Реферат: Анализ рентабельности предприятия НПРУП Экран 2
Название: Анализ рентабельности предприятия НПРУП Экран 2 Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ Кафедра менеджмента РЕФЕРАТ На тему: Анализ рентабельности предприятия НПРУП “Экран” МИНСК, 2009 Анализ рентабельности предприятия включает: - анализ рентабельности производства; - анализ рентабельности реализации; - анализ рентабельности важнейших видов продукции; - анализ рентабельности предприятия. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ Анализ рентабельности производства продукции дает возможность установить тот уровень рентабельности, с которым работало предприятие в отчетном году по выпуску продукции. Рентабельность производства продукции (Рпр) определяется по формуле: Рпр = (Птп /Стп )100%, (1) где Птп – прибыль от производства товарной продукции; Стп – себестоимость товарной продукции; Птп = Втп – Стп , (2) где Втп – объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия. Для анализа рентабельности производства составим табл. 1. Таблица 1 Рентабельность производства продукции
Из данных этой таблицы видно, что фактический уровень рентабельности производства за исследуемый период снизился на 13 % с 19,8 % в 2006 г. до 6,8 % в 2007 г. Это объясняется тем, что за отчетный период произошло снижение прибыли и повышение затрат на 1 рубль товарной продукции. Анализируя изменение показателя рентабельности производства продукции за 3 года мы видим, что наивысший результат приходится на 2006 г., это является следствием более быстрого роста прибыли от реализации продукции по сравнению с показателем формирующим знаменатель (темп роста себестоимости), а наименьший результат приходится на 2008 г. На рентабельность реализованной продукции в 2008 г. повлияли непроизводительные потери, в результате чего не дополучено 186 млн. прибыли, в том числе: - потери от простоев составили – 161 млн. р.; - потери от порчи материальных ценностей при хранении на складах – 2 млн. руб.; - потери от брака 7 млн. р.; - прочие непроизводственные расходы – 16 млн. р. Резервы повышения уровня рентабельности производства заключаются в увеличении прибыли от производства продукции за счет снижения себестоимости товарной продукции, путем применения более современных и экономичных технологий, замены дорогостоящего сырья на более дешевое. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а так же влияние факторов на изменение этого показателя (табл.2). Таблица 2 Рентабельность продаж
Рентабельность продаж (Рп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции: Рп = (В – С – КР – УР)/В100% = Пр/В100%. (3) Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты. В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения: В1 и Во – отчетная и базисная выручка; С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость; КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы; УР и УРо – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах. Проводя факторный анализ проанализируем 2007 и 2008 гг. по сравнению с 2006 г., т.е. 2006 г. будет базисным, а 2007 и 2008 гг. будут отчетными. 1. Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж: DРп в = [(В1 – Со – КРо – УРо)/В1 – (Во – Со – КРо – УРо/Во)]100%. (4) 2007 год к 2006 году DРп
в
= 2008 год к 2006 году DРп
в
= В связи с ростом выручки от реализации в 2007 г. рентабельность выросла на 28,6 %, а в 2008 г. по сравнению с 2006 г. - на 9,5 %. 2. Влияние изменения себестоимости продукции: DРп с = [(В1 – С1 – КРо – УРо )/В1 – (В1 – Со – КРо – УРо )/В1 ]100% . (5) 2007 год к 2006 году DРп
с
= 2008 год к 2006 году DРп
с
= Повышение себестоимости продукции привело к снижению рентабельности продаж в 2007 г. на 28 %, а в 2008 г. по сравнению с 2006 г. - на 20,1 %. 3. Влияние изменения коммерческих расходов: DРп кр = [(В1 – С1 – КР1 – УРо )/В1 – (В1 – С1 – КРо – УРо )/В1 ]100%. (6) 2007 год к 2006 году DРп
кр
= 2008 год к 2006 году DРп
кр
= За счет роста снижения коммерческих расходов на единицу продукции в 2007 г. рентабельность продаж увеличилась на 0,1 %, а в 2008 г. за счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж снизилась на 0,1 %. 4. Влияние изменения управленческих расходов: DРп ур = [(В1 – С1 – КР1 – УР1 )/В1 – (В1 – С1 – КР1 – УРо )/В1 ]100%. (7) 2007 год к 2006 году DРп
ур
= 2008 год к 2006 году DРп
ур
= В связи с ростом управленческих расходов рентабельность продаж снизилась в 2007 г. на 3,3 %, а в 2008 г. по сравнению с 2006 г. - на 3,6%. Общее влияние всех факторов составит: 2007 год к 2006 году DРп
общ
= 2008 год к 2006 году DРп
общ
= В 2006 г. прослеживается еще большее снижение рентабельности, которое связано в основном с ростом себестоимости реализованной продукции и управленческих расходов, которые снизили рентабельность на 20,1% на 3,6 % соответственно. Данное увеличение протекало более быстрыми темпами, чем рост цены изделия, т.е. выручки от реализации, которая увеличила рентабельность только на 9,5 %. В конечном счете данное увеличение цены не позволило перекрыть снижение рентабельности продаж связанное с ростом затрат, в итоге предприятие снизило рентабельность продаж на 14,3 %. Подводя итого проделанного расчета можно сделать вывод, что в 2007 г. снижение рентабельности на 2,6 % связано в основном с ростом себестоимости реализованной продукции на 28 % и управленческих расходов на 3,3 % более быстрыми темпами, чем рост цены изделия, т.е. выручки от реализации, которая увеличила рентабельность на 28,6 %. Данное увеличение цены не позволило перекрыть снижение рентабельности продаж связанное с ростом затрат и в итоге предприятие и снизило рентабельность продаж на 2,6 %. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ По рассчитанным выше показателям рентабельности нельзя судить об эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств. Поэтому, наряду с рассмотренными показателями рентабельности необходимо также проанализировать уровень рентабельности в целом, а именно, общей и расчетной. Показатель общей рентабельности рассчитывается по формуле РОБЩ. = ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ ), где ПБАЛ - балансовая прибыль по предприятию, тыс. р. ФОСН - среднегодовая стоимость ОФП, тыс. р. ФОБ - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, тыс. р. Проведя преобразование формулы, можно проанализировать зависимость уровня общей рентабельности от: - размера прибыли на 1 р. реализованной продукции (ПБАЛ \QР ) - фондоемкости (1 / QР ) / ФОСН - оборачиваемости оборотных средств 1 / QР / ФОБ - РОБЩ. = ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ )100 = (ПБАЛ \QР ) / [(ФОСН / QР ) + (ФОБ / QР )] 100; Для анализа влияния отдельных факторов на уровень общей рентабельности необходимо составить следующую табл. 3. Таблица 3 Исходные данные для анализа общей рентабельности предприятия
Для удобства проведения анализа используем следующие обозначения: Р1 и Р0 – общая рентабельность отчетного и базового периодов П1 и П0 – прибыль на 1 р. РП в отчетном и базовом периоде Е1 и Е0 – фондорентабельность в отчетном и базовом периоде К1 и К0 – коэффициент закрепления оборотных средств в отчетном и базовом периоде Данные табл. 2.15 показывают, что уровень общей рентабельности изменился: DРОБЩ = Р1 – Р0 ; в 2007 году увеличился на 0,12 % (10,81-10,69), а в 2008 по сравнению с 2006 г. снизился на 7,56 % (3,13-10,69). 1. Определяем влияние прибыльности: DР1 = П1 / (Е0 + К0 )100 – Р0 ; (8) 2007 год к 2006 году DР1
= 2008 год к 2006 году DР1
= В связи с уменьшением прибыли на 1 р. реализованной продукции общая рентабельность снизилась в 2007 г. на 2,54 %, а в 2008 г. по сравнению с 2006 г. на 7,92 %. 2. Определяем влияние фондорентабельности: DР2 = П1 / (Е1 + К0 )100 – П1 / (Е0 + К0 )100; (29) 2007 год к 2006 году DР2
= 2008 год к 2006 году DР2
= Уменьшение фондорентабельности привело к росту общей рентабельности в 2007 г. на 2,54 %, а в 2008 г. на 0,86 %. 3. Определяем влияние коэффициента закрепления оборотных средств DР3 = П1 / (Е1 + К1 )100 – П1 / (Е1 + К0 )100; (30) 2007 год к 2006 году DР3
= 2008 год к 2006 году DР3
= За счет ускорения оборачиваемости оборотных средств общая рентабельность в 2007 г. увеличилась на 0,12 %, а в 2008 г. замедление оборачиваемости оборотных средств снизило уровень общей рентабельности на 0,5 %. Общее влияние всех факторов составит: 2007 год к 2006 году DРОБЩ
= 2008 год к 2006 году DРОБЩ
= Проведенные расчеты по общей рентабельности предприятия показали, что в 2007 г. по сравнению с 2006 г. наблюдается незначительное повышение рентабельности предприятия на 0,12 % за счет роста оборачиваемости оборотных средств и уменьшения фондорентабельности, отрицательно повлияло на данный показатель снижение прибыльности на 1 реализованной продукции. А в 2008 г. по сравнению с 2006 г. наблюдается значительное снижение рентабельности предприятия на 7,56 % за счет резкого снижения прибыли на 1 рубль реализованной продукции и замедления оборачиваемости оборотных средств и незначительного уменьшения фондорентабельности, что в общем итоге и привело к данному снижению. В 2008г. по сравнению с 2006г. наблюдается значительное снижение общей рентабельности предприятия на 7.56% за счет резкого снижения прибыли на 1 рубль реализованной продукции, замедления оборачиваемости оборотных средств и незначительного уменьшения фондорентабельности. ЛИТЕРАТУРА 1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. В. И. Стражева. - Минск.: Вышэйшая школа, 2007. – 400 с. 2. Баканов, М. И. Теория экономического анализа: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 415 с. 3. Бланк, И. А. Управление прибылью. – К.: «Ника-Центр», 2008.- 544с. (Серия «Библиотека финансового менеджмента», Вып. 2) 4. Бука, Л. Совершенствование анализа прибыли, // Бухгалтерский учет и анализ. 2008, № 11, С.34-39. 5. Производственный отчеты НПРУП «Экран» 2006-2008гг. |