Реферат: Региональные и отраслевые проблемы реализации инвестиционной политики
Название: Региональные и отраслевые проблемы реализации инвестиционной политики Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат |
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Ключевым звеном разрешения финансово-экономических проблем химического и нефтехимического комплекса является формирование благоприятного климата для развития инвестиционного процесса. Создание такого климата - главная цель в основе инвестиционного развития региона. Организация эффективного инвестиционного процесса, адекватного современной отечественной экономике, - чрезвычайно сложная задача, решение которой зависит как от внешних, так и внутренних факторов. Внешние факторы – это уровень и динамика развития макроэкономики, главными показателями которой служат темпы роста валового внутреннего продукта, национального дохода, располагаемого личного дохода, инфляции, безработицы, покупательной способности национальной валюты, состояние бюджета и платежного баланса. Внутренние факторы определяются характером связей и пропорций между структурными элементами инвестиционных ресурсов, их количеством и качеством, состоянием инновационной деятельности, уровнем организации и управления инвестиционными проектами, квалификацией кадров. Для достижения стратегической цели инвестиционной политики региона необходимы следующие условия: наличие устойчивых финансовых ресурсов, полностью удовлетворяющих инвестиционный спрос; гарантированное удовлетворение потребности в инвестиционных материально-технических ресурсах; формирование системы управления инвестиционным процессом, основанной на сочетании государственного экономического регулирования, хозяйственного самоуправления и широкого делегирования федеральных полномочий региональным органам управления; переход от прямого государственного распределения инвестиционных ресурсов к использованию рыночного механизма и целевой государственной поддержки социально важных отраслей экономики; ускоренное развитие рынка ценных бумаг, ссудного капитала, лизинга, инвестиционных банков и компаний и т.д.; восстановление и дальнейшее развитие прочных хозяйственных связей между субъектами инвестиционной деятельности, основанных на высокой материальной ответственности за выполнение взаимных обязательств; опережающее развитие инновационного процесса, являющегося важнейшим источником «ноу-хау» в области техники, технологии, экономики, организации и управления; формирование в ходе приватизации и акционирования новых субъектов инвестиционной деятельности и механизма стимулирования предпринимательства; создание механизма страхования финансовых рисков; стимулирование долгосрочных инвестиций в производственную сферу; обеспечение развития кадрового потенциала субъектов инвестиционной деятельности в соответствии с требованиями современного менеджмента; обновление научного потенциала инвестиционной сферы как интеллектуальной основы радикального ее преобразования; совершенствование законодательно-правовой и нормативной базы эффективного функционирования субъектов инвестиционной деятельности, обеспечивающей свободный доступ к рынку инвестиционных услуг, а также государственную защиту законных прав инвесторов. В условиях рыночной экономики главной цементирующей силой всех структурных звеньев комплекса химической промышленности служит рынок. В связи с этим сбалансированность и эффективность инвестиционного процесса в решающей мере определяются динамикой рынка инвестиций, равновесием спроса и предложения на инвестиционные ресурсы. Но в связи с тем, что формирование рынка инвестиций в нашей стране находится в зародышевом состоянии, главную регулирующую роль должно взять на себя государство. На наш взгляд, для проведения разумной и привлекательной для инвесторов политики могут быть сформулированы следующие задачи: повышение отраслевой инвестиционной привлекательности химической и нефтехимической промышленности региона; развитие инфраструктуры республики; формирования здоровой конкурентной среды; поддержание благоприятного экологического климата в регионе; формирование новых источников налоговых и рентных платежей; образование новых рабочих мест. Для достижения данных задач Республика Татарстан может использовать предоставленные законодательством полномочия и должна основывать свою инвестиционную политику на принципах: доброжелательности во взаимоотношениях с инвестором; открытости и доступности информации для всех инвесторов; ясности и простоты инвестиционного процесса в Республике Татарстан; презумпции добросовестности инвесторов; сбалансированности публичных и частных интересов; равноправия инвесторов и унифицированности публичных процедур; объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях; неизменности принятых решений; взаимной ответственности властей республики и инвесторов. В данном случае, на наш взгляд, основной целью региональной инвестиционной политики должна являться поддержка базовых предприятий регионов путем осуществления структурной перестройки экономики республики и обеспечения наиболее полного и эффективного использования ее природно-ресурсного, кадрового и производственного потенциала. Современная региональная инвестиционная политика представлена широким набором сложных и неоднородных инвестиционных решений, как прямых, так и «портфельных». Особое место в инвестиционной политике занимают прямые инвестиции. В силу долгосрочного характера и масштабности вовлекаемых ресурсов, они сопряжены с повышенными рисками. Поэтому проанализируем процесс принятия инвестиционного решения и возможные его направления на примере химической и нефтехимической промышленности Республики Татарстан. Процесс принятия любого инвестиционного решения должен включает следующие элементы: формирование проблемы и установление границ области исследования; сохранение формального механизма контроля за состоянием параметров окружающей деловой среды; выявление функциональных взаимосвязей между определяющими переменными проблемами и факторами внешней деловой среды; четкое установление целей и задач, решаемых инвесторами; установление критериев, выводимых из общих задач и позволяющих классифицировать альтернативы с точки зрения того, насколько их результаты способствуют достижению целей инвесторов; поиск информации в целях определения тех факторов внешней деловой среды, которые могут оказать влияние на реализацию проекта, а также доступных альтернатив этому проекту; поиск альтернативных вариантов, функциональных взаимосвязей, а также возможных параметров окружающей деловой среды, которые необходимо учитывать при выборе возможных вариантов; построение модели оценки процесса (описание различных альтернативных проектов и разработка гипотез относительно взаимосвязи между этими проектами и возможными внешними условиями и вероятными результатами от их реализации); введение в модель прогнозных значений переменных, зависящих от системы управления организацией, и значений различных переменных, описывающих состояние окружающей деловой среды; выбор альтернатив, обеспечивающий максимальный результат в соответствии с принятым критерием. Все элементы процесса принятия решения взаимосвязаны. Не существует фиксированных точек, в которых кончается один этап и начинается другой. Часто определение первоначальной проблемы принципиально изменяется на основе информации, полученной на базе более поздних этапов анализа. Основным условием принятия решения о вложении инвестиций является достоверная оценка эффективности предполагаемых инвестиционных проектов. Подобного рода проблемы возникают как на уровне предприятий, строящих свою инвестиционную политику на принципах самофинансирования и самоокупаемости, так и на уровне инвестиционных институтов, выделяющих финансовые средства на реализацию проектов, а также в масштабе государственных органов, распределяющих бюджетные ассигнования на финансирование и поддержку научных и производственных программ. Для любого инвестора важно соблюдение таких принципов, как: оптимальное сочетание риска и доходности; благоприятная налоговая среда и гибкий механизм амортизации; политическая устойчивость и возможность репатриации прибыли (для иностранных инвесторов). Проблемы, связанные с оценкой эффективности инвестиционных проектов, являются актуальными как для нашего региона, так и для данной, одной из базовых, отрасли промышленности нашей республики по ряду следующих причин. Во-первых, в целом по стране постепенно набирает силу процесс перетекания частного капитала из сферы краткосрочной в сферу с более продолжительным периодом оборота, связанную с инвестированием в оборудование, недвижимость и, что наиболее существенно для химии и нефтехимии, - в технологические разработки. Во-вторых, переход к рыночной экономике привел к необходимости финансовой оценки каждого инвестиционного проекта с точки зрения его доходности и выгодности для инвестора. В-третьих, нестабильная социально-политическая и экономическая ситуация по всей России затрудняет проведение инвестиционного анализа и накладывает определенные ограничения на применение стандартных методов оценки инвестиционных проектов в том виде, в котором они используются в зарубежной практике. В-четвертых, существуют серьезные недостатки, возникающие в ходе инвестиционного сотрудничества: зачастую неумение руководителей промышленных предприятий вести переговоры с потенциальными инвесторами, как отечественными, так и зарубежными; дилетантизм в представлении о западном менеджменте и маркетинге; незнание и невыполнение тех стандартов представленных проектов, которые приняты во всем мире; неумение ответить на вопросы, которые больше всего интересуют потенциальных инвесторов (какова прибыль инвестора, каковы сроки ее получения, какие гарантии и т д.) Несомненно, что процесс инвестирования в химической и нефтехимической промышленности региона нуждается в управлении. Основным принципом управления инвестициями, по нашему мнению, может быть создание централизованной и иерархиезированной системы, основными целями которой являются: стимулирование инвестиционной деятельности в химической и нефтехимической промышленности региона; повышение инвестиционной привлекательности химической и нефтехимической промышленности региона. В этой связи, система управления может строиться по трем основным направлениям (рис.). http://uprav.biz/materials/law/view/6724.html |