Курсовая работа: Программа игры Кости
Название: Программа игры Кости Раздел: Рефераты по информатике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство науки и образования РФ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Профессионального высшего образования Иркутский государственный технический университет Факультет кибернетики Кафедра вычислительной техники Отчет О курсовой работе Игра "Кости" По дисциплине "Программирование на языке высокого уровня" Выполнил: Студент гр. ЭВМ-08-2 Григорьев Д.Е. Проверила: Егорова Н.Н. Иркутск 2010 Оглавление Сравнение языков - Паскаль и С++ Постановка задачиРазработать программу, моделирующую игру "Кости". Играющий называет любое число от 2 до 12 и ставку, которую он делает в этот ход. В начальный момент у играющего 100 очков. В программе должно присутствовать графическое изображение поверхности кубика при каждом ходе игрока. Программа работает с использованием генератора псевдослучайных чисел. Таблица внешних спецификаций
Cхема иерархии модулей Спецификации модулей
Таблица тестов
Описание работы программыПри запуске программы появляется окно регистрации игрока (рис.1). Рис.1 Регистрация игрока По нажатию кнопки "Начать игру" появляется основное окно программы (рис.2). Рис.2 Основное окно программы Для начала игры необходимо сделать ставку, не превышающую текущий счет и задумать число от 2 до 12. После заполнения полей "Ставка" и "Число" нажимаем кнопку "Принять". После чего активируется кнопка "Бросить кубики" (Рис.4) Рис.4 "Бросить кубики" После броска кубиков программа считает их сумму и выводит результат в поле расположенное справа от кнопки, в случае если сумма кубиков меньше задуманного числа вы выигрываете, и ваша ставка прибавляется к текущему счету (рис.5). Если сумма кубиков равна задуманному числу, то ваша ставка умножается на 4 и так же прибавляется к текущему счету (Рис.6). В случае если сумма кубиков больше задуманного числа Вы проигрываете и ваша ставка отнимается от текущего счета (рис.7). Если у вас закончились очки появится диалоговое окно, в котором вам будут предложены следующие действия (рис.8).: "Повторить" - начинает игру заново. "Выход" - выходит из игры. Рис.5 Сумма кубиков меньше задуманного числа Рис.6 Сумма кубиков равна ставке Рис.7 Сумма кубиков больше задуманного числа. Рис.6 Вы проиграли! Для очистки результатов нажмите кнопку "Очистить результаты". Чтобы ознакомится с правилами игры, нажмите: "Справка" - > "Правила игры". Для начала новой игры зайдите в меню "файл"->"Новая Игра", для выхода "файл"-> "Выход". Сравнение языков - Паскаль и С++Определение языка программирования. Язык программирования - формальная знаковая система, предназначенная для записи программ, задающих алгоритм в форме, понятной для исполнителя (например, компьютера). Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, используемых при составлении компьютерной программы. Он позволяет программисту точно определить то, на какие события будет реагировать компьютер, как будут храниться и передаваться данные, а также какие именно действия следует выполнять над этими данными при различных обстоятельствах. Типы данных и их описание
Описание основных операторов
Form1 // --------------------------------------------------------------------------- #include <vcl. h> #pragma hdrstop #include "Unit1. h" #include "Unit2. h" // --------------------------------------------------------------------------- #pragma package (smart_init) #pragma resource "*. dfm" TForm1 *Form1; AnsiString name; // --------------------------------------------------------------------------- __fastcall TForm1:: TForm1 (TComponent* Owner) : TForm (Owner) { Image3->Visible=false; } // --------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TForm1:: Animate1Close (TObject *Sender) { Edit1->Text=2; } // --------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TForm1:: Image2MouseMove (TObject *Sender, TShiftState Shift, int X, int Y) { Image3->Visible=true; } // --------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TForm1:: Image2MouseDown (TObject *Sender, TMouseButton Button, TShiftState Shift, int X, int Y) { Image3->Show (); } // --------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TForm1:: Image2MouseUp (TObject *Sender, TMouseButton Button, TShiftState Shift, int X, int Y) { Image3->Hide (); name=Edit1->Text; if ( (name! ="") && (name! =" ")) { Form2->Show (); Form2->Label4->Caption=name; Form1->Hide (); } else {ShowMessage ("Ââåäèòå èìÿ"); } } // --------------------------------------------------------------------------- Form2 // --------------------------------------------------------------------------- #include <vcl. h> #pragma hdrstop #include "Unit1. h" #include "Unit2. h" #include "Unit4. h" #include "Unit3. h" #include "Unit1. h" #include "Unit5. h" // --------------------------------------------------------------------------- #pragma package (smart_init) #pragma resource "*. dfm" TForm2 *Form2; int i=0; int v=0; int l=0; int a,b,sum=0; int h,x,st,ns; // --------------------------------------------------------------------------- __fastcall TForm2:: TForm2 (TComponent* Owner) : TForm (Owner) { Form2->Caption = ("Êîñòè " + DateToStr (Now ())); Button2->Enabled=false; Button3->Enabled=false; } // --------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TForm2:: N4Click (TObject *Sender) { Form1->Close (); } // --------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TForm2:: Button2Click (TObject *Sender) { Button3->Enabled=true; a=random (6) +1; b=random (6) +1; i=i+1; Memo1->Lines->Add ("Èãðîê " + Label4->Caption); Memo1->Lines->Add ("Áðîñîê ¹ " + IntToStr (i)); Memo1->Lines->Add ("Ïåðâûé êóáèê = " + IntToStr (a)); Memo1->Lines->Add ("Âòîðîé êóáèê = " + IntToStr (b)); switch (a) { case 1: Image2->Picture->LoadFromFile ("1. jpg"); break; case 2: Image2->Picture->LoadFromFile ("2. jpg"); break; case 3: Image2->Picture->LoadFromFile ("3. jpg"); break; case 4: Image2->Picture->LoadFromFile ("4. jpg"); break; case 5: Image2->Picture->LoadFromFile ("5. jpg"); break; case 6: Image2->Picture->LoadFromFile ("6. jpg"); break; } switch (b) { case 1: Image3->Picture->LoadFromFile ("1. jpg"); break; case 2: Image3->Picture->LoadFromFile ("2. jpg"); break; case 3: Image3->Picture->LoadFromFile ("3. jpg"); break; case 4: Image3->Picture->LoadFromFile ("4. jpg"); break; case 5: Image3->Picture->LoadFromFile ("5. jpg"); break; case 6: Image3->Picture->LoadFromFile ("6. jpg"); break; } sum=a+b; Memo1->Lines->Add ("Ñóììà êóáèêîâ = " + IntToStr (sum)); if (sum == x) { Memo1->Lines->Add ("Âû âûèãðàëè! Âàø âûéãðûøü óâåëè÷èí = ("); ns=ns+st*4; Animate1->Visible=true; Animate1->FileName= ("win. avi"); Animate1->Play (1,60,10000); v=v+1; Memo1->Lines->Add ("Êîëè÷åñòâî ïîáåä: "+IntToStr (v)); Memo1->Lines->Add ("Êîëè÷åñòâî ïîðàæåíèé: "+IntToStr (l)); } else { if (sum < x) { Memo1->Lines->Add ("Âû âûèãðàëè!! = ("); ns=ns+st; Animate1->Visible=true; Animate1->FileName= ("win. avi"); Animate1->Play (1,60,10000); v=v+1; Memo1->Lines->Add ("Êîëè÷åñòâî ïîáåä: "+IntToStr (v)); Memo1->Lines->Add ("Êîëè÷åñòâî ïîðàæåíèé: "+IntToStr (l)); } } if (sum > x) { Memo1->Lines->Add ("Âû ïðîèãðàëè!! =)"); ns=ns-st; Animate1->Visible=true; Animate1->FileName= ("loose. avi"); Animate1->Play (1,60,10000); l=l+1; Memo1->Lines->Add ("Êîëè÷åñòâî ïîðàæåíèé: "+IntToStr (l)); Memo1->Lines->Add ("Êîëè÷åñòâî ïîáåä: "+IntToStr (v)); } Edit1->Text=IntToStr (ns); if (ns<=0) { Form3->ShowModal (); } Memo1->Lines->Add ("Ñîîòíîøåíèå ïîáåä è ïîðàæåíèé: "+IntToStr (v) +" ê "+IntToStr (l)); Button2->Enabled=true; Button3->Enabled=true; // Button4->Enabled=true; } // --------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TForm2:: FormClose (TObject *Sender, TCloseAction &Action) { Form1->Close (); } // --------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TForm2:: Button1Click (TObject *Sender) { if ( (Edit2->Text! ="") && (Edit3->Text! ="")) { ns=StrToInt (Edit1->Text); st=StrToInt (Edit2->Text); x=StrToInt (Edit3->Text); if ( (x<2) || (x>12) || (st>ns)) {ShowMessage ("Ïðîâåðüòå ïðàâèëüíîñòü ââîäà"); } else Button2->Enabled=true; } else {ShowMessage ("Îäíî èç ïîëåé íå çàïîëíåíî!"); } } // --------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TForm2:: Edit2Change (TObject *Sender) { Button2->Enabled=false; } // --------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TForm2:: Edit3Change (TObject *Sender) { Button2->Enabled=false; } // --------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TForm2:: Edit2KeyPress (TObject *Sender, char &Key) { if ( (Key >= '0') && (Key <= '9') || (Key == 8)) {} // öèôðû else { Key = 0; // íå öèôðà } } // --------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TForm2:: Edit3KeyPress (TObject *Sender, char &Key) { if ( (Key >= '0') && (Key <= '9') || (Key == 8)) {} // öèôðû else { Key = 0; // íå öèôðà } } // --------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TForm2:: Image1MouseMove (TObject *Sender, TShiftState Shift, int X, int Y) { Label5->Caption = TimeToStr (Now ()); } // --------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TForm2:: N3Click (TObject *Sender) { Form2->Hide (); Form1->Show (); Edit1->Text=100; Edit2->Text="2"; Edit3->Text="3"; i,v,l=0; Button2->Enabled=false; Button3->Enabled=false; Form1->Edit1->Text=""; Memo1->Clear (); } // --------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TForm2:: Button3Click (TObject *Sender) { Memo1->Clear (); i,v,l=0; Edit1->Text=100; Button3->Enabled=false; Animate1->Visible=false; } // --------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TForm2:: N5Click (TObject *Sender) { Form4->Show (); } // --------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TForm2:: N6Click (TObject *Sender) { Form5->Show (); } // --------------------------------------------------------------------------- Form3 // --------------------------------------------------------------------------- #include <vcl. h> #pragma hdrstop #include "Unit3. h" #include "Unit2. h" // --------------------------------------------------------------------------- #pragma package (smart_init) #pragma resource "*. dfm" TForm3 *Form3; // --------------------------------------------------------------------------- __fastcall TForm3:: TForm3 (TComponent* Owner) : TForm (Owner) { } // --------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TForm3:: Button1Click (TObject *Sender) { Form2->N3->Click (); Form3->Close (); } // --------------------------------------------------------------------------- void __fastcall TForm3:: Button2Click (TObject *Sender) { Form2->Close (); } // --------------------------------------------------------------------------- Листинг программы DelphiForm2 unit Unit2; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, Menus, jpeg, ExtCtrls, ComCtrls; type TForm2 = class (TForm) Image1: TImage; Label1: TLabel; MainMenu1: TMainMenu; N1: TMenuItem; N2: TMenuItem; N3: TMenuItem; N4: TMenuItem; N5: TMenuItem; N6: TMenuItem; Edit1: TEdit; Label2: TLabel; Edit2: TEdit; Label3: TLabel; Button1: TButton; Edit3: TEdit; Label4: TLabel; Button2: TButton; Memo1: TMemo; Image2: TImage; Image3: TImage; Animate1: TAnimate; Button3: TButton; Label5: TLabel; procedure Button1Click (Sender: TObject); procedure FormClose (Sender: TObject; var Action: TCloseAction); procedure N3Click (Sender: TObject); procedure Edit2Change (Sender: TObject); procedure Edit1Change (Sender: TObject); procedure Edit1KeyPress (Sender: TObject; var Key: Char); procedure Edit2KeyPress (Sender: TObject; var Key: Char); procedure Button2Click (Sender: TObject); procedure N2Click (Sender: TObject); procedure Button3Click (Sender: TObject); procedure N5Click (Sender: TObject); procedure N6Click (Sender: TObject); procedure Image1MouseMove (Sender: TObject; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); private { Private declarations } public { Public declarations } end; var Form2: TForm2; k,v,p,a,b,ns,st,x: integer; prov1, prov2: string; implementation uses Unit1, Unit3, Unit4, Unit5; {$R *. dfm} procedure TForm2. Button1Click (Sender: TObject); begin prov1: =Edit1. Text; prov2: =Edit2. Text; if ( (prov1<>'') or (prov2<>'')) then begin x: =Strtoint (Edit2. Text); st: =Strtoint (Edit1. Text); ns: =Strtoint (Edit3. Text); if ( (x<2) or (x>12) or (st>ns)) then begin ShowMessage ('Проверьте правильность вводимых данных'); end else begin button2. Enabled: =true; end; end else begin ShowMessage ('Проверьте правильность вводимых данных '); end; end; procedure TForm2. FormClose (Sender: TObject; var Action: TCloseAction); begin Form1. close; end; procedure TForm2. N3Click (Sender: TObject); begin form1. close; end; procedure TForm2. Edit2Change (Sender: TObject); begin Button2. Enabled: =false; end; procedure TForm2. Edit1Change (Sender: TObject); begin Button2. Enabled: =false; end; procedure TForm2. Edit1KeyPress (Sender: TObject; var Key: Char); begin if ( (Key >= '0') and (Key <= '9') or (Key = #8)) then begin end // цифры else Key: = #0; // не цифра end; procedure TForm2. Edit2KeyPress (Sender: TObject; var Key: Char); begin if ( (Key >= '0') and (Key <= '9') or (Key = #8)) then begin end // цифры else Key: = #0; // не цифра end; procedure TForm2. Button2Click (Sender: TObject); var sum: integer; begin button3. Enabled: =true; ns: =Strtoint (Edit3. Text); k: =1+k; a: =0; b: =0; Memo1. Lines. Add (''); Memo1. Lines. Add ('Игрок : '+ Label1. Caption); a: =random (6) +1; Memo1. Lines. Add ('Первый кубик = ' +inttostr (a)); b: =random (6) +1; Memo1. Lines. Add ('Второй кубик = ' +inttostr (b)); case (a) of 1: Image2. Picture. LoadFromFile ('1. jpg'); 2: Image2. Picture. LoadFromFile ('2. jpg'); 3: Image2. Picture. LoadFromFile ('3. jpg'); 4: Image2. Picture. LoadFromFile ('4. jpg'); 5: Image2. Picture. LoadFromFile ('5. jpg'); 6: Image2. Picture. LoadFromFile ('6. jpg'); end; case (b) of 1: Image3. Picture. LoadFromFile ('1. jpg'); 2: Image3. Picture. LoadFromFile ('2. jpg'); 3: Image3. Picture. LoadFromFile ('3. jpg'); 4: Image3. Picture. LoadFromFile ('4. jpg'); 5: Image3. Picture. LoadFromFile ('5. jpg'); 6: Image3. Picture. LoadFromFile ('6. jpg'); end; sum: =a+b; Memo1. Lines. Add ('Сумма кубиков = ' +inttostr (sum)); if (sum=x) then begin ns: =ns+st*4; Memo1. Lines. Add ('Вы выиграли ! Ваш выигрыш увеличин в 4 раза! =) '); Animate1. Visible: =true; Animate1. FileName: = ('win. avi'); Edit3. Text: =inttostr (ns); v: =v+1; end; if (sum>x) then begin ns: =ns-st; Memo1. Lines. Add ('Вы проиграли! = ('); Animate1. Visible: =true; Animate1. FileName: = ('loose. avi'); Edit3. Text: =inttostr (ns); p: =p+1; end; if (sum<x) then begin ns: =ns+st; Memo1. Lines. Add ('Вы выиграли ! =) '); Animate1. Visible: =true; Animate1. FileName: = ('win. avi'); Edit3. Text: =inttostr (ns); v: =v+1; end; Memo1. Lines. add ('Всего бросков : ' + Inttostr (k)); Memo1. Lines. add ('Из них выигрышей /проигрышей : ' + Inttostr (v) + ' / '+Inttostr (p)); if ns<=0 then begin form3. Showmodal; end; end; procedure TForm2. N2Click (Sender: TObject); begin Form2. Hide; form1. Show; Button2. Enabled: =false; Button2. Enabled: =false; Memo1. Clear; Edit3. Text: = ('100'); Edit1. text: = ('32'); Edit2. text: = ('6'); k: =0; p: =0; v: =0; form1. Edit1. Text: = (''); end; procedure TForm2. Button3Click (Sender: TObject); begin k: =0; p: =0; v: =0; memo1. Clear; Edit3. Text: = ('100'); end; procedure TForm2. N5Click (Sender: TObject); begin form4. show; end; procedure TForm2. N6Click (Sender: TObject); begin Form5. show; end; procedure TForm2. Image1MouseMove (Sender: TObject; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); begin Label5. Caption: = TimeToStr (Now ()); end; end. Form1 unit Unit1; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, jpeg, ExtCtrls; type TForm1 = class (TForm) Image1: TImage; Label1: TLabel; Edit1: TEdit; Label2: TLabel; Image2: TImage; Image3: TImage; procedure Image2MouseDown (Sender: TObject; Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); procedure Image2MouseUp (Sender: TObject; Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); private { Private declarations } public { Public declarations } end; var Form1: TForm1; implementation uses Unit2; $R *. dfm} procedure TForm1. Image2MouseDown (Sender: TObject; Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); begin Image3. Visible: =true; end; procedure TForm1. Image2MouseUp (Sender: TObject; Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); var name: string; begin Image3. Visible: =false; name: =Edit1. Text; if ( (name = '') or (name = ' ')) then begin ShowMessage ('Введите имя '); end else begin Form2. Show; Form1. Hide; Form2. Label1. Caption: =name; end; end; end. Form3 unit Unit3; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, jpeg, ExtCtrls; type TForm3 = class (TForm) Image2: TImage; Button1: TButton; Button2: TButton; procedure Button1Click (Sender: TObject); procedure Button2Click (Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end; var Form3: TForm3; implementation uses Unit2, Unit1; {$R *. dfm} procedure TForm3. Button1Click (Sender: TObject); begin Form2. N2. click; Form3. Close; end; procedure TForm3. Button2Click (Sender: TObject); begin Form1. Close; end; end. ЗаключениеОба языка обладают своими преимуществами и недостатками. И нельзя строго о превосходстве одного над другим - все зависит от того, какую задачу ставит перед собой программист. Так например Pascal более удобен для изучения, является более наглядным для новичков. (И первоначально он был создан как раз для обучения) Но С++ в свою очередь является более компактным, быстрее компилируется. За счет этого на С++ удобнее писать большие и более сложные программы, тогда как Pascal лучше предназначен для обучения и выполнения не самых сложных алгоритмов. Использованная литература1. А. Гусева. Учимся программировать: Pascal 7.0. 2. Фаронов В.В. Turbo Pascal. Учебный курс 3. Бьерн Страустрап. Введение в С++ 4. Липман. С++ для начинающих 5. Эккель Б. Философия С++ 6. http://ru. wikipedia.org/wiki/C++ 7. http://ru. wikipedia.org/wiki/Pascal |