Реферат: Этапы формирования рынка в России
Название: Этапы формирования рынка в России Раздел: Рефераты по экономической теории Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение……………………………………………………………………...2 Понятие рынка……………………………………………………………..3 Функции рынка …………………………………………………….............7 Виды рынков………………………………………………………………...9 Типология рынка……………………………………………………….......12 Развитие рыночных отношений в России……………………………...14 Государственные реформы 1991-1994 гг. Программа реформ………………………………………………………………………16 Внутренний и внешний рынки. Их состояние на сегодняшний день…………………………………………………………………………..24 Заключение………………………………………………………………… 45 Список используемой литературы…………………………………………. 46 Реферат. «Этапы формирования рынка в России». Введение. Тема данного реферата «Этапы формирования рынка в России». Работу условно можно разделить на две части, где в первой даются общие сведения о рыночной структуре экономики, ее задачах и функциях. Во второй части рассматриваются процессы становления рынка в России, представлена авторская оценка реформ Гайдара-Черномырдина, а также состояние рынка (внутреннего и внешнего) на сегодняшний день. Любое общество, независимо от степени его экономической зрелости, сталкивается с необходимостью выбора той или иной формы организации для решения основных проблем макроэкономики: что? как? и для кого производить? В процессе исторического развития рыночного, (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала. Рынок является экономической категорией и как таковая тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами и стал результатом естественного исторического развития обмена и условий, породивших товарное хозяйство. Рынок возник 6–7 тысячелетий назад, развивался и продолжает развиваться в настоящее время. Он есть результат цивилизации. Понятие рынка. Рынку достаточно трудно дать исчерпывающее определение. В имеющихся и уже устоявшихся понятиях не удается достичь той степени полноты, которая позволяла бы охватить все стороны столь сложного явления, как рынок.
Прежде всего следует отметить, что рынок - это обязательный компонент товарного производства или обратная сторона товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории. Зачастую понятие "рынок" применяется как всем известное и не требующее каких-либо пояснений. Так, понятие рынка в распространенных на первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и определенное время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.
По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие "рынок" приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик О. Курно считает, что под термином "рынок" следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется его пространственная характеристика, но она не является исчерпывающей, добавляются новые черты.
С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно- денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в нашей экономической литературе. Например, в толковых словарях Даля и Ожегова приводятся значения рынка как места розничной торговли и как сферы товарного обмена. Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то появляются новые определения рынка как совокупность покупателей или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Но это всего лишь одна сторона рынка. Эти определения рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения. С появлением товара рабочая сила рынок приобретает всеобщий характер, он все более проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства.
Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Понятие Существуют два типа хозяйственных связей: 1. Натурально-вещественные, безвозмездные, соответствующие объему и структуре потребностей. 2.
Товарные связи, осуществляемые посредством рынка. Характерными Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство – рынок–потребитель), но и обратные (потребитель – рынок – производство) хозяйственные связи. Условия возникновения рынка. Первое условие — разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Первоначально обмен имел примитивные формы. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.Здесь мы наблюдаем зародыш бартера — одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов. Второе условие — самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.). Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие — свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты — это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. ФУНКЦИИ РЫНКА. Первая и одна из главных функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего ее отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь в виду, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это все же не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает индивидуумам направления поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди подчас возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства. К числу важнейших функций также относится функция саморегулирования товарного производства, проявляющаяся в том,что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы его выпуска и повышают цены; при насыщении рынка товарами спрос снижается и цены понижаются, в результате чего производство начинает сокращаться. Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда действует в условиях бездифицитного производства ( когда покупатель имеет выбор ); отсутствия монопольного положения в производстве; наличия нескольких производителей и состязательности между ними. Также к функциям рынка относятся:
Виды рынков. Субъектами рынка выступают продавец, покупатель, посредник. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи. К объектам рынка относят:
Виды рынков. По территориальному признаку:
По объектам обмена:
По видам субъектов рыночных отношений:
По степени соблюдения законности:
По степени насыщенности:
По степени развитости экономической свободы:
Рабочий механизм рынка. В рынке действует Рабочий механизм, т.е порядок. Рыночные отношения регулируются с помощью рыночного механизма, который состоит из следующих законов:
Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия "функция рынка" и "роль рынка" тесно связаны между собой. Функция и роль – это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует. Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему: 1. Выдавать сигнал производству с помощью обратных "первичных" связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить. 2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики. 3. Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса. 4. "Санитарная" роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств. Типология рынка. История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный. Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров. Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами: 1. Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними. 2. Свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества. 3. Полная мобильность факторов производства; неограниченная • свобода передвижения капитала. 4. Наличие у каждого участника полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации. 5. Полная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.). 6. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами. 7. Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции. 8. Отсутствуют монополия (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование. Преимущества свободного рынка заключаются в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Механизм свободного рынка – это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает эффективное распределение в обществе ресурсов; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов; максимальное использование достижений НТР; способность к удовлетворению разнообразных потребностей: повышение качества товаров и услуг, относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия. Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок. Регулируемый рынок
– это когда государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. К основным чертам деформации рынка можно отнести: отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности; отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности; несбалансированность спроса и предложения, с каждым годом возрастающую; расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков; деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности; отсутствие у потребителя права выбора товара. Развитие рыночных отношений в России. В нашей стране развитие товарно-денежных отношений прошло несколько этапов. В 1921 г. в Советской России был введен НЭП. В этот период были проведены меры по развитию частного предпринимательства. Крупномасштабные преобразования были осуществлены в финансовой сфере, в области денежного обращения. Подразверстка была заменена продналогом, введена сводная торговля. В промышленности было осуществлено трестирование производства, а новые производственные образования переведены на самоокупаемость и самофинансирование. Предпринятые меры позволили быстро восстановить равновесную рыночную систему. В 1930-х гг. в СССР началось вытеснение рыночных отношений и формирование командно-административной системы. В конце 1950-х-начале 1960-х гг. была предпринята попытка осуществить либерализацию командно-административной системы, осуществить меры, направленные по распространению рыночных отношений на производство и реализацию средств производства. Крупная экономическая реформа по возрождению рыночных отношений в нашей стране была проведена в 1966-1971 гг. В качестве важнейших оценочных показателей функционирования предприятий были введены прибыль, рентабельность, реализованная товарная продукция. Усилилась материальная заинтересованность предприятий в результатах деятельности. Стали создаваться фонды экономического стимулирования, введены плата за фонды, рентные платежи. Новый, крупномасштабный процесс перевода экономики на рыночные методы хозяйствования начался во второй половине 1980-х гг. Достигнутые в СССР к 60 – 70-м годам достаточно высокие уровни развития производительных сил и жизни населения привели к существенной дифференциации потребностей людей, их быстрой изменчивости. Производительные силы для своего дальнейшего развития требовали совершения технологического переворота во всей системе производства. Между тем существовавшие общественные отношения сдерживали развертывание качественных преобразований системы «наука – техника – производство». Значительный отрыв интересов бюрократизированной части партийно-государственного аппарата от интересов основной массы населения, громоздкость системы управления, замедленность ее реакции на изменения общественных потребностей существенно снижали заинтересованность членов общества в высокопроизводительном труде, в использовании новейших достижений научно-технического прогресса. Объективно назревшая задача отхода от единой административно-командной системы неизбежно приняла форму задачи формирования рыночной системы хозяйствования. Решение этой «двуединой» задачи в ее общей постановке соответствует потребностям современного российского общества. Однако разные интересы социальных групп и слоев приводят к разному пониманию рыночной системы хозяйствования и путей ее формирования. Поэтому столь важно определить такой характер рыночной системы хозяйствования и такие пути ее формирования, которые соответствовали бы интересам основной массы населения. Чтобы правильно подойти к решению этой задачи в ее экономическом и социальном аспектах, необходимо выявить ряд проблем философско-методологического плана. Основу современной организации национального хозяйства составляют два «начала»: рынок и государственное макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой, что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1991-1994гг. ПРОГРАММА РЕФОРМ. Предпосылки формирования к рыночной экономике начались в 1991 г. Состояние экономики в конце 1991 г. ухудшалось буквально на глазах и приближалось к катастрофическому. Потребительский рынок практически не существовал, прилавки магазинов в городах были пустыми, торговля проводилась по талонам и карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голода в крупных городах возникла не из – за плохого урожая и нехватки продовольствия в стране, с этим все было нормально, просто сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать государству урожай по официальным ценам и они выжидали роста закупочных цен. А поскольку цены на «черном» рынке были в несколько раз выше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой за рубеж. Так, к ноябрю 1991 г. правительство закупило менее 20% урожая. Обострившийся экономический кризис сдерживал рыночные преобразования, а нерешительность, непоследовательность реформ и сопротивление консерваторов еще более углубили положение. Кроме того, в наследство от СССР Россия получила крайне несбалансированную экономику с открытой инфляцией 260% в год[1] и дефицитом государственного бюджета, превышающим 16% ВВП[2] , по другой оценке, дефицит бюджета составлял даже 31% ВВП[3] . Одновременно сохранялась и подавленная инфляция, которая привела к концу 1991 г. к всеобщей нехватке важнейших товаров и развалу административной торговли. В крупнейших городах надвигалась угроза голода. Кризис усугублялся тем, что Россия традиционно была экономическим донором большинства союзных республик, особенно по энергоносителям и наиболее капиталоемким видам производства. Сохранение этих поставок, продолжавшееся в рамках СНГ, оплачивалось в кредит или безналичными рублями, которые эмитировались национальными банками стран СНГ в виде безналичных рублевых кредитов. Для России эта денежная масса только увеличивала инфляцию. Огромный внешний долг, который резко возрос в конце 1980 – х годов до 70 млрд. долларов[4] , невозможно было обслуживать, даже, использовав для этого весь объем валютных сбережений в стране. Иностранные кредиты были полностью исчерпаны, и зарубежные банки не хотели больше предоставлять их, поскольку в декабре 1991 г. страна не могла выплатить по ним проценты. А обязательства перед СССР и, соответственно, Россией были сосредоточены в основном в странах третьего мира, платежеспособность которых была весьма низкой, а точнее нулевой. Получается «заколдованный круг» какой – то. К тому же по политическим соображениям эти страны не стремились и до сих пор не стремятся рассчитаться с Россией по долгам. Золотовалютные резервы были исчерпаны и достигли небывало низкого уровня – всего 289,6 т[5] , что было несопоставимо с неотложными финансовыми обязательствами и потребностями страны. В преддверии зимы города испытывали большие проблемы с энерго – и теплоснабжениями из – за неритмичных поставок топлива. Отсутствие валютных резервов, которыми союзное правительство оплачивало централизованный импорт, привело к фактическому банкротству Внешэкономбанка СССР. За этим последовал отказ от возврата валютных накоплений всем юридическим и физическим лицам на общую сумму 5,5 млрд[6] . долларов. Кроме того, на оплату импорта была потрачена часть золотого запаса страны на сумму 3,4 млрд.[7] долларов. В этих экстремальных обстоятельствах, требовавших чрезвычайно быстрых и решительных мер, ответственность за судьбу страны в ноябре – декабре 1991 г. взяло на себя российское правительство во главе с президентом Б. Н. Ельциным, предложившее два варианта дальнейших действий. В соответствии с первым вариантом следовало сначала стабилизировать экономическую обстановку при помощи традиционных советских методов, которые носят в основном административный, запретительный характер: замораживание цен, ограничение деятельности кооперативов, запреты производителям снижать объемы производства, отказываться от заключения договоров и т. п. Постепенность финансового оздоровления, позволяющая выживать неэффективным предприятиям; постепенное разгосударствление. Насыщение потребительского рынка за счет увеличения объемом производства при неизменных ценах, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров. И только после этого можно было приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению институциональных реформ. Такую последовательность действий предусматривала Программа 500 дней. Второй вариант предполагает глубокую и резкую, сконцентрированную на коротком отрезке времени ломку всех сложившихся структур, единовременное снятие всех ограничений рыночного механизма. Запуск рыночного механизма связывается с полным или почти полным отказом от контроля за ценами и доходами. Их сдерживание осуществляется только за счет решительных мер по финансовому оздоровлению, включая санирование балансов предприятий, далеко идущее сокращение государственных расходов на инвестиции и дотации к розничным ценам, рестриктивную кредитную политику (т.е. ограничение банками и государством размеров кредита в целях сдерживания инфляции). По сути, речь идет о том, чтобы комплексом единовременно осуществляемых мер, практически одним актом, перейти к той хозяйственной системе, которая должна стать результатом реформы. Первый вариант был более понятен как для руководителей всех уровней, так и для народа. Но реализация этого варианта упиралась в одну проблему: в стране на этот период не было политических и организационных механизмов, которые смогли бы осуществить «административную стабилизацию». Фактически распалась жесткая властная вертикаль, органы принуждения и правопорядка были основательно подорваны. Второй вариант был сложен и малопонятен как для населения, так и для хозяйственных руководителей. Экономика страны должна была очень быстро переходить к совершенно новым методам хозяйствования, к чему никто не был подготовлен и был связан с болезненными шагами. Этот путь был сопряжен и с обязательным скачком цен, связанным с существованием огромного инфляционного «денежного навеса». Конечно же, такие мысли сразу отбрасывали романтическую «перестроечную» иллюзию о всесильном и популярном правительстве. Надо было что – то делать, хотя бы и с какими – то жертвами. Да, никто из высших руководителей и не знал, что делать, ни на что не мог решиться. Ситуация между тем обострялась. Политическая активность населения нарастала и все больше обращалась против власти. Достижениями гласности и демократии накормить голодный народ было нельзя. Надо было выбирать из двух вариантов, либо беспощадное подавление по – большевитски, либо радикальные и быстрые реформы. Президент Б. Н. Ельцин после некоторого колебания сделал выбор в пользу второго варианта, и в ноябре 1991 г. было сформировано новое правительство. Ослабление, а затем и падение союзных структур власти позволили российскому руководству энергичнее взяться за реализацию социально-экономических реформ. В ноябре1991 г. правительство России представило первую программу радикальных реформ. Она предусматривала экономическую стабилизацию в течение года с последующим подъемом производства. Главным звеном программы стала реформа ценообразования, автором которой выступал Е. Гайдар. Он справедливо полагал, что именно нерешительность в этой сфере погубила экономические реформы Горбачева. Поэтому с 1 января 1992 г. Было решено отпустить цены на большинство продуктов. Это был не только сильный и решительный, но и опасный шаг российского руководства, способный вызвать мощный социальный взрыв. В декабре того же года Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса. После этого правительство России дополнило программу реформ мерами по приватизации государственной собственности. Предполагалось также осуществление жесткой финансово-кредитной политики ( представляет собой один из важнейших методов государственной экономической политики и в конечном итоге нацелен на достижение макроэкономической стабильности в обществе ). Авторы нового курса рассчитывали с помощью предложенных мер не только ослабить экономический кризис в стране, но и сформировать новый класс собственников, каковым, по их мнению, могло бы стать большинство населения страны. Этот «средний класс», по их прогнозам, должен был по западному подобию явиться своего рода буфером между нарождающейся крупной буржуазией и трудящимися, оплотом социальной стабильности в обществе. РЕФОРМЫ ГАЙДАРА – ЧЕРНОМЫРДИНА . Реформа Гайдара исходила из того, что вначале произойдет либерализация цен, а уже затем начнется приватизация. Это было прямо противоположно программе «500 дней». В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были, по существу, конфискованы. Соответственно покупать акции приватизируемых предприятий оказалось не на что. В этих условиях летом 1992 г. была утверждена программа приватизации, согласно которой с 1 октября 1992.г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) всем россиянам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий, которые в перспективе должны были обеспечить получение прибылей. Однако одновременно с выдачей ваучеров началась их неконтролируемая скупка у населения новыми предпринимателями, банкирами, иностранцами. В январе 1992 г., наряду с освобождением цен, была упразднена централизованная система распределения ресурсов. И все же центральным положением реформы стали новые цены. При сохранении сверхмонополизации экономики они выросли в 100 – 150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10 – 15 раз. Наиболее сильно пострадали от такого положения дел работники бюджетных организаций. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерческие и иные структуры (в том числе и за границу). Изменение структуры питания, отсутствие у малообеспеченных слоев населения возможности получить квалифицированную медицинскую помощь привели к абсолютному сокращению населения России в 1992 г. на 70 тыс. человек. Продолжался спад промышленного производства, достигший в первом году реформ 35%[8] . Не удалось добиться перелома и в проведении финансовой реформы: жесткая кредитная политика первых месяцев 1992 г. сменилась под давлением Верховного Совета, директорского корпуса, профсоюзов новыми крупными кредитами убыточным предприятиям России и государствам рублевой зоны. К январю 1993 г. в России было напечатано денег в 4 раза больше; чем их было в июле 1992 г. Это привело к новой волне инфляции. Не оправдались и расчеты Гайдара на значительную финансовую поддержку Запада. Ссылаясь на неустойчивость политической ситуации в России, Международный валютный фонд и страны «семерки»» отказали России в обещанных кредитах. Япония попыталась связать финансовую поддержку российских реформ с возвращением ей четырех островов Курильской гряды. Нестабильность обстановки вела и к тому, что российские предприниматели полученные в ходе реформ доходы вкладывали в западные банки и предприятия. Только за 1992 г. из России было вывезено более 17 млрд.[9] долларов. Прежде скрытая коррупция государственных чиновников стала носить открытый характер. В результате главная задача первого года реформ- макроэкономическая стабилизация - так и не была решена. Правда, из государственных и муниципальных предприятий за 1992 г. большинство перешло в частную собственность, а многие предприятия были преобразованы в акционерные общества. Значительно расширился рынок продовольственных и промышленных товаров. Это несколько ослабило социальную напряженность, хотя реформы Гайдара вызвали у многих россиян полное неприятие. Естественно, это не могло не отразиться на расстановке политических сил, активизации оппозиции реформаторам. В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов России оценил деятельность правительства как неудовлетворительную и добился отставки Е. Гайдара с поста премьер-министра. Новым главой правительства был избран бывший руководитель газовой промышленности СССР В. С. Черномырдин. С его приходом в рыночные реформы были внесены коррективы. Сохраняя общее направление движения в сторону рынка, новый премьер сделал ставку на поддержку государственных (в том числе убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, получившим от правительства значительные кредиты. В декабре 1992 г. была принята единая тарифная система оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере. Все это потребовало новых средств и привело в итоге к усилению инфляции. На Западе да и в самой России заговорили не о корректировке, а о смене курса реформ. В этих условиях Президент Б. Ельцин назначил вице-премьером Гайдара, который вместе с министром финансов Б. Федоровым путем возобновления жесткой финансовой политики сумел снизить темпы инфляции к концу 1993 г. В то же время протекционизм продолжал оставаться главной чертой политики Черномырдина. Из-за несогласия в принципах проведения реформ Гайдар и Федоров в начале 1994 г. покинули правительство, перейдя в парламентскую оппозицию. Либерализация цен – важный элемент в формировании рыночной экономики в истории России . Либерализация экономики, то есть снятие многообразных административных ограничений на хозяйственную деятельность, сокращение вмешательства государства в экономику, радикальное повышение степени экономической свободы, - ключевой момент в переходе от планово – распределительной экономики к рыночной. Она предполагает прежде всего либерализацию цен, снятие ограничений на доходы и заработную плату, открытие экономики, то есть либерализацию внешнеэкономической деятельности. Определяющие шаги по этим направлениям, которые я рассмотрела выше, были предприняты в России в 1992 г. Главный элемент указанных процессов – либерализация цен. Контролируемые цены влекут за собой действие закона «дать меньше – получить больше». Дефицит – прямое следствие их преобладания. Свободные цены при некоторых дополнительных условиях (конкуренция, жесткие бюджетные ограничения) ведут к сбалансированности рынка, понуждают производителей экономить. Поэтому либерализация цен – крупнейшее революционное институциональное изменение в составе рыночных реформ. Возможны два варианта либерализации цен: а) поэтапный – был предложен в программе 500 дней; б) единовременный – разовый акт. В итоге либерализации цен мы получили: открытую экономику, насыщение рынка, ликвидирование дефицита, удар по советскому монополизму, свободный доступ к товарам, ранее казавшийся недосягаемой мечтой, и к заработкам от внешней торговли. Это снижало социальную напряженность, что особенно было необходимо, поскольку либерализация цен – весьма болезненная мера. Но в конечном итоге решение о либерализации цен, является основным аккордом ключевого этапа рыночных преобразований. Наши же коммунистические лидеры не хотели перемен и, тем более не хотели брать на себя какие – либо непопулярные решения. Внутренний и внешний рынки России. Их состояние на сегодняшний день. Рынок России делится на внешний и внутренний, где происходят продажа и обмен товаров в пределах одной территории или за пределами страны, выходя на мировой уровень. На данном этапе экономика России находится в состоянии кризиса, и это не могло не сказаться на внутреннем и внешнем рынках: внутри страны из-за разорения закрываются мелкие предприятия, появляется все больше товаров зарубежных марок, вывоз товаров за границу стал сильно ограничен, да и цены на товары оставляют желать лучшего… Но что же все-таки представляют из себя внешний и внутренний рынки?.. Внутренний рынок - рынок, действующий внутри страны, в ее пределах. Внешний рынок - совокупность зарубежных рынков по отношению к рынку данного государства. Все внешние (по отношению к данному) национальные рынки взаимодействуют как между собой, так и с мировым рынком в целом. Одно из следствий этого - наличие у каждого национального рынка определенного импортного компонента (доли рыночного спроса, удовлетворяемого за счет импорта), а у национальной экономики - экспортного компонента, т.е. доли производимых товаров и услуг, реализуемых в счет экспортных поставок. Стратегия развития внутреннего рынка России на сегодняшний день. Взгляд на проводимые в стране реформы с позиций сути самих рыночных преобразований приводит к неутешительному выводу. Выбрано неправильное (неэффективное) направление рыночных преобразований, ориентированное на создание модели экономики совершенной конкуренции и, так называемых, конкурентных рынков, конкурентность которых обуславливается, в основном, свободным входом и выходом (пакет нормативных актов, регулирующих свободу входа, представлен правительством). Эта модель, во-первых, не согласуется с существующими экономическими условиями экономики России, во-вторых, не характерна для развивающейся экономики, в-третьих, нацелена на макроэкономическую стабилизацию и, в - четвертых, не использует эффективные формы конкуренции (ценовую и качественную). Согласно экономической теории рынки разделяются на рынки совершенной (свободной) конкуренции и рынки несовершенной конкуренции. Принципиальное отличие между ними состоит в том, что на рынках несовершенной конкуренции товаропроизводители могут управлять как ценами на товары и услуги, так и влиять на их качество, то есть проводить ценовую и качественную конкуренцию. Предлагаемая стратегия развития внутреннего рынка построена на модели экономики несовершенной конкуренции, что в наибольшей степени отвечает реалиям нашей экономической системы. Суть рыночных преобразований состоит в формировании конкурентной рыночной среды, базирующейся на условиях ценовой конкуренции и конкуренции товаров по качеству как основных движителей рыночных преобразований и обусловленного ими экономического развития. Само экономическое развитие с точки зрения рынка выражается в виде изменений в совокупном спросе и совокупном предложении, которые отражаются в важнейших экономических показателях - уровне цен и объёме реального национального продукта. Взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением определяет уровень развития внутреннего рынка, макроэкономическое состояние экономической системы. В отличие от общепринятого подхода, связывающего экономический рост с инвестициями, обосновывается двухэтапное экономическое развитие, первый этап которого характеризуется увеличением оборотного капитала, снижением цен и накоплением денежных средств. Этап базируется на создании условий ценовой конкуренции, которая определяется формированием товаропроизводителями эффективного совокупного предложения, состоящего в предложении предприятиями известных потребителям товаров и услуг по сниженным ценам при одновременном увеличении их количества. Микроэкономический эффект предложения основывается на возможности предприятия увеличивать свою прибыль через увеличение товарооборота при понижении цены и росте объёмов выпуска (пока предельный доход превышает предельные издержки; уменьшение переменных единичных издержек с ростом объёмов выпуска даст большую эффективность.) Этап связан с жизненным циклом товара и основными стадиями пребывания товара на рынке: выведения товара на рынок, зрелости, насыщения, при этом последовательно с понижением цены товара, растёт прибыль и увеличивается товарооборот предприятия, создаются условия для производственного накопления денежных средств. Объёмы выпуска растут за счёт увеличения объёмов товарного спроса. Эффективное предложение, взаимодействуя с совокупным спросом, стимулирует увеличение объемов совокупного спроса. Объемы спроса дополнительно регулируются путем перераспределения национального дохода через налоговую систему, при этом доходы перераспределяются от домохозяйств с высокими доходами к домохозяйствам с низкими доходами. Перераспределение доходов позволит в той или иной мере выровнять доходы и создать массового потребителя, тем самым, увеличив объем спроса на товары массового спроса. Рост объемов совокупного спроса связан с решением социально значимой задачи по увеличению количества потребляемых товаров и услуг на душу населения. Повышается прежде всего потребление хорошо известных покупателю потребительских товаров массового спроса. Эффективное предложение ориентируется на массового потребителя. В условиях ценовой конкуренции совпадают интересы трех субъектов экономики государства, товаропроизводителей и населения: товаропроизводителей, поскольку при снижении цен на товары увеличивается с ростом товарооборота получаемая предприятиями прибыль; населения, поскольку оно может по пониженным ценам купить большее количество товара; государства, поскольку растет уровень национального продукта, а с ним улучшаются и все другие показатели социально-экономического развития. На втором этапе экономическое развитие базируется на конкуренции товаров и услуг по качеству и связано с увеличением капитальных вложений путем производственного финансирования. В результате капитальных производственных вложений и обновления основного капитала производство становится способным создавать качественно новые товары, находящиеся на начальных этапах жизненного цикла и обладающие высоким потенциалом увеличения товарооборота. Эти товары формируют спрос в сторону его повышения, так как за товары более высокого качества потребитель готов заплатить более высокую цену. На данном этапе закладывается фундамент экономического роста. Естественно, что предлагаемая модель экономического развития предполагает проведение совершенно иных (по отношению к нынешним) институциональных реформ. Остановимся на основных. Выполняя многочисленные, часто ненужные функции, государство не выполняет, пожалуй, самой главной своей функции: обеспечения экономической системы деньгами, что автоматически подрывает основу рыночных отношений. Часто недостаток денег связывают с монетаристской концепцией, что совершенно неправильно. В основе монетаристской концепции лежит увеличение денежной массы пропорционально росту национального продукта (денежная масса при этом соответствует стоимости товарной массы), а не просто ограничение денежной массы (как это у нас обычно понимается), что в корне отличается от политики, используемой в нашей экономике. В настоящее время многие отрасли обладают значительными неиспользуемыми производственными мощностями, что снижает инвестиционную нагрузку на производственную систему и делает проблемы роста производства товаров и услуг зависимыми только от наличия оборотного капитала. Обеспечение оборотными денежными средствами позволит многим предприятиям, хотя и не без значительных трудностей, нарастить выпуск товаров в относительно короткие сроки, не связывая рост производства капитальными предварительными вложениями. В марте 2009 г. на внутреннем рынке наличной иностранной валюты продолжилось падение спроса населения как на доллары США, так и на евро. При сохранении высоких объемов предложения населением наличной иностранной валюты это привело к формированию, впервые за последние 10 месяцев, чистого предложения, объем которого составил 1,3 млрд. долларов США в долларовом эквиваленте (здесь и далее по тексту — долларов). [10] В результате при перенасыщенности рынка внутренними ресурсами наличной иностранной валюты (на руках у населения и в кассах уполномоченных банков) уполномоченные банки свели к минимуму ее ввоз в страну.
Емкость рынка (суммарный объем наличной иностранной валюты по всем источникам поступления, включая ее остатки в кассах уполномоченных банков на начало периода) в марте 2009 г. по сравнению с февралем снизилась на 6% и составила 18 млрд. долларов. Обороты межбанковского рынка снизились на 11%, обороты операций физических лиц — на 12% — до 3,4 и 13,2 млрд. долларов соответственно.
Спрос физических лиц на наличную иностранную валюту В марте 2009 г. совокупный спрос населения на наличную иностранную валюту (сумма купленной в обменных пунктах, полученной по конверсии и снятой с валютных счетов наличной иностранной валюты) по сравнению с февралем уменьшился на 24% и составил около 6 млрд. долларов. Его объем превысил совокупный спрос в марте 2007 г. на 5%, но был ниже его уровня в марте 2008 г. на 14%.
Спрос на европейскую валюту снижался более высокими темпами, чем спрос на доллары США (на 32 и 17% соответственно). В результате доля доллара США в структуре совокупного спроса составила 59%, евро — 40% относительно 55 и 44% в феврале 2009 года. В марте 2009 г. населением было куплено в обменных пунктах и операционных кассах наличной иностранной валюты на треть меньше, чем в феврале. Объем покупки евро сократился на 44%, долларов США — на 26%. Количество операций по покупке физическими лицами наличной иностранной валюты снизилось на 11% — до 2 млн. сделок, средний размер сделки по покупке уменьшился на 28% — до 1343 долларов.
Объемы наличной иностранной валюты, снятой физическими лицами с валютных счетов, открытых в уполномоченных банках, в марте текущего года составили около 3,1 млрд. долларов, что на 10% меньше, чем в предыдущем месяце. При этом европейской валюты со счетов было снято на 14% меньше, чем месяцем ранее, а долларов США — на 7%.
Предложение физическими лицами наличной иностранной валюты В марте 2009 г. совокупное предложение населением наличной иностранной валюты (сумма проданной в обменных пунктах и операционных кассах, направленной на конверсию и зачисленной на валютные счета наличной иностранной валюты) по сравнению с февралем 2009 г. практически не изменилось и составило 7,2 млрд. долларов. Его объем превысил аналогичный показатель 2007 и 2008 гг. на 13 и 4% соответственно.
Объемы предложения населением как долларов США, так и евро в марте 2009 г. практически соответствовали уровню предыдущего месяца. Доля доллара США и евро в структуре совокупного предложения наличной иностранной валюты составила, как и месяцем ранее, 62 и 37% соответственно.
В марте 2009 г. в обменных пунктах и операционных кассах уполномоченных банков населением было продано 3,4 млрд. долларов наличной иностранной валюты, что на 7% больше, чем в предыдущем месяце. При этом объемы продаж американской валюты, как и в феврале, почти в два раза превышали объемы продаж евро в долларовом эквиваленте. Количество сделок по продаже населением наличной иностранной валюты по сравнению с февралем увеличилось на 16% и составило около 3 млн. сделок, а их средние размеры сократились на 8% — до 1098 долларов.
Объем наличной иностранной валюты, зачисленной на валютные счета физических лиц в уполномоченных банках, в марте 2009 г. по сравнению с предыдущим месяцем снизился на 5% и составил 3,8 млрд. долларов. Сальдо операций физических лиц с наличной иностранной валютой В марте 2009 г. на рынке наличной иностранной валюты совокупное предложение превысило совокупный спрос на нее, в результате сформировалось чистое предложение населением наличной иностранной валюты, составившее 1,3 млрд. долларов. При этом впервые за весь период наблюдения (с января 2004 г.) сложилось отрицательное сальдо операций физических лиц с наличным евро. Предложение населением наличного евро превысило спрос на 0,3 млрд. долларов, по американской валюте — на 0,9 млрд. долларов.
В условиях продолжавшегося резкого снижения спроса населения на наличную иностранную валюту и при значительных ее остатках в кассах в марте 2009 г. уполномоченные банки ввезли в страну менее 0,1 млрд. долларов наличной иностранной валюты, что почти в 15 раз меньше, чем в предыдущем месяце. Это является абсолютным минимумом за весь период наблюдения с 1996 года. Ввоз наличного доллара США по сравнению с февралем снизился в 7 раз, европейской валюты — в 42 раза.
В марте 2009 г. уполномоченные банки вывезли из страны 2,3 млрд. долларов наличной иностранной валюты, что в 3,6 раза больше, чем в прошлом месяце. В результате чистый вывоз наличной иностранной валюты составил 2,2 млрд. долларов, что является максимальным значением с 1996 г. (период начала мониторинга). Как и в предыдущие месяцы, переводы наличной иностранной валюты из Российской Федерации без открытия счета превышали переводы ее в страну. В марте 2009 г. сальдо переводов наличной иностранной валюты без открытия счета увеличилось на треть и составило 0,4 млрд. долларов. Таким образом, в марте 2009 г. на рынке наличной иностранной валюты наблюдался как рост, так и снижение объемов операций, связанных с ее поступлением и расходованием. Остатки наличной иностранной валюты в кассах уполномоченных банков за месяц сократились на 9% и составили 7,4 млрд. долларов. Движение наличной иностранной валюты через уполномоченные банки в марте 2009 года
Состояние внешнего рынка России. На данном этапе развития российская экономика находится в глубоком кризисе, из-за этого в международных экономических отношениях возникают проблемы: · плохая структура экспорта, где доминирует сырьевые и топливно-энергетические ресурсы; · экспортные объемы вступают в противоречия внутри страны, потому что объемы производства сокращаются; · неблагоприятная структура импорта, основная часть которого приходится на продовольствие, из-за этого нарушается экономическая безопасность страны; · нестабильный курс рубля препятствует осуществлять текущие торговые расчеты. Импорт играет неоднозначную роль в экономике России, так как благодаря ему, на протяжении 90-х годов, удовлетворялся спрос на потребительские товары. Обеспечивается получение передовой технологии и оборудования - это положительная черта импорта. Отрицательная черта в том, что дешевый импорт вытесняет продукцию отечественных производителей, из-за этого следует низкий уровень занятости и доходов населения, уменьшая поступления налогов в бюджет и затягивая начало экономического роста. Экспорт для России был и остается главным вопросом развития страны. Так как причины не только в том, что России необходим внешнеторговый обмен для закупки товаров, которые не производят в стране, но и в ее необычном географическом положении, которое выгодно и обязывающее.На современном этапе развития российской экономики экспорт, кроме получения валютных средств, так же обеспечивает загрузку отечественных предприятий и сохранение рабочих мест. В связи с ростом внутренних неплатежей продолжается направленность многих видов продукции на внешний рынок. Экспорт и импорт России важнейших товаров за январь-февраль 2009 г. [11] По данным таможенной статистики в январе-феврале 2009 года внешнеторговый оборот России составил 56,7 млрд. долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем-февралем 2008 года уменьшился на 44,7%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 49,0 млрд. долларов США (снижение на 44,0%), со странами СНГ – 7,7 млрд.долларов США (снижение на 48,5%). Объемы торговли со странами СНГ в январе-феврале 2009 года приведены ниже (миллионов долларов США):
Заключение. В процессе исторического развития рыночного, (товарного) хозяйства Список используемой литературы: 1. Энциклопедия Википедия 2. Френкель А.А. «Экономика России в 1992 – 1997 гг.: Тенденции, анализ, прогноз». Изд-во « Финстатинформ » , 1997 г. 3. Сакс Дж. «Рыночная экономика и Россия». Изд-во «Экономика»,1995 г. 4. Ясин Е.Г. «Российская экономика». Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций. – М.: ГУ ВШЭ, 2002г. 5. Тимошина М. « Экономическая история России». Издательство: Юридический Дом "Юстицинформ" , 2003 г. 6. Ковнир В.Н. «История экономики России : учебное пособие для вузов» . Издательство Логос, 2005 г. 7. www.el.tfi.uz/ru/et/default.html - Электронный учебник «Экономическая теория» 8. www.ekonomika2.com - Рынок - возникновение, субъекты и объекты рынка 9. www.igso.ru - Доклад Института глобализации и социальных движений (ИГСО): «Кризис глобальной экономики и Россия»10. www.info-crisis.ru – статья « Мировой финансовый кризис. Уроки истории»11. www.nuru.ru – интернет -учебник «Общая экономика», глава 5 «Рынок»12. www.econpred.ru – экономика предприятий. Классификация рынков 13. www . economic - crisis . ru -экономический, банковский и финансовый кризис в России 14. www.rusimpex.ru – новости СМИ 15. www.cbr.ru – Обзор состояния внутреннего рынка [1] Френкель А.А. Экономика России в 1992 – 1997 гг.- стр. 10, 17 – 18, 36 – 49 [2] Сакс. Рыночная экономика и Россия - стр. 108. [3] Ясин Е.Г. Российская экономика. - стр. 195. [4] Сакс. Рыночная экономика и Россия - стр. 280. [5] Тимошина М. Экономическая история России. – стр. 361. [6] Ковнир В.Н. История экономики России. – стр. 437. [7] Ковнир В.Н. История экономики России. – стр. 437. [8] Френкель А.А. Экономика России в 1992 – 1997 гг.- с.22 [9] Френкель А.А. Экономика России в 1992 – 1997 гг.- с.23 [10] Обзор состояния внутреннего рынка [11] Новости СМИ |