Реферат: Конституционное право зарубежных стран 4

Название: Конституционное право зарубежных стран 4
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

2008

Конституционное право зарубежных стран
Содержание.

1. Содержание и способы определения правового положения личности в конституциях зарубежных государств. 3

2. Классификация прав и свобод. 9

3. Виды гарантий прав и свобод. 11

4. Термины и понятия. 12

5. Фактический и юридический статус главы государства, порядок замещения им должности в зарубежных странах с монархической формой правления (на примере Испании). 14

6. Сравнительная таблица: парламенты; личные, политические и социально-экономические права и свободы в конституциях зарубежных стран. 17

Литература. 21

1. Содержание и способы определения правового положения личности в конституциях зарубежных государств.

Права и обязанности человека и гражданина. Начиная с французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство конституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов. Лишь конституции тоталитарных социалистических стран, а также некоторых других тоталитарных режимов говорят только о пра­вах гражданина, выдвигая их на первый план и считая их дарованными госу­дарством.

Права человека - это естественные, неотчуждаемые права, принадлежа­щие ему в силу рождения как личности. Под лозунгами неотчуждаемых прав человека передовые представители "третьего сословия", революционной бур­жуазии, выступали против произвола абсолютных монархов и закрепощения личности средневековой церковью. Требование защиты прав человека выдвига­ется и в настоящее время различными движениями, направленными против ав­торитаризма и тоталитаризма. К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права "третьего" и "четвертого" поколения, например, право на использование дости­жений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права госу­дарственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и дейст­виями.

Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, принадлеж­ности лица к определенному государству, политическому сообществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избира­тельные права, право на объединение в политические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые соци­ально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет госу­дарства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставля­ются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависи­мости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоятельств. Однако нет непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их раз­деление имеет преимущественно общетеоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в конституциях, должны обеспечиваться государством, его органами.

В странах тоталитарного социализма, где, как уже отмечалось, не принято раз­личать права человека и права гражданина, особое значение придается другому различию - правам граждан и правам трудящихся. В некоторых конституциях (например, в китайской) отдельные социально-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предоставляются только трудящимся гражданам. Последние могут обладать и другими преимуществами (иногда "эксплуата­торы" лишались избирательных прав, государственные гарантии права на ох­рану здоровья закреплялись только за трудящимися).

Конституции многих стран различают также обязанности человека (на­пример, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (на­пример, обязательная воинская служба). Иногда в науке некоторые права и обя­занности характеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность любого лица соблюдать конституцию и за­коны). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государст­венным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя они и записаны в конституции, рассматриваются как моральные и непо­средственно не защищаются судом; защищаются лишь производные от них, бо­лее конкретные права и обязанности. К числу моральных относят, например, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депутатов от­давать все силы служению народу (как это зафиксировано в китайской консти­туции). Многие права и обязанности человека и гражданина возникают только с достижением определенного возраста, например, право на труд обычно с 16 лет, воинская обязанность - с 18-19 лет. Многие права возникают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения: наследни­ками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя.

В современных условиях некоторые основы правового статуса личности, а в определенных аспектах и гражданина (например, по вопросам избиратель­ного права) в значительной степени определяются международным правом, его общепризнанными принципами и нормами. В конституциях многих государств содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека ООН 1948 г., на Международные пакты о правах человека 1966 г. (вступили в силу в 1976 г.). Международные акты, ратифицированные государством, могут действовать не­посредственно и применяться судами страны как ее внутреннее право. Консти­туции некоторых государств устанавливают примат (верховенство) междуна­родного права над внутренним (помимо ратифицированных государством актов это положение относится и к общепризнанным принципам международного права). Нормы международного права по вопросу о правах человека могут дей­ствовать и через внутреннее право, если они включены в законодательство страны. Международное право устанавливает:

· внутреннее законодательство не может противоречить зафиксированным в международных актах основным правам человека и общечеловеческим ценностям;

· нет абсолютной свободы и абсолютных прав; они могут быть ограни­чены, но только на основе закона и в той части, в какой это допускает конституция в соответствии с требованиями международного права и в точно определенных целях (сохранение общественного порядка, публич­ной морали, здоровья населения и т.д.);

· запрещается злоупотребление правами, т.е. использование их с целью нане­сения ущерба правам и законным интересам других физических или юридических лиц;

· права личности ограничены правами других лиц.

Хотя принципиальные положения международного права о правах чело­века приняты большей частью государств мира, конкретно правовое положение личности в обществе зависит от существующей в данной стране правовой сис­темы, от соответствующего правового регулирования. В условиях демократи­ческой правовой системы (независимо от особенностей англосаксонской или, например, германо-романской "правовой семьи") преобладает индивидуалисти­ческий подход к правам человека и гражданина, исходящий из приоритета лич­ности перед обществом и государством. Главный акцент делается на личных и политических правах и свободах, в то время как социально-экономическим правам не уделяется особого внимания. Хотя в новейших конституциях (бра­зильской, итальянской, перуанской и др.) перечень социально-экономических прав довольно широк, они сформулированы скорее как пожелания. В одних конституциях (индийской и др.) эти права рассматриваются лишь как ориента­ция для деятельности правительства, в других (например, в США) многие соци­ально-экономические права (кроме права собственности и некоторых других) вообще не упоминаются. Они не рассматриваются как права в подлинном смысле, поскольку, как считается, их невозможно обеспечить путем судебных исков и решений.

Социалистическая концепция прав человека (в трактовке тоталитарного социализма) исходит из коллективистских принципов, придавая приоритет об­ществу и государству, коллективу перед личностью. Ее сторонники считают, что человек живет в обществе и не может быть свободным от общества. По­этому права человека и тем более гражданина могут быть реализованы только в сообществе и обеспечены государством. Основная роль в наделении личности (гражданина) правами отводится государству, а прирожденные права в прин­ципе отвергаются. Как отмечалось, при данном подходе приоритет отдается различию прав трудящихся и нетрудящихся граждан и в отличие от индивидуа­листской концепции основное внимание уделяется социально-экономическим правам, как имеющим особое значение для трудящихся.

Подход к правам человека в мусульманском праве в значительной мере связан с религиозной и половой принадлежностью лица. Существуют преиму­щества для мусульман по сравнению с немусульманами (например, по консти­туции Сирии 1973 г. президентом республики может быть только мусульма­нин), по классическому мусульманскому праву мужчины имеют преимущества перед женщинами. В ряде стран женщинам не предоставляются избирательные права; женщины-наследницы получают лишь половину той доли, которую по­лучают мужчины; в суде показания двух женщин приравниваются к показанию одного мужчины; и т.д. В Иране в соответствии с Уголовным кодексом, кото­рый с 1979 г. применялся в экспериментальном порядке и вступил в силу в 1996 г., женщина за появление в общественном месте без паранджи может быть на­казана 74 ударами плети, за супружескую неверность ее можно побить камнями (правда, для этого нужно иметь трех свидетелей, что, вероятно, не так просто обеспечить). Обманутый супруг может убить соперника, но женщина такого права не имеет, и т.д. Акцент в мусульманском праве делается не на правах че­ловека, а на его обязанностях перед Аллахом и общиной "правоверных" (перед мусульманской уммой). Правда, классическое мусульманское право предусмат­ривает некоторые имущественные гарантии для женщин, например в случае развода. Бывший супруг должен обеспечить ее и детей. Если он не платит али­менты, ему в Иране грозит тюремное заключение (до 5 месяцев). К тому же классическое мусульманское право применяется только к мусульманам, в от­ношениях их между собой. Остальные руководствуются законами государства и в частных отношениях могут использовать нормы своей "правовой семьи", хотя в странах мусульманского фундаментализма религиозная полиция нравов (мутава) бьет и "неверных" за нарушение мусульманских обрядов, разгоняет вечеринки европейских мужчин и женщин. Классическое мусульманское право действует в своем прежнем виде лишь в немногих мусульманских государст­вах, в большинстве же стран оно подверглось влиянию общечеловеческих норм и принципов, воздействию международного права, но, тем не менее по консти­туциям большинства мусульманских стран источником законодательства явля­ется шариат.

В обычном праве (например, система устных правовых обычаев племен в Тропической Африке, Океании) правовой статус лица зависит от его принад­лежности к определенному племени. Нормы обычного права сохраняются в па­мяти вождей, старейшин (некоторые европейские исследователи пытались их записывать и даже кодифицировать) и распространяются только на соплемен­ников. Согласно представлениям, господствующим среди толкователей обыч­ного права, лицо может реализовывать свои права и выполнять свои обязанно­сти, вытекающие из его племенного статуса, только в данном племени. Человек - лишь часть, "клеточка" племени, он не имеет, по существу, отдельных от пле­мени прав. На деле сфера действия племенного обычного права весьма ограни­ченна, хотя там, где оно действует, большинство населения руководствуется именно его правилами, а не писаными законами. Кроме того, некоторые нормы обычного права включены в тексты законов. Обычное право не применяется для регулирования уголовных, административных отношений, в сфере финан­сового и многих других отраслей права, распространяясь только на земельные, семейные отношения (порядок обработки общинной земли, распределение выпасов для скота, обрядовые ритуалы при вступлении в брак и др.). На практике, однако, рядовые соплеменники выполняют также натуральные повинности по отношению к старейшинам и вождям (на­пример, обрабатывают их семейные земельные участки).

2. Классификация прав и свобод.

Существуют различные классификации прав и свобод личности, а также граждан (одни права относятся к личности в целом, другие – только к гражда­нам, третьи – к определенной группе граждан, например достигших опреде­лен­ного воз­раста для обладания политическими правами). Чаще всего консти­туци­онные права и свободы делятся на четыре группы:

· права и свободы, выражающие равноправие граждан (например, равнопра­вие граждан перед законом);

· социально-экономические и культурные права, создаю­щие юридические ус­ловия для активного участия личности в социально-экономической и культурной жизни общества (например, право на труд и свобода труда, право на использование достижений культуры);

· полити­ческие права и свободы граждан, связанные с их участием в полити­чес­кой жизни общества, предоставляющие им возможность уча­стия в управ­лении обществом и государством (например, свобода объе­динения, ис­пользуемая, в частности, для давления на государственную власть);

· лич­ные права и свободы, гарантирующие свободу, неприкосновенность, до­стоинство личности.

Помимо индивидуальных выделяют также коллективные конституци­он­ные права. Кроме того, принято, осо­бенно в международном праве, различать права первого, второго, третье­го и даже четвертого поколений. К первому, тра­диционному поколению обычно относят личные и политические права, перво­начально появив­шиеся в конституциях, ко второму – социально-экономиче­ские права, конституционное закрепление которых связано с движениями широких масс, в частности с выступлениями рабочего класса и опытом конституцион­ного строительства в странах тоталитарного социализма, к третье­му – права, связанные в основном с глобализацией общественной жизни, с коллективными требованиями народов (например, право наро­дов на мир, на развитие, на само­определение), а также так называемые гуманитарные права, к четвертому – группу прав, связанную, прежде всего с условиями и результатами научно-тех­нической революции (на­пример, право на здоровую окружающую среду).

Следует, однако, учитывать, что все эти классификации имеют услов­ный характер: одно и то же право может быть отнесено к нескольким группам. Так, право на использование достижений культуры – это соци­ально-экономическое право и одновременно право личности, гуманитар­ное право, в котором нашли отражение новые сдвиги в сознании людей в эпоху научно-технической рево­люции и информатизации. Это право может приобрести и политический харак­тер (вспомним преследования деятелей культуры за их творчество в условиях тоталитарных режимов).

3. Виды гарантий прав и свобод.

Гарантии конституционных прав граждан зависят от уровня демокра­тии, развития экономики, правовой культуры общества, от степени неза­висимости судебной власти, от соразмерности установленных законом ограничений и дру­гих факторов. Эти гарантии принято подразделять на экономические, полити­ческие и юридические. Первым придается особое значение в странах тотали­тарного социализма. В качестве экономичес­ких гарантий конституции обычно называют социалистическую систему хозяйства, ликвидацию безработицы, бесплатное предоставление в рас­поряжение «трудящихся» общественных зда­ний для проведения собра­ний и т.д. Политические гарантии в марксистской доктрине связываются с характером государственной власти: подлинной гаран­тией считается принадлежность государственной власти трудящимся, рабочим, крес­тьянам, трудовой интеллигенции. Наиболее общей юридической гаран­тией признается режим «социалистической законности».

В странах рыночной экономики (в том числе социально ориентиро­ван­ной) экономическим и политическим гарантиям в конституционном праве уде­ляется мало внимания, акцент делается на детально разрабаты­ваемых юридиче­ских гарантиях. В доктрине основной социально-эконо­мической гарантией прав граждан считается обладание собственностью, что дает возможность человеку независимо осуществлять свои права, свободу выбора занятий и т.д. Политиче­ские гарантии прав связываются с различными формами осуществления власти народа, особенно со свободными и регулярными выборами, проведением рефе­рендумов, разделением властей, многопартийностью, свободой оппози­ции, с участием граждан в управлении. Важнейшей юридической гаран­тией является существование правового государства. В новейших кон­ституциях говорится об основных средствах юридической защиты прав. Среди них: формы обращения в суд, роль судьи в защите конституционных прав, роль президента как гаранта этих прав, деятельность омбудсмена (уполномоченного по правам человека).

4. Термины и понятия.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ – процесс превращения политических партий из обычной ассоциации граждан в полно­ценный конституционно-правовой институт. И.П.П. проявляется в двух взаи­мосвязанных процессах: в конституционализации, т.е. включении в конститу­ции основных принципов статуса политических партий, и законодательной ин­ституционализации, в результате которой правовое положение партий получает дальнейшее регулирование в законе.

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (от фр. majoritee – большинство) - система выборов, при которой избранными считаются канди­даты, получившие большинство голосов по избирательному округу, где они баллотируются. Различают М.И.С. абсолютного, относительного и квалифици­рованного большинства (последняя применяется редко). В первом случае дос­таточно получить более половины всех голосов, во втором – большинство от­носительно всех остальных кандидатов, в третьем – большинство, превышаю­щее половину голосов, 2/3, 3/4 и т. д. М.И.С. часто комбинируется с пропор­циональной избирательной системой.

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА – институт, который характеризует полити­че­скую организацию общества и сам характеризуется, с одной стороны, отно­ше­ниями между политическими партиями и государством, а с другой - взаимо­от­ношениями партий с другими общественными элементами политической сис­темы и гражданами. Примерно в двух десятках стран политические партии от­сутствуют по при­чине их официального запрета. В остальных государствах су­ществуют одно­партийные или многопартийные системы. В науке конституци­онного права различаются многопартийные системы с одной доми­нирующей партией – «полуторапартийные», с двумя ведущими партиями – «двухпартий­ные», с двумя ведущими партиями, из которых одна вынуждена постоянно опираться на союз с более мелкой партией (партиями) – «2 и 1/2-партийные», соб­ственно многопартийные. Особую разновидность последних составляет сис­тема фиксированного законом числа партий. Однопартийные системы харак­терны для стран с тоталитар­ными и авторитарными режимами. При этом доста­точно часто «руководящая роль» единственной партии получает конституцион­ное закрепление.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – в науке конституционного права поня­тие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления по­литической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Не существует единой типологии П.Р. Чаще всего наука выделяет демократи­че­ский, авторитарный и тоталитарный П.Р. Характер П.Р. никогда прямо в кон­ституциях государств не называется (не считая весьма распространенных ука­заний на их демократический характер), однако почти всегда самым непосред­ственным образом отражается на их содержании.

ПРАВИТЕЛЬСТВО – высший коллегиальный исполнительный орган го­сударства. В разных странах имеет различное название: Совет министров, Ка­бинет министров, Государственный совет и т.п. П. может быть беспартийным, одно­партийным и коалиционным. Порядок формирования П. зависит от формы правления. В парламентарных странах оно формируется по поручению главы государства лидером партии (при коалиционном П. – одним из лидеров пар­тий), располагающей большинством в однопалатном парламенте или в нижней палате двухпалатного парламента. В президентских республиках (в тех из них, где такой орган предусмотрен конституцией) П. формируется президентом, при этом каждый из назначенных им членов П. в ряде стран должен быть утвер­жден парламентом. В парламен­тарных государствах П. несет коллегиальную ответственность перед парламен­том (в двухпалатном парламенте - перед ниж­ней палатой). В федеративных го­сударствах существует центральное (феде­ральное) П. и П. входящих в состав федерации государственных образований (штатов, провинций). П. может дей­ствовать либо в полном составе, либо глава П. создает более узкую коллегию.

5. Фактический и юридический статус главы государства, порядок замещения им должности в зарубежных странах с монархической формой правления (на примере Испании).

Обращаясь к статусу главы государства Испании необходимо, в первую очередь сказать, что Испания является парламентской монархией. Король в Ис­пании является лишь главой государства. Существует отдельный пост премьер-министра, который является той осью, вокруг которой вращается вся жизнь страны. Т.е. иными словами, исполнительная власть в испанском государстве институционально отделена от власти главы государства. По конституции Ис­пании Король является главой государства, символом его единства и постоян­ства. Он – арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов, – осуществляет высшее представительство испанского государства в международных отношениях, и особенно в отношениях с теми народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет функции, ко­торые предоставлены ему Конституцией и законами. Личность Короля непри­косновенна, и он не подлежит ответственности. Его титул – Король Испании, и он может пользоваться другими титулами, относящимися к Короне. В Испании власть главы государства передается по наследству (в порядке престолонасле­дия по т.н. «кастильской» системе). Монарх, как и в абсолютном большинстве монархий, находится пожизненно у власти. Порядок его смещения конституци­онно не предусмотрен. Король при его провозглашении приносит присягу пе­ред Генеральными кортесами в том, что будет добросовестно исполнять свои функции, соблюдать и обеспечивать соблюдение Конституции и законов, а также уважать права граждан и автономных сообществ. Достигший совершен­нолетия Наследный принц, Регент или Регенты, приступая к исполнению своих обязанностей, приносят такую же присягу, а также присягу в верности Королю.

В обязанности Короля входит:

· санкционирование и промульгация законов;

· созыв и роспуск Генеральных кортесов, и назначение выборов согласно ус­ловиям, установленным Конституцией;

· назначение референдума в случаях, установленных конституцией;

· предложение кандидата в председатели Правительства и, в случае необхо­димости, когда это установлено условиями конституции, его на­значение и прекращение его функций;

· назначение и смещение членов правительства по предложению его предсе­дателя;

· скрепление своей подписью декретов, принятых в Совете министров, назна­чение гражданских и военных служащих, пожалование почетных званий и награждение орденами в соответствии с законами;

· получение информации о государственных делах и председательствова­ние с этой целью на заседаниях Совета министров, когда это он сочтет необходимым, по просьбе председателя правительства;

· осуществление верховного командования вооруженными силами;

· осуществление права помилования в соответствии с законом, который не может предусматривать всеобщих амнистий;

· осуществление высшего покровительства королевским академиям.

Король назначает послов и других дипломатических представителей. Ино­странные представители в Испании аккредитуются при нем. Ему принадлежит право выражать согласие государства о принятии на себя международных обя­зательств посредством договоров в соответствии с Конституцией и законами. На обязанности Короля с предварительного согласия Генеральных кортесов лежит объявление войны и заключение мира. Конституционные полномочия Короля Испании фактически реализуются главой кабинета министров. Испан­ский король, как и любой парламентский монарх, связан институтом контра­сигнатуры, т.е. необходимостью скрепления всех своих актов подписью пре­мьер-министра, без которой эти акты не могут обрести силу. Как показала ис­панская практика последних двух десятилетий, лишь в самых исключительных случаях, в период острых политических кризисов, испанский монарх может выйти на государственно-политическую сцену в качестве самостоятельной фи­гуры (что, однако, больше связано не с особенностями конституционного ста­туса, а с личным авторитетом короля).

6. Сравнительная таблица: парламенты; личные, политические и социально-экономические права и свободы в конституциях зарубежных стран.

Испания

Италия

ФРГ

Парламенты

Испанский парламент – Гене­ральные кортесы, – вклю­чаю­щие Конгресс депу­татов и Се­нат, в целом сле­дует запад­ноев­ропейской модели. Ис­панские Кортесы по консти­туции 1978 г. фор­мируются всеобщими, пря­мыми и рав­ными выборами при тайном голосовании, причем нижняя палата – Конгресс депу­татов избира­ется по пропорцио­нальной системе, а Сенат – па­лата территориального предста­вительства – по такой же сис­теме, но каждая про­вин­ция представлена че­тырьмя сенато­рами, а некото­рые острова имеют иное предста­вительство. Из осо­бенностей организации палат Генераль­ных кортесов сле­дует указать на существова­ние постоян­ных депутатских комиссий из 21 члена в каж­дой из них; они осуществляют пол­номо­чия палат, когда те распу­щены или их полномо­чия ис­текли, или если палаты не со­званы. Постоянные депу­татские комиссии имеют право требо­вать созыва палат на чрезвы­чайные сессии (п. 2 ст. 73); ко­гда Генеральные кортесы рас­пущены или их мандат истек, то эти комис­сии принимают дек­реты-за­коны, которые им пере­да­ются пра­вительством (п. 2 ст. 86); эти комиссии, кроме того, инфор­мируются прави­тельст­вом при объявлении состояния угрозы и введения осадного положе­ния (пп. 2 и 4 ст. 116). В меж­сессионный период назван­ные комиссии осуществляют все полномо­чия Генеральных кортесов. Они отчитываются перед палатами о принятых ре­ше­ниях.

Итальянский парламент со­стоит из Палаты де­путатов и Сената, обла­дающих практи­чески равным стату­сом. Кон­ституция не прово­дит разли­чия между ними. Не преду­смотрен при­оритет нижней палаты по отноше­нию к верх­ней даже при обсужде­нии и принятии финан­совых зако­нопроек­тов; нет даже каких-либо способов разрешения разно­гласий между ними. Если таковые бу­дут доста­точно серь­езны, то последст­вия «законодательного чел­нока» представляются весьма не­определен­ными. Когда одна из палат созывается на чрез­вычайную сессию, то другая собирается «по собст­вен­ному праву». Обе палаты мо­гут быть распущены либо одновременно, либо каждая в отдель­ности. Равенство палат юридически наруша­ется только в случае, когда они принимают реше­ния совме­стно, по­скольку Сенат чис­ленно в два раза меньше Па­латы депутатов (315 се­нато­ров и 630 депута­тов). Но и в этом случае неравен­ство весьма от­носительно: депу­таты и сенаторы голо­суют не по принадлежности к своим палатам, а по при­надлежно­сти к своим поли­тическим фракциям. Равен­ство палат проявляется в одинаковом праве доби­ваться отставки прави­тель­ства, отказывая ему в дове­рии или выражая пори­ца­ние.

Законодательная власть в ФРГ вверена двухпалатному парла­менту: палаты – Бундестаг и Бун­десрат – не имеют рав­ного ста­туса. Нижняя палата – Бун­дес­таг (672 депутата в 1997 г.) избира­ется на 4 года путем всеоб­щих, прямых, равных, свободных вы­боров при тай­ном голосовании. Его депу­таты имеют свободный ман­дат. Им запрещено со­вмещать свою дея­тельность в бундес­таге с другими должностями, занимать руководящие посты в частных фирмах. Депутаты обладают им­мунитетом, но могут быть задер­жаны без раз­решения парламента на месте совершения пре­ступле­ния и в течение следующего за этим дня. Индемнитет депутата также несколько ограничен: он может нести ответственность за клевет­нические вы­сказыва­ния в парламенте. Денежное вознагра­ждение депу­тата со­ставляет 16 тыс. марок в ме­сяц. Руководит заседа­ниями бундестага избран­ный им на весь срок полномочий предсе­датель. Бундесрат (68 чле­нов) является пред­ставительством земель, но он не изби­рается, его члены назначаются прави­тельст­вами земель и отзыва­ются ими. Поэтому како­го-либо срока пол­номо­чий для этого органа кон­ституция не устанавлива­ет. Он имеет пере­менный членский со­став. Число представителей зе­мель в нем зависит от численно­сти населения каждой земли, но не пропор­ционально ему: земли имеют от трех до шести пред­ста­вителей, тогда как населе­ние мо­жет разниться в десятки раз, а размеры территории – более чем в 100 раз. При голо­совании каж­дая земля имеет число голосов, равное числу ее представителей, но голоса ка­ждой земли должны пода­ваться только согласованно, от имени земли. В бун­десрате создаются руководящие и вспо­могательные органы.

Личные права и свободы

Все испанцы равны перед за­коном и не может быть ка­кой-либо дискриминации по мо­ти­вам рождения, расы, пола, ве­роисповедания, взглядам или по каким-либо иным ус­ловиям личного или социаль­ного ха­рактера. Все имеют право на жизнь, на физиче­скую и мо­ральную неприкос­новенность. Каж­дый человек имеет право на свободу и безопасность. Га­ран­тируется право на честь, лич­ную и се­мейную интим­ность и на соб­ственное имя. Жилище не­прикосновенно (вторжение в жилище или обыск не могут, произво­диться без разреше­ния его хозяина или без пред­вари­тельной санкции суда, за ис­ключением случаев задер­жания на месте преступле­ния). Гаран­тируется тайна сообщений, и, в частности, почтовых, телеграф­ных и те­лефонных сообщений, кроме случаев предусмотрен­ных судебным решением. Ис­панцы имеют право свободно избирать свое местожитель­ство и передвигаться по на­циональ­ной территории.

Конституция закрепляет тра­диционные права и сво­боды граждан: не­прикосно­венность лич­ности, которая дополня­ется неприкосно­венно­стью жилища и тай­ной переписки, свободой передвижения по стране, свободой собра­ний и ассо­циаций (за исключением тайных и военных организа­ций), свободой совести, слова, печати, манифе­ста­ций и т. д. На судеб­ную власть возложено гаранти­рование прав и свобод. Если же по со­ображениям сроч­ности адми­нистративные ор­ганы должны принять меры, нару­шающие права и свободы граж­дан, то об этом должно быть доведено до све­дения судебных вла­стей в течение 48 часов; если в течение 48 часов, эта власть не утвердит при­ня­тые временные меры, то они считаются отме­нен­ными и действие их прекра­щается.

Среди личных прав и свобод кон­ститу­ция называет сле­дующие: право на жизнь и фи­зическую неприкосновен­ность, на непри­косновенность жи­лища (без раз­решения хозяина и постановле­ния судьи про­никновение в жи­лище воз­можно лишь в случае опасно­сти для общества и лица, для предотвращения нарушений общественной безопасности и порядка), на тайну переписки (для защиты свободного демо­кратического строя может быть на основе закона уста­новлен кон­троль в отношении осуществле­ния этого права и для этой цели создан народ­ным представитель­ством спе­ци­альный орган), на свободу передвижения (эта сво­бода может быть огра­ничена в це­лях сохранения обще­ственного порядка, а также для предот­вра­щения эпидемий, стихий­ных бед­ствий, катастроф, без­надзорности мо­лодежи, пре­ступлений), на свободу со­вести, равный доступ к госу­дар­ствен­ным должностям не­зависимо от рели­гиозных убе­ж­дений и миро­воззрения. Много внимания в соответст­вии с не­мецкими традициями конститу­ция уде­ляет вопросам брака и се­мьи, защите матери и ребенка. Брак и семья нахо­дятся под охра­ной государ­ства, мать имеет право на за­боту со стороны обще­ства, воспитание детей – естест­вен­ное право и обязанность роди­телей.

Политические права и сво­боды

Признается право собираться мирно и без оружия. Призна­ется право на создание ассо­циаций. Граждане имеют право участво­вать в общест­венных делах не­посредст­венно или через своих пред­ставителей, свободно изби­раемых на периодически про­водимых выборах путем все­общего голосования. Они также на равных условиях имеют дос­туп к обществен­ным и государ­ственным должностям в соот­ветствии с законом. Все граж­дане имеют право на эффектив­ную судеб­ную защиту при осу­ществле­нии своих прав и закон­ных интересов; ни в коем слу­чае не может быть отказано в та­кой защите. Ни­кто не может быть осужден или подвергнут наказанию за действие или без­действие, которое в мо­мент со­верше­ния не квалифи­цирова­лось законодательст­вом как пре­ступление, про­ступок или административное правона­ру­шение. Запреща­ются суды чести в граждан­ской адми­нистрации и в про­фессио­нальных организа­циях. Все испанцы имеют право на по­дачу индивидуальных и кол­лективных петиций в пись­менном виде, в форме и це­лях, устанавливаемых зако­ном.

Политические права и сво­боды в итальянском законо­дательстве пред­ставлены весьма полно и обстоя­тельно. Граж­данам предос­тавлено избирательное право, право образования по­литических партий, при­чем ст. 49 Консти­туции тре­бует соблю­де­ния этими ор­ганиза­циями демократиче­ского режима. Это по­ложе­ние было подкреп­лено зако­ном 1952 г. о запрещении создания фа­шистских пар­тий. Однако эта норма до сих пор остается лишь мертвой буквой, и по­пытки запретить суще­ствую­щие неофашист­ские партии и организа­ции оканчивались не­удачей.

В конституции Германии со­дер­жится обычный перечень полити­ческих прав и свобод: свобода выражения и распро­странения мнений, свобода печати, свобода доступа к ин­формации, сво­бода мирных собраний право на объе­дине­ние и др. Предусматривается право индивидов или коллек­ти­вов обра­щаться в государст­вен­ные органы с жалобами и прось­бами. А также общее положение о том, что на ос­нове кон­ституци­онных норм границы права ус­та­навлива­ются законом.

Социально-экономические права и сво­боды

Гарантируется свобода идео­логии, вероисповедания и от­правления культа, осуществ­ляемых индивидами и их со­обществами без каких-либо ог­раничений, кроме тех, кото­рые необходимы для поддер­жания общественного порядка охра­няемого зако­ном. При­знаются и защища­ются сле­дующие права: сво­бодное вы­ражение и распро­странение взглядов, идей и мнений в устной, письмен­ной форме или иными сред­ствами вос­произведения; производство и создание ли­тературных, ху­дожествен­ных, научных и тех­нических произведений; сво­бода пре­подавания; сво­бодное рас­пространение и получение информации по­средством лю­бых средств (за­кон регу­лирует использование этого права с учетом ограни­чений, налагае­мых требова­ниями морали и сохранения про­фессиональной тайны при осуществлении этих прав.) Каждый имеет право на обу­чение. Признается свобода образования. Начальное обра­зование является обяза­тель­ным и бесплатным. За физи­ческими и юридиче­скими ли­цами при­знается свобода соз­дания обра­зова­тельных цен­тров при соблю­дении консти­туционных принципов. Каж­дый имеет право на свободное объеди­не­ние в профсоюз. Призна­ется право трудящихся на забастовку в целях защиты ими своих ин­тересов.

Заметно выделяются соци­ально-экономиче­ские права и свободы — право на труд, которое Республика при­знает за всеми гражданами; она по­ощряет условия, ко­торые де­лают это право ре­альным (ст. 4); Кон­ституция обязывает го­сударство пре­достав­лять своим гражда­нам бесплатное начальное образование про­должи­тель­ностью в восемь лет. Статья 36 говорит о праве трудя­щихся иметь право на воз­награжде­ние, со­ответст­вующее количеству и каче­ству его труда и доста­точ­ное во всяком случае для обеспечения ему и его семье свободного и дос­тойного су­ществования. Признается право на образование проф­сою­зов и на защиту своих интересов со стороны трудя­щихся (ст. 39); на ис­пользо­вание в этих целях забастовки (ст. 40). Право на забас­товку было подтвер­ждено итальян­ским Консти­туционным су­дом еще в 1960 г. Что же ка­сается ло­каутов, то они за­прещены ст. 502 Уголовного кодекса.

Среди социально-экономиче­ских и со­циально-культурных прав конституция называет свободу выбора профессии, места работы (ограничения возможны только по приго­вору суда), свободу объ­едине­ния для охраны и улучше­ния условий труда (прежде всего это проф­союзные свобо­ды), право собственно­сти и ее на­следования (с тем ограниче­нием, что собст­венность должна слу­жить общему благу), свободу искус­ства, науки, образования, свободу пре­подава­ния, но при условии соблюдения конституции (сво­бода преподава­ния относится в основном к выс­шей школе). Согласно конститу­ции, школь­ное дело находится под контролем го­сударства, в шко­лах, как правило, должно быть организовано препода­вание религии, но вопрос о религи­оз­ном обучении (в том числе о посеще­нии таких занятий) ре­шают лица, от­ветственные за воспитание де­тей (ро­дители, опекуны и др.).

.


Литература.

1. Испания. Конституция и законодательные акты. – М., 1988.

2. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В.В. Маклаков – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1999.

3. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. – М., 1993.

4. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран – М., 1998.

5. Тимофеева Р.Г. Конституционное право зарубежных стран: Учебник – М., 1997.

6. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран – М.: Издательство «Юристъ», 1997.