Реферат: Расчет редуктора прямозубого
Название: Расчет редуктора прямозубого Раздел: Рефераты по транспорту Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение Заданием на курсовой проект предусмотрена разработка конструкции одноступенчатого цилиндрического прямозубого редуктора привода для цепного конвейера. Привод (рисунок 1) состоит из электродвигателя 1 , одноступенчатого цилиндрического редуктора 3 , цепной передачи 4 и приводного вала 5 . Для соединения вала электродвигателя с быстроходным валом редуктора используется упругая муфта 2 . Исходными данными для проектирования являются мощность на ведомом валу привода PB = кВт и число оборотов ведомого вала привода nB = об/мин. Рисунок 1 – Кинематическая схема привода конвейера Редуктор предназначен для передачи мощности от вала двигателя к приводному валу конвейера, понижения угловых скоростей и, соответственно, повышения вращающегося момента ведомого вала по сравнению с ведущим валом. Редуктор состоит из корпуса в котором помещаются элементы передачи – зубчатые колеса, валы, подшипники и т.д. В корпусе редуктора размещают так же устройство для смазывания зацепления и подшипников. 1 Выбор электродвигателя, кинематический и силовой расчеты привода 1.1 Определение расчетной мощности электродвигателя Определяем общий КПД привода , (1) где ηм – КПД муфты, принимаем ηм = 0,99; ηзп – КПД зубчатой передачи редуктора, принимаем ηзп = 0,97; ηоп – КПД открытой цепной передачи, принимаем ηоп = 0,93; ηп – КПД пары подшипников, принимаем ηп = 0,99;
Определяем расчетную мощность электродвигателя, кВт , (2)
1.2 Выбор электродвигателя Подбираем электродвигатели серии 4А с номинальной мощностью P ном = 2,2 кВт. Параметры выбранных электродвигателей сводим в таблицу 1 Таблица 1 – Электродвигатели серии 4А с номинальной мощностью P ном = 2,2 кВт
Для окончательного выбора электродвигателя, необходимо определить передаточное число привода и его ступеней для всех типов двигателей. Определяем передаточное число привода для первого варианта электродвигателя , (3) . Передаточное число редуктора принимаем u ред = 4, тогда передаточное число открытой передачи составит: , (4) . Аналогично определяем передаточные числа для остальных вариантов электродвигателя, оставляя при этом передаточное число редуктора постоянным. Результаты расчетов сводим в таблицу 2 Таблица 2 – Определение передаточного числа привода и его ступеней
Окончательного выбираем второй вариант электродвигателя. Характеристики принятого электродвигателя и все параметры, необходимые для дальнейших расчетов, сводим в таблицу 3 Таблица 3 – Результаты энергетического расчета
1.3 Определение кинематических и силовых параметров привода Расчет элементов привода выполняем по расчетной мощности Рэд электродвигателя. Обозначим валы привода (рисунок 2): 1 – быстроходный вал редуктора; 2 – тихоходный вал редуктора; 3 – приводной вал конвейера. Для каждого вала определяем частоту вращения n , мощность Р и вращающий момент Т. Рисунок 2 – Обозначение валов привода Определяем частоту вращения каждого вала: Определяем мощность на каждом валу: Определяем крутящий момент на каждом валу: Результаты расчетов сводим в таблицу 4 Таблица 4 – Кинематические и силовые параметры привода
2 Расчет зубчатой передачи редуктора 2.1 Выбор материалов для изготовления шестерни и колеса Принимаем для шестерни сталь 45, а для колеса сталь 45Л. Механические характеристики материалов представлены в таблице 5 Таблица 5 – Механические характеристики материалов зубчатых колес
Для обеспечения одинаковой долговечности зубьев шестерни и колеса прямозубых передач и ускорения их приработки должно выполняться условие: , (5) Поэтому принимаем HB 1 = 210; H B2 = 180. 2.2 Определение допускаемых контактных напряжений Определяем предел контактной выносливости при базовом числе циклов перемены напряжений для шестерни и колеса ; (6) Определяем допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса , (7) где K Н L – коэффициент долговечности, учитывающий влияние срока службы и режима работы; при длительном сроке службы и постоянном режиме работы K Н L = 1; S Н – коэффициент безопасности; для нормализованных или улучшенных колес S Н = 1,1; Для прямозубых передач из нормализованных или улучшенных сталей за расчетное допускаемое контактное напряжение принимается меньшее из напряжений, определенных по материалу шестерни [σ H 1 ], и колеса [σ H 2 ]. Принимаем 2.3 Определение допускаемых напряжений изгиба Определяем предел выносливости при изгибе, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений для шестерни и колеса ; (8) Определяем допускаемые напряжения изгиба для шестерни и колеса (9) где KFL – коэффициент долговечности, при длительном сроке службы и постоянном режиме работы KFL = 1; SF – коэффициент безопасности; определяется как произведение двух коэффициентов: (10) где – коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатых колес при вероятности неразрушения 99%; для нормализованных и улучшенных колес = 1,75; – коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса: для поковок и штамповок ; для литых заготовок ; 2.4 Проектировочный расчет на контактную выносливость Определяем межосевое расстояние передачи, мм , (11) где Ka – вспомогательный коэффициент, для прямозубых передач Ka = 49,5 МПа1/3 ; ψ ba – коэффициент ширины венца колеса, принимаем ψ ba = 0,25; u ред – передаточное число зубчатой передачи редуктора, u ред = 4; Т 2 – вращающий момент на валу колеса, Т 2 = 69,1 Н∙м; [σ H ] – допускаемые контактные напряжения, [σ H ] = 390,9 МПа; K Нβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба, для прирабатывающихся колес K Нβ = 1;
принимаем aw = 120 мм. По эмпирическому соотношению определяем модуль зацепления, мм (12) принимаем m = 2 мм. Определяем числа зубьев шестерни и колеса (13) принимаем z 1 = 24; z 2 = 96. Определяем фактическое передаточное число зубчатой передачи ; (14) Определяем расхождение с ранее принятым передаточным числом Определяем делительные диаметры колес, мм (15) Уточняем межосевое расстояние (16) Определяем рабочую ширину венца колеса ; (17) принимаем b 2 = 30 мм. Определяем ширину венца шестерни ; (18) ; принимаем b 1 = 34 мм. Определяем диаметры вершин зубьев для шестерни и колеса, мм (19) Определяем диаметры впадин зубьев для шестерни и колеса, мм (20) Определяем окружную скорость колес, м/с . (21) В зависимости от полученного значения окружной скорости назначаем 8-ю степень точности передачи. 2.5 Проверочный расчет на контактную выносливость Для обеспечения контактной выносливости должно выполняться условие , (22) где KHα – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, для прямозубых передач KHα = 1; K Нβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба, для прирабатывающихся колес K Нβ = 1; KHυ – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении, принимаем KHυ = 1,113; ZH – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев, для прямозубых передач ZH = 1,76; Z М – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов зубчатых колес, для стальных колес Z М = 275 МПа1/2 ; Zε – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий, для прямозубых передач определяется по формуле: , (23) где εα – коэффициент торцевого перекрытия; ; (24) ; ; . Недогрузка передачи составляет: . 2.6 Проверочный расчет на выносливость при изгибе Определяем для шестерни и колеса коэффициент формы зуба при z 1 = 24; YF 1 = 3,938; при z 2 = 96; YF 2 = 3,602. Определяем отношения:
Дальнейший расчет выполняем по материалу колеса Выносливость зубьев по напряжениям изгиба обеспечена при выполнении условия: , (25) где Yβ – коэффициент, учитывающий наклон зуба, для прямозубых колес Yβ = 1; KF α – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, для прямозубых передач KF α = 1; KF β – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба, для прирабатывающихся передач KF β = 1; KF υ – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении, принимаем KF υ = 1,274; Все параметры зацепления передачи сводим в таблицу 6 Таблица 6 – Параметры зацепления зубчатой передачи
3 Проектный расчет валов Определение размеров ступеней валов приведено в таблице 7 Таблица 7 – Определение размеров ступеней валов
Рисунок 3 – Конструкция быстроходного вала Рисунок 4 – Конструкция тихоходного вала 4 Конструирование зубчатых колес
Рисунок 5 – Конструкция зубчатого колеса Определяем размеры конструктивных элементов зубчатых колес (рисунок 5) – диаметр ступицы: принимаем d ст = 65 мм; – длина ступицы: принимаем l ст = 40 мм; – толщина обода: принимаем δ0 = 8 мм; – толщина диска: принимаем с = 10 мм; – диаметр окружности отверстий: принимаем D отв = 120 мм; – диаметр отверстий: принимаем d отв = 25 мм; – размер фаски, мм: n ≈ m = 2 мм; 5 эскизная компоновка редуктора 5.1 Определение размеров конструктивных элементов корпуса редуктора Определяем толщину стенки редуктора (δ ≥ 8 мм): δ = (0,025∙a w + 1) = (0,025∙120 + 1) = 4 мм. принимаем δ = 8 мм. Толщину стенки крышки принимаем δ 1 = δ = 8 мм. Определяем диаметры болтов, соединяющих: – редуктор с плитой: d 1 = 2 ∙ δ = 2 ∙ 8 = 16 мм, принимаем болты М16. – корпус с крышкой у бобышек подшипников: d 2 = 1,5 ∙ δ = 1,5 ∙ 8 = 12 мм, принимаем болты М12. – корпус с крышкой по периметру соединения: d 3 = 1,0∙ δ = 1,0∙ 8 = 8 мм, принимаем болты М10. Определяем ширину фланцев редуктора: Si = δ +2 + к i , – фундаментного S 1 = 8 + 2 + 40 = 50 мм; – корпуса и крышки (у подшипников) S 2 = 8 + 2 + 32 = 42 мм; – корпуса и крышки (по периметру) S 3 = 8 + 2 + 28 = 38 мм. Определяем толщину фланцев редуктора: – фундаментного δ фл1 = 2,3∙δ = 2,3∙8 = 18,4 мм; принимаем δ фл1 = 20 мм; – корпуса (соединение с крышкой) δ фл2 = 1,5∙δ = 1,5∙8 = 12 мм; принимаем δ фл2 = 12 мм; – крышки (соединение с корпусом) δ фл3 = 1,35∙δ = 1,35∙8 = 10,8 мм; принимаем δ фл3 = 10 мм; Для установки крышки относительно корпуса применяем два штифта 8h 7х30 по ГОСТ 9464–79. 5.2 Определение расстояний между элементами редуктора Толщина стенки корпуса редуктора δ = 8 мм; Расстояние от внутренней поверхности стенки редуктора до боковой поверхности вращающейся части: С = (1,0…1,2)∙δ = (1,0…1,2)∙8 = 8…9,6 мм; принимаем С = 10 мм. Радиальной зазор от поверхности вершин зубьев до внутренней поверхности стенки редуктора: С5 = 1,2∙δ = 1,2∙8 = 9,6 мм. принимаем С5 = 10 мм. Радиальной зазор от поверхности вершин зубьев до внутренней нижней поверхности стенки корпуса: С6 = (5…10)∙m = (5…10)∙2 = 10…20 мм. 5.3 Предварительный выбор подшипников качения Для опор валов принимаем радиальные шариковые подшипники легкой серии. Параметры выбранных подшипников сводим в таблицу 8 Таблица 8 – Параметры подшипников качения
5.4 Определение размеров конструктивных элементов крышек подшипников В зависимости от размера D отверстия в корпусе под подшипник, определяется толщина стенки δ , диаметр d , и число z винтов крепления крышки. Размеры других конструктивных элементов определяются по соотношениям: Толщина фланца крышки δ1 = 1,2∙δ ; Толщина цилиндрической части δ 2 = (0,9…1,0)∙δ ; Диаметр установки винтов D 1 = D + 2,5∙d ; Диаметр фланца D 2 = D 1 + 2∙d ; Рисунок 6 – Конструкция крышек подшипников Размеры конструктивных элементов подшипниковых крышек быстроходного и тихоходного валов сводим в таблицу 9 Таблица 9 – Размеры основных конструктивных элементов крышек
5.5 Выбор способа смазывания передачи и подшипников Так как окружная скорость зубчатых колес υ 1 < 10…15 м/с (υ 1 = 2,41 м/с), то смазывание зубчатой передачи осуществляется погружением зубчатого колеса в масляную ванну. Глубина погружения при этом не должна превышать 0,25 радиуса колеса. Объем масляной ванны должен составлять 0,3…0,8 дм3 /кВт, что при известных размерах поперечного сечения редуктора определяет положение его дна. Так как окружная скорость зубчатых колес υ 1 < 3 м/с, то смазывание подшипников осуществляется пластичным смазочным материалом. С целью предотвращения вымывания смазки из подшипникового узла, устанавливаем мазеудерживающие кольца. 5.6 Выбор уплотнений валов В качестве уплотнений валов выбираем резиновые армированные манжеты по ГОСТ 8752-79, конструктивные размеры которых сводим в таблицу 10 Таблица 10 – Размеры основных конструктивных элементов манжет
6 Проверочный расчет подшипников качения 6.1 Определение сил, нагружающих валы редуктора Рисунок 7 – Схема нагружения валов редуктора Определяем силы в зубчатом зацеплении Окружная сила: (26) Радиальная сила: (27) где α – угол зацепления передачи; для передач без смещения α = 20˚; ; Определяем консольные силы (28) на быстроходном валу от муфты на тихоходном валу от цепной передачи 6.2 Проверка подшипников быстроходного вала 6.2.1 Определение реакций опор Рисунок 8 – Схема нагружения быстроходного вала Определяем опорные реакции в вертикальной плоскости
Проверка: Σ Yi = R А y – Fr 1 + R В y = 338,2 – 676,4 + 338,2 = 0. Определяем опорные реакции в горизонтальной плоскости
Проверка: Σ Х i = R А x + Ft 1 – R В x + F к 1 = 4,7 + 719,8 – 1254,8 + 530,3 = 0. Определяем суммарные радиальные реакции 6.2.2 Определение динамической грузоподъемности подшипников Исходные данные для расчета: Частота вращения вала – n = 960 об/мин; Требуемая долговечность подшипника – Lh = 10000 ч; Подшипник 207 Базовая динамическая грузоподъемность Cr = 25500 Н; Коэффициент вращения V = 1 (вращается внутреннее кольцо). Расчет ведем для опоры В , как наиболее нагруженной Радиальная реакция Fr = RB = 1299,6 Н; Определяем эквивалентную динамическую силу (29) где КБ – коэффициент безопасности, принимаем КБ = 1,3; КТ – температурный коэффициент, принимаем КТ = 1,0; Х – коэффициент радиальной нагрузки, Х = 1; Определяем требуемую динамическую грузоподъемность ; (30) где k – показатель степени; для шариковых подшипн6иков k = 3; Т.к. С тр < С r , то предварительно выбранный подшипник подходит. 6.3 Проверка подшипников тихоходного вала 6.3.1 Определение реакций опор Рисунок 9 – Схема нагружения тихоходного вала Определяем опорные реакции в вертикальной плоскости
Проверка: Σ Yi = R А y –Fr 2 – RBy + F к 2 = 1055,7 – 676,4 – 1422,9 + 1043,6 = 0. Определяем опорные реакции в горизонтальной плоскости
Проверка: Σ Х i = – R А x + Ft 2 – R В x = – 359,9 + 719,8 – 359,5 = 0. Определяем суммарные радиальные реакции 6.3.2 Определение динамической грузоподъемности подшипников Исходные данные для расчета: Частота вращения вала – n = 240 об/мин; Требуемая долговечность подшипника – Lh = 10000 ч; Подшипник 207 Базовая динамическая грузоподъемность Cr = 25500 Н; Коэффициент вращения V = 1 (вращается внутреннее кольцо). Расчет ведем для опоры B , как наиболее нагруженной Радиальная реакция Fr = RB = 1467,7 Н; Определяем эквивалентную динамическую силу по формуле (29) Определяем требуемую динамическую грузоподъемность по формуле (30) Т.к. С тр < С r , то предварительно выбранный подшипник подходит. 7 Проверочный расчет шпоночных соединений Принимаем шпонки призматические со скругленными торцами. Размеры сечений шпонки, пазов и длины шпонок – по ГОСТ 23360-78 Материал шпонок - сталь 45 нормализованная. Допускаемые напряжения [σсм ] = 120 МПа. Прочность шпоночного соединения обеспечена при выполнении условия: (31) где l р – рабочая длина шпонки; Быстроходный вал, d = 28 мм шпонка 8×7×40, t 1 = 4 мм; Тихоходный вал, d = 28 мм шпонка 8×7×40, t 1 = 4 мм; Тихоходный вал, d = 38 мм шпонка 10×8×36, t 1 = 5 мм; Как видно из расчетов, во всех случаях прочность шпоночных соединений обеспечена. 8 Проверочный расчет валов редуктора 8.1 Построение эпюр внутренних силовых факторов Расчет будем вести для тихоходного вала, как наиболее нагруженного. Строим эпюру изгибающих моментов в вертикальной плоскости “M х ” Строим эпюру изгибающих моментов в горизонтальной плоскости “My ” Определяем суммарные изгибающие моменты в опасных сечениях Строим эпюру крутящих моментов “T ” Рисунок 10 – Эпюры внутренних силовых факторов 8.2 Расчет вала на усталостную прочность Расчет вала на усталостную прочность заключается в определении коэффициентов запаса прочности s для опасных сечений и сравнении их с допускаемыми значениями [s ]. Прочность обеспечена при s > [s ] = 2,5. Исходные данные: – Материал вала сталь 45 улучшенная; – предел прочности σв = 780 МПа; – предел выносливости стали при симметричном цикле перемены напряжений изгиба σ -1 = 353 МПа; – предел выносливости стали при симметричном цикле перемены напряжений кручения τ -1 = 216 МПа; – коэффициенты, характеризующие чувствительность материала к асимметрии цикла изменения напряжения: ψσ = 0; ψτ = 0; Расчет ведем для сечения вала B (рисунок 10), т.к. в этом сечении возникает наибольший изгибающий момент. Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом. Диаметр вала d = 35 мм. Определяем коэффициент запаса прочности по напряжениям изгиба (32) где kσ – коэффициент концентрации напряжений при изгибе; εσ – масштабный фактор, учитывающий влияние размеров сечения валов, принимаем kσ /εσ = 3,38; β – коэффициент, учитывающий упрочнение поверхности, применение специальных технологических методов; при отсутствии специального упрочнения или термообработки β = 0,95…0,98 (шлифование); принимаем β = 0,97; σа – амплитуда напряжений изгиба, МПа; σ m – среднее напряжение цикла напряжений изгиба, МПа; т.к. осевая нагрузка на вал отсутствует, то принимаем σ m = 0; Амплитуда напряжений изгиба определяется по формуле: (33) где Ми – изгибающий момент в расчетном сечении, Ми = 68,9 Н∙м; W – осевой момент сопротивления сечения изгибу, мм3 ; Определяем осевой момент сопротивления сечения изгибу по формуле: (34) ; ; Определяем коэффициент запаса прочности по напряжениям кручения (35) где k τ – коэффициент концентрации напряжений кручения; ετ – масштабный фактор, учитывающий влияние размеров сечения валов, принимаем k τ /ετ = 2,43; τа – амплитуда напряжений кручения, МПа; τ m – среднее напряжение цикла напряжений кручения, МПа. Амплитудное и среднее значение касательных напряжений определяется по формуле: (36) где Т – крутящий момент в расчетном сечении, Т = 69,1 Н∙м; Wp – полярный момент сопротивления сечения кручению, мм3 ; Определяем полярный момент сопротивления сечения по формуле: (37) ; Определяем суммарный коэффициент запаса прочности по напряжениям изгиба и кручения (38) Как видно из расчетов, прочность вала обеспечена. 9 Назначение посадок основных деталей редуктора Посадки основных деталей редуктора представлены в таблице 11 Таблица 11 – Посадки основных деталей передач
10 Смазка и сборка редуктора 10.1 Смазка редуктора Смазывание зубчатого зацепления производится разбрызгиванием жидкого масла. При контактных напряжениях σ Н до 600 МПа и окружной скорости колес u до 5 м/с вязкость масла должна быть приблизительно равна 28∙10-6 мм2 /с. Принимаем масло И–Г–А–32. Смазывание подшипников производится пластичным смазочным материалом, закладываемым в подшипниковые камеры при сборке. 10.2 С борка и регулировка редуктора Сборка редуктора производится в соответствии со сборочным чертежом. Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. На быстроходный вал 4 насаживают мазеудерживающие кольца 5 и напрессовывают шарикоподшипники 29 предварительно нагретые в масле до температуры 80 – 100°С. В начале сборки тихоходного вала закладывают шпонку 26 и напрессовывают зубчатое колесо 10 до упора в буртик вала. Затем надевают распорное кольцо 11, мазеудерживающие кольца 5 и устанавливают шарикоподшипники 29, нагретые в масле. Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора 2 и надевают крышку корпуса редуктора 3. Для центровки крышку корпуса устанавливают на основание корпуса с помощью двух конических штифтов 27 и затягивают болты 17 и 18. Затем вставляют в сквозные подшипниковые крышки резиновые манжеты 28 и устанавливают крышки 7 и 8 с прокладками 8, предварительно заложив пластичный смазывающий материал в подшипниковые камеры. Ввертывают пробку 14 маслоспускного отверстия с прокладкой 15 и крепят маслоуказатель 12 с прокладкой 13. Заливают в редуктор масло и закрывают смотровое отверстие крышкой 1. Осевой зазор в подшипниках регулируют за счет выбора суммарной толщины набора регулировочных прокладок. Пятно контакта зубчатых зацеплений регулируется осевым перемещением валов с помощью перестановки регулировочных прокладок. Собранный и отрегулированный редуктор обкатывают и испытывают на стенде по программе испытаний. Список литературы 1. Тростин В.И. Методика расчетов параметров зацепления закрытых цилиндрических и конических зубчатых передач. – Гомель: ротапринт ГФ БПИ, 1980. – 43 с. 2. Чернавский С.А. Боков К.Н., Чернин И.М., Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. Пособие для учащихся машиностроительных специальностей техникумов. – 3-е изд., стереотипное. Перепечатка с издания 1987 г. – М.: ООО ТИД «Альянс», 2005, 416 с. 3. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие. для техн. спец. вузов – М.: Высшая школа, 2000. – 447с., с ил. 4. Куклин Н.Г., Куклина Г.С. Детали машин: Учеб. для машиностроит. спец. техникумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1987. – 383 с.: ил. 5. Иванов М.Н. Детали машин. Учеб. для студентов высш. техн. учеб. завед. – 5-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 1991. – 383 с.: ил. 6. Гулиа Н.В. Детали машин. Учебник для студ. сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 416 с. 7. Курсовое проектирование деталей машин: Справ. пособие. Ч 1/ А.В. Кузьмин, Н.Н. Макейчик, В.Ф. Калачев и др. – Мн.: Высшая школа, 1982. – 2085с. 8. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. – Калининград: Янтар. сказ, 2002. – 454с. 9. Курмаз Л.В., Скойбеда А.Т. Детали машин. Проектирование. Учеб. пособие. – Мн.: УП «Технопринт», 2002. – 290 с. |