизнеса и населения к государственным органам. Улучшение макроэкономической ситуации позволило существенно укрепить государственные финансы, обеспечить значительное превышение государственных доходов над расходами. В 90-х годах бюджетный дефицит покрывался привлечением внутренних ресурсов и иностранных кредитов, а сейчас профицит бюджета стал основным источником погашения задолженности по привлеченным ранее кредитам.

В 2005 г. Россия начала ускоренное погашение внешнего долга. В частности, была погашена в полном объеме задолженность перед Международным валютным фондом и достигнута договоренность с Парижским клубом кредиторов о досрочной выплате долга членам этой организации. К началу 2006 г. объем государственной внешней задолженности сократился до 76,5млрд. долл. (10,2%ВВП), или на 33% по сравнению с началом 2005 г.

Общая величина государственного долга России (внешнего и внутреннего ) уменьшилась с 4480,1 млрд.руб. в начале 2001 г.(61,3%ВВП) до 3077,1 млрд. (14,2%ВВП) на начало 2006 г., или на 31,3%. К концу 2006 г. суммарный государственный долг России понизился до 9%ВВП. В сравнении с другими странами государственный долг составлял в конце 2006 г. :

Великобритания — 43,2 %ВВП,

Германия— 66,8 %ВВП,

Италия — 106,8%ВВП,

Канада — 74,1 %ВВП,

США — 59,6 %ВВП,

Франция — 64,7 %ВВП,

Япония —184,8 %ВВП.[10, с. 37]

Государственный внутренний долг, наоборот, увеличивается. Выпуск государственных ценных бумаг

35

значительно превышает их погашение. Соответственно государственный внутренний долг , выраженный в ценных бумагах, возрос за то же время с 531,8 млрд. руб. в 2001 г. до 851,1 млрд. в 2006 г. , т.е. на 60% (начало года), а в начале 2007 г. он составил 1028 млрд. руб., или 3,8 ВВП. [ 10, с. 38]

Управление государственным внешним долгом должно быть нацелено на его последовательное сокращение, уменьшение стоимости его обслуживания, оптимизацию структуры, сглаживание пиков платежей. Согласно прогнозу Минфина, государственный внешний долг России в части ценных бумаг сократится в течение 2006—2014 гг. в два раза: с 38,58 млрд. долл. (около 1057,2 млрд. руб.) до 19,27 млрд. долл.(516,5 млрд.руб.).

По данным глобального исследования по 146 странам, которое проводилось Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития и Евростатом, по уровню среднедушевого ВВП на душу населения, исходя из оценок по паритету покупательной способности, Беларусь занимает третье место среди стран СНГ. По расчетам Всемирного банка , в2005 г. лидером среди стран СНГ являлась Россия— объем ВВП по паритету покупательской способности составил 11861 USD (51 место в мире), Казахстан— 8699 USD (63 место), Беларусь— 8541 USD (66 место), Украина — 5583 USD(77 место), Азербайджан — 4648 USD (81 место), Армения — 3903 USD (89 место), Грузия — 3505 USD (96 место), Молдова — 2362 USD (104 место), Кыргызстан —1728 USD (114 место), Таджикистан — 1413 USD (121 место).[ 11, с. 8]

По прогнозу правительства страны номинальный объем ВВП в 2008 г. составит не менее 118,6 трлн. руб. Эквивалент ВВП в текущих ценах может быть около 55,3 млрд. USD или 5,7 тыс. на душу населения. В свою очередь ВВП по паритету покупательской способности предположительно достигнет 128,2 млрд. USD или 13,3 тыс. USD в среднем на 1 человека. Можно ожидать, что по уровню среднедушевого ВВП Беларусь по итогам 2008 г. переместится с третьего на второе место среди стран СНГ.

36

4.3 Тенденции финансовой политики Республики Беларусь.

Период 1996- 2000 гг. имеет большое значение в социально-экономическом развитии РБ. С целью вывода из кризиса страны была разработана Программа, позволившая приостановить обвальный спад производства, снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, приостановить падение уровня жизни населения, стабилизировать производство и его рост.

В 1996-1998 гг. были достигнуты важнейшие параметры годовых прогнозов социально-экономического развития страны, что позволило в 1998 г. по отношению к 1990 г. выйти по ВВП на уровень 80,2 % , продукция промышленности 81,7 % , продукция сельского хозяйства 71,2%, инвестиции в основной капитал 55,6, розничный товарооборот 83,6, платные услуги населению 46, реальные денежные доходы населения 92%. Вместе с тем анализ функционирования экономики в этот период показал, что многие факторы стимулировавшие экономический рост, в основном исчерпали себя. Прежде всего, речь идет о политике денежной экспансии, жесткого регулирования ценообразования.[12, с. 5 ]

Реализовать основные цели в 1999 г. не удалось в полной мере — это привело к тому, что темпы социально-экономического развития начали замедляться, ухудшилось положение в финансово-кредитной и валютной сферах, обострились инфляционные процессы.

Неустойчивое финансово-экономическое положение не могло не сказаться на уровне жизни населения. 78,8% населения располагает доходами на одного человека ниже минимального потребительского бюджета, а 46% — бюджета прожиточного минимума.

Исходя из стратегических целей социально-экономического развития, определяются следующие приоритеты:

— наращивание экспорта товаров и услуг;

— развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей;

— активизация инвестиционной и инновационной деятельности;

— развитие транспортных и коммуникационных услуг и соответствующей инфраструктуры;

37

— дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;

— формирование эффективной системы здравоохранения.

Бюджетная политика должна обеспечить рациональное распределение полномочий, задач и функций финансовых органов при осуществлении расходов на разных уровнях бюджетной системы.

Политику государственных расходов предусматривается направить на:

— обеспечение гарантий социальной защиты населения в области занятости, образования, здравоохранения и других областях социальной сферы при расширении предоставления платных услуг;

— сокращение доли государственных расходов в ВВП, постепенное снижение уровня государственного бюджета;

— стабилизацию экономики, экономический рост, развитие производства, обеспечение занятости, наращивание экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение;

— избирательную поддержку агропромышленного комплекса;

— повышение эффективности финансирования жилищного строительства на основе привлечения средств субъектов хозяйствования и населения.

Целью денежно-кредитной политики РБ в 2000-2010 гг.является содействие ускорению темпов экономического роста реального сектора экономики, введение единой валюты Беларуси и России и обеспечение ее внутренней и внешней конвертируемости.

Достижение стратегических целей и задач денежно-кредитной политики должно осуществиться поэтапно путем постепенного расширения сферы действия рыночных подходов к государственному регулированию денежно-кредитной сферы.

Антимонопольное регулирование должно быть направлено на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, а также создание условий для развития добросовестной конкуренции и эффективного функционирования товарных рынков.

38

Научно-техническая политика государства на период до 2010 г. направлена на создание условий для обеспечения инновационного развития экономики, перестройки производственной и социальной сферы на базе достижений научно-технического и образовательного потенциалов.

Инвестиционная политика должна быть направлена на развитие более приоритетных производств, их расширение, разработку и внедрение современных технологий. Внешнее финансирование в первую очередь за счет прямых иностранных инвестиций, а также кредитов, предполагается довести до 10% от общего объема инвестиций. В 2001-2005 гг. общий объем инвестиций предполагалось увеличить в 1,5 раза, а за 2006-2010 гг. 1,4-1,5 раза. [12, с. 17]

Развитие малого и среднего бизнеса на период до 2010г. должно быть на новой организационно-правовой, имущественной, финансово-инвестиционной основе. Он должен стать одним из основных источников пополнения бюджета, сокращения безработицы и повышения занятости трудоспособного населения.

Приоритетными направлениями во внешнеэкономической деятельности должны стать:

— активизация государственной поддержки модернизации экспортоориентированных производств по выпуску наукоемкой высоко технологичной продукции;

— поиск альтернативных источников необходимых стране ресурсов;

— развитие инфраструктуры экспорта;

— рационализация структуры импорта.

При формировании государственной политики в области международного сотрудничества предполагается руководствоваться принципами сочетания многовекторности международных связей с выбором стратегических партнеров и приоритетных направлений.

Достижение заданных параметров позволит обеспечить устойчивые темпы роста экономики и существенно повысить уровень жизни населения, улучшить демографическую и экологическую ситуацию в стране, повысить уровень развития производственных сил.

39

Беларусь вступает во второе пятилетие нового века. В отличие от первого пятилетия, закрепившего положительные тенденции социально-экономического развития и выход Республики Беларусь по большинству макроэкономических показателей на уровень докризисного 1990 г., эта пятилетка призвана обеспечить переход страны на инновационный путь развития. Этот переход предстоит осуществить в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между природой и обществом в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами.

Мировые процессы будут определяться, прежде всего, дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к новой экономике, основанной на знаниях.

Согласно прогнозу международных организаций ожидается ускорение глобального экономического развития, прогнозируется прирост мирового ВВП с 2,7% (в 1986-2000 гг.) до 3,7% (в 2001-2015 гг.). производство ВВП на душу населении в среднем возрастет с 6,8 тыс. долл. (в 2000 г.) по паритету покупательской способности до 10 тыс. долл. (в 2015 г.). В западноевропейских странах — с 21,5 до 31,1 тыс.долл., в США — с 31 до 43,8, в развивающихся странах — с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах — с 7,8 до 15 (в России— с 7,5 до 16,2 тыс. долл.).[ 13] В приложении в таблице 4.3 представлены основные показатели социально-экономического развития РБ за 2000-2006 гг., где отслеживается тенденция стабильного повышения главных показателей. Это позволяет говорить о том, что выбранный курс в политике и экономике выбран правильно.

Беларусь, для того, чтобы соответствовать мировым тенденциям должна максимально использовать все возможности, ресурсы, рационально проводить в целом финансовую политику государства.

40

Таблица 4.3 Основные социально-экономические показатели за 2000-2006 годы.[13]

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Денежные доходы населения,млрд.руб.

Номинальная начисленная среднемесячная зарплата работающих в экономике, тыс. руб.

Валовый внутренний продукт

Млрд.руб.

В % к предыдущему году

Продукция промышленности,%

Производство потребительских товаров, %

Продукция с/х., %

Инвестиции в основной капитал,%

Ввод в действие общей площади жил. домов,тыс.м2.

Розничный товарооборот, %

Индекс потребительских цен , %

Индекс цен производителей промышленной продукции, %

5577

58,9

9134

105,8

107,8

104,1

109,3

102

3528

111,8

207,5

268

11506

123

17173

104,7

105,9

106,8

101,8

97

3009

128,2

146,7

139,1

17087

189,2

26138

105,0

104,5

104,7

100,7

106

2811

111,5

134,8

142,6

22795

250,7

36565

107,0

107,1

107,8

106,6

121

3019

110,3

125,4

128,1

29565

347,5

49992

111,4

115,9

113,2

112,6

121

3501

111,5

114,4

118,8

38622

463,7

65087

109,4

110,5

111,2

101,7

120

3786

120,0

108,0

110

48685

582,2

79231

109,9

111,4

111,2

106,0

132

4101

117,4

106,6

109

Заключение.

В данной курсовой работе была представлена сущность финансовой системы, принципы ее построения, управления в масштабах государства. Также была рассмотрена финансовая политика РБ и некоторых других стран в сравнении. Приведенные данные по социально-экономическим показателям позволяют анализировать качество и рационализм проведенной финансовой и социально-экономической политики государства.

Наша страна наряду с недостатками обладает и серьёзными преимуществами в плане конкурентоспособности, однако эти преимущества не являются постоянными и зависят от различных условий и факторов.

Как указывалось выше, по подсчетам специалистов Беларусь занимает третье место в СНГ по уровню ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) и эта тенденция сохраняется. Аналитики ожидают, что по итогам 2008 г. Беларусь переместится на второе место среди стран СНГ. А в глобальном масштабе представляется целесообразны поставить задачу вхождения страны в 50 наиболее развитых экономик мира.

Для того, чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества), выгодное экономико-географическое и геополитическое положение, развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры, значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых, относительно развитый научно-технический потенциал, достаточно мощную строительную базу, высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров, многовекторные внешнеэкономические связи.

41

ПРИЛОЖЕНИЕ

43