Реферат: Конституционное право зарубежных стран 4
Название: Конституционное право зарубежных стран 4 Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | |||||||||||||||||||
2008 Конституционное право зарубежных стран 2. Классификация прав и свобод. 9 3. Виды гарантий прав и свобод. 11 1. Содержание и способы определения правового положения личности в конституциях зарубежных государств. Права и обязанности человека и гражданина. Начиная с французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство конституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов. Лишь конституции тоталитарных социалистических стран, а также некоторых других тоталитарных режимов говорят только о правах гражданина, выдвигая их на первый план и считая их дарованными государством. Права человека - это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. Под лозунгами неотчуждаемых прав человека передовые представители "третьего сословия", революционной буржуазии, выступали против произвола абсолютных монархов и закрепощения личности средневековой церковью. Требование защиты прав человека выдвигается и в настоящее время различными движениями, направленными против авторитаризма и тоталитаризма. К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права "третьего" и "четвертого" поколения, например, право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями. Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в политические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоятельств. Однако нет непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно общетеоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в конституциях, должны обеспечиваться государством, его органами. В странах тоталитарного социализма, где, как уже отмечалось, не принято различать права человека и права гражданина, особое значение придается другому различию - правам граждан и правам трудящихся. В некоторых конституциях (например, в китайской) отдельные социально-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предоставляются только трудящимся гражданам. Последние могут обладать и другими преимуществами (иногда "эксплуататоры" лишались избирательных прав, государственные гарантии права на охрану здоровья закреплялись только за трудящимися). Конституции многих стран различают также обязанности человека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в науке некоторые права и обязанности характеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность любого лица соблюдать конституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя они и записаны в конституции, рассматриваются как моральные и непосредственно не защищаются судом; защищаются лишь производные от них, более конкретные права и обязанности. К числу моральных относят, например, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депутатов отдавать все силы служению народу (как это зафиксировано в китайской конституции). Многие права и обязанности человека и гражданина возникают только с достижением определенного возраста, например, право на труд обычно с 16 лет, воинская обязанность - с 18-19 лет. Многие права возникают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения: наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя. В современных условиях некоторые основы правового статуса личности, а в определенных аспектах и гражданина (например, по вопросам избирательного права) в значительной степени определяются международным правом, его общепризнанными принципами и нормами. В конституциях многих государств содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека ООН 1948 г., на Международные пакты о правах человека 1966 г. (вступили в силу в 1976 г.). Международные акты, ратифицированные государством, могут действовать непосредственно и применяться судами страны как ее внутреннее право. Конституции некоторых государств устанавливают примат (верховенство) международного права над внутренним (помимо ратифицированных государством актов это положение относится и к общепризнанным принципам международного права). Нормы международного права по вопросу о правах человека могут действовать и через внутреннее право, если они включены в законодательство страны. Международное право устанавливает: · внутреннее законодательство не может противоречить зафиксированным в международных актах основным правам человека и общечеловеческим ценностям; · нет абсолютной свободы и абсолютных прав; они могут быть ограничены, но только на основе закона и в той части, в какой это допускает конституция в соответствии с требованиями международного права и в точно определенных целях (сохранение общественного порядка, публичной морали, здоровья населения и т.д.); · запрещается злоупотребление правами, т.е. использование их с целью нанесения ущерба правам и законным интересам других физических или юридических лиц; · права личности ограничены правами других лиц. Хотя принципиальные положения международного права о правах человека приняты большей частью государств мира, конкретно правовое положение личности в обществе зависит от существующей в данной стране правовой системы, от соответствующего правового регулирования. В условиях демократической правовой системы (независимо от особенностей англосаксонской или, например, германо-романской "правовой семьи") преобладает индивидуалистический подход к правам человека и гражданина, исходящий из приоритета личности перед обществом и государством. Главный акцент делается на личных и политических правах и свободах, в то время как социально-экономическим правам не уделяется особого внимания. Хотя в новейших конституциях (бразильской, итальянской, перуанской и др.) перечень социально-экономических прав довольно широк, они сформулированы скорее как пожелания. В одних конституциях (индийской и др.) эти права рассматриваются лишь как ориентация для деятельности правительства, в других (например, в США) многие социально-экономические права (кроме права собственности и некоторых других) вообще не упоминаются. Они не рассматриваются как права в подлинном смысле, поскольку, как считается, их невозможно обеспечить путем судебных исков и решений. Социалистическая концепция прав человека (в трактовке тоталитарного социализма) исходит из коллективистских принципов, придавая приоритет обществу и государству, коллективу перед личностью. Ее сторонники считают, что человек живет в обществе и не может быть свободным от общества. Поэтому права человека и тем более гражданина могут быть реализованы только в сообществе и обеспечены государством. Основная роль в наделении личности (гражданина) правами отводится государству, а прирожденные права в принципе отвергаются. Как отмечалось, при данном подходе приоритет отдается различию прав трудящихся и нетрудящихся граждан и в отличие от индивидуалистской концепции основное внимание уделяется социально-экономическим правам, как имеющим особое значение для трудящихся. Подход к правам человека в мусульманском праве в значительной мере связан с религиозной и половой принадлежностью лица. Существуют преимущества для мусульман по сравнению с немусульманами (например, по конституции Сирии 1973 г. президентом республики может быть только мусульманин), по классическому мусульманскому праву мужчины имеют преимущества перед женщинами. В ряде стран женщинам не предоставляются избирательные права; женщины-наследницы получают лишь половину той доли, которую получают мужчины; в суде показания двух женщин приравниваются к показанию одного мужчины; и т.д. В Иране в соответствии с Уголовным кодексом, который с 1979 г. применялся в экспериментальном порядке и вступил в силу в 1996 г., женщина за появление в общественном месте без паранджи может быть наказана 74 ударами плети, за супружескую неверность ее можно побить камнями (правда, для этого нужно иметь трех свидетелей, что, вероятно, не так просто обеспечить). Обманутый супруг может убить соперника, но женщина такого права не имеет, и т.д. Акцент в мусульманском праве делается не на правах человека, а на его обязанностях перед Аллахом и общиной "правоверных" (перед мусульманской уммой). Правда, классическое мусульманское право предусматривает некоторые имущественные гарантии для женщин, например в случае развода. Бывший супруг должен обеспечить ее и детей. Если он не платит алименты, ему в Иране грозит тюремное заключение (до 5 месяцев). К тому же классическое мусульманское право применяется только к мусульманам, в отношениях их между собой. Остальные руководствуются законами государства и в частных отношениях могут использовать нормы своей "правовой семьи", хотя в странах мусульманского фундаментализма религиозная полиция нравов (мутава) бьет и "неверных" за нарушение мусульманских обрядов, разгоняет вечеринки европейских мужчин и женщин. Классическое мусульманское право действует в своем прежнем виде лишь в немногих мусульманских государствах, в большинстве же стран оно подверглось влиянию общечеловеческих норм и принципов, воздействию международного права, но, тем не менее по конституциям большинства мусульманских стран источником законодательства является шариат. В обычном праве (например, система устных правовых обычаев племен в Тропической Африке, Океании) правовой статус лица зависит от его принадлежности к определенному племени. Нормы обычного права сохраняются в памяти вождей, старейшин (некоторые европейские исследователи пытались их записывать и даже кодифицировать) и распространяются только на соплеменников. Согласно представлениям, господствующим среди толкователей обычного права, лицо может реализовывать свои права и выполнять свои обязанности, вытекающие из его племенного статуса, только в данном племени. Человек - лишь часть, "клеточка" племени, он не имеет, по существу, отдельных от племени прав. На деле сфера действия племенного обычного права весьма ограниченна, хотя там, где оно действует, большинство населения руководствуется именно его правилами, а не писаными законами. Кроме того, некоторые нормы обычного права включены в тексты законов. Обычное право не применяется для регулирования уголовных, административных отношений, в сфере финансового и многих других отраслей права, распространяясь только на земельные, семейные отношения (порядок обработки общинной земли, распределение выпасов для скота, обрядовые ритуалы при вступлении в брак и др.). На практике, однако, рядовые соплеменники выполняют также натуральные повинности по отношению к старейшинам и вождям (например, обрабатывают их семейные земельные участки). 2. Классификация прав и свобод. Существуют различные классификации прав и свобод личности, а также граждан (одни права относятся к личности в целом, другие – только к гражданам, третьи – к определенной группе граждан, например достигших определенного возраста для обладания политическими правами). Чаще всего конституционные права и свободы делятся на четыре группы: · права и свободы, выражающие равноправие граждан (например, равноправие граждан перед законом); · социально-экономические и культурные права, создающие юридические условия для активного участия личности в социально-экономической и культурной жизни общества (например, право на труд и свобода труда, право на использование достижений культуры); · политические права и свободы граждан, связанные с их участием в политической жизни общества, предоставляющие им возможность участия в управлении обществом и государством (например, свобода объединения, используемая, в частности, для давления на государственную власть); · личные права и свободы, гарантирующие свободу, неприкосновенность, достоинство личности. Помимо индивидуальных выделяют также коллективные конституционные права. Кроме того, принято, особенно в международном праве, различать права первого, второго, третьего и даже четвертого поколений. К первому, традиционному поколению обычно относят личные и политические права, первоначально появившиеся в конституциях, ко второму – социально-экономические права, конституционное закрепление которых связано с движениями широких масс, в частности с выступлениями рабочего класса и опытом конституционного строительства в странах тоталитарного социализма, к третьему – права, связанные в основном с глобализацией общественной жизни, с коллективными требованиями народов (например, право народов на мир, на развитие, на самоопределение), а также так называемые гуманитарные права, к четвертому – группу прав, связанную, прежде всего с условиями и результатами научно-технической революции (например, право на здоровую окружающую среду). Следует, однако, учитывать, что все эти классификации имеют условный характер: одно и то же право может быть отнесено к нескольким группам. Так, право на использование достижений культуры – это социально-экономическое право и одновременно право личности, гуманитарное право, в котором нашли отражение новые сдвиги в сознании людей в эпоху научно-технической революции и информатизации. Это право может приобрести и политический характер (вспомним преследования деятелей культуры за их творчество в условиях тоталитарных режимов). 3. Виды гарантий прав и свобод. Гарантии конституционных прав граждан зависят от уровня демократии, развития экономики, правовой культуры общества, от степени независимости судебной власти, от соразмерности установленных законом ограничений и других факторов. Эти гарантии принято подразделять на экономические, политические и юридические. Первым придается особое значение в странах тоталитарного социализма. В качестве экономических гарантий конституции обычно называют социалистическую систему хозяйства, ликвидацию безработицы, бесплатное предоставление в распоряжение «трудящихся» общественных зданий для проведения собраний и т.д. Политические гарантии в марксистской доктрине связываются с характером государственной власти: подлинной гарантией считается принадлежность государственной власти трудящимся, рабочим, крестьянам, трудовой интеллигенции. Наиболее общей юридической гарантией признается режим «социалистической законности». В странах рыночной экономики (в том числе социально ориентированной) экономическим и политическим гарантиям в конституционном праве уделяется мало внимания, акцент делается на детально разрабатываемых юридических гарантиях. В доктрине основной социально-экономической гарантией прав граждан считается обладание собственностью, что дает возможность человеку независимо осуществлять свои права, свободу выбора занятий и т.д. Политические гарантии прав связываются с различными формами осуществления власти народа, особенно со свободными и регулярными выборами, проведением референдумов, разделением властей, многопартийностью, свободой оппозиции, с участием граждан в управлении. Важнейшей юридической гарантией является существование правового государства. В новейших конституциях говорится об основных средствах юридической защиты прав. Среди них: формы обращения в суд, роль судьи в защите конституционных прав, роль президента как гаранта этих прав, деятельность омбудсмена (уполномоченного по правам человека). ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ – процесс превращения политических партий из обычной ассоциации граждан в полноценный конституционно-правовой институт. И.П.П. проявляется в двух взаимосвязанных процессах: в конституционализации, т.е. включении в конституции основных принципов статуса политических партий, и законодательной институционализации, в результате которой правовое положение партий получает дальнейшее регулирование в законе. МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (от фр. majoritee – большинство) - система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов по избирательному округу, где они баллотируются. Различают М.И.С. абсолютного, относительного и квалифицированного большинства (последняя применяется редко). В первом случае достаточно получить более половины всех голосов, во втором – большинство относительно всех остальных кандидатов, в третьем – большинство, превышающее половину голосов, 2/3, 3/4 и т. д. М.И.С. часто комбинируется с пропорциональной избирательной системой. ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА – институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной стороны, отношениями между политическими партиями и государством, а с другой - взаимоотношениями партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами. Примерно в двух десятках стран политические партии отсутствуют по причине их официального запрета. В остальных государствах существуют однопартийные или многопартийные системы. В науке конституционного права различаются многопартийные системы с одной доминирующей партией – «полуторапартийные», с двумя ведущими партиями – «двухпартийные», с двумя ведущими партиями, из которых одна вынуждена постоянно опираться на союз с более мелкой партией (партиями) – «2 и 1/2-партийные», собственно многопартийные. Особую разновидность последних составляет система фиксированного законом числа партий. Однопартийные системы характерны для стран с тоталитарными и авторитарными режимами. При этом достаточно часто «руководящая роль» единственной партии получает конституционное закрепление. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Не существует единой типологии П.Р. Чаще всего наука выделяет демократический, авторитарный и тоталитарный П.Р. Характер П.Р. никогда прямо в конституциях государств не называется (не считая весьма распространенных указаний на их демократический характер), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании. ПРАВИТЕЛЬСТВО – высший коллегиальный исполнительный орган государства. В разных странах имеет различное название: Совет министров, Кабинет министров, Государственный совет и т.п. П. может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным. Порядок формирования П. зависит от формы правления. В парламентарных странах оно формируется по поручению главы государства лидером партии (при коалиционном П. – одним из лидеров партий), располагающей большинством в однопалатном парламенте или в нижней палате двухпалатного парламента. В президентских республиках (в тех из них, где такой орган предусмотрен конституцией) П. формируется президентом, при этом каждый из назначенных им членов П. в ряде стран должен быть утвержден парламентом. В парламентарных государствах П. несет коллегиальную ответственность перед парламентом (в двухпалатном парламенте - перед нижней палатой). В федеративных государствах существует центральное (федеральное) П. и П. входящих в состав федерации государственных образований (штатов, провинций). П. может действовать либо в полном составе, либо глава П. создает более узкую коллегию. 5. Фактический и юридический статус главы государства, порядок замещения им должности в зарубежных странах с монархической формой правления (на примере Испании). Обращаясь к статусу главы государства Испании необходимо, в первую очередь сказать, что Испания является парламентской монархией. Король в Испании является лишь главой государства. Существует отдельный пост премьер-министра, который является той осью, вокруг которой вращается вся жизнь страны. Т.е. иными словами, исполнительная власть в испанском государстве институционально отделена от власти главы государства. По конституции Испании Король является главой государства, символом его единства и постоянства. Он – арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов, – осуществляет высшее представительство испанского государства в международных отношениях, и особенно в отношениях с теми народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет функции, которые предоставлены ему Конституцией и законами. Личность Короля неприкосновенна, и он не подлежит ответственности. Его титул – Король Испании, и он может пользоваться другими титулами, относящимися к Короне. В Испании власть главы государства передается по наследству (в порядке престолонаследия по т.н. «кастильской» системе). Монарх, как и в абсолютном большинстве монархий, находится пожизненно у власти. Порядок его смещения конституционно не предусмотрен. Король при его провозглашении приносит присягу перед Генеральными кортесами в том, что будет добросовестно исполнять свои функции, соблюдать и обеспечивать соблюдение Конституции и законов, а также уважать права граждан и автономных сообществ. Достигший совершеннолетия Наследный принц, Регент или Регенты, приступая к исполнению своих обязанностей, приносят такую же присягу, а также присягу в верности Королю. В обязанности Короля входит: · санкционирование и промульгация законов; · созыв и роспуск Генеральных кортесов, и назначение выборов согласно условиям, установленным Конституцией; · назначение референдума в случаях, установленных конституцией; · предложение кандидата в председатели Правительства и, в случае необходимости, когда это установлено условиями конституции, его назначение и прекращение его функций; · назначение и смещение членов правительства по предложению его председателя; · скрепление своей подписью декретов, принятых в Совете министров, назначение гражданских и военных служащих, пожалование почетных званий и награждение орденами в соответствии с законами; · получение информации о государственных делах и председательствование с этой целью на заседаниях Совета министров, когда это он сочтет необходимым, по просьбе председателя правительства; · осуществление верховного командования вооруженными силами; · осуществление права помилования в соответствии с законом, который не может предусматривать всеобщих амнистий; · осуществление высшего покровительства королевским академиям. Король назначает послов и других дипломатических представителей. Иностранные представители в Испании аккредитуются при нем. Ему принадлежит право выражать согласие государства о принятии на себя международных обязательств посредством договоров в соответствии с Конституцией и законами. На обязанности Короля с предварительного согласия Генеральных кортесов лежит объявление войны и заключение мира. Конституционные полномочия Короля Испании фактически реализуются главой кабинета министров. Испанский король, как и любой парламентский монарх, связан институтом контрасигнатуры, т.е. необходимостью скрепления всех своих актов подписью премьер-министра, без которой эти акты не могут обрести силу. Как показала испанская практика последних двух десятилетий, лишь в самых исключительных случаях, в период острых политических кризисов, испанский монарх может выйти на государственно-политическую сцену в качестве самостоятельной фигуры (что, однако, больше связано не с особенностями конституционного статуса, а с личным авторитетом короля).
. 1. Испания. Конституция и законодательные акты. – М., 1988. 2. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В.В. Маклаков – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1999. 3. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. – М., 1993. 4. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран – М., 1998. 5. Тимофеева Р.Г. Конституционное право зарубежных стран: Учебник – М., 1997. 6. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран – М.: Издательство «Юристъ», 1997. |