Контрольная работа: Организационные структуры управления 3
Название: Организационные структуры управления 3 Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: контрольная работа | |
Департамент образования Архангельской области государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Архангельский финансово-промышленный колледж» КОНТРОЛЬНАЯ работа По дисциплине: Менеджмент Тема: 1)организационные структуры управления; 2)тестовое задание Выполнила студентка I курса группы №21-з по специальности №080110 Экономика и бухгалтерский учет в промышленности (код и наименование) Ф.И.О. Рачкова Юлия Андреевна № зачётной книжки 451 Преподаватель: Ф.И.О. Никановская Наталья Николаевна Дата сдачи _________________ Регистрационный №_________ Архангельск 2010 Вариант №5 Задания: 1. Организационные структуры управления: понятия, принципы создания, виды (с чертежами), их преимущества и недостатки; 2. Тест: 1) Полномочия это… 2) Управление информацией это… 3) «отцом» современного менеджмента принято считать… 4) Определение сильных и слабых сторон организации нужно для 5) Авторы содержательных теорий мотиваций… 6) Основная задача тактического планирования… 7) Власть это… 8) Цель стратегического планирования… Задание 1. Структура управления организацией – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого. В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура – это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Структура управления включает в себя все цели, распределенные между которыми обеспечивают координацию их выполнения. Структура управления формально закрепляется уставом предприятия и документально оформляется специальными положениями об отраслях и службах, должностными инструкциями всех уровней управления. Элементы организационной структуры: · Работник управления – человек, выполняющий определенную функцию управления; · Орган управления – группа работников, связанных определенными отношениями, состоящая из первичных групп; · Первичная группа – коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных. Связи в структуре управления: - горизонтальные – носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми - вертикальные – связи подчинения, возникают при наличии нескольких уровней управления: 1) линейные связи означают подчинение линейным руководителям, то есть по всем вопросам управления; 2) функциональные – имеют место при подчинении по определенной группе проблем функциональному руководителю. Принципы формирования организационных структур: а) структура управления должна отражать цели и задачи фирмы, быть подчиненной производству и меняться вместе с ним б) должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления в) полномочия руководителей ограничиваются факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями, принятыми традициями и нормами г) важное значение имеет реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры – с другой. Виды организационных структур управления. I. Линейная структура. Схема 1. Особенности: · Образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. · Во главе каждого полразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Сам руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня. · В линейной структуре разделение системы управления на составляющие части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и др. · При таком построении в наибольшей степени соблюдается принцип единоначалия: одно лицо сосредоточивает в своих руках управление всей совокупностью операций, подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя. · Структура используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями. Преимущества линейной структуры: 1)единство и четкость распорядительства; 2)согласованность действий исполнителей; 3)четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным; 4)быстрота реакции в ответ; 5)получение исполнителями связанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами; 6)личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения. Недостатки линейной структуры: 1)высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными, что ограничивает возможности руководителя по эффективному управлению; 2)перегрузка менеджеров высшего уровня, огромное количество информации, поток бумаг, множественность контактов с подчиненными и руководителями; 3)тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений; 4)отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений. II. Линейно-штабная структура. Схема 2. Особенности: · Включает в себя специально созданные при линейных руководителях подразделения, которые не обладают правом принятия решений и руководства каким-либо нижестоящим подразделением; · Главная задача штабных подразделений состоит в оказании помощи линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления; · Штабная структура включает штабных специалистов при высших менеджерах; · К штабным подразделениям относят службу контроллинга, отделы координации и анализа, группу сетевого планирования, социологическую, юридическую службы; · Создание штабных структур – шаг в сторону разделения труда менеджеров; · Часто менеджеры штабных подразделений наделяются правами функционального руководства. К ним относят планово-экономический отдел, бухгалтерию, отдел маркетинга, отдел управления персоналом. Достоинства: 1)более глубокая и осмысленная подготовка управленческих решений; 2)освобождение линейных менеджеров от чрезмерной загрузки; 3)возможность привлечь специалистов и экспертов в определенных областях. Недостатки: 1)недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение не участвует в его реализации; 2)тенденция к чрезмерной централизации; 3)сохранение высоких требований к высшему руководству, принимающему решения. III. Функциональная структура. Схема 3. Функциональные руководители Особенности: · Каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления; · Выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений; · Решения по общим вопросам принимаются коллегиально; · Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффективность, так как вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться в выполнении всех функций, появляется штаб высококвалифицированных специалистов; · Структура нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений; · Используются в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства, а также при хозяйственном механизме затратного типа, когда производство наименее восприимчиво к НТП. Преимущества: 1)высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций; 2)освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению производством; 3)создается основа для использования в работе консультаций опытных специалистов, уменьшается потребность в специалистах широкого профиля. Недостатки: 1)трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами; 2)длительная процедура принятия решений; 3)отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами; 4)снижение ответственности исполнителей за работу в результате того, что каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей; 5)дублирование и несогласованность указаний и распоряжений, получаемых работниками, поскольку каждый функциональный руководитель и специализированное подразделение ставят свои вопросы на первое место. IV. Линейно-функциональная структура. Особенности: · Обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные – консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов; · Руководители функциональных подразделений (по маркетингу, финансам, НИОКР, персоналу) осуществляют влияние на производственные подразделения формально. Как правило, они не имеют права самостоятельно отдавать им распоряжения; · Роль функциональных служб зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления фирмой в целом; · Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства; подготавливают варианты решений вопросов, связанных с руководством процессом производства. Достоинства: 1. освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.; 2. построение связей "руководитель - подчиненный" по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинен только одному руководителю. Недостатки: 1. каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы; 2. отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями; 3. чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали; 4. аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению наряду со стратегическими множества оперативных задач (как следствие вертикальных связей "руководитель - подчиненный"). V. Матричная структура. Схема 4.
Руководители функциональных служб Особенности: · Матричная структура представляет собой современный эффективный тип организационной структуры управления, построенный на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны – непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь, с другой – руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством; · Руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов; · Переход к матричной структуре обычно охватывает часть организации, при этом ее успех зависит от того, насколько руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров; · Создание структуры целесообразно, когда имеется необходимость в освоении ряда новых сложных изделий в сжатые сроки; · Применяется в основном в наукоемких отраслях. Преимущества: 1. лучшая ориентация на проектные цели и спрос; 2. более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов, повышения качества создаваемой продукции и повышения эффективности использования ресурсов; 3. вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в сферу активной творческой деятельности по ускоренному техническому совершенствованию производства; 4. гибкость и оперативность маневрирования ресурсами при выполнении нескольких программ в одной фирме; 5. усиленная личная ответственность руководителя за программу в целом и за ее элементы; 6. возможность применения эффективных методов управления; 7. относительная автономность проектных групп способствует развитию в работниках навыков в области проведения хозяйственных операций, принятия решений, а также их профессиональных навыков; 8. время реакции на нужды проекта и желания заказчиков сокращается. Недостатки: 1. проблемы, возникающие при установлении приоритетов заданий и распределении времени работы специалистов над проектами, могут нарушать стабильность функционирования фирмы; 2. трудности установления четкой ответственности за работу подразделения; 3. возможность нарушения установленных правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях из-за длительного отрыва сотрудников, участвующих в работе проекта, от своих подразделений; 4. трудность в приобретении навыков, необходимых для эффективной работы в коллективах; 5. возникновение конфликтов между менеджерами функциональных подразделений и управляющими проектов. VI. Дивизиональная структура. Особенности: · Потребность в применении дивизиональной структуры возникла в связи с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности, усложнением технологических процессов; · Ключевыми фигурами в управлении организациями с данной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные подразделения; · Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из критериев: по выпускаемой продукции (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя, по обслуживаемым регионам; · Руководители вторичных функциональных служб отчитываются перед управляющим производственного подразделения; · Помощники руководителя производственного отделения контролируют деятельность функциональных служб по всем заводам отделения, координируя их деятельность по горизонтали. Достоинства: 1. более тесная связь производства с потребителями, ускоренная реакция на изменения во внешней среде; 2. улучшение координации работ в подразделениях вследствие подчинения одному лицу; 3. возникновение у подразделений конкурентных преимуществ малых фирм. Недостатки: 1. рост иерархичности, вертикали управления; 2. дублирование функций управления на разных уровнях приводит к росту затрат на содержание управленческого аппарата; 3. дублирование работ для разных подразделений. Задание 2 1. Полномочия это узаконенное право принимать решения и отдавать приказы подчиненным от имени организации. Они являются необходимым условием для эффективного выполнения менеджерами должностных обязанностей. Полномочия предполагают, что менеджер не только имеет право, но и обязан отдавать распоряжения подчиненным и предпринимать независимые действия без предварительного согласования и одобрения руководства. Полномочия передаются от высших уровней организации к низшим. 2. Управление информацией. Информация – это целенаправленное знание, необходимое для создания организации и осуществления процесса управления ею. Общие функции управления – планирование, организация, координация, мотивация и контроль являются процессами, перерабатывающими информацию. Организация занимается структурированием информационных связей на предприятии. Информационное обеспечение предприятия, т.е. переработка, учет, анализ и прогноз информации, представляет собой связующее звено для интегрирования инструментов управления, а также для соединения системы управления с системой исполнения. 3. "Отцом" современного менеджмента принято считать Анри Файоля. Именно Анри Файоль соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый принцип единоначалия, в результате чего получил новую схему управления, которая и легла затем в основу современной теории организации. Кроме того, его считают самым выдающимся европейцем, внесшим свой вклад в основание «классической» школы менеджмента. 4. Определение сильных и слабых сторон организации нужно для того, чтобы определить какие области деятельности и функции организации нуждаются в улучшении, а также для определения стратегии организации. 5. Авторы содержательных теорий мотивации. В содержательных теориях мотивации выявляются основные потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. Наибольшее значение имели работы А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда. А. Маслоу установил, что человек испытывает одновременно потребности различных уровней, но всегда потребности какого-то одного уровня будут доминировать. Кроме того, человек будет испытывать потребности более высокого уровня только после того, как в основном удовлетворит свои потребности более низких уровней. Д. МакКлелланд установил связь между результативностью работы людей и потребностями причастности, власти, успеха. Развитие этих потребностей и их удовлетворение он считал главным фактором высокой продуктивности людей, экономического роста фирм и даже общества в целом. Ф. Герцберг показал, что на деятельность людей оказывает влияние две группы факторов, названные им гигиеническими (заработок, условия труда, отношения с другими работниками) и мотивирующими (возможность продвижения по службе, признание и одобрение руководством, высокая степень самостоятельности и ответственности). 6. Основной задачей тактического планирования является определение конкретных действий, которые следует предпринять для достижения стратегических целей, а разработка и реализация оперативного плана. 7. Власть – это возможность влиять на поведение других людей. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что: · власть – это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется; · между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость; · тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий. 8. Цель стратегического планирования. Стратегическое планирование заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентированно на период 5 и более лет. Список используемых источников 1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – М.: Экономистъ, 2006. – 670 стр. 2. Платонов Д.И. Менеджмент (конспект лекций в схемах). – М.: "Издательство ПРИОР", 1999. – 192 стр. 3. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник. – М.: Издательско-торговая компания "Дашков и Кє", 2008. – 556 стр. 4. Сладкевич В.П., Чернявский А.Д. Современный менеджмент (в схемах): опорный конспект лекций. – К.: МАУП, 2003. – 152 стр. |