Реферат: Современная криминогенныя ситуация
Название: Современная криминогенныя ситуация Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
Содержание 1. Понятие криминогенной ситуации 2. Классификация криминогенной ситуации 3. Признаки криминогенной ситуации 4. Роль криминогенной ситуации в профилактике правонарушений. 1. Понятие криминогенной ситуации КРИМИНОГЕННАЯ СИТУАЦИЯ (с англ criminogensituation) — обстановка, характеризующаяся распространенностью преступных деяний, порождающая преступления, способствующая усилению преступности[1] . В причинном комплексе совершения конкретного преступления роль криминогенной ситуации весьма значима. Под криминогенной ситуацией понимается событие или состояние, вызвавшее у лица решимость совершить преступление. Иначе говоря, это совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, воздействующих на его сознание, чувства и волю и в соответствии с нравственными качествами данного лица, непосредственно обусловливающих его намерение и решимость совершить уголовно наказуемые (умышленные или неосторожные) деяния. 2. Классификация криминогенной ситуации По источникам возникновения криминогенные ситуации можно разделить на заранее создаваемые самим преступником; создаваемые им же, но непреднамеренно (например, путем приведения себя в состояние опьянения); возникшие в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц; создаваемые потерпевшими от преступлений; вызванные стихийными силами природы; возникшие по стечению случайных обстоятельств. Любая криминогенная ситуация, будучи по своему содержанию объективной, включает особенности объекта и предмета посягательства, его время и место, климатические и иные условия. Элементами такой ситуации могут быть и обстоятельства, способствующие совершению преступления (например, недостатки в охране объектов собственности, сложности дорожного движения, виктимное поведение потерпевшего и т.п.). Такие обстоятельства выступают в качестве не причин, а условий, способствующих совершению конкретных преступлений. 3. Признаки криминогенной ситуации Будучи объективной, криминогенная ситуация имеет и своеобразный субъективный характер, воспринимается как таковая конкретной личностью. При этом такое восприятие зависит от нравственно-психологических качеств личности, определяющих ее негативное либо позитивное поведение в сложившихся условиях, в конкретной криминогенной ситуации. Своевременное обнаружение криминогенных ситуаций и принятие мер к их ликвидации имеют важное значение в предупреждении преступлений. 4. Роль криминогенной ситуации в профилактике преступлений Правоохранительные органы осуществляют системную деятельность в этой сфере. Но сегодня я остановлюсь не на профилактике преступлений проводимую правоохранительными органами, а на общеправовом образовании населения, в последнее время которому уделяется всё ещё не должное, но уже значительно большее значение[3] . Я хочу сказать о внимание государства к формированию правового образования детей и молодежи. В дошкольных и образовательных заведениях сегодня проводятся целые курсы по обеспечению правил безопасного поведения в подобных (криминогенных) ситуациях. Коротко о них можно сказать следующее: при всей своей унифицированности (стандартизации) они должны иметь собой план определенных действий потенциальной жертвы преступления[4] . Так, например, в одних из курсов такого обучения содержаться следующие указания: · всегда будьте начеку и умейте распознавать источники опасности, чтобы не быть застигнутым врасплох; · старайтесь всегда находиться в хорошей физической форме и психологически будьте готовы к возможной опасной ситуации; · не падайте духом и в любой ситуации ищите выход; · постоянно имейте под рукой телефон ближайшего отделения милиции; · научитесь технике самообороны и при необходимости защищайте себя самым решительным образом; · не вступайте в контакт с незнакомыми людьми, особенно с теми, которые вызывают подозрение; · будьте особенно бдительны и внимательны в местах повышенной криминогенной опасности; · затрудняйте, насколько это возможно, действия злоумышленников, так как каждое препятствие ставит перед ними задачи и для их разрешения требуется время; · старайтесь справиться с шоком и запомнить приметы преступников, направление их перемещения, транспорт, которым они пользовались, и сразу же сообщите в милицию". Такой подход общества к криминогенным ситуациям предполагает достаточно высокую "степень подготовленности" населения к возможному преступному посягательству на жизнь и здоровье граждан. Причины преступности являются фундаментальной и самой острой проблемой науки криминологии. В ней сконцентрированы элементы философии, экономики, политики, юриспруденции, социальной психологии, социологии и социальной практики. В условиях обострения социально-экономической и политической обстановки в стране, роста преступности, упадка нравственности и морали изучение причин преступности становится особенно актуальным[5]
. Эти условия нацеливают криминологическую науку и общественную практику на глубокое и конкретное исследование причинных и иных зависимостей преступности применительно к новым процессам и происходящим в обществе изменениям. В литературе существует уже устоявшееся мнение о том, что негативные социальные условия и есть причина преступности, так как они (условия) ее (причину) порождают. Другая позиция оспаривает это, считая, что внешние обстоятельства сами по себе не могут порождать преступность, а потому не могут быть ее причинами. Они способны только формировать причину либо способствовать совершению преступлений. Это мнение представляется предпочтительным применительно к причинам конкретного преступления, так как оно не может быть совершено без волеизъявления самого человека. Об этом свидетельствует тот факт, что при одних и тех же социальных условиях далеко не каждый человек становится на преступный путь. Этому в первую очередь подвержены те из них, которые уже имели определенные дефекты в правовом сознании, обусловленные недостатками более раннего воспитания. Поэтому можно обоснованно считать, что причина преступного поведения формируется не одномоментно и не одной группой условий, а целым их комплексом и, как правило, в течение довольно длительного времени - чаще всего в детском возрасте. Исходя из сказанного, в криминологии существует понятие так называемой полной причины преступности, которая включает в себя все ее обязательные условия в совокупности с причинами в узком смысле. К числу таких противоречий, в частности, относятся: несоответствие между ростом потребностей и возможностями общества по их удовлетворению; нарушение социальной справедливости в сфере распределения и обмена; различия в условиях, видах и формах труда социально-профессиональных групп населения; различия в культурно-бытовых условиях жизни в отдельных регионах страны; имущественные и иные различия; политические разногласия и социальная нестабильность общества; недостатки идеологической, культурно-воспитательной работы; недостатки в хозяйственном механизме, торговле и обслуживании населения; низкая эффективность профилактики преступлений. В заключении хотелось бы отметить тот факт, что в рамках моего доклада я не смогу рассмотреть все аспекты криминогенных ситуаций. Однако мне хотелось бы сказать о всей важности затронутой мной темы. Необходимо иметь строгую позицию в отношении правонарушителя и жертвы преступления , приобретать способность контролировать свои эмоции, учится использовать любую информацию, любые сведения общественных и эмпирических наук. При этом не превращаясь в технического исполнителя правовых предписаний, которые в наше сложное время находятся в процессе постоянных изменений. Список использованной литературы 1. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история экономических и социальных институтов и систем //2004. Т.1. Вып.1. 2. Бринчук М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. //Материалы общенадзорных проверок природоохранных прокуратур. - М., 2005. 3. Криминология: Учебник / ред. Г. Шнайдер – М, 2004. – Вып. 3. – 336с. 4. Криминология: Учебник / ред. В.Н. Кудрявцева – М.: Юристъ, 2007. – 512 с. [1]
Криминология: Учебник / ред. Г. Шнайдер – М, 2004. – Вып. 3. – 336с. [2] Криминология: Учебник / ред. В.Н. Кудрявцева – М.: Юристъ, 2007. – 512 с. [3] Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история экономических и социальных институтов и систем //2004. Т.1. Вып.1. [5] Бринчук М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. //Материалы общенадзорных проверок природоохранных прокуратур. - М., 2005. |