Шпаргалка: Шпаргалка по Финансам предприятия
Название: Шпаргалка по Финансам предприятия Раздел: Рефераты по финансам Тип: шпаргалка |
1. Амортизационная политика предприятия. Порядок планирования амортизационных отчислений. Амортизация – процесс постепенного перенесения стоимости Основных средств по мере их износа на производимый продукт или услугу в целях возмещения стоимости фондов и накопления денежных средств для последующего полного восстановления ОФ. Методы начисления амортизации: 1. Линейный 2. Нелинейные – метод уменьшаемого остатка и метод списания по сумме чисел лет СПИ. «+» нелинейных: хорошо когда актуален моральный износ. Чем быстрее списываем – тем быстрее можем обновить ОФ «-» Нелин: завышена с/с. Она компенсируется т.к. затраты на ремонт сначала меньше. Линейный способ АО=С(балансовая ст-ть О)/Т(срок службы об-я) Амортизированное им-во- ст-ть кот погашается путем начисления амортизации со сроком полезного использования более 1г и перв ст-ю более 10000р. Амортизационные отчисления производятся ежемесячно не зависимо от способа начисления в р-ре 1/12 от годовой суммы. Планирование ам.отчислений 1. Метод прямого счета АмОтч=∑(от 1 до n)Si*Hi /100 Si – балансовая стоимость i-ого объекта Hi – норма ам-ии по i-ому объекту, n – количество объектов ОФ. 2. Аналитический метод АО=Сср*Нф/100, Сср=Снг+С введ оф*К/12 – С выб оф *К/12 Сср – среднегодовая стоимость всех амортизир фондов Нф – средняя фактическая норма ам-ии, которая сложилась на п/п за предшествующий год Сввед – ст-ть введенных средств в планируемом году Свыб – ст-ть выбывших в планируемом периоде. 2. Экономическая природа основных фондов и нематериальных активов, их состав и структура. Источники финансирования инвестиций в основные фонды и нематериальные активы. Основной капитал п/п включает: основные фонды, незавершенные долгосрочные инвестиции, НМА и долгосрочные финансовые инвестиции. ОФ имеют наибольший удельный вес. Основные средства – это денежные средства, инвестированные в ОФ произв. и непроизв. назначения. Основные фонды К основным фондам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, многолетние насаждения, рабочий скот и пр. Осн. признаки ОФ: - исп.в качестве средств труда в течение периода более 1 года - исп.в процессе производства продукции или для управленческих нужд - не предполагается их последующая перепродажа - способны приносить доход в будущем. Классификация. 1. В зав. от степени участия в процессе пр-ва. Производственные основные фонды прямо или косвенно участвуют в производстве материальных ценностей. Непроизводственные основные фонды включают жилые дома, клубы, санатории, детские сады. Различают активные и пассивные основные фонды. Активная часть фондов непосредственно участвует в производственном процессе, пассивные же (например - здания, сооружения) непосредственно не участвуют в переработке и перемещении материалов, но создают необходимые для производства условия. Основные фонды имеют следующие виды денежной оценки: - первоначальную, по которой они принимаются к учету; - восстановительную - которую они имеют в период воспроизводства, c учетом морального износа и переоценки; -остаточную, которая представляет собой первоначальную или восстановительную стоимость за минусом износа. Первоначальной стоимостью основных фондов, приобретенных за плату, считается сумма фактических затрат предприятия на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Стоимостью фондов полученных по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, признается их рыночная цена. Эффективность использования основных фондов характеризуется показателями фондоотдачи (Vреализ прод/ОФсреднегод, показыв какаой объем прод-ии прих на 1 руб стоимости ОФ), фондоемкости (ОФсредн/ Vреал), фондовооруженность (ОФср.год /Числ. персон). НМА – представляют собой права на получение прибыли в будущем. Признаки: - отсутствие мат-вещ структуры- возможность выделения среди другого имущества п/п- исп для пр-ва продукции или для упр нужд - СПИ больше года- не предполагается их последующая перепродажа- способность приносить доход в будущем - наличие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительные права у организации на результаты интеллектуальной деятельности. Процесс воспроизводства основных фондов предприятия осуществляется посредством капитальных вложений(простое воспр-во, расшир. в.). простое воспроизводство – воспроизводство в размерах начисленной амортизации. Расширенное воспроизводство - воспроизводство в размерах больших, чем начисленная амортизация. Инвестиции в воспроизводство ОФ – капитальные вложения- совокупность затрат на создание новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, а также замену изношенных ОФ. К новому строительству относятся затраты по сооружению объектов на новых площадках. Под расширением понимается строительство дополнительных производственных комплексов, а также сооружение новых либо расширение существующих цехов основного назначения. Реконструкция замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования. Источниками финансирования капитальных вложений являются: 1.Собственные финансовые ресурсы - включают первоначальные взносы учредителей и часть средств полученных предприятием от хозяйственной деятельности. Собственные источники подразделяются на две группы: источники, образуемыеот проведения работ хозяйственным способом прибыль по капитальным работам (осуществляемым хозяйственным способом планируются в размере порядка 10 % от сметной стоимости строительно-монтажных работ и учитывается в источниках финансирования) экономию от снижения себестоимости (образуется в результате проведения мероприятий, снижающих себестоимость строительства.) экономию от снижения цен на оборудование (определяется прямым счетом исходя из складывающейся их динамики) амортизационные отчисления; прибыль от основной деятельности. В собственных средствах, направляемых на финансирование прямых инвестиций, наибольший удельный вес занимают амортизационные отчисления. Прибыль от основной деятельности - важный источник финансирования прямых инвестиций на предприятии, который увязывает конечные финансовые результаты деятельности и возможности по развитию2. заемные денежные средства (долгосрочные кредиты) 3. привлеченные денежные средства (выпуск ЦБ) 4. денежные средства, поступающие в порядке перераспределения из централизованных фондов, объединений предприятий 5. ассигнования из бюджетов различных уровней 6. средства иностранных инвесторов. Основные фонды предприятий в процессе эксплуатации изнашиваются. Ремонт основных фондов, удлиняет срок их службы, повышает производительность, уменьшает потребность в прямых инвестициях на создание новых основных фондов. Под ремонтом понимают комплекс операций по восстановлению работоспособности ОС с учетом возможного улучшения их параметров. Ремонт орудий труда классифицируют на капитальный и текущий. Ремонт финансируется за счет прибыли (непроизводственные фонды). Порядок финансирования ремонта в основном зависит от способа его проведения. При подрядном способе выполнения ремонтных работ расчеты между подрядчиком и заказчиком производятся за законченные этапы работ или объект в целом на основании договоров, к которым прилагаются акты приемки выполненных работ. Расчеты по ремонту, осуществляемому хозяйственным способом, производятся, как правило, по отдельным элементам затрат (выплата заработной платы, начисление на заработную плату, оплата материалов, деталей и другие расходы). 3. Экономическое содержание оборотных средств предприятия. Определение потребности предприятия в оборотном капитале. Оборотный капитал предприятия, основы организации и нормирования Под оборотными средствами понимается совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения для обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции. Организация оборотных средств включает в себя 1.Определение состава и структуры оборотных фондов. 2.Установление потребности в оборотных фондах. 3.Выявление источников формирования оборотных фондов. 4.Распоряжение оборотными фондами и их эффективное использование Состав и структура оборотных фондов зависит от: Отраслевых особенностей и характера деятельности, сложности производственного цикла и его длительности, Стоимости запасов и их роли в производственном процессе, Условий поставок и их ритмичности, Порядка расчетов и расчетно-платежной дисциплины, Выполнения взаимных договорных обязательств. Классификация оборотных фондов: 1. по источникам формирования (собственные, заемные, привлеченные), 3. по принципу организации (Нормируемые (нзп, рбп, гп на складе), ненормируемые (гп в отгрузке, дс), 4. в зависимости от ликвидности (абсолютноликвидные дс, быстрореализуемые дс, медленно реализуем). Оборотные активы предприятия включают в себя: • запасы – сырье, материалы, топливо, животные на выращивании и откорме, НЗП, ГП, товары для перепродажи, прочие запасы и затраты; • дебиторская задолженность – задолженность покупателей и заказчиков, векселя к получению, задолженность зависимых и дочерних обществ, задолженность участников (учредителей) по взносам в УК, авансы выданные, прочие дебиторы; • краткосрочные финансовые вложения — вложения на срок не более 1 года в цб др. предприятий, облигации государственных и муниципальных займов, а также предоставляемые др. предприятиям займы; • денежные средства – касса, расчетные, валютные счета и прочие ДС. Необходимо различать оборотные фонды и оборотные средства. Оборотные фонды – оборотные производственные фонды и фонды обращения. Оборотные производственные фонды -предметы труда. Основное назначение средств, вложенных в оборотные производственные фонды, заключается в обеспечении планомерного и ритмичного производства на предприятии. Состав: производственные запасы, НЗП, РБП. В сфере производства! Средства предприятий, которые вложены в запасы готовой продукции, предназначенной для реализации, денежные средства, находящиеся в кассе и на счетах в банке и в пути, средства в расчетах (стоимость отгруженной покупателям готовой продукции), суммы, иммобилизованные в незаконченных расчетах за реализованную продукцию, составляют фонды обращения. Основное назначение фондов обращения сводится к обеспечению денежными ресурсами на предприятии. Оборотные средства – оборотный капитал, который авансирован в оборотные активы. Оборотные фонды функционируют одновременно во всех стадиях производства и принимают товарную форму постепенно, Оборотные средства участвуют в 1 обороте и сразу же переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт. Оптимальная потребность в оборотных средствах определяется путем нормирования. Этот процесс заключается в разработке норм и нормативов. Норма оборотных средств – относительная величина, соответствующая минимальному, экономически обоснованному запасу ТМЦ, который необходим для обеспечения непрерывности производственного процесса. Норматив оборотных средств – это плановая сумма денежных средств, постоянно необходимая предприятию для его производственной деятельности. Потребность в оборотных средствах зависит от ряда факторов: характер и вид деятельности пп, объем производства, длительность производственного цикла, условий матер-технического снабжения и сбыта, форм расчетов с покупателями и заказчиками, структуры затрат на производства, ассортимента выпускаемой продукции, учетная политика. Этапы процесса нормирования: Разработка норм запаса по отдельным видам ТМЦ всех элементов нормируемых оборотных фондов, Определение нормативов для каждого элемента оборотных фондов, Определение общей потребности предприятия в нормируемых оборотных фондах, т.е. совокупность норматива путем суммирования частных нормативов. Нормирование потребности п/п в производственных запасах (ПЗ) Н – норматив оборотных средств по сырью и материалам, Р – стоимость их однодневного расхода, Д - норма оборотных средств по сырью и материалам, Н=Р*Д Р = сумма затрат на сырье и материалы по квартальной смете (обычно 4 кв.)/ 90 Д = транспортный запас (время нахождения сырья и материалов в пути+ текущий запас Оптимизация запасов – нахождение такого их объема, при котором затраты по поддержанию минимальны и обеспечивается устойчивая работа предприятия. Нормирование оборотных средств в ГП на складе Н = Р * Д, Р – однодневный выпуск ТП по производственной себестоимости, Д – норма запаса в днях Прирост оборотного капитала возникает по мере роста производственной программы и его размер определяется путем сравнения совокупного норматива оборотных средств на начало и конец планируемого периода. Недостаток оборотных средств возникает в том случае, если величина действующего норматива превышает сумму собственных и приравненных к ним средств. Как правило, недостаток является результатом недополучения запланированной прибыли или нерационального ее использования. Внутренние резервы повышения эффективности использования оборотных активов: Рациональная организация производственных запасов, Сокращение пребывания оборотных средств в НЗП, Эффективная организация процесса обращения. 4. Управление дебиторской задолженностью и денежными активами предприятия. Управление дебиторской задолженностью Приемы управления дебиторской задолженностью: 1.Проведение анализа дебиторов по срокам возникновения 2.Оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности. 3.Уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов. 4.Контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. ДбЗ→0, КрЗ→max. Значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской влечет за собой большие финансовые проблемы. С целью максимизации притока ДС пп следует разрабатывать с-му договоров с гибкими условиями сроков и формы оплаты Предоплата – в норм эк-ке предполагает наличие больших скидок Частичная предоплата; Передача на реализацию (с сохранением права собственности); Выставление промежуточного счета – наиб эфф-но при долгосрочном контракте; Гибкое ценообразование Оценка возможности факторинга – продажи дебиторской задолженности предприятию(теперь то предприятие будет требовать деньги от нашего должника). п/п А → дает сумму денежных средств в долг п/п-ю В → Заключает дог-р с п/п-фактором С. В производит расчет с С, С отдает сумму деб задолженности минус комиссионные (До 20%) «+» факторинга: можно получить сумму деб задолженности в определенный момент времени сразу же. «-» - сумма неполная. Управление денежными активами. Управление денежными активами заключается в установлении минимальной необходимой потребности денежных активов для осуществления текущей хозяйственной деятельности. ДА min = ПО да / О да ДА min – минимальная необходимая потребность в денежных активах ПОДА – предполагаемый объем платежного оборота по текущим хозяйственным операциям в предстоящем периоде (рассчитывается в соответствии с планом поступления и расходования ДС) ОДА – оборачиваемость денежных активов в аналогичном по срокам отчетном периоде (м.б. скорректирована с учетом планируемых мероприятий по ускорению оборота денежных активов) 5. Общее понятие о расходах и издержках предприятия. Планирование затрат на производство и реализацию продукции. Расходы организации – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (д. ср-в и иного имущества) или возникновение обязательств. Классификация денежных затрат 1. Исходя из экономического содержания, все денежные расходы можно разделить на три группы: Расходы, связанные непосредственно с извлечением прибыли , состоят из материальных затрат (оплату сырья и материалов), затрат на оплату труда, накладные расходы (административно-управленческие расходы, арендная плата, амортизация нематериальных активов), инвестиции. расходы, не связанные с извлечением прибыли - на благотворительные и гуманитарные цели. отчисления в негосударственные страховые и пенс. фонды принудительные расходы - относятся, отчисления в гос внебфонды, расходы по об. страхованию, созданию резервов, штрафные санкции 2. В соответствии с действующими нормами налогообложения денежные затраты делят: относимые на с/с, относимые на счет прибылей и убытков, осуществляемые за счет целевых поступлений и чистой прибыли предприятия 3. По видам затраты делят на: на формирование и расширение основных с предприятия, на производство и реализацию продукции, на социальное развитие 4. С точки зрения влияния на фин результат: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом не признается расходами выбытие активов в связи со следующими обстоятельствами: - приобретение (создание) внеоборотных активов - вклады в УК других п/п и приобретение ц.б. не с целью их перепродажи - предварительная оплата МПЗ и иных ценностей- перечисление авансов и задатков- погашение кредитов и займов, полученных организацией. Расходы: по обычным видам деятельности- расходы, вызванные изготовлением и продажей продукции- приобретением и продажей товаров, возмещением стоимости ОС, НМА. На базе этих расходов исчисляется полная с/с работ и услуг. Прочие: операционные (расходы, связанные с предоставлением за плату во временное владение активов предприятия, расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием ОС и иных активов, отличных от ДС (кроме иностранной валюты), а также резервы внереализационные (штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение причиненных организацией убытков, убытки прошлых лет, выявленных в отчетном году, суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, др. долгов, нереальных для взыскания, курсовые разницы, сумма уценки активов, перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью. Чрезвычайные - расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии,) Затраты, включаемые в себестоимость продукции, учитываются по пяти основным признакам (экономическим элементам ): Классификация затрат на производство и реализацию продукции 1.по направлению использования: производственные; коммерческие 2.по экономическим элементам, материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления 3.в зависимости от объема производства постоянные (не изменяются при изменении объема пр-ва) административно-управленческие расходы, заработная плата, амортизация, хоз расх, арендная плата переменные (изменяются при изменении объема) 4.по способу распределения между видами продукции: прямые, косвенные. Прямые- такие, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость продукции (например, затраты на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, основную заработную плату производственных рабочих к косвенным относят затраты, связанные с осуществлением общего производственного процесса на предприятии, производством нескольких видов продукции (например, затраты на содержание зданий и оборудования, их ремонт, заработную плату аппарата управления и вспомогательного персонала). 5.по связи с технологическим процессом: основные, накладные Планирование затрат на производство и реализацию продукции. Себестоимостью продукции-.текущие затраты на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме, называются Планирование затрат на производство и реализацию (себестоимости) продукции важно для определения оптимальной ценовой политики предприятия. Необходимым условием при этом является, раздельное планирование переменных и постоянных затрат и определение наиболее экономичного размера производственных запасов. Планирование переменных затрат осуществляется двумя взаимодополняющими методами: По эмпирическим нормам расхода на единицу продукции, С = Н *В, где С — планируемая сумма переменных затрат в денежном выражении; Н — норма затрат на единицу продукции в денежном выражении; В — плановый объем выпуска в натуральном выражении. По фактическим данным за истекший период о себестоимости продукции. Спл = Сф *( Впл/ Вф), где Спл — плановая сумма переменных затрат в денежном выражении; ,Сф — фактическая сумма переменных затрат в отчетном периоде в денежном выражении; Впл — плановый объем выпуска в натуральном выражении; Вф— фактический объем выпуска в отчетном периоде в натуральном выражении. При планировании постоянных затрат предприятие должно решать следующие задачи: 1 определение необходимого объема выпуска и реализации продукции, при котором достигается окупаемость переменных и постоянных затрат (точка безубыточности) 2 расчет необходимой величины постоянных затрат и сопоставление их с реальными производственными возможностями. Для определения минимального объема выпуска продукции, ниже которого производство продукции становится нерентабельным, используют показатель порога рентабельности, который определяется по следующей формуле: Точка безубыточности =(постоянные затраты/ [цена – переменные затраты]) Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей предприятия, можно решить вопрос оптимизации величины прибыли. Такая зависимость называется эффектом производственного рычага. Эффект производственного рычага проявляется в силе его воздействия, заключается в том, что любое изменение выручки от продажи приводит к еще большему изменению прибыли. Сила воздействия производственного рычага определяется по формуле: СВОР = (Постоянные издержки + Прибыль) / Прибыль Производственная с/с = итого затрат на производство - затраты, относимые на непроизводственные счета +(-) остатки РБП +(-) остатки НЗП Полная с/с = производственная с/с + Коммерческие расходы С/с реализованной продукции = О1 +ТП – О2 , Где О1 и О2 – остатки нереализованной продукции соответственно на начало и конец периода (по производственной с/с), ТП – товарная продукция, планируемая к выпуску в предстоящем периоде (по полной с/с) Для предприятия очень важна возможность снижения себестоимости, поскольку это:обеспечивает возможность снижения цен; ведет к увеличению прибыли 6. Доходы предприятия. Планирование выручки от продажи. Доходами организации -увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников. Не являются доходами: - Суммы НДС, акцизов и прочих налогов на оборот, подлежащих перечислению в бюджет - суммы, полученные п/п в виде авансов в счет оплаты продукции, работ, услуг - суммы, полученные задатком и залогом;- суммы, полученные в погашение кредита (займа), предоставленного ранее заемщику. Доходы:от обычных видов деятельности (выручка от продаж) прочие: операционные (поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; прибыльорг-ии; поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации. бывшие внереализационные (штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков Бывшие Чрезвычайные – от стихийного бедствия, пожара, аварии: страховое возмещение. Выручка формируется в результате деятельности по трем основным направлениям: Основному, Инвестиционному, Финансовому. Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ЦБ. Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия. под выручкой понимается поступление или иное увеличение активов предприятия или выполнение его обязательств, которое происходит в результате основной деятельности предприятия. Можно выделить 2 метода учета выручки от продаж: «по оплате». Момент выручки – поступление ДС. «по отгрузке». Поступление выручки – момент отгрузки и предъявления расчетных документов. Выбор осуществляется только в целях налогообложения. Факторы, влияющие на величину выручки от продаж: не зависящие от деятельности предприятия (нарушение условий поставок, нарушение условий оплаты, перебои в работе транспорта); зависящие от деятельности предприятия (в сфере производства - объем производства, ассортимент выпускаемой продукции, качество и конкурентоспособность продавца, в сфере обращения - уровень цен, ритмичность отгрузки, соблюдение договорных условий, соблюдение платежной дисциплины В процессе ФХД финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки от реализации продукции на предстоящий год, квартал или оперативно. Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности для определения прибыли возможно и необходимо квартальное планирование. Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия. Рассмотрим методы планирования выручки от продаж: 1. Метод прямого счета. Основан на гарантировании спроса. Предполагает, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов, В = Р*Ц, В – выручка от продаж, Р – объем реализованной продукции в натуральных единицах, Ц – цена единицы выпускаемой продукции 2. Расчетный метод. В = О1 + ТП – О2, О1 , О2 – остатки нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода, ТП – объем ТП, предназначенной к выпуску. 3. Метод, основанный на использовании порога рентабельности. Планирование объема выпуска происходит с учетом точки безубыточности – минимального объема выручки. Выручка используется: На возмещение затрат, На уплату налогов, сборов, отчислений, Чистая прибыль При прогнозировании доходов и расходов предприятия используется метод «бюджетирования» - составления бюджета. В первую очередь составляется бюджет продаж. При его составлении необходимо учитывать: 1. Сложившуюся динамику роста объема реализации за предшествующие 3-5 лет.2. Оценку портфеля заказов и последние тенденции поступления новых заказов. 3. Перспективы развития деловой активности, сбытовой и рекламной политики. 4. Развитие отрасли или отраслей, в которых действует предприятие. 5. Макроэкономические показатели (курс рубля, темпы инфляции). После составления прогноза продаж разрабатывают график поступления денежных средств от продаж, прогноз погашения дебиторской задолженности, прогноз издержек производства, а также график наличных выплат. На основе этих данных составляют ряд бюджетов, например бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов. 7. Экономическая сущность, функции и виды прибыли хозяйствующего субъекта. Прибыль – чистый доход, созданный в сфере материального производства и характеризующий фин. результат хоз. деятельности п/п. Бухгалтерская прибыль (убыток) есть конечный финансовый результат, выявленный в отчетном периоде на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса. Бухгалтерская прибыль = прибыль от продаж + операционная прибыль (операц. дох.-операц. Р) + внереализационный результат + чрезвычайный результат. Функция прибыли как меры эффективности производства заключается в том, что именно прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие и т. п. Стимулирующая функция обусловлена тем, что прибыль не только позволяет акционерам компании получать личный доход, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможности для наращивания капитала, а значит, увеличения объема производства, роста сегмента рынка, на котором действует фирма, выхода на новые рынки сбыта, что, в свою очередь, приводит к увеличению рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет. Факторы, влияющие на размер прибыли: 1.Зависящие от деятельности п/п:- конкурентоспособность продукции - организация пр-ва и труда - производительность труда - состояние и эфф-ть производственного и финансового планировании - компетентность руководства и менеджеров и т.д. 2.не зависящие от деятельности п/п: - конъюнктура рынка - уровень цен на потребляемые ресурсы - природные условия - система НО. Модель формирования чистой прибыли п/п: Выручка от продажи – Налоги на оборот и обязательные платежи из выручки (НДС, акциз) – Себестоимость проданных товаров, работ, услуг (без управленческих расходов) = Валовая прибыль – Коммерческие расходы – Управленческие расходы = Прибыль/убыток от продаж + % к получению - к уплате -Доходы от участия в других организациях + Прочие операционные доходы –Прочие операционные расходы +Внереализационные доходы –Внереализационные расходы =Прибыль / убыток до налогообложения – Налог на прибыль =Прибыль / убыток от обычной деятельности +/-Чрезвычайные доходы / расходы =Чистая прибыль ( нераспредел. Пр/ непокр. У) 8. Методы планирования прибыли. Прибыль – чистый доход, созданный в сфере материального производства и характеризующий фин. результат хоз. деятельности п/п. Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли, в первую очередь прибыль от реализации продукции (товаров), выполнения работ. Нормативный метод Величина прибыли в планируемом периоде определяется на основе установленного п/п-ем процента рентабельности на всю реализованную продукцию. Норматив – рентабельность. 1. Показатели рентабельности капитала Рент.активов=Чист.Прибыль/Все активы п/п Рент.инвестиционного капитала=ЧП/Инв Капитал (это соб.средства+долгоср.обязательства) Рент.акционерного капитала=ЧП/Акционерный капитал 2. Показатели рентабельности продукции (издержек) Рент=П от продажи/Полная себестоимость ТП 3. Показатели рентабельности продаж Рент= П от продажи/выручка от продажи Метод прямого счета. Основой расчета служит прогнозируемый объем продаж. Прибыль от продаж = Выручка – Полная с/с продаж Прибыль от продаж = П1 + Птв – П2, П1,2 . П1,2 = Оптовая цена – условно –производственная с/с, Птв – прибыль по товарному выпуску, Птв = Выпуск по оптовой цене – полная с/с Большим недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде. Аналитические методы . 1. На основе затрат на руб. товарной продукции. Он находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу, для проверки. Базой расчета служат затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции, базовая рентабельность. С учетом затрат на 1 тыс. руб. товарной продукции прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции. Рассчитывают по формуле П=[T(100-З)/100%], Где П—валовая прибыль от выпуска товарной продукции; Т—товарная продукция в ценах реализации предприятия; 3 — затраты на руб., на 1 тыс. руб. товарной продукции, исчисленной в ценах реализации. 2. Планирование прибыли на основе базовой рентабельности . Это разновидность аналитического метода расчета прибыли. Основан на сопоставлении показателей за 2 смежных отрезка времени. Прибыль предприятия на предстоящий год устанавливается на основе его прибыли за предшествующий период, скорректированный в зависимости от действия факторов, влияющих на его величину. К таким факторам относятся объем реал, уровень с/с, уровень цен Данный метод используется для планирования прибыли только по сравнимой продукции. Базовая рентабельность— отношение валовой прибыли по товарной продукции к ее себестоимости за отчетный год Использование прибыли Принципы распределения прибыли: - Прибыль, полученная в результате ФХД предприятия, распределяется м/у государством и хозяйствующим субъектом. 9. Показатели рентабельности, порядок расчета, анализ рентабельности. Показатели рентабельности по сути – это показатели прибыльности, но не абсолютные, а относительные. Существует множество показателей рентабельности, поэтому они разделены на группы. 1. Показатели рентабельности капитала Рент.активов=Чист.Прибыль/Все активы п/п Показывает долю прибыли, приходящейся на 1 руб. активов. Рент.инвестиционного капитала=ЧП/Инв Капитал (это соб.средства+долгоср.обязательства) Рент.акционерного капитала=ЧП/Акционерный капитал 2. Показатели рентабельности продукции (издержек) Исп-ся при внутрихоз-х аналит-х расчетах, контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов Т, введении в пр-во новых видов Т. Рент=П от продажи/Полная себестоимость ТП 3. Показатели рентабельности продаж Хар-ет размер Пр, кот. приносит п/п-тию каждый руб реализованной прод-ции. Рент= П от продажи/выручка от продажи Расчет показателей рентабельности нужно обязательно дополнить анализом. Для анализа рентабельности используют двухфакторную и трехфакторную модели рентабельности. Двухфакторная: рентабельность активов ЧП/Активы =ЧП/Выр.от продаж * Выр.от продаж/Активы =Rпродаж * Оборачиваемость активов Трехфакторная модель: ЧП/Акционерный капитал = ЧП/Выр * Выр/СовокКапитал(все активы) * СовокКап-л/СобствКап-л = Rпродаж * Оборачиваемость собств.активов * Структура капитала 10. Финансовые ресурсы и денежные фонды предприятий, их образование и целевое использование. Капитал фирмы. Финансовые ресурсы – это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, поступлений и накоплений, так и за счет различного рода поступлений из вне. Формирование финансовых ресурсов предприятия: Внутренние источники (собственные или приравненные к ним) ( УК, Добавочный капитал, Резервный капитал, Специальные фонды, Прибыль от всех видов деятельности, Амортизация Внешние источники: Привлеченные средства (Кредиторская задолженность, Выпуск ЦБ, Иностранные инвестиции.) Заемные средства (Кредитные ресурсы, Коммерческий кредит, Займы у юридических и физических лиц. Направления использования финансовых ресурсов: 1.Финансирование затрат на производство и реализацию продукции 2.Платежи органам финансово-банковской системы 3.Инвестирование собственных средств в капитальные затраты 4.Инвестирование финансовых ресурсов в ЦБ 5.Направление финансовых ресурсов на формирование фондов социального характера. 6.Использование финансовых ресурсов на благотворительность, спонсорство. Денежные фонды наиболее стабильная часть финансовых ресурсов, имеющая строго целевой характер использования. Фонды, образующиеся на предприятии: Уставный капитал – совокупность основных, оборотных средств, другого имущества, нематериальных активов, а также имущественных прав, имеющих денежную оценку, которые вложены в предприятие его учредителями. Уставный капитал формируется акционерными обществами и составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами (размещенные акции). Уставным капиталом общества определяется минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. АО подразделяются на открытые и закрытые. Акционерное общество, участники которого могут выставлять на прод принадлежащиеим акции без согласия других акционеров, признаетсяоткрытым. АО, акции которого распределяются только среди eгоучредителей или иного заранее определенною круга лиц считаетсязакрытым. УК предназначен для авансирования средств во внеоборотные и оборотные активы. 2.Добавочный капитал - накопленные организацией суммы приращения стоимости от операций с собственным, имуществом или собственным капиталом. Создан за счет:Прироста стоимости имущества в результате переоценки ОФ Эмиссионного дохода (превышение продажной цены акций над номинальной) Суммы курсовых разниц, возникшие при формировании уставного капитала Используется на:Погашение сумм снижения стоимости имущества при переоценке; На увеличение УК Распределения сумм между учредителями организации. 3.Амортизационный фонд. Создается для финансирования воспроизводства ОФ. 4.Резервный капитал. Создается АО в размере не менее 5% уставного капитала общества путем ежегодных отчислении из чистой прибыли до достижения установленного законодательством и учредительными документами размера. Образованный АО резервный напитал может использоваться на следующие цели: 1) погашение образовавшегося по итогам года убытка;2) погашение облигаций общества,3) выкуп акции общества. Резервный капитал используется при отсутствии других источников покрытия. Использование резервного капитала на иные цели запрещается. 5.Фонд накопления. Денежные средства предназначены для развития производства, финансирования капвложений. 6.Фонд потребления. Денежные средства направляются на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение, компенсации. Фонды накопления и потребления формируются в соответствии с учредительными документами, решениями общего собрания акционеров или учетной политики предприятия. 7.Ремонтный фонд. Предназначен для равномерного распределения затрат на особо сложные виды ремонта ОПФ в с/с продукции. |