Реферат: Духовная сфера
Название: Духовная сфера Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат | ||||
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А.ШОЛОХОВА ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ РЕФЕРАТ На тему: "ДУХОВНАЯ СФЕРА" Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Кто то там. ФИО МОСКВА 2010 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3 1. Важность духовной сферы общества............................................................4 2. Особенности развития духовной сферы в условиях ХХ века.....................7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................15 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования обуславливается тем что духовная сфера общества отвечает за создание, распространение и усвоение духовных ценностей. В быстро изменяющихся социальных условиях приобретает важную роль совершенствование воспитания детей, правила этикета и социально-общественные нормы поведения. Так же следует отметить что современные условия жизни всё дальше уходят от национальных корней и российской культуры. Предмет исследования духовная сфера общества. Цель исследования: изучить теоретические основы духовной сферы общества. В соответствии с проблемой, объектом, целью определены следующие задачи исследования: -дать анализ состояния проблемы духовной сферы общества; -выявить особенности развития социальной сферы в России в ХХ веке; Теоретическая значимость исследования определяется тем, что изученные проблемы духовной сферы вносят значимый вклад в теорию (например правила этикета или правильное воспитание школьников) управления обществом. Реферативный проект состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы. 1. Важность духовной сферы общества
Выделяют два уровня общественного сознания - обыденное и теоретическое, которые различаются по глубине отражения объективного мира , включая общественное бытие. Обыденное сознание отражает общественное вытие поверхностно, а теоретическое сознание проникает в закономерную сущность явлений. К формам общественного сознания относятся политическое, правовое, моральное, религиозное сознание, искусство, наука и философия. Они отличаются друг от друга предметом и способами отражения действительности, а также социальными функциями. Подсистемы общества взаимосвязаны и взаимообусловлены. Кроме того, находясь в постоянном взаимодействии, все сферы общественной жизни выполняют только им свойственные функции, обладают относительной самостоятельностью и имеют собственные закономерности развития. У людей существуют потребности, удовлетворение которых в полной мере невозможно ни в сфере экономики, ни в социальной сфере, ни в сфере политики. Эти потребности получили название духовных потребностей, их удовлетворение возможно лишь духовными ценностями. Структура духовной сферы общества. Она может быть представлена в виде областей, в которых осуществляются наука, искусство, религия, образование и воспитание. Вместе с тем, их объединяет то, что: 1) они основываются на формах общественного сознания и удовлетворяют духовные потребности людей; 2) в них создаются и распространяются духовные ценности; 3) в них функционируют социальные институты, существующие производства и распространения духовных ценностей. Элементы духовного производства . Духовная сфера по всей структуре близка к структуре производства материальных благ: наличие духовных потребностей вызывает необходимость создания (производства) духовных ценностей, восприятие (потребление) которых приводит к удовлетворению названных потребностей. В ходе духовного производства и усвоения духовных ценностей возникают общественные отношения, которые так же входят в духовную сферу общества. Процесс производства духовных ценностей, их накопление в обществе и усвоение своими конечными целями имеют формирование человека как духовного существа. 2. Особенности развития духовной сферы в условиях ХХ века. Духовная сфера общества в двадцатом веке стала слабеть из-за индустриализации общества. Первым структурным элементом в духовной жизни выступают потребности. Духовные потребности - это нужда людей и общества в целом создать и осваивать духовные ценности, потребность в духовном совершенствовании, в образовании, воспитании в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира, в вере. Философы определяют духовные потребности как определенное психологическое состояние человека, побуждающее его к созданию и освоению духовных ценностей. В отличие от материальных потребностей, духовные потребности не даны генетически, не даны от рождения, они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей в том, что они носят принципиально неограниченный характер: предела роста для них не существует, единственным ограничителем роста духовных потребностей является объем накопленных человеком духовных ценностей и желание человека участвовать в их приумножении. Ради удовлетворения этих потребностей совершается духовная деятельность и формируется уникальная отрасль духовного производства. Духовное производство вырастает из материального производства. Вы уже знаете, что в первобытном обществе духовная деятельность была вплетена в практическую деятельность. Но с разделением труда образуется слой людей, для которых духовная деятельность становится главной. Духовное производство (так же как и материальное) предполагает создание продукции, ее распространение и потребление. Но все эти моменты в духовном производстве имеют свою специфику. Создание обычно осуществляется профессионалами-художниками, музыкантами, учеными, идеологами. Их труд носит творческий характер, требует особого таланта, дара, вдохновения. Существует также и право собственности на духовное производство, но собственность на духовное производство отличается от собственности на материальное производство. И хотя владелец духовного производства (например, писатель) передает свою вещь (книгу), вещь остается его собственностью. Теряется лишь материальная оболочка. Но содержание, освоенное им, остается в его собственности. Идеями могут владеть и пользоваться многие. Поэтому частная собственность на духовный продукт не согласуется с природной. Предметы материального производства могут изготавливаться серийно. Предметы же духовного производства уникальны. Но они могут распространяться путем тиражирования. А тиражирование - это уже материальное производство. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основе обобщения результатов теоретического исследования изложены следующие выводы: 1. Сущность духовной сферы общества заключается в том, что её цель направлена на улучшение взаимоотношения людей в обществе, на взаимоотношения между обществами и отношения государства к обществу. Содержание включает в себя 3 компонента - производство и усвоение материальных благ обществом, производство и усвоение духовных ценностей и отношения в обществе . Первый компонент способствует производству материальных благ для общества. Это могут быть предметы быта или ещё какие то вещи в которых мы нуждаемся. Второй компонент способствует производству и усвоению духовных ценностей. К таким ценностям можно отнести религию, искусство а так же образование. Третий компонент обеспечивает правильное формирование общества с хорошо сложенными взаимоотношениями. 2. Особенности развития духовной сферы в условиях ХХ века. 3. Новизна этого исследования помогает социологам выстраивать более надёжные схемы управления обществом совместно с правильным употреблением материальных и духовных благ. 1. КНИГИ Книги одного, двух или трёх авторов Обществознание А.В. Опалев третье издание, переработанное и дополненное. ООО"ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА" Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 2006. №6.- C.13 - 16. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004. - 134c. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005. - 251c. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс, 2005. -156c. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 2005. - 324c. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 2004. -543c. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. -320c. |