Реферат: Инфляция и заработная плата
Название: Инфляция и заработная плата Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат |
В течение длительного времени проблема возникновения инфляции и борьбы с ней рассматривалась в нашей стране в сугубо теоретическом плане. При переходе России к рыночной экономике эта проблема вышла на первый план при оценке экономического и социального развития. В рыночной экономике воздействие инфляции на социально-экономическое развитие не однозначно, а сама инфляция имеет сложный механизм действия, без знания которого нельзя выработать действенную антиинфляционную политику. Одним из важных аспектов в контексте антиинфляционной политики является исследование взаимосвязи инфляции и заработной платы. Взаимосвязь инфляции с номинальной и реальной заработной платой - два аспекта единой проблемы. Однако каждый из них имеет свою сферу действия. Номинальная заработная плата - один из факторов, который надо учитывать с точки зрения его воздействия на инфляционный процесс, уровня и путей его воздействия. Реальная заработная плата - это следствие инфляционных процессов, определяющее не только уровень жизни населения, но и важные параметры экономического развития. Взаимосвязь обоих показателей - как номинальной, так и реальной заработной платы - с инфляцией можно определить, ответив на вопросы: • может ли заработная плата и в какой мере быть источником инфляции; • как влияет инфляция на заработную плату; • в каком соотношении находятся показатели уровня заработной платы и роста цен с другими экономическими показателями; • какие меры в зарубежных странах принимаются для недопущения резкого падения заработной платы в ее реальном содержании в условиях инфляции. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть, что представляет собой инфляция, каков ее механизм. Инфляция - это повышение совокупного уровня цен, что вовсе не означает, что повышаются обязательно все цены. Более того, одна из характерных черт инфляции заключается в том, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, третьи вовсе не поднимаются. В этом заложена динамичность экономических показателей в рыночной экономике. Рыночный механизм генерирует ценовые сигналы, указывая направления инвестиций, стимулируя расширение производства и предложения товаров, что способствует снижению или повышению цен на них. Виды инфляции определяются ее уровнем, от которого зависит социально-экономическая политика в странах рыночной экономики и характер антиинфляционных мер. Умеренная инфляция (3-4% в год). Такого рода инфляция присуща в настоящее время большинству развитых стран. Это нормальный уровень инфляции для рыночной экономики, в которой он играет своего рода роль катализатора экономического роста. Ползучая инфляция. Выход инфляции на уровень 8-10% свидетельствует о нарастании дестабилизационных явлений в экономической политике страны. Галопирующая инфляция характеризуется темпами до 50% в год. Она свидетельствует о серьезных сбоях в экономическом развитии и при отсутствии эффективной антиинфляционной политики может довольно быстро перейти на стадию гиперинфляции. Гиперинфляция. В отношении количественного определения гиперинфляции мнения экономистов расходятся. С. Никитин^ считает гиперинфляцией рост цен на 50-100 и более процентов в год. Западные экономисты (С. Фишер и другие) гиперинфляцией считают такое положение, когда годовая норма инфляции превосходит уровень 1000%. При гиперинфляции теряют стоимость не только деньги, но и все активы, зафиксированные в номинальном выражении: правительственные облигации, сберегательные счета, пенсии, страховые полисы. Кто выигрывает от гиперинфляции? Лицами, оказавшимися в выигрыше, являются должники. Среди должников главное место занимает государство, чьи пассивы - деньги и государственные облигации - теряют стоимость. Что же происходит с обществом, если нажитые состояния в-один миг превращаются в ничто? Перераспределение богатства от кредиторов к должникам в таких огромных масштабах, как это случается во время гиперинфляции, может легко дестабилизировать общество. К числу стран с гиперинфляцией относится ряд стран Латинской Америки - Аргентина, Бразилия, Мексика, а также Израиль и Югославия. В Аргентине в 1993 году цены превышали уровень 1988 г. в 298 тысяч раз, в Мексике уровень 1980 г. был превышен в 23 тыс. раз, в Израиле за тот же период - в 97 тыс. раз. В Югославии за время с 1980 по 1991 г. цены возросли в 1708 тыс. раз. Гиперинфляция - удел многих стран Восточной Европы в постсоциалистический период. Темпы инфляции. Борьба с инфляцией зависит, в первую очередь, от типа самой инфляции. Зарубежные экономисты различают два основных типа инфляции: инфляция спроса ("инфляция покупателей") и инфляция издержек ("инфляция продавцов"). Модель инфляции спроса показывает, что при данном объеме совокупного предложения увеличение совокупного спроса приводит к более высокому уровню цен ("слишком много денег - слишком мало товаров"). Из этого исходит рестриктивная финансовая политика, в основе которой заложены идеи монетаризма. Однако рост цен не единственный признак инфляции. Она возможна и при стабильных ценах, если они сочетаются с хроническим отставанием предложения от спроса. Таков был характер инфляции в условиях командно-административной системы, когда инфляция носила подавленный характер. Подавленная инфляция характеризуется замораживанием цен и доходов, установлением верхних пределов их роста. В плановой экономике подавленная инфляция стала неизлечимой болезнью. Она создала условия для возникновения теневой экономики, способствуя образованию хронического товарного голода в официальном секторе народного хозяйства и процветанию той части теневой экономики, которая специализировалась на перепродаже товаров по ценам, близким к условиям равновесия. При подавленной инфляции стираются ориентиры в развитии экономики, возникают дефицитные ожидания. Значит ли это, что у экономики, страдающей от подавленной инфляции, есть только один выход - максимально допустимая свобода цен, т.е. открытая инфляция? Открытая инфляция в умеренных пределах содействует установлению реальных соотношений стоимости товаров и услуг. Однако зарубежные специалисты обращают самое серьезное внимание на то, что открытой инфляции свойственно такое явление как адаптивные инфляционные ожидания, ведущие к раскручиванию инфляционной спирали. Инфляционные ожидания имеют микроэкономическую природу, определяются реальными событиями, происходящими на конкретных рынках товаров и услуг, и имеют своим следствием расходование средств потребителя на приобретение товаров в ущерб сбережениям. Эти процессы, возникающие на микроэкономическом уровне, оказывают серьезное влияние на макроэкономическое развитие, поскольку при инфляционных ожиданиях сокращаются средства для инвестиций, что препятствует расширению производства, отдаляет рынок от насыщения товарами. В этих условиях без принятия специальных мер, направленных на гашение инфляционных ожиданий, любая антиинфляционная политика, как свидетельствует опыт стран рыночной экономики, не может дать желаемый результат, поскольку антиинфляционная политика на макроэкономическом уровне, например, сокращение бюджетного дефицита, переход к неинфляционной денежной политике требует определенного периода времени для восприятия ее рядовыми потребителями. Ориентация государственной политики на открытую или подавленную инфляцию в рыночной экономике - вопрос тактики. Здесь можно сослаться на А.Я. Лившица, который считает, что, "если брать длительную перспективу, то максимально допустимая свобода цен является единственным эффективным методом развития, однако в краткосрочной перспективе это не так просто. Если хозяйство монополизировано, не располагает развитой рыночной инфраструктурой, обременено гипертрофированной, отсталой в техническом отношении промышленностью, а благосостояние граждан и так низкое - нужен плавный поворот в сторону открытой инфляции. Каков же характер инфляции в Российской Федерации? В настоящее время в экономике страны сосуществуют черты как подавленной, так и открытой инфляции. Негативные последствия ограничительной финансовой политики, направленной на подавление инфляции, выразились в неплатежах между предприятиями, невыплатах заработной платы, отставании доходов населения от роста цен. Вместе с тем, установление т.н. "валютного коридора" играет безусловно положительную роль в плане сдерживания инфляционной спирали. Однако, значительный рост цен на отдельные виды товаров и. услуг (энергоносители, транспорт, жилье и коммунальные услуги) несет в себе все отрицательные свойства открытой инфляции и, прежде всего, содействует росту инфляционных ожиданий, вызывает соответствующее поведение как продавцов, так и потребителей на рынках товаров и услуг с негативными последствиями для макроэкономики. Механизм воздействия инфляции на заработную плату В рыночной экономике в условиях инфляции спроса, когда причина или толчок к инфляции возникает на товарном рынке в сфере спроса, создаются возможности для повышения прибылей. Предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Вследствие увеличения спроса на рабочую силу повышается номинальная заработная плата. Таким образом, в условиях инфляции, вызванной увеличением спроса, увеличение заработной платы является следствием или симптомом инфляции, результатом избыточного совокупного спроса, а не ее причиной. Увеличение заработной платы просто способствует инфляции, а не вызывает ее. Модель инфляции, обусловленная ростом издержек производства, допускает две причины ее возникновения: 1) в силу удорожания сырья, топлива и других вещественных компонентов производства, вследствие роста импортных цен, изменения условий добычи сырья, повышения транспортных расходов и пр. 2) в результате повышения заработной платы под давлением профсоюзов, требований работников и т.д. В рыночной экономике возможна такая ситуация, при которой крупные профсоюзы могут добиться большого повышения заработной платы. Более того, этим повышением они устанавливают новый стандарт зарплаты не только для членов профсоюзов, но и для работников, не являющихся членами профсоюзов. Если повышение зарплаты в масштабах всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, например, как рост производительности труда, то увеличиваются издержки на единицу продукции. Производители отвечают на это сокращением производства товаров и услуг. При неизменном спросе это уменьшение предложения приводит к повышению уровня цен. Так, чрезмерное повышение номинальной заработной платы ведет к инфляции, обусловленной ростом издержек. В условиях спровоцированного профсоюзами увеличения издержек на единицу труда в результате повышения заработной платы предприниматели сокращают объемы производства, растет безработица. А это для профсоюзов в дальнейшем становится препятствием при выдвижении требований увеличения заработной платы. Таким образом, рост затрат на J единицу рабочей силы не может породить длительную инфляцию. К тому 1же, могут быть приняты согласованные финансовые и фискальные меры, содействующие увеличению совокупного спроса в ответ на уменьшение 1 объема выпуска продукции и рост безработицы, которые могут быть вызваны инфляцией, обусловленной увеличением заработной платы. Следовательно, наиболее правильный вывод заключается в том, что повышение заработной платы вряд ли является серьезной причиной инфляции. Другими словами, рост заработной платы, по-видимому, не может вызывать большого повышения существующего уровня инфляции независимо от других факторов. Таким образом, опыт стран с развитой рыночной экономикой говорит о том, что колдоговорное регулирование роста заработной платы при стабильном уровне цен или его незначительном повышением не может привести к раскручиванию инфляционной спирали. Так, в США, по мнению американских экономистов К. Макконнелла и С. Брю, основные вспышки быстро развивающейся инфляции начинались либо с увеличением совокупного спроса, либо с серьезных нарушений в механизме предложения, которые почти или вовсе не имели никакого отношения к повышению заработной платы. Так, источниками "великой" инфляции 70-х годов были, с одной стороны, увеличение государственных военных расходов в конце 60-х годов, а с другой - нарушения в механизме предложения, связанные с деятельностью ОПЕК и дефицитом сельскохозяйственной продукции. В 1973-1974 гг. цены на нефть утроились, а вместе с ними подскочили цены на продукты питания и сырье. Второе повышение цен на нефть отмечалось в 1979-1980 гг., что сопровождалось повышением уровня инфляции в этот период. Таким образом, инфляция, обусловленная ростом издержек производства, порождает его спад, а он, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек. Еще один аспект воздействия инфляции издержек производства на его эффективность заключается в том, что в условиях открытой инфляции цены обычно растут быстрее номинальных доходов. Если на это посмотреть глазами предпринимателя, то окажется, что издержки на рабочую силу увеличиваются медленнее, чем затраты на приобретение средств производства, сырья и материалов. (В настоящее время в России из-за удорожания сырья и энергоносителей доля заработной платы в стоимости единицы продукции значительно снизилась). Это приводит к тому, что из-за опережающего роста цен на материальные ресурсы по сравнению с издержками на рабочую силу предпринимателю выгодно держать в производстве устаревшее и сравнительно дешевое оборудование, а не заменять его новым, более дорогим. Таким образом, в условиях инфляци и издержек при росте цен на материальные ресурсы сохраняется отсталое техническое состояние производства. В реальной действительности очень сложно разделить два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек. Но важно определить, какой вид инфляции является генератором роста цен. Существуют и другие причины, вызывающие инфляцию. Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер. Она может стимулироваться неоправданно высоким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничении на регулируемые цены ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье и т.д.). Практически действуют не одна, а комплекс причин и переплетающихся, взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляцией должны носить комплексный характер, своевременно уточняться, корректироваться, чтобы максимально соответствовать конкретной ситуации. В России в результате ужесточения денежной и бюджетной политики покупательная способность заработной платы постоянно снижается. Только в 1995 г. она снизилась на 31%, соответственно, снизился спрос. Важную роль стала играть инфляция издержек производства: рост цен на энергоносители, сырье, транспорт. Но в отдельные периоды играет свою роль и инфляционный спрос, поддерживаемый ростом доходов отдельных групп населения и инфляционными ожиданиями. Политика регулирования доходов в условиях инфляции Регулирование доходов в странах рыночной экономики формируется и реализуется в ходе сложного взаимодействия государственной политики и интересов фирм.На рынке труда отношения между фирмами и их работниками регулируются долговременными соглашениями, имеющими зачастую определенную подоплеку. Даже во время спада, когда безработица высока, фирмы с неохотой сокращают заработную плату и даже не препятствуют ее некоторому, пусть и не очень существенному, росту. В любом случае они не отказывают в росте заработной платы работникам, которых они надеются сохранить. Эти повышения заработной платы рассматриваются как инструмент компенсации работникам потерь от инфляции. Однако, из-за того, что фирмы компенсируют своим работникам такие потери, они увеличивают издержки, которые даже во время спада входят в цены. Здесь вопрос заключается в том, насколько умеренно растут цены и заработная плата. Таким образом, эффективность экономического развития определяется взаимодействием ряда факторов разнонаправленного характера, знание которых помогает фирмам разрабатывать свою производственную и социальную политику. Регулирование роста номинальной заработной платы Непосредственное государственное воздействие на рост заработной платы может быть реализовано двумя методами: 1) законодательным контролем за ростом заработной платы и цен, который ограничивает и регулирует действия фирм в этих направлениях; 2) договорным регулированием роста заработной платы при заключении коллективных соглашений. В странах рыночной экономики законодательный контроль за ростом цен и ростом номинальной заработной платы может осуществляться по нескольким каналам. Один из них - налоговая система, которая может предусматривать наказание или поощрение для фирм и занятых на них работников в зависимости от роста цен и заработной платы. Допустим, фирмам объявляется, что уровень уплачиваемых ими налогов зависит от роста цен на их продукцию. К примеру, рост цен до 5% не вызывает каких-либо штрафных санкций. Но за каждый следующий процентный пункт правительство увеличивает ставку налогообложения. Налоговая ставка может увеличиваться, скажем, на 2 пункта за каждый процент прироста цен на продукцию фирмы. При реализации такой политики рост цен обходится фирмам слишком дорого. Следовательно, у них появляется стимул не допускать значительного увеличения цен. Рост цен по всем фирмам, таким образом, составит значительно меньшую величину, и темпы инфляции сократятся. Аналогичным образом могут быть использованы повышенные налоговые ставки и на рост заработной платы.При договорном регулировании уровней цен и заработной платы правительство может обратиться к профсоюзам с просьбой ограничить в течение данного года рост заработной платы, например, двумя процентами. Другой вариант - достижение компромисса между правительством и профсоюзами, при котором профсоюзы обязуются не требовать слишком большого увеличения заработной платы в обмен на обещание правительства сдерживать рост налогов.Как на практике реализуется политика доходов? Для политики доходов характерны три типовые ситуации. Первая типовая ситуация предполагает сбалансированность роста социально-экономических показателей. Примером может служить Япония.В Японии система заработной платы отличается большой гибкостью. Ежегодно в стране проводится серия переговоров предпринимателей и работников в лице представляющих их профсоюзов по вопросу о размерах повышения заработной платы, т.н. "весеннее наступление трудящихся". На основе уже достигнутого общенационального соглашения фирмы ведут переговоры со своими работниками относительно повышения заработной платы, исходя из экономических показателей деятельности фирмы. Гибкость в принятии решений по заработной плате обеспечивает на японских предприятиях сама система заработной платы, при которой 25-30% заработка выплачивается в виде премий, зависящих от размеров прибылей фирмы. Это означает, что, когда понижается спрос и вслед за этим размеры прибыли фирмы, уровень заработков работников также автоматически понижается. В немалой степени этому содействуют система "пожизненного найма" японских работников и организация профсоюзов не по отраслям, а по предприятиям. Ввиду наличия устойчивых связей со своей фирмой японские работники обычно легче соглашаются на сокращение заработной платы, когда их фирма испытывает трудности, поскольку они58А.А.Никифоровавполне могут рассчитывать на возмещение своих потерь от таких уступок при улучшении экономических условий.В Германии, достигшей не менее впечатляющих успехов в борьбе с инфляцией, иная система ее предотвращения. Один раз в году между профсоюзами и предпринимателями проводятся переговоры относительно повышения заработной платы. В них принимает участие и правительство, объявляя о своих намерениях в отношении экономической политики на предстоящий период. При правительстве Германии функционирует Совет экспертов в составе пяти ведущих ученых страны по вопросам экономической политики, который подготавливает прогнозы экономических показателей, в том числе по росту производительности труда, уровню безработицы и возможному росту цен. Этими данными руководствуются профсоюзы при заключении колдоговоров, соизмеряя требования по повышению заработной платы с изменением других социально-экономических показателей и, в первую рчередь, с уровнем безработицы и ростом производительности труда. Однако подобная взвешенная политика возможна в условиях стабильной экономической ситуации, чем и определяется ее эффективность. Вторая типовая ситуация с регулированием роста заработной платы и цен отмечается в периоды кризисных явлений в экономике, ползучей инфляции, переходящей зачастую в галопирующую.Здесь эффективность контроля над ростом заработной платы и ценами зависит от общественного настроения, готовности людей пойти на определенные жертвы. Примером тому служит осуществление контроля за ростом заработной платы в США. Такой контроль применялся в этой стране во время второй мировой войны, войны в Корее и в годы кризисных спадов в экономике. Его эффективность была разная. Если в годы второй мировой войны именно политика регулирования доходов удерживала цены от такого же быстрого роста, какой имел место во время предыдущих войн, то в последующие периоды политика сдерживания доходов успеха не имела. В 1971 г. администрацией Никсона был введен контроль за заработной платой и ценами. Президентский указ объявил незаконным: 1 ) увеличение заработной платы; 2) установление цен на товары, которые бы превышали максимальные, зафиксированные в течение 30 дней перед введением указа в силу; 3) увеличение размеров ренты. Эта политика положительного эффекта не дала. Практически она была смята ростом цен на нефть, на сельскохозяйственную продукцию и была формально отменена в 1974 году.В 1978 г. администрация Картера призвала профсоюзы к добровольному ограничению требований относительно роста заработной платы семью процентами, а компаниям рекомендовала снизить цены на 0,5% по сравнению с 1977 годом. Однако ни профсоюзы, ни предприниматели не откликнулись на эти призывы.В начале 80-х гг. администрация Рейгана в течение трех лет подряд проводила ограничительную денежную политику. В рамках этой политики профсоюзы пошли на ограничение роста заработной платы в форме т.н. "переговорных уступок" при заключении коллективных договоров, что в определенной мере объяснялось жесткой антипрофсоюзной позицией Рейгана, уволившего всех авиадиспетчеров, принимавших участие в забастовке. Кроме того, на позицию профсоюзов в отношении требований роста заработной платы давил высокий уровень безработицы - 7%. Вместе с тем снижение темпов инфляции происходило под влиянием и других факторов. Устойчивая позиция доллара обеспечила сильную конкуренцию на товарном рынке со стороны импорта, сдерживающую рост внутренних цен, в то время как на внешнем рынке цены на нефть, сельскохозяйственную продукцию и товары промышленного назначения упали. В результате инфляция снизилась с 10% в 1981 году до 3% в 1984 году.Другой пример регулирования доходов правительством страны дает Великобритания. Первая попытка регулирования доходов относится к 1916 году. В течение нескольких месяцев правительство осуществляло контроль за заработной платой. Но под давлением профсоюзов оно вынуждено было от него отказаться. В период второй мировой войны стороны добровольно пришли к соглашению об ограничении роста цен и номинальной заработной платы. После войны правительство продолжало курс на регулирование роста доходов. С 1962 г. в стране действует правительственный орган, в чьи функции входит контроль за ростом доходов. Вначале это была Национальная Комиссия по доходам. Затем она была преобразована в Национальный Совет по экономическому развитию на трехсторонней основе. В 1965-1969 гг., придя к власти, лейбористское правительство создало Национальный Комитет по ценам и доходам для осуществления контроля за предприятиями по реализации ими рекомендаций правительства относительно роста заработной платы и цен на продукцию. С приходом к власти консерваторов активизировалась деятельность Комитета по заработной плате. Предусматривалось, что заключаемые соглашения по заработной плате, прежде чем вступить в действие, должны быть одобрены Комитетом. Это касалось в основном работников крупных предприятий. Предприятия с числом занятых менее 1 тыс. человек ограничивались регистрацией соглашений. Предприятия с числом занятых 10-100 человек не проходили регистрацию, но у себя должны были иметь соответствующие документы. В стране был принят также ряд антиинфляционных законов. Так, в 1966 г. парламентом был принят "Закон о ценах и доходах". Затем антиинфляционные законы были приняты последовательно в 1872 г., 1973 г., 1975 г. Все эти меры - ц административные, и законодательные - не могли, естественно, избавить страну от инфляции, но они позволяли сдерживать инфляцию на определенном уровне и, главное, заставляли социальных партнеров - профсоюзы и работодателей - действовать осмотрительно, в рамках имеющихся возможностей. Кратковременное "замораживание" заработной платы применяется и в других странах как временная мера, способствующая выравниванию роста заработной платы и цен. Так, в Италии с июня 1993 года по октябрь 1994 года была заморожена заработная плата 100 тысяч руководителей предприятий обрабатывающей промышленности. Это оказалось возможным благодаря тому, что, в отличие от других стран, заработная плата руководителей устанавливается и регулируется колдоговорами (EIRR, May 1994, № 244, р.8). В Германии колдоговором в металлообрабатывающей промышленности предусматривалось замораживание заработной платы с января по май и ее рост на 2% с июня по декабрь 1994 г. В среднем за год темпы роста заработной платы по колдоговору составили 1,7%, т.е. выравнивались по отношению к росту цен. Третья типовая ситуация с контролем роста цен и заработной платой возникает в условиях гиперинфляции. Здесь одних мер по корректировке роста заработной платы и цен недостаточно. Как показывает практика зарубежных стран, здесь требуется разработка комплексных программ по борьбе с гиперинфляцией, в которых бы предусматривалось принятие мер по различным направлениям экономической политики на макроуровне, дополненных мерами социально-экономического характера. Один из показательных примеров активной борьбы с гиперинфляцией дает Мексика. Программы борьбы с инфляцией, принятые в этой стране, сочетали методы регулирования как на макроэкономическом уровне, так и на уровне предприятий. Последнее касалось, прежде всего, решений ,в отношении роста заработной платы. Когда Мексика после нескольких лет относительного процветания (1978-1981 гг.) оказалась перед угрозой гиперинфляции, была принята программа (в соответствии с рекомендациями МВФ), предусматривающая проведение налоговой реформы, в т.ч. повышение налогов на потребительские товары. Правительство ввело для большей части внешнеторговых сделок контролируемый курс песо. Была проведена национализация банков для предотвращения утечки капиталов за границу. Для сокращения потребительского спроса и стабилизации денежного обращения правительство установило контроль за ростом заработной платы. Было принято согласованное решение между представителями правительства, предпринимателями и руководством Конфедерации трудящихся Мексики о регулярном пересмотре минимума заработной платы (2 раза в год), что осуществлялось в течение пяти последующих лет. В итоге в результате принятых мер инфляция снизилась до 59,2%. Однако достигнутые результаты в борьбе с инфляцией оказались непрочными. Зависимость мексиканской экономики от колебаний цен на мировом рынке в сочетании с ростом спроса на внутреннем рынке обусловила снижение положительного сальдо бюджета. Инфляция возросла. Чтобы не допустить снижения деловой активности, с инфляцией стали бороться поэтапно. Вначале повышались цены на продукцию и услуги госсектора соответственно издержкам производства. Затем стал постепенно замедляться ритм плановой девальвации падения курса песо. Одновременно постепенно снижались импортные пошлины, особенно в отношении тех товаров, цены на мексиканские аналоги которых становились монопольно высокими. Между представителями правительства, предпринимателями и профсоюзами был подписан пакт экономической солидарности (ПЭС), в котором устанавливались пределы роста инфляции на ближайшие месяцы. Стороны обязались совместно контролировать рост цен и зарплаты, прежде всего путем взаимного самоограничения. 75 видов основных продовольственных продуктов, товаров первой необходимости и услуг (в т.ч. электроэнергия и бензин) включались в состав "семейной корзины". Цены на компоненты "семейной корзины" могли повышаться только с согласия участников ПЭС. Вместе с тем был сломан старый механизм регулирования минимальной заработной платы, заключавшей в себе элементы ее индексации соответственно росту цен. Важную роль в снижении цен в частном секторе сыграла внешнеторговая политика. При установлении в стране монопольно высоких цен на какой-либо мексиканский продукт власти оперативно реагировали уменьшением импортных пошлин на соответствующий иностранный продукт, и, как правило, это приводило к снижению соответствующих цен на внутреннем рынке. Своевременная либерализация внешней торговли оказала большое позитивное воздействие на замедление роста внутренних цен в процессе борьбы с инерционной инфляцией. Важное значение имел и гибкий валютный курс, и пактовая форма установления пределов роста цен на ряд ключевых продуктов в каждый данный период. Пример Мексики - один из характерных примеров борьбы с инфляцией, свидетельствующий о том, что эффективная антиинфляционная политика должна непременно сочетать меры как макро-, так и микроэкономического порядка. Мексика - не единственная страна в Латинской Америке, встретившаяся с гиперинфляцией. На протяжении последнего десятилетия высокий уровень инфляции был характерен и для Бразилии. Перманентный рост денежной массы в обращении и дисбаланс национальных финансов стали ключевыми проблемами для экономики страны. Причины этих негативных процессов бразильские экономисты видят в структурной несбалансированности различных секторов национального хозяйства, значительном удельном весе в экономике убыточных предприятий госсектора. Все это в комплексе обусловливало наращивание дефицита госбюджета, покрываемого за счет эмиссии денежных знаков и государственных ценных бумаг, что способствовало увеличению инфляции. В качестве антиинфляционных мер использовались широкомасштабное государственное вмешательство в финансово-экономическую и социальную сферы, "шоковая терапия", замораживание цен и зарплат, увольнение госслужащих, сокращение дотаций госпредприятиям. Однако, давая на определенных этапах положительные результаты в плане сдерживания инфляции, проводимые правительством в рамках "силовой политики" мероприятия лишь отдаляли последующий инфляционный взрыв. За неминуемым размораживанием цен следовал их скачок вверх и стремительное раскручивание инфляционной спирали, приводящее к падению реальной заработной платы и в целом уровня жизни основной массы населения. Отсутствие немедленных положительных результатов для основных масс населения от реформ, рассчитанных на долгосрочную перспективу, при концентрации правительством своих усилий исключительно в сфере финансов, объективно способствовало нарастанию социальной напряженности в обществе. Под давлением левых партий и профсоюзов правительство зачастую было вынуждено прибегать к корректировке "на ходу" тех или иных аспектов своих программ, что в конечном итоге приводило к выхолащиванию их изначального смысла и закладывало основы будущих неудач. Чтобы исправить это положение, в стране была разработана специальная программа по социальным вопросам, рассчитанная на долгосрочную перспективу. Она включает 4 подпрограммы. Первая - "Программа гарантии прожиточного минимума" - призвана систематизировать помощь государства наименее обеспеченным слоям населения. В ней, например, предусматривается, что лицам 25 лет и старше, получающим менее одной минимальной заработной платы, выплачивается компенсация в размере 30% от разницы между средней и минимальной заработной платой. Во-вторых, предусмотрена переориентация политики национального банка социально-экономического развития, занимавшегося ранее финансированием крупных проектов, на поддержку малых предприятий. В-третьих, изыскиваются средства на развитие муниципалитетов, стимулирование в них кооперативного движения. В-четвертых, программа строительства муниципального жилья, для чего предусматривается централизованная финансовая поддержка. Меры по смягчению инфляции. Индексация доходов Борьба с инфляцией не исключает мер по смягчению последствий инфляции для жизненного уровня населения. Умение жить в условиях инфляции означает, что все экономические институты должны быть полностью адаптированы к условиям инфляции. Одним из действенных инструментов в этом отношении является индексация доходов населения: заработной платы, пенсий, социальных пособий. В странах рыночной экономики в 70-х гг. был взят курс на адаптацию экономики к условиям инфляции. Однако даже широкое распространение индексации не помогло решить проблему радикально. Дело в том, что индексация весьма сложна для осуществления, поскольку между изменением цен и моментом, когда выплаты смогут быть скорректированы, существует временной лаг. Кроме того, такой вариант приспособления к инфляции может привести к ситуации, когда инфляция выйдет из-под контроля, и страна может оказаться в состоянии чрезвычайно высокого уровня инфляции. Подобное происходило в таких странах, как Бразилия, Израиль, где в середине 80-х гг. рост инфляции сопровождался большими масштабами индексации, что приводило к раскручиванию инфляционной спирали. Еще один фактор индексации заработной платы побудил ряд стран отказаться от автоматического повышения заработной платы в связи с ростом цен. Как показала практика стран рыночной экономики, индексация заработной платы приводит к сближению уровней заработной платы низко- и высококвалифицированных работников, тем самым отрицательно воздействуя на материальные стимулы на производстве. Этим можно объяснить, почему большинство стран в условиях умеренной инфляции прибегает к периодическим пересмотрам уровней заработной платы один, реже два раза в год. Как показывает опыт зарубежных стран, рост заработной платы в условиях нормального функционирования рыночной экономики не может быть устойчивой причиной инфляции. В условиях инфляции спроса ее pocт является следствием роста цен и расширения в последующем производства. В условиях инфляции издержек заработная плата как наиболее 1 гибкий элемент издержек производства может послужить причиной инфляции лишь на короткий период времени. Тем не менее, определение источника инфляции - важный этап раз-1 работки любой программы борьбы с ней. В России с начала проведения радикальных экономических реформ 'основной целью государственной политики является экономическая стабилизация, а средством ее достижения - ограничительная фискальная политика. В результате около 40% населения страны живет ниже прожиточного уровня. В 1995 году продолжалось падение его уровня жизни. Реальная заработная плата снизилась на 29%. Для России в настоящий момент наиболее характерна "инфляция предложения", вызванная огромным ростом цен на энергоносители, транспорт, сырье и лишь в ограниченной мере сверхвысокими доходами небольшой части населения. "Затухающий контур" инфляции является результатом того, что ограничение спроса происходит одновременно со спадом в реальном секторе экономики. В результате, по мнению экспертов Центробанка Российской Федерации, на каждом этапе достигается определенная сбалансированность спроса и предложения. Однако каждый раз - на более низком по сравнению с предшествующим периодом уровне. В этих условиях объявленное или необъявленное замораживание заработной платы, все большее отставание минимальной заработной платы от прожиточного минимума, невыплаты заработной платы, падение покупательной способности заработной платы, грозит замедленностью процессов выхода страны из глубокого экономического кризиса. По мнению экспертов Минтруда РФ, превышение допустимого уровня жесткости в отношении доходов населения привело к сужению емкости внутреннего рынка, что стало одной из основных причин уменьшения товарооборота, падения объемов производства в отраслях, выпускающих товары для населения. Может ли быть в этих условиях эффективной политика регулирования инфляции с помощью "замораживания" цен и заработной платы? Как показывает опыт зарубежных стран, такая политика имеет краткосрочный эффект для стабилизации экономики, и то при условии согласия на это социальных партнеров. В долговременной же перспективе она не приносит результатов в экономическом плане, а в социальном ведет к дальнейшему нарастанию напряженности в обществе. Замораживание заработной платы воспринимается населением только в условиях чрезвычайной ситуации, например, во время войны или гиперинфляции. Однако, в случае гиперинфляции замораживание заработной платы и цен в странах рыночной экономики является частью комплексных антиинфляционных программ, понятых и принятых обществом, при этом тяготы выхода из тяжелого экономического положения разделяются (в разной степени) всеми слоями населения, а не только его слабозащищенной частью. Здесь следует иметь ввиду еще одно обстоятельство. Как свидетельствует опыт зарубежных стран, попытки государства смягчить неравенство с помощью противоинфляяионных компенсаций чреваты появлением новой несправедливости. Поскольку такие выплаты носят обычно избирательный характер и предназначаются большей частью беднякам, многодетным семьям, пенсионерам и т.п., наибольшие относительные потери реальных доходов приходятся на долю средних слоев общества при всем том, что средний класс является самой массовой и экономически активной частью современного общества. Любая избирательность в распределении противоинфляционной компенсации обязательно приводит к усилению неравенства и несправедливости, деформирует структуру доходов, подрывает мотивацию к труду и инвестированию, повышает социальную напряженность. В настоящее время в российской Федерации нет оснований для оптимистического прогноза в отношении роли материальных стимулов в деле повышения эффективности производства. Однако исходить из того, что заработная плата не может быть серьезным источником инфляции и значительное повышение номинальной заработной платы в Российской Федерации не повлечет серьезных экономических последствий, было бы заблуждением. Здесь следует иметь ввиду, что на стимулирование инфляции большое воздействие оказывают инфляционные ожидания. Заявления официальных органов о повышении заработной платы подстегивает товародержателей к соответствующему повышению цен. От того, что явится опережающим моментом - номинальная заработная плата или рост цен, будет зависеть динамика реальной заработной платы и, соответственно, покупательная способность населения. Однако делать прогнозы в этом отношении в современных условиях для России весьма проблематично. Вместе с тем, значительное повышение номинальной заработной платы при условии эффективного государственного контроля за ростом цен, прежде всего на топливо, электроэнергию и сырье, может в течение определенного периода содействовать замедлению роста производственных издержек на готовую продукцию, повышению прибыльности предприятий обрабатывающих отраслей, правда, за счёт значительного роста цен на продукцию последних, и позволит им увеличивать объем продукции. Одновременно рост номинальной заработной платы при стабилизации или менее быстром росте цен на потребительские товары на основе государственного регулирования цен будет означать увеличение покупательной способности населения, "размораживание" подавленного спроса. Однако, как показывает зарубежная практика, в рыночной экономике за счет таких мер можно создать стимулы для экономического роста лишь на определенный отрезок времени. Но все же это даст возможность разработать дальнейшие шаги к экономическому возрождению страны. Возникает вопрос, как проводить адаптивную антиинфляционную политику в отношении заработной платы? Следует ли использовать метод индексации заработной платы или проводить единовременные меры по повышению минимальной заработной платы и, соответственно, вслед за этим по повышению всех остальных ставок и окладов? Выше уже говорилось о недостатках в использовании метода индексации заработной платы в связи с ростом цен: сложность расчетов, отрицательное влияние на дифференциацию заработной платы квалифицированных и неквалифицированных работников и т.д. В странах рыночной экономики это привело к отказу от общенациональных систем индексации заработной платы и перемещения использования такого регулирования на уровень коллективных договоров, приблизив тем самым решение проблем повышения заработной платы в связи с ростом цен к конкретным условиям производственной деятельности предприятий и к показателям уровня жизни отдельных регионов. Вместе с тем западные страны не отказались от практики установления на общенациональном уровне законодательно или путем заключения соглашений на трехсторонней основе минимальной заработной платы. В России, с ее дифференциацией в доходах населения по отраслям, регионам и професяионально-квалификационным группам работников, нерациональной структурой оплаты труда, вопросы повышения заработной платы в связи с инфляцией должны решаться вкуяе с другими вопросами оптимизации структуры заработной платы, имея ввиду повышение ее стимулирующей роли, а не только ее воспроизводственную функцию. Следует иметь ввиду также следующее обстоятельство. Перед Россией- стоит еще одна глобальная задача - восстановление единого экономического пространства, поскольку для страны в настоящее время характерны значительные различия в социально-экономическом положении отдельных регионов. Очевидно, на ближайшую перспективу при повышении заработной платы надо исходить не только из целесообразности общего повышения заработной платы, но и из принципа ее оптимизации по регионам и профессионально-квалификационным группам работников. В снижении инфляции важную роль может сыграть и новая налоговая система с ее акцентом на подоходные налоги с физических лиц, что позволит сократить разрыв между бедными и богатыми. Зарубежный опыт показывает, что при всех вариантах борьбы с инфляцией возникают свои трудности. Нет быстрых и безболезненных путей ее сокращения, тем более нет универсальных методов борьбы с нею. Эффективными методами борьбы с ней могут стать только комплексные программы, включающие меры как на макроэкономическом уровне, в том числе по достижению жесткой финансовой стабилизации, так и на уровне предприятий, включая меры по ограничению роста заработной платы, который не сопровождается соответствующим ростом производительности труда. Одни меры по "замораживанию" заработной платы снизить инфляцию не могут, поскольку даже на микроуровне заработная плата - это лишь один из экономических показателей, взаимоувязанный с другими показателями. Инфляция - глобальная экономическая проблема. Чтобы сдерживать ее в умеренных рамках, требуются усилия специалистов разного экономического профиля, воплощенные в комплексные мобильные государственные программы. Только такая политика может способствовать достижению стабилизации социально-экономического развития страны. Список литературы А.А. Никифорова, доктор экономических наук (Институт труда Минтруда РФ). Инфляция и заработная плата |