Реферат: Социальные отношения в трудовом коллективе и пути их совершенствования
Название: Социальные отношения в трудовом коллективе и пути их совершенствования Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат |
Федеральное агентство по образованию Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет Кафедра экономики и управления проектами в строительстве Реферат по дисциплине «Экономика и социология труда» Тема: «Социальные отношения в трудовом коллективе и пути их совершенствования» Выполнила: ст. гр. ЭУП-1-07 Рудичева Мария Проверила: Борисова Н. И. Волгоград 2010 Содержание Общая характеристика социально-трудовых отношений . 4 Роли и отношения в трудовом коллективе . 6 Проблемы взаимоотношений в трудовом коллективе . 10 Пути решения проблем, возникающих в трудовом коллективе . 16 Социально-экономическая эффективность труда при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от уровня сплоченности коллектива. Сплоченность коллектива означает единство поведения его членов, основанное на общности интересов, ценностных ориентаций, норм, целей и действий по их достижению. Сплоченность является важнейшей социологической характеристикой коллектива. По своей сущности она аналогична экономической характеристике его производственной деятельности - производительности труда. Цель работы – изучить социальные отношения в трудовом коллективе и пути их совершенствования. Задачи работы:
Общая характеристика социально-трудовых отношений Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Анализ социально-трудовых отношений обычно проводят по трём направлениям: субъекты; предметы; типы. Субъектами социально-трудовых отношений являются индивиды или социальные группы. Для современной экономики наиболее важными субъектами рассматриваемых отношений является: наёмный работник, союз наемных работников (профсоюз), работодатель, союз работодателей, государство. Государство, как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах. Взаимосвязи между субъектами социально-трудовых отношений возникают на различных уровнях: работник-работник, работник-работодатель, профсоюз-работодатель, работодатель-государство, работник-государство и др. Предметы социально-трудовых отношений определяются целями, к достижению которых стремятся люди на различных этапах их деятельности. Принято различать три основные стадии жизненного цикла человека:
На первой стадии социально-трудовые отношения связаны преимущественно с проблемами профессионального обучения. На второй – основными являются отношения найма и увольнения, условий и оплаты труда. На третьей – центральной является проблема пенсионного обеспечения. В наибольшей степени предметы социально-трудовых отношений обусловлены двумя блоками проблем: занятость; организация и оплата труда. Первый из этих блоков определяет возможности обеспечения людей средствами существования, а также реализации индивидуальных способностей. Второй блок связан с условиями труда, характером взаимоотношений в производственных коллективах, возмещением затрат рабочей силы, возможностями для развития человека в процессе трудовой деятельности. Типы социально-трудовых отношений характеризуют психологические, этические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности. По организационным формам выделяют следующие типы социально-трудовых отношений: патернализм, партнерство, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация и конфликт. Патернализм характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия. Примером государственного патернализма может служить бывший СССР. На уровне предприятия патернализм характерен для Японии и для некоторых других азиатских стран. Партнерство наиболее характерно для Германии. Экономика этой страны основана на системе детально проработанных правовых документов, в соответствии с которыми наемные работники, предприниматели и государство рассматриваются как партнеры в решении экономических и социальных задач. При этом профсоюзы выступают с позиций не только защиты интересов наемного персонала, но и эффективности производства на предприятиях и национальной экономики в целом. Отношения партнерства обеспечивают достижение синергетического эффекта от согласованной деятельности людей и социальных групп. Конкуренция между людьми или коллективами также может способствовать достижению синергетического эффекта. Солидарность предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов группы людей. Субсидиарность означает стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем. Субсидиарность можно рассматривать как противоположность патернализму. Дискриминация – это основанное на произволе, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений. При дискриминации нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда. Дискриминация может быть по полу, возрасту, расе, национальности, конфессии и другим признакам. Равенство возможностей в социально-трудовых отношениях обеспечивается, прежде всего, системой законодательства. Для России это, прежде всего Конституция РФ, ТК РФ и Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Россия ратифицировала конвенции Международной организации труда (МОТ) о равенстве возможностей в сфере труда и занятости. Однако в действующей системе законодательства реально отражено равенство возможностей только при приеме на работу (ст.3 ТК РФ) и оплате труда (ст.132 ТК РФ). Конфликт является крайним выражением противоречий в социально-трудовых отношениях. Наиболее явными формами трудовых конфликтов являются трудовые споры, забастовки, массовые увольнения (локауты). Противоречия в социально-трудовых отношениях объективно неизбежны и при определенных условиях необходимы для развития экономических систем. В этом смысле конфликты могут быть полезны, так как они наиболее явно выражают интересы противоборствующих сторон. Однако затяжные конфликты приводят к значительным потерям для предприятия, его сотрудников и экономики страны в целом. Этим определяется необходимость методов рационального управления конфликтными ситуациями. По характеру влияния на результаты экономической деятельности и качество жизни людей социально-трудовые отношения бывают двух типов: - конструктивными, способствующими успешной деятельности предприятия и общества; - деструктивными, мешающими успешной деятельности предприятия и общества. Эффективная система управления персоналом должна учитывать различие характеристик и интересов сотрудников. В частности, необходимо учитывать особенности работы женщин, людей предпенсионного возраста, инвалидов и молодежи. Необходимо уважать религиозные чувства и национальные обычаи. При разработке режимов труда и отдыха, систем мотивации и оплаты следует учитывать особенности творческого труда, семейное положение сотрудников, условия для повышения их квалификации. К числу наиболее важных социальных взаимоотношении относятся взаимоотношения между руководителями и подчиненными. В России экономика десятилетиями функционировала на основе административных методов, а точнее, просто на страхе подчиненных перед начальством. Такие взаимоотношения были особенно откровенными между руководителями различных уровней. Опыт развитых стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами. Роли и отношения в трудовом коллективе Отношения в коллективе возникают между людьми как носителями тех или иных социальных ролей, исполнение которых требует от человека соответствия определенному эталону. Роль показывает, как нужно вести себя по отношению к другим, и что можно ожидать от них. С ролью всегда связываются определенные права, обязанности и ожидания, и индивид, не оправдывающий их, подвергается санкциям, а оправдывающий — поощрению. Разные люди часто имеют различные ценности, представления об одной и той же роли и неодинаково ведут в ней себя. Роли в коллективе подразделяются на «инструментальные», связанные с решением «производственных» задач, и «социальные», которые люди играют в межличностном общении. «Инструментальных» ролей специалисты выделяют восемь: Координатор — обладает наибольшими организаторскими способностями и становится обычно в силу этого руководителем коллектива независимо от своих знаний и опыта. Его главная задача — уметь работать с теми, кто такими знаниями и опытом обладает, и направлять их активность на достижение поставленных целей. Генератор идей — как правило, самый способный и талантливый член коллектива. Разрабатывает варианты решения любых, стоящих перед ним проблем, но в силу своей пассивности, несобранности и т.п. не способен реализовать их на практике. Контролер — сам творчески мыслить не способен, но в силу глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть других к работе по ее дальнейшему совершенствованию. Шлифовальщик — обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости умеет «увязать» ее решение с другими задачами в коллективе. Энтузиаст — самый активный член коллектива; увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели. Искатель выгод — посредник во внутренних и внешних отношениях, придающий определенное единство действиям членов коллектива. Исполнитель — добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве и подбадривании. Помощник — человек, который лично ни к чему не стремится, довольствуется вторыми ролями, но готов всегда оказать содействие другим в работе и в жизни. Считается, что коллектив будет нормально функционировать при полном распределении и добросовестном исполнении перечисленных ролей. Если его членов окажется меньше восьми, то кому-то придется одновременно играть две и более роли, что неминуемо приведет к возникновению конфликтов. Это обстоятельство является одной из причин недостаточной устойчивости небольших коллективов. В первичных оно до некоторой степени компенсируется теснотой связей между людьми, близостью их взглядов и целей, а вот группы числом от пяти до восьми человек оказываются наиболее уязвимыми и чаще всего раскалываются на две враждующие части. В этом смысле предпочтительнее коллективы, насчитывающие в своих рядах 10—12 человек, где внутреннее равновесие достигается гораздо легче. Но при дальнейшем росте числа членов они становятся менее управляемыми. Роли, связанные с межличностными отношениями, обычно делят на ведущих и ведомых. Первую образуют лица предпочитаемые («звезды», авторитетные, честолюбивые, чем-то иным привлекательные для окружающих). Во вторую входят все остальные, включая непредпочитаемых (пренебрегаемые, отверженные, шуты и пр.), с которыми сотрудничают только вынужденно и делают их ответственными за все. Степень признания, которой группа наделяет своих членов, получила название престиж, основу которого составляют власть, личные качества, происхождение, положение в организации. В соответствии с ним люди разделяются на ряд социальных позиций (на первом месте находится лидер), каждой из которых присущи свои нормы поведения и ожидания. Престиж динамичен и не закрепляется за человеком навсегда, и тот может перемещаться по его шкале, которая сама меняется в соответствии с изменением ценностей. В процессе работы в рамках коллектива между его членами возникают следующие типы отношений: — дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии; — дружеское соревнование в виде соперничества в отдельных сферах, в рамках в целом позитивных взаимоотношений; — невмешательство, дистанцирование друг от друга при отсутствии как сотрудничества, так и соперничества; — соперничество, ориентация на индивидуальные цели даже в условиях совместной работы, основанное на общем взаимном недоверии; — кооперация антагонистов — соперничество в рамках общей деятельности и негативных отношений друг к другу. Люди работают лучше, если есть конкуренция, и в коллективах, где она существует, выше производительность, особенно, если оценка производится по личным результатам. Повседневная жизнь в коллективе подчинена ряду законов, среди которых можно особо выделить два — закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса и закон компенсации недостатка одних способностей другими, а также опытом и навыками работы. В соответствии с первым каждый член коллектива будет прикладывать максимум усилий, чтобы сохранить свое «место под солнцем», и действия эти бывают по своему содержанию весьма неоднозначными. С одной стороны они могут выражаться в улучшении результативности и повышении качества работы, всемерном совершенствовании себя, то есть иметь позитивную направленность. С другой стороны, они могут сводиться к различного рода интригам, использованию бюрократических приемов, защите от всего, что несет возможность любых изменений. Действия, подчиненные второму закону, также неоднозначны, ибо компенсировать недостаток одних качеств можно не только активной работой в иных областях, но также и лестью, угодничеством перед руководством, «подсиживанием» соперников и т.п. Наряду с официальными коллективами, создаваемыми для решения «производственных» задач, в организациях существуют коллективы неофициальные, являющиеся неформальными по характеру внутренних отношений, связанные с достижением их членами каких-то личных целей. Они функционируют параллельно с официальными, оказывая на них значительное влияние, которое менеджеру необходимо учитывать в своей работе. Поскольку большинство людей одновременно являются членами двух коллективов, они находятся под воздействием с одной стороны официальных целей, а с другой — целей неофициального коллектива. Если эти цели совпадают, или не противоречат друг другу, человек будет охотно поддерживать официальную линию, но в случае их несовпадения предпочтение, как правило, будет отдаваться целям неофициального коллектива, несмотря на возможную серьезную конфронтацию с руководством. Поскольку неофициальный коллектив всегда становится на защиту своих членов, большинство из них ценят хорошие отношения с товарищами выше благодарности руководителя и боятся потерять их расположение в большей степени, чем получить выговор от начальства. Проблемы взаимоотношений в трудовом коллективе Одним из основных видов мотивов, побуждающих человека трудиться в коллективе, являются социальные мотивы. Именно благодаря им, человек готов выполнять свою работу, ориентируясь не только на ее содержание и материальную компенсацию труда, но и на возможность занять определенное место в социальной структуре коллектива. Это позволяет ему получать моральное удовлетворение от труда, возможности самовыражения и от отношения окружающих, определенного статусом человека в трудовом коллективе. Вместе с тем, любой коллектив формируется из отдельных людей, имеющих разный жизненный опыт, разное мировоззрение и разный уровень профессиональных знаний и умений. Эти особенности членов коллектива влияют на взаимоотношения в трудовом коллективе, на возникающие проблемы и пути их решения. Отдельным полюсом влияния, определяющим основные принципы взаимодействия и решающим проблемы взаимоотношений в трудовом коллективе, является его руководитель. В процессе общения между членами коллектива особо заметно проявляется регулятивная функция общения, как воздействие коллектива на поведение, активность, систему ценностей членов коллектива с целью своеобразной стандартизации. Именно поэтому члены коллектива, выделяющиеся из общих стандартов, имеют проблемы во взаимоотношениях с другими членами коллектива. Существует несколько проблемных зон во взаимоотношениях в трудовом коллективе. 1. Вхождение и адаптация нового работника в коллективе. Новый работник не может в полной мере проявить себя как личность, так как его мировоззрение, воспитание и опыт могут входить в противоречие с нормами трудового коллектива, который успешно подавляет индивидуальность любыми способами. С необходимостью адаптации в трудовом коллективе многократно сталкивается любой взрослый человек на протяжении трудового периода своей жизни. Адаптация в целом направлена на сохранение стабильности взаимодействия человека с окружающим миром. Однако, в связи с тем, что и человек и окружающая его среда постоянно изменяются, то завершение адаптации в принципе невозможно. Поэтому и адаптация в трудовом коллективе тоже вечна как понятие и состояние и характеризуется определенными этапами. Наиболее важным является этап адаптации в новом трудовом коллективе. Трудоустройство на новую работу относится к наиболее стрессовым событиям из-за его влияния на внутреннее состояние и поведение человека. Однако и для сложившегося коллектива появление нового участника также вносит изменения в ритм работы и взаимоотношения. Поэтому происходит адаптация членов коллектива к новому работнику. Смена статуса внутри коллектива является еще одним событием, запускающим механизм адаптации в трудовом коллективе. Причем при повышении статуса работника в собственном коллективе, связанного со служебным ростом, процесс восстановления гомеостаза в коллективе может быть даже значительно сложнее, чем назначение на такую же должность в другой коллектив, так как действия нового руководителя иногда сталкиваются со значительным противодействием со стороны уже бывших товарищей. Однако обычно, говоря об адаптации в коллективе, имеется в виду именно адаптация в новом коллективе. Новый работник должен за достаточно короткое время проявить свои профессиональные умения, то есть фактически доказать, что его не зря взяли на это рабочее место. Именно одновременность начала профессиональной деятельности в новом трудовом коллективе и необходимость налаживания отношений с окружающими делает этот период таким сложным. Поэтому получается, что адаптаций на самом деле несколько – адаптация профессиональная и адаптация социально-психологическая. 2. Усилившаяся потребность работника в максимальной персонализации после завершения первичной адаптации побуждает его к поиску средств и возможностей для восстановления своей индивидуальности, что может не приветствоваться в коллективе, так как вносятся изменения в имеющуюся систему распределения ролей и привилегий. Это своего рода период бунтов. Индивид не имеет возможности осуществлять свои потребности в персонализации раньше, чем сможет освоить существующие в коллективе нормы (нравственные, учебные, производственные и др.), а также не освоит все приемы и средства деятельности, которыми владеют другие его члены. Человек должен уподобляться окружающим членам коллектива до тех пор, пока будет стоять задача – «быть как все». Данные задачи достигаются некоторыми более, другими менее успешно, однако, все это происходит в переживании определенной потери своих индивидуальных отличий. При этом человеку иногда кажется, что он растворяется в «общей массе». Происходит что-то вроде временной утраты личности, но это его чисто субъективные представления. Уже на данном этапе индивид может при определенных ситуациях выступать для окружающих как личность. В ситуациях, когда индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода и перейти на этап персонализации, у него, вполне возможно, будет создаваться безынициативность, соглашательство, появится ощущение робости и неуверенности и в себе и в своих возможностях. В случае, когда человек находясь на этапе индивидуализации, делает попытки реализовать свои потребности «быть личностью», предъявляя другим членам коллектива свои индивидуальные отличия, которые те не приемлют и отвергают как не соответствующие их потребностям и интересам, то это способствует порождению у человека агрессивности, замкнутости, подозрительности, завышению собственной оценки, происходит «уход в себя». Возможно, именно отсюда выходит «мрачность» характера и озлобленность. 3. Разногласия между профессиональными взглядами и подходами к решению задач и проблем организации ведущих работников по своим направлениям. Не следует оценивать разногласия между сотрудниками как однозначно «плохое» или «хорошее» явление. Расхождения во взглядах могут, как принести пользу компании, так и вызвать пагубные последствия, значительно снизив эффективность сотрудников организации в целом. Когда разногласия обостряются, люди теряют способность действовать осознанно. Часто они даже не понимают, о чем спорят, и вместо того чтобы прислушиваться друг к другу, выдвигают взаимные обвинения. Иногда спор возникает из-за того, что люди по-разному понимают проблему, располагают разными сведениями, доверяют либо не доверяют той или иной информации, а то и просто неодинаково оценивают собственную власть и полномочия. Если стороны не сумеют определить природу разногласий, дискуссии будут вестись бесконечно, и взаимное непонимание со временем лишь усилится. 4. Проблемы взаимоотношений между сложившимися группами работников. Могут возникнуть как внутри небольшого отдела, так и между отделами организации. Примером первого случая может быть «дедовщина» по возрасту, второго - борьба между отделами за влияние и ресурсы организации. В эпоху жесткой конкуренции на рынке труда России расцветает «офисная дедовщина». Проблема моббинга (травли сотрудника в коллективе) становится особенно актуальной в наше время: люди озлоблены, в воздухе витает страх потери работы, а желанием добиться своего любой ценой уже никого не удивишь. Это так называемый "моббинг", который происходит в стенах каждого пятого офиса и дестабилизирует обстановку в коллективе, снижает работоспособность сотрудников, ведет к увольнению наиболее ценных кадров и, как следствие, к потере прибыли. Существует ряд причин, которые могут превратить обычного сотрудника в жертву моббинга. Настроить коллектив против себя можно, надев слишком откровенный наряд, подчеркнув свое превосходство, неважно какое - возрастное, статусное или внешнее, похваставшись перед коллегами своими успехами или, наоборот, пожаловавшись на то, что дела идут из рук вон плохо. Постоянные просьбы, заигрывание с противоположным полом, странная манера говорить, редкое хобби или вредная привычка - вот те факторы, которые могут стать определяющими при выборе объекта офисной травли. Не стоит забывать и о сотрудниках, которые в течение многих лет работают в данной организации, так как в каждом новом работнике «старожилы» видят реальную или потенциальную угрозу. Кто знает, на что способен «варяг»? А если он будет работать лучше представителей старой команды? Не исключено, что шеф решит уволить ветеранов. Опасаясь за свое благополучие, сотрудники пытаются максимально быстро избавиться от новичка. Для этого используются самые разнообразные методы: бойкот, пренебрежение, насмешки. В большинстве случаев люди унижают других, потому что боятся показаться слабыми и неуверенными на их фоне. А дедовщина в коллективе — хороший защитный экран, за которым можно скрыть свои комплексы. Соперничество за ресурсы существует в организации всегда. Но даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Не имеет значения, чего конкретно касается это решение - люди всегда хотят получать больше, а не меньше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта. 5. Кризис власти в трудовом коллективе. Проблемы взаимоотношений возникают при череде административных ошибок, в том числе и с неправильным распределением служебной нагрузки, и одновременном наличии в коллективе неформального лидера. Коллектив может разделиться на группы поддержки лидеров. В любом коллективе есть отношения «лидер — последователи», и трудовой коллектив не является исключением. При этом лидер может быть формальным и неформальным. Руководитель — это формальная позиция, наделенная властью: статус начальника поддерживают правила, регламенты и инструкции. Неформальный лидер влияет на людей вне зависимости от своего места в корпоративной иерархии и опирается лишь на свой авторитет и сложившиеся отношения с коллегами. Узнать руководителя в офисе можно издалека — он занимает отдельный кабинет, отдает распоряжения и требует результатов точно в срок. Вычислить с первого взгляда серого кардинала не так легко. Внешне он может не отличаться от коллег, но при этом умело подчинять их своим идеям. Иногда даже сами сотрудники могут не осознавать степень его влияния, но первыми обращаются к «неформалу» в случае возникновения сложной ситуации и обсуждают рабочие планы с ним активнее, чем на официальной планерке. Некоторые эйчары полагают, что появление неформального лидера — закономерность любого коллектива. Ведь помимо официальной власти, люди стремятся и к налаживанию неформальных отношений. И какой бы замечательный руководитель не стоял у руля, серый кардинал в коллективе все равно появится. Другие специалисты наоборот, утверждают, что офисные лидеры появляются в среде, где руководитель упускает ряд своих функций. А неформальный лидер незаметно берет их на себя. Серый кардинал в офисе как обратная сторона медали качеств руководителя. Если в компании принят жесткий авторитарный стиль руководства, и начальство не способно наладить дружеские отношения с подчиненными, то коллектив на это отзовется общительной и обаятельной «оппозицией», которая будет снимать напряжение в отношениях, всех выслушивать и успокаивать. Большинство руководителей придерживаются мнения, что своих лидеров надо всячески поощрять и мотивировать. Создать конструктивному «неформалу» максимально комфортные условия для общей цели компании вполне оправданно. Ведь именно неофициальные лидеры служат проводниками информации в коллективе, укрепляют командный дух, помогают адаптации новых сотрудников. И только от грамотности руководителя зависит, сможет ли он направить талант своего необычного сотрудника в нужное русло. Но наряду с конструктивными лидерами, существуют и деструктивные, которые направляют свое влияние на подрыв авторитета руководителя, саботируют его решения, противятся всяким переменам и в целом снижают эффективность работы. Считается, что неуверенный в собственном авторитете и профессионализме начальник всегда будет стараться неформального лидера устранить. А мудрый руководитель сможет признать свои слабости и определенную некомпетентность в управлении, оттого договориться с «теневым» лидером для него не составит труда. Но самый лучший способ сработаться с неформальным лидером — перевести его в формальные руководители. И либо человек, получив власть, станет обычным начальником, который отдает приказы и требует их исполнения, либо станет лучшим руководителем, совместив свое состояние души с должностью. 6. Личная неприязнь между работниками, возникшая по объективным или субъективным причинам, является одной из самых распространенных проблем во взаимоотношениях в трудовом коллективе. Сотрудники могут невзлюбить друг друга с самого начала их совместной работы, даже если они практически не пересекаются, сталкиваясь лишь не чаще одного раза в неделю. Пути решения проблем, возникающих в трудовом коллективе Решение проблемы адаптации в трудовом коллективе во многом зависит от самого человека, который входит в этот коллектив. Адаптированность работника к конкретной трудовой среде будет проявляться в его реальном поведении и в конкретных показателях трудовой деятельности. Молодой сотрудник, вошедший в коллектив, должен понимать, что до него здесь уже сложились свои законы, интересы и межличностные связи, которые работают по своей определенной схеме. Очень важно, чтобы человек сумел правильно скоординировать свои действия и не выделялся среди других. Например, проявленный интерес к работе коллег, поможет ему завоевать определенное доверие и приобрести профессиональный опыт. Не последнее место занимает личностный потенциал работника, совокупность его черт и качеств: уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению, уравновешенность, объективность и т.д. Для процесса адаптации также важно условие соответствия сотрудника данной профессии, занимаемой должности. Новичок должен вначале вникнуть в суть своей работы, обучиться некоторым навыкам, если это необходимо, а в дальнейшем исполнять качественно свои обязанности. Для этого также необходима личная заинтересованность сотрудника в эффективности труда. Но и со стороны коллектива должна идти ответная реакция, то есть работники не должны отказывать в помощи новому коллеге, а наоборот пойти ему на встречу и поспособствовать лучшему приему в их коллективе. Это зависит от атмосферы, психологического климата и дисциплины, которая существует в коллективе и, как правило, устанавливается руководством предприятия. Очень многое зависит от отношения руководителя со своими подчиненными. Если в отделах, подразделениях организации будут налажены хорошие взаимоотношения, то новому сотруднику, конечно, легче влиться в трудовой коллектив. Чтобы наладить такие отношения руководству нужно провести ряд мер, например таких, как: строгий отбор персонала (анкетирование, собеседование); проведение собраний коллективов, где напрямую можно пообщаться с подчиненными, различные поощрения сотрудников за успехи в работе (премии) и т.д. Таким образом, успешная адаптация обеспечивается:
Проблема персонализации очень тесно перекликается с проблемой адаптации, можно сказать, что является следующим этапом адаптационного периода. На данном этапе человек, вошедший в коллектив, должен больше внимания уделить своим действиям, поступкам, своему поведению. Не надо впервые дни работы устанавливать свои правила и показывать недовольство, стараться выделиться, все это может вызвать у коллектива негативное отношение к новому сотруднику, и ситуация перерастет в конфликт. Процесс персонализации будет проходить в зависимости от личного восприятия и поведения нового человека в коллективе, это и покажет, как сложатся в дальнейшем его трудовые отношения. Но необходимо также учитывать все те факторы, о которых уже говорилось при решении проблемы адаптации. Часто в процессе работы между сотрудниками возникают разногласия в подходах к решению каких-либо профессиональных задач и, чтобы меньше возникало противоречий между их профессиональными взглядами, можно прибегнуть к так называемому коллективному управлению, но создание такой структуры должно идти по инициативе руководства предприятия. Коллективное управление предполагает, что руководитель в той или иной мере передает дело выработки и принятия решения в руки коллектива подчиненных, оставляя за собой задачи, связанные с созданием необходимых для их работы условий, определением границ пространства решений, разрешением конфликтов, консультированием. И даже координацию работы коллектива берет на себя один из рядовых участников, наиболее подходящий для выполнения этой миссии. Коллективное управление на уровне организации происходит путем участия сотрудников в работе специальных органов — производственных советов, консультативных комитетов, «рабочих директоратов» в основном по вопросам организации и регламентации труда, вознаграждения, продолжительности рабочего времени, отпусков. Они также привлекаются к консультациям по научно-техническим вопросам и выработке политики занятости. Целесообразность коллективного управления в том, что:
Современные специалисты полагают, что превосходство групповых решений над индивидуальными обусловлено наличием у группы большей информации, значительного творческого потенциала, разумным риском, применением более эффективной тактики выдвижения идей, активизацией каждого в рамках дискуссии, возможностью быстрого корректирования ошибок, социальной поддержкой, облегчающей мышление, духом соревнования. Причем, чем выше уровень развития группы, тем эти преимущества значительнее. В то же время, при творческих задачах, требующих нестандартного подхода, строгой логичности мышления, групповое решение может оказаться хуже отдельно взятых индивидуальных, ибо здесь теряются многие оригинальные идеи, дополнительная разработка которых многое бы дала. Поэтому на практике нужно разумно сочетать ту и другую форму. Коллективное управление наиболее эффективно в том случае, когда необходимо найти решение сложной многоаспектной задачи на основе совместных знаний и опыта специалистов разных отраслей деятельности. Оно позволяет принять участие в решении проблем, особенно спорных, всем заинтересованным лицам, прежде всего будущим исполнителям, в том числе рядовым, что повышает их заинтересованность в дальнейшей работе, помогает расширять свои знания и повышать квалификацию. Наконец, коллективное управление, предполагающее объединение специалистов различных структурных подразделений, позволяет укреплять внутренние взаимосвязи в организации, улучшить обмен информацией. В результате быстрее и квалифицированнее решаются сложные и противоречивые проблемы, и одновременно снижается вероятность ошибок; принятому решению обеспечивается широкая поддержка и более активное исполнение; укрепляется моральный дух работников и их преданность организации. Успех коллективного управления во многом зависит и от руководства этим процессом, чаще всего осуществляемого лицом которому группа в наибольшей степени доверяет. Он должен создать комфортную обстановку, позволяющую расслабиться и полностью «погрузиться» в работу; а самому, находясь «в тени», стимулировать творчество. Еще решение данной проблемы я вижу в помощи третьей стороны, или это можно по-другому назвать – посредничество. Посредничество представляет собой добровольное вмешательство в конфликт третьей стороны в целях содействия решению разногласий методом поиска компромисса в трехсторонних переговорах. Компромиссный стиль, проблемно-поисковый метод и консультативные роли отличают посредничество от нормативно-властных видов конфликтного менеджмента, способных урегулировать конфликт, но не решить его. Конфликт урегулирован, если одна из конфликтующих сторон принимает убытки или обе стороны подчиняются связующим решениям третьей стороны. Конфликт решен, если его исход удовлетворяет обе стороны, выражает их интересы и ценностные приверженности. Офисная дедовщина — достаточно распространенное явление на рынке труда. Эта проблема, к сожалению, свойственна и крупным корпорациям, и мелким фирмам, и государственным учреждениям. Групповой травле со стороны коллег может подвергнуться и менеджер, и рядовой специалист. Правда, чем выше статус сотрудника, тем меньше вероятность, что он станет инициатором, участником или жертвой загонной охоты на человека. Подобные жестокие развлечения больше характерны для работников низшего или среднего звена — так называемого офисного планктона. Чтобы избежать этого конфликта с сослуживцами можно попробовать вывести их на откровенный разговор и выяснить причины негатива и решить дело миром. Но такой дипломатический подход, к сожалению, помогает далеко не всегда, а в некоторых случаях только усугубляет положение. Обидчики могут воспринять намерение обсудить с ними проблему как признак слабости и удвоить давление. Следует также учитывать, что есть категория людей, получающих удовольствие от унижения других. Пытаться достучаться до их совести и сострадания бесполезно. Кроме того, вряд ли стоит изливать душу и советоваться с теми членами третирующей группы, которые на первый взгляд невольно втянуты в травлю или соблюдают нейтралитет. С большой долей вероятности содержание таких бесед вскоре станет известно «дедам» и лишь подогреет их пыл. Впрочем, и глухая оборона тоже не лучший выход из ситуации. Скорее всего, работника не оставят в покое, даже если он будете всех игнорировать. Лучшая защита, как известно, нападение. Если сотрудник достаточно уверен в себе, хорошо владеет приемами дискуссии и в отличие от своих противников является хорошим специалистом, можно попробовать в удобный момент профессионально дискредитировать кого-нибудь из зачинщиков в глазах коллег или начальства. Кроме того, весьма эффективен такой проверенный способ, как обращение по поводу нездоровых отношений в отделе к сотрудникам департамента по вопросам персонала или напрямую к вышестоящему руководству. Если начальство заинтересовано в человеке как в специалисте, оно найдет способ, навести порядок. К тому же это в интересах владельцев предприятия, ведь известно, что моббинг может серьезно подорвать бизнес. При поступлении на работу в целях профилактики офисной дедовщины работнику необходимо первое время быть очень внимательным в выборе друзей, контролировать свои поступки и информацию, которую он озвучивает. Нужно присмотреться к новым сослуживцам и лишь, потом переходить к более активным действиям по позиционированию себя в коллективе. Полезно с самого начала досконально обсудить с кадровиком или непосредственным начальником свои должностные обязанности, дабы в будущем не возникали конфликты с сотрудниками по поводу того, что их коллега отлынивает от каких-то поручений. Практически в любом офисе есть ловкачи, желающие навесить на новичков часть своих функций. Как решить проблему, касающуюся неформального лидера в трудовом коллективе? Неформальный лидер может стать серьезной проблемой или надежной опорой для руководителя. В любом случае важно знать неформальных лидеров в лицо, использовать силу их влияния на благо компании или избавляться от них, если ситуация выходит из-под контроля. Неформальный лидер, не будучи руководителем, пользуется большим влиянием в коллективе. Такой человек может добиться саботажа решений менеджмента, увести из компании часть коллектива, устроить забастовку. Но неформальный лидер может быть очень полезен руководителю, например, помочь внедрить инновации в компании, которые обычно плохо идут из-за сопротивления среднего менеджмента. Можно предложить еще несколько способов борьбы с такими «неформалами»: например, загрузить их работой или перевести в другой отдел. И в случае, если ни один из методов не помогает, то обычно советуют планомерно подрывать репутацию лидера, компрометировать его в глазах коллектива и затем увольнять. Понятно, что хороший руководитель вначале попытается установить контакт с неформальным лидером, использует все шансы, чтобы не потерять сотрудника, а если данные действия не окажутся успешными, все-таки придется прибегнуть к увольнению. На практике личная неприязнь встречается довольно часто, и она изощренно многолика. В ста процентах случаев личная неприязнь практически полностью блокирует работу людей, так как сотрудники, испытывающие личную неприязнь друг к другу, не могут общаться. Можно говорить, что они в отношении совместной работы полностью или частично недееспособны. Личная неприязнь отравляет жизнь человека, приносит крайний дискомфорт ему и его оппоненту. Интересно, что на работе личная неприязнь может появиться между людьми даже в коллективах, где подобрались все хорошие люди, где точно нет людей ленивых, лживых, вороватых. Личная неприязнь может атаковать сотрудников из любого коллектива. С проблемой личной неприязни тяжело бороться, однако можно попробовать найти выход и из такой ситуации. Если люди хотят избавиться от личной неприязни, то самое главное - кому-то сделать первый шаг на встречу другому и поговорить откровенно о своих чувствах и том вреде и дискомфорте, который они испытывают. Прямой разговор является основным средством устранения личной неприязни. Иногда достаточно пары искренних комплиментов или подчеркнутой поддержки мнения "оппонента" на одном из совещаний. Ведь личная неприязнь включается у людей от личных претензий, когда человек видит, что его атакуют как личность. Если дать другому человеку понять, что его ценят как личность и разногласия с коллегой только по рабочим вопросам, то личная неприязнь может испариться без следа и даже перерасти в дружбу. Возможно, при решении проблемы личной неприязни необходимо прибегнуть к помощи третьего лица. Как правило, третьим лицом на работе является руководитель. Руководитель не имеет права пассивно наблюдать, как в его коллективе воцаряется личная неприязнь. Задача третьего лица очень простая - выяснять у враждующих их отношение друг к другу и причины претензий. Часто бывает так, что враждующие хорошо относятся друг к другу, но оба думают, что оппонент его ненавидит. В этом случае если посредник, передав одному, что другой его вовсе не ненавидит, и то же самое передаст другому, то сможет погасить конфликт очень быстро, либо подготовить обоих к разговору по душам. Также третье лицо может передать оппонентам взаимные претензии друг друга и дать им возможность оправдаться перед друг другом или узнать, наконец, что поведение одного из них могло обидеть другого, а он этого не хотел. Но основная задача посредника - заставить людей поговорить на эту тему, предварительно подготовив их к разговору, и, если возможно, контролируя разговор с целью гашения обидных реплик. Можно сделать общий вывод, что большую роль в формировании и сплочении коллектива играет стиль руководства. Руководитель в своей повседневной деятельности должен учитывать, что его работники обладают различными характерами, социально-психологическими качествами, различной общеобразовательной и специальной подготовкой. Это требует от него изучения их характера, умения выбрать способы воздействия на человека в зависимости от черт характера, специфики деятельности, социальных характеристик. Далеко не каждый специалист может быть хорошим руководителем. Однако проблему формирования отношений в коллективе, его сплочения следует рассматривать не только через систему отношений руководитель-подчиненный, но и подчиненный-руководитель. Подчиненные знают, каким должен быть руководитель и как он должен строить свои отношения с подчиненными: соблюдать определенные правила общения, учитывать индивидуальные особенности подчиненных, их состояние здоровья, настроение и т.д. Это в полной мере относится и к подчиненным. Нередко требовательность руководителя к подчиненному воспринимается последним как жестокость, черствость, придирки. Сплочение коллектива предполагает, прежде всего, выявление причин конфликтования и проведение соответствующей профилактической работы, которая может вестись по следующим направлениям: - улучшение организации и условий труда, обеспечение ритмичности и строгой координированности производственного процесса, что вызывает у работников моральную удовлетворенность трудом; - подбор личного состава и правильная расстановка кадров с учетом их социально-профессиональных характеристик и психологической совместимости, что снижает вероятность конфликтования; - развитие критики и самокритики и т.д. В заключение можно сказать, что трудовой коллектив – это очень сложная система взаимосвязей, отношений, интересов, убеждений и т.д., и неудивительно, что в такой системе могут возникнуть проблемы. В своей работе я выделила шесть основных проблем:
Решение проблем адаптации и персонализации человека в трудовом коллективе очень схоже, поскольку персонализация является одним из этапов адаптационного периода. Адаптация – это общее название процесса вливания работника в новый трудовой коллектив, а персонализация непосредственно касается личных и рабочих качеств сотрудника, его поведения, от нее зависит дальнейшие отношения с коллегами по работе. Человек легко и быстро вступит в новое для него общество, если, будет соответствовать своей должности и обладать необходимыми профессиональными навыками, личным желание трудиться. Во-вторых, он должен понимать о существовании уже сложившихся отношениях в трудовом коллективе, должен быть объективным, общительным, уравновешенным и уверенным в себе. Ну и, конечно, в коллективе необходимо присутствие дисциплины, благоприятной психологической атмосферы. Решение проблемы разногласий профессиональных взглядов я вижу в создании на предприятии системы коллективного управления. В коллективе при таком управлении решения будут приниматься совместно, являться компромиссными и, как правило, наиболее верными с нравственной точки зрения. Еще один способ разрешения подобных конфликтов – это посредничество, помощь третьей стороны, целью которой также будет поиск оптимального и общего решения, удовлетворяющего обе стороны. Конфликты между сложившимися группами работников на предприятии не редкость, особенно распространена офисная дедовщина. Групповой травле со стороны коллег может подвергнуться каждый сотрудник. Постараться решить данную проблему можно путем откровенного разговора, чтобы выяснить причины негатива. Глухая оборона не выход из ситуации. Лучшая защита, как известно, нападение. Если сотрудник достаточно уверен в себе, хорошо владеет приемами дискуссии и в отличие от своих противников является хорошим специалистом, можно попробовать в удобный момент профессионально дискредитировать кого-нибудь из зачинщиков в глазах коллег или начальства. Но эффективным и проверенным способом является обращение к руководству по поводу нездоровых отношений. Если вас боятся потерять, как хорошего работника, то руководитель обязательно поговорит со своими подчиненными. Бороться с неформальным лидером можно, использовав его силу на благо компании, то есть назначить на должность формального руководителя. Можно предложить еще несколько способов борьбы с такими «неформалами»: например, загрузить их работой или перевести в другой отдел. И в случае, если ни один из методов не помогает, то обычно советуют планомерно подрывать репутацию лидера, компрометировать его в глазах коллектива и затем увольнять. На работе личная неприязнь может появиться между людьми даже в коллективах, где подобрались все хорошие люди, где точно нет людей ленивых, лживых, вороватых. Личная неприязнь может атаковать сотрудников из любого коллектива. Чтобы её устранить, можно попробовать поговорить с коллегой «по душам» или опять-таки же прибегнуть к помощи третьего лица. Как правило, третьим лицом на работе является руководитель. Но основным средством устранения личной неприязни будет являться прямой разговор.
|