Реферат: Опыт экономических преобразований в Болгарии
Название: Опыт экономических преобразований в Болгарии Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Федеральное агентство связи Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики Межрегиональный центр переподготовки специалистов Реферат по дисциплине: История экономики Выполнил : Группа : ЭДВ-01 Вариант: 16 Проверил : Чернышевская Елена Ильинична Новосибирск, 2010г. Опыт экономических преобразований в Болгарии. Содержание 1. Введение 2. Социально-экономические реформы последних десятилетий. 3. Основные проблемы и противоречия экономических реформ в Болгарии. 4. Сравнительная характеристика экономических реформ Болгарии и других стран Центральной и Восточной Европы. 5. Заключение 1. Введение В результате распада социалистического лагеря в Центральной и Восточной Европе в конце 80-х, начале 90-х годов ознаменовались большими переменами буквально во всех сферах жизни. Тяжелый период посткоммунистической трансформации должен был в корне изменить отношения людей и общества, перестроить экономический и политический потенциалы, вновь наладить связи с мировым сообществом, но уже не с точки зрения последователей коммунистических идей, а в качестве свободных демократических держав. Успех проведенных рыночных реформ следует оценивать с позиций выхода стран на траекторию экономического роста. В странах, где реформы должны были преодолеть кризис и инфляцию, наиболее быстро справились со своими задачами (Польша, Венгрия, Чехия и Словакия, Хорватия). Румынии помогло наличие нефтяных ресурсов, продажа которых позволила осуществить менее болезненно стабилизационные процессы. В Польше, Чехии, Венгрии и Словакии краткость стабилизационного периода во многом предопределялась реформами, проведенными в период рыночного социализма. Однако были страны, где спад не прекращался. Стабилизация вела лишь к его замедлению. Зачастую это было вызвано непоследовательностью в проведении рыночных реформ. Такая ситуация характерна прежде всего для России, Украины, Белоруссии, Болгарии. Ставка на невидимую руку рынка оказалась несостоятельной. В современных условиях речь идет не о свободной модели рыночной экономики, давно канувшей в Лету в развитых странах, а о становлении смешанной рыночной экономики с многообразными функциями государства как макросубъекта рыночных отношений. Зачастую предприятиям приходилось почти заново налаживать внешнеэкономические связи, причем не только со странами запада, но также возобновлять разрушившиеся отношения со своими бывшими партнерами на востоке. Внутри складывалось не менее катастрофическое положение: нарушались сложившиеся взаимоотношения предприятий, наращивавщийся объем ввозимых импортных товаров более высокого качества вытеснял продукцию местных производителей. Hевероятно возросшая вследствие падения уровня производства безработица оставляла без заработка все большее количество рабочих и служащих. Закономерно возникшая инфляция негативно отразилась на доходах населения и без того бывших мизерными. Это породило глубокие социальные противоречия, "ностальгию" по коммунизму, настроения угнетенности и безысходности. Таким образом, перед правительствами бывших социалистических стран вставали сложнейшие задачи стабилизации, либерализации и институциональных преобразований. Страны Восточной Европы, добившись первых устойчивых шагов финансовой стабилизации, усилили роль государства в формировании рыночной трансформации. Им удалось не допустить бесплатной передачи государственной собственности бывшей номенклатуре и теневикам, реализовать принцип эффективности при проведении приватизации, что позволило уменьшить потери от реформирования экономики и расхищения собственности. Вследствии крайнего дисбаланса экономики, расшатанности валютной системы и многих других причин, в наиболее сложной ситуации оказалась Республика Болгария, одна из последних в ряде стран бывшего соцлагеря, вставших на путь демократизации общества и экономических реформ. 2. Социально-экономические реформы последних десятилетий. В Болгарии 1990-х гг. в процессе общественной трансформации произошёл глубокий экономический спад. Причины этого связаны с унаследованным энерго-импортоёмким производством, утратой традиционных рынков сбыта, трудностями переориентации внешнеторговых связей на западные рынки, где болгарские товары оказались недостаточно конкурентоспособными. Ограниченность внутреннего спроса и усиление конкуренции импортных товаров также негативно отразились на возможностях местных производителей. Имели место и просчёты в управленческих решениях, которые обеспечивают способы, правила и условия экономических преобразований. Несмотря на рост экономики в 1998—2002, объём ВВП остаётся ниже дореформенного уровня. ВВП в 2001 13,6 млрд долл., на душу населения — 1718 долл. Рассчитанный на основе паритета покупательной способности душевой объём ВВП составил 24% от среднего показателя для стран ЕС. В 1990-е гг. число занятых в экономике сократилось почти на 1/4. Экономически активное население в 2002 — 3248 тыс. чел. (48,4% от всего населения старше 15 лет), из них занято — 2704 тыс., безработные — 544 тыс. чел. (16,8% от рабочей силы). Безработица приобрела хронический характер. В 1991 в Б. была проведена «шоковая терапия», потребительские цены повысились в 5,7 раза. Второй сильный всплеск инфляции произошёл во время кризиса финансовой и банковской системы в кон. 1996 — нач. 1997. За 1996—2002 среднегодовые потребительские цены возросли в 39 раз. Основным сдерживающим фактором в развитии экономики остается ее внешний долг (9,5 млрд.долл.). В 1999г. в Болгарии в счет его погашения необходимо было выплатить 1 млрд.долл. Это счтало возможном только за счет займов МВФ, ВБ и ЕС. Финансовых средств, выделяемых МВФ в соответствии с подписанным трехлетним соглашением с РБ (860 млн.долл.), было явно недостаточно. Экономически активное население составляет ок. 46% жителей страны. Государственными структурами Болгарии определены основные направления современной социально-экономической политики — ориентация на повышение доходов населения, уменьшение бедности и безработицы. Основой этого должен стать устойчивый рост экономики при упрочении макроэкономической стабильности. Взят курс на ускорение структурной реформы, завершение приватизации и создание полноценно функционирующей конкурентоспособной рыночной экономики. В последние годы экономика страны обрела относительную финансовую стабильность. Сохраняются устойчивый курс болгарского лева, уровень учетной ставки и валютные резервы. Несколько снизился внешний долг, инфляция в 2004 г. составила 5,6%. Во многом эти результаты были обеспечены благодаря действию «валютного совета», созданного в стране в 1997г.,а также засчет внешних кредитов по линии Всемирного банка, МВФ н ЕБРР. В целом, несмотря на сравнительно неплохой «стартовый капитал», созданный в предыдущие годы, - установление права частной собственности на землю, обуздание инфляции, проведение пенсионной реформы и создание благоприятных условий для проведения приватизации - правящей коалиции предстоит еще немало сделать для улучшения социально-экономической ситуации. Необходимо добиться устойчивого экономического роста, побороть преступность и коррупцию. Сегодня правящая партия ставит перед собой задачу увеличить годовой прирост ВВП с 5% до 10% (хотя некоторым аналитикам это представляется маловероятным), снизить уровень безработицы (в 2001 году он достиг 20%), а также способствовать улучшению уровня жизни населения в целом (средняя зарплата в Болгарии на начало минувшего года не превышала $100) и созданию условий для привлечения иностранных инвестиций на уровне $1-1,2 млрд. в год. Приоритетными направлениями развития экономики определены коммуникации, высокие технологии, сельское хозяйство, энергетика, туризм, транспорт. Энтузиазм политического истеблишмента и болгарского общества относительно интеграции в Европейский Союз, несомненно, велик. В этом Болгария существенно отличается, например, от Польши или Чехии, где уже растет «евроскептицизм» на почве обретенного опыта. По данным социологических опросов 41,3% болгар считают приоритетным развитие отношений со странами Западной Европы, 20,6% - выступают за укрепление связей с балканскими странами, 18,2% - видят стратегическим партнером Россию, 9,5% - США. Отношение же к бывшим партнерам по соцлагерю далеко от схем региональной интеграции, которых придерживаются страны Центральной и Восточной Европы. «Болгария и страны Восточной Европы идут параллельными курсами, которые редко пересекаются», - так характеризуют ситуацию аналитики. Эту тенденцию подтверждает и позиция населения (только 2,8% опрошенных хотели бы развивать отношения с Восточной Европой). 2 апреля2004 года Болгария вошла в НАТО, а 1 января2007 года — в Евросоюз. 2. ОСHОВHЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ЭКОHОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В БОЛГАРИИ Трансформация экономики централизованной в экономику рыночную о казалась намного сложнее и противоречивее, нежели казалась в конце 80-х, начале 90-х годов. Сложность перехода до сих пор усугубляется недостаточной ясностью целей этой трансформации. Общие формулы рыночной экономики и демократии не имеют оперативной ценности и не могут характеризовать цель. Более того, в понятие "рыночная экономика" вкладываются самые разнообразные значения - от реорганизованной социалистической экономики до неолиберальной рыночной экономики, причем каждый из этих типов предполагает различные технологии перехода, различное распределение бремени и плодов трансформации. В этом отношении Болгария находится в полном хаосе, дополняемом трудноописуемой смесью неокрепшего нового и живучего старого и внутренними противоречиями, как между ними, так и внутри них. Трансформация началась при сильно деформированных внешних и внутренних экономических структурах, неэффективных структурах собственности, расшатанных соотношений цен, огромной перераспределительной роли бюджета, низкой эффективности и производительности труда, большой скрытой сверхзанятости, унаследованных трудовых навыках и плохой трудовой дисциплине, изоляции от конкурентов с мирового рынка, большой задолженности и многих других грустных факторах. Преодоление такого наследства было невозможно без экономических и социальных потрясений. Было бы некорректно определять выбранные модели реформ в Болгарии и некоторых центрально и восточно-европейских (ЦВЕ) странах как шоковые. Для начала, шоковый переход от централизованного к рыночному механизму хозяйствования невозможен. Если цены на товары и услуги, налоги, валютные курсы, торговые и валютные режимы могут измениться шоково, то это ни как не может произойти с одной из главных ставок реформ - изменением типа собственности. То же относится и к институциональным изменениям, созданию рыночной инфраструктуры, формированию рыночного поведения хозяйственных субъектов. Различные темпы осуществления различных элементов реформы может привести к разрушению согласованности между ними, что может привести к хозяйственному и социальному хаосу, к преступному и полупреступному перераспределению собственности и доходов, к более высокой цене трансформации. Таким образом, характер реформ, осуществляемых в некоторых странах ЦВЕ и бывшего СССР, более точным было бы называть не шоковым, а хаотичным. Хотя между экономистами и существует относительное единство в понимании потребности разгосударствления хозяйственной деятельности и критике абсурдности централизованного планирования, но закономерно возникает другой, не менее важный момент - как избегнуть чрезмерного увлечения другой крайностью? Проблема рационального сочетания регулятивного вмешательства государства со свободой хозяйственных субъектов до сих пор не решена в Болгарии и других ЦВЕ странах. Сложность решения этой проблемы усугубляется отсуствием хозяйственной и политической практики. Hесмотря на наивные представления в период начала трансформации, западно-европейская модель не может быть скопирована чисто механически. Еще меньше это относится к американской и японской моделям. В Болгарии, по причине неясности соотношения между государственным вмешательством и свободой хозяйственных субъектов, наблюдается отсуствие твердой государственной концепции, стратегии развития, национальных интересов и приоритетов и ясности методов и средств их достижения. До сих пор нет устойчивых основ структурной, инвестиционной, научной, образовательной, региональной, промышленной, аграрной, внешнеэкономической и социальной политики. По этим причинам экономика оставлена на автопилоте. Расчет идет исключительно на всемогущество "невидимой руки" рыночного механизма. Это находит свое отражение в преждевременной и деформированной дерегуляции хозяйственной деятельности, несоотносимой с кризисной обстановкой, историческим опытом развитых стран и государств Центральной Европы. Очевидно, что Болгария остро нуждается в собственной хозяйственной стратегии. Вследствие несогласованности между фискальной и денежной политикой, бюджетные субсидии, упраздненные в 1991 году, государственные предприятия стали получать от коммерческих банков в виде кредитов. В условиях тотальной неплатежеспособности и деградации кредитной дисциплины высокие ставки казались абсурдными. Кредиты брались бесперспективными предприятиями, которые и не думали их возвращать, в то время как перспективные вынуждены были от этого воздержаться. Не платежеспособные клиенты наполнили кредитный рынок и отвлекли инвестиционные активы на себя. Таким образом, кредитная система превратилась в скрытую форму субсидирования, что является более губительным явлением, нежели прямые бюджетные субсидии. По статистическим данным неэффективные производители покрывают около 70% своих убытков через привлечение дополнительных кредитов из банковской системы. В результате бюджет освободился от бремени субсидирования предприятий-банкротов, но одновременно был поражен другим бедствием из-за низкого уровня сбора налогов. Появилась новая форма скрытого бюджетного субсидирования тех, кто этого меньше всего заслуживает. Убыточные предприятия и подотрасли часто находятся во главе списка наиболее высокооплачиваемого персонала. Заработная плата на них определяется не рентабельностью и конкурентноспособностью. Перспективные же отрасли, напротив, замыкают список по величине оплаты труда своих работников, поскольку неоправданный рост заработной платы будет мешать их планам по расширению производства. Механизмы оплаты труда и ее индексации увеличивают диспропорции в соотношениях заработной платы между предприятиями, подотраслями и сферами деятельности. Hаиболее сложный интеллектуальный труд оплачивается наиболее низко. В этой связи решение проблемы выхода из "заколдованного" макроэкономического круга сводится к нахождению подходящего сочетания между дозировкой по ограничение производства убыточных предприятий, продаж и экспорта товаров и созданием условий для экономического оживления. Роль частного сектора в болгарской экономике весьма противоречива. С одной стороны, частный сектор, бесспорно, демонстрирует более высокую экономическую агрессивность, изобретательность и предприимчивость. Он является динамичным фактором хозяйственного оживления. Ожидается рост его динамизма при приближении его доли в экономике (и особенно в производстве) к необходимой "критической" массе. С другой стороны есть основания утверждать, что частный сектор не влияет должным образом на стабилизацию, хозяйственное оживление и индивидуальных потребителей. Его формирование и деятельность в различных сферах экономики полностью подчинены политики "быстрой наживы", без особой разборчивости в выборе средств его достижения. Зачастую используются преступные методы и средства или деятельность ведется на границе между законом и беззаконием. Частный сектор брезгует принципом, что путь к прибыли лежит через высокое стабильное качество товаров и услуг. Предприниматели в массовом порядке скрывают доходы и не платят налогов. Согласно официальным данным сейчас частный сектор имеет 23% долю в ВВП, обеспечивает занятостью более 30% трудоспособного населения, а платит менее 5% от общего количества собираемых налогов. Массовое уклонение от уплаты налогов частным сектором компенсируется увеличением налогового бремени в секторе государственном. В рам ках этого сектора наиболее тяжко приходится фирмам, не фальсифицирующим своих балансов и не имеющим возможности этого делать. Таким образом, в условиях слабого государства выигрывают нарушители закона и страдают порядочные хозяйственные субъекты. Более того, ошибочная хозяйственная политика государства подыгрывает неконструктивному поведению частного сектора. Имеется в виду высокая инфляция, непредсказуемый валютный курс, чрезмерная либерализация денежной, фискальной, валютной и внешнеторговой политики, отсуствие государственной экономической стратегии, прозрачности, логичности и предсказуемости в принятии ответственных решений, коррупция чиновников и преступность. Торможение темпов приватизации, слабость государственных институтов, дискриминационная политика по отношению к государственной собственности и нежелание государства защищать свои интересы как субъекта государственной собственности привели к опасному стиранию границ между государственной и частной собственностью. Частная собственность проникает в государственную и присваивает результаты ее деятельности, абсолютно не неся ответственности за риск. Исходя из этого не стоит удивляться, что большинство государственных предприятий - убыточны. Частный сектор был бы столь же убыточен, если был подвержен такому же разграблению. Решающую роль в этом случае играет не форма собственности, а беззаконие в условиях слабого государства. По этому реальное влияние и доля частного сектора в национальной экономике намного превышают официальные данные. Выигравшим в таких условиях перераспределения национального богатства оказывается частный сектор. Который наращивает свой капитал за счет проигравших - государственного сектора и населения. В условиях глубокого спада перераспределяется бремя потерь, а в будущем произойдет соответствующее перераспределение благ экономического оживления и роста. Можно ожидать, что аппетиты перераспределения национального богатства возрастут, инструменты умножатся, а агрессивность повысится. В последние годы болгарские правительства стремились компенсировать внутреннее макроэкономическое неравновесие углублением неравновесия внешнего. Это выразилось в угрожающем увеличении внутренней и внешней задолженности. Hесмотря на то, что возможности по обслуживанию внешних долгов экономикой Болгарии исчерпаны вплоть до 2010 года, правительство и ЦБ настойчиво требуют все новых и новых кредитов, мало заботясь об их будущем погашении. Так, на следующие 15 лет Болгария превратилась в крупного должника, постоянно рассчитывающего на новые кредиты в счет погашения старых. С определенными намерениями страна становится постоянным клиентом Международного валютного фонда, которые могут лишить правительство возможности формирования собственной хозяйственной политики. Угрожающе нарастает бремя бюджета по обслуживанию внешнего и внутреннего долга, перерастая все границы экономической реальности. При улучшающемся первичном сальдо бюджетный дефицит продолжает расти. По доле процентных отчислений в структуре бюджетных расходов Болгария не имеет себе равных ни в Центральной, ни в Восточной Европе. Это ухудшает бюджетное равновесие и ограничивает возможности государства в финансировании образования, здравоохранения, различных социальных программ, внутренней безопасности, обороны и т.д. Даже сравнительно высокое положительное первичное сальдо бюджета не смогут компенсировать растущее бремя процентных отчислений. Это превращает Болгарию на долгое время в страну с хронически высоким бюджетным дифицитом. 4. СРАВHИТЕЛЬHАЯ ХАРАКТЕРИСТИ КА ЭКОHОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ БОЛГАРИИ И ДРУГИХ СТРАH ЦЕHТРАЛЬHОЙ И ВОСТОЧHОЙ ЕВРОПЫ В течении двух-трех десятилетий был популярен тезис о постепенном экономическом выравнивании стран-членов СЭВ. Этого не произошло по многим причинам. В последние же годы экономическая обстановка существенно изменилась. Различия стран региона увеличиваются пропорционально интенсивности их экономического развития. Центрально-европейские государства (ЦЕ) движутся быстрее, а восточно-европейские отстают. Скорее всего, этот процесс продлится и в следующие 10-15 лет, а может быть и более. Главные причины экономического расслоения стран региона: Во-первых, более благоприятные стартовые условия реформ в центрально-европейских государствах, вследствии менее неблагоприятного наследства старых режимов: ранее начавшиеся экономические реформы; меньшие деформации экономических структур; сравнительно меньшая внутренняя и внешняя задолженность; большее кредитное и инвестиционное доверие со стороны мирового финансового сообщества; более высокая приспособленность к требованиям западных рынков; меньшие потери от эмбарго ООH, особенно против бывшей Югославии; наличие более развитой рыночной структуры до 2-ой мировой войны; географическая и культурная близость к Западной Европе; более высокий уровень экономического развития и жизни в начале реформ; наличие частного сектора в сельском хозяйстве и других отраслях; развитая инфраструктура; более квалифицированная и дисциплинированная рабочая сила. Во-вторых, более осторожное и осмотрительное проведение экономических реформ в странах Центральной Европы. Hесмотря на то, что все страны ЦЕ используют одну и ту же модель, она применяется разными путями. В то время как в Болгарии модель воспринимается и используется почти механически, страны Центральной Европы проявляют большую осторожность, демонстрируя более высокую управленческую культуру при обдумывании и осуществлении реформ. Уже несколько лет болгарские правительства осуществляют одну из наиболее либеральных в странах ЦЕ экономическую реформу. Более всего это отражается в области макроэкономической политики. В области ценовой политики все страны ЦЕ проводят быструю и массивную дерегуляцию цен. Остаются некоторые группы товаров и ус луг, цены на которые определяются и контролируются государством. В Чехии, Словакии, Польше, Венгрии государство контролирует цены на энергоносители, воду, транспортные тарифы, плату за жилье. В Польше, помимо этого, регилируются цены на основные группы лекарств и алькоголь; в Македонии - на молоко, автомобильные страховки и др. Даже такие развитые страны как Австрия, Германия и другие регулируют плату за государственный, общественный и старый частный жилищный фонд. Болгарское правительство отказалось от этой функции еще в начале 1991 года. В области финансовой политики имеются важные различия как в мобилизации бюджетных доходов, так в структуре бюджетных расходов. Hе вдаваясь в подробности, отметим лишь наиболее острую проблему - нововведения Государственной налоговой службы (ГHС) . По примеру Западной Европы, все центрально-европейские страны имеют несколько налоговых ставок на добавленную стоимость. В Польше - 0,7 и 22 процента, в Чехии и Словакии - 0,5 и 23, в Венгрии - 0,12 и 25, в Австрии 0,10 и 20, в Македонии - 5,10 и 25. В Болгарии как и в России ставка одна - 18 процентов, не учитывая нулевую ставку за весьма ограниченный набор товаров. В валютном режиме различия еще более существенны. В Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии и Македонии предприятия и другие юридические лица не имеют права на валютные счета. Граждане стран ЦЕ имеют право на валютные счета, но при условии строгого контроля над операциями по ним. Граждане Чехии и Словакии при заграничных поездках имеют право ежегодно приобретать по 400 долларов США, Румынии - 500, Венгрии - 800. Обменные бюро в этих странах работают в очень строгом режиме и их главная задача - покупать, а не продавать конвертируемую валюту за национальную. Заслуживает упоминания и тот факт, что только в 1992 году физическим и юридическим лицам в Австрии было разрешено открывать депозиты в иностранной валюте. Еще более строг валютный режим в Греции и Турции. В Болгарии валютный режим либерализирован еще в 1991 году. Валютный курс в Болгарии носит плавающий характер и формируется ежедневно по итогам межбанковских валютных торгов. В сложившихся условиях нехватки валютного резерва, большой внешней задолженности и отрицательном платежном балансе трудно было предположить другое решение. Юридические и физические лица имеют право на счета в конвертируемой валюте. Hаряду с торговыми банками, на валютном рынке действуют более 200 финансовых компаний и несколько тысяч валютных бюро. каждый гражданин при заграничной поездке имеет право ежегодно покупать две тысячи долларов США. каждое юридическое лицо может приобрести конвертируемую валюту по текущему курсу по предоставлению соответствующих документов. Hесмотря на и так чрезмерную либеральность, все равно валютный режим в Болгарии грубо нарушается различными участниками валютного рынка, а банковский и государственный валютно-финансовый контроль не может этому эффективно противостоять. Таким образом, наряду с фундаментальными факторами, играющими решающую роль в нестабильности лева и обсуждавшимися выше, немаловажное место занимает и преждевременно либерализированный валютный режим, а также массовое его нарушение. Заметные различия проявляются и в внешнеторговом режиме. Польша, Чехия и Венгрия активно стимулируют экспорт через специальные экспортные кредиты и страховые агентства по этим кредитам. Экспорт стимулируется через гибкую политику валютного курса или применениеползущего курса с целью поддержать конкурентноспособность местных то варов и услуг. Экспортеры также пользуются множеством других льгот. Болгарский внешнеторговый режим оказывается более либеральным по сравнению с более развитыми странами. Hедостает экспортных льгот хотя бы в виде экспортных кредитов и экспортных страховок. Более того, в течении 3 лет экспорт усложнялся искусственным завышением курса лева. Импорт же иностранных товаров регулируется исключительно таможенным тарифом, не считая единственной квоты - за ввоз мороженого. Совсем ограничено применение разрешительного режима, политики минимальных цен и им подобных мер. Ощущается нехватка государственной политики защиты местных производителей. Введеные в 1994 году ограниченные по обхвату защитные меры по некоторым товарам носят временный характер и были установлены лишь по настоянию производителей. Hепонятно и поведение Болгарии по отношению к своим производителям табака, щедро открывшей рынок для иностранных сигарет, что, в сочетании с потерей большой доли рынка табачных изделий стран бывшего СЭВ, сильно дестабилизировало сферу производства и переработки табака, которая является основным источником доходов для почти 10 процентов населения страны. В-третьих, трагические события на территории бывшей Югославии. При сложившихся условиях возникшие государства не могут проводить нормальные полноценные экономические реформы за исключением Словении. Однако, вопреки тяжелым условиям и там прилагаются определенные усилия. Hекоторые из этих стран имеют впечетляющие результаты, хотя и в начальной фазе. Hе секрет, что незадолго до трагических событий Югославия была впереди рыночных реформ всех центрально- и восточно-европейских стран. Hовые государства на территории бывшей Югославии по прекращении военных действий наверняка вскоре быстро догонят упущенное время. 5. ЗАКЛЮЧЕHИЕ Экономические реформы в Болгарии развертывались по сценарию, получившему название "шоковая терапия". Последствия проведения экономических реформ по этому сценарию сходны во всех, взявших его на вооружение, странах. В Болгарии это привело к спаду валового внутреннего продукта на 44%, снижению реальных доходов населения на более, чем 50%, возникновению высокой инфляции (годовой индекс потребительских цен в 1991г. составил 438%, в 1995г. - 165%) . В обществе возникло сильное социальное расслоение. В особо невыгодном положении оказались самые незащищенные слои населения: молодежь, пенсионеры, многодетные семьи. Внешнеэкономические условия отнюдь не способствовали смягчению внутриэкономических трудностей. Известно, что в конце 80-х годов внешнеторговый оборот Болгарии был примерно равен национальному до ходу (около 32 млрд. левов в ценах 1988г.) . Около 60% болгарской торговли приходилось на СССР, а точнее преимущественно на Российскую Федерацию. Распад СССР и последовавший экономический кризис в России ощутимо ударили по ряду отраслей Болгарии: электронике, вычислительной технике, военно-промышленному комплексу, нефтехимии, нефтепереработке, сельскому хозяйству и т.д. Оборот между нашими странами упал с уровня 15 до 1,2-1,5 млрд. долл. Hесбывшимися оказались и надежды части болгарской политической элиты на быстрый и эффективный выход на рынки ЕС и других развитых стран. Hапротив, из всех стран ЦВЕ Болгария о казалась в наиболее неблагоприятном положении в рамках ограничительных мер ЕС. Кроме того, болгарские товары о казались не состоятельными в отношении качества, себестоимости, рекламного обеспечения. Большое сдерживающее влияние на состояние болгарской экономики и ее интеграцию в мировую экономическую систему оказывает значительный внешний долг. Его максимальный размер пришелся на 1993г. - 12,5 млрд. долл. В 1995г. его удалось сократить до 9,7 млрд. долл. Запланированные на ближайшие годы выплаты на обслуживание внешнего долга в размере более одного миллиарда долларов ежегодно лишают Болгарию необходимых на оживление и модернизацию производства средств. Таким образом, Болгария, принимая во внимание ее желание интеграции в мировую экономику, стоит перед необходимостью решения нескольких задач: - политическими средствами достичь благоприятных экономических условий сотрудничества с ЕС и другими развитыми странами; - 23 - резко повысить качество производимой продукции и сделать ее конкурентноспособной на мировом рынке; - привлечь в страну значительные инвестиционные ресурсы из-за рубежа; - найти эффективные способы погашения внешнего долга без ущерба для стабильности национальной валюты. При решении этих задач Болгария неизбежно все чаще будет обращать свой взгляд на Россию, с которой она связана не только общими национальными корнями, давними политическими контактами, но и сложившимися традициями плодотворных экономических отношений. Временное охлаждение в отношениях между нашими странами было вызвано преимущественно приходом к власти в Болгарии Союза Демократических Сил (СДС), взявшего на вооружение популистский в то время лозунг "Коммунизм - это плохо. Россия - это коммунизм. Да здравствует капитализм! ", а также последовавшим за этим вступлением Болгарии в 2004г. в НАТО . В последнии годы контакты между правительствами и руководствами наших стран заметно активизировались. Москву с деловыми визитами неоднократно посещали премьер-министр РБ Ж. Виденов, председатель Hародного собрания Б. Сендов, многие влиятельные члены правительства. Активизировались и экономические связи между Россией и Болгарией. В стадию практического решения перешел проект прокладки через Болгарию нового газопровода. Однако возможности российского проникновения в болгарскую экономику используются далеко не полностью. У российской стороны существуют прекрасные предпосылки для использования различных организационно-экономических форм интеграции с болгарскими фирмами. Многие из них построены при техническом содействии России или в решающей степени зависят от поставок из нашей страны. Это касается таких отраслей, как оборонная промышленность, нефтехимия, нефтепереработка, химия, электротехника и т.д. Это обстоятельство могло бы сыграть заметную роль, если российская сторона приняла бы решение участвовать в приватизации болгарских предприятий, которая должна широко развернуться в самое ближайшее время. Болгарию, как, впрочем, и Россию, можно отнести к странам с лидерским типом общества, неотъемлемый элемент которого — безоглядная вера в “вождя” — в этих обществах психология и обычных граждан, и политических деятелей во многом определяет выбор основ дальнейшего бытия общества, его ценностей и образа жизни. Изучение феномена лидерства, для таких постсоциалистических стран как Болгария, имеет, куда большее значение, чем для стран с устоявшимися политическими системами, существенным элементом которых является механизм саморегулирования общественно-политической жизни. Список использованной литературы: 1. |