Реферат: Основные направления денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе
Название: Основные направления денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе Раздел: Рефераты по экономической теории Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение Денежно-кредитная политика – одно из направлений единой Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства. Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи. Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Конкретные методы и инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства. Вследствие исключительной важности проблем, решаемых денежно-кредитной политикой, средства массовой информации (радио, телевидение, пресса) уделяют ей большое внимание. Особое внимание к ней в последнее время вызвано в связи с глобальным финансовым и экономическим мировым кризисом, начавшимся в 2007 году с ипотечного рынка США, перекинувшегося на ведущие мировые финансовые рынки и, вопреки мнениям ведущих экономистов и финансистов, в середине 2008 года докатившегося до России. Падение мировых цен на нефть привело к кризисному поражению национального хозяйства России, обвалу на фондовом рынке, падению промышленного производства, росту безработицы и усилению инфляции, резкому снижению потребления. В этих условиях Правительством России и Центральным банком России с использованием инструментов денежно-кредитной политики принимались как превентивные меры по предупреждению кризиса, так и меры по стабилизации ситуации на внутреннем финансовом рынке, поддержке банковской системы, предоставляя ей дополнительную ликвидность. В данной работе будут рассмотрены основные цели, инструменты и методы денежно-кредитной политики, взгляды основных макроэкономических школ на концепции денежно-кредитной политики, денежно-кредитная политика в России на современном этапе. 1 Денежно-кредитная политика:цели, инструменты, основные концепции 1.1 Цели денежно-кредитной политики Теории спроса и предложения денег, равновесие на денежном рынке являются научной основой для проведения государством обоснованной, взвешенной денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию экономического развития. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег". С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства. Денежно-кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита). Основные цели денежно-кредитной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство. Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом. 1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством государства, ее проводником является Центральный банк. Он располагает набором средств, которые часто называют инструментами денежно-кредитной политики . Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в форме банковских депозитов, либо на процентные ставки. Инструменты денежно-кредитной политики не должны обязательно использоваться по отдельности. Напротив, обычно используется сразу два инструмента или более, чтобы соответствующие эффекты взаимно усиливали друг друга. Мероприятия такого рода часто называют комплексной политикой. Основными инструментами, с помощью которых Центральный банк наиболее часто проводит свою денежно-кредитную политику по отношению к коммерческим банкам, являются: · операции на открытом рынке; · регулирование официальной учетной ставки; · установление обязательной нормы резервирования. Обладая рядом преимуществ, на сегодняшний день в промышленно- развитых странах операции на открытом рынке по частоте и объему использования являются основным инструментом монетарной политики. Операции на открытом рынке представляют собой куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг или первоклассных коммерческих векселей. Посредством них центральный банк воздействует на ликвидность банковской системы (количество денег в обращении) и процентные ставки. Продажа векселей и облигаций влечет за собой уменьшение денежной массы и падение процентных ставок; покупка имеет противоположный эффект. Операции на открытом рынке обеспечивают гибкий механизм регулирования денежного предложения, поскольку в отличие от других инструментов они оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков, чем обуславливаются гибкость, практичность и оперативность в применении данного метода денежно-кредитного регулирования. Важным отличием данного инструмента от иных средств регулирования, что также определяет его гибкость, является возможность его применения по мере необходимости и в любых количествах, поскольку при его воздействии на объем денежного предложения побочных эффектов, приводящих к негативным последствиям, не возникает. Способность реагировать на краткосрочные тенденции развития рынка, оказывать стабилизирующее воздействие на состояние денежного обращения и экономики в целом является особенностью данного инструмента. Учетная ставка - это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, т.к. они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок (ставок рефинансирования) занимает второе по значению место после политики Центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложения денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью Центрального банка на открытом рынке. Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения Центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками государственных ценных бумаг, т.к. им становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Таким образом, учетная политика Центрального банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность коммерческих банков посредством изменения стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом. Обязательное резервирование (резервные требования) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам. Система обязательного резервирования выполняет следующие функции: - контрольную (за расширением денежной массы путем изъятия избыточных резервов банковской системы); - стабилизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок); - страхования ликвидности и платежеспособности банков. Таким образом, резервные требования выступают инструментом и краткосрочного и долгосрочного денежно-кредитного регулирования. Коммерческий банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. Недовнесенные в фонд денежные средства Центральный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка. В большинстве стран мира используется метод усредненного выполнения резервных требований , что создает саморегулируемую систему стабилизации объемов ликвидности банковской системы и цен на кредитные ресурсы, снижает риски в платежной системе. Центральный банк, применяя рассматриваемый метод, контролирует лишь среднюю величину резервных требований кредитной организации (среднюю арифметическую ежедневных остатков средств на резервных счетах за период поддержания). Соответственно коммерческий банк имеет возможность в период недостатка ликвидности использовать часть резервов для осуществления платежей, предотвращая возникновение сбоев. Одновременно данный подход стимулирует банк в период краткосрочного избытка ликвидных средств поддерживать остаток резервного счета на более высоком уровне по сравнению с установленной величиной резервных требований, при этом происходит автоматическое изъятие избыточной ликвидности. Норматив резервных требований устанавливается в законодательном порядке и представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия различают нормативы общие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части суммы обязательств или кредитов). Устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных активов, на уровень прибыльности кредитных организаций. В начале XXI века в ряде стран стало снижаться значение обязательного резервирования как инструмента денежно-кредитной политики центрального банка. Это связано с расширением круга ликвидных активов коммерческих банков, что позволяет центральному банку частично отказаться от применения резервных требований (которым присущи черты административного контроля) в пользу постоянных рыночных механизмов, число и масштабы развития которых заметно возросли. Помимо экономических методов, посредством которых Центральный банк проводит денежно-кредитную политику, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, ограничение кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён. Также Центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся: - нормативы достаточности капитала коммерческого банка; - нормативы ликвидности баланса; - нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер. 1.3 Взгляд основных макроэкономических школ на концепции денежно-кредитной политики Поскольку в основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в том числе, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом, постольку содержание той или иной концепции денежно-кредитной политики напрямую зависит от того, в рамках какого направления современной экономической мысли она сформирована. К числу современных направлений экономической мысли принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX–начале XX веков, а именно: - маржинализм; - монетаризм; - неолиберализм; - неоклассические направление — австрийская, лозаннская, кембриджская, американская школы. Неоклассическая теория роста П. Самуэльсона; - математические концепции экономического равновесия; - экономическое учение Джона Мейнарда Кейнса – кейнсианство, неокейнсианство. В рамках настоящей курсовой работы не представляется возможным дать даже краткую характеристику каждой из упомянутых выше экономических теорий, поэтому далее подробно рассмотрены два основных направления современной экономической теории в области теории денег и принципы денежно-экономической политики, предложенные этими теориями: кейнсианская теория денег и монетаристкий подход к теории денег. Современные кейнсианцы и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем Валового национального продукта (ВНП), но оценивают по-разному значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - само предложение денег. Кейнсианская теория денег Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие. Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему с многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные. Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект - к изменению в номинальном ВНП. Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство: Y = C + G + I ± NX , где: Y - номинальный объем ВНП; С - потребительское расходы; G - государственные расходы на покупку товаров и услуг; I - частные плановые инвестиции; NX- чистый экспорт. Кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика, а Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина BНП). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг. И, наконец, наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику, помимо прочего, в так называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. (Напомним: низкая процентная ставка свидетельствует о том, что ценные бумаги слишком дороги, следовательно, люди отказываются от их приобретения, держат сбережения в виде денег). Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать на это, т.к. ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП. В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную (денежно-кредитную) политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, фискальная или бюджетная политика. Монетаристский подход В 70-х гг. прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе, его современная форма – монетаризм. Общепризнанным лидером современного монетаризма является известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии, профессор Чикагского университета Милтон Фридмен. Основные положения современного монетаризма: - монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика - внутренне устойчивая система. Все негативные моменты - результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму. - корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объемом ВНП обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Монетаристы отмечали, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И.Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег: M x V = P x Q, где: М - количество денег в обращении; V - скорость обращения денег; Р - средняя цена товаров и услуг; Q - количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год). Произведение Р х Q равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определенное время (Qt) примерно равно объему производства за тот же период (Yt). Тождества здесь нет, т.к. за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t-1). Эти товары войдут в показатель Qt, но не войдут в показатель текущего объема производства Yt. Поскольку доля таких товаров в общем кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство Qt = Yt. Если Р - средняя цена единицы произведенной продукции, то: M x V = P x Y, где: Р х Y - объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП. Тогда Y можно рассматривать как реальный объем ВНП, а Р - как дефлятор ВНП. Отсюда:
Сторонники количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией, поскольку показатель V, конечно меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения, что происходит нечасто и вполне предсказуемо (например, широкое внедрение «пластиковых» денег, расширение сети банкоматов и т.п.). Если величина V постоянна, ее можно заменить определенным коэффициентом k, тогда уравнение количественной теории денег примет вид: kM = PY В такой записи это уравнение выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения. То есть изменение количества денег в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВНП или, иначе, объем производства в денежном выражении определяется количеством денег в обращении при допущении постоянной скорости их обращения. Продолжая теоретические рассуждения, вспомним, от чего зависит реальный объем производства. Его определяют имеющиеся на данный момент в экономике факторы производства (заданная величина). Следовательно, изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией денег уровень цен пропорционален количеству денег в обращении. Но если это так, то и изменение уровня цен будет находиться также в определенной зависимости от изменения денежного предложения. В свою очередь, изменение уровня цен - это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции. Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М.Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию - «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. М.Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношению наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения, привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, что в конечном счете приводит к росту ВНП. Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М.Фридмена: D М » D Y + D Р где: DМ - среднегодовой темп приращения денег (в %) за длительный период; DY - среднегодовой темп прироста ВНП (в %) за длительный период; DР - среднегодовой темп ожидаемой инфляции (в %) (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции - из общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.). Монетарное правило М.Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3-5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать. Денежное правило М.Фридмена легло в основу денежно-кредитной политики в США и Великобритании (рейганомика и тетчеризм) с конца 70-х годов. Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год, был достигнут темп роста ВНП на уровне 3-5% в год. В завершение темы об основных концепциях денежно-кредитной политики следует отметить, что современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем, государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования. 2 Основные направления денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе 2.1 Компетенция Банка России как органа денежно-кредитной политики Банк России выступает проводником денежно-кредитной политики государства. Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской Так, в статьей 75 Конституции Российской Федерации отражено, что «денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля является основной функцией Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Содержание этой статьи Конституции направлено на регулирование ряда важнейших вопросов денежно-финансовой системы в Российской Федерации. Статьей 3 Федерального закона РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» определены цели деятельности Банка России : - защита и обеспечение устойчивости рубля; - развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; - обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. При этом Банк России выступает как единственный Нормами статьи 4 Закона определены функции Банка России, среди которых одними из первых названы следующие: · во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; · монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; Глава VIII Федерального закона РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» полностью посвящена денежно-кредитной политике. Содержание главы VIII Закона приведено в Приложении №1 к настоящей работе. Необходимо отметить, что статьей 35 Закона определены основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России, которыми являются: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 3) операции на открытом рынке; 4) рефинансирование кредитных организаций; 5) валютные интервенции; 6) установление ориентиров роста денежной массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) эмиссия облигаций от своего имени. Статьей 45 Закона определен порядок подготовки и содержание специального документа, регламентирующего и определяющего денежно-кредитную политику Центрального Банка России на предстоящий год, а именно - Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. 2.2 Основные направления денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе и инструменты ее реализации Общие положения и направления денежно-кредитной политики России на среднесрочную перспективу изложены в «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)», утвержденной распоряжением Правительства РФ №38-р от 19 января 2006г. «Программой…» определена главная задача единой государственной денежно-кредитной политики - последовательное снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне, что создаст базовые макроэкономические условия для высоких темпов экономического роста. Предполагается в этот период снижение инфляции до 7-8,5 процента - в 2006 году, 6-7,5 процента - в 2007 году и 5-6 процентов - в 2008 году. В этот период предусмотрено осуществление политики ограничения роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, сглаживание резких колебаний валютного курса, не обусловленных объективными экономическими факторами. Кроме того, в рамках совершенствования денежно-кредитной политики, создающей условия для стабильного развития экономики, Программой определены следующие задачи, решение которых предусмотрено в период 2006-2008 годов: - повышение действенности системы инструментов денежно-кредитной политики для оперативного и эффективного реагирования на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере, а также более активное использование инструментов процентной политики; - дальнейшее развитие системы рефинансирования банков, включая операции прямого РЕПО, ломбардные кредиты, предоставляемые на аукционной основе и фиксированных условиях, кредиты "овернайт", операции "валютный своп", внутридневные кредиты; Динамика изменения ставок рефинансирования ЦБ РФ за период 1998-2008 года приведена в приложении № 2 к данной работе. - расширение Ломбардного списка за счет первоклассных корпоративных ценных бумаг; - обеспечение доступа к механизмам рефинансирования для банков всех регионов Российской Федерации; - использование в качестве операционного ориентира при реализации политики сглаживания колебаний валютного курса корзины из 2 основных мировых валют - доллара США и евро, достаточно хорошо отражающей эффективную стоимость российской валюты по отношению ко всем значимым для российской экономики иностранным валютам. В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год», одобренных Советом директоров ЦБР 18 июня 2007г., представлены основные принципы, цели, инструменты денежно-кредитной политики на 2008 г. и среднесрочную перспективу. Банком России рассматривается три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2008-2010 годах. Первые два варианта предполагают ухудшение ценовой внешнеэкономической конъюнктуры в среднесрочном периоде, третий – ее улучшение. Основным считается второй вариант, по которому рассчитывался и трехлетний бюджет. По этому варианту цена на российскую нефть на мировом рынке снизится в 2008 году до 53 долларов США за баррель, а в 2010 году – до 50 долларов США за баррель. В документе отмечено, что Банком России в 2008 году будут использоваться принципы единой государственной денежно-кредитной политики, сформировавшиеся в последние годы. В «Основных направлениях…» отражена главная цель денежно-кредитной политики в предстоящие три года – постепенное снижение инфляции до 5-6% в 2010 году. При этом на 2008 год ставится задача снизить инфляцию до 6-7% из расчета декабрь к декабрю. Что бы достигнуть установленного показателя, Банк России намерен реализовывать политику инфляционного таргетирования, основной целью которой является снижение инфляции. Для реализации этой политики Банку России потребуется перейти к режиму свободно плавающего валютного курса, а также реализовать меры, направленные на использование процентной ставки в качестве главного инструмента денежной политики. Как и ранее, при реализации денежно-кредитной политики в 2008 году и на среднесрочную перспективу Банком России будут использоваться следующие инструменты:
Кроме того, планируется ряд новыхподходов:
Инструменты денежно-кредитной политики Банка России, применяемые им в 2008 году, отражены в приложении №3 к данной работе. В значительной мере в 2008 году должна продвинуться работа по созданию единого механизма рефинансирования. Предполагается, что это будет система, которая предоставит любой финансово стабильной организации возможность получать внутридневные кредиты, кредиты «овернайт» и кредиты на срок до одного года под любой вид обеспечения. В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов », одобренных Советом директоров Банка России 17 октября 2008г., отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. «В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5 - 6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю)», говорится в документе. Банк России, согласно основным направлениям денежно-кредитной политики, намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов. В документе отражен более высокий, чем предполагалось ранее, размер инфляции в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения. Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов. Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие российской экономики. В этой связи Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2009-2011 годах, три из которых основываются на прогнозах правительства Российской Федерации. В рамках первого варианта, который рассмотрен дополнительно к вариантам прогноза правительства РФ, предполагается снижение в 2009 году среднегодовой цены на российскую нефть до 66 долларов за баррель. В документе отмечается, что в случае снижения цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители, при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита, и, как следствие - изменение условий проведения денежно-кредитной политики. Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики. Заключение Таким образом, денежно-кредитная политика является одним из наиболее важных направлений государственного регулирования рыночной экономики, целью которой, помимо поддержания стабильности цен и финансовой системы, является обеспечение высокого уровня занятости и стимулирование экономического роста. Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудного капитала в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.). К общим методам относятся учетная (дисконтная) политика, операции на открытом рынке и изменение норм обязательных резервов. Среди селективных методов выделяются прямое ограничение резервов банковских кредитов и контроль по отдельным видам кредитов. Главные задачи в области денежно-кредитной политики определены в ежегодно разрабатываемых Центральным банком РФ «Основных направлениях денежно-кредитной политики». В качестве главной цели денежно-кредитной политики в предстоящие три года определено постепенное снижение инфляции до 5-6% в 2010 году. При этом на 2008 год ставится задача снизить инфляцию до 6-7% из расчета декабрь к декабрю. Кроме того, предусмотрено ограничение прироста потребительских цен в пределах 7-8,5%. Конкретный набор инструментов денежно-кредитной политики в 2008 году в существенной мере будет зависеть от факторов, имеющих высокую степень неопределенности: перспектив завершения мирового финансового кризиса, состояния международных рынков товаров и капиталов, курсов основных мировых валют, экономических ожиданий участников внутреннего финансового рынка и др. В этих условиях Банк России будет обеспечивать применение инструментов денежно-кредитной политики как по абсорбированию свободных денежных средств в банковском секторе, так и по предоставлению ликвидности кредитным организациям. Банком России при проведении денежно кредитной политики учитывается нарастание кризисных явлений в мировой экономике, которое привело во второй половине 2008 года к увеличению оттока капитала из страны. Стали снижаться мировые цены на нефть. При сохранении до конца года этих тенденций возможно ослабление платежного баланса и как следствие - изменение условий проведения денежно-кредитной политики. Негативные процессы на мировых финансовых рынках и снижение цены на нефть могут отразиться на итогах экономического развития страны. Глоссарий
Список использованной литературы 1. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями от 10 января, 23 декабря 2003г., 29 июня, 29 июля, 23 декабря 2004г., 18 июня, 18 июля 2005г., 3 мая, 12 июня, 29 декабря 2006г., 2 марта, 26 апреля 2007г., 13, 27 октября 2008г.). 2. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 13 декабря 1991г., 24 июня 1992г., 3 февраля 1996г., 31 июля 1998г., 5, 8 июля 1999г., 19 июня, 7 августа 2001г., 21 марта 2002г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004г., 21 июля 2005г., 2 февраля, 3 мая, 27 июля, 18, 29 декабря 2006г., 17 мая, 24 июля, 2 октября, 2 ноября, 4 декабря 2007г., 3 марта, 8 апреля 2008г. 3. Федеральный закон от 3 февраля 1996г. №17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» 4. Федеральный закон от 27 октября 2008г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года». 5. Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006г. № 38-р «Об утверждении «Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)», 6.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год (одобрено Советом директоров ЦБР 18 июня 2007г.). 7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов (одобрено Советом директоров ЦБР 17 октября 2008г.). 8. Заявление Правительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2005г. №№ 983п-П13, 01-01/1617 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации 9. Положение ЦБР от 29 марта 2004г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» (с изменениями от 13 октября 2004г., 12 апреля, 3 октября 2005г., 27 сентября 2006г., 14 мая, 17 декабря 2007г.). 10. Письмо Министерства экономического развития и торговли РФ от 28 июля 2000г. № ЮБ-78/28 «О концептуальных основах развития банковской системы России». 11. Макроэкономика: Учебник. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. 6-е изд., испр., доп.— М.: Высшее образование, 2006. 12. Макроэкономика: Учебник Ивашковский С. Н. 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2002. 13. Необходимость корректировки целевых установок Банка России при реализации денежно-кредитной политики.Романова А.В. «Финансы и Кредит». Журнал. №45(333)-2008 декабрь. 14. Актуальные задачи государственной денежно-кредитной политики России. Степыкина А.В. «Финансы и Кредит». Журнал. №4(208)-2006 февраль. |