Лабораторная работа: Таможенно-тарифное регулирование ВЭД 2

Название: Таможенно-тарифное регулирование ВЭД 2
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: лабораторная работа

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый Университет при Правительстве РФ»

Кафедра «Макроэкономическое регулирование»

Лабораторная работа на тему:

«Таможенно-тарифное регулирование ВЭД»

Выполнила:

студентка группы ФМ 3-3

Бондаренко О.Ю.

Научный руководитель:

К.э.н., доц. Матризаев Б.Д.

Москва 2010

Содержание

Введение. 3

I.Теоретические основы и сущность. 5

Таможенно-тарифное регулирование как основа и инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности. 5

II.Современные тенденции таможенно-тарифного регулирования в России 9

Ставки пошлин, применяемых в России. 10

Определение таможенной стоимости. 15

Определение страны происхождения. 18

Товарная номенклатура. 20

III. Исследование зарубежного опыта таможенно-тарифного регулирования. 24

Опыт регулирования в США.. 24

Опыт регулирования в Японии. 25

Заключение. 27

Список литературы.. 28

Введение

Современное государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - составная часть общей экономической политики государства. Государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Найти оптимальное соотношение мер регулирования для решения главных задач, защитить стратегические интересы страны - одна из важных целей внешнеэкономической политики государства. Под внешнеэкономической политикой обычно понимают деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими государствами. Осуществление внешнеторговой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов. Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им оказывать активное влияние на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеторговую политику других государств. Главная задача внешнеэкономической политики - создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны.

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности является таможенно-тарифное регулирование наряду с нетарифными методами.

Актуальность темы определяется тем, что в каждой стране, в том числе и России, необходимо создавать и развивать адекватное таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Основной целью данной работы является рассмотрение основных механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах. Для этого необходимо решить следующие задачи:

-определить основные цели и задачи таможенно-тарифного регулирования;

-рассмотреть структуру таможенно-тарифных методов как инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

-обозначить основные документы, на которых основано построение всех элементов таможенно-тарифных методов;

-проанализировать таможенно-тарифную политику как в России, так и в зарубежных странах.

I.Теоретические основы и сущность

Таможенно-тарифное регулирование как основа и инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Как было уже сказано, таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Таможенно - тарифное регулирование представляет собой комплекс мер (методов), основанных на использовании ценового фактора воздействия на внешнеторговый оборот.

Функции применения мер таможенно-тарифного регулирования:

- фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;

- защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерно­го уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;

- регулирующая - оказывает определенное влияние на формирование структуры производства, на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;

- торгово - политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воз­действия на экономическую политику других государств, играет опреде­ленную роль в достижении баланса экономических интересов между странами.

Необходимо выделить основные элементы таможенно-тарифного регулирования:

· Таможенный тариф;

· Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу;

· Таможенный режим;

· Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

Таможенный режим — совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Участник внешнеэкономической деятельности вправе в любое время выбрать любой таможенный режим либо изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны назначения или страны происхождения товара.

Конкретные виды таможенных режимов на примере Российской Федерации будут рассмотрены в практической части работы.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности- это классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности в целях проведения таможенных операций.

Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу представляет собой заявление уполномоченным лицом точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры. Обязательным является составление таможенной декларации- оформленный в соответствии с требованиями национального законодательства документ, содержащий необходимую информацию о перемещении через границу груза, включая экспортные и импортные товары, пассажирский багаж, ручную кладь, ценности, валюту.

И наконец, таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Иначе говоря, это свод ставок таможенных пошлин и одна из основных составляющих таможенного законодательства любого государства с рыночной экономикой. Таможенный тариф содержит конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень внутренних цен в стране, непосредственно сказываются на результатах хозяйственной деятельности предприятий. В силу этого таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет с ее помощью осуществлять защиту национальных производителей от иностранной конкуренции.

Если первоначально таможенные пошлины использова­лись в фискальных целях, в частности, во многих, прежде всего развивающихся странах и странах с переходной экономикой, сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет.

Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельных стран, их можно разделить на следующие группы:

• Тарифы промышленно развитые государств;

• Тарифы развивающихся стран.

Таможенные тарифы промышленно развитых стран , как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство. Таможенные тарифы промышленно развитых государств содержат также колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференций.

Таможенным тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся стран . Средний уровень обложения пошлинами ввозимых в большинство из них товаров намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано прежде всего с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источником поступлений в государственный бюджет.

С точки зрения защиты национального рынка тарифными барьерами можно выделить три группы развивающихся стран:

· Для первой характерны ставки таможенного обложения, не превышающие, как правило, 50 %, и беспошлинный режим ввоза многих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-Тихоокеанского региона - Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся и некоторые государства Персидского залива.

· Ко второй группе относятся государства с более высокими ставками пошлин, варьирующимися в основном в размере 50-100%. К ним, в частности, относятся Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а также Южная Корея.

· Третья группа развивающихся стран, где пошлины превышают (причем иногда существенно) 100%. К ней относятся Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками пошлин отличаются тарифы Египта, Эквадора, Пакистана.

Наряду с пошлинами в таможенные тарифы многих развивающихся стран включаются фискальные сборы и разнообразные налоги. Кроме того, в тарифы часто включаются административные и внутренние налоги. В тарифах многих стран используются специфические пошлины.

Усиление роли таможенного тарифа и применение его в качестве регулято­ра развития национальной экономики, позволяет, облегчая или за­трудняя ввоз в страну или вывоз из нее определенных товаров, воздейство­вать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгово­го обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру, постепен­но менять место страны в международном разделении труда.

II.Современные тенденции таможенно-тарифного регулирования в России

Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.[1]

В Российской Федерации таможенно-тарифное регулирование внешней торговли является одним из важнейших методов регулирования экономической политики государства. Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем применения импортного и экспортного таможенного тарифов.

Законом РФ "О таможенном тарифе" пре­дусматриваются следующие меры:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в Рос­сийскую Федерацию;

- поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Россий­ской Федерации;

- создание условий для прогрессивных изменений в структу­ре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

- защита экономики Российской Федерации от неблагопри­ятного воздействия иностранной конкуренции. Протекционизм состоит в том, чтобы за счет взимания импортных пошлин повысить цену ввозимых иностранных товаров и сделать за счет этого более конкурентоспособными свои собственные товары.

- обеспечение условий для эффективной интеграции Россий­ской Федерации в мировую экономику.

Ставки таможенных пошлин

Таможенный тариф - это перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при перемещении их через таможенную границу. С 1 января 2010 года стал действовать единый таможенный тариф Таможенного союза, который практически повторяет таможенный тариф РФ.

В соответствии с направлением внешнеторговых потоков применяются импортные (ввозные) и экспортные (вывозные) таможенные пошлины. Что касается транзитных (провозных) таможенных пошлин, то в современной практике таможенно-тарифного регулирования Российской Федерации и большинства зарубежных стран они не применяются (случаи введения транзитных таможенных пошлин встречаются в наименее развитых из развивающихся стран, где они используются преимущественно в фискальных целях).

Ставки таможенных пошлин зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин.

Соответствующие полномочия Правительства позволяют осуществлять оперативное регулирование внешнеторговой деятельности и быстро (в отличие от законодательной процедуры) реагировать на изменения конъюнктуры международных товарных и валютных рынков и в соответствии с колебаниями экономической конъюнктуры уменьшать или увеличивать размер ставки таможенной пошлины, обеспечивая тем самым надежный уровень таможенно-тарифной защиты российской экономики и отечественного производителя.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара.

1.Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;

2.Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;

3.В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;

4.Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;

5.К товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

Система таможенно-тарифного регулирования допускает применение следующих видов ставок таможенных пошлин:

- адвалорных, начисляемых в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров(применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости.);

- специфических, начисляемых в установленном размере за единицу облагаемых товаров(применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм);

- комбинированных, сочетающих оба названных вида таможенного обложения(при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм).

Термин "адвалорная ставка" происходит от латинского ad valorem - от стоимости и соответствует самой сути таможенного обложения в данном случае (поскольку адвалорная ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров).

Адвалорные ставки используются при обложении как ввозными, так и вывозными таможенными пошлинами. Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по адвалорным ставкам, производится по следующей формуле:

Там. пошл. = Там. ст-ть x Ст, где

Там. пошл. - сумма таможенной пошлины;

Там. ст-ть - таможенная стоимость товара (в руб.);

Ст - ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара (адвалорная ставка).

Как уже отмечалось, специфическая ставка таможенной пошлины начисляется в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Специфические пошлины взимают с веса, объема, штуки товара.

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по специфическим ставкам, производится по следующей формуле:

Там. пошл. = Вт x Ст x К, где Там. пошл. - сумма таможенной пошлины;

Вт - количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении (при исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным за килограмм массы товара, в качестве основы используется масса товара с учетом его первичной упаковки, то есть упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи);

Ст - ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара;

К - курс евро, установленный Банком России на день принятия таможенной декларации.

Комбинированная ставка, как это видно из самого ее названия, сочетает в себе адвалорный и специфический принципы обложения.

Основой для исчисления таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по комбинированным ставкам, является таможенная стоимость товара (адвалорная составляющая) либо количество товара в натуральном выражении (специфическая составляющая).

В зависимости от характера установления ставки их принято разделять на автономные и конвенционные.

Автономные ставки таможенных пошлин устанавливаются данным государством самостоятельно, вне связи с какими-либо торговыми обязательствами перед другим государством или группой стран.

Конвенционная ставка - результат международного сотрудничества данного государства в таможенно-тарифной сфере. Конвенционные ставки устанавливаются в результате международных торговых переговоров и закрепляются в соответствующих торговых соглашениях. В отличие от автономных ставок, конвенционные ставки не могут быть подвергнуты каким-либо изменением в одностороннем порядке. Существуют также преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет
расширения их экспорта.

В зависимости от периода, на который устанавливаются ставки таможенной пошлины, различают постоянные и временные ставки. Особой разновидностью ставок таможенной пошлины являются переменные ставки, представляющие собой довольно редкое явление в практике современного таможенно-тарифного регулирования и встречающиеся, например, в странах Европейского союза в рамках единой сельскохозяйственной политики. Переменные ставки таможенной пошлины могут изменяться в случаях, установленных компетентными органами государственной власти - при изменении уровня мировых или внутренних цен, государственных субсидий.

Экономисты, исследующие механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности, выделяют также номинальные и эффективные ставки таможенных пошлин. Номинальные ставки содержатся в таможенном тарифе и дают самое общее представление об уровне таможенного обложения, существующего в данной стране. Эффективные ставки, как их определяет, например, А.П. Киреев, представляют собой "реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров".

По характеру применения существуют:

Специальная – пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; во-вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.

Компенсационная – пошлина, накладываемая на ввоз тех товаров, при производстве которых использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.

Антидемпинговая – пошлина, устанавливаемая для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным. Они применяются в случаях ввоза на таможенную территорию товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, если их ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.

Сезонные -могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

Определение таможенной стоимости

Еще одним элементом таможенно-тарифного регулирования является таможенная стоимость товаров. Таможенная стоимость определяется через перечисление ее основных целей:

1) обложение товара пошлиной;

2) внешнеэкономической и таможенной статистики;

3) применение нетарифных мер регулирования (квотирования, лицензирования), включая осуществление валютного контроля внешнеэкономических сделок.

Определение стоимости импортного товара с целью расчета таможенных пошлин – одна из наиболее сложных процедур таможенной практики. Долгое время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. Пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Развитие международной торговли обусловило процессы унификации правовых норм.

Закон РФ “О таможенном тарифе” заложил правовые основы для применения в практике российского таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости ввозимых товаров, установленных в Соглашении по применению ст. VII “Оценка товаров для таможенных целей” Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Таким образом, формирование российских законодательных норм о таможенной стоимости на основе международных принципов является важным условием обеспечения эффективной интеграции экономики России в мирохозяйственные связи.

Таможенная стоимость—эта стоимость товара, которая используется в целях таможенного обложения, т.е. в качестве исходной расчетной базы для исчисления таможенных платежей ( пошлин, акцизов, НДС и сборов за таможенное оформление). Помимо основного назначения, как базы налогообложения, таможенная стоимость прямо или косвенно используется также и для иных таможенных целей, таких как ведение таможенной статистики, проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках, осуществления валютного контроля при проведении экспотно-импортных операций, контроль за соблюдением устанавливаемых стоимостных квот.

Кроме обеспечения реализации чисто фискальных функций, наличие механизма определения и контроля таможенной стоимости способствует решению задач построения рыночной экономики путем создания равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов.

Определение таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию России. Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара через границу России; порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимых товаров, а также форма декларации устанавливается Государственным Таможенным Комитетом (ГТК); таможенная стоимость товара определяется декларантом методом определения таможенной стоимости; контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом РФ, производящим таможенное оформление товара.

Закон предусматривает следующие методы определения таможенной стоимости товара:

1) по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) по стоимости сделки с однородными товарами;

4) вычитания стоимости;

5) сложения стоимости;

6) резервный метод.

Указанная последовательность применения методов не может быть изменена, за исключением методов 4 и 5, последовательность использования которых выбирает сам декларант.

Основным методом определения таможенной стоимости для сделок купли-продажи (то есть сделок на стоимостной основе) является оценка по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1). Поэтому начинать оценку следует всегда с проверки применимости этого метода.

Если основной метод в силу ряда причин не может быть использован, применяется один из пяти оставшихся методов. Каждый последующий метод оценки применяется только тогда, когда таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

Методы 2 и 3 основаны на использовании в качестве исходной базы стоимости сделки с идентичными и однородными товарами. При этом в равной мере может применяться как информация, имеющаяся у таможенных органов, так и документально подтвержденная информация, представляемая декларантом. Основным критерием при выборе информации в качестве исходной базы для определения таможенной стоимости становится степень близости к условиям оцениваемой сделки.

Методы вычитания и сложения (методы 4 и 5) предусматривают принципиально иную базу расчета таможенной стоимости. Метод 4 базируется на стоимости, по которой товары продаются в неизменном виде (либо в переработанном виде, если возможно определить влияние этой переработки на стоимость товара). Метод 5 основан на данных о затратах на производство товара. Методы 4 и 5 могут применяться в любой последовательности.

Метод 6 является резервным и применяется в тех случаях, когда для определения таможенной стоимости не удастся использовать ни один из предыдущих методов.

Определение страны происхождения

Россия, как и многие другие страны, предоставляют определенным группам государств, в том числе и на взаимной основе, тарифные льготы (преференции) или освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров в нашу страну, что требует четкого определения страны происхождения товара. По российскому законодательству страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Такой страной может считаться группа стран, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товара.

Следующие товары считаются полностью произведенными в данной стране:

1. Полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах, на ее континентальном шельфе и в ее недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр.

2. растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории.

3. живые животные, родившиеся и выращенные в ней.

4. продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных.

5. произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов.

6. продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная в мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею.

7. вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране.

8. продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею.

9. товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, указанных в пунктах 1-8.

Если в производстве товара участвует две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки.

Основным документом, подтверждающим страну происхождения является сертификат происхождения.

Непредставление надлежащим образом оформленного сертификата или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара через таможенную границу РФ.

Ставки таможенных пошлин, предусмотренные для товаров, происходящих из стран или союзов, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются независимо от страны отправления указанных товаров, за исключением случаев предоставления тарифных преференций.

В удостоверение происхождения товаров из данной страны таможенные органы Российской Федерации вправе требовать предоставление сертификата о происхождении товаров, который является одним из важнейших сертификационных документов. Он должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из данной страны и тем самым служить одним из условий предоставления преференций по уплате таможенных пошлин. Таким образом данный сертификат содержит в себе элемент тарифного регулирования. Сертификат происхождения должен включать в себя:

- письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему сертификату качества;

- письменное удостоверение компетентного органа страны ввоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.

Товарная номенклатура

Предметом таможенной пошлины являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Для идентификации трансграничного оборота товаров используется товарная номенклатура, именуемая "Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ" (теперь уже ТН ВЭД Таможенного союза). С ее помощью происходит таможенно-тарифное приравнивание - процедура, в ходе которой товару, перемещаемому через таможенную границу, присваивается код по действующей номенклатуре (осуществляется "кодировка товара") и тем самым определяется применимая в конкретном случае ставка таможенного тарифа.

Действующий Таможенный тариф построен в соответствии с товарной номенклатурой - ТН ВЭД, использующей 10-значные кодовые обозначения. Применяемая в целях таможенно-тарифного регулирования Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) определяется Правительством Российской Федерации. При этом, закрепляя за Правительством Российской Федерации полномочия по определению ТН ВЭД России, законодатель устанавливает основной принцип создания и развития действующей в нашей стране товарной номенклатуры - соответствие принятым в международной практике системам классификации товаров.

Следует отметить, что группировка товаров в таможенных тарифах - это не только техническая, но и торгово-политическая задача. На протяжении долгого периода времени в различных странах существовали собственные национальные системы классификации товаров в таможенных тарифах. В "старых" тарифах товары классифицировались по наименованию в алфавитном порядке. Позже товары стали группироваться по принципу происхождения (продукты животного происхождения, минералы и т.д.), по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) или с использованием обоих методов.

Всего коды ТНВЭД состоят из 97 групп и 21 раздела. Товарная номенклатура утверждается Правительством РФ, а ГТК РФ участвует в ее разработке, вносит изменения и толкование. Основная единица измерения товаров по ТНВЭД - масса в кг. В современном виде ТН ВЭД предполагает присвоение десятизначного кода ТН ВЭД, состоящего из трех основных элементов.

Для точного определения кода товаров необходимо использовать три составные части ТНВЭД: а) номенклатурную часть; б) примечание к разделам и группам; в) основные правила интерпретации. Кроме того, при определении кода товаров по ТНВЭД полезно применять дополнительные публикации (пояснения, алфавитный указатель, Сборник квалификационных решений).

Комплексным же руководством являются «Основные правила интерпретации», их шесть. В соответствии с первыми пятью правилами в кодах ТНВЭД определяют товарную позицию (первые 4 знака). По 6-му правилу находят субпозицию (5 и 6 знаки) и подсубпозицию (7,8,9 знаки) десятизначного кода.

10-й знак ТН ВЭД России - нововведение Таможенного тарифа, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. N 148. Теперь позиции, в которых товары фактически определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения.

В интересах единообразного понимания классификационных группировок ТН ВЭД используются пояснительные комментарии и примечания к разделам, группам и конкретным товарным позициям.

Например, начнем с раздела I. «Живые животные; продукты животного происхождения»(01), далее «живые животные»(01), «Лошади, ослы, мулы и лошаки живые», «чистопородные племенные животные», и наконец «лошади». КОД ТН ВЭД: 0101101000.

Еще один пример:

2 первые цифры (72, черные металлы) - товарная группа ТН ВЭД.

4 первые цифры (7201, чугун передельный и зеркальный, в чушках, болванках или прочих первичных формах) - товарная позиция.

6 первых цифр (720110, чугун передельный нелегированный, содержащий 0,5 % или менее фосфора) - товарная субпозиция.

10 цифр, полный код товара, который и указывается в грузовой таможенной декларации (7201101900, чугун передельный нелегированный, содержащий более 1% кремния) - товарная подсубпозиция.

Таким образом, таможенный тариф представляет собой инструмент механизма таможенно-тарифного регулирования, основными элементами которого являются:

- ставка таможенной пошлины;

- товарная номенклатура;

- порядок установления страны происхождения товара;

- порядок определения таможенной стоимости;

-зависимость величины ставки от торгово-политического режима, применяемого Российской Федерацией к стране происхождения товара.

III. Исследование зарубежного опыта таможенно-тарифного регулирования.

Опыт регулирования в США

Основным средством регулирования импорта США является обложение товаров при ввозе таможенными пошлинами. Размер такого обложения определен Таможенным тарифом США. Правила таможенной оценки и процедура таможенного обложения установлены Законом о тарифах 1930 г., в который периодически вносятся изменения, приводящие его в соответствие с торгово-политическим курсом американского правительства.

Американский таможенный тариф - трехколончатый. Первая колонка - льготный тариф - содержит ставки пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран, на которые США распространяют режим наибольшего благоприятствования. Вторая колонка таможенного тарифа содержит преференциальные ставки пошлин, применяемые к товарам развивающихся стран, на которые США распространяют действие системы преференций. Как правило, это нулевые ставки, допускающие беспошлинный ввоз ряда товаров из соответствующих стран. Третья колонка - основной тариф - применяется к товарам стран, не пользующихся в США режимом наибольшего благоприятствования. Ставки пошлин основного тарифа были установлены еще в 1930 г., когда США проводили политику агрессивного протекционизма, и они подчас в 8-10 раз превышают ставки льготного тарифа, уменьшающегося по мере достижения соглашений о снижении таможенного обложения в рамках ГАТТ.

Импортный таможенный тариф США имеет восьмизначную номенклатуру на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС).

Опыт регулирования в Японии

Среди применяемых в Японии торгово-политических инструментов регулирования импорта важной значение отводится импортному тарифу. Япония применяет тарифную номенклатуру, основанную на ГС с различным числом цифровых значений(от 4 до 6) в зависимости от того или иного товара. Все импортируемые товары разносятся по 21 разделу, 97 главам, 240 позициям и 5018 субпозициям. Для внешнеторговой статистики в тарифе добавлены еще 3 знака, благодаря чему система кодов может быть легко адаптирована к конкретным нуждам отдельных стран. Таможенный тариф в Японии, как и в большинстве стран мира, является многоколонным.

Японский импортный таможенный тариф содержит четыре вида ставок пошлин :

· Общие(базовые) ставки могут быть изменены в одностороннем порядке;

· Ставки, закрепленные в ГАТТ/ВТО(конвенционные);

· Преференциальные ставки

· Временные ставки пошлин, вводимых на основании закона о временных тарифных мерах.

Базовая ставка является основной ставкой, применяемой к каждой категории на долгосрочной основе, если обязательства не требуют внесения каких-либо поправок.

Временные ставки устанавливаются в зависимости от конкретной ситуации на рынке определенного товара и в экономике в целом. Они применяются вместо базовых ставок в течение оговоренного периода времени, когда возникает такая необходимость. В тех случаях, когда для одного и того же товара определены как базовая, так и временная ставки, последняя всегда имеет приоритет.

В отличие от базовых и временных ставок, которые применяются одинаково к товарам, импортируемым из всех стран, преференциальные ставки применяются только к товарам, ввезенным из некоторых слаборазвитых стран и регионов. Преференциальные тарифные ставки введены и для наименее развитых стран в рамках классификации Конференции ООН по торговле и развитию(ЮНКТАД), причем они устанавливаются странами самостоятельно, поскольку ЮНКТАД этого не делает.

Ставки ГАТТ/ВТО предусматривают снижение тарифа на ряд категорий товаров в силу международных договоренностей. Страны, имеющие право на такие ставки, пользуются в Японии режимом наибольшего благоприятствования. Ставки ГАТТ/ВТО имеют приоритет перед базовыми и временными ставками)если только ставки ГАТТ/ВТО не оказываются более высокими, чем базовые и временные).

При выборе ставки пошлины для таможенного обложения импортируемого товара руководствуются правилом:сначала берется ставка преференциального столбца, затем-ставки ГАТТ/ВТО, временная или общая. Если ставка ГАТТ/ВТО превышает другие ставки, используется временная ставка, а в случае ее отсутствия-ставка пошлины общего столбца.

В соответствии с принятой в Японии общей системой преференций(ОСП) товары, ввозимые из развивающихся стран и регионов, облагаются пошлиной по более низкой ставке, чем товары, ввозимые из развитых стран.

Из вышеперечисленного следует, что японский таможенный тарфи предусматривает использования большого разнообразия пошлин, дифференцирующихся в зависимости от метода определения тарифной ставки. Такое положение обеспечивает более надежный уровень защиты внутренней продукции.

Заключение

Сложившаяся к настоящему времени таможенно-тарифная политика России в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета; защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО (с этой целью по согласованному графику вынуждено снижаются наиболее высокие ставки таможенного тарифа).

Основными направлениями таможенно - тарифной политики России на ближайшую и среднесрочную перспективу должны стать:

• соблюдение системы приоритетов: обеспечение интересов России; обеспечение интересов блока стран, возглавляемого Россией; обеспечение интересов мирового сообщества в целом;

• сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов;

• обеспечение внешней безопасности страны - экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др.;

• содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота, улучшению структуры экспорта и импорта;

• соблюдения интересов отечественных производителей товаров.

Таможенно - тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом.

Принятие решений по таможенно-тарифному регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.

Таким образом, многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от правительств взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий.

Список литературы

1. Приказ ФТС от 27.09.2006 №932 «Порядок определения таможенной стоимости вывозимых товаров»

2. Закон РФ от 21 мая 1993 года N 5003-1 «О таможенном тарифе»

3. Свинухов В. Г. Таможенно-тарифное регулирование внешне-экономической деятельности. – М.: Экономистъ, 2005.

4. Таможенная стоимость: Учебник / под ред. В. А. Шамахова и Л. А.

Бондарь. – М., 2007

5. http://alta.ru/taksa-online/tnved_out/-Товарная номенклатура ВЭД


[1] ст. 2 ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»