Реферат: Анализ производственно-экономической дечтельности предприятий речного транспорта
Название: Анализ производственно-экономической дечтельности предприятий речного транспорта Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА Кафедра экономики водного транспорта КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Технико-экономический анализ деятельности предприятия» на тему: АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА Выполнила студентка 6 курса гр. ЭУ-2005 Мазаева Ю.А. Проверил преподаватель: Чашина Т.П. Москва 2010 СОДЕРЖАНИЕ Введение............................................................................................................................. .3 1.1. Формирование исходной информации……………………………………………....7 1.2. Анализ выполнения плана по объему перевозок.................................................... 9 1.3.Анализ выполнения плана по объему погрузочно-разгрузочных 1.4. Анализ себестоимости (затрат на рубль доходов) в основной 1.4.1. Анализ себестоимости перевозок грузов............................................................ 15 1.4.2. Анализ себестоимости погрузочно-разгрузочных работ................................... 17 1.5. Анализ формирования прибыли и рентабельности в основной эксплуатационной деятельности предприятий речного транспорта............................ 19 Заключение......................................................................................................................... 21 Список использованной литературы............................................................................... 22 ВВЕДЕНИЕ Метод экономического анализа - системный подход к изучению хозяйственной деятельности предприятий, определения влияния отдельных факторов на выполнение показателей этой деятельности, обобщение итогов их работы. При экономическом анализе используется система показателей, характеризующих всю хозяйственную деятельность предприятия и отдельные стороны ее, раскрываются причины изменения этих показателей и явлений, изучаются взаимосвязи и зависимости между ними. Экономический анализ подразделяется на тематический и системный анализ. Тематический анализ связан с решением частных производственно-финансовых задач. При этом анализе детально исследуются один или несколько участков деятельности предприятий. К частным задачам можно отнести: анализ себестоимости перевозок, производительности труда, выполнения показателей рентабельности, прибыли и других отдельных показателей. При тематическом анализе организуется всестороннее и глубокое изучение отдельной проблемы, выясняются возможные последствия подготавливаемых решений, и оценивается степень их влияния на деятельность всего предприятия. Результаты системного анализа используются при решении крупных производственных задач, например при разработке перспективного плана, или при выработке комплексных мероприятий для повышения эффективности работы предприятия. Системный анализ требует, чтобы хозяйственные процессы рассматривались с учетом условий, в которых они происходят, во взаимосвязи и зависимости друг от друга. Системный анализ требует, чтобы учитывались не только количественные, но и качественные характеристики различных явлений. Экономический анализ использует систему плановых и отчетных данных и аналитических показателей. Методика технико-экономического анализа состоит из ряда приемов, важнейшими из которых являются: • экспертный - оценка ситуации высококлассными специалистами; • рейтинговый - систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показателей; • мониторинг - детальный систематический анализ изменений; • логическое моделирование - построение сценариев, систем показателей и аналитических таблиц; • фундаментальный - изучение основных тенденций и определение основных направлений динамики; • факторный - выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов; • математический - цепные подстановки, арифметическая разница, процентные числа, дисконтирование и др.); • статистический - корелляционный, регрессивный, методы средних и относительных величин, группировки, графический и индексный методы обработки рядов динамики; • методы исследования операций и принятия решений - теория массового обслуживания, сетевое планирование, построение древа целей и ресурсов; • эконометрический - матричный и спектральный анализы, производственная функция и межотраслевой баланс; • экономико-математическое моделирование - линейное и нелинейное программирование. Прием сравнение позволяет дать характеристику явления через другие явления и понятия. Оценка результатов деятельности пароходства требует сравнения большого числа показателей, что предполагает соизмеримость сравниваемых величин, качественную их однородность. Анализируемые данные, как правило, сравниваются по следующим направлениям: плановые показатели с отчетными; отчетные данные с показателями предшествующих периодов; результативные отчетные показатели с аналогичными данными других пароходств; достигнутые результаты со среднеотраслевыми показателями и т.д. Первоначальное сравнение плановых данных с отчетными является важным этапом анализа, дает возможность наметить и выделить отдельные стороны деятельности пароходства, требующие особого изучения. Это позволяет предварительно оценить работу пароходства и предопределить выбор направлений анализа. Прием цепных подстановок. В процессе анализа хозяйственной деятельности предприятия определяется степень влияния различных факторов на уровень анализируемых показателей. Влияние каждого фактора можно измерить количественно. Любой сложный показатель отражает взаимодействие частных явлений и дает количественную характеристику конечных результатов. В процессе анализа выявляют величину изменений частных показателей, по которой можно судить о влиянии тех или иных факторов. Для анализа изучаемые величины следует подразделять на факторы первого, второго, третьего и т.д. порядка. Так, например, сумма доходов за перевозку определяется объемом отправки в тоннах, расстоянием доставки, доходной ставки. Для определения факторов, повлиявших на уровень исследуемого показателя, необходимо изучить и оценить влияние каждой величины в отдельности Сущность способа цепных подстановок заключается в том, что путем замены одного частного планового показателя отчетным получают новую общую плановую величину, которая будет отличаться от плановой лишь одним частным показателем. Разность между этими величинами и характеризует влияние изучаемого фактора; остальные частные показатели остаются при этом неизменными, и их влияние не учитывается, т.е. производится последовательная замена плановой (базисной) величины каждого фактора с фактической его величиной. Влияние показателя устанавливается путем сравнения результата расчета с тем, что был до замены показателя. При этом показатели должны находиться в прямой или обратной пропорциональной зависимости. Как правило, принимается такая последовательность подстановки, когда в качестве переменной величины применяется количественный фактор, а постоянный - качественный. В первую очередь устанавливается влияние количественных факторов, затем качественных. Индексный метод анализа. Индекс - величина относительная, при ее вычислении абстрагируются от абсолютного размера явления, при этом индекс выражает изменение одного явления при условии неизменности другого (других). Поэтому индекс всегда носит элемент условности. Индексы являются относительными показателями и дают представление не о размере явления, а его относительную характеристику. Не все относительные величины можно считать индексами. Индекс - относительный показатель, характеризующий изменение явления во времени или пространстве. При этом сопоставляются явления одного и того же экономического содержания. Прием балансовых сопоставлений. Процесс хозяйственной деятельности осуществляется в условиях баланса непрерывного движения ресурсов. Баланс показывает, с одной стороны, наличие и поступление ресурсов, с другой - их расходование. В настоящей курсовой работе используется фундаментальный, факторный и математический приемы. Основной метод технико-экономического анализа - комплексный системный анализ. Этот метод должен учитывать все факторы в их взаимосвязи и проходить в следующей последовательности: 1) оценка выполнения плана по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности; 2) анализ объема, номенклатуры и качества производимой продукции; 3) анализ организационно-технического уровня и повышение эффективности производства; 4) анализ использования основных средств и материальных ресурсов; 5) анализ использования трудовых ресурсов; 6) анализ себестоимости продукции; 7) анализ финансового состояния предприятия, его прибыльности и рентабельности; 8) анализ расчетов с клиентами, с бюджетом и с банками; 9) комплексная оценка результатов деятельности и финансового состояния по данным бухгалтерского баланса; 10) выводы и предложения. Оформление результатов анализа осуществляется в виде аналитической записки, содержание которой зависит от программы анализа. В данной записке дается оценка выполнения плана, приводятся факторы, оказывающие влияние на результаты работы, указывается степень их влияния, что подтверждается аналитическими расчетами, таблицами и графиками. 1.1. Формирование исходной информации В качестве исходной информации в настоящей курсовой работе используются данные следующих форм отчетов: • формы 10-ВТ «Отчет об отправленных грузах внутренним водным транспортом общего пользования»; • формы ГР-15 «Отчет о выполнении погрузочно-разгрузочных работ»; • формы Б-3 «Отчет о доходах и себестоимости работ в основной деятельности водного транспорта»; • формы 11 «Отчет о наличии и движении основных средств и других нефинансовых активов»; • плана перевозок грузов и погрузочно-разгрузочных работ; • финансового плана предприятия по объему доходов, расходов и прибыли. На основе исходной информации производятся необходимые расчеты и заполняются таблицы №№1-8. При анализе выполнения плана перевозок и погрузочно-разгрузочных работ определяются причины и факторы, вызвавшие изменения в плане и их влияние, используя основные приемы технико-экономического анализа. При анализе формирования себестоимости продукции выявляются текущие изменения цен на материальные ресурсы и другие факторы, влияющие на изменение себестоимости. Анализ накладных расходов проводится отдельно по условно-постоянной и условно-переменной частям. Анализ себестоимости можно проводить либо по статьям, либо по элементам затрат. В существующих условиях лучше анализировать себестоимость по элементам затрат, т.к. существующая система налогообложения предприятий содержит ряд элементов затрат в качестве данных, необходимых для расчета налогов. Кроме того, по отношению к начисленным суммам на оплату труда определяются страховые взносы, поэтому при анализе себестоимости по элементам затрат легко проследить изменение размеров двух взаимосвязанных элементов - фонда оплаты труда и отчислений в соответствующие фонды. Затраты на рубль доходов определяются как частное от деления соответствующих расходов на доходы (ф. Б-3). Рентабельность рассчитывается как частное от деления финансового результата (доходы минус расходы) на расходы в процентах (ф. Б-3). Определяется влияние на прибыль объема реализации, изменение себестоимости и др. факторов. Анализ выполнения доходной и расходной частей финансового плана предприятия проводится сравнение полученных доходов и произведенных расходов с суммами, запланированными по каждой статье доходов и расходов. Отклонения сигнализируют об улучшении или ухудшении финансового состояния предприятия и необходимости реагирования его руководства. 1.2. Анализ выполнения плана по объему перевозок Таблица 1
Влияние структурных сдвигов на выполнение плана перевозок Таблица 2
На конец отчетного периода объем перевозок сухогрузов снизился на 228,4 тыс. т (на 10,87%), суммарный грузооборот сократился на 5,86 млн. т*км (на 0,84%) при наблюдающемся росте средней дальности перевозок с 331,75 км до 369,08 км (на 11,25%). Уменьшение объема перевозок произошло в основном за счет резкого сокращения перевозок зерна (со 109 до 16,196 тыс. т - на 92,804 тыс. т, или на 85,14%) и удобрений (с 5 до 2,050 тыс. т - на 2,950 тыс. т, или на 59%). Также наблюдалось сокращение объема перевозок каменного угля (с 18,8 до 13,519 тыс. т - на 5,281 тыс. т, или на 28,09%), строительных грузов (со 1476 до 1348,196 тыс. т - на 127,804 тыс. т, или на 8,66%), черных металлов (с 50 до 45,796 тыс. т - на 4,204 тыс. т, или на 8,41%). Из положительных тенденций можно отметить некоторое оживление в перевозках лесных (с 2,2 до 2,216 тыс. т - на 0,16 тыс. т, или на 0,73%) и остальных (с 440 до 443,196 тыс. т - на 3,196 тыс. т, или на 0,73%) грузов. В связи с отсутствием отчетных данных по грузообороту анализ изменений грузооборота и средней дальности перевозок провести невозможно. Из-за влияния структурных сдвигов на конец отчетного периода план перевозок в целом по сухогрузам выполнен лишь на 89,12%. Таким образом, недовыполнено от запланированного объема перевозок сухогрузов 10,88% объема, в т.ч.: по строительным грузам - 6,136%, по зерну - 4,42%, по каменному углю - 0,25%, по черным металлам - 0,20%, удобрений - 0,14%. В течение отчетного периода практически не произошло изменений в структуре перевозок лесных грузов, а план перевозок остальных грузов перевыполнен (0,1243%). 1.3. Анализ выполнения плана по объему погрузочно-разгрузочных работ Таблица 3
Влияние структурных сдвигов на выполнение плана погрузо-разгрузочных работ Таблица 4
На конец отчетного периода объем погрузочно-разгрузочных работ уменьшился на 4,451 тыс. т (на 0,037 %), а объем работ в тыс. т-операциях сократился 116,997 т-операций (на 1,46 %). Сокращение объема погрузочно-разгрузочных работ произошло в основном за счет уменьшения перегрузки строительных материалов (на 76,804 тыс. т, или на 1,147 %), в т.ч. руды (на 9,238 тыс. т, или на 4,42 %), лесных грузов (на 3,804 тыс. т, или на 1,578 %). По каменному углю объем погрузочно-разгрузочных работ снизился на 12,804 тыс. т, что составляет 4,184 % . По тарно-штучным грузам, грузам в контейнерах и кооперированию объем погрузочно-разгрузочных работ сократился на 8,196;4,087;85,916 тыс. т, или на 3,401%; 8,014%; 1,954% соответственно. Объем работ сократился практически по всем родам груза: по строительным материалам - на 3,384 тыс. т-операции (или на 0,051%), по лесным грузам - на 2,804 тыс. т-операции (или на 1,163%), по каменному углю - на 1,804 тыс. т-операции (или на 0,406%), по тарно-штучным грузам - на 0,804 тыс. т-операции (или на 0,247%). Увеличился лишь объем работ лишь по руде -на 1,799 тыс. т-операции (или на 0,633%). Изменения в объеме переработки грузов с применением комплексной механизации произошли в основном за счет отсутствия переработки грузов в контейнерах в отчетном периоде. Отклонения от плановых значений составили 110 тыс. т-опер. Из-за влияния структурных сдвигов на конец отчетного периода план погрузочно-разгрузочных работ в целом по сухогрузам практически выполнен. Таким образом, недовыполнение плана по объему составляет 0,037%, в т.ч.; по лесным грузам - 0,0545%, по каменному углю - 0,129%, по строительным грузам - на 1,157%, по руде - 0,093%. По другим родам грузов произошло перевыполнение плана: по тарно-штучным грузам - на 0,47%, по контейнерам - на 0,029%, по кооперированным грузам - на 0,526%. 1.4. Анализ себестоимости (затрат на рубль доходов) в основной эксплуатационной деятельности предприятий речного транспорта. 1.4.1. Анализ себестоимости перевозок грузов Выполнение плана доходов от перевозок Таблица 5
Выполнение плана доходов от перегрузочных работ Таблица 6
Суммарные расходы, относимые на перевозку (с учетом распределяемых затрат по управлению и обслуживанию производства), на конец отчетного периода увеличились по сравнению с плановыми показателями на 249,7 тыс. руб. (или на 7,91%) и составили 3440,3 тыс. руб. По элементам затрат произошли следующие изменения: 1)материальные затраты возросли; а)затраты на топливо и энергию увеличились на 12,4 тыс. руб. (или на 4,19%); б)затраты на материалы увеличились на 2,4 тыс. руб. (или на 0,85%); в)затраты на износ МБП уменьшились на 2,4 тыс. руб. (или на 2,08%); 2)затраты на оплату труда сократились на 1,0 тыс. руб. (или на 0,14%), в т.ч.: а) затраты на рацион бесплатного питания уменьшились на 0,4 тыс. руб. (или на 1,10%); 3) отчисления на социальные нужды сократились на 0,4 тыс. руб. (или на 1,93%); 4) амортизация основных фондов сократилась на 0,6 тыс. руб. (или на 0,24%); 5) прочие расходы возросли: а)затраты на ремонт увеличились на 4,2 тыс. руб. (или на 1,21%); б)аренда судов и механизмов уменьшилась на 1,0 тыс. руб. (или на 7,04%); в)прочие прямые расходы увеличились на 36,1 тыс. руб. (или на 28,90%); 6)распределяемые расходы возросли на 200 тыс. руб. (или на 20,00%), в т.ч.: Динамика расходов, относимых на перевозки Таблица 7
Суммарные расходы, относимые на погрузочно-разгрузочные работы (с учетом распределяемых затрат по управлению и обслуживанию производства), на конец отчетного периода увеличились по сравнению с плановыми показателями на 232,3 тыс. руб. (или на 7,46%) и составили 3343,5 тыс. руб. По элементам затрат произошли следующие изменения: 1)материальные затраты возросли на 20,0 тыс. руб. (или на 3,64%), в т.ч.: а)затраты на топливо и энергию увеличились на 10,0 тыс. руб. (или на б)затраты на материалы увеличились на 10,0 тыс. руб. (или на 5,00%); в)затраты на износ МБП остались на прежнем уровне 100,0 тыс. руб.; 2) затраты на оплату труда не изменились и составили 1000,0 тыс. руб.; 3) отчисления на социальные нужды также не изменились - 35,0 тыс. руб.; 4) амортизация основных фондов увеличилась на 10,0 тыс. руб. (или на 3,33%); 5) прочие расходы остались неизменными. а)затраты на ремонт 200,0 тыс. руб. (не изменились); б)аренда судов и механизмов - расходы отсутствуют и в отчете, и в плане; в)прочие прямые расходы 100,0 тыс. руб.; 6)распределяемые расходы возросли на 202,3 тыс. руб. (или на 21,84%), в т.ч.: 1.5. Анализ формирования прибыли и рентабельности в основной эксплуатационной деятельности предприятий речного транспорта Анализ финансовых результатов
Прибыль предприятий речного транспорта составила всего 2838,20 тыс. руб. (на 361,55 тыс. руб., или на 11,31%, меньше запланированного значения), в т.ч.: • по перевозкам -1529,7 тыс. руб. (перевыполнение плана на 20,70 тыс. руб., или на 1,37%); • по перегрузочным работам -1306,50 тыс. руб. (убыток 382,25 тыс. руб., или на 22,64%, по сравнению с планом). Доходы от перевозок грузов по сравнению с планом возросли на 270,00 тыс. руб., или на 5,74%, в основном за счет увеличения доходов от сдачи судов в аренду (на 200,00 тыс. руб., или на 28,57%). Расходы по перевозкам увеличились на 249,30 тыс. руб., или на 7,81%, в целом за счет роста распределяемых затрат по управлению (на 200,00 тыс. руб., или на 20,0%), прочих расходов (на 39,3 тыс. руб., или на 8,09%) и материальных затрат (на 12,4 тыс. руб., или на 1,79%). Доходы от перегрузочных работ по сравнению с планом снизились на 150,00 тыс. руб., или на 3,13%, в основном за счет уменьшения доходов от портовых и кооперированных работ (на 200,00 тыс. руб., или на 5,96%). Расходы по перегрузочным работам увеличились на 232,25 тыс. руб., или на 7,46%, в целом за счет роста распределяемых затрат по управлению (на 202,30 тыс. руб., или на 21,84%), материальных затрат (на 20,0 тыс. руб., или на 3,64%) и амортизации основных фондов (на 10,0 тыс. руб., или на 3,33%). Рентабельность перевозок и перегрузочных работ сократилась на 3,00% и на 15,20%, или на 6,38 и 27,8% (по сравнению с плановыми значениями) соответственно. Такое изменение рентабельности произошло за счет несоразмерного роста расходов по сравнению с увеличением прибыли: по перевозкам - расходы возросли на 249,30 тыс. руб., а прибыль лишь на 20,70 тыс. руб.; по перегрузочным работам - расходы возросли на 232,25 тыс. руб., а прибыль вообще упала на 382,25 тыс. руб. (убыток от перегрузочных работ). ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате анализа выявились следующие недостатки: 1) план по перевозкам был недовыполнен на 10,88%, хотя план погрузочно-разгрузочных работ был перевыполнен на 0,037%; 2) себестоимость перевозок грузов возросла на 0,89%, а себестоимость погрузочно-разгрузочных работ - на 10,93%; 3) прибыль предприятий речного транспорта в целом сократилась на 11,31%, в т.ч.: от перевозок - возросла на 1,37%, от погрузочно-разгрузочных работ - уменьшилась на 22,64%); 4) рентабельность перевозок и перегрузочных работ сократилась на 6,38. Для снижения себестоимости, увеличения прибыли и рентабельности перевозок и перегрузочных работ возможно принятие следующих решений: а)сократить материальные затраты по статьям «топливо и энергия» и «материалы» за счет более экономного их использования; б)сократить прочие прямые расходы по перевозкам; в)провести мероприятия по увеличению доходов от сдачи судов в аренду, а также прочих доходов портов (маркетинговые исследования рынка транспортных услуг, активный поиск организаций, заинтересованных в перевозке грузов речным транспортом, оказание дополнительных услуг в портах и т.д.). Список использованной литературы 1. М.И.Баканов, А.Д.Шеремет. Теория экономического анализа. - М., 1997. 2. В.И.Легостаев. Анализ хозяйственной деятельности речного транспорта. - М., 1976. 3. А.Д.Шеремет, Р.С.Сайфулин. Методика финансового анализа. - М., 1995. |