Реферат: Философия, её роль в обществе
Название: Философия, её роль в обществе Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат |
Философия( Васильев Вячеслав Александрович) Философия, её роль в обществе План:
логос- слово, учение, косм.закономерн. а) социальные и духовные предпосылки возникновения философии б) специфики философии в)основной вопрос философии г)функции философии философия-любовь к мудрости «Трудно жить без смысла жизни» -Достоевский Ф.М. Мировоззрение-совокупность взглядов, учений, воззрений на окружающий (природный и социальный) мир и на самого человека. Основы мировоззрения
Эстетика -учение о прекрасном Этика – учение морали Кант: «…две вещи, которые не могут человека не восхитить и не удивлять: 1. звёздное небо над головой 2.нравственный закон во мне….» Главная проблема: человек и мир Мифология возникает в первобытном обществе, появилась в силу потребности, была потребность в понимании. МИФОЛОГИЯ- фантастическое отображение окружающего мира Типично для мифологии:1. одушевление природы 2.человек непосредственная, неразрывная часть с природой 3.чувственно-эмоцианальные познания РЕЛИГИЯ
ФИЛОСОФИЯ- рациональное понимание, знание мира, логически обоснованная система. Религия не предполагает сомнения, а философия сомн.(а так ли это?), философия- рассуждения, человек старается понять мир. ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ- мысль направлена на саму мысль и пытается ответить на мировоззренческие вопросы. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ- есть вопрос об отношении сознания к материи, духа к природе. Всё многообразие природного, социального мира можно подразделять на 2 вида: 1.объективные, материальные процессы- независимые от сознания. 2.субъективный процесс- мысли, чувства Основной вопрос философии включает в себя 2 аспекта: 1 .что первично(толи матер.мир, а сознание возн. На определ.этапе развития или сначала дух. А потом материя) Философы делятся на два лагеря. Материалисты- направление философии, согласно которому всё многообразие мира определяется материалистической основой. Идеалисты- направление фил-ии, согласно которому…..определяется сознанием. Существует также разновидность материалистов: 1.ОБЪЕКТИВНЫЙ-учение согласно которому духовное начало творящее матер. мир не зависит от сознания чел. 2.СУБЪЕКТИВНЫЙ-напр.согласно которому в основе лежит сознание субъекта от него зависит материален ли мир. Разновидности идеализма опираются на теорию познания, сущ. логическое познание и чувственное позн. 2. аспект основного вопроса фил-ии- познаваем ли мир? Философы решили утвердить, что человек всё же познаёт мир но на протяжении истории чел. общества и формируются знания. АГНОСТИКИ- «а» отрицание, «гнозис»-знания, следовательно отрицающий возможность познания. Функции:1) мировоззренческая 2)гносеологическая функция- теоретико познавательная функция. 3)прогностическая Маркс: « Все философы лишь пытались познать мир»- пытается предвидеть события. Платон: « В обществе всегда будет смута, пока обществом управляет философ, т.к. философ не связан с частной собственностью, с корыстным началом 4)гуманистическая- связь с человеком 5) аксеологическая ( аксеология- наука о ценностях) МОНИЗМ- «мон» -единый) философское учение, согласно которому всё многообразие мира выводится из одного начала(или материальное или духовное) ДУАЛИЗМ- в основе всего многообразия лежат 2 независимых друг от друга начала. ПЛЮРАЛИЗМ-мир многообразен, можно взять множество субстанций. История философских учений Античная философия:
1) философия в Греции возникает в 7-6 в до н.э., происходит переход от первобытного общества к рабовладельческому строю; формируются классы (вся культура создана с помощью рабов), происходит не только разделение труда на умственный и физический, происходит деффиреляция ? умственного труда(появляются юристы, поэты и т.д.) Греция представляла из себя полисы (Афины, Спарта, абдеры и др. города) Эти города имели и духовные различия; в Спарте не было философов, не было войны Раздробленность Греции привела к различным возникновениям школ не похожих друг на друга. Духовные предпосылки философии: в основе мифология; религия, мудрость, народный эпос, первые зачатки научных знаний. Гесеот- есть работа теогония, в этой работе предпринял попытку на основе мифического мира, сделал попытку о возникновении мира из хаоса, земля, титаны и т.д. История философии/ Античная философия(подразделяется на 3 периода) 1. возникновение(рабовладельческое общество 7-6 в до н.э.) Милетская школа; школа Пифагора; школа Элеатов; школа Гераклита(из г. Эфес) 2. Расцвет(классический период)- Демокрит; школа Софистов ;Сократ; Платон; Аристотель 3. Закат (связано с периодом завоевания Александра Македонского)- Эпикур; последователи школ Платона и Аристотеля Первый период относительно самостоятельный(Римский период)(2-1 в до н.э.-5 в н.э.) Цицирон, Сэнека, Лукреций Карр. 1)Милетская школа Фалес- основоположенник античной философии, материалист (640-564 г до н.э.) Один из 7 мудрецов Древней Греции, впервые разделил год на 365 дней,12 месяцев и т.д. Объяснил затмение солнца, его учения связаны с естествознанием. За основу мира считал ВОДУ. Первые школы были связаны с мифологией Анаксимандр (его ученик)выдвинул другое положение т.к. трудно вывести всё многообразие из воды; ввёл понятие «АППЕЙРОН»- это не есть чувственное данное, это абстрактное явление. Содержит в себе все природные явления. Вывел догадку о происхождении чел. и мира, Жизнь зародилась в воде из ила, человек в чешуе вышел на берег. Милетская школа-это первые стремления и это не мифология, а рациональная система. Гераклит из Эфеса (прозвище тёмный, т.к. все его не понимали 540-480 г. до н.э.) «Оно и то же в нас и живое и мёртвое» тоже материалист, с точки зрения Гераклита, основа всего многообразия мира-ОГОНЬ, «солнца огонь- даёт жизнь, душа огонь, почему умирает чел.- затухает огонь» знаменитый тем, что один из первых поставил вопрос о диалектике- учение о развитии.
---Всё в мире происходит через борьбу и по необходимости; борьба противоположностей ---Огонь живёт земли смерти; вода- воздуха смерти; земля- воды смерти; смертью друг- друга они живут; жизнью друг друга они умирают!! Гераклит утверждает, что в мире всё постоянно изменяется: «Дважды нельзя войти в одну и туже реку» его ученик сказал: что и единожды нельзя в одну и туже реку, пока войдёшь тебя уже омоет!! 2) Школа Элиатов Представители: Ксенофан(565-470 до н.э.); Парменид(540-470); Зенон Ксенофан считал,что природа не нуждается ни в каком творении, Бог по его мнению -сама природа. Богов выдумал человек по своему подобию. С его точки зрения, мир материалистичен, он один, существует только бытие- учение о мире. Эту идею потом будет развивать Парменид и именно он основоположенник школы Элиатов. Пришёл к отрицанию движения. -движения нет??? КАК???!!!- с точки зрения Парменида, существует бытие- мир материальных предметов, а может ли существовать небытие---не может! Если этот огромный мир- есть не что иное как бытие---невозможно движение,т.к. движение-возможность предмета переместиться из одного места в другое---мир без изменений. Пушкин: « Движений нет, сказал мудрец брадатый, другой смолчал, и стал пред ним ходить….» Проблема движения и покоя, конечного и бесконечного, чувственного и рационального Зенон (ученик Парменона) Быстрый Ахилл не догонит черепаху…органы чувств говорят одно, а разум другое; летящая стрела, стрела не летит а покоится Как отобразить движение не умертвив его? Движение- есть противоречие, тело в данное время в данной точке и ненаходится тело покоится и движется. Демокрит (460-370 г. до н.э.) Материалист, подвергает всех критике, с его сочки зрения, всё из атома: «все тела состоят из атомов» атом- мельчайшая частица, предположение о том, что сложные тела состоят из простых атомов бесконечное множество; существует атом бытие и небытие. Вывод: если существует пространстводвижения.бытие0где есть атомы и небытие, где атомов нет!!! Вопрос: мир многообразен, как же всё возникает?- Всё подобные атомы движутся к себе подобным, т.к. все тела состоят из атомов---рано или поздно атомы распадаются, но не уничтожаются; атомы вечны. Душа? А душа тоже состоит из атомов, но они более круглые, быстрые, гладкие; она смертна и следоват. тоже распадается, Боги никакого участия не принимают. Другая проблема со смыслом жизни. Впервые говорит о счастье, благе, благо с его точки зрения- это всё то, что несёт ему пользу, что доставляет ему удовольствие от страдания. АТОРАКСИЯ- безмятежное состояние души. Сократ(469-399 г до н.э.) Представитель объективного идеализма, душа бессмертна, вечна. Обратил внимание на проблему внутреннего мира личности, на его духовность, нравственные качества. СОФИСТ- мудрец. О себе он говорил как о любителе философии. « Я знаю, что ничего не знаю, а другой и не знает и этого!» Речь идет о Сократовской иронии: чем больше знаешь, тем больше вкрадывается сомнение, что ничего не знаешь. Принцип сомнения должен присутствовать, стремление к познанию, главное у чел. разум, борьба разума и чувств.(страсти-аффекты) Истина-добро-красота. Впервые обосновал метод познания, который стал называться ИДЕАЛЕКТИКОЙ- умение вести спор. СОФИСТЫ- первые платные учителя, обучали риторике, юриспруденции готовили к политической карьере. Первые обратили внимание на проблемы лингвистики. У Сократа его беседы включили 2 момента: 1. ирония Сократа 2.оказать помощь собеседника. Повивальное искусство, что бы задавая вопросы он на них легко отвечал. Мышление через противоречие, через разные точки зрения. Гражданин Афин должен обладать нравственными качествами: разум, мужество, справедливость- соблюдение юридич. И нравственных законов. Сократа обвинили в развращении своими беседами молодёжь, приговорили к смерт. приговору. В Афинах власть демократии, а он против демократии, ограничивался немногим, был беден. Демократия-власть народа, а он за аристократов. Ученики Сократа подготовили побег: « Если я поступлю так как вы желаете, то вы (ученики) скажите, что я не соблюдаю справедливость!» ПЛАТОН( 427-347 Г ДО Н.Э.) Ученик Сократа, настоящее имя Аристокол. Платон широкоплечий, могущий, один из первых создаёт философскую школу- АКАДЕМИЯ(просуществовала до 529 г. н.э.)-полубог Академ, помог Зевсу разыскать Елену---ему возвели храм, на тер- ии где был храм, Платон построил свою школу. !!!Впервые рационально обосновывает объективный идеализм, создаёт философскую систему. В основе- единый принцип. Признаёт бессмертие души. Откуда возник мир? И т.д. Вводит такое понятие как: Демиург(творец)
Христианство уважительно относится к Платону, хотя он был язычник. При решении основного вопроса философии- духовное начало не материально, а Платон призывал сжечь все произведения Демокрита, он его считал атеистом, безбоженником. Мир идей- первичен; материальные дела- тленны, переходящи.; образ не имеет частей, конкретная вещь разлагается. Платон- абсолютизировал наши понятия. Познание0 есть воспоминание. Поставил вопрос о творческом хар-ре мышления: наши знания формируются под влиянием диалога, при выявлении противоречий. Знания не даются просто, они добываются на основе размышления. В зависимости от того, сколько раз душа побывала в мире идей, тем меняется сословие( войн, царь, ремесленник). Начинает строить учение о гос-ве. Создал идеальное гос -во. Должны прибывать следующие сословия: 1.рабы, ремесленники, производители, воины, правители, философы(на вершине) АРИСТОТЕЛЬ(384-322 г до н.э.) В юности собирался стать медиком, но когда приехал в Афины, заинтересовался философией, учитель будущего Александра Македонского, тот его считал 2 отцом. Платон мне друг, но истина дороже!!! Создал учение- формальная логика, наука о мышлении.
Каждая вещь в силу своего изменения, содержит в себе возможность появления новой вещи, нового качества: идея соотношения действительности и возможности(реальные и абстрактные). Аристотель много рассуждал о душе, душа- это движущее начало изменений, которое происходит в организме.(цветочки-плоды, всем присуща душа.) Душа- реакция на внешний раздражитель, но животное чувственная душа. Человек есть политическое животное, душа растения и животного погибает вместе с телом. Про чел. у него 2 мнения:1. душа погибает вместе с телом;2.2части погибают, но разум не умирает;P.S.душа состоит из 3 частей. После смерти Платона, создал свою фил- ую школу ЛИКЕЙ. Ученики- перепотетики(прогуливаться)т.к. школа находилась в саду и Аристотель с учениками прогуливаясь вели беседы. Арестотель- СТАГЕРИТ (т.к. родился в городе Стагир). Средневековая философия. (конец 5 по 16 века) 1.исторические условия 2.этапы развития 3.основные проблемы С 476 года- феодальные отношения, собственность на землю, по сравнению более прогрессирующее хоз- во. Преобладало религиозное мировоззрение, запрещалось исследовать природу, влияние церкви очень большое. Этапы развития: 1. с 2 века- Патристика от слова падре-учение отцов церкви(Августин Блаженный, Платон) 2. с 8 по 16 –Схаластика зарождение, расцвет 12-13 века – Фома Аквинский(святой); Пьер Абеляр; Вильям Оккам. Отличия:
!в средневековой только Бог-творец Антическая фил- я с языческой религией.
в средневековье принижается разум и на первое место ставится вера!!! Основные проблемы, которые встали перед фил. средневековья.- проблема бытия бога. Док-во бытия Бога Аксен Кентеберийский: «И сказал безумец в сердце своём- Бога нет, но если безумец говорит о Боге, он знает, что его нет, но говорит же безумец!!!» Фома Аквинский пытался обосновать бытие бога. Док-ва:
Кант: «Доказать бытие Бога с помощью разума невозможно, только вера!»
· Реализм(Фома Аквинский)-точка зрения, согласно которой универсалии существуют в уме бога; в самих вещах; в разуме человека, как отражение вещей(из античных, что-то похожее было у Платона) · Номенализм(Пьер Абеляр)- т.з.,согласно которой универсалии-этоназвание вещей.
· Метафизическое- зло, которое присуще природе · Физическое зло-болезнь людей · Моральное зло, грех- связано с чел.(страсти, разум, воля) Философия нового времени Исторические условия, основные предпосылки, основные проблемы(эмпиризм и рационализм)-проблема субстанции -проблема познания - проблема метода -проблема общественного устройства ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ 14-16 века(просвещения) Зарождается в Италии, основа- городское население, представители- буржуазия(торговцы, ремесленники).Возрождение античной культуры, красота тела. Возникают 3 направления:
НОВОЕ ВРЕМЯ 16-19в Возникает товарное производство, мануфактуры, промышленность, буржуазное отношение, формируется внутренний рынок(натуральное хоз-во), складываются мировые рынки, географические открытия(Магеллан), новые культуры. Развитие промышленности требовало развитие новых наук. В ряду Европейских стран происходили революции. Первая революция в Голландии, Англии, Франции(17889-1793), германии(1848), Россия(1917) Гегель: «философия- эпоха, выраженная в мыслях.» Материалисты: Френсис БЭКОН (знание-сила); Томас Гоббс; Джон Локк; Бенедикт Спиноза Идеалисты: Рене Декарт; Беркли; Юм Основные проблемы: рационализм, империализм ЭМПИРИОЛИЗМ- «эмперио» -опыт, все знания основаны РВЦИОНАЛИЗМ- «раацио»- разум (главное в познании , 1 проблема-субстанция- первопричина, первооснова всего многообразия мира. I. Возникает вопрос как понимать субстанцию, направления в понимании субстанции: МОНИЗМ (монистическое)- в основе многообразия мира –одна субстанция или материя или сознание. ДУАЛИСТИЧЕСКОЕ (двойственное)- у Декарта очень трудно вывести из одной субстанции, сложен переход то неживой к живой- необходимо принять 2 субстанции: Материальная (протяженностью характеризуется) и духовная (характеризуется мыслительной деятельностью)- третья субстанция-БОГ. ПЛЮРАЛИЗМ(каждая вещь содержит в себе душу- энтелехия (движущее начало) от неживого к человеку II. Теория познания : сенсуализм (связан с эмпиризмом)и рационализм С точки зрения Локка, все знания связаны с чувствами в основе данные органов чувств. Локк6 « Человек рождается, у него чистая как доска голова,нет знаний, только с помощью органов чувств и получает знания. У него нет боязней, все знания из опыта!!! нет ничего в разуме, чего не было бы в начале в чувствах. Разум анализирует, только то,что дают органы чувств. Декарт выдвинул другое положение: нет ничего в разуме, чего не было в начале в чувствах, кроме самого разума. Ввёл понятия ВРОЖДЁННЫЕ ИДЕИ- способность разума создавать независимо от органов чувств новые знания. III. Проблема метода(метод с греч. Путь к чему-либо)Бекон сравнивал с фонарём, метод как фонарь, показывает кротчайший путь( совокупность приёмов исследования) ИНДУКЦИЯ-восхождение от частного к общему. Не всегда даёт всеобщие необходимые знания. Бэкон –основоположенник индуктивного опыта. Человеку нужно освободиться от заблуждений:
Декарт выдвигает дедуктивный метод, от общего к частному; выдвинул принцип сомнения, сомневайся не бери всё на веру, во всём можно сомневаться, кроме одного, я мыслю---я существую. Выдвигает следующий метод полож.: как анализировать предмет? 1) идти от простого к сложному. 2) Не упускать ни каких процессов, всё рассмотреть. 3) За истину брать только то, что даётся с очевидностью. |